ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 февраля 2009 г. № 163-рг
О ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ
МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжений губернатора Тульской области
от 19.06.2009 № 622-рг
, от 18.08.2009 № 836-рг
)
В целях обеспечения экономической устойчивости и социальной стабильности в Тульской области в условиях мирового финансового кризиса, на основании статьи 30
Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Утвердить Программу
мероприятий по преодолению последствий мирового финансового и экономического кризиса в Тульской области (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор Тульской области
В.Д.ДУДКА
Приложение
к распоряжению губернатора
Тульской области
от 19.02.2009 № 163-рг
ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ
МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжений губернатора Тульской области
от 19.06.2009 № 622-рг
, от 18.08.2009 № 836-рг
)
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ
МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Программа мероприятий по преодолению последствий мирового¦
¦Программы ¦финансового и экономического кризиса в Тульской области ¦
¦ ¦(далее - Программа) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Администрация Тульской области ¦
¦заказчик ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Администрация Тульской области ¦
¦разработчики ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Органы исполнительной власти Тульской области, органы ¦
¦Программы ¦местного самоуправления, организации Тульской области ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Цель Программы: ¦
¦Программы ¦обеспечение экономической устойчивости и социальной ¦
¦ ¦стабильности в Тульской области в условиях мирового ¦
¦ ¦финансового кризиса. ¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦обеспечение конкурентоспособности и развитие региональной¦
¦ ¦экономики, поддержание деловой активности в регионе; ¦
¦ ¦регулирование рынка труда, переобучение и трудоустройство¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦сокращение издержек в бюджетном секторе, включая ¦
¦ ¦поддержку мер по энергосбережению и ускоренную реализацию¦
¦ ¦проектов модернизации коммунальных сетей; ¦
¦ ¦обеспечение санации и реструктуризации социально значимых¦
¦ ¦действующих на территории области предприятий с ¦
¦ ¦неустойчивым финансовым положением ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2009 год ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Мероприятия Программы: ¦
¦мероприятий ¦оптимизация расходов бюджета области ¦
¦ ¦на 2009 год в условиях возможного сокращения доходов ¦
¦ ¦бюджета Тульской области; ¦
¦ ¦оптимизация структуры органов исполнительной власти ¦
¦ ¦и подразделений аппарата администрации Тульской области; ¦
¦ ¦дополнительное социальное обеспечение (защита) категорий ¦
¦ ¦граждан Тульской области, наиболее пострадавших от ¦
¦ ¦нестабильной ситуации на финансовых рынках; ¦
¦ ¦обеспечение устойчивости экономики Тульской области, ¦
¦ ¦оказание государственной поддержки социально значимым ¦
¦ ¦предприятиям с неустойчивым финансовым положением; ¦
¦ ¦разработка механизма обеспечения координации программ ¦
¦ ¦развития инфраструктуры Тульской области с программами ¦
¦ ¦обеспечения занятости населения и стратегиями развития ¦
¦ ¦крупных российских корпораций, работающих на рынке ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦создание системы многофункциональных центров ¦
¦ ¦предоставления государственных и муниципальных услуг на ¦
¦ ¦территории Тульской области; ¦
¦ ¦разработка и внедрение административных регламентов ¦
¦ ¦исполнения государственных функций (предоставления ¦
¦ ¦государственных услуг) и стандартов государственных услуг¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Социально-экономическая ситуация в Тульской области за 2008 год характеризуется сохранением положительной динамики важнейших макроэкономических показателей.
По итогам 2008 года Тульская область занимает уверенную позицию в первой пятерке регионов Центрального федерального округа по ряду показателей: объем отгруженной промышленной продукции, объем инвестиций в основной капитал, оборот розничной торговли, финансовый результат деятельности организаций.
В течение последних лет сохраняются на относительно высоком уровне темпы экономического роста. За 2006 - 2008 годы темп роста экономики Тульской области составил 128,8 процента, индекс промышленного производства в сопоставимых ценах - 130,1 процента.
Выбранная администрацией Тульской области стратегия устойчивого развития принесла определенные практические результаты. Об этом свидетельствуют значения основных макроэкономических показателей социально-экономического развития региона.
По предварительным данным, в 2008 году индекс промышленного производства относительно уровня предыдущего года составил 105 процентов в сопоставимых ценах.
Финансовый результат крупных и средних организаций сложился в размере более 30 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал составил в 2008 году 47,3 млрд. рублей - 111,3 процента к уровню 2007 года.
За счет всех источников финансирования на территории области введено в действие общей площади жилых домов на 29,5 процента больше, чем в предыдущем году.
Темп прироста объемов сельскохозяйственного производства в 2008 году составил 12,8 процента, что существенно превышает среднероссийские показатели в этой сфере.
Возросший экономический потенциал привел к повышению уровня реальных располагаемых денежных доходов населения. С учетом инфляционной составляющей реальные денежные доходы увеличились на 11 процентов.
Рост денежных доходов населения способствовал росту розничного товарооборота. В 2008 году оборот розничной торговли превысил аналогичный показатель предыдущего года на 20,4 процента (в сопоставимых ценах).
Динамика основных показателей
социально-экономического развития
Тульской области за 2005 - 2008 годы
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ Наименование ¦ Единица ¦2005 год¦2006 год¦2007 год¦ 2008 год ¦ 2008 ¦
¦ показателя ¦измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в % ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к 2005¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Валовой ¦млн. руб. ¦116221,2¦143311,9¦177759,4¦ 224185,3¦ ¦
¦региональный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 106,5¦ 109,1¦ 110,2¦ 107,1¦ 128,8¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Объем отгруженных ¦млн. руб. ¦145044,0¦170158,0¦214920,6¦ 261390,7¦ ¦
¦товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦собственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 104,9¦ 109,1¦ 113,6¦ 105,0¦ 130,1¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Продукция ¦млн. руб. ¦ 18328,6¦ 19803,9¦ 26444,6¦ 31007,0¦ ¦
¦сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 104,2¦ 99,0¦ 109,0¦ 112,8¦ 121,7¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Инвестиции в ¦млн. руб. ¦ 20803,7¦ 24361,1¦ 30445,1¦ 47335,1¦ ¦
¦основной капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 131,9¦ 105,6¦ 111,7¦ 111,3¦ 131,3¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Иностранные ¦ тыс. ¦235558,0¦276160,0¦176740,0¦ 429479,0¦ ¦
¦инвестиции ¦долларов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 271,1¦ 117,2¦ 64,0¦ 243,0¦ 182,3¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Объем выполненных ¦млн. руб. ¦ 9851,5¦ 12945,1¦ 18243,6¦ 22021,0¦ ¦
¦работ по виду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"строительство" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 128,5¦ 114,9¦ 125,1¦ 100,5¦ 144,5¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Ввод в действие ¦тыс. кв. м¦ 198,7¦ 250,8¦ 322,2¦ 417,2¦ ¦
¦жилых домов +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 92,0¦ 126,2¦ 128,5¦ 129,5¦ 210,0¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Доходы ¦млн. руб. ¦ 20735,1¦ 23789,2¦ 32770,0¦ 42102,0¦ ¦
¦консолидированного+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦бюджета ¦ % ¦ 128,4¦ 114,7¦ 137,8¦ 128,5¦ 203,0¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Расходы ¦млн. руб. ¦ 20495,6¦ 25190,9¦ 31880,4¦ 41588,8¦ ¦
¦консолидированного+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦бюджета ¦ % ¦ 125,5¦ 122,9¦ 126,6¦ 130,5¦ 202,9¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦образование ¦млн. руб. ¦ 4844,0¦ 6223,6¦ 7589,3¦ 9442,2¦ ¦
¦ +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 130,9¦ 128,5¦ 121,9¦ 124,4¦ 194,9¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦здравоохранение и ¦млн. руб. ¦ 3866,2¦ 5522,1¦ 6420,8¦ 6981,4¦ ¦
¦спорт +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 127,5¦ 142,8¦ 116,3¦ 108,7¦ 180,6¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦культура, ¦млн. руб. ¦ 581,2¦ 740,3¦ 892,9¦ 1118,2¦ ¦
¦кинематография и +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦средства массовой ¦ % ¦ 125,8¦ 127,4¦ 120,6¦ 125,2¦ 192,4¦
¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦социальная ¦млн. руб. ¦ 3426,4¦ 3765,7¦ 4540,2¦ 6322,6¦ ¦
¦политика +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 202,6¦ 109,9¦ 120,6¦ 139,3¦ 184,5¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Внешнеторговый ¦ млн. ¦ 2626,3¦ 2770,6¦ 3470,7¦4457,9 <*>
¦ ¦
¦оборот ¦долларов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦ ¦ % ¦ 128,1¦ 105,5¦ 125,3¦ 147,9 <*>
¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Денежные доходы ¦ руб. ¦ 5027,7¦ 6636,2¦ 8373,2¦ 11323,3¦ ¦
¦населения в +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦расчете на душу ¦ % ¦ 126,0¦ 132,0¦ 126,2¦ 135,2¦ 225,2¦
¦(в среднем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в месяц) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Реальные ¦ % ¦ 109,2¦ 119,6¦ 111,2¦ 111,0¦ 147,6¦
¦располагаемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦денежные доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Среднемесячная ¦ руб. ¦ 6412,4¦ 7851,0¦ 10137,2¦ 12605,4¦ ¦
¦номинальная +----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦начисленная ¦ % ¦ 124,0¦ 122,4¦ 129,1¦ 130,8¦ 196,6¦
¦заработная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работающих в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Реальная ¦ % ¦ 108,7¦ 112,5¦ 116,8¦ 110,2¦ 144,9¦
¦начисленная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заработная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦Оборот розничной ¦млн. руб. ¦ 48490,1¦ 61144,2¦ 84233,3¦ 118105,8¦ ¦
¦торговли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
¦индекс физического¦ % ¦ 114,0¦ 118,0¦ 126,0¦ 120,4¦ 179,0¦
¦объема (в сопост. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+----------+--------+--------+--------+----------+------+
--------------------------------
<*> Предварительные данные без учета оборота с Республикой Беларусь.
Вместе с тем кризисные процессы в мировой экономике не могли в той или иной мере не отразиться на экономике региона.
Основные факторы воздействия кризиса на экономику Тульской области:
рост процентных ставок и ухудшение условий кредитования на внешних и внутренних рынках;
рост тарифов на энергоносители;
снижение доходов от экспорта продукции тульских производителей;
неустойчивость финансовых потоков в условиях высокой неопределенности и отток капитала ("кризис ликвидности");
снижение инвестиционной активности организаций.
Ухудшение экономической конъюнктуры повлекло за собой ряд негативных последствий.
Динамика индексов производства по основным видам экономической деятельности в 2008 году представлена на графике.
Динамика ежемесячного индекса производства
в 2008 году к соответствующему месяцу 2007 года
Рисунок не приводится.
За январь 2009 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 81,4 процента к уровню января 2008 года, 52,8 процента - к декабрю 2008 года.
Снижение объемов наблюдается по всем основным видам экономической деятельности промышленного производства, в том числе и по базовым для экономики Тульской области:
химическое производство - 90,9 процента к январю 2008 года, 87,1 процента - к декабрю 2008 года;
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 67,2 процента к январю 2008 года, 73,6 процента к декабрю 2008 года;
производство машин и оборудования - 78,4 процента к январю 2008 года, 28,0 процента к декабрю 2008 года.
Замедление экономического роста и ухудшение финансового положения организаций влечет за собой сокращение рабочих мест. На ряде крупных металлургических и машиностроительных предприятий региона рассматривается возможность снижения занятости до 15 - 20 процентов, перевода части работников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственного производства в условиях финансового кризиса, являются удорожание кредитных ресурсов, увеличение сроков окупаемости действующих бизнес-проектов и возможное замораживание реализации новых, а также проблемы со своевременностью и полнотой расчетов потребителей за поставленную сельскохозяйственную продукцию.
Одним из последствий мирового финансового кризиса может стать сокращение динамики реальных располагаемых доходов населения. Это приведет к ограничению потребительского спроса. Соответственно снизятся текущие расходы домашних хозяйств как на покупку товаров, так и на оплату услуг. Динамика оборота розничной торговли в 2008 году сохранилась на достаточно высоком уровне, а в текущем году наиболее вероятно ее замедление.
Поэтому одной из главных задач, стоящих перед администрацией Тульской области и перед бизнес-сообществом региона, является минимизация социально-экономических последствий мирового финансового кризиса для хозяйственного комплекса региона и для населения Тульской области.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: обеспечение экономической устойчивости и социальной стабильности в Тульской области в условиях мирового финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
обеспечение конкурентоспособности и развитие региональной экономики, поддержание деловой активности в регионе;
регулирование рынка труда, переобучение и трудоустройство населения;
сокращение издержек в бюджетном секторе, включая меры по оптимизации текущих расходов, энергосбережению и ускоренной реализации проектов модернизации коммунальных сетей;
осуществление мер по санации и реструктуризации социально значимых предприятий с неустойчивым финансовым положением.
Раздел 3. Система программных мероприятий
по преодолению последствий мирового финансового
и экономического кризиса в Тульской области
на 2009 год
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦ Мероприятия ¦Срок исполнения¦ Ответственные ¦ Примечание ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦ Обеспечение конкурентоспособности ¦
¦ и развитие региональной экономики ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦1. Подготовка скорректированного прогноза ¦ Февраль ¦Департамент ¦ ¦
¦социально-экономического развития в составе основных ¦ 2009 года ¦экономического развития ¦ ¦
¦макроэкономических показателей Тульской области ¦ ¦Тульской области, органы¦ ¦
¦на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов с ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦
¦учетом складывающейся в экономике области ситуации под ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
¦влиянием мирового финансового и экономического кризиса ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦2. Подготовка и представление губернатору Тульской области¦ Февраль ¦Заместители губернатора ¦ ¦
¦списков предприятий, обеспечивающих устойчивость экономики¦ 2009 года ¦Тульской области ¦ ¦
¦Тульской области и являющихся градообразующими ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиями муниципальных образований, для представления¦ ¦ ¦ ¦
¦в Правительство Российской Федерации и коммерческие банки ¦ ¦ ¦ ¦
¦в целях кредитования, в том числе за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦господдержки ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦3. Организация работы по подписанию соглашений между ¦ Февраль ¦Заместители губернатора ¦ ¦
¦администрацией Тульской области и предприятиями, ¦ 2009 года ¦Тульской области ¦ ¦
¦обеспечивающими устойчивость экономики Тульской области, о¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимодействии по преодолению последствий мирового ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансового и экономического кризиса ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦4. Организация работы по повышению деловой активности ¦ Постоянно ¦Департамент ¦ ¦
¦субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской ¦ ¦предпринимательства и ¦ ¦
¦области: ¦ ¦потребительского рынка ¦ ¦
¦проведение анализа деятельности субъектов малого и ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
]]>¦ ¦ от 9 июня ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2008 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦ № 1015-ЗТО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (ред
. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ от 19 декабря ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2008 года) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ "О бюджетном ¦ ¦ ¦
¦ ¦ процессе в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Тульской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ области" ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦59
. Представление департаменту финансов Тульской области ¦ Ежеквартально ¦Органы государственной ¦ ¦
¦документов, подтверждающих необходимые объемы ¦ за месяц до ¦власти Тульской ¦ ¦
¦финансирования на 2009 год по объектам, предусмотренным в ¦ наступления ¦области - получатели ¦ ¦
¦долгосрочных целевых программах ¦ планового ¦бюджетных средств ¦ ¦
¦ ¦ периода ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦60
. В рамках реализации областных целевых программ ¦ Февраль ¦Органы исполнительной ¦ ¦
¦проведение проверки объектов, принятых в эксплуатацию в ¦ 2009 года ¦власти Тульской ¦ ¦
¦2008 году, на предмет соответствия документов, ¦ ¦области - ¦ ¦
¦предъявленных к финансированию, объемам выполненных работ ¦ ¦государственные ¦ ¦
¦ ¦ ¦заказчики долгосрочных ¦ ¦
¦ ¦ ¦целевых программ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦департамент финансов ¦ ¦
¦ ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦61
. Разработка и представление предложений по внесению ¦ Февраль ¦Департамент финансов ¦ ¦
¦изменений в бюджет
Тульской области на 2009 год и на ¦ 2009 года ¦Тульской области ¦ ¦
¦плановый период 2010 и 2011 годов с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦скорректированного прогноза социально-экономического ¦ ¦ ¦ ¦
¦развития в составе основных макроэкономических показателей¦ ¦ ¦ ¦
¦Тульской области на 2009 год ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦62
. Подготовка предложений в Правительство Российской ¦ Февраль ¦Департамент финансов ¦ ¦
¦Федерации о возможном размещении временных остатков ¦ 2009 года ¦Тульской области ¦ ¦
¦бюджетных средств на счетах депозитов в коммерческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦банках на конкурсной основе ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦63
. Проведение торгов на открытие кредитной линии в ¦ Февраль ¦Департамент финансов ¦ ¦
¦коммерческих банках для финансирования кассовых разрывов ¦ 2009 года ¦Тульской области, ¦ ¦
¦бюджета Тульской области ¦ ¦комитет государственного¦ ¦
¦ ¦ ¦заказа Тульской области ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦64
. Разработка и представление губернатору Тульской ¦ Март ¦Первый заместитель ¦ ¦
¦области предложений по оптимизации структуры органов ¦ 2009 года ¦губернатора - ¦ ¦
¦исполнительной власти и подразделений аппарата ¦ ¦руководитель аппарата ¦ ¦
¦администрации Тульской области ¦ ¦администрации Тульской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, департамент ¦ ¦
¦ ¦ ¦финансов Тульской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, главное ¦ ¦
¦ ¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦ ¦государственной службы и¦ ¦
¦ ¦ ¦кадров аппарата ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации Тульской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, департамент ¦ ¦
¦ ¦ ¦экономического развития ¦ ¦
¦ ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦65
. Подготовка и представление на рассмотрение губернатору¦ Март ¦Первый заместитель ¦ ¦
¦Тульской области предложений по оптимизации структуры ¦ 2009 года ¦губернатора - ¦ ¦
¦управления органов местного самоуправления ¦ ¦руководитель аппарата ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации Тульской ¦ ¦
¦ ¦ ¦области, ¦ ¦
¦ ¦ ¦управление по развитию ¦ ¦
¦ ¦ ¦местного самоуправления ¦ ¦
¦ ¦ ¦аппарата администрации ¦ ¦
¦ ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦66
. Представление губернатору Тульской области результатов¦ На 1 января ¦Департамент ¦ ¦
¦постановки на учет земельных участков и объектов ¦ 2009 года ¦имущественных и ¦ ¦
¦недвижимости ¦и в последующем¦земельных отношений ¦ ¦
¦ ¦ ежеквартально ¦Тульской области ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦67
. Проведение анализа параметров бюджетов муниципальных ¦ Январь - ¦Департамент финансов ¦ ¦
¦образований Тульской области по итогам исполнения ¦ февраль ¦Тульской области ¦ ¦
¦2008 года и внесение предложений по уточнению местных ¦ 2009 года ¦ ¦ ¦
¦бюджетов на 2009 год ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦68
. Представление в департамент финансов Тульской области ¦ До 15 марта ¦Главы администраций ¦ ¦
¦утвержденных бюджетов муниципальных образований ¦ 2009 года ¦муниципальных ¦ ¦
¦на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов ¦ ¦образований ¦ ¦
¦в условиях сокращения доходов местного бюджета ¦ ¦(по согласованию) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦69
. Разработка, утверждение и представление в управление ¦ Февраль ¦Главы администраций ¦ ¦
¦по развитию местного самоуправления аппарата администрации¦ 2009 года ¦муниципальных ¦ ¦
¦Тульской области плана антикризисных мероприятий ¦ ¦образований ¦ ¦
¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦70
. Представление в департамент финансов Тульской области ¦5 числа каждого¦Главы администраций ¦ ¦
¦утвержденных лимитов финансирования местных бюджетов на ¦первого месяца ¦муниципальных ¦ ¦
¦очередной квартал ¦ квартала ¦образований ¦ ¦
¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦71
. Внесение предложений губернатору Тульской области по ¦ В течение ¦Департамент финансов ¦ ¦
¦введению на территории муниципальных образований временной¦ 2009 года при ¦Тульской области ¦ ¦
¦финансовой администрации в порядке, установленном ¦ возникновении ¦ ¦ ¦
¦Бюджетным кодексом Российской Федерации ¦ чрезвычайных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ условий ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦72
. Оценка эффективности деятельности органов местного ¦ В течение ¦Управление по развитию ¦ ¦
¦самоуправления в соответствии с Указом Президента ¦ 2009 года ¦местного самоуправления ¦ ¦
¦Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 ¦ ¦аппарата администрации ¦ ¦
¦"Об оценке эффективности деятельности органов местного ¦ ¦Тульской области ¦ ¦
¦самоуправления городских округов и муниципальных районов" ¦ ¦ ¦ ¦
¦и распоряжением Правительства Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
¦от 11 сентября 2008 года № 1313-р ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦73
. Представление в департамент жилищно-коммунального ¦ Ежемесячно до ¦Главы администраций ¦ ¦
¦хозяйства Тульской области информации о состоянии расчетов¦ 25 числа ¦муниципальных ¦ ¦
¦за потребленные энергоносители муниципальными учреждениями¦ месяца, ¦образований ¦ ¦
¦и населением муниципальных образований ¦ следующего за ¦(по согласованию) ¦ ¦
¦ ¦ отчетным ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
¦74
. Разработка и реализация мероприятий ¦В соответствии ¦Департамент ¦В 2009 году - ¦
¦по обеспечению энергосбережения в рамках долгосрочной ¦ с планом ¦жилищно-коммунального ¦165,7 млн. руб., ¦
¦целевой программы
"Модернизация и капитальный ремонт ¦ мероприятий ¦хозяйства Тульской ¦в т.ч. из средств ¦
¦объектов коммунальной инфраструктуры Тульской области ¦ Программы ¦области ¦бюджета Тульской ¦
¦на 2007 - 2010 годы" ¦ ¦ ¦области - ¦
¦ ¦ ¦ ¦165,7 млн. руб. ¦
+----------------------------------------------------------+---------------+------------------------+---------------------+
Раздел 4. Механизмы реализации Программы
Механизмы реализации Программы представляют собой комплекс управленческих решений в рамках системы государственного управления, направленных на достижение баланса экономических, социальных, экологических аспектов устойчивого развития региона в условиях мирового финансового и экономического кризиса как основы обеспечения качества жизни и конкурентоспособности Тульской области в долгосрочной перспективе. Для достижения поставленных целей будет обеспечена интеграция всех существующих ресурсов, механизмов и инструментов развития.
4.1. Экономическая политика
Основами улучшения качества жизни станут конкурентоспособная экономика, повышение производительности труда, расширение рынков сбыта и переориентация на внутрироссийские рынки, производство новых видов товаров, работ и услуг с высокой долей добавленной стоимости, создание промышленных кластеров и формирование современной инновационно-производственной инфраструктуры в сельском хозяйстве за счет создания сети агропарков, что позволит сохранить высокий уровень занятости населения и создаст условия для роста доходов бюджета Тульской области.
Ключевые требования к экономической политике региона - наличие устойчивых приоритетов экономического роста, активная информационная политика, обеспечивающая их проведение и закрепление в бизнес-среде.
Дальнейшим развитием финансовой политики будет являться повышение эффективности управления финансами Тульской области и результативности бюджетных расходов.
4.2. Финансово-бюджетная политика
Основой финансовой политики, реализуемой администрацией Тульской области, является повышение эффективности региональных финансов и поддержание условий для стабильного экономического и социального развития Тульской области.
Осуществление постепенного перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров, в соответствии с общей концепцией реформирования общественных финансов в Российской Федерации.
Реализация бюджетной политики позволит синхронизировать развитие бюджетного и финансового планирования Тульской области с изменениями, происходящими в законодательстве и бюджетном планировании.
Главным направлением проводимой в Тульской области налоговой политики является создание в регионе эффективного налогового пространства, стимулирующего качественный рост региональной экономики.
4.3. Политика в сфере развития
государственно-частного партнерства
Приоритетными направлениями развития государственно-частного партнерства являются:
координация вопросов профессионального образования и система подготовки кадров как для госсектора и базовых секторов экономики, так и для инновационных секторов;
жилищно-коммунальное хозяйство;
развитие производственной и транспортной инфраструктуры, услуг.
Особое место отводится такому инструменту взаимодействия органов государственного управления и бизнеса, как совместная подготовка и продвижение высокоэффективных инвестиционных проектов, имеющих стратегически важное значение для Тульской области для последующего привлечения средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации, банков развития и венчурных фондов.
4.4. Реформирование системы
государственного управления и повышение качества
предоставляемых государственных услуг
Приоритетными направлениями в данной сфере, создающей условия для закрепления социальной стабильности в регионе, являются:
формирование публичного государственного электронного реестра государственных функций и перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти;
устранение избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти;
качественное повышение уровня оказания государственных услуг;
введение регламентов и стандартов предоставления услуг, модернизация системы приема и обработки социальных платежей, построенная на базе создаваемого единого информационного межведомственного ресурса (многофункционального центра, реализующего принцип "одного окна").
4.5. Кадровая политика
Эффективное решение задач реформы государственной службы требует соответствующего кадрового обеспечения. В связи с этим реформирование государственной гражданской службы является одним из приоритетных направлений кадровой политики. Оно осуществляется в интересах укрепления государства, развития гражданского общества, открытости и доверия граждан к органам государственной власти.
Мероприятия по совершенствованию государственной службы предусматривают внедрение норм служебной этики и служебного поведения государственных служащих, а также должностных стандартов и квалификационных требований по государственным должностям.
Повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих является приоритетным направлением реформирования государственной службы. Существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих по различным видам и направлениям обучения обеспечивает реализацию одного из принципов государственной кадровой политики - принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих.
4.6. Федеральные целевые программы
и областные целевые программы
Одним из основных условий роста экономики в настоящее время является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, реформирования бюджетной системы, перехода от "планирования ресурсов" к "планированию результатов".
Ограниченные бюджетные ресурсы должны быть сконцентрированы на решении ключевых государственных задач в Тульской области в социальной сфере, здравоохранении, образовании, сфере культуры, правоохранительной деятельности.
С помощью реализации целевых программ возможно объединение усилий федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и частного сектора экономики для активного воздействия на производственные, экономические и социальные процессы.
Раздел 5. Организация управления Программой
Организационное обеспечение управления Программой осуществляется межведомственной комиссией по мониторингу финансов Тульской области, созданной распоряжением губернатора Тульской области от 17 октября 2008 года № 1536-рг.
Основной задачей межведомственной комиссии по мониторингу финансов Тульской области является рассмотрение и решение вопросов координации деятельности органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления Тульской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от организационно-правовой формы в области обеспечения устойчивости финансовой системы Тульской области и ее развития, а также смягчения возможных последствий мирового финансового кризиса для экономики региона и стабилизации ситуации в социальной сфере.
Раздел 6. Статус Программы
Программа является областной программой, разработанной как комплексный организационно-методологический и практический план действий органов исполнительной власти и подразделений аппарата администрации Тульской области и органов местного самоуправления и утверждается распоряжением губернатора Тульской области.
Программа носит открытый характер, позволяющий в процессе ее реализации в соответствии с действующими процедурами, установленными законодательством, вносить изменения и дополнения по направлениям, отражающим проблемы, выявленные в ходе ее реализации.