Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. № 13/54-ЗС

ОБ ОТЧЕТЕ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2008 ГОДУ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Заслушав и обсудив информацию Правительства Иркутской области о ходе реализации в 2008 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, в соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области "О программе социально-экономического развития Иркутской области", статьей 73 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области Законодательное Собрание постановляет:

принять отчет о ходе реализации в 2008 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы к сведению (прилагается).

Председатель
Законодательного Собрания
Л.М.БЕРЛИНА





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 17 июня 2009 года
№ 13/54-ЗС

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2008 ГОДУ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ ЗАКОНОМ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА № 68-ОЗ

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2008 ГОДУ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Экономическое развитие Иркутской области в 2008 году можно условно разделить на два периода - до мирового финансового кризиса и в условиях мирового финансового кризиса.
До середины 2008 года благодаря благоприятной внешнеэкономической ценовой конъюнктуре, доступности банковского кредита экономика Иркутской области развивалась динамично. Во второй половине года развивающийся мировой финансовый кризис резко усилил негативное влияние на экономическое развитие как в России, так и Иркутской области в частности. Более яркие проявления мирового финансового кризиса обозначились начиная с октября отчетного периода.
В отличие от предыдущих двух отчетных периодов (2006 - 2007 годы) социально-экономическое развитие Иркутской области в 2008 году происходило не по стратегическому варианту развития, а по инерционно-инвестиционному, в полном объеме не удалось выполнить задачи, запланированные по стратегическому варианту (см. "Основные показатели реализации Программы в 2008 году" на стр. 11).
Одним из результатов проявления мирового финансового кризиса стало недостижение запланированного уровня показателя, характеризующего развитие Иркутской области, - валовой региональный продукт. Отставание от инвестиционного сценария составило (-3,2) процентных пунктов.
Значение показателя валового регионального продукта обусловлено, прежде всего, невыполнением программных установок по таким показателям, как темпы роста инвестиций в основной капитал, объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", а также уровень доходов населения.
Отличительной особенностью 2008 года стало вызванное мировым финансовым кризисом последовательное замедление темпов роста всех ключевых экономических показателей, таких как промышленное производство, строительство, транспорт.

Темпы изменения ключевых экономических показателей
(к соответствующему периоду 2007 года)

+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Наименование показателя ¦ Единица ¦I квартал¦Полугодие¦9 месяцев¦2008 год¦
¦                        ¦измерения¦2008 года¦2008 года¦2008 года¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Сводный           индекс¦%        ¦    115,2¦    110,2¦    108,2¦   106,0¦
¦промышленного           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦производства            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Темп роста объема работ,¦%        ¦     91,3¦     71,1¦     78,9¦    70,3¦
¦выполненных   по    виду¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦деятельности            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦"строительство"         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Темп роста грузооборота ¦%        ¦    122,2¦    115,6¦    113,2¦   107,0¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+

Сводный индекс промышленного производства практически достиг уровня стратегического варианта (-1,0) процентный пункт. Явления мирового финансового кризиса выразились в виде неблагоприятной ценовой конъюнктуры на экспортируемые из Иркутской области группы товаров (цены на алюминий (на Лондонской бирже металлов) в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года снизились на 53,2%, на нефть (марка URALS) - на 59,4%, на железную руду (цены по контрактам в Европу) - 39,9%, на целлюлозу (сульфитную) - на 32,7%), отказа зарубежных потребителей от поставок обозначенной продукции.
В результате оборот экспортоориентированных организаций промышленности (добыча сырой нефти и природного газа, добыча металлических руд, производство целлюлозы, производство нефтепродуктов, металлургическое производство) в IV квартале 2008 года снизился в действующих ценах на 15,8% по отношению к III кварталу 2008 года.
До начала второго полугодия 2008 года прекращение наращивания физических объемов экспорта топливно-сырьевых ресурсов было компенсировано расширяющимся потоком экспортной выручки благодаря устойчиво высокому росту цен на энергетические ресурсы на мировых рынках.
Со второго полугодия 2008 года поступления валютно-финансовых средств с мировых рынков резко сократились, что негативно сказалось на обрабатывающих производствах.
Темпы роста промышленности были обеспечены в отчетном периоде за счет добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, так как обрабатывающие производства начали во второй половине года замедляться.

Индексы промышленного производства
(к соответствующему периоду 2007 года)

+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Наименование показателя ¦ Единица ¦I квартал¦Полугодие¦9 месяцев¦2008 год¦
¦                        ¦измерения¦2008 года¦2008 года¦2008 года¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Сводный           индекс¦%        ¦    115,2¦    110,2¦    108,2¦   106,0¦
¦промышленного           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦производства            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Добыча          полезных¦%        ¦    115,4¦    104,7¦    102  ¦   103,1¦
¦ископаемых              ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦в   том   числе   добыча¦%        ¦    115,0¦    113,7¦    122,4¦   127,4¦
¦топливно-энергетических ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦полезных ископаемых     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Обрабатывающие          ¦%        ¦    117,5¦    111,7¦    109,6¦   106,9¦
¦производства            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Производство           и¦%        ¦    104,8¦    103,9¦    103,3¦   102,0¦
¦распределение           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦электроэнергии,  газа  и¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦воды                    ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+

Также произошло замедление темпов выпуска в производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды.
В целом за год прирост промышленного производства по отношению к предыдущему году составил 6,0%. Организациям реального сектора экономики значительный ущерб нанесен снижением инвестиционной активности и сокращением внутреннего и внешнего спроса.
С сентября 2008 года отмечается снижение цен производителей промышленных товаров к предыдущему периоду 2008 года (98,5% к августу 2008 года, 98,9% к сентябрю 2008 года, 93,0% к октябрю 2008 года, 91,4% к ноябрю 2008 года). Начался пересмотр корпоративных инвестиционных программ. Так, в результате влияния мирового финансового кризиса на экономику Иркутской области приняты решения о приостановке следующих инвестиционных проектов (Тайшетский алюминиевый завод - приостановка на 7 месяцев, модернизация Братского алюминиевого завода, внесены изменения в план финансирования строительства 5 серии Иркутского алюминиевого завода, ОАО "Иркутсккабель", ЗАО "Энерпред", ОАО "Ангарский электромеханический завод", ОАО "Иркутский релейный завод" и ряд других).
В октябре организации начали заявлять о сокращении рабочих мест, в ноябре - о приостановке производств. Так, массовому высвобождению подверглись работники ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" - 1603 чел. (с полной остановкой производства), ОАО "Саянскхимпласт" - 246 чел.
На значительном количестве организаций, главным образом машиностроительного, химического, лесного комплексов, в связи с недозагрузкой производственных мощностей в конце 2008 - начале 2009 года перешли на 3 - 4-дневную рабочую неделю (ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат", ООО "Усольехимпром", ЗАО "Энерпред", ОАО "Усольмаш" и другие).
Филиалом ОАО "Группа "Илим" в городе Братске с 7 ноября 2008 года остановлен целлюлозный поток № 2 и лесохимическое производство, остановлено фанерное производство ООО "Илим Братск деревообрабатывающий комбинат", ООО "Илим Братск лесопильно-деревообрабатывающий завод".
Замедление инвестиционной активности в значительной степени вызвано сложившейся напряженной ситуацией в строительной деятельности. Ухудшение условий предоставления банками кредитных ресурсов (сокращение доступности кредитных средств, повышение банковской ставки), в особенности для строительных и инвестиционных организаций, стало причиной приостановки крупных проектов по строительству и модернизации производств на территории Иркутской области.
В результате темп роста строительства снизился до 70,3% к уровню 2007 года, объема инвестиций - до 84,2% к уровню 2007 года.
Сохраняющийся высокий уровень потребительского спроса остается основным источником экономического роста. В целом за 2008 год оборот розничной торговли увеличился на 11,4%.
Однако потребительский спрос начинает замедляться: в IV квартале рост оборота розничной торговли составил 99,7% к соответствующему периоду предыдущего года против 120,1% во втором квартале и 113,1% в III квартале.

Темпы изменения показателей, характеризующих уровень
доходов населения и оборота розничной торговли
(к соответствующему периоду 2007 года)

+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Наименование показателя ¦ Единица ¦I квартал¦Полугодие¦9 месяцев¦2008 год¦
¦                        ¦измерения¦2008 года¦2008 года¦2008 года¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Темп    роста    оборота¦%        ¦    116,0¦    118,1¦    116,3¦   111,4¦
¦розничной торговли      ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+
¦Темп   роста    реальных¦%        ¦    115,2¦    119,2¦    116,6¦   111,8¦
¦денежных         доходов¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
¦населения               ¦         ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+--------+

Реальные денежные доходы населения по итогам отчетного периода составили 111,8% к уровню 2007 года, что превышает запланированное значение показателя по стратегическому сценарию на 2,8 процентных пунктов. На изменение динамики повлияло замедление темпов роста доходов населения в IV квартале 2008 года.

Помесячная динамика доходов населения в 2008 году
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рисунок не приводится.

Помесячная динамика оборота розничной торговли в 2008 году
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рисунок не приводится.

Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 108,5%. Во многом превышение роста доходов над заработной платой объясняется ростом доходов от собственности и предпринимательской активности.
В ноябре 2008 года отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате - в 4,8 раза к предыдущему периоду.

Динамика просроченной задолженности по заработной плате
в 2008 году

Рисунок не приводится.

По состоянию на 1 декабря 2008 года наблюдается резкий рост задолженности до 105,7 млн. рублей. Значительное увеличение задолженности коснулось организаций обрабатывающего производства, транспорта, сельского хозяйства и лесозаготовок. При этом основная доля организаций-должников являются действующими.
Рост уровня задолженности по заработной плате, прежде всего, связан с мировым финансовым кризисом, повлекшим за собой снижение объемов производства, падение спроса на производимую продукцию, несвоевременное поступление платежей от организаций-потребителей, изменение условий банковского кредитования, в результате, как следствие, недостаток собственных средств организаций на выплату заработной платы.
По состоянию на начало 2009 года объем просроченной задолженности по выплате заработной платы в целом по экономике Иркутской области составил 97,74 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом в 4 раза. Задолженность допущена в 63 организациях перед 10621 работником.
Наибольший уровень задолженности наблюдается:
1) в Братском районе (14,3 млн. рублей, в том числе ОАО "Бадинский комплексный леспромхоз" - 6,5 млн. рублей и ООО "Сельскохозяйственный производственный комбинат "Падунский" - 3,9 млн. рублей);
2) в Киренском районе (ОАО "Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота" - 13,1 млн. рублей);
3) в городе Братске (7,6 млн. рублей);
4) в Ангарском муниципальном образовании (7,3 млн. рублей, в том числе ОАО "Ангарский электромеханический завод" - 5,2 млн. рублей и филиал Строительно-монтажного управления-14 ЗАО "Межгорсвязьстрой" - 2,1 млн. рублей);
5) в Слюдянском районе (6,9 млн. рублей, в том числе ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" - 5,3 млн. рублей);
6) в Усть-Кутском районе (6,4 млн. рублей, в том числе ООО "Микура" - 3,6 млн. рублей и ООО "Управляющая компания "Феникс" - 2,8 млн. рублей);
7) в городе Усолье-Сибирское (3,7 млн. рублей, в том числе ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" - 2,2 млн. рублей и ООО "Химстроймонтаж" - 1,5 млн. рублей);
8) в городе Тулуне (ОАО "Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий" - 3,4 млн. рублей).
В 15 филиалах ОАО "Дорожная служба Иркутской области" допущена задолженность по выплате заработной платы в общей сумме 17,9 млн. рублей. Основной причиной образования задолженности является несвоевременный расчет областного государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" за выполненные работы по государственным контрактам, заключенным на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Рост задолженности по заработной плате происходит на фоне увеличивающейся безработицы. В целом за 2008 год общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) составила 142,2 тыс. человек (11,1% от численности экономически активного населения), увеличившись по сравнению с 2007 годом на 10,7%.
В результате не удалось достигнуть программных установок по стратегическому сценарию показателя, характеризующего уровень бедности населения (-2,5 п.п.).
За 2008 год потребительская инфляция составила 114,9%, что является самым высоким показателем с 2002 года.

Сводный индекс потребительских цен
(в % к декабрю предыдущего года)

+-----------+-----------+---------+----------+--------+---------+---------+
¦   2002    ¦   2003    ¦  2004   ¦   2005   ¦  2006  ¦  2007   ¦  2008   ¦
+-----------+-----------+---------+----------+--------+---------+---------+
¦      113,3¦      113,6¦    110,6¦     108,0¦   109,1¦    112,2¦    114,9¦
+-----------+-----------+---------+----------+--------+---------+---------+

Усиление потребительской инфляции по сравнению с предшествующим годом наблюдалось до октября 2008 года и определялось двумя группами факторов.
Внешние - ценовой продовольственный шок с середины 2007 года, скачок мировых цен на нефть, удобрения и другие товары в первой половине 2008 года. Внутренние - рост платежеспособного спроса населения при сокращении склонности к сбережениям на протяжении двух последних лет; рост расходов бюджета; усиление влияния инфляции издержек в 2008 году, прежде всего из-за высокого роста цен на сельскохозяйственное сырье, горюче-смазочные материалы, топливо и другие материальные ресурсы, а также оплаты труда.
В последние два месяца 2008 года на фоне мирового финансового кризиса в Иркутской области обозначилась тенденция замедления инфляции, что обусловлено сокращением спроса ввиду дефицита денег.

Помесячная динамика потребительских цен в 2008 году
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Рисунок не приводится.

Ведущую роль в повышении уровня инфляции в 2008 году сыграл рост мировых цен на продовольствие со второй половины 2007 года (увеличение мировых цен на подсолнечник, сою, молоко сухое).
Для насыщения рынков и сдерживания роста цен на продовольственные товары Правительством Российской Федерации в 2007 году - начале 2008 года был принят ряд оперативных мер в области таможенно-тарифного регулирования.
На уровне Правительства Иркутской области применялись меры административного характера: заключались соглашения с сельхозтоваропроизводителями, представителями торговой сети о регулировании торговых надбавок, организовывались ярмарки выходного дня, что позволило реализовывать продукцию без торговой надбавки, расширялась торговая сеть (продовольственные рынки) для сельхозтоваропроизводителей, проводилась работа по исключению торговых посредников из цепочки доведения товара до потребителя от производителя, оказывалось содействие в заключении договоров между товаропроизводителями и сельхозпроизводителями на поставку продовольственного сырья.
Однако эффект был кратковременным (замораживание цен), а в случаях регулирования торговых надбавок - отложенным. Так, среди продуктов в наибольшей мере в 2008 году выросли цены на хлеб (24,5%).
Результатом принятых мер стал более умеренный рост цен на социально значимые товары (масло и жиры (118,6%), молоко (118,7%), яйца (102,9%), сахар (102,1%), плодоовощная продукция (112,3%)) по отношению к другим продовольственным товарам, спрос на которые эластичен.
Правительством Иркутской области уделяется особое внимание обеспечению Иркутской области горюче-смазочными материалами. В июне 2008 года по инициативе Губернатора Иркутской области И.Э.Есиповского под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина были проведены совещания, в рамках которых Министерству энергетики Российской Федерации и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" было поручено принять необходимые меры по стабилизации ситуации с поставками нефтепродуктов в Иркутскую область, а также совершенствованию процедуры проведения торгов нефтепродуктов.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в мае 2008 года было возбуждено дело по установлению в действиях ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке горюче-смазочных материалов. По итогам рассмотрения дела ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" признано нарушившим антимонопольное законодательство. Компании выдано предписание об устранении выявленного нарушения и представление о взыскании с компании штрафа в размере 229 млн. рублей. Правомерность решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области подтверждена Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом.
В результате проводимых мероприятий на сегодняшний день при проведении тендеров ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" начало устранять выявленные нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. При этом наблюдается тенденция снижения цен на нефтепродукты, а также сокращается уровень разрыва его стоимости среди регионов Сибирского федерального округа.
Так, цена на горюче-смазочные материалы по "народной" марке АИ-92 в январе 2009 года снизилась на 30,5% в сравнении с августом 2008 года, существовавший разрыв (диспаритет) цен в сравнении с Красноярским краем по итогам года уменьшен с 5 - 6 рублей за 1 литр горючего до 2 - 3 рублей.
В 2008 году доходы областного бюджета составили 59468 млн. рублей, расходы - 60059,2 млн. рублей. В Иркутской области значительно выше доля социально значимых расходов, что делает областной бюджет более уязвимым в условиях сокращения поступления доходов.
Расходные обязательства Иркутской области увеличились по сравнению с 2007 годом на 13%. Рост социально значимых расходов Иркутской области по сравнению с 2007 годом составил 23%.
Доля социально значимых расходов в общем объеме расходов областного бюджета в 2008 году составила 59%, что значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (43%).
В 2008 году продолжилась планомерная работа по погашению внешнего долга. В результате удалось стабилизировать уровень государственного долга и снизить на 2,9 млрд. рублей его объем.
В целях организации работы по минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Иркутской области в 2008 году организована работа по реализации мер, направленных на увеличение доходов консолидированного бюджета Иркутской области путем проведения переговоров с крупнейшими налогоплательщиками Иркутской области. По итогам работы определены ожидаемые на 2009 год объемы налоговых поступлений от крупных налогоплательщиков.
Высоких результатов удалось достигнуть по показателям, характеризующим демографическое развитие Иркутской области (рождаемость, смертность). В 2008 году впервые за 15 лет удалось переломить тенденцию естественной убыли населения, что обусловлено устойчивым ростом уровня жизни населения, наблюдаемым в последние годы.
Рост социально-экономического благополучия сопровождался мерами государственного стимулирования и поддержки молодых семей, женщин, оказываемыми исполнительными органами государственной власти как Иркутской области, так и Российской Федерации, при содействии законодательных органов государственной власти всех уровней.
В сравнении с субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа Иркутская область как один из экономически развитых субъектов Российской Федерации в 2008 году занимала ведущие места в рейтинге.
В 2008 году по темпам роста промышленного производства Иркутская область поднялась на 3 место с 7 места в 2007 году.
Как и многие субъекты Российской Федерации с индустриальной специализацией экономики, Иркутская область в полном объеме не обеспечивает потребностей населения в основных продуктах питания за счет собственного производства. По темпам роста продукции сельского хозяйства Иркутская область сохранила в 2008 году 5 место, поднявшись с 10 места, которое она занимала в 2006 году. При этом наилучших результатов удалось добиться в производстве молока - 3 место против 6 в 2007 году.
Ввиду высоких темпов инфляции (120%) пошатнулись позиции Иркутской области по таким показателям, как инвестиции в основной капитал и объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство".
По темпам роста инвестиций в основной капитал Иркутская область опустилась с 1 места в 2007 году на 11, по темпам роста объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - с 3 места в 2007 году на 12 место.
По размеру заработной платы в 2008 году по сравнению с субъектами Российской Федерации Сибирского федерального округа Иркутская область заняла 3 место, уступая Томской области и Красноярскому краю. Позиции сохранены на уровне 2007 года. Вместе с тем размер заработной платы в Иркутской области на 11,8% выше средней заработной платы по Сибирскому федеральному округу и на 3,1% выше средней заработной платы по Российской Федерации.
В Иркутской области один из низких показателей зарегистрированной безработицы - 1,6% экономически активного населения (3 место, поднявшись с 4 места в 2007 году). Такой же уровень зарегистрированной безработицы (1,5 - 1,6%) имеют Новосибирская область и Республика Бурятия.
В числе 11 субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа Иркутская область имела положительный сальдированный финансовый результат деятельности организаций. Иркутская область - один из субъектов Российской Федерации с низким удельным весом убыточных организаций - 29,1% (в Новосибирской и Томской областях, Республике Бурятия - 26 - 29%).
Во всех субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа по сравнению с 2007 годом выросла рождаемость. По данному показателю Иркутская область заняла 3 место, уступая Республикам Тыва и Бурятия (в 2007 году Иркутская область имела естественную убыль).
Во всех субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, за исключением Кемеровской области, снизилось число зарегистрированных правонарушений (на 1 - 15%). В Иркутской области число правонарушений сократилось на 8% (5 место в рейтинге по темпам роста против 9 места в 2007 году).
С начала второго полугодия 2008 года развивающийся мировой финансовый кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие Иркутской области. Резкое падение экспортных цен на основную продукцию экспорта в сочетании с ухудшением условий кредитования и внешних заимствований привело к снижению экономического роста. Особенно сильно от мирового финансового кризиса пострадали такие виды экономической деятельности Иркутской области, как металлургия, химия, нефтепереработка, лесоперерабатывающий, строительный, агропромышленный комплексы.
Таким образом, ввиду индустриальной специализации Иркутской области проявления мирового финансового кризиса предельно остро отразились на итогах социально-экономического развития Иркутской области в 2008 году, что не позволило в полном объеме достичь запланированных Программой результатов по стратегическому сценарию.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2008 ГОДУ

+---------------------+------+--------------------------+-------+----------+----------+----------+
¦    Наименование     ¦ Ед.  ¦      План 2008 года      ¦ Факт  ¦Отклонение¦Отклонение¦Отклонение¦
¦     показателя      ¦ изм. +-------+--------+---------+ 2008  ¦факта от  ¦факта от  ¦факта от  ¦
¦                     ¦      ¦Инерци-¦Инвести-¦Стратеги-¦ года  ¦Программы,¦Программы,¦Программы,¦
¦                     ¦      ¦онный  ¦ционный ¦ческий   ¦       ¦% <1> (по ¦% <1> (по ¦% <1> (по ¦
¦                     ¦      ¦вариант¦вариант ¦вариант  ¦       ¦инерци-   ¦инвести-  ¦стратеги- ¦
¦                     ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦онному    ¦ционному  ¦ческому   ¦
¦                     ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦варианту) ¦варианту) ¦варианту) ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Валовой  региональный¦%     ¦  104,0¦  107,0 ¦   110,0 ¦  103,8¦+0,2 п.п. ¦-3,2 п.п. ¦-6,2 п.п. ¦
¦продукт              ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Индекс  промышленного¦%     ¦  101,0¦  103,0 ¦   107,0 ¦  106,0¦+5,0 п.п. ¦+3,0 п.п. ¦-1,0 п.п. ¦
¦производства         ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Инвестиции в основной¦%     ¦  109,7¦  121,0 ¦   132,0 ¦   84,2¦-25,5 п.п.¦-36,8 п.п.¦-47,8 п.п.¦
¦капитал              ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Объем          работ,¦млрд. ¦   31,1¦   38,3 ¦    55,9 ¦   50,2¦     +61,4¦     +31,1¦     -10,2¦
¦выполненных  по  виду¦рублей¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦деятельности         ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦"строительство"      ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Ввод жилья           ¦тыс.  ¦  602  ¦  690   ¦  1100   ¦  584,9¦      -2,8¦     -15,2¦     -46,8¦
¦                     ¦кв.м  ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Ввод  жилья  на  душу¦кв.м  ¦   0,24¦    0,27¦     0,44¦   0,23¦      -4,2¦     -14,8¦     -47,7¦
¦населения            ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Индекс               ¦%     ¦  100,0¦  102,3 ¦   104,3 ¦  104,1¦+4,1 п.п. ¦+1,8 п.п. ¦-0,2 п.п. ¦
¦сельскохозяйственного¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦производства         ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Темп роста оборота   ¦%     ¦  111,5¦  113,1 ¦   113,3 ¦  111,4¦-0,1 п.п. ¦-1,7 п.п. ¦-1,9 п.п. ¦
¦розничной торговли   ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Экспорт              ¦%     ¦  102,0¦  104,0 ¦   106,0 ¦  108,3¦+6,3 п.п. ¦+4,3 п.п. ¦+2,3 п.п. ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Реальные     денежные¦%     ¦  105,0¦  107,0 ¦   109,0 ¦  111,8¦+6,8 п.п. ¦+4,8 п.п. ¦+2,8 п.п. ¦
¦доходы  населения   к¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦предыдущему году     ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Численность населения¦%     ¦   18,5¦   16,5 ¦    14,5 ¦   17,0¦+1,5 п.п. ¦-0,5 п.п. ¦-2,5 п.п. ¦
¦с денежными  доходами¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦ниже     прожиточного¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦минимума             ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Соотношение   доходов¦раз   ¦   15,2¦   14,6 ¦    13,6 ¦   16,7¦      -9,9¦     -14,4¦     -22,8¦
¦10%    наиболее     и¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦наименее             ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦обеспеченного        ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
¦населения            ¦      ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Число родившихся     ¦тыс.  ¦  31,89¦   34,07¦    35,77¦  37,59¦     +17,9¦     +10,3¦      +5,1¦
¦                     ¦чел.  ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Число умерших        ¦тыс.  ¦  43,87¦   40,94¦    39,71¦  35,41¦     +19,3¦     +13,5¦     +10,8¦
¦                     ¦чел.  ¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Доходы областного    ¦млн.  ¦33173,0¦46976,0 ¦ 50615,0 ¦59468,0¦     +79,3¦     +26,6¦     +17,5¦
¦бюджета              ¦рублей¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+
¦Расходы областного   ¦млн.  ¦36222,0¦46976,0 ¦ 47247,0 ¦60059,2¦     -65,8¦     -27,9¦     -27,1¦
¦бюджета              ¦рублей¦       ¦        ¦         ¦       ¦          ¦          ¦          ¦
+---------------------+------+-------+--------+---------+-------+----------+----------+----------+

--------------------------------
<1> Здесь и далее в таблицах знак "-" означает ухудшение ситуации в сравнении с показателем, заложенным в Программе, знак "+" - улучшение.

1. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

]]>
В 2008 году удалось в полном объеме достичь установленных программных показателей.

3.7. СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Факторы, препятствовавшие решению задач программы

1. Начало мирового финансового кризиса, ухудшение конъюнктуры мирового рынка на экспортируемую из Иркутской области продукцию.
2. Дефицит финансовых средств областного бюджета и ужесточение кредитной политики.
3. Снижение инвестиционной привлекательности муниципальных образований Иркутской области.

Факторы, способствовавшие решению задач программы

1. Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры.
2. Формирование законодательной базы, стимулирующей привлечение инвестиций в Иркутскую область.
3. Включение приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Основные задачи, реализованные в 2008 году

1. Проведение 4 заседаний Совета по инвестициям при Губернаторе Иркутской области в целях содействия развитию экономического потенциала муниципальных образований Иркутской области. На заседаниях данного совещательного органа одобрены семь приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов:
1) ОАО "Группа "Илим" (включен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов);
2) ЗАО "Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс "Игирма" (включен Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов);
3) ООО "Транссибирская лесная компания";
4) ООО "Осетровский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат";
5) ОАО "Чунский лесопромышленный комбинат";
6) ОАО "Бадинский комплексный леспромхоз";
7) ОАО "Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий".
2. Проведение следующей работы в целях ликвидации негативных последствий остановки деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" и стабилизации социальной обстановки в городе Байкальске и прилегающей к нему территории:
1) подготовка Иркутским научным центром СО РАН анализа экономической оценки сценариев развития города Байкальска, первоочередных мероприятий по социально-экономическому развитию города Байкальска и Слюдянского района, которые были направлены Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, председателю Высшего совета Партии "Единая Россия" Б.В.Грызлову, руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А.Петрову;
2) осуществление деятельности рабочих групп при Правительстве Иркутской области по решению проблем, вызванных прекращением работы ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", с момента приостановки его деятельности;
3) обеспечение выделения средств областного бюджета и местного бюджета муниципального образования Слюдянский район на обеспечение жизнедеятельности города Байкальска в объеме около 100 млн. рублей, в том числе из резервного фонда Правительства Иркутской области - на приобретение топлива;
4) проведение регулярной работы Правительством Иркутской области с Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области по ускорению срока проведения камеральной налоговой проверки ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" для уточнения и возмещения налога на добавленную стоимость. Поступающие средства от возврата налога направляются на погашение задолженности по заработной плате и выплат социального характера работникам ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат";
5) реализация программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, из числа работников ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" в целях оказания содействия занятости населения на территории города Байкальска и Слюдянского района;
6) проработка вопроса по расширению границ особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на озере Байкал с включением территорий Слюдянского (Мангутай) и Ольхонского (Малое море) районов с целью дальнейшего развития социально-экономического потенциала города Байкальска и Слюдянского района (данное предложение было поддержано полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А.В.Квашниным и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами).
3. Определение и подготовка обоснований по формированию трех зон опережающего развития в рамках реализации Схемы развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2010 года:
1) скоординированное развитие городов Иркутск - Ангарск - Шелехов;
2) Северо-Сибирский индустриальный пояс;
3) особая экономическая зона туристско-рекреационного типа в Иркутской области.
4. Оказание содействия по созданию на территории Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
5. Проведение следующих мероприятий в целях координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по формированию и реализации документов комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области:
1) подготовка распоряжения администрации Иркутской области от 10 июня 2008 года № 151-ра "О вопросах комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области";
2) оказание помощи 42 муниципальным образованиям Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа при формировании в программах комплексного социально-экономического развития территорий прогнозных индикативных показателей;
3) проведение анализа социально-экономической ситуации в Усть-Ордынском Бурятском округе за 2007 год и первое полугодие 2008 года и подготовка плана мероприятий комплексного социально-экономического развития Усть-Ордынского Бурятского округа на 2008 - 2012 годы для определения перспектив развития Усть-Ордынского Бурятского округа;
4) организация и проведение конкурса на звание "Лучшее муниципальное образование Иркутской области" за 2007 год и I полугодие 2008 года (в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 26 сентября 2008 года № 305-ра "Об итогах конкурса на звание "Лучшее муниципальное образование Иркутской области") с целью стимулирования инициативы в развитии экономического потенциала, повышения доходности территорий в 2008 году, формирования в каждом муниципальном образовании Иркутской области комфортных условий для проживания людей, а также укрепления сотрудничества и взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и исполнительных органов государственной власти Иркутской области;
5) направление перечня приоритетных мероприятий, связанных с подготовкой к празднованию 350-летия города Иркутска, и предложения по принятию Указа Президента Российской Федерации "О праздновании 350-летия города Иркутска" председателю Высшего совета Партии "Единая Россия" Б.В.Грызлову;
6) обеспечение создания антикризисных рабочих групп во всех 42 муниципальных районах и городских округах Иркутской области для формирования и функционирования системы оперативного мониторинга экономической ситуации, выработки оперативных решений, организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, субъектов предпринимательской деятельности и населения по минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу муниципальных образований Иркутской области в соответствии с рекомендациями Правительства Иркутской области.

3.8. РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Факторы, препятствовавшие решению задач программы

1. Дефицит местных бюджетов.
2. Высокая дотационность местных бюджетов (более 70% у 67% муниципальных образований Иркутской области).

Факторы, способствовавшие решению задач программы

Эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при решении проблемных вопросов и своевременное принятие управленческих решений.

Основные задачи, реализованные в 2008 году

Формирование управления, ориентированного на результат, и эффективной системы взаимодействия органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области
1. Подготовка и принятие таких нормативных правовых актов Иркутской области, как:
1) постановление Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2008 года № 57-п "О проекте закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции";
2) постановление Губернатора Иркутской области от 31 марта 2008 года № 118-п "О проекте закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями в области охраны труда";
3) постановление Губернатора Иркутской области от 30 апреля 2008 года № 152-п "О проекте закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области";
4) постановление Губернатора Иркутской области от 11 июня 2008 года № 215-п "О проекте закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию";
5) постановление Губернатора Иркутской области от 11 июня 2008 года № 217-п "О проекте закона Иркутской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области";
6) постановление Губернатора Иркутской области от 9 июля 2008 года № 239-п "О проекте закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
7) постановление Губернатора Иркутской области от 25 августа 2008 года № 315-п "О проекте закона Иркутской области "О распространении действия Закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям" на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области и внесении в него изменений";
8) постановление Губернатора Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 443-п "О проекте закона Иркутской области "О внесении изменений в Закон Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области";
9) постановление Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 114-пп "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета".
По результатам рассмотрения указанных постановлений Законодательным собранием Иркутской области (Законодательным Собранием Иркутской области) в установленном порядке приняты соответствующие законы Иркутской области.
2. Продолжение работы по установке автоматизированной системы "Система коммутации сообщений ситуационного центра Губернатора Иркутской области". В 30 (из 42) муниципальных образованиях Иркутской области установлено и подключено в единую сеть аудио-, видео-, компьютерное оборудование, позволяющее осуществлять видеоконференции с главами муниципальных образований Иркутской области, IP-телефонная сеть. В течение 2008 года проводилась работа по настройке данной сети. Также в декабре 2008 года было организовано обучение и консультирование по использованию установленного оборудования муниципальных служащих, ответственных за обеспечение функционирования автоматизированной системы "Система коммутации сообщений ситуационного центра Губернатора Иркутской области".
3. Реализация следующих мероприятий для проведения инвентаризации и оптимального использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов в 2008 году:
1) разработка и направление в установленном порядке в органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области методических рекомендаций по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципальных образований Иркутской области;
2) заключение и реализация соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений Иркутской области о передаче осуществления части полномочий в случае отсутствия возможности решения отдельных вопросов местного значения поселений самостоятельно;
3) заключение и реализация соглашений между муниципальными районами и городскими округами о совместном использовании объектов социальной сферы;
4) оказание необходимой методической и практической помощи в разработке и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области.
4. Организация и проведение администрацией Иркутской области (Правительством Иркутской области) курсов повышения квалификации для должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - муниципальные служащие):
1) организация обучения 185 глав муниципальных образований Иркутской области в рамках обучающего семинара по программе "Основные направления деятельности, задачи и решения органов местного самоуправления на втором этапе реформы местного самоуправления";
2) организация обучения 44 представителей муниципальных образований Иркутской области в Байкальском государственном университете экономики и права по системе дистанционного повышения квалификации муниципальных служащих по совместному европейскому проекту Tempus IB_JEP-26079/2005;
3) организация дистанционного тренинга для 50 муниципальных служащих из различных муниципальных образований Иркутской области;
4) организация обучения 10 глав муниципальных образований Иркутской области по программе Tempus в университетах Венгрии и Франции;
5) организация обучения 682 глав городских и сельских поселений, председателей представительных органов городских и сельских поселений на базе учебно-методического центра Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права";
6) проведение трех семинаров по вопросам совершенствования организации рассмотрения обращений граждан (приняло участие 250 представителей муниципальных образований Иркутской области).

Разграничение имущества между муниципальными образованиями Иркутской области
1. Подготовка проектов законов Иркутской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, и обеспечение принятия в установленном порядке Законодательным собранием Иркутской области (Законодательным Собранием Иркутской области) соответствующих законов Иркутской области:
1) Закон Иркутской области от 14 июля 2008 года № 42-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием "Усть-Илимский район" и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
2) Закон Иркутской области от 23 июля 2008 года № 60-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Усольским районным муниципальным образованием и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
3) Закон Иркутской области от 24 июля 2008 года № 61-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Ангарским муниципальным образованием и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
4) Закон Иркутской области от 24 июля 2008 года № 62-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием "Нижнеилимский район" и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
5) Закон Иркутской области от 4 декабря 2008 года № 95-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Слюдянский район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
6) Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 110-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Ангарским муниципальным и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями";
7) Закон Иркутской области от 29 декабря 2008 года № 146-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Куйтунский район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями".
2. Продолжение работы по описанию и утверждению границ муниципальных образований Иркутской области II уровня. Все материалы направлены в муниципальные образования Иркутской области в целях их согласования представительными органами муниципальных образований Иркутской области. По мере подготовки документов ведется разработка соответствующих проектов законов Иркутской области об описании и утверждении границ муниципальных образований Иркутской области.

Повышение роли и участия населения Иркутской области в осуществлении местного самоуправления
1. Обеспечение постоянного совершенствования в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области информационно-аналитической работы по актуальным проблемам, поднимаемым в обращениях граждан, в том числе проводились "некабинетные" формы работы с различными категориями граждан: прямые, горячие линии, выездные приемы, прямые эфиры на радио и телевидении с целью повышения качества работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, недопущения фактов несвоевременного, неполного рассмотрения поступивших обращений граждан, снижения количества повторных обращений граждан.
2. Подготовка рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области создавать совещательные органы с участием представителей общественности. Так, в муниципальных образованиях Иркутской области были созданы антикризисные рабочие группы, рабочие группы по повышению доходов консолидированного бюджета соответствующего муниципального образования Иркутской области, по контролю за ходом реализации программ комплексного социально-экономического развития и другое. Всего в 2008 году в муниципальных образованиях Иркутской области функционировало около 200 совещательных органов.
3. Оказание консультационной и методической помощи для содействия проведению в установленных законодательством случаях публичных слушаний органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области. В течение 2008 года в муниципальных образованиях Иркутской области состоялось более 300 публичных слушаний (в том числе в Ангарском муниципальном образовании - 63, в Шелеховском районе - 19, в Усть-Кутском муниципальном образовании - 6), связанных с выносимыми для обсуждения проектами муниципальных правовых актов по следующим вопросам:
1) внесения изменений в уставы муниципальных образований Иркутской области;
2) утверждения программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области;
3) принятия и исполнения бюджетов;
4) утверждения муниципальных целевых программ.

3.9. ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Факторы, способствовавшие решению задач программы

Надлежащая организация работы по проведению административной реформы в Иркутской области администрацией Иркутской области (Правительством Иркутской области), администрацией Губернатора Иркутской области (аппаратом Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области), взаимодействие и сотрудничество исполнительных органов государственной власти Иркутской области в реализации мероприятий административной реформы.

Основные задачи, реализованные в 2008 году

Внедрение элементов управления по результатам
1. Утверждение системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Иркутской области и методики оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области распоряжением Губернатора Иркутской области от 14 апреля 2008 года № 269-р "О системе целеполагания исполнительных органов государственной власти Иркутской области".
2. Утверждение перечня индикативных показателей, характеризующих эффективность реализации приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области, распоряжением администрации Иркутской области от 18 января 2008 года № 5-ра "Об утверждении перечня индикативных показателей, характеризующих эффективность реализации приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области".

Стандартизация и регламентация административно-управленческих процессов
Разработка и внедрение более 20 административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) исполнительными органами государственной власти Иркутской области, более 40 административных регламентов государственных услуг по обеспечению оказания государственных услуг областным государственным учреждением "Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг".

Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Иркутской области и противодействие коррупции
1. Проведение экспертиз на предмет дублирования функций в службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области, министерстве образования Иркутской области, министерстве сельского хозяйства Иркутской области, министерстве культуры и архивов Иркутской области, архивном агентстве Иркутской области.
2. Принятие исполнительными органами государственной власти Иркутской области 15 правовых актов в целях разделения функций по нормативному правовому регулированию, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.
3. Утверждение плана мероприятий администрации Иркутской области по противодействию коррупции на 2008 - 2009 годы (распоряжение Губернатора Иркутской области от 29 сентября 2008 года № 607-р).
4. Принятие следующих нормативных правовых актов Иркутской области:
1) постановления Губернатора Иркутской области от 19 февраля 2008 года № 51-п "О Координационном совете при Губернаторе Иркутской области по борьбе с коррупцией" и распоряжения Губернатора Иркутской области от 19 февраля 2008 года № 124-р "О составе Координационного совета при Губернаторе Иркутской области по борьбе с коррупцией";
2) постановления администрации Иркутской области от 24 сентября 2008 года № 270-па "О Порядке осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов".

Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и общества
Принятие следующих нормативных правовых актов Иркутской области в целях внедрения механизмов повышения открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области в 2008 году:
1) распоряжения Губернатора Иркутской области от 23 июля 2008 года № 467-р "О составе коллегии по рассмотрению вопроса о представлении к награждению Почетным знаком "Материнская слава";
2) распоряжения Губернатора Иркутской области 14 марта 2008 года № 180-р "О проведении в 2008 году на территории Иркутской области Года семьи";
3) распоряжения Губернатора Иркутской области от 30 мая 2008 года № 363-р "О проведении областного благотворительного марафона-эстафеты "Помоги ребенку, и ты спасешь мир" в 2008 году";
4) постановления администрации Иркутской области от 12 августа 2008 года № 236-па "Об учреждении ежегодного областного конкурса "Почетная семья Иркутской области" и установлении социальной выплаты победителю конкурса";

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Иркутской области от 08.12.2008 "О Межконфессиональном совете при Правительстве Иркутской области" имеет номер 110-пп, а не 110-рп.

5) постановления Правительства Иркутской области от 8 декабря 2008 года № 110-рп "О Межконфессиональном совете при Правительстве Иркутской области".

Модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Иркутской области
1. Проведение общественных слушаний по проекту областного бюджета на 2009 год.
2. Постоянное размещение в различных средствах массовой информации и на портале Правительства Иркутской области в сети Интернет информации о деятельности Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
3. Постоянное размещение на информационном портале администрации Иркутской области (Правительства Иркутской области) www.govirk.ru в разделе "Административная реформа" подразделе "Дневник административной реформы" информационных сообщений, создание подраздела "Многофункциональные центры", в котором размещена информация об областном государственном учреждении "Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг" с целью освещения реализации административной реформы.
4. Проведение работы по созданию и внедрению информационно-справочной системы "Каскад" в министерстве сельского хозяйства Иркутской области. Программный комплекс "Каскад" установлен в 10 отраслевых отделах и работает на 21 рабочем месте специалистов. Для осуществления аналитической работы в базу данных занесена информация о сельхозтоваропроизводителях Иркутской области, статистическая и бухгалтерская отчетность с 1998 года, база данных по плодородию земель (300 тыс. га) с цифровыми электронными картами сельхозугодий.

Обеспечение административной реформы
1. Принятие следующих нормативных правовых актов Иркутской области:
1) постановления администрации Иркутской области от 18 июня 2008 года № 164-па "О распространении действия постановления администрации Иркутской области от 30 июня 2006 года № 105/1-па на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области и внесении в него изменений";
2) постановления администрации Иркутской области от 13 августа 2008 года № 241-па "О комиссии по проведению административной реформы в Иркутской области".
2. Проведение социологических исследований в целях выявления степени удовлетворенности граждан и юридических лиц качеством и доступностью государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Иркутской области, областным государственным учреждением "Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг".
3. Осуществление мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в областное государственное учреждение "Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг".
4. Разработка проектов соглашений о взаимодействии Правительства Иркутской области с территориальными органами федеральных исполнительных органов государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) на базе многофункциональных центров.
5. Проведение мероприятий по повышению квалификации государственных гражданских служащих Иркутской области.

3.10. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С СУБЪЕКТАМИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Факторы, препятствовавшие решению задач программы

1. Ухудшение условий функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, в условиях мирового финансового кризиса.
2. Наличие разногласий хозяйствующих субъектов по отдельным направлениям развития экономики Иркутской области (газохимический комплекс).

Факторы, способствовавшие решению задач программы

1. Большой ресурс и низкая стоимость электрической энергии, наличие больших минерально-сырьевых запасов, в том числе нефти, газа, угля, золота, леса и так далее.
2. Высокая инвестиционная активность организаций по реализации проектов, направленных на углубление переработки ресурсов, развитие новых био-, авиа-, нанотехнологий.
3. Совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной привлекательности организаций, в том числе по предоставлению льготных ставок по налогу на имущество организаций по приоритетным видам экономической деятельности Иркутской области, льготной ставки по налогу на прибыль для резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, согласование приоритетных проектов в области освоения лесов и т.д.

Основные задачи, реализованные в 2008 году

1. Построение диалога с крупными хозяйствующими субъектами, в том числе заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, охватывающих большинство финансово-промышленных групп, действующих на территории Иркутской области.
2. Реализация плана по развитию частно-государственного партнерства в Иркутской области, учитывающего нормативное правовое регулирование социального партнерства власти и бизнеса, вовлечение органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в развитие партнерских отношений с организациями, реализацию обеспечивающих мероприятий в инвестиционной и инновационной сферах деятельности.
3. Реализация совместных мероприятий и конкретных проектов по повышению конкурентоспособности Иркутской области и ее инвестиционной привлекательности.

4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КАЧЕСТВЕ ОПОРНОГО
РЕГИОНА НА ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факторы, препятствовавшие решению задач программы

1. Изменение политики федерального центра в отношении субъектов Российской Федерации, возвращение к политике выравнивания социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (предлагаемый Министерством регионального развития Российской Федерации проект Концепции стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не принят).
2. Невключение объектов и мероприятий Иркутской области в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 15) не позволяет строить необходимую инфраструктуру для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
3. Влияние мирового финансового кризиса негативно сказалось на уровне социально-экономического развития Иркутской области и снизило инвестиционную привлекательность Иркутской области.
4. Отсутствие решения Правительства Российской Федерации о начале освоения крупных минерально-сырьевых месторождений (Ковыктинского газоконденсатного месторождения, Сухоложского золоторудного месторождения, Непского месторождения калийных солей и других) препятствует газификации Иркутской области и соседних субъектов Российской Федерации, а также созданию новых производств в Иркутской области, в том числе и с высокой добавленной стоимостью (газохимии).
5. Невнесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" препятствует созданию и функционированию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, расположенной в Иркутской области (зона опережающего развития), и снижает эффективность государственных инвестиций в нее.

Факторы, способствовавшие решению задач программы

1. Создание и функционирование Государственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока, Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края, а также начало разработки проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года.
2. Поддержка Президентом Российской Федерации инициативы Иркутской области по организации празднования 350-летия основания города Иркутска, что позволит решить насущные проблемы города, будет способствовать ускорению его социально-экономического развития и, как следствие, создаст условия для формирования здесь зоны опережающего развития.
3. Федеральная поддержка пространственных проектов развития: Нижнего Приангарья (Красноярского края), южных территорий Республики Саха (Якутия), Забайкалья (Республики Бурятия и Забайкальского края), так как это становится предпосылкой формирования Северо-Сибирского индустриального пояса, на территории которого осуществляется увязка энергетической и транспортной инфраструктур данных проектов.
4. Проведение V Байкальского экономического форума, в рамках которого были собраны представители министерств и ведомств Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, иностранных государств, исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса, местного самоуправления муниципальных образований, политических и общественных организаций, средств массовой информации.

Основные задачи, реализованные в 2008 году

1. Обеспечение включения основных значимых проектов Иркутской области и зоны опережающего развития (создание постиндустриального центра на базе городов Иркутск, Ангарск, Шелехов, формирование Северо-Сибирского индустриального пояса, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа) в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года и Стратегию социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года.
2. Обеспечение определения в проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года особой связующей роли Иркутской области в силу ее географического положения и социально-экономического развития, которую она выполняет для субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Восточной Сибири.
3. Формирование плана основных мероприятий по подготовке к празднованию 350-летия основания города Иркутска, состава организационного комитета и соответствующего Указа Президента Российской Федерации.
4. Организация работы Правительства Иркутской области по участию в заседаниях Государственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области.
5. Проведение анализа факторов социально-экономического развития в условиях реализации проектов Нижнего Приангарья и строительства Богучанской гидроэлектростанции для населенных пунктов Среднего Приангарья.
6. Проведение в рамках V Байкальского экономического форума круглого стола № 8 "Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации - генеральное направление региональной политики", на котором при участии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства региональной политики Российской Федерации, Высшего экономического совета Сибирского федерального округа и Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе рассматривались зоны опережающего развития Иркутской области и соседних субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" имеет дату 15.04.1996 и номер 480, а не дату 10.01.2009 и номер 15.

7. Построение скоординированной работы Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края по реализации инвестиционных мегапроектов (создание Северо-Сибирского индустриального пояса, реализация проекта "Комплексное развитие Забайкалья"), в частности, создание совместной рабочей группы, проработка вопросов о повышении эффективности реализации мегапроектов и поддержке включения Иркутской области в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 15.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru