Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


Вопрос-Ответ. Центр подготовки персонала ФНС РФ
г. Санкт-Петербург

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

На вопросы отвечает
преподаватель Центра подготовки персонала
ФНС России, г. Санкт-Петербург,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Морозова Людмила Алексеевна

ВОПРОС: В каких случаях и в каком порядке учитывается в расходах стоимость спецодежды работников при применении упрощенной системы налогообложения?
ОТВЕТ: При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что спецодежда сотрудников (работников) организации может быть двух видов, в том числе:
1. Спецодежда для работ с вредными и(или) опасными условиями труда, для работ, выполняемых в особых условиях в соответствии с Типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Этот вид специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты выдается работникам бесплатно, является обязательным для работодателя в силу положений ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Спецодежда в виде форменной одежды (обмундирования), а также одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации. Этот вид спецодежды для работодателя не является обязательным, работникам может передаваться бесплатно или по пониженным ценам.
В отношении первого вида спецодежды постановлением Минтруда России от 18.12.1998 № 51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены Типовые нормы по отраслям постановлением Минтруда России от 29.12.1997 № 68 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 17.03.2009 № 118).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 гл. 26.2 НК РФ затраты на спецодежду, выдача которой обусловлена вышеуказанными нормативными актами, являются материальными расходами организации и учитываются для целей налогообложения в момент оплаты или погашения задолженности по приобретению иным способом (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Вместе с тем следует отметить, что вышеуказанные правила не распространяются на расходы по приобретению иной форменной одежды, в том числе определяющей принадлежность работников к той или иной организации. Некоторые консультанты, ссылаясь на п. 2 ст. 346.16 и п. 5 ст. 255 НК РФ, квалифицируют такие расходы как расходы на оплату труда, что является некорректным по следующей причине.
В п. 2 ст. 346.16 НК РФ присутствует норма, согласно которой расходы на оплату труда учитываются в порядке, предусмотренном ст. 255 НК РФ, но не по перечню этой статьи. Тем более что в ст. 255 НК РФ прямо указано, что все пункты перечня расходов (включая иные) относятся к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ, т.е. при применении общего режима налогообложения. А порядок, предусмотренный в ст. 255 НК РФ, изложен в первом абзаце статьи и основное требование данного порядка состоит в том, что расходы на оплату труда должны соответствовать нормам законодательства Российской Федерации, а также трудовым или коллективным договорам. Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо норм и правил обеспечения работников каким-либо обмундированием, кроме того вида спецодежды, который был рассмотрен выше.
В качестве подтверждения тезиса о том, что налогоплательщик при применении упрощенной системы налогообложения не вправе руководствоваться перечнем расходов, указанных в ст. 255 НК РФ, приведем следующий пример. Так, согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются расходы по договорам добровольного страхования работников. Вместе с тем при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в состав учитываемых для целей налогообложения расходов подлежат включению только расходы по обязательному страхованию работников, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нет сомнения в том, что работодатель вправе предоставить своим работникам любое обмундирование, одежду, обувь, так называемые костюмы фирмы, но правовые основы для уменьшения налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения в данном случае отсутствуют.
Кроме того, сумма, внесенная работником в кассу организации (полная или частичная), должна быть учтена в составе доходов для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 НК РФ (по дате поступления).

ВОПРОС: Реализовано ли в Санкт-Петербурге право субъекта РФ по снижению налоговой нагрузки при применении упрощенной системы налогообложения?
ОТВЕТ: Право субъекта РФ устанавливать дифференцированные ставки (от 5 до 15%) при применении упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, избравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, зафиксировано в изменениях к гл. 26.2 (ст. 346.20) НК РФ, утвержденных Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ.
Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 установлено, что с 1 января 2010 года для вышеуказанной категории налогоплательщиков ставка налога составит 10%.

ВОПРОС: Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учесть в уменьшение налоговой базы стоимость основных средств, внесенных в виде вклада в уставный капитал до применения спецрежима, а также в период применения упрощенной системы налогообложения при увеличении размера уставного капитала?
ОТВЕТ: При применении упрощенной системы налогообложения в целях гл. 26.2 НК РФ основными средствами признаются активы, которые являются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16).
Основные средства, полученные в виде вклада в уставный капитал, являются амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ и для целей бухгалтерского учета (ст. 256 НК РФ и ПБУ № 6/01 от 30.03.2001 № 26н с изменениями).
При переходе на упрощенную систему налогообложения остаточная стоимость основных средств определяется в зависимости от ранее применяемого режима налогообложения (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ):
- с общего режима - по данным налогового учета;
- с ЕСХН - исходя из остаточной стоимости на дату перехода на ЕСХН, уменьшенной на сумму расходов, определяемых в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;
- с ЕНВД - исходя из данных бухгалтерского учета.
Дальнейшее списание остаточной стоимости в уменьшение налоговой базы осуществляется в порядке, установленном пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, т.е. равными долями по отчетным периодам налогового периода в сроки, зависящие от периода полезного использования.
В период применения упрощенной системы налогообложения следует иметь в виду, что в учитываемых расходах предусмотрены расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов. При этом согласно ст. 346.17 НК РФ расходами признаются затраты только после их фактической оплаты. И в целях гл. 26.2 НК РФ оплатой признается прекращение обязательств получающей стороны перед передающей стороной, т.е. приобретателя перед продавцом. При получении основных средств в качестве вклада в уставный капитал организация-получатель не осуществляет фактической оплаты получаемых объектов и ее обязательства перед учредителями не прекращаются.
Таким образом отсутствуют правовые основания для списания в уменьшение налоговой базы стоимости основных средств, получаемых в виде вклада в уставный капитал в период применения упрощенной системы налогообложения.

ВОПРОС: Каков порядок учета доходов (расходов) у организации, которая использует в расчетах векселя?
ОТВЕТ: При применении упрощенной системы налогообложения в целях исчисления налоговой базы используется кассовый метод признания доходов и расходов (ст. 346.17 НК РФ). Указанной статьей определено, что в случае использования в расчетах векселей у стороны, получающей вексель за реализованные товары (работы, услуги), доход отражается в книге учета доходов и расходов по дате погашения векселя, т.е. в день поступления денежных средств от лица, указанного в векселе в качестве векселедателя (это может быть сам покупатель или третье лицо).
В случае если сторона, получившая вексель в качестве оплаты, до срока его погашения передает вексель как платежное средство иному лицу, доход следует отразить в книге по дате передачи векселя.
Если налогоплательщик за полученные товары (работы, услуги) передает поставщику собственный вексель, расходы признаются после оплаты (погашения) им данного векселя.
В случае если в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) передается вексель третьего лица, расходы подлежат учету на дату передачи векселя. Таким образом реализуется кассовый метод при расчетах векселями, т.е. фиксируется срок (дата) произведения расчетов.
Но при этом следует учитывать и дополнительные условия, указанные в ст. 346.17 НК РФ. Например: если за товар, приобретенный для дальнейшей реализации, рассчитались векселем, то для признания расходов недостаточно факта погашения векселя или расчета векселем третьего лица. Приобретенный товар еще должен быть и реализован.

ВОПРОС: Какие нормативные акты устанавливают порядок расчета дивидендов учредителям организации, применяющей упрощенную систему налогообложения?
ОТВЕТ: Согласно действующему законодательству, определяющему деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в качестве дивидендов подлежит распределению чистая прибыль организации в соответствии с решением учредителей (акционеров, собственников).
Чистая прибыль организации определяется как прибыль по данным бухгалтерского учета (балансовая прибыль), уменьшенная на величину налоговых обязательств, отражаемых в форме № 2 (Отчет о прибылях и убытках).
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, положениями Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями) освобождаются от обязанности ведения в полном объеме бухгалтерского учета, что не является запретом на его ведение. С учетом изложенного выше в целях распределения дивидендов бухгалтерский учет необходимо вести параллельно с записями в Книге учета доходов и расходов или восстановить путем инвентаризации активов и обязательств.
Кроме того, законодательство устанавливает ограничения на выплату дивидендов, связанные со стоимостью чистых активов. Распределение дивидендов невозможно в случае, если стоимость чистых активов на момент принятия решения о распределении меньше уставного капитала и резервного фонда или станет меньше в результате принятия решения о распределении.
Методика расчета чистых активов изложена в приказе Минфина России от 29.01.2003 № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз. При выплате дивидендов источником выплаты осуществляется функция налогового агента в порядке, установленном ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ.
Следует также отметить, что организациям, принимающим решение о выплате дивидендов чаще, чем по итогам налогового периода, необходимо обеспечить размер чистой прибыли по итогам года в величине, превышающей сумму распределенной по итогам квартала или полугодия.
В случае если чистая прибыль по итогам года окажется меньше, чем распределенная в течение года, такие выплаты не признаются дивидендами, а являются безвозмездной передачей. В результате возникают ставки налога, предусмотренные НК РФ, которые существенно отличны от указанных в ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru