Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 26.12.2008 № 651-ПП, от 10.07.2009 № 305-ПП)

Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 26.06.2008 № 297-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области производить финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий Программы и разработать муниципальные программы по развитию туризма.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - Министра экономического развития Мурманской области Ефремова Ю.Л.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.В.МАКАРОВ





Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 26.12.2008 № 651-ПП, от 10.07.2009 № 305-ПП)

Паспорт
долгосрочной целевой программы

Наименование программы       "Развитие  туризма  в  Мурманской  области" на
                             2009 - 2011 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о      -   постановление   Правительства   Мурманской
разработке Программы         области    от    26.06.2008    №   297-ПП   "О
                             разработке   долгосрочной   целевой  программы
                             "Развитие  туризма  в  Мурманской  области" на
                             2009 - 2011 годы"

Государственные заказчики    -   Министерство    экономического    развития
                             Мурманской области;
                             -      Министерство       строительства      и
                             территориального развития Мурманской области
(в  ред.  постановления  Правительства  Мурманской  области  от  10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный заказчик-    -   Министерство    экономического    развития
координатор                  Мурманской области
(в  ред.  постановления  Правительства  Мурманской  области  от  10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основной разработчик         -   Министерство    экономического    развития
Программы                    Мурманской области
(в  ред.  постановления  Правительства  Мурманской  области  от  10.07.2009
№ 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Цель Программы               -        повышение       конкурентоспособности
                             региональных   турпродуктов  на  российском  и
                             международном туристских рынках

Задачи Программы             -        совершенствование       нормативного,
                             информационного  и  методического  обеспечения
                             туристской отрасли;
                             -   формирование  и  продвижение  региональных
                             турпродуктов  на  российском  и  международном
                             туристских рынках;
                             - повышение качества и расширение ассортимента
                             туристских услуг;
                             - развитие туристской инфраструктуры;
                             -  создание  условий  для  развития туристско-
                             рекреационных     территорий     регионального
                             значения      "Печенгская",     "Ловозерская",
                             "Хибинская", "Терская"

Важнейшие целевые            - число туристских организаций (турфирм), ед.;
индикаторы и показатели      -   число   коллективных   средств  размещения
                             (далее - КСР), ед.;
                             - число мест размещения в КСР;
                             -   платные   услуги   населению,   млн.  руб.
                             (туристские   услуги  гостиниц  и  аналогичных
                             мест размещения);
                             - экспорт туристских услуг, млн. дол.;
                             - экспорт услуг гостиниц;
                             -       число       иностранных       граждан,
                             зарегистрированных в Мурманской области;
                             -  число  размещенных  лиц  за год в КСР, тыс.
                             чел. в год

Сроки реализации             - 2009 - 2011 годы
Программы

Объемы и источники
финансирования

+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦Источники финансирования ¦2009 - 2011¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
¦                         ¦   годы    ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦Всего по Программе,      ¦   412264,8¦195139,8¦  189850¦   27275¦
¦             в том числе:¦           ¦        ¦        ¦        ¦
++------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦областной бюджет        ¦    36907,8¦  9782,8¦   14020¦   13105¦
¦+------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦местные бюджеты         ¦        225¦      75¦     150¦        ¦
¦+------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦¦внебюджетные источники  ¦     375132¦  185282¦  175680¦   14170¦
++------------------------+-----------+--------+--------+--------+

(позиция    в   ред.   постановления   Правительства   Мурманской   области
от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые конечные           -  сравнение  показателей  развития  туризма в
результаты                   Мурманской   области   при   условии  успешной
реализации Программы и       реализации Программы (2008 год к 2011 году):
показатели социально-        -  рост числа туристских организаций (турфирм)
экономической                с 74 до 100 (на 35 %);
эффективности                - рост числа КСР с 111 до 137 ед. (на 23,5 %);
                             -  увеличение  числа  мест  размещения в КСР с
                             7,8 до 9,5 тыс.ед. (на 22 %);
                             -  увеличение объемов платных туристских услуг
                             населению   с   230,5   до   280,5  млн.  руб.
                             (на 22 %);
                             -  увеличение объемов платных услуг гостиниц и
                             аналогичных  средств  размещения  с  475,5  до
                             670,4 млн. руб. (на 41 %);
                             - увеличение   экспорта   туристских   услуг с
                             3,8 до 5,0 млн. дол. (на 32 %);
                             -  увеличение  экспорта  услуг  гостиниц с 3,2
                             до 4,4 млн. дол. (на 37,5 %);
                             -     рост     числа    иностранных    граждан
                             (зарегистрированных    туристов),   посетивших
                             Мурманскую  область,  с 34,3 до 43,0 тыс. чел.
                             (на 25 %);
                             -  увеличение  числа  лиц,  размещенных за год
                             в КСР, с 240 до 294,8 тыс. чел. (на 23 %)

1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом Мурманской области от 09.04.2008 № 949-01-ЗМО "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области".
Программа содержит наиболее важные направления развития туризма и мероприятия для создания условий и среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Мурманской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, повысить эффективность государственного регулирования развития туристской отрасли.
Программа подготовлена Министерством экономического развития Мурманской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Мурманской области при участии ассоциации туристских предприятий Мурманской области "Баренц туризм".
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, а также субъектов туристской индустрии, направленные на повышение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Мурманской области. Программа базируется на следующих принципах:
- государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- приоритетными направлениями государственной поддержки развития туризма в Мурманской области являются развитие внутреннего, въездного социального, экологического, этнического, различных видов природного и активного туризма, содействие деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов на территории Мурманской области, а также деятельности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Мурманской области.
Количественные и качественные оценки туристской индустрии области на сегодняшний день базируются на данных, предоставляемых Росстатом, однако эти данные не в полной мере отражают реальное состояние и тенденции развития туризма в России и в Мурманской области. Для оценки динамики развития туристской отрасли разработчики Программы использовали в том числе и экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области, основанные на данных анкетирования турфирм области. Анкетирование проводится ежегодно с 2002 года среди туроператоров и турагентов, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Мурманской области, без учета гостиниц и других объектов размещения. Экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области и статистические данные отличаются по причине того, что не все турфирмы предоставляют статистическую отчетность в органы статистики, тогда как данные Министерства экономического развития Мурманской области основываются на 100-процентном охвате анкетированием, и показатели, представленные в таблице № 1, органами статистического учета не предоставляются.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица № 1

Количество туристов, обслуженных турфирмами
Мурманской области в 2002 - 2007 гг. (въезд)

+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Количество туристов,¦ 2002 ¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦
¦      тыс. чел.     ¦  год ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Всего               ¦   7,3¦13,2¦16,9¦20,4¦26,7¦33,5¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Иностранных         ¦   7,3¦ 9,4¦11,9¦12,6¦13,1¦13,2¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Российских          ¦Нет   ¦ 3,8¦ 5,0¦ 7,8¦13,6¦20,3¦
¦                    ¦данных¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+--------------------+------+----+----+----+----+----+

Данные о количестве туристов, обслуженных турфирмами по турпакетам, также не отражают общего числа туристов, посетивших Мурманскую область, поскольку туристы могут прибывать в область самостоятельно (без обращения в турфирму) в лечебных, оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурных, спортивных, профессиональных, деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в Мурманской области, на период от 24 часов до 6 месяцев или осуществлять не менее одной ночевки в месте временного пребывания. Приведенные данные показывают ежегодное увеличение объемов обслуживания въездного потока туристов в среднем на 25 - 30 %.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует единая система оценки туристских потоков в регионах, можно использовать лишь косвенные показатели и индикаторы объемов посетителей, одним из которых является число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения. Для оценки регионального туристского потока в 2009 году также будет использоваться методика оценки туристских потоков, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ".
Инфраструктура туристской индустрии Мурманской области состоит из 65 различных гостиниц и 46 специализированных средств размещения (отдыха, базы, кемпинги) с общим количеством мест 7,7 тыс., из которых 4,1 тыс. мест приходится на коллективные средства размещения (далее - КСР) гостиничного типа и 3,6 тыс. мест на КСР специализированного типа. С 2004 года наблюдалось стабильное увеличение количества размещенных лиц в КСР. Так, с 2004 по 2007 год численность размещенных лиц в КСР увеличилась на 31,6 тыс. человек (на 15 %) и составила 235,9 тыс. чел.
В Мурманской области на 1 июня 2008 года функционируют 72 организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Из них 44 туроператора и 28 турагентов. Все туроператоры, зарегистрированные в Мурманской области, внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Ежегодно увеличиваются объемы обслуживания туристов турагентскими и туроператорскими фирмами Мурманской области. С 2004 по 2007 год число туристов, принятых туроператорами региона, увеличилось в 5 раз и составило 33,5 тыс. человек. Число туристов, обслуженных турфирмами на выезд, увеличилось за 5 лет в 2,6 раза и составило 33,1 тыс. человек.
Туристскую активность региона также характеризует число пересечений границы через международные пограничные пункты пропуска (далее - МПП), находящиеся на территории области. За 5 лет количество пересечений через все МПП в Мурманской области выросло в 1,2 раза и составило в 2007 году 358,6 тыс. пересечений. Из них количество пересечений границы, совершенных иностранными гражданами, за этот период увеличилось в 1,3 раза и составило 126,7 тыс. пересечений, или 35 % от их общего числа. Наиболее популярным для иностранных туристов является МПП "Салла", через который пересекают границу 55 % от общего количества иностранных граждан.
Основным инструментом государственной поддержки туристической сферы в Мурманской области с 2006 по 2008 год являлась региональная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области на 2006 - 2008 годы" (далее - предшествующая программа), утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 27.10.2005 № 406-ПП/13.
В качестве основной цели предшествующей программы было принято развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.
Оценка эффективности результатов реализации предшествующей программы в 2007 году показывает, что благодаря осуществлению ряда туристских проектов ("Поморское наследие", "Святые места Терского берега", "Дед Мороз в Лапландском заповеднике" и др.), созданию туристско-информационных центров (гг. Кировск, Кандалакша, п. Умба), поддержке областного туристического портала, разработке единого туристского бренда Мурманской области, проведению семинаров, региональных международных конференций, фестивалей, периодическому участию Мурманской области в крупнейших международных туристических выставках, изданию путеводителей и другой рекламной продукции удалось повысить привлекательность Мурманской области для туристов и увеличить турпотоки и инвестиционную активность.
Оценка количественных значений говорит о том, что по основному количеству показателей наблюдается значительное превышение значений, полученных в 2007 году, над запланированными при разработке предшествующей программы (таблица № 2).

Таблица № 2

Анализ показателей результативности реализации региональной
целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области"
на 2006 - 2008 годы

+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦     Показатель     ¦Запланировано¦Выполнено¦   %   ¦ Планируемые ¦
¦                    ¦ на 2007 г.  ¦в 2007 г.¦       ¦показатели до¦
¦                    ¦             ¦         ¦       ¦   2011 г.   ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Число обслуженных   ¦         32,8¦     66,6¦+203,05¦          100¦
¦турфирмами туристов,¦             ¦         ¦       ¦             ¦
¦тыс. чел.           ¦             ¦         ¦       ¦             ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Принято туристов в  ¦         12,4¦     33,5¦+270,16¦         58,5¦
¦Мурманскую область, ¦             ¦         ¦       ¦             ¦
¦тыс. чел.           ¦             ¦         ¦       ¦             ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+
¦Отправлено туристов ¦         13,5¦     33,1¦+245,19¦         41,5¦
¦из Мурманской       ¦             ¦         ¦       ¦             ¦
¦области, тыс. чел.  ¦             ¦         ¦       ¦             ¦
+--------------------+-------------+---------+-------+-------------+

Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В 2008 году был принят Закон Мурманской области "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области", который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и нормативно обусловил усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли области.
Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль, осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области, являются:
- незначительный объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаток некоммерческой информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы "нелегального" туризма в Кировском, Терском, Ловозерском и других районах области.
Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о недостаточной привлекательности отрасли для инвесторов при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры.
Имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо государственного регулирования. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учета потребностей области в объектах туристской инфраструктуры. Размещение туристских объектов на территории области осуществляется по большей части без предварительных маркетинговых исследований, расчета экономической эффективности, учета способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Такое положение приводит к тому, что часть объектов туристской инфраструктуры используется не в полной мере, функционирует в теневом секторе.
В 2006 - 2008 гг. наблюдался рост инвестиционной активности туристических компаний, общий объем инвестиционных активов предприятий вырос на 50,3 млн. руб., или на 287 %.
Однако очевидно, что эффективное размещение объектов туристской инфраструктуры и оказание туристских услуг невозможны без предварительной оценки перспективности и экономической эффективности освоения территории для целей развития туризма. Интерес инвесторов к туристским проектам зачастую сдерживается отсутствием необходимой информации о территории, наличии свободных земельных участков и статусе земель. Процедура землеотводов в муниципальных образованиях затягивается на длительное время, отсутствуют инвестиционные площадки для реализации инфраструктурных проектов.
Комплексное планирование территорий, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей.
При сохранении сложившейся в настоящее время ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Мурманскую область и увеличение выездного туристского потока жителей области в зарубежные страны, что приведет:
- к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания;
- к снижению инвестиционной привлекательности регионального туристского рынка и конкурентоспособности региональных турпродуктов;
- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения.
Таким образом, проблемы в сфере развития туризма носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.
В этих целях Министерство экономического развития Мурманской области разработало долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы, предусматривающую систему мер поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, создания туристско-рекреационных территорий регионального значения: "Терская", "Печенгская", "Ловозерская" и "Хибины".
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации,
целевые индикаторы и показатели

Основная цель Программы заключается в создании условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;
- содействие формированию и продвижению регионального туристского продукта на российском и международном рынках;
- содействие развитию туристской инфраструктуры в Мурманской области;
- содействие повышению качества туристских услуг;
- создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения.
Сроки реализации Программы - с 2009 по 2011 год.
В качестве целевых индикаторов и показателей используются показатели, отражающие региональную туристскую специфику, которые определяются на основе данных статистического наблюдения, а также имеют динамичный характер:

+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦  Показатели и индикаторы и развития   ¦ 2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦
¦               туризма                 ¦ год  ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число туристских организаций (турфирм),¦    58¦   74¦   79¦   84¦  100¦
¦ед.                                    ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число коллективных средств размещения, ¦   111¦  111¦  113¦  115¦  137¦
¦ед.                                    ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Число мест размещения в КСР            ¦  7777¦ 7800¦ 7880¦ 8350¦ 9500¦
+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+

]]>
П - дополнительный налоговый доход от прироста потоков туристов (рассчитывается по формуле П = Т х Д, Т - прирост потоков туристов, Д - доход бюджета в виде налогов в расчете на одного туриста);
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
Примечание: расходы туристов в месте пребывания складываются из нескольких составляющих, которые включают в себя в качестве основных расходов следующие: расходы на проживание, транспортные расходы, расходы на питание, в качестве дополнительных: расходы на сувениры, развлечения, приобретение товаров и другие.

Исходя из мировой практики, средние расходы туриста в месте пребывания составляют 600 дол., следовательно, дополнительный доход бюджета в виде налогов в расчете на 1 туриста составляет 2,2 тыс. рублей.
Другими словами, производится сопоставление объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий туризма и смежных отраслей с учетом туристского мультипликатора с расходами бюджета на финансирование программных мероприятий. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета области.
Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков меньше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (убыточное);
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков равны расходам бюджета на реализацию программных мероприятий;
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков больше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (прибыльное).
Расчет ежегодного объема турпотоков в Мурманской области будет определяться в соответствии с методикой, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ" (таблица № 1). При отсутствии статистических данных по некоторым показателям будут использованы экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица № 1

Объем туристского потока в Мурманской области

+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ № ¦                          Показатели, тыс. чел.                          ¦
¦п/п¦                                                                         ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦Количество КСР/номеров/мест, всего, ед.                                  ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 2 ¦Средний коэффициент загрузки КСР по региону (К), %                       ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 3 ¦Число туристов, размещенных в КСР, всего, из них:                        ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦3.1¦Граждан России                                                           ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦3.2¦Иностранных граждан                                                      ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 4 ¦Число туристов, размещенных не в КСР, всего, из них:                     ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦4.1¦Граждан России                                                           ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦4.2¦Иностранных граждан                                                      ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 5 ¦Коэффициент досчета Q (частное от деления строки 4 на строку 3)          ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 6 ¦Общий объем туристского потока в регионе (в год обследования - сумма     ¦
¦   ¦строк 3 и 4; в годы между обследованиями - сумма строки 3 и произведения ¦
¦   ¦строки 3 на строку 5), всего, из них:                                    ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦6.1¦Граждан России (в год обследования - сумма строк 3.1 и 4.1; в годы между ¦
¦   ¦обследованиями - сумма строки 3.1 и произведения строки 3.1 на строку 5) ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+
¦6.2¦Иностранных граждан (в год обследования - сумма строк 3.2 и 4.2; в годы  ¦
¦   ¦между обследованиями - сумма строки 3.2 и произведения строки 3.2 на     ¦
¦   ¦строку 5)                                                                ¦
+---+-------------------------------------------------------------------------+

Объемы планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы основываются на экспертных оценках, проведенных Министерством экономического развития Мурманской области совместно с Управлением по налогам и сборам по Мурманской области, приведенным в таблице № 2.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2009 № 305-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица № 2

Экономическая и бюджетная эффективность реализации
мероприятий Программы

+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦                             ¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Численность размещенных лиц  ¦   240,0¦   260,5¦   270,8¦   294,8¦
¦за год в КСР, тыс. чел.      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост численности          ¦        ¦    20,5¦    10,3¦    24,0¦
¦размещенных лиц, тыс. чел.   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Выручка организаций          ¦   13800¦   15249¦   16545¦   17786¦
¦туриндустрии и сопутствующих ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦отраслей Мурманской области  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦от продаж услуг и товаров 1  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦туристу (с учетом инфляции), ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦руб.                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост выручки организаций  ¦        ¦    1449¦    1296¦    1241¦
¦туриндустрии и сопутствующих ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦отраслей Мурманской области  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦от продаж услуг и товаров 1  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦туристу, руб.                ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход экономики региона от   ¦  3312,0¦  3972,4¦  4480,4¦  5243,3¦
¦продаж услуг и товаров       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦туристам, млн. руб.          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода экономики     ¦        ¦   660,4¦   508,0¦   762,9¦
¦региона от продаж услуг и    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦товаров туристам, млн. руб.  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход бюджета в виде налогов ¦    2146¦    2371¦    2572¦    2765¦
¦от 1 туриста, руб.           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода бюджета в виде¦        ¦     225¦     201¦     193¦
¦налогов от 1 туриста, руб.   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доход бюджета в виде налогов ¦   514,9¦   617,6¦   669,6¦   815,2¦
¦от туристов, млн. руб.       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прирост дохода бюджета в виде¦        ¦   102,7¦    52,0¦   145,6¦
¦налогов от туристов, млн.    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦руб.                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Общий объем финансирования из¦        ¦    15,2¦    14,2¦    13,1¦
¦областного бюджета и бюджетов¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦муниципальных образований на ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦реализацию программных       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦мероприятий, млн. руб.       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Рентабельность бюджетных     ¦        ¦   319,8¦   186,6¦   506,6¦
¦вложений, %                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Сумма налоговых поступлений  ¦        ¦     3,2¦     1,9¦     5,0¦
¦на 1 рубль вложенных         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦бюджетных средств, руб.      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+

При проведении оценки планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы используется расчет влияния расходов одного туриста на уровень доходов в виде налогов, приведенный в таблице № 3.

Таблица № 3

Расчет влияния расходов одного туриста на уровень
доходов в виде налогов

+-+---------------+--------+-----------------------------------+----------+--------+
¦ ¦               ¦        ¦              2007 год             ¦ Расходы 1¦ Доход  ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+туриста за¦бюджета ¦
¦ ¦  Наименование ¦ Код по ¦    Оборот     ¦  Всего  ¦Налоговая¦     1    ¦ в виде ¦
¦ ¦      ВЭД      ¦  ОКВЭД ¦ организаций по¦поступило¦ нагрузка¦турпоездку¦налогов ¦
¦ ¦               ¦        ¦ ВЭД (в действ.¦    в    ¦на 1 руб.¦    (из   ¦   в    ¦
¦ ¦               ¦        ¦ценах по данным¦бюджетную¦  в 2007 ¦  расчета ¦расчете ¦
¦ ¦               ¦        ¦Мурманскстата),¦ систему ¦  году,  ¦  600$),  ¦  на 1  ¦
¦ ¦               ¦        ¦   млн. руб.   ¦   (по   ¦   коп.  ¦ руб. (со ¦туриста,¦
¦ ¦               ¦        ¦               ¦  данным ¦         ¦  средним ¦  руб.  ¦
¦ ¦               ¦        ¦               ¦отчета ф.¦         ¦  сроком  ¦        ¦
¦ ¦               ¦        ¦               ¦  1-НОМ),¦         ¦пребывания¦        ¦
¦ ¦               ¦        ¦               ¦млн. руб.¦         ¦ 3 суток) ¦        ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦ ¦Всего          ¦        ¦        57163,9¦   8887,6¦    15,55¦     13800¦    2146¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦ ¦               ¦        ¦               ¦         ¦         ¦В том числе:       ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦1¦Гостиницы и    ¦Н 55    ¦         1532,4¦    326,4¦    21,30¦      7763¦    1654¦
¦ ¦рестораны      ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦2¦Розничная      ¦G 52,   ¦        24705,6¦   1202,4¦     4,87¦      1088¦      53¦
¦ ¦торговля, кроме¦I 60-63,¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦торговли       ¦O 90-93 ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦а/транспортными¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦средствами и   ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦мотоциклами,   ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦ремонт бытовых ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦изделий и      ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦предметов      ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦личного        ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦пользования    ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+
¦3¦Транспорт,     ¦        ¦        30925,9¦   7358,8¦    23,79¦      4949¦     439¦
¦ ¦связь, прочие  ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
¦ ¦услуги         ¦        ¦               ¦         ¦         ¦          ¦        ¦
+-+---------------+--------+---------------+---------+---------+----------+--------+

Ввиду отсутствия ряда методик, необходимых для определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации, а также универсальных общероссийских методик оценки совокупного вклада туристской индустрии и сопутствующих отраслей в экономику субъектов Российской Федерации в качестве одного из мероприятий Программы (раздел 1, подпункт 1.2.2) планируется реализовать мероприятие "Проведение исследований по определению показателей, характеризующих вклад туризма в экономику области с учетом мультипликативного эффекта", в результате чего будут получены данные, позволяющие провести указанную оценку, а также оценку количества занятых в туризме с учетом сопутствующих отраслей.
При проведении оценки бюджетной эффективности рекомендуется исключить расходы на проведение данных исследований как расходы бюджета, прямо не влияющие на результаты количественных показателей Программы.
Раздел Программы № 5 "Создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения" предусматривает реализацию мероприятий, результатом которых будут разработанные концепции развития туристско-рекреационных территорий "Терская", "Хибинская", "Ловозерская", "Печенгская", которые, в свою очередь, станут основой для привлечения инвестиций в конкретные инфраструктурные проекты. Таким образом, затраты бюджета, предусмотренные в этом разделе, также не могут учитываться при определении бюджетной эффективности, так как экономический и бюджетный эффект от реализации этих мероприятий наступит через 5 - 7 лет после реализации инвестиционных проектов.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru