Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ВУКТЫЛ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. № 06/703

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", частью 2 статьи 8 Закона Республики Коми от 29 сентября 2008 года № 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми" постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Руководитель администрации
муниципального района
"Вуктыл"
Я.ЗИНЯК





Утвержден
Постановлением
руководителя администрации
муниципального района
"Вуктыл"
от 1 июня 2009 г. № 06/703
(приложение)

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Общие положения

1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в целях выявления коррупционных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является устранение (недопущение) принятия правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий в процессе реализации муниципальных правовых актов.
1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.
1.4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) - деятельность юридических служб (специалистов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Вуктыл"), направленная на предотвращение включения или выявление в тексте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов;
б) коррупциогенность - закрепленный в муниципальном нормативном правовом акте механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
1.5. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат действующие муниципальные нормативные правовые акты, направленные на регулирование правоотношений в следующих сферах с повышенным риском коррупции:
- в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд муниципального образования;
- в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;
- в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;
- в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договора социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;
- в сфере предоставления муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, управления муниципальным долгом.

2. Коррупциогенные факторы

2.1. В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
1) ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) завышенные требования к гражданам и организациям, реализующим субъективные права и юридические обязанности во взаимодействии с органами местного самоуправления;
3) отсутствие или дефекты административных процедур;
4) ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности муниципальных служащих.
2.2. Перечень коррупциогенных факторов, приведенных в настоящем Порядке, является исчерпывающим.

3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов

3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется правовым отделом администрации муниципального района "Вуктыл" одновременно при проведении правовой экспертизы.
3.2. В случае установления в рамках правового мониторинга необходимости внесения изменений и дополнений в муниципальные правовые акты, обусловленные вступлением в силу федерального и республиканского законодательства, а также при выявлении в процессе проведения правовой экспертизы в действующих муниципальных правовых актах положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, по поручению руководителя администрации муниципального района "Вуктыл" проводится антикоррупционная экспертиза с последующим уведомлением соответствующего структурного подразделения администрации муниципального района "Вуктыл", отраслевого (функционального) органа администрации муниципального района "Вуктыл", являющегося юридическим лицом, являющегося разработчиком проекта соответствующего муниципального правового акта.
3.3. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и выявлении положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, в листе согласования проекта проводится их описание, в том числе с подготовкой предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких положений.
3.4. Проведение антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта заключается в:
- выявлении в проекте муниципального правового акта положений, указанных в пп. 3.4.1 - 3.4.4;
- оценке указанных положений с учетом контекста правовой нормы в целом;
- подготовке заключения о возможности (невозможности) использования выявленных положений в коррупционных целях.
К числу положений, которые при практической реализации муниципального правового акта могут быть использованы в коррупционных целях, относятся:
3.4.1. определение компетенции органов местного самоуправления или должностных лиц по формуле "вправе", "может", что создает возможность при осуществлении муниципальных функций и принятии административно-управленческих решений в определенных случаях использовать полномочие как право, а не обязанность, и не осуществлять его. Эти требования относятся к любым видам полномочий: регистрационным, разрешительным, контрольным, юрисдикционным (может согласовать, может контролировать, может привлечь к ответственности, может выдать разрешение);
3.4.2. неопределенность и широта дискреционных полномочий, позволяющие должностному лицу самостоятельно определять способ реализации полномочия, возможность необоснованного отраслевого и ведомственного правового регулирования по реализации муниципального правового акта, а также свободного усмотрения должностным лицом органов местного самоуправления управленческой деятельности по:
а) срокам принятия решения;
б) условиям (основаниям) принятия решения;
в) определению органом местного самоуправления или должностным лицом на свое усмотрение каких-либо дополнительных требований, необходимых для принятия решения или отказа, в том числе в предоставлении иных документов, которые не предусмотрены муниципальными правовыми актами (неисчерпывающий перечень, необоснованное использование отсылочных норм, субъективно-оценочные характеристики);
г) учету параллельных полномочий органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;
3.4.3. завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, когда условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают уровень разумного;
3.4.4. юридико-лингвистической коррупциогенности, а именно: использование в проекте двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера, с неясным, неопределенным содержанием, не используемых Российским законодательством, допускающих различные трактовки:
- пробела в правовом регулировании;
- отсутствие четких и прозрачных административных процедур;
- отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
- отсутствие ответственности, специализированных, детализированных запретов и ограничений для муниципальных служащих в той или иной деятельности (в управлении муниципальным имуществом, реализации финансовых полномочий, а также бюджетные и налоговые правоотношения), что позволяло бы самостоятельно выбирать варианты поведения и принятия решений.
3.5. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений, по согласованию.
3.6. Ответственность за соблюдение требований действующего законодательства и настоящего Порядка при подготовке и согласовании проектов муниципальных правовых актов несут руководители соответствующих структурных подразделений администрации муниципального района "Вуктыл", отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Вуктыл", являющихся юридическими лицами.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы оформляются в виде заключения.

4. Составление и направление заключений экспертизы
по проектам муниципальных правовых актов

4.1. В случае выявления в проектах муниципальных правовых актов положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, в листе согласования проекта или в заключении отражаются следующие сведения:
- перечень выявленных положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов, частей) проектов муниципальных правовых актов, в которых эти положения выявлены;
- предложения по изменению формулировок правовых норм либо исключению отдельных норм для устранения коррупциогенности.
4.2. Вывод о наличии положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, с учетом требований настоящего Порядка указываются на листе согласования проекта или в заключении правовой экспертизы и подписывается заведующим правовым отделом.
4.3. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, направляется в соответствующие структурные подразделения администрации муниципального района "Вуктыл", отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района "Вуктыл", являющихся юридическими лицами, которые являются разработчиками проектов муниципальных правовых актов вместе с рассмотренными проектами муниципальных правовых актов.
4.4. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов проводится одновременно и в сроки, установленные для проведения правовой экспертизы.
4.5. Руководители структурных подразделений администрации муниципального района "Вуктыл", отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Вуктыл", являющихся юридическими лицами, по инициативе которых были приняты акты или подготовлены проекты муниципальных правовых актов, получив соответствующее заключение правового отдела о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы, в котором отражены сведения о наличии положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, готовят в 10-дневный срок проекты актов о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу актов, являющихся предметом антикоррупционной экспертизы.
4.6. Доработанные проекты муниципальных правовых актов направляются в правовой отдел для повторной антикоррупционной экспертизы. В случае отсутствия в доработанных проектах муниципальных правовых актов положений, которые при практической реализации могут быть использованы в коррупционных целях, проекты муниципальных правовых актов визируются заведующим правовым отделом без заключения и возвращаются руководителям структурных подразделений администрации муниципального района "Вуктыл", отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Вуктыл", являющихся юридическими лицами, по инициативе которых были подготовлены соответствующие проекты.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru