Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


СОВЕТ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. № 28

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2012 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 16 Устава Нижнекамского муниципального района и рассмотрев результаты публичных слушаний, Совет Нижнекамского муниципального района РЕШАЕТ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социально-экономическому развитию, бюджетно-финансовым вопросам и муниципальной собственности Совета района (Привалов И.А.).

Глава
Нижнекамского муниципального района
А.МЕТШИН





Приложение
к решению Совета
Нижнекамского муниципального района
от 6 июля 2009 г. № 28

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2012 ГОДА

1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Объем валового территориального продукта в 2007 году составил 83,5 млрд рублей. Прирост его реального объема составил 7,9%. Индекс промышленного производства в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 106% (по РТ - 104%). В 2008 году в Нижнекамске отгружено товаров собственного производства на 217 млрд рублей, что составляет почти 24% от республиканского объема. Наибольший вклад в прирост объема произведенной продукции вносит промышленность.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели развития района

                                                                (тыс. руб.)
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+
¦         Показатели          ¦ 2005 г. ¦ 2006 г.  ¦ 2007 г.  ¦  2008 г.  ¦
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+
¦Объем промышленной продукции ¦84955925 ¦145655072 ¦175063388 ¦ 217287954 ¦
¦Объем строительно-монтажных  ¦ 6378370 ¦ 9205650  ¦ 11524630 ¦ 13511360  ¦
¦работ                        ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Объем услуг транспорта (на   ¦779364,7 ¦1006724,9 ¦1170714,5 ¦ 1496813,6 ¦
¦коммерческой основе)         ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Оборот розничной торговли    ¦ 7857290 ¦ 10848600 ¦ 12983750 ¦ 15948250  ¦
¦Оборот общественного питания ¦ 1262037 ¦ 1356992  ¦ 1457955  ¦  1908780  ¦
¦Объем платных услуг          ¦ 4284670 ¦ 5291780  ¦ 6932670  ¦  8943070  ¦
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+

Развитие химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности является одним из приоритетных направлений экономической политики Республики Татарстан. Предприятиями нефтегазохимического комплекса Нижнекамска в 2008 году отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и оказано услуг на 174 млрд руб., что составляет 89,5% общего объема промышленного производства района.

Таблица 2

Объемы промышленного производства

                                                                 (млн руб.)
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+
¦        Наименование         ¦ 2005 г. ¦ 2006 г.  ¦ 2007 г.  ¦  2008 г.  ¦
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+
¦Объем промышленной продукции ¦ 87844,9 ¦ 122418,0 ¦ 140560,8 ¦ 193052,9  ¦
¦Электроэнергетика            ¦ 6419,1  ¦  6779,4  ¦ 10841,8  ¦  12249,5  ¦
¦Топливная промышленность     ¦ 20606,9 ¦ 55807,8  ¦ 66496,1  ¦  91413,2  ¦
¦Химическая и нефтехимическая ¦ 57010,3 ¦ 56467,1  ¦ 65498,5  ¦  81981,4  ¦
¦промышленность               ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Машиностроение и             ¦  349,3  ¦  977,9   ¦  763,3   ¦  1180,0   ¦
¦металлообработка             ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Лесная, деревообрабатывающая ¦  478,5  ¦  432,3   ¦  690,4   ¦  1275,2   ¦
¦и целлюлозно-бумажная        ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦промышленность               ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Промышленность строительных  ¦ 2037,2  ¦  1247,0  ¦  2132,5  ¦  3937,4   ¦
¦материалов                   ¦         ¦          ¦          ¦           ¦
¦Легкая промышленность        ¦  22,3   ¦   31,6   ¦   27,5   ¦   21,8    ¦
¦Пищевая промышленность       ¦  921,2  ¦  674,9   ¦  803,0   ¦   994,4   ¦
+-----------------------------+---------+----------+----------+-----------+

Положительные результаты социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района, достигнутые в последние годы, стали возможны благодаря росту инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал вырос с 4,157 млрд руб. в 2002 году до 49,37 млрд руб. в 2008 году.
Анализ структуры промышленного производства выявил конкурентные преимущества района, открывающие возможность реализации кластерной модели развития территории. Развитие нефтехимического кластера является базовым направлением роста экономики муниципального образования. В то же время перспективы увеличения налоговых поступлений в местный бюджет связаны не только с крупными предприятиями нефтехимии и нефтепереработки, являющимися наиболее представленными и развитыми отраслями промышленности, но и с развитием малого и среднего бизнеса. Большая часть налоговых отчислений градообразующих предприятий уходит в федеральный и республиканский бюджеты, в местный бюджет отчисляется лишь земельный налог и часть налога на доходы физических лиц. Увеличение доходной части бюджета за счет предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения и уплачивающих ЕНВД, является приоритетной задачей для исполнительной власти региона. С этой целью исполнительной властью района совместно с республиканскими органами управления предусматривается реализация комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территории и активизацию инвестиционных процессов в малом и среднем бизнесе.

Формирование благоприятной среды
для развития предпринимательства

На 1 января 2008 года в Нижнекамском муниципальном районе зарегистрировано 8006 субъектов малого предпринимательства, более половины из них сосредоточено в сфере услуг (51,4%), на сферу производства приходится более трети всего количества малых предприятий (строительство - 21%, промышленность - 10,8%).
Развитие малого и среднего бизнеса в Нижнекамском муниципальном районе позволит:
- увеличить собственные доходы местного бюджета;
- снизить уровень безработицы, актуализирующейся в условиях финансового кризиса;
- снизить отток грамотной, инициативной, инновационно активной молодежи в столичные города;
- повысить качество жизни населения;
- увеличить объем внедряемых инновационных разработок.
Первоочередными задачами в сфере активизации малого и среднего бизнеса определены:
- формирование общественного мнения, способствующего осознанию значимой роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии района, пополнении местного бюджета;
- в целях поддержки малого и среднего бизнеса и повышения качества жизни населения муниципалитет должен быть гарантом по кредитам социально значимых для района проектов;
- ускорение процедуры оформления земли, помещений в собственность;
- открытие в г. Нижнекамске бизнес-инкубатора для поддержки новых предпринимательских структур;
- в рамках развития концепции Нижнекамского промышленного округа в районе БСИ инициирование муниципалитетом создания технопарка, обеспечив формирование необходимой инфраструктуры (связь, электроэнергия, коммуникация, газ, вода, пар, очистка стоков и т.д.);
- упорядочение проверок налоговыми и другими контролирующими органами;
- регулярное проведение муниципалитетом встреч с представителями малого и среднего бизнеса в целях совместного формирования путей решения проблем в этом секторе экономики.
В рамках одного из важных этапов реализации мероприятий по повышению эффективности промышленного производства и социальной привлекательности Нижнекамского муниципального района является разработка программы развития инновационной экономики, включающей формирование и повышение интеллектуального потенциала молодежи, жителей района.
Разработка и внедрение данной программы будут способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности населения, что позволит активизировать эффективность процессов в производственной и непроизводственной сферах, явятся плацдармом для реализации концепции формирования нефтехимического кластера в Нижнекамском муниципальном районе.

Концепция развития нефтехимического кластера

Перспективы развития производственного сектора экономики Нижнекамского муниципального района будет определять нефтехимический кластер, в котором сосредоточен основной кадровый и инновационный потенциал развития территории. Особенностью проектов в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли промышленности является низкая трудоемкость процессов и их высокая капиталоемкость. Так, планируемый объем инвестиций в вышеперечисленные отрасли в Нижнекамском муниципальном районе составляет более 250 млрд руб. При этом будет создано ориентировочно 3500 рабочих мест в нефтеперерабатывающей отрасли и 2130 в нефтехимической отрасли, т.е. в совокупности дополнительная потребность в трудовых ресурсах в данных отраслях до 2012 года достигнет 5630 человек.
Проведенный анализ показателей эффективности объектов нового строительства в Нижнекамском муниципальном районе показал, что основное развитие получат ОАО "ТАНЕКО" и ОАО "Нижнекамскнефтехим", на долю которых приходится 92% планируемых инвестиций. Объем инвестиций на ОАО "Нижнекамскшина" составит 1676 млн рублей, инвестиции в проект производства цельнометаллокордных шин (ЦМК), осуществляемых ОАО "Татнефть", составляют порядка 16 млрд руб.
Согласно концепции кластеризации эффективный кластер должен состоять из совокупности предприятий и организаций, взаимосвязанных между собой сырьевыми, информационными и финансовыми потоками. Концентрация усилий в одном направлении позволяет эффективно достигать значимого прироста добавленной стоимости (рисунок 1). Активную роль в создании кластера должно играть как государство, так и частный сектор. Действия государства в лице местных органов власти муниципального района должны быть направлены на решение общих проблем участников кластера, на устранение препятствий, преодоление ограничений и неблагоприятных воздействий, снижающих производительность кластера и его обновление.
Для эффективной работы Нижнекамского нефтехимического кластера следует организовать взаимодействие субъектов отраслевого кластера: малых предприятий, крупных нефтехимических предприятий, нефтехимического консорциума. Консорциум отвечает за стратегическое развитие кластера, в его функции входят:
отбор бизнес-планов, анализ рынков сбыта и перспектив развития отраслевых рынков; привлечение льготных кредитов под проекты; обеспечение кадровой подготовки и переподготовки; представление продукции кластера на крупных отраслевых выставках в России и за рубежом; крупные закупки сырья для переработки на нескольких малых предприятиях кластера, содействие в приобретении дефицитных химических реагентов; экологическая поддержка (использование очистных сооружений крупного нефтехимического комбината, система очистки и вентиляции и т.д.); систематическое обновление базы данных по основным тенденциям в отрасли и изменениях конъюнктуры рынка; содействие в аренде необходимых производственных площадей; поддержка инновационных проектов в нефтехимии; предоставление информации по всем выпускаемым в Татарстане химическим реагентам, сырью и полуфабрикатам; поиск информации по основным производителям оборудования по переработке пластмасс и ценам на их продукцию.

Рисунок 1. Структура кластера

Рисунок не приводится.

В настоящий период большая часть вышеперечисленных функций концентрируется на ОАО "Нижнекамскнефтехим" в отделе по работе с Нижнекамским промышленным округом, который был создан в мае 2005 года. В состав Ассоциации "Нижнекамский промышленный округ" в качестве учредителей вошли ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", "Инвестиционное агентство г. Нижнекамска" и "Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана". Округ образован как механизм ускорения роста и образования новых современных производств и предприятий по переработке полимеров на предприятиях малого и среднего бизнеса. В совокупности Нижнекамский промышленный округ объединил более 50 предприятий химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан, семь из которых находится на территории Нижнекамского муниципального района. В настоящий период стратегической задачей для развития НПО является формирование индустриального парка в Камских Полянах. Здесь при поддержке ОАО "Нижнекамскнефтехим" развернули деятельность несколько малых предприятий. Реализация данного проекта требует активной поддержки региональных, муниципальных властей и руководства ОАО "Нижнекамскнефтехим". В то же время сконцентрировавшись только на развитии индустриального парка в Камских Полянах можно упустить стратегические возможности развития переработки полимеров на территории Нижнекамска. В частности, в условиях интенсивного роста импорта строительных материалов, изготовленных из нефтехимического сырья, следует рассмотреть возможность создания технопарка в районе БСИ, ориентированного на производство полимерных строительных материалов. При этом якорным предприятием данного технопарка должно выступать не только ОАО "Нижнекамскнефтехим", но и строительная организация ОАО "УК "Камаглавстрой".
При реализации заявленных инвестиционных проектов ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "ТАНЕКО" объемы производимого нефтехимического сырья значительно возрастут, поскольку на строящемся Комплексе нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске предполагается производство не только нефтепродуктов, но и широкого спектра нефтехимической продукции, в частности, производство полипропилена, полиэтилентерефталата и других нефтехимических продуктов. Однако отсутствие в России, и в Татарстане в частности, необходимых перерабатывающих мощностей для производимого сырья ставит под угрозу экономическую безопасность территории. Зависимость от конъюнктуры мировых рынков нефтехимического сырья не позволяет выстраивать эффективную стратегию развития предприятий и всего нефтехимического кластера. В этом аспекте крайне необходимыми являются скорейшее развитие производств по переработке полимеров, активизация деятельности по привлечению внешних инвесторов, заинтересованных в создании новых импортозамещающих производств на территории Нижнекамского муниципального района.

Развитие сельских поселений

Численность сельского населения Нижнекамского муниципального района (без учета Камскополянского и Красноключинского поселений) на начало 2008 года составила 19,6 тыс. человек, из них 8,5 тыс. человек - трудоспособные граждане. Уровень занятости трудоспособного сельского населения составляет 87,3%.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса предъявляет высокие требования к кадровому потенциалу и в первую очередь к руководителям и специалистам. Обеспеченность кадрами на 1 января 2008 года составляет 97,5%. Удельный вес руководителей и специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 84,3%. Несмотря на модернизацию технологических процессов в животноводстве и растениеводстве, уменьшение потребности в рабочих профессиях не ожидается.

Таблица 3

Объем инвестиционных вложений

                                                                (тыс. руб.)
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦           Инвесторы           ¦ 2009 г.  ¦2010 г. ¦ 2011 г.  ¦ 2012 г.  ¦
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦"Бахетле-Агро"                 ¦   1245   ¦  1327  ¦   1421   ¦   1518   ¦
¦"Химокам-Агро"                 ¦   372    ¦  930   ¦   996    ¦   1064   ¦
¦"Нефтехимагропром"             ¦    21    ¦   23   ¦    25    ¦    26    ¦
¦"Союз-Агро"                    ¦   102    ¦  109   ¦   117    ¦   124    ¦
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+

Таблица 4

Потребность
в трудовых ресурсах с учетом инвестиционных программ

                                                                     (чел.)
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦       Трудовые ресурсы        ¦ 2009 г.  ¦2010 г. ¦ 2011 г.  ¦ 2012 г.  ¦
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦Мужчин трудоспособного возраста¦   1564   ¦  1546  ¦   1528   ¦   1510   ¦
¦Женщин трудоспособного возраста¦   1044   ¦  1032  ¦   1020   ¦   1008   ¦
¦Всего:                         ¦   2608   ¦  2578  ¦   2548   ¦   2518   ¦
+-------------------------------+----------+--------+----------+----------+

В рамках поддержки молодых специалистов на селе до 2012 года планируются строительство нового жилья и расширение и реконструкция коммуникаций и инфраструктуры села, что приведет в перспективе к сокращению малочисленных деревень на 20 - 30%. Таким образом, стратегической задачей становится развитие инфраструктуры в крупных сельских поселениях с целью повышения социальной привлекательности проживания. В этом аспекте предполагается:
- расширение границ населенных пунктов, находящихся вблизи г. Нижнекамска, с интенсивным развитием в них дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры;
- ориентация сельских поселений, находящихся в районе п.г.т. Камские Поляны, на развитие туристической инфраструктуры;
- интенсификация развития сельского хозяйства за счет роста крестьянско-фермерских хозяйств, привлечения инвесторов в направлении н. п. Нижняя Уратьма - Сосновка, Верхние Челны - Заинск.
Своевременная реализация данных мероприятий зависит не только от региональных и федеральных властей, но и от экономической эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время в районе функционируют 22 крестьянско-фермерских хозяйства на площади 1930 га, кроме того в районе насчитывается 8790 личных подсобных хозяйств.
Энерговооруженность труда на селе сегодня в 2 - 2,5 раза ниже, чем в других отраслях экономики страны. Высокопроизводительное использование машин и оборудования возможно лишь при наличии развитой материально-технической базы хозяйств. Поэтому предусматривается реконструкция 5 мастерских, 5 участков ремонта сельхозмашин, 5 пунктов технического обслуживания и строительство 6 новых объектов, оптимизация 5 территорий машинно-тракторных парков с проведением рекультивации.
Реализация мероприятий по модернизации основных фондов зависит от реализации мероприятий по совершенствованию финансово-кредитных механизмов, обеспечивающих разумные и доступные условия кредитования и лизинга для всех видов хозяйств, а также мероприятий по кадровому обеспечению, создающих возможности эффективного использования новой сельскохозяйственной техники.
Потребность в финансировании Нижнекамского муниципального района на реализацию мероприятий по данному направлению оценивается на уровне 100 млн рублей в 2008 году, а к 2012 году с учетом ежегодного удорожания техники (в пределах 15%) бюджетные ассигнования должны возрасти до 120 млн рублей.
В то же время необходимо повысить эффективность использования выдаваемых бюджетных ассигнований. В условиях, когда монополизм на рынках приводит к значительному занижению закупочных цен, целесообразно реализовывать стратегию вертикальной интеграции, подразумевающую, во-первых, организацию последующей стадии переработки сельскохозяйственного сырья, во-вторых, стимулирование сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия через организацию работы сельскохозяйственного рынка и сельскохозяйственных ярмарок в Нижнекамске, Камских Полянах, Заинске и Набережных Челнах с доведением доли реализации сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных ярмарках до 10% общего объема продаж по ценам на 10 - 15% ниже среднерыночных в рамках реализации антикризисных мероприятий.

Анализ состояния финансового сектора

Одним из важных условий экономического роста Нижнекамского муниципального района является развитие финансовой инфраструктуры, способной удовлетворять финансовые потребности хозяйствующих субъектов и населения территории. Экономика Нижнекамского муниципального района, как и большинства регионов России в условиях кризиса, нуждается в оживлении инвестиционной деятельности. Это, в свою очередь, делает особо актуальными проблемы функционирования регионального финансового рынка, главным предназначением которого должно стать привлечение средств в сферу производства.
Банковская сфера в первую очередь призвана способствовать активизации инвестиционного процесса и, как следствие, росту производства. В Нижнекамском муниципальном районе действует 96 структурных подразделений кредитных организаций:
- филиалов банков Республики Татарстан - 8;
- дополнительных офисов - 52;
- кредитно-кассовых офисов - 5;
- операционных касс - 30.
В банковском секторе г. Нижнекамска по состоянию на 01.01.2009 действуют 20 кредитных организаций, причем все они являются филиалами или дополнительными офисами иногородних банков.

Таблица 5

Основные показатели
деятельности кредитных организаций в г. Нижнекамске

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+-------+--------+
¦      Показатели       ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г. ¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г. ¦
+-----------------------+-------+-------+--------+-------+-------+--------+
¦Количество кредитных   ¦   7   ¦   8   ¦   10   ¦  14   ¦  15   ¦   20   ¦
¦организаций            ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Всего точек банковского¦  55   ¦  57   ¦   59   ¦  65   ¦  66   ¦   73   ¦
¦обслуживания           ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Численность работников ¦  786  ¦  829  ¦  861   ¦  983  ¦ 1055  ¦  1177  ¦
¦банковского сектора,   ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦человек                ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Среднемесячная         ¦ 6473  ¦ 8390  ¦ 10026  ¦ 10931 ¦16884,5¦21636,1 ¦
¦заработная плата       ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦работников банковского ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦сектора, рублей        ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Объем срочных вкладов  ¦2532,9 ¦3126,9 ¦ 5024,0 ¦6301,6 ¦7693,8 ¦ 8279,6 ¦
¦физических лиц, млн    ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦рублей                 ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Объем кредитов,        ¦ 333,7 ¦ 721,5 ¦  1048  ¦2034,8 ¦4244,4 ¦ 4536,4 ¦
¦выданных физическим    ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦лицам, млн рублей      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦Объем кредитных        ¦3427,3 ¦4898,3 ¦ 9953,5 ¦22658,3¦ 30771 ¦ 34007  ¦
¦вложений в экономику,  ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
¦млн рублей             ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦        ¦
+-----------------------+-------+-------+--------+-------+-------+--------+

В мировой практике плотность банковской сети рассматривается как один из качественных показателей, оценивающих уровень обеспеченности территории банковскими услугами. По мировым стандартам 1 банк приходится на 2,5 тыс. человек (в США) или на 1,5 тыс. человек (в европейских странах). В г. Нижнекамске в 2008 году 1 банк приходился на 11,3 тыс. человек. С учетом всех точек банковского обслуживания этот показатель составляет 3,1 тыс. человек. Таким образом, институциональная насыщенность банковскими услугами по европейским стандартам в городе недостаточная.
Объем срочных вкладов физических лиц и на счетах с применением пластиковых карт в 2008 году составил 8,3 млрд рублей. Объем выданных кредитов в 2008 году составил 38,5 млрд рублей.
К 2008 году произошло заметное перераспределение ресурсов предприятий между банками за счет открытия новых филиалов и дополнительных офисов и переводов расчетных счетов предприятий на обслуживание с одних банков в другие. Анализ объемов, динамики и структуры кредитных вложений коммерческих банков в экономику позволил выявить, что за период с 2003 по 2008 год произошло значительное увеличение объемов кредитования предприятий разных отраслей, величина кредитных вложений по всем банкам города возросла в 6,6 раза. Начиная с 2004 года, некоторые банки значительно активизировали кредитование сельскохозяйственных предприятий, при этом объемы выданных кредитов возросли с 15,2 млн рублей до 318,6 млн рублей (в 21 раз). Несмотря на снижение доли в общем объеме ссудной задолженности кредитов малому и среднему бизнесу, их абсолютная величина увеличилась в 2,4 раза при среднегодовом темпе роста 130%. Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса осуществляют практически все банки.

]]>
Основными мероприятиями по снижению степени концентрации рынка банковских услуг должны стать контроль за рыночным поведением кредитных организаций, занимающих доминирующее положение на рынке банковских услуг, действия по созданию равных условий деятельности, предупреждение и пресечение злоупотреблений кредитной организации доминирующим положением, усиление финансовой политики в муниципальном образовании с целью увеличения числа зарубежных банков.
В целях совершенствования существующей финансовой инфраструктуры Нижнекамского муниципального района необходимо:
1. Развитие банковской инфраструктуры, включающее:
- организацию муниципального банка, в функции которого входит финансирование социальных инвестиционных муниципальных программ и проектов;
- формирование благоприятной конкурентной среды, способствующей обеспечению свободного входа на рынок банковских услуг в город филиалам, дополнительным офисам банков других городов Республики Татарстан, Российской Федерации, иностранных банков;
- постоянное совершенствование платежной инфраструктуры района с целью расширения безналичных расчетов на основе применения банковских пластиковых карт для сокращения использования наличных денег в обращении.
2. Развитие небанковского сектора финансового рынка, включающее:
- стимулирование процессов создания на территории района новых финансовых институтов: страховых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ипотечных организаций, венчурных фондов, лизинговых компаний, кредитных товариществ и других институтов финансового рынка;
- формирование благоприятной конкурентной среды, способствующей обеспечению свободного входа на рынок финансовых услуг в муниципальном образовании филиалам финансовых институтов других городов Республики Татарстан, Российской Федерации.
3. Интеграция в региональные и федеральную инфраструктуру финансового рынка, предполагающая:
- участие официальных делегаций района в международных, федеральных, региональных конференциях и семинарах по вопросам развития финансового рынка для привлечения инвестиций;
- разработку системы показателей оценки деятельности финансовых институтов с точки зрения влияния на развитие района.
4. Модернизация финансовой политики района, включающая:
- создание системы эффективного управления муниципальным долгом, размещение муниципальных облигаций, муниципальных векселей в целях снижения цены капитала привлеченных заемных средств.
5. Активизация внутренних инвестиционных резервов для реализации муниципальных инвестиционных проектов, предполагающая:
- пропаганду коллективных форм инвестиций (акционерных, паевых инвестиционных фондов, накопительных негосударственных пенсионных фондов) как эффективного механизма финансирования социально значимых для района инвестиционных проектов;
- повышение уровня финансовой грамотности и осведомленности граждан, предприятий об услугах финансового рынка;
- содействие в организации образовательных, обучающих программ, курсов для широких слоев населения с целью повышения финансовой грамотности и финансовой культуры населения.

2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Повышение качества и уровня жизнеобеспечения населения Нижнекамского муниципального района и поддержание тенденции их роста на современном этапе и в перспективе являются главными целями деятельности муниципальных органов власти.
Качество жизни представляет собой комплексную характеристику социально-экономических, политических и культурно-духовных факторов и условий существования личности в современном социуме. Проблема качества жизни приобретает в настоящее время общемировой характер. В 1960 г. ООН была предложена первая международная система показателей, отражающих качество жизни населения. Целевые ориентиры по качеству жизни были определены исходя из системы показателей, определенных Министерством экономики Республики Татарстан.

Таблица 6

Целевые ориентиры показателей качества жизни

+---------------------------------------------+------+---------+----------+
¦           Наименование показателя           ¦ Ед.  ¦ 2008 г. ¦ 2012 г.  ¦
¦                                             ¦измер.¦         ¦          ¦
+---------------------------------------------+------+---------+----------+
¦1. Уровень жизни                             ¦      ¦         ¦          ¦
¦1.1 денежные доходы на душу населения в      ¦ руб. ¦  12709  ¦  20800   ¦
¦среднем за месяц                             ¦      ¦         ¦          ¦
¦1.2 средняя заработная плата                 ¦ руб. ¦  16409  ¦  22000   ¦
¦1.3 доля населения с доходами выше           ¦  %   ¦  67,8   ¦    82    ¦
¦минимального потребительского бюджета        ¦      ¦         ¦          ¦
¦1.4 уровень безработицы (по методологии МОТ) ¦  %   ¦   6,2   ¦    4     ¦
¦в среднем за год                             ¦      ¦         ¦          ¦
¦2. Состояние здравоохранения                 ¦      ¦         ¦          ¦
¦2.1 естественный прирост на 1000 человек     ¦ чел. ¦   2,3   ¦   2,0    ¦
¦населения (+, -)                             ¦      ¦         ¦          ¦
¦3. Уровень развития физкультуры и спорта     ¦      ¦         ¦          ¦
¦3.1 удельный вес населения, систематически   ¦  %   ¦  17,4   ¦    28    ¦
¦занимающегося физкультурой                   ¦      ¦         ¦          ¦
¦4. Качество образования                      ¦      ¦         ¦          ¦
¦4.1 удельный вес учащихся, получивших оценки ¦  %   ¦   39    ¦   57,5   ¦
¦"хорошо" и "отлично" по ЕГЭ, к общему        ¦      ¦         ¦          ¦
¦количеству учащихся, сдавших ЕГЭ             ¦      ¦         ¦          ¦
¦5. Доступность жилья                         ¦      ¦         ¦          ¦
¦5.1 обеспеченность общей площадью жилья на 1 ¦кв. м ¦  20,6   ¦   23,0   ¦
¦человека                                     ¦      ¦         ¦          ¦
¦6. Уровень развития культурной сферы         ¦      ¦         ¦          ¦
¦6.1 удельный вес населения, участвующего в   ¦  %   ¦   38    ¦    50    ¦
¦культурно-досуговых мероприятиях,            ¦      ¦         ¦          ¦
¦проводимых государственными органами культуры¦      ¦         ¦          ¦
¦7. Уровень экологической безопасности        ¦      ¦         ¦          ¦
¦7.1 индекс техногенной нагрузки              ¦      ¦  1,122  ¦   1,1    ¦
¦8. Уровень развития транспортной             ¦      ¦         ¦          ¦
¦инфраструктуры                               ¦      ¦         ¦          ¦
¦8.1 доля автомобильных дорог Республики      ¦  %   ¦  36,9   ¦   33,5   ¦
¦Татарстан, не отвечающих нормативным         ¦      ¦         ¦          ¦
¦требованиям                                  ¦      ¦         ¦          ¦
+---------------------------------------------+------+---------+----------+

На 1 января 2009 года в Нижнекамском муниципальном районе насчитывалось 265 314 жителей, в том числе в городе 226 923 человека. Естественный прирост населения в Нижнекамском муниципальном районе оказался положительным и составил +2,5, причем в городе равным +4,1, тогда как в сельской местности - -7,8, что отражает повсеместную динамику миграции сельского населения в город.
Среди основных возрастных групп населения прослеживается увеличение численности взрослого населения, мужчин и женщин трудоспособного возраста и пенсионеров.
Численность граждан, занятых в экономике района, в 2009 году составляла 178 тыс. человек. Экономический кризис обусловил усиление внимания к вопросам занятости и трудоустройства. Мониторинг рынка труда в Нижнекамском муниципальном районе включен в перечень неотложных антикризисных мер. Уровень регистрируемой безработицы по городу составил на 1 января 2009 года 1,18% от численности экономически активного населения.
Для обеспечения полноценной занятости населения Нижнекамского муниципального района к 2012 году предполагается решить следующие задачи:
- совершенствовать систему регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг посредством создания единого реестра потенциальных потребностей в трудовых ресурсах;
- оказывать содействие в обеспечении занятости граждан;
- осуществлять поддержку граждан в период поиска ими работы;
- повышать качество и конкурентоспособность рабочей силы за счет развития системы профессионального обучения и профессиональной ориентации нуждающихся в этом граждан;
- улучшать информированность граждан по вопросам труда и занятости;
- активизировать работу с населением по созданию индивидуальных предприятий и обеспечения самозанятости.

Сфера здравоохранения

Медицинскую помощь населению Нижнекамского муниципального района оказывают 58 различных медицинских учреждений: больницы, амбулатории, поликлиники, диспансеры, стоматполиклиники, родильный дом, женская консультация, станция скорой медицинской помощи, станция переливания крови, детский терапевтический санаторий, фельдшерско-акушерские пункты.
В целях улучшения здоровья населения на территории Нижнекамского муниципального района реализуется несколько федеральных и республиканских целевых программ. Стратегия развития сферы медицинского обслуживания требует реализации следующих целей и задач:
- создания условий для улучшения демографических показателей и показателей здоровья, в первую очередь реализуя экологическую программу Нижнекамского муниципального района;
- улучшения кадрового потенциала работников системы здравоохранения;
- совершенствования принципов финансирования системы здравоохранения;
- осуществления планирования объемов и структуры медицинской помощи на основе факторного анализа;
- приведения материально-технической базы к необходимому нормативу обеспеченности;
- создания конкурентной среды в сфере оказания медицинской помощи;
- проведения адаптации стандартов оказания медицинской помощи;
- способствования улучшению качества жизни больных;
- активного использования инструментов государственно-частного партнерства в сфере предоставления медицинских услуг населению.

Сфера культуры

В Нижнекамском муниципальном районе проводится целенаправленная работа по реализации государственной политики в области культуры, созданию необходимых условий для сохранения культурных традиций народов, проживающих в районе, развитию творческого потенциала деятелей культуры и творческих коллективов, поддержке молодых дарований. Развитие интеллектуального потенциала, повышение уровня культуры населения района является первоочередной стратегической задачей для Нижнекамского муниципального района.
Стратегическим направлением в области культуры является увеличение уровня охвата населения, т.е. при сохранении высокой частоты проводимых мероприятий учреждениями культуры требуется увеличить их масштабность и востребованность населением.
В этой связи необходимо решить следующие задачи:
- реализовать маркетинговый подход при формировании программы развития культуры в Нижнекамском муниципальном районе;
- реализовать подготовку комплексной программы повышения интеллектуального потенциала населения Нижнекамского муниципального района, включающую сферу культуры и образования;
- реализовать программу развития интеллектуального потенциала взрослого населения, способствуя росту количества образовательных курсов;
- расширить круг субъектов культурной жизни за счет расширения спектра предоставляемых услуг для отдыха, в том числе семейного: реконструкции городского парка аттракционов, школы искусств, здания районного Дома культуры в пос. Красный Ключ, строительства культурного центра и др.;
- повысить качество предоставляемых услуг в сфере культуры, увеличить количество гастролей столичных театров;
- способствовать развитию малого предпринимательства в сфере культуры, реализации институтов частно-государственного партнерства при организации культурно-массовых мероприятий;
- создание программы "Развитие местного туризма" при участии туристических фирм города;
- реализация проекта Туристско-оздоровительного парка "Камские Поляны";
- пропагандировать высокий уровень культуры как неотъемлемый элемент современного успешного человека через средства массовой информации.
Реализация вышеперечисленных направлений позволит поднять социальную привлекательность района, будет способствовать росту инновационной и инвестиционной активности населения, малого и среднего бизнеса, работающего в сфере развлечений и отдыха, что положительно скажется на росте собственных доходов бюджета района.

Сфера образования

В Нижнекамском муниципальном районе сложилась система непрерывного образования, которая включает в себя сеть дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Определяющим в выборе педагогических подходов, технологий, программ является здоровье ребенка. Анализ состояния здоровья детей последних лет показывает уменьшение количества детей с первой группой здоровья (2006 - 8,2%; 2007 - 8%). В качестве путей оптимизации системы дошкольного образования предлагается:
повысить качество дошкольного воспитания и образования, увеличить количество дополнительных образовательных услуг;
продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья детей, их физического и интеллектуального развития;
улучшить материально-техническую базу для организации полноценного воспитательно-образовательного процесса в детских образовательных учреждениях;
возобновить практику шефской помощи над специализированными коррекционными детскими садами в целях укрепления их материально-технической базы;
способствовать росту частных учреждений дошкольного образования.
В системе школьного образования в Нижнекамском муниципальном районе функционирует 76 школ, в которых обучается более 27 тыс. учащихся. Качество успеваемости в районе остается стабильно высоким, что обусловлено большим опытом и высоким профессионализмом педагогического состава. Хорошие результаты учащихся на республиканских и российских олимпиадах говорят о серьезной системной работе по их подготовке. С целью создания единого информационного пространства в районе разработана и внедряется программа информатизации образования на 2006 - 2010 годы.
В качестве основных программных мероприятий предполагается:
- совершенствование системы индивидуального психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся, подготовка школьных психологов и медиков;
- систематическое повышение квалификации кадров системы школьного воспитания и образования;
- расширение внеурочной деятельности детей и подростков в учреждениях общего и дополнительного образования;
- улучшение материально-технической базы для организации полноценного учебного процесса;
- развитие попечительского движения и социального партнерства в целях обновления, модернизации и развития материально-технического и учебно-лабораторного оснащения образовательных учреждений;
- дальнейшее формирование образовательного нефтехимического кластера, реализующего преемственность образовательных программ "Школа - техникум - вуз";
- реализация политики дифференциации образовательных программ школ, способствующих профессиональной ориентации учащихся.

Молодежная политика

В Нижнекамском муниципальном районе проживает 118,5 тысячи молодых людей в возрасте до 30 лет, из них 28 тысяч детей школьного возраста, 18,5 тысячи студентов. Одним из приоритетных направлений работы управления по делам молодежи и спорту является профилактика социально негативных явлений среди детей и молодежи. В рамках популяризации спорта и позиционирования здорового образа жизни как неотъемлемого элемента развития современного молодого человека необходимо:
- сохранить достигнутые масштабы популяризации физкультуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе;
- увеличить количество бассейнов (обеспеченность - 7,91%);
- повысить оснащенность качественным спортивным инвентарем и оборудованием имеющиеся плоскостные сооружения и спортивные залы;
- увеличить финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий учащихся за счет привлечения внешнего финансирования;
- реализовывать механизмы государственно-частного партнерства при финансировании строительства социально значимых спортивных сооружений.
В целях повышения интеллектуального потенциала молодежи, создания условий для его реализации, сокращения миграции наиболее инновационно активной молодежи необходимо формирование институциональных условий, включающих:
- развитие ипотечного кредитования для молодежи;
- расширение спектра программ кредитования на получение высшего образования, погашение части процентов по кредиту в случае достижения отличных показателей учебы;
- создание бизнес-инкубаторов для реализации коммерческих инновационных проектов, инициированных молодежью;
- содействие в трудоустройстве учащейся молодежи на работы с гибким графиком, привлечение к общественным работам;
- формирование молодежных спортивных программ в спорткомплексах, организация гастролей молодежных театров России, проведение молодежных фестивалей.
В целях предупреждения социальных проблем молодежи необходимо продолжить:
- дальнейшее развитие эффективной системы воспитания молодежи, выстроенной в Нижнекамском муниципальном районе;
- профилактику социально негативных явлений среди молодежи;
- поддержку молодежных общественных объединений;
- создание и расширение инфраструктуры учреждений по работе с молодежью.

Социальная защита

Инфраструктура социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе представлена разветвленной сетью учреждений, каждое из которых является центром ответственности по работе с определенными категориями населения (инвалиды, дети-инвалиды, пожилые люди, семьи с детьми).
В перспективе работа по обеспечению социальной защищенности граждан будет направлена не на открытие новых государственных социальных учреждений, а на повышение эффективности деятельности существующей сети учреждений социального обслуживания и качества предоставляемых населению услуг.
Важнейший аспект развития сферы социальной защиты населения заключается в том, что работа должна проводиться в тесном взаимодействии общества, власти и бизнеса.
Основными направлениями развития социальной защиты и социального обслуживания населения на ближайшую перспективу являются:
- создание частных социальных учреждений;
- переход от заявительного принципа оказания социальных услуг к выявительному;
- разработка муниципальных программ по адресной социальной поддержке населения;
- обеспечение доступности социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения;
- создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов путем обучения эксклюзивным профессиям, исходя из потребностей рынка труда;
- укрепление института семьи с целью изменения сложившегося стереотипа мышления, что заботу о больных и престарелых членах семьи должно брать на себя государство;
- активное привлечение бизнес-структур в социальную сферу путем участия в работе попечительских советов, социальных проектах, конкурсах в качестве инициаторов и (или) партнеров.

Экологическая политика

Основной целью политики в сфере охраны окружающей среды является улучшение качества жизни населения Нижнекамского муниципального района за счет создания благоприятной окружающей среды, предотвращения деградации экологических систем, сохранения биологического разнообразия. Решение экологических проблем в районе следует отнести не просто к важным задачам, а к первостепенным. Для решения указанной проблемы следует определить основные критические для экологии Нижнекамского муниципального района факторы:
- преобладание ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к росту экологической нагрузки на природную среду;
- неэффективное использование природных ресурсов;
- слабая законодательная база в области экологической политики, приводящая к ослаблению управленческих и контрольных функций государства и органов местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды;
- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
- отсутствие экономических стимулов для промышленных предприятий в проведении существенной модернизации производства в целях снижения экологической нагрузки;
- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения.
В целях решения обозначенных проблем в Программе оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008 - 2012 годы определен перечень мероприятий, призванных содействовать решению основных экологических проблем Нижнекамского муниципального района:
1. Мероприятия по реализации природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок:
1.1. Разработка и внедрение программного обеспечения интеграции данных хозяйствующих субъектов, муниципальных и государственных служб о качестве окружающей среды в Центр мониторинга города Нижнекамска.
1.2. Обеспечение минимизации техногенной нагрузки от Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов при разработке проектной документации.
1.3. Приобретение предприятиями автотранспортных средств, соответствующих европейским требованиям на ограничение выбросов, в соответствии с уровнем Евро-2.
1.4. Доведение качества дизельного топлива, производимого ОАО "ТАИФ-НК", до требований стандарта Евро-4.
1.5. Реализация и использование в качестве моторного топлива для автотранспортных средств бензина марки Евро-4 и Евро-5.
1.6. Разработка проекта обустройства санитарно-защитной зоны в районе биологических очистных сооружений.
1.7. Минимизировать использование в топливном балансе мазута.
2. Мероприятия по рациональному использованию и охране водных объектов:
2.1. Реконструкция станции очистки воды третьего водоподъема и системы водоснабжения г. Нижнекамска (1 очередь).
2.2. Проведение мероприятий по благоустройству родников, расположенных на территории Нижнекамского муниципального района, закрепление их за предприятиями.
2.3. Проведение геолого-изыскательных работ по уточнению запасов месторождений подземных вод для города Нижнекамска как альтернативного источника питьевого водоснабжения.
3. Расширение, реконструкция и строительство водопроводных, канализационных сетей и сооружений.
4. Противоэрозионные мероприятия, оздоровление и благоустройство водоемов, восстановление ландшафтов.
5. Мероприятия по утилизации, складированию, захоронению отходов производства и потребления, включающие:
5.1. Завершение строительства полигона твердых бытовых отходов города Нижнекамска и строительство комплекса по их сортировке и переработке.
5.2. Освобождение от сырого осадка шламонакопителей биологических очистных сооружений, разработка проекта по их ликвидации и выносу за пределы водосборной площадки реки Кама.
5.3. Ввод в эксплуатацию на полигоне твердых бытовых отходов города Нижнекамска сооружения для утилизации биологических отходов (яма "Беккера").
6. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов:
6.1. Строительство установок с оборотным водоснабжением для мойки автотранспорта при выезде со строительных площадок.
6.2. Реконструкция полигона захоронения промышленных отходов и проведение работ по рекультивации закрытого полигона захоронения промышленных отходов ОАО "Нижнекамскнефтехим".
6.3. Разработка проектно-сметной документации и строительство полигона для складирования снега, вывозимого с территории города Нижнекамска и Нижнекамского промышленного узла, оснащенного установками для очистки талых стоков.
6.4. Рекультивация заполненных иловых карт для складирования осадков после очистки хозяйственно-бытового стока в с. Борок.
7. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения:
7.1. Разработка и реализация подпрограмм непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения детей и молодежи.
7.2. Организация специализированных экологических лагерей школьников и экологических смен, отрядов в летних оздоровительных лагерях.
7.3. Организация периодического информационно-правового просвещения населения через средства массовой информации, печатные издания, сеть Интернет.
Имея на своей территории такие промышленные гиганты, как ОАО "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "ТАНЕКО", экономика Нижнекамского муниципального района позволит решить задачу повышения качества жизни населения при условии реализации принятых экологических и оздоровительных программ. Предприятия района имеют высокий потенциал развития, увеличение темпов роста основных экономических параметров возможно при условии решения экологических проблем, являющихся отчасти причиной миграции образованной, интеллектуальной и инновационно активной части населения. В целях создания зоны инновационного экономического развития в республике Нижнекамский экономический район должен стать привлекательным как для инвесторов, так и для населения в условиях, когда для него будет создана более комфортная среда обитания, чем в других регионах республики.

Заместитель Главы
Нижнекамского муниципального района
Ф.КУТДУСОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru