Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2009 г. по делу № А44-2482/2009

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПМК "Альянс-Кваттро" к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области о признании ненормативного правового акта частично недействительным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СПМК "Альянс-Кваттро" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области (далее - инспекция) от 26.03.2009 г. № 103 в части взыскания суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Мотивировано заявленное требование тем, что инспекция не вправе относить страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии к единому социальному налогу, не вправе взыскивать страховые взносы в Пенсионный фонд.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв (л. д. 2 - 3, 49 - 50).
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 26 - 27).
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года.
Проверкой установлено занижение суммы авансовых платежей по единому социальному налогу, подлежащей уплате в Федеральный бюджет, на 475 151 рубль в результате ее уменьшения на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки принято решение от 10.02.2009 № 2.5-12/808 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л. д. 37 - 40).
В соответствии с названным решением обществу начислены пени по авансовым платежам по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в сумме 18 435,86 руб., предложено уплатить недоимку налога в сумме 475 151 руб. и представить уточненный расчет после уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение получено представителем общества 10 февраля 2009 года.
В адрес общества инспекцией направлено требование от 05.03.2009 № 649 об уплате в срок до 21.03.2009 недоимки по налогу и пени в сумме 475 151 и 18 435,86 рублей соответственно (л. д. 6, 45).
В связи с неуплатой обществом налога в установленный в требовании срок инспекцией принято решение от 26.03.2009 г. № 103 о взыскании налогов и пени, в том числе ЕСН и пени по ЕСН за счет имущества общества (л. д. 31 - 32).
На основании названного решения начальником инспекции принято оспариваемое постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества общества (л. д. 7 - 8, 33 - 36).
В соответствии с частью 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
Согласно части 1 статьи 237 Кодекса налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).
Согласно части 1 статьи 243 Кодекса сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
При этом в силу части 2 статьи 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В соответствии с частью 3 указанной нормы Кодекса в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.
Уменьшение обществом ЕСН, подлежащего уплате в Федеральный бюджет, на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 475 151 рублей подтверждается расчетом авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2008 года (л. д. 16 - 20), расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года (л. д. 21 - 24).
Факт неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период признан заявителем и в силу части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию.
Порядок взыскания налогов и сборов с налогоплательщиков - организаций в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога установлен статьями 45, 46, 47, 79 Кодекса.
Оспариваемое обществом постановление вынесено в соответствии с требованиями названных статей Кодекса и в установленный Кодексом срок.
Соответствие суммы ЕСН, взыскиваемой согласно постановлению, сумме недоимки подтверждается расшифровкой задолженности налогоплательщика (л. д. 8).
При таких обстоятельствах суд признает оспариваемое постановление соответствующим требованиям налогового законодательства.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании налогового законодательства и непонимании отличия единого социального налога от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статьей 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 № 440-О следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и ЕСН имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.02.2004 № 28-О и постановлении от 23.12.2004 № 19-П, с введением системы обязательного пенсионного страхования, взимаемые на эти цели страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу; они уплачиваются на индивидуально-возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете; предназначение же единого социального налога - в том числе формирование финансовой основы социального страхования, его сумма исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет и в определенных законом частях - в каждый внебюджетный фонд.
В определении от 08.11.2005 № 440-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, связав исчисление и уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в единый процесс и возложив контроль за правильностью их исчисления и уплаты на налоговые органы, с учетом предназначения данного налога, взаимозависимости сумм обоих платежей и в целях обеспечения их уплаты, а также исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ (абзац шестой пункта 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами как занижение суммы единого социального налога.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать постановление Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области от 26.03.2009 г. № 103 соответствующим требованиям статей 243, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца с даты вынесения решения.

Судья
Н.В.БОЧАРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru