Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. по делу № 33-622

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу Ш. дело по иску Б., Б.В. к департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании права собственности на земельный участок,

установила:

Б. и Б.В. обратились в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании права собственности на земельный участок.
Требования мотивировали тем, что согласно сообщения департамента имущественных и земельных отношений по Костромской области от 28 января 2009 года за № 432/3 им было отказано в предоставлении по 1/4 доли земельного участка, общей площадью 744 кв. м, с кадастровым номером 44:27:090509:22, расположенного в г. Костроме, Ключевской проезд в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
Из содержания данного сообщения следует, что постановлением губернатора Костромской области от 3 февраля 2005 года № 38 земельный участок по Ключевскому проезду расположен в зоне объекта культурного слоя на территории с. Селище.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, имеющие историко-культурную ценность, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
В соответствии с действующим земельным законодательством на данный земельный участок им предложено оформить договор аренды при совместном обращении всех сособственников жилого дома.
На жилой дом, расположенный по адресу: г. Кострома, Ключевской проезд, имеют право общей долевой собственности по договору дарения от 31 марта 1978 года - Б. - доля в праве 1/4, Б.В. - доля в праве 1/4, а так же Ж. имеет на праве собственности 1/2 доли жилого дома по Ключевскому проезду г. Костромы.
25 июля 2008 года все сособственники жилого дома по Ключевскому проезду, а именно: Б., Б.В., Ж. составили соглашение об определении долей земельного участка, общей площадью 744 кв. м, так как на основании свидетельства на право пожизненно наследуемого владения землей № В-6231, выданного 17 мая 1993 года, договора дарения от 31 марта 1978 года, размер доли каждого пользователя не был определен.
Б. и Б.В. как собственники по 1/4 доли каждый жилого дома по Ключевскому проезду имеют исключительное право на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором находится данное здание. Спора по долевому соотношению в праве собственности на спорный земельный участок между совладельцами не имеется.
Кроме того, 25 июля 2008 года за Ж. признано право в общей долевой собственности на 1/2 доли земельного участка, общей площадью 744 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, Ключевской проезд. Данное право зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службой по Костромской области, о чем Ж. выдано свидетельство о государственной регистрации права 44 АБ № 215569.
Просят суд признать право общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 744 кв. м, с кадастровым номером 44:27:090509:22, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Костромская область, г. Кострома, проезд Ключевской, за Б. на 1/4 доли в праве и за Б.В. на 1/4 доли в праве.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 17 апреля 2009 года исковые требования Б. и Б.В. удовлетворены.
Признано за Б. право собственности на 1/4 доли земельного участка, расположенного по проезду Ключевскому г. Костромы, площадью 744 кв. м, с кадастровым номером 44:27:090509:22.
Признано за Б.В. право собственности на 1/4 доли земельного участка, расположенного по проезду Ключевскому г. Костромы, площадью 744 кв. м, с кадастровым номером 44:27:090509:22.
В кассационной жалобе представитель департамента имущественных и земельных отношений Костромской области по доверенности С. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что решение суда противоречит земельному законодательству. Спорный участок расположен в зоне объекта археологического наследия - участке культурного слоя на территории с. Селище, данный факт подтвержден постановлением главы администрации Костромской области от 03.02.2005 № 38 и в силу ст. 27 ЗК РФ не может быть предоставлен истцам.
Считает, что Федеральный закон 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" может быть признан специальным федеральным законом, разрешающим предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, ограниченных в обороте, поскольку не содержит правовых норм, прямо указывающих на возможность предоставления земельных участков, занятых объектами археологического наследия в частную собственность.
Ссылка суда на ст. 94, 99 ЗК РФ, ст. 49, 48 Федерального закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не состоятельна. Действующим законодательством установлены особенности осуществления права собственности на земельные участки, уже находящиеся в частной собственности, на которых выявлены объекты археологического наследия и не определены случаи и условия, при которых возможно приобретение в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в пределах которых расположены указанные объекты.
Указывает, что земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов", а не к землям историко-культурного назначения. В соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о наличии на спорной территории в зоне объекта культурного наследия - участка культурного слоя на территории с. Селище, следовательно, данный памятник по своей сущности является объектом археологического наследия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истцов.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
Решение суда основано на правильно примененных и истолкованных нормах права, перечень и анализ которых подробно приведен в мотивировочной части решения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются, в частности, на памятники - частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).
В силу статьи 5 указанного закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не запрещает нахождение земельных участков, занятых объектами археологического наследия, в собственности граждан. Сами объекты археологического наследия могут находиться только в федеральной собственности, но, как указано в ст. 49 данного Федерального закона, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Данное нормативное положение действует вне зависимости от вида и индивидуальных особенностей памятника археологии.
Из смысла и содержания ст. 5, 48, 49 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" усматривается, что земельные участки, занятые объектами культурного наследия, в том числе и объектами археологического наследия, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.
Удовлетворяя требования истца, суд обоснованно исходил из того, что закон не исключает возможность предоставления в собственность земельных участков, находящихся в границах территорий объектов археологического наследия.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В п. 4 ст. 28 ЗК РФ указано на недопустимость отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Право граждан на приобретение в собственность находящихся у них в пользовании земельных участков с расположенными на них жилыми домами предусмотрено также в ФЗ "Отведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах не содержится запрета на предоставление в собственность земельных участков, занятых объектами археологического наследия.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Проанализировав нормы, содержащиеся в ст. 94 и 99 ЗК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что земли, занятые объектами археологического наследия, как земли историко-культурного назначения, относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Спорный земельный участок не относится к землям, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.
Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, жилой дом по адресу: г. Кострома, Ключевской проезд, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности с долями в праве у Б. доля в праве 1/4, у Б.В. - доля в праве 1/4, дом расположен на земельном участке общей площадью 744 кв. метров, принадлежащем истцам на праве пожизненного наследуемого владения землей № В-6231, выданного 17 мая 1993 года.
Кроме истцов на праве собственности 1/2 доли жилого дома по Ключевскому проезду г. Костромы имеет Ж.
Суд обоснованно учел, что 25 июля 2008 года все сособственники жилого дома, а именно: Б., Б.В., Ж. составили соглашение об определении долей земельного участка, общей площадью 744 кв. м, поскольку размер доли каждого пользователя не был определен.
Спора по долевому соотношению в праве собственности на спорный земельный участок между совладельцами не имеется.
Кроме того, суд правильно принял во внимание и то, что 25 июля 2008 года за Ж. признано право в общей долевой собственности на 1/2 доли земельного участка, общей площадью 744 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, Ключевской проезд. Данное право зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службой по Костромской области, о чем Ж. выдано свидетельство о государственной регистрации права 44 АБ № 215569.
Суд дал надлежащую оценку доводу ответчика о том, что постановлением администрации Костромской области от 03.02.2005 № 38 спорный земельный участок расположен в зоне объекта культурного слоя на территории с. Селище, в связи с чем ограничен в обороте и в силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ в частную собственность истцов передан быть не может.
Этот довод правильно признан несостоятельным по изложенным в решении основаниям. Кроме того, суд учел, что между истцами и департаментом культурного наследия Костромской области 8 апреля 2009 года подписан Охранный договор (обязательство) № 47-ОА/09 по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту археологического наследия) - земельный участок, площадью 744 кв. м, кадастровый номер 44:27:090509, расположенный по адресу: г. Кострома, Ключевской проезд.
Не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований и ссылка ответчика на отсутствие федерального закона, разрешающего предоставлять в частную собственность земельные участки, занятые объектами археологического наследия (ограниченные в обороте).
Довод представителя департамента в этой части о несостоятельности ссылки суда в решении на ст. 94, 99 ЗК РФ и Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ основан на ошибочном толковании указанных норм материального права.
Всем доводам сторон, по существу основанным на тех же нормативных актах, суд дал надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности отказа в передаче спорного земельного участка в собственность истцов по тем основаниям, что земельный участок ограничен в обороте, является верным.
Доводы кассационной жалобы, в основном повторяющие доводы, которые приводились представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, по изложенным выше причинам не влияют на законность и обоснованность решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Димитровского районного суда г. Костромы от 17 апреля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений Костромской области по доверенности С. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru