Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Еврейская АО


БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2008 г. по делу № 2-2009/2008

Биробиджанский городской суд ЕАО в составе:
судьи: Поповой М.Н.
при секретаре: Баланевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора г. Биробиджана о признании отдельных положений нормативно-правового акта противоречащими федеральному закону,

установил:

прокурор г. Биробиджана обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений нормативно-правового акта противоречащими федеральному закону, указывая, что постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 утверждено Положение об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО. Первоначальный текст постановления опубликован в газете "МИГ" от 22.03.2007 № 12. В результате правового анализа настоящего нормативного правового акта установлено, что п. 1, пп. "а" п. 5 и пп. "а" п. 6 Положения не соответствуют действующему законодательству РФ о противодействии терроризму.
Конституцией РФ установлено, что местное самоуправление самостоятельно только в пределах своих полномочий. Правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определено, что правовую основу противодействия терроризму составляют, в частности, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента РФ. Под противодействием терроризму понимается соответствующая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Среди вопросов местного значения городского округа (ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") отсутствует регулирование органами местного самоуправления деятельности не муниципальных предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, которые самостоятельны от органов местного самоуправления и, следовательно, последние не вправе обязывать их совершать определенные действия.
Исходя из изложенного следует, что антитеррористическая комиссия в МО "Город Биробиджан" вправе координировать деятельность только органов и должностных лиц местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также структурных подразделений и должностных лиц этих органов.
Относительно иных субъектов из смысла положений федерального законодательства в анализируемой сфере (Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и Положения об антитеррористической комиссии в субъекте РФ, утвержденного 07.07.2006 председателем Национального антитеррористического комитета) следует, что антитеррористическая комиссия в муниципальном образовании может осуществлять свою деятельность только во взаимодействии с ними (запрашивая и получая от них в установленном порядке необходимые материалы и информацию, привлекая для участия в ее работе их представителей (с их согласия) и др.). Включение в функции антитеррористической комиссии в муниципальном образовании координации деятельности расположенных на его территории организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности ограничивало бы свободу экономической деятельности, равно как и свободу деятельности общественных объединений, гарантированные ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 30 Конституции РФ.
Таким образом, считает, что п. 1, пп. "а" п. 5 и пп. "а" п. 6 Положения об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО, утвержденного постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 (в ред. от 19.09.2008), противоречат действующему федеральному законодательству.
Просил п. 1, пп. "а" п. 5 и пп. "а" п. 6 Положения об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО, утвержденного постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 (в ред. от 19.09.2008), признать противоречащими федеральному закону и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор г. Биробиджана Т.В. требования и доводы заявления поддержал, суду дополнительно пояснил, что основное противоречие вышеуказанных пунктов Положения федеральному законодательству заключается в том, что антитеррористическая комиссия в МО "Город Биробиджан" фактически превышает свои полномочия. Комиссия не вправе брать на себя функции по координации деятельности не муниципальных предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов. Тем самым комиссия ограничивает свободу их экономической деятельности, что нарушает положения Конституции РФ. Типовое положение об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании ЕАО было утверждено 13.02.2007 решением № 1 председателя областной антитеррористической комиссии ЕАО - губернатором области. Решением антитеррористической комиссии ЕАО от 27.05.2008 внесены изменения в Типовое положение об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании ЕАО с учетом предложений прокурора области по п. 1, пп. "а" п. 5, пп. "а" п. 6 Типового положения. 10.09.2008 прокурор г. Биробиджана направил протест на имя главы МО "Город Биробиджан", в котором поставил вопрос о приведении в соответствие с федеральным законодательством вышеуказанных пунктов Положения антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10. Мэрия города с протестом не согласилась, считая, что координация деятельности подразумевает согласование действий, отсутствие каких-либо санкций. Однако из представленных комиссией решений усматривается обратное. Просил удовлетворить заявленные требования, признать п. 1, пп. "а" п. 5 и пп. "а" п. 6 Положения об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО, утвержденного постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 (в ред. от 19.09.2008), противоречащими федеральному закону и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу. Опубликовать в муниципальной газете "МИГ" сообщение о решении суда.
Представитель заинтересованного лица главы МО "Город Биробиджан" Т.В., действующий на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством обязаны взаимодействовать по вопросам профилактики терроризма и экстремизма со всеми субъектами, в том числе и с организациями всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа. Таким образом, законодатель наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мер по профилактике терроризма на всей территории городского округа.
В целях реализации указанного вопроса местного значения, а также в соответствии с Федеральными законами от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму", Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, решением антитеррористической комиссии Еврейской автономной области от 16.01.2007 № 2 "О создании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях Еврейской автономной области для обеспечения координации деятельности расположенных на территории городского округа предприятий, организаций, учреждений, иных хозяйствующих субъектов (независимо от формы собственности) по их технической укрепленности пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также по минимизации и ликвидации последствий возможных террористических актов на территории городского округа" главой муниципального образования принято постановление от 19.03.2007 № 10 "О создании антитеррористической комиссии в муниципальном образовании "Город Биробиджан" ЕАО".
Законодательство Российской Федерации не определяет понятие "координация". Толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, используемый судами при толковании понятий, под "координацией" понимает "согласование". Осуществление координации деятельности расположенных на территории городского округа предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений - это согласованное установление взаимодействия между органами местного самоуправления и иными субъектами. В своей работе они не обязывают руководителей немуниципальных предприятий, учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов выполнять решение комиссии. Решения носят рекомендательный характер, в случае их невыполнения санкций не наступает. Прокурор г. Биробиджана по иному толкует понятие "координация", в другом смысле. Положение об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" разрабатывалось на основании Типового положения, утвержденного губернатором области, как руководителем областной антитеррористической комиссии. С изменениями, внесенными 27.05.2008 антитеррористической комиссией в ЕАО в п. 1. пп. "а" п. 5 и пп. "а" п. 6 Типового положения, не согласна. Считает требования прокурора необоснованными.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что правовую основу противодействия терроризму составляют настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (ст. 1).
Под противодействием терроризму понимается соответствующая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 3).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму" надлежало образовать для координации деятельности территориальных федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористической комиссии в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 создана антитеррористическая комиссия в МО "Город Биробиджан", утверждено Положение об антитеррористической комиссии. Названное постановление опубликовано 22.03.2007 в издании "МИГ", № 12.
В п. 1 Положения указано, что антитеррористическая комиссия в МО "Город Биробиджан" ЕАО является органом, осуществляющим координацию деятельности расположенных на территории городского округа предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Подпункт "а" п. 5 Положения предусматривает, что основной задачей комиссии является координация деятельности указанных субъектов по их технической укрепленности, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также не минимизации и ликвидации последствий возможных террористических актов.
Согласно пп. "а" п. 6 Положения для осуществления своих задач комиссия имеет право принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности расположенных на территории городского округа предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также осуществлять контроль за их исполнением.
Суд считает, что перечисленные нормы Положения противоречат действующему законодательству. Вышеуказанные нормы федерального законодательства не предусматривают право антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО координировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов (независимо от формы собственности), расположенных на территории городского округа, по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также осуществлять контроль за исполнением ими решений комиссии. Антитеррористическая комиссия в МО "Город Биробиджан" вправе координировать деятельность только органов и должностных лиц местного самоуправления, структурных подразделений, должностных лиц этих органов, муниципальных учреждений и предприятий.
Кроме того, суд полагает, что в данном случае имеет место неопределенность нормативного акта. Понятие "координация деятельности" в отношении предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов (независимо от формы собственности) в тексте Положения имеет неоднозначное толкование. Разрешать вопрос о компетенции комиссии на основании толкового словаря русского языка под редакцией С.И.Ожегова суд полагает недопустимым. Суд считает, что орган местного самоуправления, принявший Положение, может четко сформулировать круг полномочий комиссии.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что п. 1, пп. "а" п. 5, пп. "а" п. 6 Положения об антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО, утвержденного постановлением главы МО "Город Биробиджан" ЕАО от 19.03.2007 № 10 (в редакции постановления мэра города Биробиджана ЕАО от 19.09.2008 № 16), противоречат федеральному законодательству.
Суд считает, что вышеуказанные пункты Положения подлежат признанию недействующими со дня их принятия, поскольку из решений комиссии № 1 от 19.02.2008 № 2, 3 от 24.07.2008, № 4 от 07.11.2008 следует, что за период деятельности комиссией принимались решения обязательного характера не только в отношении муниципальных предприятий, учреждений и организаций, но и в отношении предприятий, учреждений и организаций иных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В постановлении комиссии № 4 от 07.11.2008 ИП С.Э., Б.В., Ш.А. предупреждены об ответственности за невыполнение решения антитеррористической комиссии в МО "Город Биробиджан" ЕАО.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного акта или его части, а также других нормативных актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящем его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В связи с чем суд считает необходимым в течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать в печатном издании "Муниципальная информационная газета" сообщение о решении суда следующего содержания: "Решением Биробиджанского городского суда от 03.12.2008 признаны противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункт 1, подпункт "а" пункта 5, подпункт "а" пункта 6 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 19.03.2007 № 10 в редакции постановления мэра города Биробиджана Еврейской автономной области от 19.09.2008 № 16".
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор г. Биробиджана освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с чем с главы муниципального образования "Город Биробиджан", как органа местного самоуправления, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2,000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

заявление прокурора г. Биробиджана о признании отдельных положений нормативно-правового акта противоречащими федеральному закону удовлетворить.
Признать пункт 1, подпункт "а" пункта 5, подпункт "а" пункта 6 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 19.03.2007 № 10 (в редакции постановления мэра города Биробиджана Еврейской автономной области от 19.09.2008 № 16), противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня его принятия.
В течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать в печатном издании "Муниципальная информационная газета" сообщение о решении суда следующего содержания: "Решением Биробиджанского городского суда от 03.12.2008 признаны противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункт 1, подпункт "а" пункта 5, подпункт "а" пункта 6 Положения об антитеррористическом комиссии в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 19.03.2007 № 10 в редакции постановления мэра города Биробиджана Еврейской автономной области от 19.09.2008 № 16".
Взыскать с главы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2,000 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в суд ЕАО в течение 10 дней через суд г. Биробиджана.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru