Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. № 375

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области
от 25.03.2009 № 170, от 06.08.2009 № 364)

В целях реализации государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и обеспечение населения Самарской области продовольственными товарами, производимыми на территории Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2013 годы.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на 2009 - 2013 годы на обеспечение выполнения министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области возложенных на него функций.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (Демченко).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор - председатель Правительства
Самарской области
В.В.АРТЯКОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 10 сентября 2008 г. № 375

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ
(далее - Программа)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области
от 25.03.2009 № 170, от 06.08.2009 № 364)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ            -  областная целевая программа развития  сельского
ПРОГРАММЫ                  хозяйства       и      регулирования     рынков
                           сельскохозяйственной    продукции,    сырья   и
                           продовольствия Самарской области на 2009 - 2013
                           годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ    - поручение  Губернатора  Самарской  области   от
О РАЗРАБОТКЕ               28.05.2008  (протокол  заседания  Правительства
ПРОГРАММЫ                  Самарской области от 28.05.2008 № 11)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ          - министерство     сельского     хозяйства      и
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ         продовольствия Самарской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ            - цели Программы:
ПРОГРАММЫ                  устойчивое   развитие    сельских    территорий
                           Самарской области;
                           создание   общих    условий    функционирования
                           сельского хозяйства Самарской области;
                           ускоренное  развитие  приоритетных  подотраслей
                           сельского хозяйства Самарской области;
                           совершенствование мер государственной поддержки
                           развития кадрового потенциала агропромышленного
                           комплекса (далее - АПК);
                           достижение  финансовой  устойчивости  сельского
                           хозяйства Самарской области;
                           регулирование    рынков    сельскохозяйственной
                           продукции,  сырья  и  продовольствия  Самарской
                           области.
                           Задачи Программы:
                           повышение   инвестиционной   и    инновационной
                           привлекательности       отрасли,       развитие
                           технического и технологического потенциала  АПК
                           Самарской области;
                           создание предпосылок для  устойчивого  развития
                           сельских    территорий    Самарской    области,
                           восстановления  и  наращивания   социальной   и
                           инженерной инфраструктуры села;
                           улучшение   общих   условий    функционирования
                           сельского хозяйства Самарской области;
                           обеспечение ускоренного  развития  приоритетных
                           подотраслей  сельского  хозяйства   на   основе
                           обновления  и  модернизации  основных   фондов,
                           роста        эффективности        использования
                           производственного потенциала;
                           создание   условий   для   повышения   качества
                           продукции АПК Самарской  области,  формирования
                           цивилизованного          рынка          оборота
                           сельскохозяйственной     продукции,      сырья,
                           продовольствия и развития рыночных отношений  в
                           сфере АПК Самарской области;
                           создание    условий    для     сохранения     и
                           воспроизводства         используемых          в
                           сельскохозяйственном производстве  земельных  и
                           других природных ресурсов;
                           повышение                 конкурентоспособности
                           сельскохозяйственной продукции, производимой на
                           территории Самарской области;
                           повышение занятости и  уровня  жизни  сельского
                           населения Самарской области

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ          - 2009 - 2013 годы
ПРОГРАММЫ

ВАЖНЕЙШИЕ               - индекс  физического объема  сельскохозяйственной
ЦЕЛЕВЫЕ                   продукции  в  сопоставимых  ценах  (в  процентах
ИНДИКАТОРЫ И              к предыдущему году):
ПОКАЗАТЕЛИ                в 2009 году - 105,8%,
ПРОГРАММЫ                 в 2010 году - 106,0%,
                          в 2011 году - 104,5%,
                          в 2012 году - 103,6%,
                          в 2013 году - 108,6%.
                          Повышение   к   2013   году    годовых   объемов
                          производства           основных            видов
                          сельскохозяйственной продукции:
                          в растениеводстве:
                          зерно                          2400,0 тыс. тонн;
                          подсолнечник                    310,0 тыс. тонн;
                          картофель                       530,0 тыс. тонн;
                          овощи                           460,0 тыс. тонн;
                          сахарная свекла                 350,0 тыс. тонн;
                          в животноводстве:
                          молоко                          590,0 тыс. тонн;
                          мясо всех видов (живой вес)     262,4 тыс. тонн;
                          яйца                            371,0 млн. штук;
                          в перерабатывающей промышленности:
                          колбасные изделия                68,0 тыс. тонн;
                          цельномолочная продукция        250,0 тыс. тонн;
                          масло сливочное                  16,0 тыс. тонн;
                          масло растительное               56,0 тыс. тонн;
                          маргариновая продукция           62,0 тыс. тонн;
                          хлеб и хлебобулочные изделия    160,0 тыс. тонн;
                          макаронные изделия               15,5  тыс. тонн

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ      Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2013
ФИНАНСИРОВАНИЯ          годах составляет 17510,06 млн. рублей, в том числе:
ПРОГРАММНЫХ             за счет средств областного бюджета (за исключением
МЕРОПРИЯТИЙ             планируемых  к  поступлению  в  областной   бюджет
                        средств   федерального    бюджета)   -    10870,41
                        млн. рублей;
                        за счет средств  областного  бюджета,  формируемых
                        за счет  планируемых  к  поступлению  в  областной
                        бюджет  средств  федерального  бюджета  -  6639,65
                        млн. рублей.
                        В   целях   комплексного   планирования    решения
                        поставленных в Программе  задач  в  приложении № 2
                        к  Программе   приведена   справочная   информация
                        о   предполагаемом    финансировании   мероприятий
                        за счет  средств  местных  бюджетов,  направляемых
                        на  решение  определенных   в  Программе  проблем,
                        в объеме 3,28 млн. рублей.
                        Указанные  положения   не   являются   основаниями
                        возникновения расходных  обязательств,  подлежащих
                        исполнению за счет средств местных бюджетов.
                        Расходные обязательства муниципальных  образований
                        по   финансированию    мероприятий,   направленных
                        на  решение   определенных  в  Программе  проблем,
                        возникают по основаниям,  установленным  Бюджетным
                        кодексом Российской Федерации.
(раздел   в   ред.   Постановлений     Правительства   Самарской   области
от 25.03.2009 № 170, от 06.08.2009 № 364)
(см. текст в предыдущей редакции)

ПОКАЗАТЕЛИ              - интегральный показатель бюджетной  эффективности
СОЦИАЛЬНО-                Программы   в  части  создания   общих   условий
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ             функционирования,     развития      приоритетных
ЭФФЕКТИВНОСТИ             подотраслей     и     достижения      финансовой
РЕАЛИЗАЦИИ                устойчивости   сельского   хозяйства   Самарской
ПРОГРАММЫ                 области составит 915,0 млн. рублей

СИСТЕМА                 - реализация        Программы       координируется
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ      министерством      сельского     хозяйства     и
ЗА ХОДОМ                  продовольствия Самарской области.   Министерство
РЕАЛИЗАЦИИ                сельского хозяйства и  продовольствия  Самарской
ПРОГРАММЫ                 области ежегодно  готовит информацию  о  ходе  и
                          результатах реализации Программы и  представляет
                          ее в Правительство Самарской области.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
АПК Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 500 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 5-7% стоимости валового регионального продукта и около 3% основных фондов.
В сельской местности проживает 622,3 тыс. человек или 19,6% всего населения Самарской области, из них 35,8 тыс. человек заняты в общественном секторе сельскохозяйственного производства.
Анализ деятельности аграрной сферы экономики Самарской области за период с 1990 по 2007 год свидетельствует о резком снижении ресурсного обеспечения отрасли и значительном сокращении производства сельскохозяйственной продукции.
Энергообеспеченность сельскохозяйственной отрасли снизилась на 45%. По сравнению с 1990 годом произошло сокращение имеющегося машинно-тракторного парка: тракторов - на 60%, зерноуборочных комбайнов - на 70%, кормоуборочных комбайнов - на 80%, почвообрабатывающих и посевных машин - на 65%.
В последние годы идет процесс улучшения технической оснащенности АПК Самарской области, но коэффициент обновления техники очень низок (2-4%), в то время как выбытие устаревшей техники составляет 6-8%.
Посевные площади сельскохозяйственных культур за 17 лет сократились на 34%, в том числе занимаемые зерновыми культурами - на 27%. Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 2,9 раза. Минеральных удобрений в 1990 году вносилось на каждый гектар по 51 кг в действующем веществе, в 2007 году - по 17,6 кг в действующем веществе, что привело к значительному ухудшению почвенного плодородия. Из-за снижения посевных площадей и урожайности снизилось на 54% производство зерна.
По производству подсолнечника, картофеля и овощей прослеживается стабильная динамика роста.
Наиболее сложная обстановка в животноводстве. За период с 1990 по 2007 год поголовье скота сократилось: по крупному рогатому скоту (далее - КРС) - в 4,3 раза, в том числе коров - в 2,9 раза, свиней - в 2,6 раза, овец и коз - в 9,7 раза.
Значительное снижение поголовья животных повлекло за собой резкое сокращение объемов производства продукции: за 1990 - 2007 годы производство молока уменьшилось в 2,2 раза, производство мяса всех видов - в 2,3 раза, производство яиц - в 3,4 раза.
Предпринятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на развитие АПК, позволили стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечили рост индекса физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства и улучшение финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В среднем за три года прирост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 2,3%, а в 2007 году - 3,6%. Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует рост внебюджетных средств, привлеченных в АПК, с 3,0 млрд. рублей в 2005 году до 6,5 млрд. рублей в 2007 году. По итогам 2007 года получено 1618,7 млн. рублей прибыли с уровнем рентабельности 18,5%. Более 86% сельскохозяйственных организаций (398) рентабельны.
Существенное улучшение ценовой конъюнктуры на рынке животноводческой продукции позволило отрасли животноводства последние 3 года работать безубыточно.
В 2007 году от реализации продукции животноводства получено 306,9 млн. рублей прибыли, рентабельность составила 11,7%. Все виды сельскохозяйственной продукции рентабельны, за исключением мяса КРС и шерсти.
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" создала оптимальные стартовые условия для стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств. В 2007 году, по сравнению с 2005 годом, производство молока увеличилось на 5,6%, мяса - на 9,6%, прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования составил 11%.
В то же время сохранена отрицательная динамика снижения поголовья КРС, в том числе коров, численность которых снизилась к уровню 2006 года соответственно на 3,6% и 2,2%. Поголовье свиней увеличилось на 20 тыс. голов (6,6%).
За два года реализации проекта обеспечен прирост продуктивности животных по надою молока на 8%, среднесуточному привесу КРС - на 18,2%, свиней - на 26,8%.
Емкость продовольственного рынка Самарской области по основным продуктам питания в 2007 году составляла 75 млрд. рублей. Его обеспеченность за счет собственного производства находится на уровне 65% (48,8 млрд. рублей), остальные продукты питания завозятся из других регионов и по импорту. Это приводит к тому, что население Самарской области оплачивает ввозимые продукты питания на сумму 26,2 млрд. рублей, что является резервом для увеличения собственного производства и стимулом к повышению инвестиционной привлекательности аграрного сектора.
В наибольших объемах из-за ограниченности ресурсов в Самарскую область ввозятся продукты животного происхождения - 74,1 тыс. тонн мясопродуктов, 411,2 тыс. тонн молокопродуктов, 565,3 млн. штук яиц.
За 2000 - 2006 годы заметно увеличилось потребление основных продуктов питания в расчете на одного жителя Самарской области: мяса и мясопродуктов - на 39%, молока и молокопродуктов - на 28%, яиц и яйцепродуктов - на 23%, картофеля - на 43%, овощей - в 1,9 раза, фруктов и ягод - на 32%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 13%, масла растительного - на 15%.
В 2006 году в общем объеме потребления продукты, произведенные сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области, занимали по мясу и мясопродуктам - 54,5%, молоку и молокопродуктам - 56,8%, по яйцу - 36,7%. Картофелем собственного производства потребительский рынок обеспечен на 98%, овощами - на 100%, фруктами и ягодами - на 89%.
Продолжающаяся тенденция банкротства сельскохозяйственных организаций ведет к формированию сельских территорий, на которых не осуществляется производственная деятельность, что приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Таким образом, становится проблемным социально-экономическое развитие сельских территорий Самарской области.
В сельской местности сохраняются недостаточно комфортные условия проживания, менее благоприятные условия развития здравоохранения, образования, культуры, низкий уровень заработной платы.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2,3 раза ниже, чем в среднем по Самарской области.
Сложившаяся негативная ситуация с производством сельскохозяйственной продукции, накопившиеся проблемы социально-экономического развития сельских территорий обусловили необходимость разработки и утверждения настоящей Программы.
Основными проблемами, требующими программного решения на областном уровне, являются:
низкий уровень производственно-технического потенциала сельскохозяйственного производства;
сложное финансовое положение сельскохозяйственных организаций;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
недостаточный приток частных инвестиций в развитие отрасли;
неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Отбор указанных проблем для программной разработки и их решения на областном уровне определяется необходимостью возрождения и развития производственной и социальной сфер сельских территорий Самарской области.
Программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в АПК Самарской области, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач.
Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Самарской области с учетом их взаимосвязи с общими задачами региональной социально-экономической политики на долгосрочную перспективу.
В этой связи планируется реализация мероприятий по совершенствованию механизмов и направлений оказания государственной поддержки АПК Самарской области, ориентированных на конечный результат и повышение эффективности, комплексное решение многоплановых проблем социального обустройства сельских территорий, улучшения материального и духовного благополучия жителей села.
При разработке Программы учтены положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Государственная программа).

2. Цели, задачи и срок реализации Программы

Основными целями Программы являются:
устойчивое развитие сельских территорий Самарской области;
создание общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области;
ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства Самарской области;
совершенствование мер государственной поддержки развития кадрового потенциала АПК Самарской области;
достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Самарской области;
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области.
Основными задачами Программы являются:
повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК Самарской области;
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Самарской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала;
создание условий для повышения качества продукции АПК Самарской области, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК Самарской области;
создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Самарской области;
повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области.
Комплексный характер поставленных целей обуславливает их достижение при условии реализации мероприятий Программы, Государственной программы и решения задач по следующим основным направлениям:
в производственной сфере:
углубление специализации и адаптации организаций АПК Самарской области к экономическим, экологическим и социальным условиям хозяйствования, конъюнктуре отечественного и мирового рынков;
реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы пищевых и перерабатывающих организаций для обеспечения производства основных видов продукции АПК с учетом полного удовлетворения потребностей Самарской области за счет собственного производства с постепенным вытеснением с внутреннего рынка зарубежных и других производителей;
техническая и технологическая модернизация агропромышленного производства на основе оптимизации структуры и состава машинно-тракторного парка посредством использования возможностей лизинга, широкого внедрения ресурсосберегающих индустриальных технологий;
проведение организационно-экономических мероприятий, направленных на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
совершенствование государственной поддержки АПК Самарской области, обеспечение ее доступности и адресности;
обеспечение условий для более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот;
использование доступных экономических рычагов государственного регулирования агропродовольственного рынка как важнейшего фактора повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
широкое привлечение отечественных и иностранных инвесторов в аграрный сектор, достижение максимальной результативности вложения ресурсов по всем источникам финансирования;
совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сферы сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях;
развитие малых форм хозяйствования и формирование вертикальных и горизонтальных интегрированных структур на основе объединения хозяйствующих субъектов АПК на всех уровнях производства;
создание союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и их участие в формировании государственной аграрной политики;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание рабочих мест, решение проблем кадрового обеспечения, привлечение и закрепление кадров на селе, в том числе молодых специалистов, на основе создания оптимальных жилищно-бытовых и материальных условий, улучшение качества подготовки и переподготовки специалистов;
развитие инновационной деятельности и совершенствование научного обеспечения сельскохозяйственного производства на основе решения научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских задач;
развитие системы государственного информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников агропродовольственного рынка;
в социальной сфере:
улучшение благосостояния сельского населения, повышение уровня доходов работников сельского хозяйства;
реализация мероприятий по поддержке комплексной компактной жилищной застройки и благоустройства сельских поселений, развития в них жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства;
повышение уровня и качества водо-, газо- и электроснабжения сельских поселений;
совершенствование системы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.
Программа разработана на основе сложившихся возможностей экономики области с учетом прогнозируемого привлечения ресурсов федерального бюджета и внебюджетных средств.
Срок реализации Программы - с 2009 по 2013 год.

3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие
ежегодный ход и итоги реализации Программы

+---+------------------------------+-----------+--------------------------------------------+
¦ № ¦         Наименование         ¦  Единица  ¦   Значение целевого индикатора по годам    ¦
¦п/п¦     целевого индикатора      ¦ измерения +------+------+------+------+------+---------+
¦   ¦                              ¦           ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦Всего по ¦
¦   ¦                              ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦Программе¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦                    1. Динамика и прогноз развития сельского хозяйства                     ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.1¦Индекс производства  продукции¦в процентах¦105,8 ¦106,0 ¦104,5 ¦103,6 ¦108,6 ¦         ¦
¦   ¦сельского            хозяйства¦     к     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦в  хозяйствах  всех  категорий¦предыдущему¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦(в сопоставимых ценах)        ¦   году    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.2¦Индекс производства  продукции¦в процентах¦106,1 ¦109,5 ¦106,0 ¦103,5 ¦115,2 ¦         ¦
¦   ¦животноводства  в   хозяйствах¦     к     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦всех категорий (в сопоставимых¦предыдущему¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦ценах)                        ¦   году    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.3¦Индекс производства  продукции¦в процентах¦105,6 ¦103,1 ¦103,1 ¦103,7 ¦102,4 ¦         ¦
¦   ¦растениеводства  в  хозяйствах¦     к     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦всех категорий (в сопоставимых¦предыдущему¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦ценах)                        ¦   году    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.4¦Индекс   физического    объема¦в процентах¦108,4 ¦108,0 ¦107,2 ¦107,1 ¦107,0 ¦         ¦
¦   ¦инвестиций в основной  капитал¦     к     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦сельского хозяйства           ¦предыдущему¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦                              ¦   году    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.5¦Располагаемые ресурсы домашних¦   руб.    ¦ 9481 ¦11036 ¦11819 ¦12564 ¦13200 ¦         ¦
¦   ¦хозяйств в сельской местности ¦ на члена  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦                              ¦ хозяйства ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦                              ¦  в месяц  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.6¦Коэффициент         обновления¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦основных                 видов¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦сельскохозяйственной   техники¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦в         сельскохозяйственных¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦организациях:                 ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦   ¦тракторы                      ¦ процентов ¦ 6,6  ¦ 8,0  ¦ 9,2  ¦ 10,3 ¦ 10,3 ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦   ¦комбайны зерноуборочные       ¦ процентов ¦ 8,6  ¦ 10,4 ¦ 11,5 ¦ 13,0 ¦ 13,0 ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦   ¦комбайны кормоуборочные       ¦ процентов ¦ 12,8 ¦ 12,4 ¦ 12,0 ¦ 11,6 ¦ 11,6 ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.7¦Энергообеспеченность          ¦ лошадиных ¦ 109  ¦ 117  ¦ 127  ¦ 133  ¦ 133  ¦         ¦
¦   ¦сельскохозяйственных          ¦    сил    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦организаций на 100 га посевной¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦площади (суммарная номинальная¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦мощность двигателей тракторов,¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦комбайнов и самоходных машин) ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦1.8¦Индекс      производительности¦в процентах¦106,9 ¦107,1 ¦105,5 ¦104,7 ¦109,7 ¦         ¦
¦   ¦труда   в   хозяйствах    всех¦     к     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦категорий                     ¦предыдущему¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦                              ¦   году    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦               2. Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области                ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦2.1¦Ввод  и   приобретение   жилья¦ тыс. кв.  ¦ 17,6 ¦ 46,8 ¦ 55,8 ¦ 56,9 ¦ 58,0 ¦  235,1  ¦
¦   ¦для    граждан,    проживающих¦  метров   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦в сельской местности,  молодых¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦семей и молодых специалистов  ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦   ¦В   том   числе    мероприятия¦ тыс. кв.  ¦ 9,0  ¦ 19,9 ¦ 24,6 ¦ 25,4 ¦ 26,2 ¦  105,1  ¦
¦   ¦по    обеспечению    доступным¦  метров   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦жильем молодых семей и молодых¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦специалистов на селе          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2009 № 364)¦         ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                         ¦      ¦         ¦
+---+------------------------------+-----------+------+------+------+------+------+---------+
¦2.2¦Обеспеченность       сельского¦ процентов ¦ 63,7 ¦ 70,8 ¦ 78,3 ¦ 85,5 ¦ 88,0 ¦         ¦
¦   ¦населения питьевой водой      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦         ¦

]]>
мероприятия Программы, указанные в пунктах 1.9, 2.1, 2.3, 2.8, 3.1, 3.3, 3.5, 3.6, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8, 5, финансируются в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
мероприятия Программы, указанные в пунктах 2.2, 3.2, 4.1, 4.7, 4.9, финансируются в форме субвенций бюджетам муниципальных районов Самарской области на осуществление государственных полномочий Самарской области по поддержке сельскохозяйственного производства;
мероприятия Программы, указанные в пунктах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.9, 2.10, 3.4, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 6.1, 6.2, финансируются в форме ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

6. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников Программы, заинтересованных в ее реализации.
Основными условиями обеспечения реализации Программы выступают:
программно-целевое планирование развития АПК, совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сфере сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях;
согласованность действий всех субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий, в своевременном обеспечении и эффективном использовании финансовых, материально-технических ресурсов и расходных материалов;
привлечение средств федерального бюджета (прогнозно) на основании соответствующих федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, действующих федеральных целевых программ;
прямое финансирование, предоставление субсидий из бюджета области в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
прямое финансирование и льготное кредитование за счет средств местных бюджетов;
привлечение финансовых ресурсов из внебюджетных источников.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области организует работу по реализации мероприятий Программы, разрабатывает методические материалы для исполнителей Программы, обеспечивает информационную и разъяснительную работу о целях и задачах Программы, осуществляет мониторинг реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения.
В целях повышения эффективности работы органов исполнительной власти Самарской области, информационно-аналитического обеспечения и принятия взвешенных управленческих решений процесс мониторинга реализации мероприятий Программы будет осуществляться на основе внедрения современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, информационных технологий и систем.
Организации, являющиеся исполнителями мероприятий Программы и получающие финансирование за счет средств областного бюджета, представляют ежеквартально в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области информационно-аналитические материалы и финансовые отчеты о ходе выполнения программных мероприятий с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставляемых на реализацию Программы, осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Контроль за целевым использованием средств местных бюджетов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области соответствующие заключения.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ежегодно в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.

7. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

Реализация поставленных Программой задач по выполнению предусмотренных мероприятий обеспечит достижение намеченных целей, будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Самарской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий.
За счет устойчивого роста объемов производства продукции сельского хозяйства индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах во всех категориях хозяйств составит:
в 2009 году - 105,8%;
в 2010 году - 106,0%;
в 2011 году - 104,5%;
в 2012 году - 103,6%;
в 2013 году - 108,6%.
В целом производство валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году возрастет к уровню 2007 года на 35,8%.
Благодаря внедрению современных технологий, совершенствованию организации труда, повышению квалификации кадров производительность труда будет ежегодно увеличиваться на 4,7 - 9,7%.
Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, наращивание производственного потенциала, внедрение ресурсосберегающих технологий создаст основу для обеспечения производства сельскохозяйственной продукции к 2013 году во всех категориях хозяйств в следующих объемах:
в растениеводстве:
зерно - 2400,0 тыс. тонн;
подсолнечник - 310,0 тыс. тонн;
картофель - 530,0 тыс. тонн;
овощи - 460,0 тыс. тонн;
сахарная свекла - 350,0 тыс. тонн;
в животноводстве:
молоко - 590,0 тыс. тонн;
мясо всех видов (живой вес) - 262,4 тыс. тонн;
яйца - 371,0 млн. штук.
Развитие производства сельскохозяйственной продукции позволит более полно загрузить имеющиеся производственные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности и существенно увеличить выпуск основных видов продукции до следующих объемов:
колбасные изделия - 68,0 тыс. тонн;
цельномолочная продукция - 250,0 тыс. тонн;
масло сливочное - 16 тыс. тонн;
хлеб и хлебобулочные изделия - 160,0 тыс. тонн;
масло растительное - 56,0 тыс. тонн;
макаронные изделия - 15,5 тыс. тонн;
маргариновая продукция - 62,0 тыс. тонн.
Внедрение научно обоснованных систем земледелия позволит приостановить процесс деградации сельскохозяйственных земель, повысить содержание почвенного гумуса, будет способствовать производству биологически чистой продукции, стабилизации и улучшению экологической обстановки в Самарской области.
Оптимизация структуры посевных площадей, более совершенная технология возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных обеспечит рост урожайности и продуктивности.
Урожайность зерновых культур возрастет на 27% к уровню 2007 года, подсолнечника - на 46%, картофеля - на 19%, овощей, выращиваемых в открытом грунте - на 21%, надой от одной коровы увеличится на 21%, среднесуточный привес КРС возрастет на 28%, свиней - на 22%.
Наращивание собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, рост покупательной способности населения Самарской области обеспечит повышение среднедушевого потребления продуктов питания населением области и значительно приблизит его уровень к медицинским нормам, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в Самарской области.
Доля потребления основных продуктов питания за счет собственного производства возрастет по мясу с 54,5% в 2006 году до 72% в 2013 году, по молоку, соответственно, с 56,1 до 64,0%, по яйцу с 35 до 42%.
Выполнение мероприятий в сфере кадровой политики АПК Самарской области обеспечит закрепление в сельскохозяйственном производстве молодых высококвалифицированных специалистов, способных вывести аграрный сектор на более высокий уровень развития.
Осуществление Программы позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферу, повысить уровень социального обеспечения и благосостояния сельского населения, престижность сельского уклада жизни, улучшить демографическую ситуацию на селе.
Социальным эффектом от реализации Программы будет являться создание в АПК Самарской области около 4,5 тыс. дополнительных рабочих мест, что в определенной мере позволит обеспечить занятость сельского населения Самарской области.
Объемы ожидаемых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составят:
в 2009 году - 2702,7 млн. рублей;
в 2010 году - 2891,9 млн. рублей;
в 2011 году - 3108,8 млн. рублей;
в 2012 году - 3330,0 млн. рублей;
в 2013 году - 3350,0 млн. рублей.
В соответствии с методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение) интегральный показатель бюджетной эффективности Программы в части создания общих условий функционирования, развития приоритетных отраслей и достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства составит 915,0 млн. рублей.





Приложение № 1
к областной целевой программе
развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Самарской области
на 2009 - 2013 годы

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

Расчет социально-экономической эффективности областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) осуществляется в соответствии с главами 4 и 5 Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № ВК 477.
Интегральный показатель бюджетной эффективности рассчитывается по формуле

ИБЭ = SUM (Пб - Рп) x к,

где к (коэффициент дисконтирования) рассчитывается по формуле

                                               n
                         к = 1 / (1 + Ср / 100) ,

где Ср - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
n - год расчета с начала срока реализации Программы;
Пб - поступления в бюджеты всех уровней;
Рп - расход бюджетных средств на реализацию Программы.
При расчете интегрального показателя бюджетной эффективности Программы в части создания общих условий функционирования, развития приоритетных подотраслей и достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства используются суммы ожидаемых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды за время реализации Программы, а также расходы бюджетных средств на создание общих условий функционирования, развитие приоритетных подотраслей, достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области.





Приложение № 2
к областной целевой программе
развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Самарской области
на 2009 - 2013 годы

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ПРЕДПОЛАГАЕМОМ ФИНАНСИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ
НА РЕШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ПРОГРАММЕ ПРОБЛЕМ

(введено Постановлением Правительства Самарской области
от 06.08.2009 № 364)

+------------------------+-----------+-------------------+----------------+
¦      Наименование      ¦   Срок    ¦       Объем       ¦  Исполнитель   ¦
¦      мероприятия       ¦исполнения,¦ финансирования по ¦                ¦
¦                        ¦   годы    ¦      годам,       ¦                ¦
¦                        ¦           ¦    млн. рублей    ¦                ¦
¦                        ¦           +----+----+---------+                ¦
¦                        ¦           ¦2009¦2010¦Всего по ¦                ¦
¦                        ¦           ¦    ¦    ¦Программе¦                ¦
+------------------------+-----------+----+----+---------+----------------+
¦Создание         системы¦2009 - 2010¦1,12¦2,16¦  3,28   ¦Органы  местного¦
¦информационного         ¦           ¦    ¦    ¦         ¦самоуправления  ¦
¦обеспечения   в    сфере¦           ¦    ¦    ¦         ¦муниципальных   ¦
¦сельского хозяйства     ¦           ¦    ¦    ¦         ¦образований     ¦
¦                        ¦           ¦    ¦    ¦         ¦в      Самарской¦
¦                        ¦           ¦    ¦    ¦         ¦области         ¦
+------------------------+-----------+----+----+---------+----------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru