Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


ДУМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2006 г. № 400

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"КУЛЬТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА (2007 - 2010 ГОДЫ)"

(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)

В целях создания условий для гармоничного развития личности на основе сохранения единого культурного пространства на территории Великого Новгорода и доступа граждан к культурным ценностям и информации в сфере культуры, продвижения Великого Новгорода как культурного центра и развития его культурного потенциала, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2006 года № 84 "О праздновании 1150-летия основания г. Великий Новгород", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)", областными законами от 01.12.2008 № 415-ОЗ "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Новгородской области", от 05.01.2004 № 226-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области", решениями Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 № 303 "Об утверждении Плана социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006 - I полугодие 2009 года", от 26.01.2006 № 244 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода (2006 - 2008 годы)" Дума Великого Новгорода решила:
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Культура Великого Новгорода (2007 - 2010 годы)".

2. Предусматривать при формировании бюджетов Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы в их расходной части средства на реализацию указанной Программы.

3. Контроль за исполнением указанной Программы возложить на Администрацию Великого Новгорода.

4. Установить сроки представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанной Программы ежегодно до 1 марта и отчета об исполнении указанной Программы - I квартал 2011 года.

5. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".

Мэр Великого Новгорода
Н.И.ГРАЖДАНКИН





Утверждена
решением
Думы Великого Новгорода
от 23.11.2006 № 400

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"КУЛЬТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА (2007 - 2010 ГОДЫ)"

(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование   муниципальная Программа "Культура Великого Новгорода (2007 -
Программы      2010 годы)"

Разработчики   комитет  культуры  и   молодежной   политики   Администрации
Программы      Великого  Новгорода,  муниципальные  учреждения  культуры  и
               искусства и дополнительного образования детей

Основание для  Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об  общих
разработки     принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Программы      Федерации";

               областная целевая программа "Культура  Новгородской  области
               (2006   -   2010   годы)",    утвержденная    постановлением
               Администрации Новгородской области от 06.03.2006 № 110;

               Концепция развития сферы  культуры  и  искусства  в  Великом
               Новгороде на 2003 - 2010 годы,  утвержденная  решением  Думы
               Великого Новгорода от 24.04.2003 № 532 (в  редакции  решения
               Думы Великого Новгорода от 26.10.2006 № 378);

               Положение о порядке осуществления библиотечного обслуживания
               населения Великого  Новгорода,  утвержденное  решением  Думы
               Великого Новгорода от 22.09.2005 № 179

Правовые       Закон Российской Федерации от 9 октября 1992  года  № 3612-1
основы         "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Программы
               Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об
               образовании";

               Федеральный  закон  от  29  декабря  1994  года  № 78-ФЗ  "О
               библиотечном деле";

               Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2006  года
               № 84  "О  праздновании  1150-летия  основания   г.   Великий
               Новгород";

               Постановление  Правительства  Российской  Федерации   от   8
               декабря 2005 года № 740  "О  федеральной  целевой  программе
               "Культура России (2006 - 2010 годы)";

               Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля
               2006 года № 500-р "Об организационном комитете по подготовке
               и проведению празднования 1150-летия  основания  г.  Великий
               Новгород";

               областной закон  от 01.12.2008 № 415-ОЗ "О библиотечном деле
               и   обязательном   экземпляре   документов   в  Новгородской
               области";
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               областной закон  от   05.01.2004   № 226-ОЗ   "Об   объектах
               культурного наследия  (памятниках  истории  и  культуры)  на
               территории Новгородской области";

               решение Думы Великого  Новгорода  от  27.04.2006  № 303  "Об
               утверждении   Плана   социально-   экономического   развития
               Великого Новгорода на 2006 - I полугодие 2009 года";

               решение Думы Великого  Новгорода  от  26.01.2006  № 244  "Об
               утверждении муниципальной целевой программы  "Первоочередные
               мероприятия  по  модернизации   библиотечного   обслуживания
               населения Великого Новгорода" (2006 - 2008 годы)

Исполнители    комитет  культуры  и   молодежной   политики   Администрации
Программы      Великого  Новгорода,  муниципальные  учреждения  культуры  и
               искусства и дополнительного образования детей

Цели Программы создание  условий  для  гармоничного  развития  личности  на
               основе  сохранения  единого  культурного   пространства   на
               территории Великого Новгорода и доступа граждан к культурным
               ценностям и информации в сфере культуры;

               развитие культурного потенциала Великого Новгорода;

               продвижение Великого Новгорода как культурного центра

Задачи         сохранение и развитие потенциала сферы культуры  как  одного
Программы      из  основных  ресурсов   развития   Великого   Новгорода   и
               подготовки к его 1150-летию и Международным Ганзейским дням;

               создание  условий  для  обеспечения  доступа   населения   к
               культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек;

               формирование, закрепление и развитие культурных потребностей
               населения в получении культурных услуг;

               сохранение  кадрового  потенциала  сферы  культуры  Великого
               Новгорода,   повышение   уровня   профессиональных    знаний
               работников культуры;

               создание  условий  для  организации  досуга  и   обеспечения
               населения услугами учреждений культуры;

               создание    условий    для    организации     предоставления
               дополнительного образования, интеллектуального и творческого
               развития детей и юношества;

               поддержка  профессионального  искусства  и   самодеятельного
               творчества;

               совершенствование единого информационного пространства;

               укрепление  и  модернизация   материально-технической   базы
               учреждений культуры и дополнительного образования детей;

               нормативно-правовое   обеспечение   в   области    культуры;
               подготовка  условий  для  перехода  к   модели   развивающей
               городской культурной среды;

               совершенствование управления в сфере культуры

Сроки          2007 - 2010 годы
реализации
Программы

Механизм       реализация  Программы  осуществляется   в   соответствии   с
реализации     прилагаемыми    мероприятиями    на     основе     принципов
Программы      программно-целевого метода управления

Объемы         при формировании бюджетов Великого Новгорода на 2007 -  2010
и источники    годы в их  расходной  части  предусматриваются  средства  на
финансирования реализацию  Программы.  Дополнительно   будут   привлекаться
Программы      средства областного и федерального бюджетов в рамках целевых
               Программ,  внебюджетные  средства  муниципальных  учреждений
               культуры, искусства и дополнительного образования детей

Организация    отчет  о  реализации  Программы  заслушивается  ежегодно   в
контроля       феврале на конференции "Итоги и перспективы  развития  сферы
за реализацией культуры Великого Новгорода" (далее - итоговая конференция).
Программы      Исполнители  Программы  представляют   информацию   о   ходе
               реализации  Программы  в  комитет  культуры   и   молодежной
               политики  Администрации  Великого  Новгорода  ежегодно  к  1
               февраля, отчеты о ходе реализации Программы представляются в
               Администрацию Великого Новгорода ежегодно к  15  февраля,  в
               Думу  Великого  Новгорода  -  к  20  февраля.  Контроль   за
               расходованием  бюджетных   средств   в   рамках   реализации
               Программы  осуществляет   комитет   финансов   Администрации
               Великого Новгорода

Ожидаемые      сохранение и развитие потенциала сферы культуры  как  одного
результаты     из основных ресурсов развития Великого Новгорода;
реализации
Программы      стабилизация кадрового состава и повышение профессионального
               уровня работников в сфере культуры;

               улучшение социального обеспечения работников сферы культуры;

               повышение качества  и  разнообразия  услуг,  предоставляемых
               населению в сфере  культуры  и  образования;  перевод  части
               ресурсов сферы культуры в туристский продукт;

               повышение информированности населения о деятельности в сфере
               культуры;

               улучшение  условий  для  духовного  развития  и   творческой
               самореализации новгородцев;

               создание  условий  для  ранней  профессиональной  ориентации
               детей в сфере дополнительного образования;

               повышение эффективности системы управления в сфере культуры,
               развитие нормативно-правовой базы;

               укрепление материально-технической базы  отрасли,  оснащение
               учреждений культуры новым современным оборудованием

I. Анализ современного состояния сферы культуры
и обоснование необходимости применения программных методов

Великий Новгород является одним из уникальных российских городов, обладающих богатым культурно-историческим наследием, сложной, глубокой и разнообразной социокультурной и экономической средой, нуждающейся в развитии при сохранении баланса между традициями и обновлением. Развитие сферы культуры Великого Новгорода невозможно без определения стратегических подходов и использования программно-целевых методов управления. Актуальность разработки программы в области культуры продиктована рядом требований: необходимостью совершенствования культурной политики, приведения содержания, форм и методов деятельности в области культуры в соответствие с современными представлениями о культуре и потребностями населения, трансформацией роли государства и реальными социально-экономическими условиями, изменениями в законодательных актах Российской Федерации и реформированием местного самоуправления.
Мир, в котором действует сфера культуры Великого Новгорода, быстро меняется: усиливается влияние процессов глобализации и медиатехнологий, растет коммерческий сектор и общественная активность граждан. Во многих российских регионах сфера культуры признается значимым фактором конкурентоспособности города в целом. В этих условиях сфера культуры оказывается перед необходимостью модернизации модели своего развития, укрепления партнерства и совершенствования механизма взаимодействия. Эта задача решается через выработку и реализацию системы приоритетов в области культуры программно-целевыми методами управления.
При разработке настоящей Программы в качестве ключевой позиции выступает подготовка и проведение в 2009 году празднования 1150-летия основания Великого Новгорода и международного форума "Ганзейские дни нового времени" - культурной акции европейского масштаба. Эти события - значительные культурные явления не только для Великого Новгорода, но и для России - являются средствами привлечения ресурсов, активизации культурной жизни, развития туризма, позиционирования культуры Великого Новгорода как общенационального достояния. Настоящая Программа не дублирует документы по подготовке и проведению этих событий, а сопровождает и обеспечивает выполнение их культурной составляющей, создавая условия для укрепления культурного потенциала Великого Новгорода.
Великий Новгород имеет широко разветвленную и хорошо структурированную сеть учреждений культуры, обеспечивающих разнообразные потребности населения. На его территории расположены 13 муниципальных учреждений, 12 государственных учреждений, 7 учреждений других ведомств, частные учреждения и организации кино, шоу-бизнеса, туризма. Они охватывают сферы досуга, дополнительного образования, профессионального и самодеятельного искусства, информационно-библиотечного обслуживания.
Приоритетными направлениями в области культуры, которые будут поддержаны и в ходе реализации настоящей Программы, являются:
деятельность учреждений культуры в соответствии с приоритетами развития городского сообщества и уникальностью историко-культурной среды;
развитие общегородских праздников как особого зрелищного синтетического жанра (День города, Масленица, праздники народного календаря и т.д.);
проведение международных фестивалей и конкурсов (международный музыкальный фестиваль им. С.В.Рахманинова, международный конкурс юных пианистов им. С.В.Рахманинова, международный театральный фестиваль "Царь-сказка");
гастрольно-концертная деятельность;
организация выставочной деятельности.
Несмотря на условия жесткого финансового дефицита, низкий статус сферы культуры по сравнению с другими сферами, слабую государственную поддержку, разрушение материально-технической базы успешная деятельность в этих направлениях обеспечила сохранение достаточно высокого потенциала сферы культуры в Великом Новгороде. Уровень культурного потенциала в настоящий момент может быть оценен по признанному авторитету учреждений культуры, их постоянной востребованности среди населения.
Одной из сильных сторон муниципальной сферы культуры является развитая сеть муниципальных учреждений. На сегодняшний день в Великом Новгороде функционирует 4 муниципальных учреждения культуры ("Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город", "Городские библиотеки", "Новгородский городской Дворец культуры", "Городской Центр культуры и досуга имени Н.Г.Васильева"), 6 муниципальных учреждений дополнительного образования детей ("Детская музыкальная школа им. А.С.Аренского", "Детская музыкальная школа им. С.В.Рахманинова", "Новгородская детская музыкальная школа им. Д.Б.Кабалевского, "Детская музыкальная школа им. П.И.Чайковского", "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора", "Новгородская детская художественная школа"), 3 муниципальных учреждения культуры и искусства ("Новгородский театр для детей и молодежи "Малый", "Городской духовой оркестр", "Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова"), а также автономные некоммерческие организации "Центр культуры В.И.Поветкина "Музыкальные древности" и "Школа традиционной культуры "Параскева". Формирование единого культурного пространства Великого Новгорода обеспечивается централизованным управлением, наличием ряда документов, утвержденных Думой Великого Новгорода, участием в межведомственных, межотраслевых программах, интегрированием с другими отраслями Великого Новгорода и региона, проведением культурных мероприятий международного и всероссийского уровня.
Населению Великого Новгорода сфера культуры предлагает устоявшуюся систему востребованных культурных и образовательных услуг, что является одним из ее преимуществ. Кроме того, необходимо отметить результаты культурной деятельности в области духовного, гуманитарного и культурного образования детей и подростков, патриотического воспитания новгородцев, значительную роль учреждений культуры в организации досуга всех групп населения, профилактике асоциального поведения, коррекции психологии и побуждении к нравственности детей и подростков.
В области профессионального искусства приобщение жителей Великого Новгорода к искусству, воспитание их эстетической, художественной и нравственной культуры воплощается в деятельности, прежде всего, муниципального учреждения культуры и искусства "Новгородский театр для детей и молодежи "Малый". Он играет существенную роль в формировании театральных традиций Великого Новгорода, а его успех на различных международных и российских фестивалях - результат устойчивой востребованности новгородским зрителем. В 2005 году сыграно 158 спектаклей, количество зрителей - 12134 человека, из них 10786 - дети. Международный театральный фестиваль "Царь-сказка", проводимый каждые два года, собирает лучшие спектакли в жанре сказки, мифа, легенды, подтверждая статус древней новгородской земли как родины российских культурных традиций и первых русских актеров. Традиция проведения этого фестиваля в Великом Новгороде и поддержка народно-поэтического жанра сказки служат реальной основой для развития культурного ресурса Великого Новгорода как туристского центра.
Традиции музыкальной жизни Великого Новгорода поддерживаются деятельностью муниципальных учреждений культуры и искусства "Городской духовой оркестр" и "Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова". В 2005 году состоялось 64 концертных выступления оркестра, которые посетили 28000 зрителей, подтверждая устойчивую любовь горожан к духовой музыке, сохраняющей в современном мире не только духовное, но и общественное значение. Центром музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова организованы 15 культурно-просветительских мероприятий и 21 концерт, собравший 3270 слушателей. Большой вклад сделан в увековечение памяти С.В.Рахманинова: организация Международного музыкального фестиваля им. С.В.Рахманинова, других культурных мероприятий, благоустройство мемориальных мест, что может быть использовано при внедрении системы брендов и позиционирования Великого Новгорода на международной арене.
На фоне изменений в структуре досуга новгородцев и бурного развития коммерческих структур, готовых заниматься организацией отдыха горожан, работа двух муниципальных культурно-досуговых учреждений характеризуется разносторонним объемом деятельности и ростом показателей (в 2005 году проведено более 1400 мероприятий, количество посетителей - более 400 тысяч человек). Напряженность их функционирования в последние годы обусловлена возрастающей остротой конкурентного диалога между учреждениями культуры, средств массовой информации, туризма, игорного бизнеса, новых массовых электронных услуг, борьбой за ресурс свободного времени при устойчивом снижении численности населения и недостаточном уровне ресурсного обеспечения сферы.
Происходит дифференциация поставщиков и потребителей досуговых услуг: фитнес-клубы, бизнес-центры, дискотеки, казино, кафе, бары, ночные клубы ориентируются, прежде всего, на платежеспособное население. Муниципальные учреждения культуры и досуга в большей степени работают на детей, молодежь, людей пожилого возраста. Из 116 клубных формирований, которые насчитывают более двух тысяч участников, около половины специализируются на работе с детьми и подростками.
Самодеятельное художественное творчество, реализуемое через организацию работы кружков и студий на базе этих учреждений, помогает удерживать уровень культуры досуга и сохранять лучшие традиции качественного активного отдыха горожан. Каждый год в Великом Новгороде совместно с областными учреждениями культуры и городскими образовательными учреждениями проводятся фестивали хореографического и театрального искусства, детского вокального творчества, моды и дизайна, выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
На базе культурно-досуговых учреждений работают 24 народных (образцовых) коллектива, в которых занимаются около 700 человек. Именно эти коллективы являются потенциальным ресурсом для подготовки конкурентоспособного культурного продукта для туристского рынка, который пока не сформирован.
В Великом Новгороде сохраняется и развивается сложившаяся система художественного образования детей. Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых обучаются около 2000 человек, направлена на расширение спектра образовательных услуг и обеспечение их высокого качества. Помимо решения образовательных задач, школы выполняют воспитательную функцию, включающую эстетическое и интеллектуальное развитие, организацию содержательного досуга, профилактику и коррекцию асоциального поведения детей и подростков. Школы занимаются поиском современных форм музыкального воспитания и, сохраняя лучшие традиции академичности, вводят новые специализации, разрабатывают образовательные услуги, соответствующие реальному спросу населения, ориентируются на новые сегменты потребителей (дети раннего дошкольного возраста, взрослое население).
Деятельность муниципального учреждения дополнительного образования детей "Новгородская детская школа русского фольклора" направлена на изучение традиционной новгородской певческой, хореографической, инструментальной культуры, народных ремесел, форм бытования, передачу традиционного исполнительского мастерства юным новгородцам. Коллектив школы работает над созданием архива на основе материалов этнографических экспедиций. Учреждение является методическим центром для преподавателей фольклорных отделений школ области.
В муниципальном учреждении дополнительного образования детей "Новгородская детская художественная школа" ведется опытно-экспериментальная работа, которая характеризуется переходом к новому состоянию - занятия по скульптуре и декоративно-прикладному искусству переходят в сферу освоения технологий производства изделий и создания нового туристского продукта. Деятельность учреждений выходит за рамки муниципального уровня и имеет широкое признание не только в Новгородской области, но и далеко за ее пределами.
Особенное значение для местного сообщества имеет организация доступа к информационным ресурсам, обеспечивая право граждан на информацию. Муниципальные библиотеки Великого Новгорода в 2005 году обслужили 67,8 тыс. читателей (586 тыс. посещений), предоставив им в пользование 1581 тыс. экземпляров документов. В работу библиотек внедряются информационно-коммуникационные технологии, в 2006 году начата реализация муниципальной целевой программы "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода на 2006 - 2008 годы". Большой интерес у населения вызывают культурно-просветительские программы и проекты поддержки чтения, что значительно обогащает интеллектуальную и духовную жизнь Великого Новгорода. Муниципальные библиотеки остаются жизнеспособными учреждениями с востребованным населением широким спектром услуг.
Один из ориентиров муниципальной культурной политики последних лет - развитие культурно-познавательного туризма и повышение туристской привлекательности Великого Новгорода. В этой связи активизируется издательская деятельность, направленная на продвижение его имиджа (за 3 года выпущено около 40 краеведческих изданий). Открываются музеи и музейные экспозиции на базе муниципальных учреждений культуры, носящих имена известных деятелей культуры и искусства Новгородского края, реализуются международные обмены. Организация традиционных городских праздников (День города, Масленица) и праздников народного календаря вносит свой вклад в развитие событийного туризма в Великом Новгороде. Уделяется внимание развитию традиционной народной культуры, в том числе новгородских ремесел как интерактивных форм работы с туристами.
Вместе с тем, на фоне социальных изменений, ухудшающейся демографической ситуации снижаются уровень культурных потребностей населения Великого Новгорода, общий уровень культурных запросов молодежи, качество образования и воспитания применительно к культуре. Из-за отсутствия стратегической линии развития Великого Новгорода, четких ориентиров в сфере туризма практически не используются потенциальные возможности сферы культуры для формирования качественного продукта для туристов и гостей Великого Новгорода.
На организационном уровне культурной деятельности наблюдаются ведомственная разобщенность, слабые связи с научными учреждениями, системами образования, воспитания, дублирование, внутренняя конкуренция между учреждениями, слабая поддержка учреждений органами управления сферы культуры. В Великом Новгороде отсутствует заметная поддержка инновационных проектов, вследствие чего новые творческие формы культурной деятельности внедряются с большими трудностями и фрагментарно (на уровне отдельных учреждений), не разрабатываются совместные и инвестиционные проекты. Маркетинговая деятельность в сфере культуры не развита: отсутствуют маркетинговые исследования, нет регулярного мониторинга, социальной рекламы, поддерживающей сферу культуры, отсутствует эффективный механизм регулирования качества и цены услуг. Остаточный принцип бюджетного финансирования, отсутствие средств на развитие по всем направлениям культурной деятельности - фактор, находящийся вне контроля органов управления сферой культуры, но имеющий огромное влияние на результат.
Острейшими проблемами в настоящее время являются разрушение материально-технической базы и кадровое обеспечение сферы культуры.
По данным на 1 января 2006 года в муниципальных учреждениях культуры, искусства и дополнительного образования детей работает 632 человека, среди которых специалистов с высшим образованием - более 51 %, со средним специальным - 40 %, средним - 9 %. Возрастная структура работников учреждений культуры достаточно однородна: до 30 лет - 21 %, 31 - 40 лет - 23 %, 41 - 50 лет - 31 %, 51 - 60 лет - 20 %, старше 60 лет - 5 %, при этом 82 % составляют женщины. Вместе с тем, ситуация осложнена высокой текучестью кадров. Это вызвано, прежде всего, низким уровнем заработной платы и недостаточным уровнем социальных гарантий для специалистов сферы культуры, что существенно снижает имидж работника культуры и интерес подрастающего поколения к этой профессии. Существует реальная опасность потери высококвалифицированных кадров в связи с переходом специалистов в другие сферы, в том числе в коммерческие структуры. В данный момент в муниципальной сфере культуры уже отсутствуют работники определенных специализаций. Без повышения престижа и социального статуса работника сферы культуры, связанного, в первую очередь, с уровнем оплаты его труда, невозможно развитие сферы культуры, основанной на человеческом факторе в целом.
Одним из приоритетных направлений кадровой политики в сфере культуры Великого Новгорода декларировались непрерывное обучение и повышение квалификации, эффективность которых снижалась из-за вышеперечисленных факторов. Тем не менее, сегодняшний феномен стабильной притягательности учреждений культуры, искусства и дополнительного образования детей для населения во многом объясняется постоянным обновлением профессиональных знаний. Обучение в сфере культуры - это непрерывная профессиональная учеба, являющаяся неотъемлемой частью профессиональной деятельности; именно в овладении знаниями и совершенствовании навыков кроются истоки доверия, симпатии и авторитета сферы культуры у горожан.
Недостаточное выделение средств на укрепление материально-технической базы негативно влияет на развитие и конкурентоспособность учреждений культуры, искусства и дополнительного образования детей, оставаясь одной из самых сложных проблем. Несмотря на проводимые текущие ремонты (в 2005 году на сумму более 3 млн. рублей за счет бюджетных и внебюджетных средств) без увеличения финансирования не удастся решить проблему значительного износа материально-технической базы. Необходимо привести ее в соответствие с современными запросами и требованиями, приобрести новые и заменить устаревшие, а также пришедшие в негодность ресурсы (книги, инструменты, костюмы, сооружения), которые до сих пор вынужденно используются для производства услуг и негативно влияют на их качество. В преддверии подготовки к 1150-летию основания Великого Новгорода и международного форума "Ганзейские дни нового времени" необходимо найти решение этой проблемы, так как материальный фундамент - это определяющий показатель результативности деятельности учреждений культуры при организации юбилейных мероприятий.
Одной из актуальных является проблема совершенствования финансового обеспечения в области культуры. В настоящее время финансирование учреждений осуществляется на основе функционально-отраслевого подхода и частично на основе формирования и размещения муниципального социального заказа. В бюджете Великого Новгорода отсутствуют гарантированный минимум на развитие сферы культуры и нормативы на основные виды деятельности. Увеличение бюджетных ассигнований идет за счет увеличения тарифов на энергоносители, применения коэффициента инфляции, увеличения заработной платы по единой тарифной сетке. Проблемным является определение баланса между коммерческой и некоммерческой деятельностью учреждений культуры.
В сфере управления культурной деятельностью также необходимы новые схемы, учитывающие изменения в законодательстве, в т.ч. будущие изменения организационно-правовой формы ряда учреждений культуры, постепенный переход от сложившейся системы финансирования учреждений к финансированию конкретных проектов и муниципальных социальных заказов. На данном этапе необходимо повышать эффективность деятельности и управления за счет развития партнерских механизмов, открытости, доступности, целеустремленного вовлечения ресурсов в сферу культурных связей российского и международного уровня, представительских функций и развитие культурного туризма.
Сложившаяся в прошедший период модель управления и развития культуры устарела и требует принципиальных изменений. Одно из стратегических назначений Программы - создание предпосылок для определения оптимальной структуры управления. Перспективой Великого Новгорода в будущем является переход к модели развивающей культурной среды. Реальность его зависит от многих факторов, которые лишь частично отражены в настоящей Программе и находятся вне контроля органов управления культурой.
На данный момент Программа закрепляет основные достижения муниципальной сферы культуры и, будучи ограниченной жестким минимумом финансовых средств, создает условия ее первичного ресурсного обеспечения. Программа поддерживает практику конкурсного распределения выделяемых бюджетных ассигнований на конкретные проекты в сфере культуры, развитие софинансирования и договорных форм с субъектами культурной инициативы в реальной управленческой деятельности. Это позволит, в основном, сохранить уровень конкурентоспособности культуры Великого Новгорода на фоне других российских регионов и создаст предпосылки для перехода в следующем десятилетии к модели развивающей культурной среды. Меры, ориентированные на повышение интереса и привлекательности деятельности в сфере культуры и поддержку творческих инициатив, обеспечат комплексность результатов.

II. Принципы, цели и задачи Программы

Исходя из принципа, определяющего развитие культуры как одного из факторов развития Великого Новгорода, городского сообщества и личности, целями настоящей Программы являются:
создание условий для гармоничного развития личности на основе сохранения единого культурного пространства на территории Великого Новгорода и доступа граждан к культурным ценностям и информации в сфере культуры;
развитие культурного потенциала Великого Новгорода;
продвижение Великого Новгорода как культурного центра.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного из основных ресурсов развития Великого Новгорода и подготовки к 1150-летию его основания и международному форуму "Ганзейские дни нового времени";
создание условий для обеспечения доступа населения к культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек;
формирование, закрепление и развитие культурных потребностей населения в получении культурных услуг;
сохранение кадрового потенциала сферы культуры Великого Новгорода, повышение уровня профессиональных знаний работников культуры;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами учреждений культуры;
создание условий для организации предоставления дополнительного образования, интеллектуального и творческого развития детей и юношества;
поддержка профессионального искусства и самодеятельного творчества;
совершенствование единого информационного пространства;
укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования;
нормативно-правовое обеспечение в области культуры;
подготовка условий для перехода к модели развивающей городской культурной среды;
совершенствование управления в сфере культуры.

III. Система управления Программой
и мониторинг качества ее выполнения

Основные исполнители настоящей Программы: комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, муниципальные учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей. Настоящая Программа предусматривает взаимодействие и взаимосвязь со всеми социальными партнерами, социально-экономическими отраслями Великого Новгорода и может выступать основой для разработки межведомственных программ, совместных проектов учреждений культуры, образования и дополнительного образования, других организаций и учреждений на территории Великого Новгорода.
Настоящая Программа необходима для реализации муниципальной культурной политики, согласования действий структурных подразделений Администрации Великого Новгорода при принятии управленческих решений и выборе приоритетных направлений по распределению ресурсов. Она представляет интерес для хозяйствующих субъектов Великого Новгорода и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты. Программа делает попытки сформировать механизм стратегического партнерства в Великом Новгороде.
В ходе управления настоящей Программой и проведения мониторинга качества ее выполнения решаются следующие задачи:
обеспечение планомерного проведения мероприятий;
оценка степени достижения целей и ожидаемых результатов;
концентрация ресурсов на целевых установках;
сбор информации для уточнения и корректировки Программы;
нормативно-правовое обеспечение.
Основные функции управления настоящей Программой распределяются следующим образом:
комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода - заказчик-координатор настоящей Программы, разрабатывающий в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения ее мероприятий, перечень критериев и показателей для контроля ее реализации, - осуществляет постоянный мониторинг и координацию программной деятельности, привлекает институты гражданского общества к разработке и реализации программных мероприятий. Он несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
руководители муниципальных учреждений культуры, искусства, дополнительного образования детей Великого Новгорода организуют разработку программ, проектов и планов учреждений с учетом задач настоящей Программы, вносят дополнения в перечень критериев и показателей в связи с актуальными задачами учреждений, отвечают за достоверность данных, несут ответственность за исполнение настоящей Программы.
Для создания и закрепления стратегического уровня управления (планирования) формируется структура управления, включающая:
рабочие группы по основным направлениям и комплексным проблемам развития;
ежегодная итоговая конференция и другие виды общественных слушаний.
Рабочие группы создаются из представителей заинтересованных организаций для глубокой проработки основных стратегических направлений и отдельных этапов. Состав групп утверждается приказом комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода.
Два раза в год проводятся встречи групп (по определенной проблематике) для рассмотрения хода реализации этапов настоящей Программы. По итогам заседаний готовится сводный аналитический отчет о ходе ее реализации.
В задачи рабочих групп входят:
подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития;
непосредственная разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий стратегического плана;
представление разделов стратегического плана (частной стратегии) для обсуждения на итоговой конференции или общественных слушаниях;
привлечение экспертов и специалистов по проблемам развития социальных структур;
общее методическое руководство реализацией настоящей Программы;
оценка содержания частных стратегий и отдельных предложений, поступающих в адрес разработчиков стратегического плана;
разработка предложений о корректировке или разработке нового стратегического плана;
обеспечение координации при разработке и реализации межведомственных межотраслевых программ и проектов;
подготовка к изданию материалов по стратегическому планированию, организация взаимодействия со средствами массовой информации, создание и обновление сайтов в сети Интернет.
Итоговая конференция и другие виды общественных слушаний проводятся с целью обсуждения и уточнения плана действий в рамках настоящей Программы.
На итоговой конференции:
принимаются ключевые решения;
рассматриваются и утверждаются стратегические направления плана действий;
принимаются решения о необходимости корректировки или разработки нового плана действий.

IV. Оценка эффективности реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации настоящей Программы представлены качественными и количественными показателями.
Важнейшими целевыми показателями комплексного характера являются:
расширение спектра услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры;
рост количества инновационных творческих проектов в сфере культуры;
создание конкурентоспособных туристических культурных продуктов и увеличение их числа;
рост числа межведомственных проектов, реализуемых муниципальными учреждениями культуры совместно с партнерскими организациями.
Социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы выражается такими категориями, как:
сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного из основных ресурсов развития Великого Новгорода;
стабилизация кадрового состава и повышение профессионального уровня работников в сфере культуры;
улучшение социального обеспечения работников в сфере культуры;
повышение качества и разнообразия предоставляемых населению культурных и образовательных услуг;
перевод части культурных ресурсов Великого Новгорода в туристский продукт;
повышение информированности населения о деятельности в сфере культуры;
улучшение условий для духовного развития и творческой самореализации новгородцев;
создание условий для ранней профессиональной ориентации детей в сфере дополнительного образования;
повышение эффективности системы управления в сфере культуры, развитие нормативно-правовой базы;
укрепление материально-технической базы, оснащение учреждений культуры новым современным оборудованием.
Количественными и качественными показателями для проведения мониторинга являются:

1. В области дополнительного образования:
а) соответствие уровня образовательных услуг государственным стандартам (типовым программам): конкурс при поступлении, сохранность контингента учащихся, качество успеваемости, дальнейшее обучение в учебных заведениях по профилю, достижения учащихся, стабильность творческих коллективов;
б) расширение спектра образовательных услуг: открытие новых специализаций, введение новых методик, образовательных программ, наличие совместных внутриведомственных и межведомственных проектов;
в) культурно-просветительская деятельность: концертно-лекторская деятельность (наличие плана, ориентированного на разные возрастные категории, количество концертов, лекций, слушателей), посещение музейных экспозиций (количество экскурсий, посетителей).

2. В области библиотечного дела:
а) модернизация информационно-библиотечного обслуживания: сохранение количества пользователей, количества посещений, книговыдач, увеличение выдачи электронных документов; рост объема электронных и печатных баз данных, объема корпоративного электронного каталога, количества записей, введенных муниципальными библиотеками в корпоративный электронный каталог; увеличение процентного содержания новой литературы (издания последних 10 лет) в фондах муниципальных библиотек, создание автоматизированных рабочих мест пользователей для доступа к информационным ресурсам, обеспечение удаленного доступа пользователей к электронным каталогам библиотек, увеличение автоматизированных рабочих мест для доступа к интернету; увеличение количества библиотек, включенных в региональную информационно-библиотечную сеть Великого Новгорода и Новгородской области;
б) поддержка интереса к чтению и книге: сохранение доли детей и юношества в общем количестве читателей, рост количества участников акций и мероприятий, увеличение обращаемости детских фондов, процента обновляемости отдельных тематических блоков фонда в соответствии с развитием проектов по поддержке чтения, развитие партнерства представителей различных секторов местного сообщества в создании и поддержке городской среды поддержки чтения (рост числа партнерских организаций, участвующих в подготовке программ и проектов поддержки чтения), привлечение внебюджетных средств.
Для определения качества работы применяется метод сравнительного анализа качественных средних показателей работы библиотек (посещаемость, обращаемость, читаемость).

3. В области профессионального искусства:
поддержка муниципальных учреждений искусства, увеличение количества концертных программ, зрителей, новых проектов (в т.ч. по линии социального партнерства), организация гастрольной деятельности (в т.ч. участие в международных, республиканских, региональных, областных, городских мероприятиях), достижения по итогам участия в конкурсах и фестивалях разного уровня (международных, республиканских, региональных, областных, городских), заполняемость залов, зрительская оценка качества спектаклей и концертных программ (по результатам опросов).

4. В культурно-досуговой сфере:
сохранение числа "народных", "образцовых" коллективов и контингента их участников, сохранение числа клубных формирований (кружков, студий, коллективов), появление новых коллективов, разнообразных по виду деятельности; увеличение числа посещений мероприятий, рост числа спектаклей, программ, концертов, выставок, ориентированных на разные слои населения (дети, подростки, молодежь, ветераны и т.д.), расширение спектра услуг (для разных категорий населения), наличие благотворительных мероприятий; участие и достижения коллективов учреждений в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, выставках разного уровня (всероссийских, международных, региональных, областных, городских).

5. В системе кадров:
сохранение и стабилизация контингента профессиональных кадров, своевременное выполнение плана повышения квалификации сотрудников, изменение уровня образования (увеличение числа сотрудников с высшим образованием), повышение уровня квалификации преподавателей и других специалистов по итогам аттестации, увеличение числа молодых специалистов, закрепившихся на местах, увеличение количества участников конкурсов профессионального мастерства.

6. В состоянии материально-технической базы:
отсутствие предписаний по линии пожарной безопасности, электробезопасности, санитарной гигиены, техники безопасности, охраны труда; улучшение внешней привлекательности учреждений культуры; увеличение бюджетных и внебюджетных средств на проведение капитального ремонта и технического переоснащения учреждений, приобретение имущества (музыкальные инструменты, костюмы, декорации, художественное оформление сценических площадок и прочее).
Измерение результатов и эффективности реализации настоящей Программы имеет свои специфические особенности. Основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения человека, сказываются на модернизации всего общества. Подобные качественные изменения не поддаются обычным статистическим измерениям, поэтому за основу оценки эффективности реализации настоящей Программы взяты показатели, характеризующие текущие результаты культурной деятельности. Оценка эффективности обеспечивается на базе постоянного мониторинга, ежегодной комплексной оценки степени достижения целей и определения результативности отдельных мероприятий и Программы в целом.

V. Программные мероприятия

------------------------------+----------+------------------+--------------------------------
   Наименование мероприятия   ¦   Срок   ¦   Исполнитель    ¦      Финансовые затраты
                              ¦реализации¦                  ¦          (тыс. руб.)
                              ¦          ¦                  +-------+-------+-------+--------
                              ¦          ¦                  ¦2007 г.¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.
------------------------------+----------+------------------+-------+-------+-------+--------
               1              ¦    2     ¦        3         ¦   4   ¦   5   ¦   6   ¦   7
------------------------------+----------+------------------+-------+-------+-------+--------
      1. Развитие единого культурного пространства как интеграционная основа подготовки
              мероприятий, посвященных 1150-летию основания Великого Новгорода

 1.1. Обеспечение эффективности управления, координация  и  интеграция деятельности  в сфере
 культуры

 1.1.1. Организация управления
 деятельностью,     мониторинг
 качества:

 планирование  и   организация 2007 -     комитет,
 деятельности     в     рамках 2010 гг.   учреждения
 настоящей Программы

 организация            работы 2007 -     комитет, ИОМКР
 стратегических    групп    по 2010 гг.   (по согласованию),
 основным    направлениям    и            НовГУ
 комплексным         проблемам            (по согласованию),
 развития                                 НРЦРО
                                          (по согласованию),
                                          учреждения

 организация       мониторинга 2007 -            -"-
 эффективности     управления, 2008 гг.
 привлечение    экспертов    и
 специалистов  для  проведения
 оценки  качества   выполнения
 намеченных  целей   настоящей
 Программы

 мониторинговые   исследования 2007 г.    комитет,    МУДОД,
 качества      предоставляемых            КДУ, ЦОМСПДО
 культурно-досуговых         и
 образовательных услуг

 проведение          ежегодных 2007 -     комитет,
 конференций     и      других 2010 гг.   учреждения
 слушаний,   корректировка   и
 утверждение  хода  реализации
 настоящей Программы

 представление         сводных 2007 -     комитет,
 аналитических         отчетов 2010 гг.   учреждения
 установленной формы

 1.1.2.   Развитие   механизма
 социального партнерства:

 разработка,   реализация    и до 2009 г. комитет,     отдел
 координация          программ            по      подготовке
 проведения       празднования            к     празднованию
 1150-летия основания Великого            1150-летия
 Новгорода   и   Международных            Великого Новгорода
 Ганзейских  дней  в   Великом
 Новгороде

 совершенствование  механизмов 2007 -     комитет,
 взаимодействия по  реализации 2010 гг.   учреждения
 областных   и   муниципальных
 программ  в  сфере  культуры,
 социокультурных и  творческих
 проектов

 реализация Концепции развития 2007 -     комитет,       КО,
 системы  воспитания  детей  и 2010 гг.   учреждения
 молодежи  Великого  Новгорода
 через   участие   в   целевых
 проектах:     по     вопросам
 семейного         воспитания,
 воспитания         средствами
 массовой          информации,
 воспитания в  образовательных
 учреждениях         различной
 ведомственной  подчиненности,
 организации        свободного
 времени детей и  молодежи  по
 месту жительства

 участие     в      реализации 2007 -            -"-
 муниципальной         целевой 2010 гг.
 программы     "Патриотическое
 воспитание населения Великого
 Новгорода (2007 - 2010 годы)"

]]>
 реализация    программы    по 2007 -     комитет,  КО,  МУК
 изучению           творчества 2010 гг.   ГБ,
 Д.М.Балашова                в            образовательные
 образовательных   учреждениях            учреждения,
 Великого Новгорода                       НРЦРО
                                          (по согласованию)

 проведение  городской  недели 2008 г.,   комитет,       КО,
 "Путешествие в  страну  Див", 2010 г.    образовательные
 посвященной   дню    рождения            учреждения,    МУК
 писателя-натуралиста                     ГБ, фонд  культуры
 В.В.Бианки,    и    конкурсов            (по согласованию)
 детских творческих работ

 организация   и    проведение 2008 г.    комитет,  КО,  МУК
 межрегиональной краеведческой            ГБ, фонд  культуры
 научно-практической                      (по согласованию)
 конференции   по   творчеству
 Виталия Бианки

 реализация  программы  "Уроки 2007 -     комитет,       КО,
 Виталия       Бианки"       в 2010 гг.   образовательные
 образовательных   учреждениях            учреждения, МУК ГБ
 Великого Новгорода

 участие в Бианковских чтениях 2007 -     МУК ГБ
 на озере Боровно              2010 гг.

 2.1.3.   Развитие   музейного
 дела:

 организационные   работы   по 2008 -     комитет,     отдел
 созданию    музея    новейшей 2010 гг.   по     культурному
 истории Великого Новгорода               наследию
                                          Администрации
                                          Великого Новгорода

 организационные   работы   по 2007 -     комитет, ЦМК
 созданию  музея   музыкальной 2010 гг.
 культуры

 создание  в  школьных  музеях 2007 -     комитет, ДМШ
 новых экспозиций, посвященных 2010 гг.
 жизни      и       творчеству
 С.В.Рахманинова,
 А.С.Аренского,
 П.И.Чайковского,
 Д.Б.Кабалевского

 создание  новых   экспозиций, 2007 -     МУК ГБ
 посвященных      жизни      и 2010 гг.
 творчеству   Д.М.Балашова   и
 В.В.Бианки,  в    Балашовском
 центре       и        детском
 краеведческом центре

 организация         поисково- 2007 -     комитет,
 исследовательской             2010 гг.   учреждения
 деятельности по  сбору  новых
 материалов  и  комплектованию
 музейных  экспозиций   новыми
 экспонатами

 2.1.4. Издание  краеведческих 2007 -     комитет,    МУДОД,
 сборников    и    материалов, 2010 гг.   МУК ГБ
 посвященных      жизни      и
 творчеству             людей,
 прославивших     Новгородский
 край

 2.2. Поддержка профессионального искусства

 2.2.1.     Создание     новых 2007 -     МУКиИ
 театральных   постановок    и 2010 гг.
 спектаклей,        концертных
 программ

 2.2.2.            Организация
 международных фестивалей:

 театральный         фестиваль 2007 г.    ККиТ,     комитет,
 "Царь-сказка"                            театр "Малый"

 музыкальный         фестиваль 2008 г.,   ЦМК, комитет, ДМШ
 им. С.В.Рахманинова           2010 г.

 2.2.3. Организация совместной 2007 -     комитет,      союз
 деятельности  и   партнерских 2009 гг.   художников
 взаимоотношений             с            (по согласованию),
 профессиональными творческими            НГОМЗ
 союзами и фондами, содействие            (по согласованию),
 в   организации   выставочной            учреждения
 деятельности

 2.2.4.    Участие    деятелей 2007 -     комитет,    МУКиИ,
 профессионального искусства в 2010 гг.   МУДОД
 международных, всероссийских,
 межрегиональных,    областных
 фестивалях,        конкурсах,
 творческих      акциях      и
 культурных проектах

 2.2.5. Участие в  организации 2009 г.    комитет,      союз
 региональной   художественной            художников
 выставки "Достояние  России",            (по согласованию),
 посвященной        1150-летию            НГОМЗ
 Великого Новгорода                       (по согласованию),
                                          учреждения

 2.2.6.                Участие 2007 -     комитет, МУКиИ
 профессиональных  коллективов 2010 гг.
 Великого     Новгорода      в
 праздничных      мероприятиях
 городов       и       районов
 Новгородской области

 2.2.7.            Организация 2007 -     комитет                                       20
 гастрольной   и   выставочной 2010 гг.
 деятельности       творческих
 коллективов,     исполнителей
 Великого Новгорода

 2.3. Развитие  сферы  культурно-досуговой   деятельности,  традиционной  народной  культуры
 и ремесел

 2.3.1.            Обеспечение 2008 -     комитет, КДУ
 деятельности       культурно- 2010 гг.
 досуговых учреждений на новых
 принципах финансирования

 2.3.2. Создание и  реализация 2007 -            -"-
 проектов,    нацеленных    на 2010 гг.
 установление      партнерских
 связей между КДУ, в том числе
 "Совместное          обучение
 персонала",      "Организация
 досуга    пожилых     людей",
 "Проведение     общегородских
 праздников" и др.

 2.3.3.       Развитие       и
 совершенствование        форм
 культурно-досуговой
 деятельности:

 расширение            перечня 2007 -     КДУ
 предлагаемых       культурно- 2010 гг.
 досуговых услуг с  учетом  их
 социальной значимости; работа
 с     социально незащищенными
 группами населения

 поддержка        деятельности 2007 -     комитет
 самодеятельных    коллективов 2010 гг.
 как   непременного    условия
 создания       востребованных
 населением  услуг  культурно-
 досуговых учреждений

 участие        самодеятельных 2007 -     комитет,
 коллективов     и     клубных 2010 гг.   управление      по
 формирований  в  конкурсах  и            зарубежным  связям
 фестивалях различного уровня,            Администрации
 в   том   числе   по    плану            Великого
 международных    обменов    и            Новгорода,
 поездок                                  ДМШ, ГДК, ЦКиД

 организация   и    проведение 2007 -     ККиТ
 городских,     участие      в 2010 гг.   (по согласованию),
 областных     конкурсах     и            комитет,       КО,
 фестивалях    по    различным            ЦОМСПДО
 направлениям деятельности                (по согласованию),
                                          КДУ, МУДОД,  НГОМЗ
                                          (по согласованию)

 организация     общегородских 2007 -     комитет, КДУ
 мероприятий      с      целью 2010 гг.
 обеспечения досуга  различных
 категорий горожан

 создание     условий      для 2007 -     комитет
 обеспечения       гастрольной 2010 гг.
 деятельности      иногородних
 творческих   коллективов    в
 Великом Новгороде

 обеспечение    информационной 2007 -     БЦ "Читай-город"
 поддержки организации  досуга 2010 гг.
 детей и подростков

 создание единой  базы  данных 2007 -     БЦ  "Читай-город",
 по  продвижению  продуктов  и 2010 гг.   КДУ
 услуг КДУ

 Реализация   проекта    "Твое 2007 -            -"-
 свободное время"              2010 гг.

 2.3.4.      Сохранение      и
 восстановление   традиционной
 народной культуры:

 участие     в      проведении            комитет,      КДУ,
 фольклорных       праздников,            ДМШРФ,       НРЦРО
 фестивалей и конкурсов:                  (по согласованию),
                                          ЦОМСПДО
                                          (по согласованию),
                                          фольклорные
                                          коллективы, студии
                                          ДПИ, ГДК

    международного   праздника 2007 -
 народного искусства и ремесел 2010 гг.
 "Садко"

    областного       праздника 2007 -
 "Святки в Витославлицах"      2010 гг.

 всероссийского       конкурса 2008 г.,
 фольклорных  ансамблей  домов 2010 г.
 народного          творчества
 "Традиции"

 проведение фестиваля народной 2008 -     комитет, КО,  ГДК,
 культуры    "Древо    жизни", 2009 гг.   ДМШРФ
 посвященного       1150-летию
 Великого Новгорода

 организация        праздников 2007 -     комитет,     ЦКиД,
 народного           календаря 2010 гг.   ГДК, ДМШРФ
 "Масленица",         "Пасха",
 "Купалье", "Сороки" и др.

 изучение,         сохранение, 2007 -     ДМШРФ,  НГОМЗ  (по
 развитие      этнокультурного 2010 гг.   согласованию), СМИ
 наследия Новгородской земли:             (по согласованию),
    публикация         научно-            фонд      культуры
 практических материалов                  (по согласованию),
    содержание     фольклорно-            ДМШ, НДХШ
 этнографического архива
    музейная  и    выставочная
 деятельность

 участие     в      проведении 2007 -     ДМШРФ, ЦКиД, НовГУ
 фольклорно-этнографических    2010 гг.   (по согласованию)
 экспедиций   на    территории
 области

 2.3.5.      Сохранение      и
 восстановление   традиционных
 народных промыслов и ремесел:

 участие   в    международных, 2007 -     комитет, КДУ
 всероссийских,                2010 гг.
 межрегиональных,    областных
 ярмарках и выставках

 организация   и    проведение 2007 -            -"-                                    20
 городских  ярмарок   ремесел, 2010 гг.
 выставок         декоративно-
 прикладного        искусства,
 самобытных мастеров

 участие     в      проведении 2007 -     комитет,      ОДНТ                            30
 творческих       лабораторий, 2010 гг.   (по согласованию),
 мастер-классов, тренингов  по            ГДК, ДМШРФ
 ремесленной культуре

 2.4. Художественное образование детей

 2.4.1. Сохранение и  развитие
 системы       художественного
 образования:

 введение    учебных    планов 2007 -     МУДОД
 нового поколения              2009 гг.

 расширение            спектра
 образовательных        услуг,
 открытие новых специализаций:

    музыкально-театрального    2007 -     ДМШ            им.
 отделения                     2010 гг.   П.И.Чайковского

    эстрадного отделения       2007 -     ДМШ
                               2010 гг.   им.  А.С.Аренского

 осуществление      психолого- 2007 -     ДМШ            им.
 педагогического сопровождения 2010 гг.   С.В.Рахманинова
 учебного  процесса,   раннего
 эстетического развития

 развитие         декоративно- 2007 -     ДМШРФ
 прикладного       направления 2010 гг.
 (народных ремесел),  введение
 в  учебные   планы   предмета
 "фольклорный театр"

 внедрение   экспериментальной 2008 -            -"-
 программы  на  базе   детских 2010 гг.
 образовательных учреждений

 введение  в   учебные   планы 2007 -     ДШМЭО          им.
 предмета     "изобразительное 2008 гг.   Д.Б.Кабалевского
 искусство"

 создание в  цифровом  формате 2007 -     НДХШ
 CD - DVD            программы 2008 гг.
 преподавания изобразительного
 искусства

 открытие мастерской по стеклу 2008 -            -"-
                               2009 гг.

 разработка    и    реализация 2007 -     МУДОД
 программ          внеклассной 2010 гг.
 деятельности  для   различных
 категорий детей

 организация      деятельности 2007 -     комитет, ГМС, ДМШ
 Детской филармонии            2010 гг.

 2.4.2.  Поддержка   одаренных
 детей:

 организация раннего выявления 2007 -     комитет, МУДОД
 одаренных  детей  и  создание 2010 гг.
 условий  для  их  обучения  в
 учреждениях   дополнительного
 образования детей

 содействие  участию  учащихся 2007 -     комитет,      ГМС,
 муниципальных      учреждений 2010 гг.   МУДОД,  управление
 дополнительного   образования            по      зарубежным
 детей    в     международных,            связям  и  туризму
 российских,  межрегиональных,            Администрации
 областных          конкурсах,            Великого Новгорода
 фестивалях, выставках

 организация   и    проведение 2009 г.    комитет,
 конкурса и выставки  детского            исполнительная
 творчества городов,  входящих            дирекция   СГЦиСЗР
 в  Союз  городов   Центра   и            (по согласованию)
 Северо-Запада России

 организация   и    проведение 2008 г.,   ЦМК, комитет, ДМШ
 конкурса    юных    пианистов 2010 г.
 им. С.В.Рахманинова

 участие в областных конкурсах 2007 -     МУДОД,   областной
 и    выставках    по    плану 2010 гг.   методический
 методических объединений                 кабинет
                                          (по согласованию)

 организация и проведение  для 2007 -     комитет, ГМС, ЦМК
 учащихся      мастер-классов, 2010 гг.
 семинаров, лекций  выдающихся
 педагогов     и      деятелей
 искусства

 организация  деятельности  по 2007 -     комитет,      ГМС,
 назначению      муниципальных 2010 гг.   межведомственная
 стипендий и  стипендий  имени            комиссия        по
 С.В.Рахманинова                          назначению
                                          муниципальных
                                          стипендий
                                          одаренным
                                          детям и молодежи

 2.5. Информационно-библиотечное обслуживание населения

 2.5.1.             Реализация 2006 -     комитет,
 муниципальной         целевой 2008 гг.   библиотеки
 программы     "Первоочередные
 мероприятия  по  модернизации
 библиотечного    обслуживания
 населения Великого  Новгорода
 (2006    -    2008    годы)",
 утвержденной  решением   Думы
 Великого     Новгорода     от
 26.01.2006 № 244

 2.5.2.   Развитие   городской
 среды поддержки чтения:

 разработка   межведомственной 2007 г.    библиотеки, КО
 программы поддержки чтения  и
 информационной    грамотности
 детей

 реализация      инновационных 2007 -     библиотеки,
 партнерских    проектов     и 2010 гг.   учреждения,
 программ, проведение акций  и            НОУНБ
 кампаний в поддержку интереса            (по согласованию),
 к  чтению:   городской   День            СМИ
 чтения, Неделя детской книги,            (по согласованию)
 городская  программа  летнего
 чтения и  организации  досуга
 детей,   международный   День
 информации, благотворительные
 акции "Книги - детям" и др.

 2.5.3. Сохранение и  развитие
 информационных       ресурсов
 муниципальных библиотек:

 комплектование         фондов 2007 -     библиотеки
 библиотек      на      основе 2010 гг.
 нормативов,      утвержденных
 решением    Думы     Великого
 Новгорода от 25.05.2006 № 316
 "Об   утверждении   норматива
 обновляемости    библиотечных
 фондов          муниципальных
 библиотек Великого  Новгорода
 и     Порядка     финансового
 обеспечения    комплектования
 муниципальных       библиотек
 Великого Новгорода"

 развитие       корпоративного 2007 -     библиотеки,
 проекта         "Региональная 2010 гг.   НОУНБ
 информационная   библиотечная            (по согласованию)
 сеть" (РИБС)

 внедрение       автоматизации 2009 -     библиотеки
 процесса         обслуживания 2010 гг.
 пользователей (на  базе  двух
 модельных библиотек)

 создание      образовательно- 2009 г.    БЦ "Читай-город"
 развивающей   медиатеки   для
 муниципальных      учреждений
 культуры    и     образования
 Великого Новгорода

           3. Кадры и укрепление материально-технической базы учреждений культуры

 3.1. Кадровое обеспечение

 3.1.1.  Формирование  системы 2007 -                           90      90      60     100
 подбора и расстановки  кадров 2010 гг.
 в сфере культуры:
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 проведение       комплексного 2007 -     комитет, учреждения
 анализа кадрового  потенциала 2010 гг.
 учреждений культуры, создание
 электронного банка  данных  о
 кадровом  составе  и  резерве
 кадров в сфере культуры

 формирование        кадрового 2007 г.            -"-
 резерва управленческого звена
 в сфере культуры

 организация   и    проведение 2007 -             -"-
 аттестации   всех   категорий 2010 гг.
 работников сферы  культуры  в
 муниципальных     учреждениях
 культуры

 3.1.2.            Организация
 профориентационной работы:

 взаимодействие   комитета   с 2007 -     комитет,
 образовательными учреждениями 2010 гг.   учреждения,    НОКИ
 в сфере культуры,  совместное            (по  согласованию),
 проведение          конкурсов            НовГУ
 творческих работ и  проектов,            (по  согласованию),
 фестивалей                               СПУК
                                          (по согласованию)

 содействие  в  организации  и 2007 -             -"-
 проведении   производственной 2010 гг.
 практики     студентов      в
 учреждениях культуры

 организация       стажировок, 2007 -     комитет,
 мастер-классов        ведущих 2010 гг.   учреждения,    НОКИ
 специалистов  сферы  культуры            (по  согласованию),
 для   студентов   профильного            НовГУ
 обучения                                 (по  согласованию),
                                          СПУК
                                          (по  согласованию),
                                          ОКПКРК
                                          (по согласованию)

 организация   дней   открытых 2007 -     комитет, учреждения
 дверей в учреждениях культуры 2010 гг.
 и искусства

 3.1.3.              Повышение
 профессионального      уровня
 работников сферы культуры  на
 основе непрерывного  обучения
 и   повышения   квалификации,
 совершенствование     системы
 самообразования:

 обучение   специалистов    на 2007 -     комитет,       НОУИ
 курсах              повышения 2010 гг.   (по  согласованию),
 квалификации,     организация            ОКПКРК
 стажировок,        творческих            (по согласованию)
 лабораторий, мастер-классов и
 других    мероприятий     для
 работников сферы культуры

 поддержка             участия 2007 -     комитет, учреждения
 специалистов    муниципальных 2010 гг.
 учреждений     культуры     в
 обучающих     семинарах     и
 программах     регионального,
 федерального,  международного
 уровней

 организация   работы   "Школы 2007 -             -"-
 менеджеров   культуры"    для 2008 гг.
 руководителей    высшего    и
 среднего  звена,   проведение
 семинаров и консультаций  для
 низового звена сотрудников

 содействие    в     получении 2007 -     комитет,
 специалистами   муниципальных 2010 гг.   учреждения,   НовГУ
 учреждений  культуры  высшего            (по  согласованию),
 образования                              СЗАГС
                                          (по  согласованию),
                                          СПУК
                                          (по согласованию)

 3.1.4.   Улучшение    условий
 труда    и    уровня    жизни
 работников  сферы   культуры.
 Социальная защита  работников
 сферы культуры:

 совершенствование     системы 2007 -     комитет
 материального  и   морального 2010 гг.
 поощрения  работников   сферы
 культуры

 содействие в решении вопросов 2007 -             -"-
 предоставления муниципального 2010 гг.
 жилья  особо   востребованным
 специалистам сферы культуры

 координация     работы     по 2007 -             -"-
 аттестации  рабочих  мест   в 2010 гг.
 муниципальных     учреждениях
 культуры   на    соответствие
 требованиям по охране труда в
 пределах имеющихся полномочий

 содействие         заключению 2007 -     комитет, учреждения
 коллективных   договоров    в 2010 гг.
 муниципальных     учреждениях
 культуры

 организация   Дня    пожилого 2007 -             -"-
 человека и других мероприятий 2010 гг.
 для ветеранов сферы культуры

 содействие   в    организации 2007 -             -"-
 летнего     отдыха      детей 2010 гг.
 работников      муниципальных
 учреждений культуры

 3.1.5. Повышение  престижа  и
 социального           статуса
 работников сферы культуры:

 организация   и    проведение
 городских           конкурсов
 творческих     проектов     и
 профессионального мастерства:

    библиотечных работников    2007 г.,           -"-
                               2010 г.

    преподавателей  учреждений 2008 г.    комитет, учреждения
 дополнительного   образования
 детей

    творческих      работников 2009 г.            -"-
 культурно-досуговых
 учреждений

 проведение   Дня   работников 2007 -             -"-
 культуры                      2010 гг.

 проведение   мероприятий   по 2007 -             -"-
 случаю     юбилейных      дат 2010 гг.
 учреждений     культуры     и
 творческих коллективов

 3.2. Укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры

 3.2.1. Обеспечение проведения 2007 -     комитет,
 ремонтных работ в  помещениях 2010 гг.   муниципальное
 муниципальных      учреждений            учреждение
 культуры                                 "Управление
                                          капитального
                                          строительства"
                                          (по   согласованию),
                                          учреждения

 3.2.2.           Модернизация
 оборудования,
 коммуникационных систем:

 приобретение  компьютерной  и 2007 -     комитет                70     70      40     100
 оргтехники,      программного 2010 гг.
 обеспечения, баз данных
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 приобретение мебели           2007 -     комитет, учреждения
                               2010 гг.

 приобретение      музыкальных 2007 -     комитет, ДМШ           50     20      40      60
 инструментов                  2010 гг.

 приобретение и пошив костюмов 2007 -     комитет, КДУ           30     30      60      80
                               2010 гг.

 приобретение экспонатов       2007 -     комитет, учреждения
                               2010 гг.

 техническое переоснащение     2007 -             -"-
                               2010 гг.

 ремонт техники                2007 -             -"-
                               2010 гг.

 Итого:                                                         300    400     280     600
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 438)
 (см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. В настоящем разделе используются следующие сокращения:
АНО - автономная(ые) некоммерческая(ие) организация(ии);
библиотеки - муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки" и муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город";
БЦ "Читай-город" - муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город";
ГДК - муниципальное учреждение культуры "Новгородский городской Дворец культуры";
ГМС - городской методический совет детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
ДМШ - муниципальное(ые) учреждение(ия) дополнительного образования детей - детская(ие) музыкальная(ые) школа(ы);
ДМШРФ - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора";
духовой оркестр - муниципальное учреждение культуры и искусства "Городской духовой оркестр";
ДШМЭО - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа музыкально-эстетического образования им. Д.Б.Кабалевского";
ИОМКР - муниципальное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов";
КДУ - культурно-досуговые учреждения;
ККиТ - комитет культуры, кино и туризма Новгородской области;
комитет - комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода;
КО - комитет по образованию Администрации Великого Новгорода;
МУДОД - муниципальное(ые) учреждение(ия) дополнительного образования детей;
МУК ГБ - муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки";
МУКиИ - муниципальное(ые) учреждение(я) культуры и искусства;
НГОМЗ - государственное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник";
НДХШ - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская художественная школа";
НКО - некоммерческие организации;
НовГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого";
НОКИ - государственное учреждение среднего профессионального образования "Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова";
НОУНБ - государственное учреждение культуры "Новгородская областная универсальная научная библиотека";
НРЦРО - государственное образовательное учреждение "Новгородский региональный центр развития образования";
ОДНТ - государственное учреждение культуры "Новгородский областной дом народного творчества";
ОКПКРК - государственное образовательное учреждение "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства";
областной методический кабинет - государственное учреждение культуры "Областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства";
СГЦ и СЗР - некоммерческая организация "Союз городов Центра и Северо-Запада России";
СЗАГС - Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы" в Великом Новгороде;
СМИ - средства массовой информации;
союз писателей - общественная организация "Новгородское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз писателей России";
союз художников - Новгородская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников Российской Федерации";
СПУК - Новгородский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет культуры и искусства";
Студии ДПИ - студии декоративно-прикладного искусства;
театр "Малый" - муниципальное учреждение культуры и искусства "Театр для детей и молодежи "Малый";
учреждения - учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей;
фонд культуры - региональная общественная организация "Новгородский фонд культуры";
ЦБ - централизованная бухгалтерия комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода;
ЦГБ им. Д.М.Балашова - центральная городская библиотека им. Д.М.Балашова муниципального учреждения культуры "Городские библиотеки";
ЦКиД - муниципальное учреждение культуры "Городской центр культуры и досуга имени Н.Г.Васильева";
ЦМК - муниципальное учреждение культуры и искусства "Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова";
ЦМИ - центр муниципальной и краеведческой информации муниципального учреждения культуры "Городские библиотеки";
ЦОМСПДО - Центр организационно-методического сопровождения процесса дополнительного образования и воспитания детей муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия № 3".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru