Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2007 г. по делу № А66-588/2007

Резолютивная часть объявлена 02.05.2007.
Арбитражный суд в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон: от заявителя - С.В. по доверенности, И. по доверенности, от ответчика - А., по доверенности, С.Е. по доверенности, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица С.О., г. Тверь, к Управлению Роспотребнадзора по Тверской области, г. Тверь, о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении № 4369 от 29.11.2006 г.

установил:

индивидуальный предприниматель без образования юридического лица С.О. (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным Постановления Управления Роспотребнадзора по Тверской области (далее - Роспотребнадзор, ответчик) по делу об административном правонарушении № 4369 от 29.11.2006. В судебном заседании (протокол от 03.04.2007 года, л.д. 73 - 74), заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействительным оспариваемое Постановление в части привлечения ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, от заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого Постановления в части прекращения производства по делу об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ заявитель отказался. Отказ от части заявленных требований принят судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ (протокол судебного заседания от 03.04.2007 г. и определение от 03.04.2007 г.). Производство по делу в этой части в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Заявленные требования мотивированы нарушением производства по делу об административном правонарушении: проведение УМ БППР проверки без мотивированного постановления руководителя, составление протокола осмотра и протокола об административном правонарушении в отсутствии понятых, отсутствие события и состава правонарушения.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает, что совершение предпринимателем административного правонарушения подтверждено протоколом по делу об административном правонарушении, порядок проведения проверки и производство по делу об административном правонарушении не нарушены.
Как следует из материалов дела, 18.11.2006 года УМ БППР УВД Тверской области проведена проверка торгового киоска индивидуального предпринимателя С.О., расположенного по адресу: г. Тверь. В ходе проверки, в частности, установлено, что на проверяемом объекте отсутствует медицинская аптечка (нарушение п. 13.6, 14.1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 года, далее - СанПИН 2.3.6.1066-01); отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила (нарушение п. 14.1 СанПИН 2.3.6.1066-01); у продавца в момент проверки отсутствовала санитарная одежда (нарушение п. 9.13 СанПИН 2.3.6.1066-01); обнаружено отсутствие на светильнике защитного плафона (нарушение п. 4.8 СанПИН 2.3.6.1066-01); в продаже находятся гранаты, орехи грецкие, яблоки без сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, хурма со следами гниения (нарушение п. 8.24 СанПИН 2.3.6.1066-01).
Выявленные правонарушения зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (далее - протокол осмотра) от 18.11.2006 года и протоколе об административном правонарушении от 18.11.2006 г. № 603903.
Дело для рассмотрения передано в Роспотребнадзор и 29.11.2006 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области по делу об административном правонарушении вынесено оспариваемое Постановление № 4369 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Заявитель, не согласившись с названным постановлением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом отклонен довод заявителя о том, что проверка проведена с нарушением требований п. 25 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) без мотивированного постановления о проведении проверки. Согласно ст. 2 Закона о милиции одной из задач милиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В силу пунктов 1 и 7 статьи 10 Закона о милиции, милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств, а также осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях. Должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьями 14.4 и 14.5 КоАП РФ (часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ). Поэтому отсутствие в материалах дела мотивированного постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя о проведении проверки, как это предусмотрено пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции, не может иметь правового значения. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не распространяется на органы милиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий (часть 3 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частями 2, 6 ст. 27.8. КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Как следует из полученных в ходе судебного заседания свидетельских показаний П. - одного из понятых, указанных в протоколе осмотра от 18.11.2006 года, она не присутствовала при составлении вышеназванного протокола и не подписывала его (протокол судебного заседания от 16.03.2007 года, л.д. 52 - 54).
Принимая во внимание, что протокол осмотра получен с нарушением закона, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ, не принимает его в качестве надлежащего доказательства.
Вместе с тем, как следует из частей 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении наряду с протоколом осмотра являются протокол об административном правонарушении, а также объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд отклоняет доводы заявителя о необходимости составления протокола об административном правонарушении в присутствии понятых, как противоречащие требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении по рассматриваемому делу составлен в присутствии правонарушителя. В протоколе об административном правонарушении отражено нарушение предпринимателем санитарно-эпидемиологических правил (п. 4.8, 8.24, 9.13, 13.6, 14.1 СанПИН 2.3.6.1066-01). В названном протоколе имеются объяснения предпринимателя: "Все указанные нарушения допущены по недосмотру и будут немедленно исправлены".
В соответствии с частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.
Исходя из положений части 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 года с последующими изменениями № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон № 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия). Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются в частности, посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации (ст. 4 Закона № 29-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В соответствии с п. 8.24 СанПИН 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
Согласно утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.07.2002 года № 64 Номенклатуре продукции услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (с изменениями, действовавшими на момент проверки), продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, в том числе фрукты и орехи, не подлежат обязательной сертификации и их соответствие может быть подтверждено декларацией о соответствии.
Как следует из материалов дела, в качестве документов, подтверждающих качество реализуемой продукции предпринимателем была предъявлена справка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы г. Твери (л.д. 18, л.д. 77) и сертификат соответствия (л.д. 27), декларация соответствия представлена не была.
Как следует из письма ФГУ "Т." (л.д. 64) согласно которому копия сертификата соответствия № РОССGB.АЯ61.Н01884, представленная заявителем и имеющаяся в материалах дела, является фальсифицированной и не может сопровождать товар при реализации в торговой сети.
Наличие у предпринимателя справки лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы г. Твери (л.д. 18, л.д. 77) не является сопроводительным документом, подтверждающим происхождение продукции, а также не достаточно для подтверждения качества и безопасности продукции.
Наличие у предпринимателя вышеназванной справки свидетельствует о соблюдении им ветеринарно-санитарных правил, нарушение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.6 КоАП РФ, и не является безусловным доказательством надлежащего качества реализуемой продукции и соблюдения санитарных правил, нарушение которых образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Судом отклоняются доводы заявителя о том, что оспариваемое Постановление вынесено Роспотребнадзором с превышением предоставленных ему полномочий, как противоречащее положениям части 1 и 2 ст. 23.13 КоАП РФ, а также пункту 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 569, в соответствии с которыми заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора обладает полномочиями на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Также отклонены судом доводы заявителя о том, что вывод о наличии в продаже хурмы со следами гниения мог быть сделан проверяющими только после проведения соответствующей экспертизы. В ходе проверки недоброкачественность хурмы не вызывала сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, что, согласно части 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ, достаточно для признания продукции не соответствующей качеству. Обязательность проведения экспертизы в данном случае не предусмотрена законодательством.
Также отклонены судом доводы заявителя о том, что на предпринимателя, осуществляющего реализацию продукции на территории мини-рынка, не распространяются нормы СанПИН 2.3.6.1066-01.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду нормы СанПИН 2.3.6.1066-01, а не нормы СанПИН 2.3.1066-01.

В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2 СанПИН 2.3.1066-01 настоящие санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду нормы СанПИН 2.3.6.1066-01, а не нормы СанПИН 2.3.1066-01.

Как следует из материалов дела, и пояснений представителей сторон предприниматель осуществлял от собственного имени торговлю в киоске, расположенном на территории мини-рынка. Документы, подтверждающие что указанный мини-рынок является специализированным рынком по продаже сельскохозяйственной продукции, отсутствуют. При указанных обстоятельствах, суд считает неправомерным ставить обязательность соблюдения предпринимателем требований СанПИН 2.3.1066-01 в зависимость от места расположения киоска (на территории мини-рынка или вне его).
Оценив имеющиеся в деле доказательства и заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что ответчиком доказано наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Ответчиком при вынесении оспариваемого Постановления применена наименьшая из предусмотренных ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ для предпринимателей мера ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, 167 - 170, 202 - 206 АПК РФ, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица С.О. требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Роспотребнадзора по Тверской области № 4369 от 29.11.2006 по делу об административном правонарушении в части привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб. отказать.
Прекратить производство по требованию об оспаривании Постановления Управления Роспотребнадзора по Тверской области № 4369 от 29.11.2006 по делу об административном правонарушении в части прекращения производства по ст. 14.15 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.

Судья
Л.Ю.ГОЛУБЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru