Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2009 г. № 589-ра

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И СОДЕЙСТВИИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 № 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ":

1. Утвердить Заключение, представленное главным финансовым управлением Сахалинской области и комитетом экономики Сахалинской области к проекту Концепции областной целевой программы "Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации на 2010 - 2012 годы" (прилагается).
2. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации на 2010 - 2012 годы" (прилагается).
3. Ответственным за разработку областной целевой программы "Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации на 2010 - 2012 годы" определить администрацию Сахалинской области.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин





Утверждено
распоряжением
администрации Сахалинской области
от 19.08.2009 № 589-ра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И СОДЕЙСТВИИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

Представленный к рассмотрению проект Концепции соответствует требованиям, предусмотренным постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 № 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ", и рекомендуется к утверждению администрацией Сахалинской области.
Решаемые Концепцией проблемы могут быть решены программно-целевым методом.

Председатель
комитета экономики
Сахалинской области
С.А.Карпенко

Исполняющая обязанности
начальника главного
финансового управления
Сахалинской области
Т.В.Карпова





Утверждена
распоряжением
администрации Сахалинской области
от 19.08.2009 № 589-ра

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И СОДЕЙСТВИИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
стратегическим целям и приоритетным задачам
социально-экономического развития Сахалинской области

Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11 июля 2008 года № 203-па, определена главная стратегическая цель развития Сахалинской области - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующих уровню наиболее развитых стран.
Динамичное развитие и будущее Сахалинской области зависят не только от образования и мотивации граждан к инновационному поведению, но и, прежде всего, от их здоровья, уверенности в завтрашнем дне, наличие либо отсутствие которой неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого Сахалинской области преступлениями и правонарушениями.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей. В связи с чем необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, что в конечном итоге позволит снизить уровень рецидивной преступности.
Экономический ущерб проявляется в увеличении потенциала теневой экономики и криминального мира, а также в значительных затратах бюджетных средств на содержание, лечение осужденных.
Стратегический характер рассматриваемой проблемы обусловлен масштабами угрозы успешному социально-экономическому развитию Сахалинской области в случае негативного развития ситуации.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

На заседании Государственного совета 29 июня 2007 года "О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности" в г. Ростове-на-Дону Президентом Российской Федерации было обращено особое внимание на вопросы социальной адаптации людей, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" лица, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений уголовно-исполнительной системы, подпадают под категорию граждан, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа, заключающаяся в оказании помощи в социальном и бытовом устройстве, в осуществлении иных функций по социальной реабилитации.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № Пр-444 (по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 года) субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации.
Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по оказанию помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, их финансированием из областного бюджета будет эффективным механизмом решения проблемы.
Использование указанного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия областных органов исполнительной власти и правоохранительных органов на приоритетных направлениях.
Социально-экономическая напряженность в обществе, недостаточная занятость населения, высокий уровень преступности обострили проблему социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, обеспечения жилья, социальных выплат, медицинского обслуживания, получения необходимого образования, реализации гражданских прав, они вновь встают на путь совершения преступлений. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды.
Это обусловливает необходимость разработки и принятия системы мер (экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера), направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности с учетом накопленного опыта и специфики территории Сахалинской области.
Необходимость разработки областной целевой программы обусловлена и анализом состояния рецидивной преступности в Сахалинской области. Так, в 2008 году выявлено 5713 лиц, совершивших преступления (2007 год - 5834), из них:
- 1453 чел. (25,4%) совершали преступления ранее (2007 год - 1341, 23%);
- 3420 чел. (59,8%) не имели постоянного источника дохода (2007 год - 3421, 58,6%);
- 2580 чел. (45,2%) в возрасте от 18 до 29 лет (2007 год - 2659, 45,5%).
Концепция областной целевой программы "Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации на 2010 - 2012 годы" (далее - Концепция) представляет собой систему мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в конечном итоге на снижение уровня рецидивной преступности.
В Концепции сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности по профилактике правонарушений среди указанной категории лиц.
Учитывая, что в Сахалинской области сложная криминогенная обстановка, не решены многие проблемы в борьбе с преступностью и по обеспечению общественного порядка в жилом секторе, безопасности на улицах и в других общественных местах, профилактика правонарушений среди лиц, ранее судимых за совершение преступлений, позволит существенно стабилизировать состояние правопорядка.
На протяжении последних двух лет на территории Сахалинской области произошло снижение уровня преступности, рост которого наблюдался в предыдущие годы (2007 год - 5,6%, 2008 год - 9,7%).
Уровень преступности в Сахалинской области (на 10 тыс. населения) снизился с 291,9 (2007 год) до 264,9 (2008 год), однако по-прежнему превышает среднероссийский показатель (226).
Одной из причин снижения преступности в течение 2007 - 2008 годов является реализация областной и муниципальных программ профилактики правонарушений.
Принятие областной целевой программы "Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) также будет способствовать снижению правонарушений на территории Сахалинской области.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации
в сфере оказания содействия социальной реабилитации лиц,
освобожденных из мест лишения свободы, без использования
программно-целевого метода

Вариант 1
(при неизменности (незначительном изменении)
существующего положения)

Взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Сахалинской области по обеспечению социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется в рамках работы совета безопасности Сахалинской области, его межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и социальной профилактике правонарушений, антинаркотической комиссии, а также на основе соглашений, заключенных между областными органами исполнительной власти и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области.
В учреждениях управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее - УФСИН) содержатся свыше 3600 осужденных.
Ежегодно из учреждений УФСИН в среднем (в том числе условно-досрочно) освобождается 800 - 900 осужденных.
В течение 2008 года из учреждений УФСИН освободились 991 чел. (2007 год - 776 чел.), из них: условно-досрочно - 508 чел. (2007 год - 401), в том числе:
- не имеющих специальности - 185 чел.;
- получивших помощь в трудовом и бытовом устройстве - 3 чел.;
- не имевших постоянного места жительства - 31 чел.;
- количество лиц, получивших единовременное денежное пособие при освобождении, - 771 чел.;
- количество осужденных, которым оказана помощь в оформлении документов на получение паспорта, - 567 чел.;
- сумма единовременных денежных пособий, выплаченная при освобождении, - 555,12 тыс. рублей.
В 2009 году прогнозируется освобождение из мест лишения свободы 802 чел., из них:
- условно-досрочно - 320 чел.;
- не имевших постоянного места жительства - 35 чел.;
- несовершеннолетних - 16 чел.;
- не имеющих основного общего образования - 76 чел.;
- не имеющих специальности - 125 чел.
В 2010 - 2012 годах, по данным УФСИН, подлежат освобождению из мест лишения свободы 2407 осужденных. В том числе:
В 2010 году прогнозируется освобождение 962 чел., из них:
- условно-досрочно - 392 чел.;
- не имевших постоянного места жительства - 38 чел.;
- несовершеннолетних - 8 чел.;
- не имеющих основного общего образования - 69 чел.;
- не имеющих специальности - 180 чел.
В 2011 году прогнозируется освобождение 795 чел., из них:
- условно-досрочно - 311 чел.;
- не имевших постоянного места жительства - 31 чел.;
- несовершеннолетних - 10 чел.;
- не имеющих основного общего образования - 69 чел.;
- не имеющих специальности - 160 чел.
В 2012 году прогнозируется освобождение 650 чел., из них:
- условно-досрочно - 300 чел.;
- не имевших постоянного места жительства - 27 чел.;
- несовершеннолетних - 5 чел.;
- не имеющих основного общего образования - 53 чел.;
- не имеющих специальности - 110 чел.
Закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Для осуществления данной работы согласно приказу Министерства юстиции России от 13.01.2006 № 2 "Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" в исправительных учреждениях созданы группы социальной защиты осужденных (с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб).
Социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
В уголовно-исполнительной системе Сахалинской области созданы "Школы по подготовке осужденных к освобождению". Ведется работа по организации общеобразовательного обучения осужденных. При федеральных бюджетных учреждениях (далее - ФБУ) ИК-1, ИК-2, Южно-Сахалинская воспитательная колония функционируют профессиональные училища.
В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, работающие имеют низкие заработки. Одной из основных причин низкой трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы является отсутствие реальной государственной поддержки производственного сектора уголовно-исполнительной системы. В учреждениях не решен вопрос полного привлечения осужденных к получению обязательного начального профессионального обучения или профессиональной подготовки в имеющихся профессионально-технических училищах. Для обеспечения необходимого уровня профессионального обучения осужденных необходимо переоснащение материальной базы существующих училищ.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между управлением государственной службы занятости населения Сахалинской области и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, организована работа по обмену информацией о вакансиях на предприятиях области, лицах, освобождаемых из мест лишения свободы, для содействия их трудоустройству, по оказанию услуг по профессиональному информированию, социальной адаптации.
Ежегодно в службу занятости обращаются около 100 граждан данной категории, из них более 50 решают вопрос своего трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки, более 70 человек получают услуги по психологической поддержке и профориентации, 15 направляются на профессиональное обучение, более 10 принимают участие в оплачиваемых общественных работах.
Работа по трудоустройству освобожденных из мест лишения свободы сопряжена с определенными сложностями: низкая мотивация к труду, низкий образовательный уровень либо потеря профессиональных навыков в связи с длительным заключением, плохое состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины, зачастую отсутствие прописки и жилья.
Социальная реабилитация, помимо оказания помощи в трудоустройстве гражданам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, должна включать в себя также следующее:
- социально-бытовое обустройство (оказание материальной помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие в паспортизации и др.);
- профилактику инфекционных заболеваний;
- получение необходимого образования в учреждениях профессионального образования Сахалинской области.
Для снижения социальной напряженности областное государственное учреждение "Ногликский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 60 мест в 2007 году переведено в статус специального дома-интерната для обслуживания граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, утративших способность к самообслуживанию.
Государственным учреждением здравоохранения "Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер" осуществляется централизованный контроль за противотуберкулезными мероприятиями в Сахалинской области. Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" ведется контроль за организацией обследования и эффективностью лечения обвиняемых и осужденных. Ежегодно центральной клинико-экспертной комиссией (далее - КЭК) облтубдиспансера рассматривается медицинская документация на 670 - 700 больных.
В соответствии с указанным приказом на КЭК в обязательном порядке представляется медицинская документация освобождающихся из мест лишения свободы больных туберкулезом с подробной выпиской из истории болезни, указываются срок освобождения и место дальнейшей регистрации. На КЭК решаются также вопросы о необходимости госпитализации освобождающихся больных туберкулезом.
По отчетным данным, в целом по Сахалинской области взято на учет больных туберкулезом, освободившихся из мест заключения: в 2006 году - 24 чел., в 2007 году - 38 чел., в 2008 году - 73 чел.
За I квартал 2009 года на КЭК облтубдиспансера рассмотрена документация 214 заключенных, в том числе: ИК-1 - 33; ЛИУ-3 - 122; СИЗО - 59. Из 27 освободившихся больных взяты на учет в районах проживания 18 человек. 10 - 12% освобожденных ставятся на учет фтизиатрами муниципальных образований спустя 2 - 4 месяца после прибытия к месту проживания.

]]>
На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Сахалинской области (далее - муниципальные комиссии) состоит:

+-------------------------------------+--------+--------+--------+
¦                                     ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+
¦                                     ¦        ¦        ¦        ¦
¦Осужденных условно, осужденных       ¦        ¦        ¦        ¦
¦к обязательным работам,              ¦        ¦        ¦        ¦
¦исправительным работам или иным мерам¦        ¦        ¦        ¦
¦наказания, не связанным с лишением   ¦        ¦        ¦        ¦
¦свободы                              ¦   178  ¦   247  ¦   155  ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+
¦Освобожденных из учреждений          ¦        ¦        ¦        ¦
¦уголовно-исполнительной системы      ¦     1  ¦     7  ¦     9  ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+
¦Вернувшихся из специальных           ¦        ¦        ¦        ¦
¦учебно-воспитательных учреждений     ¦        ¦        ¦        ¦
¦закрытого типа                       ¦    31  ¦    33  ¦    23  ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+

С целью недопущения совершения подростками повторных преступлений и правонарушений на заседаниях муниципальных комиссий обсуждается их поведение, анализируются причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и правонарушений. На общественных началах работают секции по контролю за подростками, приговоренными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Проводятся коллективные и индивидуальные собеседования с несовершеннолетними, разъясняются перспективы их дальнейшего будущего в зависимости от осознания ими содеянного, а также от положительных или отрицательных характеризующих моментов.
В 2006 - 2008 годах оказана помощь 68 несовершеннолетним, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений (2006 год - 11, 2007 год - 34, 2008 год - 23).
Совместно с органами системы профилактики, представителями общественности проводятся рейды с целью тщательной проверки образа жизни несовершеннолетних. По результатам этих проверок направляются ходатайства об изменении меры пресечения с подписки о невыезде на арест, о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, вносятся представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
За период с 2006 по 2008 год в уголовно-исполнительную инспекцию направлено 625 ходатайств о замене условного осуждения на реальную меру наказания, 495 из которых были удовлетворены. В 2008 году на заседаниях муниципальных комиссий рассмотрены дела в отношении 129 несовершеннолетних, нарушивших обязанности, возложенные судом, за первый квартал 2009 года - 16.
Особую тревогу вызывает то, что значительное большинство несовершеннолетних нигде не учится, не желает заниматься спортом, другими видами общественно полезной деятельности, приобщаться к различным видам искусства и художественного творчества, а бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков возводятся ими в норму жизни. Отчетливо проявляется тенденция к групповым формам противоправного поведения, снижается возрастной порог преступности. В Сахалинской области действуют 614 спортивно-массовых и военно-патриотических учреждений, секций декоративно-прикладного искусства, в том числе 454 спортивные секции, в которых занимается всего 28 несовершеннолетних указанной категории.
В течение последних двух лет 6 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под особым контролем со стороны муниципальных комиссий, двум улучшены жилищные условия, 5 человек трудоустроены, все получили дополнительные выплаты из местных бюджетов. Один (уже совершеннолетний) воспитанник колонии совершил новое преступление и находится в местах лишения свободы.
Указанные меры по социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, принимаемые органами исполнительной власти области, недостаточны, так как охватывают лишь небольшую часть освобождаемых. Работа заинтересованными органами ведется бессистемно, разрозненно, программно-целевой метод не используется.
В течение последних двух лет на территории Сахалинской области наблюдается снижение регистрируемых преступлений. Однако, учитывая кризисную ситуацию, сложившуюся в мировой финансовой системе, и, как следствие этого, рост безработицы и социальной напряженности в обществе, в последующие годы можно ожидать увеличения количества регистрируемых преступлений до 5% ежегодно.
Одними из факторов, влияющих на рост уровня преступности, останутся сокращение численности постоянного населения Сахалинской области с преобладанием миграционного оттока (как правило, законопослушных граждан) и значительный приток, в связи с экономической, а следовательно, и криминальной привлекательностью региона, как иностранной рабочей силы, так и российских граждан из других регионов страны.
Среди лиц, совершивших преступления, возрастет число лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Их доля в 2012 году может составить 70% (в настоящее время - 60%). До 35% возрастет доля лиц, ранее совершавших преступления.

Вариант 2
(умеренно оптимистический)

Оптимистический вариант криминологического прогноза основан на предполагаемом улучшении финансового положения (окончании финансового кризиса), экономической и социально-политической обстановки, в результате чего возможен устойчивый рост ВВП, повысится уровень благосостояния населения, будут реализованы финансовые и другие социально-значимые показатели, заложенные как в областной, так и в федеральный бюджеты. Кроме того, предполагается, что будут приняты радикальные меры по укреплению правопорядка, в полном объеме реализованы все мероприятия, запланированные государственными и областными программно-целевыми документами антикриминальной направленности, произойдут серьезные социально-психологические изменения в обществе, которое в полной мере осознает опасность нарастающей угрозы криминализации. На этом фоне в 2010 - 2012 годах ожидается снижение числа зарегистрированных преступлений, а также количества лиц, их совершивших, в пределах 5 - 7%.

4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы

В Российской Федерации мероприятия по профилактике правонарушений было решено проводить программными методами. Данный вариант решения проблемы экономически обременителен, рассчитан на долгосрочную перспективу, приносит наибольшую эффективность в период стабильного развития экономики и решения социальных проблем.
Возможные сценарии развития криминогенной ситуации в Сахалинской области описаны в разделе 3 настоящей Концепции.

5. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:
- создание необходимых условий для соблюдения конституционных прав и свобод граждан, отбывших наказание, а также лиц без определенного места жительства и занятий;
- совершенствование организации социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание и оказавшимся в силу сложившихся обстоятельств в трудной жизненной ситуации;
- формирование системного подхода к организации социальной помощи этой категории граждан;
- профилактика правонарушений и обеспечение безопасности граждан на территории Сахалинской области;
- развитие сети учреждений социальной направленности.
Для достижения поставленных целей предусматривается принятие комплекса мер, способствующих получению лицами, отбывшими наказание, лицами без определенного места жительства и занятий социальных гарантий по медицинскому обслуживанию, трудоустройству, социальному обеспечению и реализации прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения целей Программы требуется решение следующих задач:
- развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной, прежде всего, на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- совершенствование нормативной правовой базы Сахалинской области;
- дальнейшее снижение уровня рецидивной преступности;
- создание системы социальных и экономических стимулов для профилактики правонарушений и ведения законопослушного образа жизни.

6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализация Программы осуществляется в течение 2010 - 2012 годов.
Предусмотренные Программой задачи решаются одновременно в течение всего периода реализации Программы исходя из материальных, трудовых и финансовых возможностей Сахалинской области. По этой причине Программа не имеет строгой разбивки по этапам ее реализации.

7. Участие органов исполнительной власти
Сахалинской области в формировании Программы

В формировании Программы предполагается участие органов исполнительной власти Сахалинской области: главного финансового управления, комитета экономики, комитета по физической культуре и спорту, комитета по промышленности и торговле, департамента здравоохранения, департамента образования, департамента социальной защиты населения, управления государственной службы занятости населения, управления культуры, управления сельского хозяйства, управления молодежной политики, а также, с учетом специфики и направленности основных положений Программы, управления внутренних дел по Сахалинской области, управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области.

8. Предложения по назначению органа исполнительной власти
координатором-разработчиком Программы
(далее - Координатор-разработчик)

В качестве Координатора-разработчика Программы предлагается администрация Сахалинской области.

9. Механизм формирования мероприятий Программы
и определение исполнителей программных мероприятий

Программа направлена на создание целостной системы оказания помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации, координацию усилий всех субъектов профилактики в данном направлении, снижение рецидивных правонарушений на основе реализации разработанных мероприятий.
Программа включает в себя комплекс следующих мероприятий:
- стабилизация и развитие уголовно-исполнительной системы, оказание содействия в обеспечении трудовой занятости осужденных;
- разработка и внедрение систем социальных и экономических стимулов для работодателей, предоставляющих рабочие места лицам, освободившимся из мест лишения свободы, разработка и принятие нормативных правовых актов в данной сфере;
- профилактика правонарушений среди лиц без определенного места жительства и утративших социальные связи;
- профилактика правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних;
- информационно-методическое обеспечение.
Службой занятости населения реализуются мероприятия по оказанию содействия трудоустройству граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, направленные на повышение их социального статуса:
- содействие в поиске подходящей работы, в том числе посредством мероприятий по содействию занятости населения;
- информирование о положении на рынке труда;
- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации;
- организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на условиях оказания материальной поддержки из средств федеральной субвенции (в том числе лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
- организация проведения оплачиваемых общественных работ.
В целях медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом, освободившихся из мест лишения свободы, необходимо предусмотреть решение вопросов:
- обеспечение нуждающихся бациллярных больных жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
- в порядке материальной поддержки, стимулирования больных к соблюдению лечебного режима и выполнению врачебных назначений оказание им материальной поддержки в виде продуктовых наборов.
Предложения по конкретным мероприятиям для включения в Программу поступают от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, других организаций и ведомств, представители которых входят в состав межведомственной рабочей группы. Исполнителей программных мероприятий определяет межведомственная рабочая группа.

10. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 277-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предоставляет право субъектам Российской Федерации проводить мероприятия по стабилизации и развитию уголовно-исполнительной системы, оказывать содействие обеспечению трудовой занятости осужденных.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, а также за счет средств федеральной субвенции, переданной на осуществление полномочий. Ориентировочная сумма затрат из областного бюджета за все время реализации Программы составит 11932 тыс. рублей.
Выделение денежных средств из бюджета Сахалинской области или иных источников на разработку Программы не предполагается.
Окончательный объем, источники финансирования будут определены при формировании Программы.

11. Основные направления финансирования,
сроки и этапы реализации Программы

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Сахалинской области.
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Сахалинской области на 2010 - 2012 годы - 11932 тыс. рублей, в том числе: на 2010 год - 1508 тыс. рублей, на 2011 год - 5978 тыс. рублей, на 2012 год - 4446 тыс. рублей (в ценах 2009 года).
В 2010 - 2012 годах планируется приобретение для УФСИН имущества на сумму 7200 тыс. рублей, в том числе:
- оборудование реабилитационных помещений: в ФБУ ИК-1 на 20 мест, ФБУ ИК-2 на 20 мест, ФБУ ЛИУ-3 на 15 мест - для подготовки осужденных к предстоящему освобождению - 3000 тыс. рублей;
- приобретение производственного оборудования:
- ФБУ ИК-1 (производство мебели) - 1600 тыс. рублей;
- ФБУ ИК-2 (лесопереработка) - 1800 тыс. рублей;
- ФБУ ЛИУ-3 (растениеводство) - 800 тыс. рублей.
В 2010 - 2012 годах планируется выделение управлению государственной службы занятости населения Сахалинской области за счет средств областного бюджета 3917 тыс. рублей на организацию ежегодно 30 временных субсидированных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также на организацию профессионального обучения, содействие трудоустройству и социальные выплаты гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.

12. Возможные варианты создания механизма
реализации Программы

Функции государственных заказчиков в части закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг, направленных на выполнение мероприятий Программы, возлагаются на специализированное государственное учреждение "Фонд имущества Сахалинской области", УФСИН.
Закупка товаров осуществляется государственными заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Расходование средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в 2010 - 2012 годах, осуществляется в форме оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным контрактам.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Сахалинской области, которая уточняет показатели по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Участники Программы представляют доклады о ходе ее выполнения по итогам года на заседании межведомственной комиссии совета безопасности Сахалинской области по борьбе с преступностью, коррупцией и социальной профилактике правонарушений. В целях контроля и ведения отчетности о реализации Программы предусматривается три срока представления отчетных документов:
- ежеквартальная отчетность;
- ежегодная отчетность;
- итоговая отчетность по завершении срока реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в административно-контрольное управление администрации Сахалинской области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, подготовленную на основе установленных форм.
Административно-контрольное управление администрации Сахалинской области в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет сводную информацию в комитет экономики Сахалинской области и главное финансовое управление Сахалинской области.
Для характеристики процесса реализации Программы допускается использование:
- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, использованных для реализации Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы Координатор-разработчик и исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.

13. Предварительная оценка ожидаемой результативности
и социально-экономической эффективности реализации
мероприятий Программы

Для оценки эффективности программных мероприятий предлагается использовать следующие показатели:
- социальная реабилитация лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, и бездомных;
- уменьшение количества лиц без определенного места жительства и занятий, их учет;
- открытие учреждений социальной помощи для лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание, и граждан без определенного места жительства;
- медицинское обслуживание, трудоустройство, их социальное обеспечение;
- формирование нормативно-правовой базы по социальной защите лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание, и лиц без определенного места жительства;
- снижение преступности, предупреждение повторной судимости, оздоровление общества через социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказание, и лиц без определенного места жительства;
- снижение рецидивной преступности среди несовершеннолетних;
- повышение эффективности системы профилактики правонарушений, привлечение общественности к организации деятельности по предупреждению правонарушений всех субъектов профилактики.
Оценка вероятных последствий принятия и реализации Программы определяется на стадии окончательной разработки Программы.

14. Организация мониторинга Программы

В качестве целевых показателей успешной реализации Программы могут выступать следующие критерии:
- сравнительный анализ количества (динамика) трудоустроенных, направленных на обучение, переобучение от общего числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нуждающихся в трудоустройстве, обучении (в %);
- сравнительный анализ количества (динамика) лиц, которым оказано содействие в бытовом устройстве, от общего числа нуждающихся лиц, освободившихся из мест лишения свободы (в %);
- сравнительный анализ количества (динамика) преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (в %).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru