ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 26.12.2008 № 651-ПП
, от 10.07.2009 № 305-ПП
)
Во исполнение постановления
Правительства Мурманской области от 26.06.2008 № 297-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу
"Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области производить финансирование Программы
в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий
Программы
и разработать муниципальные программы по развитию туризма.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - Министра экономического развития Мурманской области Ефремова Ю.Л.
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.В.МАКАРОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 26.12.2008 № 651-ПП
, от 10.07.2009 № 305-ПП
)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование программы "Развитие туризма в Мурманской области" на
2009 - 2011 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о - постановление
Правительства Мурманской
разработке Программы области от 26.06.2008 № 297-ПП "О
разработке долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Мурманской области" на
2009 - 2011 годы"
Государственные заказчики - Министерство экономического развития
Мурманской области;
- Министерство строительства и
территориального развития Мурманской области
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Государственный заказчик- - Министерство экономического развития
координатор Мурманской области
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Основной разработчик - Министерство экономического развития
Программы Мурманской области
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Цель Программы - повышение конкурентоспособности
региональных турпродуктов на российском и
международном туристских рынках
Задачи Программы - совершенствование нормативного,
информационного и методического обеспечения
туристской отрасли;
- формирование и продвижение региональных
турпродуктов на российском и международном
туристских рынках;
- повышение качества и расширение ассортимента
туристских услуг;
- развитие туристской инфраструктуры;
- создание условий для развития туристско-
рекреационных территорий регионального
значения "Печенгская", "Ловозерская",
"Хибинская", "Терская"
Важнейшие целевые - число туристских организаций (турфирм), ед.;
индикаторы и показатели - число коллективных средств размещения
(далее - КСР), ед.;
- число мест размещения в КСР;
- платные услуги населению, млн. руб.
(туристские услуги гостиниц и аналогичных
мест размещения);
- экспорт туристских услуг, млн. дол.;
- экспорт услуг гостиниц;
- число иностранных граждан,
зарегистрированных в Мурманской области;
- число размещенных лиц за год в КСР, тыс.
чел. в год
Сроки реализации - 2009 - 2011 годы
Программы
Объемы и источники
финансирования
+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦Источники финансирования ¦2009 - 2011¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦Всего по Программе, ¦ 412264,8¦195139,8¦ 189850¦ 27275¦
¦ в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
++------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦областной бюджет ¦ 36907,8¦ 9782,8¦ 14020¦ 13105¦
¦+------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦местные бюджеты ¦ 225¦ 75¦ 150¦ ¦
¦+------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦внебюджетные источники ¦ 375132¦ 185282¦ 175680¦ 14170¦
++------------------------+-----------+--------+--------+--------+
(позиция в ред. постановления
Правительства Мурманской области
от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Ожидаемые конечные - сравнение показателей развития туризма в
результаты Мурманской области при условии успешной
реализации Программы и реализации Программы (2008 год к 2011 году):
показатели социально- - рост числа туристских организаций (турфирм)
экономической с 74 до 100 (на 35 %);
эффективности - рост числа КСР с 111 до 137 ед. (на 23,5 %);
- увеличение числа мест размещения в КСР с
7,8 до 9,5 тыс.ед. (на 22 %);
- увеличение объемов платных туристских услуг
населению с 230,5 до 280,5 млн. руб.
(на 22 %);
- увеличение объемов платных услуг гостиниц и
аналогичных средств размещения с 475,5 до
670,4 млн. руб. (на 41 %);
- увеличение экспорта туристских услуг с
3,8 до 5,0 млн. дол. (на 32 %);
- увеличение экспорта услуг гостиниц с 3,2
до 4,4 млн. дол. (на 37,5 %);
- рост числа иностранных граждан
(зарегистрированных туристов), посетивших
Мурманскую область, с 34,3 до 43,0 тыс. чел.
(на 25 %);
- увеличение числа лиц, размещенных за год
в КСР, с 240 до 294,8 тыс. чел. (на 23 %)
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом
Мурманской области от 09.04.2008 № 949-01-ЗМО "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области".
Программа содержит наиболее важные направления развития туризма и мероприятия для создания условий и среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Мурманской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, повысить эффективность государственного регулирования развития туристской отрасли.
Программа подготовлена Министерством экономического развития Мурманской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Мурманской области при участии ассоциации туристских предприятий Мурманской области "Баренц туризм".
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, а также субъектов туристской индустрии, направленные на повышение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Мурманской области. Программа базируется на следующих принципах:
- государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- приоритетными направлениями государственной поддержки развития туризма в Мурманской области являются развитие внутреннего, въездного социального, экологического, этнического, различных видов природного и активного туризма, содействие деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов на территории Мурманской области, а также деятельности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Мурманской области.
Количественные и качественные оценки туристской индустрии области на сегодняшний день базируются на данных, предоставляемых Росстатом, однако эти данные не в полной мере отражают реальное состояние и тенденции развития туризма в России и в Мурманской области. Для оценки динамики развития туристской отрасли разработчики Программы использовали в том числе и экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области, основанные на данных анкетирования турфирм области. Анкетирование проводится ежегодно с 2002 года среди туроператоров и турагентов, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Мурманской области, без учета гостиниц и других объектов размещения. Экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области и статистические данные отличаются по причине того, что не все турфирмы предоставляют статистическую отчетность в органы статистики, тогда как данные Министерства экономического развития Мурманской области основываются на 100-процентном охвате анкетированием, и показатели, представленные в таблице № 1, органами статистического учета не предоставляются.
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Таблица № 1
Количество туристов, обслуженных турфирмами
Мурманской области в 2002 - 2007 гг. (въезд)
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Количество туристов,¦ 2002 ¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦
¦ тыс. чел. ¦ год ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Всего ¦ 7,3¦13,2¦16,9¦20,4¦26,7¦33,5¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Иностранных ¦ 7,3¦ 9,4¦11,9¦12,6¦13,1¦13,2¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Российских ¦Нет ¦ 3,8¦ 5,0¦ 7,8¦13,6¦20,3¦
¦ ¦данных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
Данные о количестве туристов, обслуженных турфирмами по турпакетам, также не отражают общего числа туристов, посетивших Мурманскую область, поскольку туристы могут прибывать в область самостоятельно (без обращения в турфирму) в лечебных, оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурных, спортивных, профессиональных, деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в Мурманской области, на период от 24 часов до 6 месяцев или осуществлять не менее одной ночевки в месте временного пребывания. Приведенные данные показывают ежегодное увеличение объемов обслуживания въездного потока туристов в среднем на 25 - 30 %.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует единая система оценки туристских потоков в регионах, можно использовать лишь косвенные показатели и индикаторы объемов посетителей, одним из которых является число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения. Для оценки регионального туристского потока в 2009 году также будет использоваться методика оценки туристских потоков, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ".
Инфраструктура туристской индустрии Мурманской области состоит из 65 различных гостиниц и 46 специализированных средств размещения (отдыха, базы, кемпинги) с общим количеством мест 7,7 тыс., из которых 4,1 тыс. мест приходится на коллективные средства размещения (далее - КСР) гостиничного типа и 3,6 тыс. мест на КСР специализированного типа. С 2004 года наблюдалось стабильное увеличение количества размещенных лиц в КСР. Так, с 2004 по 2007 год численность размещенных лиц в КСР увеличилась на 31,6 тыс. человек (на 15 %) и составила 235,9 тыс. чел.
В Мурманской области на 1 июня 2008 года функционируют 72 организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Из них 44 туроператора и 28 турагентов. Все туроператоры, зарегистрированные в Мурманской области, внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Ежегодно увеличиваются объемы обслуживания туристов турагентскими и туроператорскими фирмами Мурманской области. С 2004 по 2007 год число туристов, принятых туроператорами региона, увеличилось в 5 раз и составило 33,5 тыс. человек. Число туристов, обслуженных турфирмами на выезд, увеличилось за 5 лет в 2,6 раза и составило 33,1 тыс. человек.
Туристскую активность региона также характеризует число пересечений границы через международные пограничные пункты пропуска (далее - МПП), находящиеся на территории области. За 5 лет количество пересечений через все МПП в Мурманской области выросло в 1,2 раза и составило в 2007 году 358,6 тыс. пересечений. Из них количество пересечений границы, совершенных иностранными гражданами, за этот период увеличилось в 1,3 раза и составило 126,7 тыс. пересечений, или 35 % от их общего числа. Наиболее популярным для иностранных туристов является МПП "Салла", через который пересекают границу 55 % от общего количества иностранных граждан.
Основным инструментом государственной поддержки туристической сферы в Мурманской области с 2006 по 2008 год являлась региональная целевая программа
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006 - 2008 годы" (далее - предшествующая программа), утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 27.10.2005 № 406-ПП/13.
В качестве основной цели предшествующей программы
было принято развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.
Оценка эффективности результатов реализации предшествующей программы
в 2007 году показывает, что благодаря осуществлению ряда туристских проектов ("Поморское наследие", "Святые места Терского берега", "Дед Мороз в Лапландском заповеднике" и др.), созданию туристско-информационных центров (гг. Кировск, Кандалакша, п. Умба), поддержке областного туристического портала, разработке единого туристского бренда Мурманской области, проведению семинаров, региональных международных конференций, фестивалей, периодическому участию Мурманской области в крупнейших международных туристических выставках, изданию путеводителей и другой рекламной продукции удалось повысить привлекательность Мурманской области для туристов и увеличить турпотоки и инвестиционную активность.
Оценка количественных значений говорит о том, что по основному количеству показателей наблюдается значительное превышение значений, полученных в 2007 году, над запланированными при разработке предшествующей программы
(таблица № 2).
Таблица № 2
Анализ показателей результативности реализации региональной
целевой программы
"Развитие туризма в Мурманской области"
на 2006 - 2008 годы
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦ Показатель ¦Запланировано¦Выполнено¦ % ¦ Планируемые ¦
¦ ¦ на 2007 г. ¦в 2007 г.¦ ¦показатели до¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2011 г. ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Число обслуженных ¦ 32,8¦ 66,6¦+203,05¦ 100¦
¦турфирмами туристов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Принято туристов в ¦ 12,4¦ 33,5¦+270,16¦ 58,5¦
¦Мурманскую область, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Отправлено туристов ¦ 13,5¦ 33,1¦+245,19¦ 41,5¦
¦из Мурманской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области, тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы
результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В 2008 году был принят Закон
Мурманской области "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области", который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и нормативно обусловил усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли области.
Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль, осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области, являются:
- незначительный объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаток некоммерческой информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы "нелегального" туризма в Кировском, Терском, Ловозерском и других районах области.
Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о недостаточной привлекательности отрасли для инвесторов при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры.
Имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо государственного регулирования. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учета потребностей области в объектах туристской инфраструктуры. Размещение туристских объектов на территории области осуществляется по большей части без предварительных маркетинговых исследований, расчета экономической эффективности, учета способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Такое положение приводит к тому, что часть объектов туристской инфраструктуры используется не в полной мере, функционирует в теневом секторе.
В 2006 - 2008 гг. наблюдался рост инвестиционной активности туристических компаний, общий объем инвестиционных активов предприятий вырос на 50,3 млн. руб., или на 287 %.
Однако очевидно, что эффективное размещение объектов туристской инфраструктуры и оказание туристских услуг невозможны без предварительной оценки перспективности и экономической эффективности освоения территории для целей развития туризма. Интерес инвесторов к туристским проектам зачастую сдерживается отсутствием необходимой информации о территории, наличии свободных земельных участков и статусе земель. Процедура землеотводов в муниципальных образованиях затягивается на длительное время, отсутствуют инвестиционные площадки для реализации инфраструктурных проектов.
Комплексное планирование территорий, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей.
При сохранении сложившейся в настоящее время ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Мурманскую область и увеличение выездного туристского потока жителей области в зарубежные страны, что приведет:
- к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания;
- к снижению инвестиционной привлекательности регионального туристского рынка и конкурентоспособности региональных турпродуктов;
- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения.
Таким образом, проблемы в сфере развития туризма носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.
В этих целях Министерство экономического развития Мурманской области разработало долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы, предусматривающую систему мер поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, создания туристско-рекреационных территорий регионального значения: "Терская", "Печенгская", "Ловозерская" и "Хибины".
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации,
целевые индикаторы и показатели
Основная цель Программы заключается в создании условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;
- содействие формированию и продвижению регионального туристского продукта на российском и международном рынках;
- содействие развитию туристской инфраструктуры в Мурманской области;
- содействие повышению качества туристских услуг;
- создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения.
Сроки реализации Программы - с 2009 по 2011 год.
В качестве целевых индикаторов и показателей используются показатели, отражающие региональную туристскую специфику, которые определяются на основе данных статистического наблюдения, а также имеют динамичный характер:
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦ Показатели и индикаторы и развития ¦ 2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦
¦ туризма ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число туристских организаций (турфирм),¦ 58¦ 74¦ 79¦ 84¦ 100¦
¦ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число коллективных средств размещения, ¦ 111¦ 111¦ 113¦ 115¦ 137¦
¦ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число мест размещения в КСР ¦ 7777¦ 7800¦ 7880¦ 8350¦ 9500¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
]]>П - дополнительный налоговый доход от прироста потоков туристов (рассчитывается по формуле П = Т х Д, Т - прирост потоков туристов, Д - доход бюджета в виде налогов в расчете на одного туриста);
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
Примечание: расходы туристов в месте пребывания складываются из нескольких составляющих, которые включают в себя в качестве основных расходов следующие: расходы на проживание, транспортные расходы, расходы на питание, в качестве дополнительных: расходы на сувениры, развлечения, приобретение товаров и другие.
Исходя из мировой практики, средние расходы туриста в месте пребывания составляют 600 дол., следовательно, дополнительный доход бюджета в виде налогов в расчете на 1 туриста составляет 2,2 тыс. рублей.
Другими словами, производится сопоставление объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий туризма и смежных отраслей с учетом туристского мультипликатора с расходами бюджета на финансирование программных мероприятий. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета области.
Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков меньше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (убыточное);
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков равны расходам бюджета на реализацию программных мероприятий;
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков больше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (прибыльное).
Расчет ежегодного объема турпотоков в Мурманской области будет определяться в соответствии с методикой, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ" (таблица № 1). При отсутствии статистических данных по некоторым показателям будут использованы экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области.
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Таблица № 1
Объем туристского потока в Мурманской области
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ № ¦ Показатели, тыс. чел. ¦
¦п/п¦ ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦Количество КСР/номеров/мест, всего, ед. ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Средний коэффициент загрузки КСР по региону (К), % ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Число туристов, размещенных в КСР, всего, из них: ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦3.1¦Граждан России ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦3.2¦Иностранных граждан ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 4 ¦Число туристов, размещенных не в КСР, всего, из них: ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦4.1¦Граждан России ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦4.2¦Иностранных граждан ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 5 ¦Коэффициент досчета Q (частное от деления строки 4
на строку 3
) ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 6 ¦Общий объем туристского потока в регионе (в год обследования - сумма ¦
¦ ¦строк 3
и 4
; в годы между обследованиями - сумма строки 3
и произведения ¦
¦ ¦строки 3
на строку 5
), всего, из них: ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦6.1¦Граждан России (в год обследования - сумма строк 3.1
и 4.1
; в годы между ¦
¦ ¦обследованиями - сумма строки 3.1
и произведения строки 3.1
на строку 5
) ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦6.2¦Иностранных граждан (в год обследования - сумма строк 3.2
и 4.2
; в годы ¦
¦ ¦между обследованиями - сумма строки 3.2
и произведения строки 3.2
на ¦
¦ ¦строку 5
) ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
Объемы планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы основываются на экспертных оценках, проведенных Министерством экономического развития Мурманской области совместно с Управлением по налогам и сборам по Мурманской области, приведенным в таблице № 2.
(в ред. постановления
Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Таблица № 2
Экономическая и бюджетная эффективность реализации
мероприятий Программы
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Численность размещенных лиц ¦ 240,0¦ 260,5¦ 270,8¦ 294,8¦
¦за год в КСР, тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост численности ¦ ¦ 20,5¦ 10,3¦ 24,0¦
¦размещенных лиц, тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Выручка организаций ¦ 13800¦ 15249¦ 16545¦ 17786¦
¦туриндустрии и сопутствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отраслей Мурманской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от продаж услуг и товаров 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристу (с учетом инфляции), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост выручки организаций ¦ ¦ 1449¦ 1296¦ 1241¦
¦туриндустрии и сопутствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отраслей Мурманской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от продаж услуг и товаров 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристу, руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход экономики региона от ¦ 3312,0¦ 3972,4¦ 4480,4¦ 5243,3¦
¦продаж услуг и товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристам, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода экономики ¦ ¦ 660,4¦ 508,0¦ 762,9¦
¦региона от продаж услуг и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товаров туристам, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход бюджета в виде налогов ¦ 2146¦ 2371¦ 2572¦ 2765¦
¦от 1 туриста, руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода бюджета в виде¦ ¦ 225¦ 201¦ 193¦
¦налогов от 1 туриста, руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход бюджета в виде налогов ¦ 514,9¦ 617,6¦ 669,6¦ 815,2¦
¦от туристов, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода бюджета в виде¦ ¦ 102,7¦ 52,0¦ 145,6¦
¦налогов от туристов, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Общий объем финансирования из¦ ¦ 15,2¦ 14,2¦ 13,1¦
¦областного бюджета и бюджетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципальных образований на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализацию программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятий, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Рентабельность бюджетных ¦ ¦ 319,8¦ 186,6¦ 506,6¦
¦вложений, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Сумма налоговых поступлений ¦ ¦ 3,2¦ 1,9¦ 5,0¦
¦на 1 рубль вложенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетных средств, руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
При проведении оценки планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы используется расчет влияния расходов одного туриста на уровень доходов в виде налогов, приведенный в таблице № 3.
Таблица № 3
Расчет влияния расходов одного туриста на уровень
доходов в виде налогов
+-+---------------+--------+-----------------------------------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2007 год ¦ Расходы 1¦ Доход ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+туриста за¦бюджета ¦
¦ ¦ Наименование ¦ Код по ¦ Оборот ¦ Всего ¦Налоговая¦ 1 ¦ в виде ¦
¦ ¦ ВЭД ¦ ОКВЭД ¦ организаций по¦поступило¦ нагрузка¦турпоездку¦налогов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ВЭД (в действ.¦ в ¦на 1 руб.¦ (из ¦ в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ценах по данным¦бюджетную¦ в 2007 ¦ расчета ¦расчете ¦
¦ ¦ ¦ ¦Мурманскстата),¦ систему ¦ году, ¦ 600$), ¦ на 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млн. руб. ¦ (по ¦ коп. ¦ руб. (со ¦туриста,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данным ¦ ¦ средним ¦ руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчета ф.¦ ¦ сроком ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1-НОМ),¦ ¦пребывания¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. руб.¦ ¦ 3 суток) ¦ ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦ ¦Всего ¦ ¦ 57163,9¦ 8887,6¦ 15,55¦ 13800¦ 2146¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В том числе: ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦1¦Гостиницы и ¦Н 55 ¦ 1532,4¦ 326,4¦ 21,30¦ 7763¦ 1654¦
¦ ¦рестораны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦2¦Розничная ¦G 52, ¦ 24705,6¦ 1202,4¦ 4,87¦ 1088¦ 53¦
¦ ¦торговля, кроме¦I 60-63,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговли ¦O 90-93 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а/транспортными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мотоциклами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонт бытовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изделий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предметов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦личного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦3¦Транспорт, ¦ ¦ 30925,9¦ 7358,8¦ 23,79¦ 4949¦ 439¦
¦ ¦связь, прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
Ввиду отсутствия ряда методик, необходимых для определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации, а также универсальных общероссийских методик оценки совокупного вклада туристской индустрии и сопутствующих отраслей в экономику субъектов Российской Федерации в качестве одного из мероприятий Программы (раздел 1, подпункт 1.2.2)
планируется реализовать мероприятие "Проведение исследований по определению показателей, характеризующих вклад туризма в экономику области с учетом мультипликативного эффекта", в результате чего будут получены данные, позволяющие провести указанную оценку, а также оценку количества занятых в туризме с учетом сопутствующих отраслей.
При проведении оценки бюджетной эффективности рекомендуется исключить расходы на проведение данных исследований как расходы бюджета, прямо не влияющие на результаты количественных показателей Программы.
Раздел Программы № 5 "Создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения" предусматривает реализацию мероприятий, результатом которых будут разработанные концепции развития туристско-рекреационных территорий "Терская", "Хибинская", "Ловозерская", "Печенгская", которые, в свою очередь, станут основой для привлечения инвестиций в конкретные инфраструктурные проекты. Таким образом, затраты бюджета, предусмотренные в этом разделе, также не могут учитываться при определении бюджетной эффективности, так как экономический и бюджетный эффект от реализации этих мероприятий наступит через 5 - 7 лет после реализации инвестиционных проектов.