Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 7 августа 2009 г. № 2.6-20/07273

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области направляет информационный материал для размещения в правовой системе "Консультант".

Приложение: на 5 листах.

Заместитель руководителя управления,
Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации I класса
Г.Л.ИЛЬЕНКО





Приложение

Вопрос: Налогоплательщик купил квартиру в 2006 году. Денежные средства были заплачены также в 2006 году. Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру получено в 2008 году. Просит разъяснить: в каком объеме он имеет право на получение имущественного налогового вычета при подаче декларации за 2008 год; какие документы он должен представить для этого, так как налогоплательщик с января 2009 года находится на пенсии.
Кроме того, налогоплательщику в октябре 2008 года была оказана дорогостоящая медицинская помощь (сделана операция). Может ли налогоплательщик получить налоговый вычет за оплату дорогостоящей операции, и какие нужно представить документы?

Ответ: В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Указанный вычет предоставляется двумя способами:
путем возврата излишне уплаченного налога за предыдущие налоговые периоды на основании заявления налогоплательщика, подаваемого вместе с налоговой декларацией в налоговый орган по месту жительства;
путем уменьшения налоговой базы до окончания текущего налогового периода при обращении к работодателю и подтверждении права на вычет налоговым органом.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
С учетом положений пункта 8 статьи 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога на основании заявления о предоставлении указанного вычета производится не более чем за три предыдущих налоговых периода. В то же время срок подачи такого заявления никак не связан с периодом осуществления расходов, дающих право на такой вычет. Единственно важным является то обстоятельство, что расходы должны быть осуществлены налогоплательщиком до истечения первого налогового периода, за который подается декларация.
Таким образом, подать заявление и декларацию на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры налогоплательщик вправе за любые три подряд налоговых периода, предшествующих календарному году, в котором он обращается за указанным вычетом.
Если Вы вносили плату за приобретенную квартиру в 2006 году и ранее не пользовались имущественным налоговым вычетом, Вы имеете право на получение имущественного налогового вычета по приобретению жилья начиная с 2006 года путем представления налоговых деклараций за 2006 - 2008 годы в инспекцию по месту жительства.
Согласно нормам ст. 220 НК РФ для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы), справки о доходах по форме № 2-НДФЛ, выданной налоговым агентом за соответствующий налоговый период.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, израсходованной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации
Общая сумма социального налогового вычета предоставляется налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов, но не более 100000 руб. в налоговом периоде (с 2009 г. - 120000 рублей).
По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с Перечнем дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размерами фактически произведенных налогоплательщиком расходов, по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 марта 2001 № 201) сумма налогового вычета применяется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями и определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
В соответствии с Правилами предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Оплата услуг по лечению, оказанных учреждением здравоохранения, подтверждается Справкой об оплате медицинских услуг, форма которой и порядок выдачи утверждены совместным Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 № 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
Справка об оплате медицинских услуг заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты налогоплательщиком через кассу учреждения здравоохранения.
Справка выдается по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг. Налогоплательщик получает этот документ после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы.
В справке на основании кассового чека (приходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего внесение налогоплательщиком денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги по коду 1 или (если речь идет о дорогостоящем лечении) по коду 2, а также дата оплаты. Справка выдается на руки налогоплательщику, а корешок к ней остается в медицинском учреждении.
В левом верхнем углу справки проставляется штамп учреждения здравоохранения, содержащий следующие сведения об учреждении, оказавшем медицинские услуги: его полное наименование и адрес, ИНН, номер лицензии, дата выдачи лицензии, срок ее действия и кем она выдана. Штамп должен быть четким и иметь полный оттиск.
Таким образом, факт оплаты медицинской услуги, оказанной Вам, подтверждается справкой медицинского учреждения по установленной форме, документами об оплате, договором с медицинским учреждением, если он заключен.
В виду того что расходы на лечение понесены Вами в 2008 году, социальный налоговый вычет по данным расходам может быть предоставлен Вам при подаче налоговой декларации о доходах за 2008 год в налоговый орган по месту учета на основании соответствующего заявления.
Документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по расходам на лечение в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, в частности, могут являться:
договор налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг (если такой договор заключался);
справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по утвержденной форме;
платежные документы, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации;
справка о доходах по форме № 2-НДФЛ, выданная налоговым агентом (организацией либо индивидуальным предпринимателем), от которого (в результате отношений с которым) налогоплательщик в соответствующем налоговом периоде получил доходы, облагаемые по ставке 13 процентов.
Основным требованием к медицинскому учреждению является наличие лицензии на медицинскую деятельность.

Вопрос: Организация спрашивает: каким образом можно принять к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств, используемых в период применения единого налога на вмененный доход при переходе на общий режим налогообложения. В дальнейшем основные средства используются в облагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности.

Ответ: На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 Кодекса и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и, соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, вычету не подлежат.
Организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, учет основных средств ведут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - Положение). Так, на основании пункта 8 Положения невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость. Поэтому не подлежащие вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.
Согласно пункту 14 Положения стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств в зависимости от того, для каких операций, облагаемых или не облагаемых налогом на добавленную стоимость, используются основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено. Поэтому первоначальная стоимость основного средства, ранее используемого при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, и в дальнейшем используемого при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, налогом на добавленную стоимость, изменению не подлежит.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, включенные в первоначальную стоимость указанного основного средства, к вычету не принимаются.

Вопрос: Супруги приобрели в собственность жилой дом. Расходы на приобретение этого дома произведены за счет общей собственности, при этом платежные документы и свидетельство о праве собственности на жилой дом оформлены на супругу, которая в настоящее время не работает и не имеет доходов (с 2006 года находится в декретном отпуске).
Имеет ли право на имущественный налоговый вычет супруг?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, но не превышающей в целом установленного в данном подпункте размера.
В соответствии с п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности и другое. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и другое имущество, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Из этого следует, что если оплата расходов по приобретению квартиры была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по приобретению квартиры. То, что при внесении платежа по договору в платежных документах в качестве плательщика указывается один из супругов, не изменяет того обстоятельства, что эти расходы являются общими расходами супругов и, соответственно, оба супруга могут претендовать на получение имущественного налогового вычета.
Таким образом, реализация предусмотренных п. 1 ст. 220 Кодекса общих правил применения имущественного налогового вычета при определении налоговой базы в системе действующего правового регулирования должна осуществляться с учетом предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации правоустанавливающих обстоятельств.
Ответ подготовлен на основании писем ФНС России от 15.07.2009 № 3-5-02/1037@ "Об имущественном налоговом вычете по налогу на доходы физических лиц", Минфина России от 02.07.2009 № 03-04-07-01/220.

Вопрос: Организация находится на общей системе налогообложения, занимается оптовой торговлей продуктами питания, для доставки которых покупателям необходимы автотранспортные средства. В связи с этим организация заключила договор аренды автотранспортного средства без экипажа с индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Согласно данному договору арендатор обязан поддерживать транспорт в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию транспорта, в том числе расходы на оплату топлива.
В процессе эксплуатации арендованного автомобиля приходится осуществлять текущий ремонт, предусматривающий замену некоторых запасных частей, а также оплачивать услуги по оказанию такого вида ремонта.
Правомерно ли учитывать затраты по ремонту арендованного у индивидуального предпринимателя автотранспортного средства в составе расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Согласно пункту 2 статьи 260 Кодекса положения пункта 1 этой статьи Кодекса применяются также в отношении расходов арендатора на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение вышеуказанных расходов арендодателем не предусмотрено.
При этом различий в порядке учета расходов на ремонт основных средств, арендованных у физических и юридических лиц, Кодексом не установлено.
В то же время в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, расходы арендатора, связанные с текущим ремонтом основных средств, предоставленных в аренду индивидуальным предпринимателем и используемых в производственных целях, для целей налогообложения прибыли учитываются в соответствии с нормами статьи 264 Кодекса как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией при условии их соответствия критериям статьи 252 настоящего Кодекса, а именно расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru