Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 7 июля 2009 г. № 02-919


ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 7 июля 2009 г. № 11н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ДОЛГОМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРИКАЗОВ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения эффективности управления государственным долгом Ярославской области и реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 № 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы", Департамент финансов Ярославской области

ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении государственным долгом Ярославской области.

2. Признать утратившими силу приказы Департамента финансов Ярославской области:
- от 23.01.2008 № 2 "О мерах по обеспечению эффективного управления государственным долгом и снижению его уровня";
- от 17.03.2008 № 17 "О порядке определения и использования долговой емкости областного бюджета";
- от 28.10.2008 № 145 "Об утверждении методик расчета долговой нагрузки на областной бюджет и возможного привлечения новых долговых обязательств".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Губернатора области - директора Департамента Федорова А.П.

4. Приказ вступает в силу после его официального опубликования.

Заместитель Губернатора
Ярославской области -
директор Департамента
А.П.ФЕДОРОВ





Утверждено
приказом
Департамента финансов
Ярославской области
от 07.07.2009 № 11н

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение об управлении государственным долгом Ярославской области (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области в целях обеспечения поддержания объема государственного долга Ярославской области (далее - государственный долг) на экономически безопасном уровне, минимизации расходов по его обслуживанию, снижения рисков потерь для областного бюджета и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей.
1.2. Основными задачами управления государственным долгом являются:
сохранение долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств;
определение возникающих рисков;
определение способов управления государственным долгом;
минимизация стоимости долговых обязательств;
повышение прозрачности управления государственным долгом.

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ. ОПЕРАЦИИ С ДОЛГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Долговые обязательства Ярославской области подразделяются на прямые и условные.
2.1.1. Прямые обязательства - обязательства, которые требуют выплат процентов и/или суммы основного долга в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных обязательствами.
К прямым обязательствам относятся:
обязательства по государственным ценным бумагам области;
обязательства по кредитам, полученным областью от кредитных организаций;
обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2.1.2. Условные обязательства - обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств.
К условным обязательствам относятся государственные гарантии Ярославской области.
2.2. Понятие управления государственным долгом включает следующие взаимосвязанные направления деятельности:
планирование объема и структуры государственного долга;
осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание.
2.3. При исполнении областного бюджета используются следующие долговые инструменты:
- бюджетные кредиты;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- государственные ценные бумаги;
- государственные гарантии.
2.3.1. Бюджетные кредиты относятся к нерыночным долговым обязательствам и представляют собой денежные средства, предоставляемые другим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах, и носят, как правило, целевой характер.
2.3.2. Кредиты, полученные от кредитных организаций, предоставляются в размере и на условиях, предусмотренных контрактом, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней. Такие кредиты при анализе и оценке управления государственным долгом учитываются как рыночные долговые обязательства.
2.3.3. Государственные ценные бумаги относятся к рыночным долговым обязательствам, что позволяет определять кривую доходностей облигаций, лучше ориентироваться в ценовой политике, существенно расширить круг кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность и дальнейшее экономическое развитие области. Данная форма заимствований способствует снижению расходов на обслуживание государственного долга и обеспечению равномерного распределения по годам объема погашаемых обязательств.
2.3.4. Государственные гарантии - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно субъект Российской Федерации (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета, отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.
2.4. В рамках исполнения областного бюджета и управления государственным долгом осуществляются следующие основные операции с долговыми обязательствами:
планирование и привлечение долговых обязательств;
обслуживание долговых обязательств;
погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение и выкуп на организованном рынке.
2.5. Для управления государственным долгом используется комплекс мероприятий, направленных на определение и/или формирование:
рисков потерь;
стоимости обязательств;
графика обслуживания и погашения уже существующих обязательств;
расчетов объемов по погашению и обслуживанию долговых обязательств до конца срока действия контрактов и договоров.
Данные мероприятия относятся к оперативному планированию и осуществляются по мере изменения экономических условий и условий на рынке заимствований и представляют собой активное управление долговыми обязательствами.
Главной целью системы оперативного управления государственным долгом является сглаживание пиков долговых платежей, экономия бюджетных средств, выделяемых для обслуживания долговых обязательств, при одновременном обеспечении других видов расходов областного бюджета на текущий финансовый год.
2.6. К методам оперативного управления государственным долгом относятся:
корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных Программой государственных внутренних заимствований Ярославской области, утвержденной законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, для финансирования установленного объема дефицита областного бюджета;
накопление на счете областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств по мере возможности;
использование различных инструментов заимствований;
досрочный выкуп и досрочное погашение долговых обязательств;
сокращение объема заимствований;
операции добровольного рефинансирования прямых обязательств.
В основу планирования включаются прогнозы поступления доходов, финансирования расходов, включая погашение государственного долга, и привлечения государственных заимствований, а также статистический анализ исполнения предыдущих лет.
При планировании заимствований учитываются не только потребности бюджета, но и экономические возможности мобилизации ресурсов, конъюнктура на финансовых рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года.
Объемы заимствований определяются по структуре и распределяются в течение года таким образом, чтобы по возможности не допускать ухудшения существенных условий заимствований.
Для сглаживания пиков платежей по финансированию расходов областного бюджета, в том числе на погашение государственного долга, целесообразно при планировании областного бюджета и заимствований предусматривать резервные средства.
Департамент финансов Ярославской области может также применять стратегию сокращения государственного долга, то есть досрочное погашение. В основном, такие операции проводятся с кредитами, процентные ставки по которым выше, или с облигациями выпусков предшествующих лет, размещенных с более высокими ставками купонного дохода.
Также осуществляются операции обмена облигаций, с помощью которых Департамент финансов Ярославской области может производить выкуп одних выпусков облигаций с одновременной продажей других выпусков взамен выкупленных.
Операции обмена облигаций могут использоваться как дополнительный инструмент оптимизации долгового портфеля и поддержания ликвидности рынка. Кроме того, с помощью сделок обмена Департамент финансов Ярославской области может производить частичное рефинансирование долговых обязательств в рамках параметров, утвержденных областным бюджетом, выкупая краткосрочные выпуски облигаций и размещая долгосрочные.
Досрочное погашение долговых обязательств Ярославской области, включая кредиты, полученные от кредитных организаций, выкуп и выведение из обращения государственных ценных бумаг Ярославской области, может осуществляться за счет дополнительно полученных доходов, перераспределения экономии по текущим и (или) привлечения новых, более дешевых, заимствований. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства по срокам как текущего, так и следующих финансовых лет. Досрочное погашение обязательств следующего финансового года в форме кредитов, полученных от кредитных организаций, и выкупа государственных ценных бумаг, предусматривающего их изъятие из оборота до наступления срока погашения, осуществляется в целях сокращения расходов областного бюджета по обслуживанию государственного долга.
Сокращение объема государственных заимствований должно осуществляться при стабилизации финансового положения за счет получения дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов, в первую очередь путем отказа от направления указанных средств на увеличение расходов, не предусмотренных при утверждении областного бюджета. Сокращение объема государственных заимствований текущего финансового года должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.
Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и предлагаемых условий.
В целом, описанные выше мероприятия и варианты управления ликвидностью бюджета позволят Департаменту финансов Ярославской области улучшить управляемость областным бюджетом, эффективно решать проблемы несбалансированности его исполнения, а также поддерживать ликвидность на рынке государственных облигаций Ярославской области, оптимизировать уровень государственного долга, приведут к снижению расходов на обслуживание государственного долга и рисков, связанных с заемными источниками финансирования дефицита областного бюджета.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОБЛАСТИ

Планирование долговых обязательств осуществляется исходя из расчета долговой нагрузки на областной бюджет.
3.1. Расчет долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств:
3.1.1. Расчет долговой нагрузки на областной бюджет (далее - долговая нагрузка) проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Также расчет долговой нагрузки может проводиться при возникновении необходимости привлечения заимствований, предоставлении государственных гарантий в течение года или проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
Временной интервал, по которому оценивается долговая нагрузка, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчета может быть месяц, квартал или год.
3.1.2. Для расчета долговой нагрузки используются данные об объеме и условиях привлечения прямых обязательств и объемов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам. Долговая нагрузка для каждого i-го периода (ДН(i)), связанная с обслуживанием и погашением прямых обязательств и объемов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам, определяется по следующей формуле:

             M                         L
    ДН(i) = SUM (ПГ(i, j) + ОБ(i, j)) + SUM ОР(i, k), (1)
            i=1                       k=1

где:
ПГ(i, j) - расходы на погашение j-го прямого обязательства в i-м периоде, за исключением расходов на погашение прямых обязательств, привлеченных для финансирования кассовых разрывов;
ОБ(i, j) - расходы на обслуживание j-го прямого обязательства в i-м периоде;
ОР(i, k) - объемы резервирования средств под возможный платеж по k-му условному обязательству в i-м периоде;
M - число прямых обязательств;
L - число условных обязательств.
Сумма ДН(i) для всех периодов представляет собой совокупную долговую нагрузку на выбранном временном интервале:

          N
    ДН = SUM ДН(i), (2)
         i=1

где № - число периодов расчета во временном интервале.
3.1.3. В целях определения возможности исполнения прямых обязательств и платежей по условным обязательствам проводится оценка их исполнения за счет поступления доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета. Результатом является долговая емкость областного бюджета (далее - долговая емкость).
Долговая емкость (ДЕ(i)) рассчитывается по следующей формуле:

ДЕ(i) = Д(i) + ОС(i) + ПП(i) - Р(i), (3)

где:
Д(i) - доходы областного бюджета в i-м периоде;
ОС(i) - изменение остатков средств областного бюджета в i-м периоде;
ПП(i) - поступления от продажи акций и иных форм участия в уставном капитале организаций, находящихся в собственности Ярославской области в i-м периоде;
Р(i) - расходы областного бюджета в i-м периоде без учета бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, расходов на обслуживание существующих прямых обязательств и резервирование средств под возможную ответственность по условным обязательствам в i-м периоде.
Сумма ДЕ(i) всех периодов представляет собой расчетную долговую емкость на выбранном временном интервале:

          N
    ДЕ = SUM ДЕ(i), (4)
         i=1

где № - число периодов расчета во временном интервале.
3.1.4. Для оценки возможности привлечения новых заимствований проводится расчет доступной долговой емкости областного бюджета.
Доступная долговая емкость областного бюджета (далее - доступная долговая емкость) (ДДЕ(i)) определяется как разница между долговой емкостью и долговой нагрузкой в каждом периоде выбранного временного интервала:

ДДЕ(i) = ДЕ(i) - ДН(i), (5)

где:
ДЕ(i) - долговая емкость в i-м периоде;
ДН(i) - долговая нагрузка в i-м периоде.
Сумма ДДЕi всех периодов представляет собой доступную долговую емкость на выбранном интервале планирования:

           N
    ДДЕ = SUM ДДЕ(i), (6)
          i=1

где № - число периодов расчета во временном интервале.
Значения доступной долговой емкости являются ограничениями по объему при планировании новых прямых и условных обязательств.
Если доступная долговая емкость положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
- если доступная долговая емкость в целом положительна для каждого планируемого года, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение обязательств в этом году, допускается.
Доступная долговая емкость является свободными средствами бюджета, которые могут быть направлены на:
финансирование инвестиционных проектов (программ);
досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджет.
3.2. Планирование новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета:
3.2.1. Планирование прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):

ДДЕ = ДДЕО + ДДЕУ + ДДЕР, (7)

где:
ДДЕО - часть доступной долговой емкости, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕУ - часть доступной долговой емкости, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;
ДДЕР - неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.
Отношение ДДЕО, ДДЕУ и ДДЕР к доступной долговой емкости определяется Департаментом финансов Ярославской области.
3.2.2. Прямые обязательства по целям заимствования подразделяются на три вида:
заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;
заимствования на покрытие временных кассовых разрывов, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются;
инвестиционные заимствования, в том числе на реализацию ведомственных целевых программ, погашаемые вне пределов финансового года, в котором они привлечены.
Планирование вновь привлекаемых долговых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
3.2.3. При планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств Ярославской области учитываются ограничения, определяемые:
Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области по предельному объему государственного долга и предельному объему расходов на обслуживание и погашение государственного долга;
доступной долговой емкостью, отводимой на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;

]]>
доступной долговой емкостью, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам;
условиями привлечения долговых обязательств в соответствии с пунктом 3.6 данного раздела Положения.
3.2.4. При планировании каждого нового долгового обязательства оценивается:
долговая нагрузка на областной бюджет с учетом действующих долговых обязательств и планируемого к принятию обязательства;
долговая емкость;
доступная долговая емкость.
3.3. Планирование заимствований на рефинансирование и погашение долговых обязательств:
3.3.1. Потребность в заимствованиях на рефинансирование удовлетворяется в первоочередном порядке.
Планирование операций рефинансирования и досрочного погашения прямых обязательств выполняется после расчета доступной долговой емкости.
3.3.2. Рефинансирование может быть вынужденным - в случае, если объемы обслуживания и погашения обязательств превышают возможности областного бюджета в выбранном временном интервале, либо добровольным - в случае, если рефинансирование осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.
3.3.2.1. Вынужденное рефинансирование.
С целью проверки риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств областного бюджета на своевременное погашение и обслуживание существующих долговых обязательств Департаментом финансов Ярославской области осуществляется систематический контроль выполнения ограничений, накладываемых долговой нагрузкой на долговую емкость. Ограничения проверяются по периодам расчета (месяц, квартал, год).
При отрицательном значении ДДЕО для какого-либо i-го периода необходимо рефинансирование либо частичное досрочное погашение имеющихся долговых обязательств для приведения их в пределы доступной долговой емкости областного бюджета.
В результате операции по рефинансированию вычисляется новая доступная долговая емкость областного бюджета ДДЕО. Вычисление осуществляется следующим образом:
из объема существующей долговой нагрузки вычитаются объемы обслуживания и погашения обязательств, которые будут рефинансированы. Соответственно пересчитывается доступная долговая емкость в период проведения операции рефинансирования. Результатом является увеличение доступной долговой емкости в i-м периоде;
к объему существующей долговой нагрузки прибавляются объемы обслуживания и погашения обязательств, которые будут привлечены в результате операции рефинансирования. Соответственно пересчитывается доступная долговая емкость по периодам, в течение которых будет осуществляться обслуживание и погашение привлеченного обязательства. Результатом является уменьшение доступной долговой емкости в будущих периодах.
3.3.2.2. Добровольное рефинансирование.
С целью улучшения условий для имеющихся прямых обязательств Департаментом финансов Ярославской области осуществляется мониторинг финансовых условий на рынке заимствований.
Если в результате мониторинга выявляются новые возможности по привлечению заимствований, связанные с меньшими рисками или имеющие меньшую стоимость при сохранении величины рисков на приемлемом уровне, то для действующих прямых обязательств, предусматривающих возможность досрочного погашения, может быть осуществлена операция добровольного рефинансирования с последующим возникновением новых обязательств на более выгодных условиях.
Результат операции добровольного рефинансирования рассчитывается аналогично операции вынужденного рефинансирования.
3.4. Планирование заимствований для финансирования временных кассовых разрывов областного бюджета.
Для финансирования временных кассовых разрывов применяются краткосрочные заимствования.
Привлеченные средства определяются следующими составляющими в зависимости от способов заимствования:
бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
краткосрочные кредиты, привлекаемые у кредитных организаций;
средства от размещения государственных ценных бумаг, в том числе краткосрочных.
Объем привлеченных средств (Пс) определяется по формуле:

Пс = Кбс + Кко + Сцб, (8)

где:
Кбс - бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Кко - краткосрочные кредиты, привлекаемые у кредитных организаций;
Сцб - средства от размещения государственных ценных бумаг, в том числе краткосрочных.
Все заимствования, производимые для финансирования временных кассовых разрывов, являются краткосрочными и погашаются до завершения текущего финансового года.
3.5. Планирование инвестиционных заимствований:
3.5.1. Планирование инвестиционных заимствований для реализации областных целевых программ, ведомственных целевых программ осуществляется Департаментом финансов Ярославской области.
При планировании инвестиционных заимствований Департамент финансов Ярославской области рассматривает объемы и сроки финансирования инвестиционных проектов (программ), предусмотренных областными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, и возможность их финансирования за счет средств областного бюджета.
Распределение средств областного бюджета на финансирование инвестиционных проектов производится до тех пор, пока доступная долговая емкость в целом остается положительной.
После завершения процедуры распределения средств областного бюджета на финансирование инвестиционных проектов значение доступной долговой емкости на очередной финансовый год и плановый период является положительной, однако для периодов внутри года величина может быть как положительной, так и отрицательной.
Если значения доступной долговой емкости отрицательны для какого-либо периода внутри какого-то года, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
После этого процедура переходит к следующему этапу - планированию финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств. В случае если потребности в финансировании инвестиционных проектов могут быть удовлетворены за счет доступной долговой емкости, то инвестиционные заимствования не планируются.
3.5.2. Процедура планирования заимствований производится по отдельности по каждому инвестиционному проекту.
Потребности в финансировании инвестиционного проекта определяют объем привлекаемого заимствования. Срок реализации проекта и доступные финансовые инструменты на рынке определяют долговую нагрузку предполагаемого заимствования (ДНЗ(i)):

              H
    ДНЗ(i) = SUM (ПГ(i) + ОБ(i)), (9)
             i=1

где:
ПГ(i) - расходы на погашение предполагаемого заимствования в i-м периоде;
ОБ(i) - расходы на обслуживание предполагаемого заимствования в i-м периоде;
H - число периодов обслуживания и погашения предполагаемого заимствования.
3.5.3. В каждом i-м периоде из части доступной долговой емкости ДДЕО(i) вычитается долговая нагрузка предполагаемого заимствования ДНЗ(i) в соответствующем периоде. При этом образуется новое значение ДДЕО(i) для каждого периода расчета:

ДДЕО(i) = ДДЕО(i) - ДНЗ(i). (10)

3.5.4. Проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале, если выполненный для него расчет показывает положительное значение ДДЕО(i) на всем интервале планирования.
Отбор инвестиционных проектов из областных и ведомственных целевых программ повторяется до тех пор, пока:
для очередного инвестиционного проекта не будут нарушены ограничения на объемы долга и его обслуживание, а также предельный размер дефицита областного бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области;
ДДЕО(i) не окажется отрицательной хотя бы в одном из периодов на всем интервале планирования.
В результате выполнения вышеприведенной последовательности действий Департаментом финансов Ярославской области формируется список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы, а также определяются потребности в инвестиционных заимствованиях (объемы и сроки привлечения).
3.6. Порядок учета прогнозируемых объемов условных обязательств:
3.6.1. Планирование условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к предоставлению государственных гарантий в объемах, допускаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области и ограничениями по части доступной долговой емкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам (ДДЕУ).
3.6.2. Для планируемой к предоставлению гарантии определяется объем резерва (ОР) по ожидаемой ответственности и период возможной ответственности (i). Объем резерва вычисляется как произведение ожидаемой выплаты на вероятность исполнения государственной гарантии Ярославской области:

ОР(i) = ПЛТ(i) x В(j), (11)

где:
ПЛТ(i) - ожидаемая выплата по условному обязательству в i-м периоде;
В(j) - вероятность исполнения j-го условного обязательства.
Вероятность исполнения условного обязательства определяется Департаментом финансов Ярославской области исходя из фактического исполнения условных обязательств за три предыдущих финансовых года.
3.6.3. Рассчитанный объем резерва по ожидаемой ответственности вычитается из ДДЕУ(i) в i-м периоде, образуя новое значение ДДЕУ(i) - части доступной долговой емкости, предназначенной для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам в i-м периоде:

ДДЕУ(i) = ДДЕУ(i) - ОР(i). (12)

3.6.4. Гарантия считается отобранной для предоставления в планируемом интервале, если выполненный для нее расчет в соответствии с разделами 2, 3 Положения показывает положительное значение ДДЕУ(i) на всем интервале планирования.
Отбор гарантий повторяется до тех пор, пока для какой-либо очередной планируемой к предоставлению гарантии значение ДДЕУ(i) не окажется отрицательным хотя бы в одном из периодов на всем интервале планирования.
В результате выполнения вышеприведенной последовательности действий Департаментом финансов Ярославской области формируется список предоставляемых государственных гарантий, а также требуемый объем резерва по ожидаемой ответственности.

4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

4.1. Ярославской областью используются следующие формы привлечения заимствований:
без проведения конкурса (аукциона) - привлечение бюджетных кредитов, предоставляемых другим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации бюджету Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на конкурсной основе - размещение государственных ценных бумаг и привлечение кредитов коммерческих банков.
4.2. При привлечении заимствований используются конкурсные процедуры в соответствии с действующим законодательством.
Перед проведением конкурсных процедур Департамент финансов Ярославской области формулирует основные требования к финансовым инструментам:
необходимые требования к риску и условиям обязательства. Инструментами, имеющими наименьший риск, являются инструменты с фиксированной ставкой. Условия обязательства могут включать возможность досрочного погашения по инициативе заемщика;
необходимые и желаемые требования к срокам погашения (срочности). Срочность определяется исходя из программы заимствований.
По результатам конкурса (аукциона) выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость при соблюдении сформированных требований с учетом финансового эффекта от возможных предложенных дополнительных условий.
4.3. При выборе инструментов анализируются следующие параметры возможных долговых обязательств:
величина рисков;
срочность и график погашения;
стоимость.
При планировании новых и возможных операций рефинансирования действующих долговых обязательств рассматриваются обязательства, ведущие к улучшению структуры заимствований при снижении или сохранении риска долгового портфеля на текущем уровне и разумном росте стоимости.
Улучшением структуры заимствований может считаться:
увеличение удельного веса рыночных заимствований;
увеличение срока долговых обязательств;
сглаживание пиков платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств.
4.4. Оценка заимствований происходит на основании следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности:
4.4.1. Величина риска.
Данный показатель представляет собой возможность финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.
Риски подразделяются на две категории: риски, связанные с внешними условиями, и внутренние риски, источники возникновения которых непосредственно подконтрольны Департаменту финансов Ярославской области.
К рискам первой категории относятся: риск рефинансирования; риск процентной ставки; валютный риск; риск пролонгации; риск цены выкупа; риск платежа; риск соинвестора.
Основным механизмом минимизации указанных рисков для уже существующих долговых обязательств является досрочное погашение данных обязательств либо их рефинансирование, т.е. привлечение новых заимствований, которым присущи меньшие риски, для погашения обязательств с большими рисками.
К рискам второй категории относятся: риск ликвидности; кредитный риск; юридические риски; риск платежа; риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий.
Наиболее существенные риски в сфере управления долговыми обязательствами:
риск ликвидности - вероятность отсутствия в областном бюджете средств для полного и своевременного исполнения долговых обязательств Ярославской области;
кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - риск неплатежа по обязательствам, обеспеченным государственной гарантией Ярославской области;
риск платежа (внутренний риск) - вероятность, что операция по погашению и обслуживанию долговых обязательств может быть проведена агентом (банком), уполномоченным на осуществление соответствующих платежей, с задержкой, вследствие которой могут возникнуть дополнительные финансовые обязательства Ярославской области;
риск платежа (внешний риск) - вероятность непоступления денежных средств от уполномоченной кредитной организации (банка) в связи с ее финансовым состоянием на момент привлечения заимствований;
риск процентной ставки - вероятность неблагоприятного для Ярославской области изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
риск пролонгации - вероятность, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными для Ярославской области;
риск цены выкупа - риск потерь в результате того, что цена, по которой Департамент финансов Ярославской области сможет выкупить свои обязательства на рынке, окажется существенно выше запланированной.
Кроме того, существуют другие риски:
риск недостаточного спроса на государственные облигации области в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента;
риск снижения ликвидности рынка, связанный со снижением оборотов торговли и оттоком капитала в другие сегменты;
риск монополизации рынка, характеризующийся высокой степенью концентрации облигаций у ограниченного круга инвесторов, что ведет к снижению ликвидности и может вызвать определенную зависимость эмитента от инвесторов.
В отдельные периоды появляются риски ухудшения условий заимствований в силу макроэкономических причин, ухудшения общей конъюнктуры на рынках, снижения банковской ликвидности в связи с окончанием года. Учитывая, что основной объем заимствований может приходиться именно на эти периоды, предложение Ярославской областью облигаций на рынке может не найти адекватного спроса и область будет вынуждена привлекать средства на относительно невыгодных условиях и платить премию к вторичному рынку.
Основной целью управления рисками является их минимизация, которую рекомендуется осуществлять на стадии планирования и привлечения новых заимствований путем выбора таких инструментов, для которых данные риски отсутствуют либо минимальны.
4.4.2. Возможность поэтапного погашения долговых обязательств.
Главное требование к этапу погашения - сроки обслуживания и погашения долговых обязательств должны приходиться на периоды с наибольшим положительным значением доступной долговой емкости (ДДЕ).
4.4.3. Стоимость заимствований.
При выборе между заимствованиями с приемлемым уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости принимаемого обязательства.
Под приведенной стоимостью обязательства (ПСО) понимается сумма всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию и погашению обязательства. Для упрощения расчетов используются одинаковые периоды дисконтирования, равные году на всем интервале дисконтирования. Расчет осуществляется по формуле:

           К  (       ПЛТ(i)        )
    ПСО = SUM (---------------------), (13)
          i=1 ( К                   )
              ( П (1 + СД(j) / 100%))
              (j=1                  )

где:
ПЛТ(i) - сводный объем платежей по обязательству в i-м году;
СД(j) - годовая ставка дисконтирования в j-м году (в процентах);
К - количество периодов осуществления платежей по исполнению обязательства во временном интервале.
В качестве ставки дисконтирования для будущих периодов берется прогнозируемое значение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Прогноз строится на основе реальной ставки рефинансирования (РСР), которая рассчитывается от текущей ставки рефинансирования, скорректированной на текущий уровень инфляции. Расчет осуществляется по формуле:

          (100 + ТСР    )
    РСР = (--------- - 1) x 100%, (14)
          (100 + ИНФ    )

где:
ТСР - текущая ставка рефинансирования (в процентах годовых);
ИНФ - прогноз инфляции на текущий год (в процентах).
Прогноз ставки рефинансирования (СР) основывается на неизменности реальной ставки рефинансирования на всем интервале дисконтирования.
Расчет значения ставки рефинансирования для j-го года (СР(j)) осуществляется по формуле:

                    ((    РСР )                 )
    СР(j) = СД(j) = ((1 + ----) x (100 + ИНФ(j))) - 100, (15)
                    ((    100 )                 )

где ИНФ(j) - прогноз инфляции в j-м году (в процентах).

5. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Эффективность управления государственным долгом оценивается Департаментом финансов Ярославской области по следующим показателям:
отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета, без учета объема безвозмездных поступлений, по состоянию на отчетную дату;
отношение объема платежей по погашению долговых обязательств в отчетном периоде к объему доходов областного бюджета, без учета объема безвозмездных поступлений, за отчетный период;
доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах областного бюджета за отчетный период;
доля рыночных обязательств в общем объеме государственного долга по состоянию на отчетную дату;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
минимизация стоимости долговых обязательств (отношение расходов на обслуживание к объему государственного долга).
Перечисленные показатели рассчитываются Департаментом финансов Ярославской области на основе данных бюджетной отчетности.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

6.1. Учет государственного долга, а также операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств Ярославской области осуществляется Департаментом финансов Ярославской области в соответствии с действующими нормативными актами и правилами ведения бюджетного учета.
6.2. Учет государственного долга ведется в следующих формах:
бюджетный учет государственного долга, целью которого является своевременное и полное отражение операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств;
оперативный учет, целью которого является формирование и предоставление заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание.
6.3. Система учета государственного долга:
представляет собой комплекс процедур по формированию и хранению информации, относящейся к долговым обязательствам, с применением программного продукта и средств автоматизации;
обеспечивает сбор, хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся ко всем типам прямых и условных долговых обязательств.
6.4. Частью системы учета прямых и условных долговых обязательств является государственная долговая книга Ярославской области.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в государственную долговую книгу Ярославской области вносятся основные сведения о государственном долге, а также другая информация. Структура и порядок ведения государственной долговой книги Ярославской области определяются отдельным нормативным правовым актом.
Формы оперативной отчетности о состоянии государственного долга устанавливаются Департаментом финансов Ярославской области.

7. РАСКРЫТИЕ ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Раскрытие информации представляет собой комплекс процедур по обеспечению доступа к информации и производится на основании данных, зарегистрированных в системе учета прямых и условных долговых обязательств.
7.2. Состав, сроки и формы раскрываемой информации определяются Департаментом финансов Ярославской области.
Департамент финансов Ярославской области является ответственным за раскрытие информации о государственном долге.
Вся информация, подлежащая раскрытию (публичная информация), раскрывается на систематической основе.
7.3. Раскрытие публичной информации может осуществляться через:
- средства массовой информации;
- информационную глобальную сеть Интернет;
- печатную продукцию.
7.4. Главной задачей раскрытия информации является повышение открытости процесса управления государственным долгом.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru