ПРОКУРАТУРА КЛЕПИКОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2009 г. № 11-2009
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Прокуратурой Клепиковского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции Советом депутатов муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Правила, утвержденные Решением № 1 от 09.01.2008 в редакции от 02.04.2009.
Установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение 2 апреля 2009 г. были утверждены Правила
благоустройства муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение.
Указанные Правила
установили единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определили порядок уборки и содержания основных и прилегающих территорий для всех юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений на территории муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение (п. 1.1
Правил).
Согласно ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Федеральным законом "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196 была утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В соответствии с ч. 3 указанной Методики коррупционными факторами в том числе являются:
- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- отсутствие административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Согласно п. 3.2.3.3
Правил обеспечения благоустройства муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение физические и юридические лица, за исключением указанных в п. 3.2.3.4
, обязаны заключить договор на сбор и вывоз бытового мусора со специализированной организацией.
В соответствии с п. 3.2.3.4
юридические лица, имеющие в собственности (пользовании) земельный участок, вправе организовать на соответствующем земельном участке площадки для сбора мусора для собственных нужд и осуществлять вывоз мусора либо организовать сбор и вывоз мусора путем заключения договора на сбор и вывоз мусора со специализированной организацией.
Пунктом 3.2.3.5
Правил обеспечения благоустройства муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение установлено, что при заключении договоров на сбор и вывоз бытового мусора объемы мусорообразования определяются по утвержденным правовым актом главы администрации поселения нормативам.
Между тем согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления регулируются ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 4 "Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы указанной Федеральной службы.
Действующее законодательство не наделяет главу администрации поселения полномочиями по утверждению нормативов образования отходов.
В соответствии с п. 3.2.3.22
Правил обеспечения благоустройства муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение при вводе в эксплуатацию нового объекта капитального строительства застройщик обязан по согласованию с администрацией соответствующего района организовать новые контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора либо обеспечить установку дополнительных контейнеров на уже существующих контейнерных площадках.
Указанным пунктом не определен порядок и сроки процедуры согласования, пункт имеет неясную формулировку, орган, уполномоченный на выдачу согласования застройщику, не конкретизирован. Кроме того, в муниципальном образовании - Спас-Клепиковское городское поселение административно-территориальная единица "район" отсутствует.
В соответствии с пунктом 3.2.3.9
Правил обеспечения благоустройства муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны устанавливаться на специальных площадках с твердым покрытием. Площадки должны быть удалены от многоэтажных жилых домов на расстояние не менее 20 метров и не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на необходимое количество контейнеров, но не более 5.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры для сбора мусора на проезжей части дорог, тротуарах и газонах.
В исключительных случаях в районах сложившейся застройки по решению главы администрации соответствующего района данные требования могут быть изменены.
В данном случае усматривается широта дискреционных полномочий - предоставление нескольких возможных вариантов поведения органа местного самоуправления без точного определения условий принятия того или иного решения. Кроме того, как указывалось выше, в муниципальном образовании - Спас-Клепиковское городское поселение административно-территориальная единица "район" отсутствует.
Причиной выявленных нарушений является игнорирование требований законодательства о противодействии коррупции Советом депутатов муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
безотлагательно рассмотреть настоящее представление. Принять конкретные меры по устранению указанных нарушений закона и недопущению их впредь.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору Клепиковского района в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Заместитель прокурора района,
младший советник юстиции
А.Б.СТРЕЛКОВ