Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. по делу № А31-5577/2008

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2009 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Егорова Ольга Юрьевна
Лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Кудрявцева О.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Жохова А.В., г. Кострома
к Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, г. Кострома; Администрации города Костромы в лице Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы, г. Кострома
о признании действий незаконными
при участии в заседании:
от заявителя: Данченко А.А., адвокат, по дов. от 18.12.2008 г. серия 44АА № 093140
от заинтересованных лиц: Густова О.П., вед. спец. по дов. от 30.12.2008 г. № 58; Чихватова И.Н., главный специалист, по дов. от 19.03.2009 г. № 50-1402/09

установил:

индивидуальный предприниматель Жохов Андрей Владимирович, г. Кострома обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании действий руководителя Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы об отказе в изготовлении схемы расположения земельного участка площадью 1279,69 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, микрорайон Якиманиха, 16, на кадастровом плане или карте территории для ее согласования с Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы и последующим утверждением Комитетом незаконными и необоснованными.
По мнению заявителя, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно и незаконно не изготовил схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или карте территории для ее согласования с управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы и последующим утверждением Комитетом.
В обоснование заявленных требований предприниматель Жохов Андрей Владимирович ссылается на несоответствие оспариваемых действий руководителя Комитета, закону, в том числе статьям 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В начале 2008 года предпринимателем и другими собственниками нежилых помещений были проведены работы по формированию земельного участка под объектом недвижимости. Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы в утверждении проекта границ земельного участка площадью 1279,69 кв. м по фактическому использованию отказано, в связи с утверждением проекта границ земельного участка площадью 808,549 кв. м.
По мнению заявителя, отказ Комитета не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права как надлежащего землепользователя, а также нарушает фактически сложившийся порядок пользования земельным участком. Указанное фактическое землепользования не нарушает требований действующего земельного и градостроительного законодательства, а также прав и законных интересов других лиц.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Администрация города Костромы в лице Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы.
Заинтересованные лица считают требования заявителя необоснованными, поскольку представленный предпринимателем на согласование проект границ земельного участка площадью 1279,69 кв. м включает часть придомовой территории, которая в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме № 16 в микрорайоне Якиманиха в г. Костроме.
Таким образом согласование проекта границ земельного участка площадью 1279,69 кв. м может нарушить права и законные интересы лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.
Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы в отзыве пояснило, что проект границ земельного участка площадью 808,55 кв. м расположенного по адресу: г. Кострома, м/р-н Якиманиха, 16 был утвержден и выдан заявителю 17.04.2008 г. На земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, Жохов А.В. самовольно установил капитальное ограждение из железобетонных плит, о чем свидетельствует акт обследования земельного участка от 30.07.2007 г. № 255. Права на земельный участок не оформлены.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Предпринимателю Жохову Андрею Владимировичу принадлежат на праве собственности нежилые помещения № 91, 92 общей площадью 135,8 кв. м в многоквартирном жилом доме № 16 в микрорайоне Якиманиха в городе Костроме, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 44-АБ 203509.
В 2008 году по заказу собственников нежилых помещений проводились кадастровые работы в отношении спорного земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных помещений.
По результатам проведенных кадастровых работ площадь земельного участка составила 808,55 кв. м.
Проект границ земельного участка площадью 808,55 кв. м утвержден начальником Управления городских земель Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы 17 апреля 2008 года.
Заявитель считает, что нежилые помещения, находящиеся в его собственности, используются в соответствии с разрешительной документацией в качестве гостиницы. На основании постановления Администрации города Костромы от 04.11.2003 г. № 4219 Жохову Андрею Владимировичу разрешена разработка проекта на реконструкцию с возведением пристроек, принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения (№ 91, 92) в микрорайоне Якиманиха, 16 для размещения гостиницы, бара и гаражного бокса для хранения легкового транспорта.
Гостиница и смежные с ней помещения, принадлежащие другим собственникам, занимают на земельном участке территорию площадью 808,549 кв. м с учетом организации санитарной зоны и стоянки транспорта.
Однако по мнению заявителя, фактически им используется как собственником нежилых помещений земельный участок площадью 1279,69 кв. м (территория, огражденная забором).
Заявитель обратился в Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы по вопросу утверждения проекта границ земельного участка площадью 1279,69 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, м/р-н Якиманиха, 16.
Письмом от 03.12.2008 г. № 6681 Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы сообщил о том, что в соответствии с постановлением Главы города Костромы от 1 ноября 2008 года № 2106 "О порядке взаимодействия при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территории города Костромы" ранее действовавший порядок утверждения планов проектных границ земельных участков отменен.
Согласно данного нормативного акта Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы вправе изготавливать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территории.
Изготовленная схема подлежит согласованию Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы.
После проведения процедуры согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территории утверждает и выдает уполномоченное должностное лицо Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы.
Согласно статье 16 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принимается решение о формировании земельного участка под домом и выбирается уполномоченное лицо для представления интересов всех собственников помещений по вопросам оформления права на земельный участок в различных организациях. Данное решение должно быть оформлено в форме протокола общего собрания.
Заявитель просит признать действия руководителя Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы об отказе в изготовлении схемы расположения земельного участка площадью 1279,69 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, микрорайон Якиманиха, 16, на кадастровом плане или карте территории для ее согласования с Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы и последующим утверждением Комитетом незаконными и необоснованными.
Суд, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов. Должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся у граждан, юридических лиц в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, последние обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с постановлением Главы города Костромы от 01.11.2008 г. № 2106 подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по инициативе гражданина, юридического лица, исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, организациями, имеющими лицензию на производство соответствующих работ. Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы (далее Комитет) вправе самостоятельно изготавливать указанную схему.
Схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территории согласовывает Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы, после чего утверждает и выдает ее заявителю Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы.
В силу положений Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Проект границ земельного участка, площадью 808,55 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, м/р-н Якиманиха, д. 16 был утвержден и выдан заявителю 17 апреля 2008 года.
На основании проекта границ в отношении земельного участка были проведены кадастровые работы, сформировано землеустроительное дело и утверждено заказчиком 25 июня 2008 года.
Утвержденный начальником Управления городских земель Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы проект границ земельного участка Жоховым А.В. в установленном законом порядке не обжаловался.
Требования заявителя об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1279,69 кв. м несостоятельны в силу следующего.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Нормы отводов земель для конкретных видов деятельности установлены в СНиП 2.07.1-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которым, нормы отвода земли для эксплуатации гостиницы составляют 50-75 кв. м на 1 место, при этом в данную площадь включается площадь земельного участка под самим зданием.
Часть земельного участка, предназначенного для обслуживания нежилого помещения площадью 135,8 кв. м, принадлежащего заявителю на праве собственности ориентировочно составляет 330 кв. м, и достаточна для обслуживания гостиницы в данном случае.
В соответствии с частью 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предприниматель Жохов А.В. вправе оформить земельный участок по фактически занимаемой площади только в случае, если эти площади занимаются в соответствии с действующим законодательством. При незаконном пользовании земельным участком право на оформление его в пользование по фактически занимаемой площади не возникает.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие правомерное использование земельного участка на площади 1279,69 кв. м.
Представленный заявителем на согласование проект границ земельного участка площадью 1279,69 кв. м включает часть придомовой территории, которая в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме № 16 в м/р-не Якиманиха. Таким образом, согласование проекта границ земельного участка площадью 1279,69 может нарушить права и законные интересы лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании статей 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
При обращении в Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы Жохов А.В. не представил протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в утверждении проекта границ земельного участка, площадью 1279,69 кв. м ему было отказано правомерно.
При данных обстоятельствах требования заявителя о признании действий руководителя Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы об отказе в изготовлении схемы расположения земельного участка площадью 1279,69 кв. м, суд считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Действия Комитета, выразившиеся в отказе в изготовлении схемы расположения земельного участка, соответствуют требованиям земельного законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 169, 170, 201, 110, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции, вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья
О.Ю.ЕГОРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru