Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Новоузенском районе Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года, которым постановлено:
Отменить решение комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ в Новоузенском районе Саратовской области от 23.12.2008 г. № 785 об отказе Р. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признав его незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области включить Р. в специальный стаж спорный период работы в должности воспитателя ясли-сада "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., признав за Р. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, т.е. с 11.12.2008 г.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Новоузенском районе Саратовской области, поддержавшей доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Решением комиссии при ГУ УПФ РФ в Новоузенском районе Саратовской области (далее кратко УПФ) от 23.12.2008 г. № 785 Р. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены периоды работы в должности воспитателя в яслях-саду "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., в связи с тем, что учреждение, в котором работала истица, не имело на тот период статуса юридического лица, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" является обязательным условием для зачета в педагогический стаж указанного периода работы. Спорный период также не включен УПФ в педагогический стаж истице, так как в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 ясли-сад не поименованы в числе структурных подразделений, указанных в п. 5 Правил.
Р., считая решение комиссии при УПФ незаконным, обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ об отмене решения комиссии при УПФ, о признании решения незаконным, о включении в льготный педагогический стаж периода работы в должности воспитателя в яслях - саду "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в УПФ с заявлением о назначении пенсии, то есть с 11.12.2008 г.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить, так как суд постановил решение с нарушением норм материального права. Спорный период работы истицы не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как учреждение "ясли-сад" не обладало статусом юридического лица, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" является обязательным условием для включения периода работы в педагогический стаж.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии при УПФ от 23.12.2008 г. № 785 Р. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием предусмотренного законодательством 25-летнего педагогического стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период работы в должности воспитателя в яслях-саду "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., так как учреждение "ясли-сад" не обладало статусом юридического лица в период работы в нем истицы.
В соответствии с пп. 19 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ).
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. № 463, действовавшим в спорный период работы истицы, был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В указанном Списке, в подразделе "наименование учреждений", поименованы, в том числе, детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
В судебном заседании установлено, что истица в спорный период с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., работала в должности воспитателя в яслях-саду "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области, которые являлись детским дошкольным учреждением, работа в котором дает право на назначение пенсии по выслуге лет.
Факт работы истицы в должности, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривался.
Доводы представителя УПФ об отсутствии у истицы права на получение льготной пенсии в связи с невключением в педагогический стаж спорного периода работы, так как ясли-сад не обладали статусом юридического лица, были исследованы в судебном заседании и им дана правовая оценка.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники, осуществлявшие свою деятельность в период до вступления в законную силу Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в школах и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, и не имеющих статус юридического лица, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения Р. не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, в зависимость от принадлежности дошкольного заведения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении истице в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности воспитателя в яслях-саду "Ручеек" г. Новоузенска Саратовской области с 31.07.1992 г. по 29.02.1996 г., так как данные выводы основаны на законе и материалах дела.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о понуждении УПФ назначить Р. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, так как на день обращения истицы в УПФ за назначением пенсии (11.12.2008 г.), с учетом включения спорного периода работы в яслях-саду в специальный стаж, у истицы имелся необходимый 25-летний льготный стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Новоузенском районе Саратовской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru