Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. № 851

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (МОУ СОШ) СЕЛА
СЫРСКОЕ ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, руководствуясь Уставом Липецкого муниципального района, постановляю:
1. Внести изменение в наименование муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МОУ СОШ) с. Сырское Липецкого района Липецкой области:
добавить после слова "Липецкого" слово "муниципального".
2. Утвердить Устав МОУ СОШ села Сырское Липецкого муниципального района Липецкой области в новой редакции.
3. Директору МОУ СОШ с. Сырское осуществить государственную регистрацию Устава МОУ СОШ с. Сырское в новой редакции в установленном законом порядке.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника отдела образования администрации Попову К.М.

Глава администрации
муниципального района
А.А.КОРОСТЕЛЕВ





Утверждено
постановлением
главы администрации
Липецкого муниципального
района Липецкой области
от 1 июля 2009 г. № 851

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕЛА СЫРСКОЕ ЛИПЕЦКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Сырское Липецкого муниципального района Липецкой области (сокращенное название МОУ СОШ с. Сырское), в дальнейшем именуемое "образовательное учреждение", является юридическим лицом (некоммерческой организацией), создано постановлением главы администрации Липецкого района № 152 от 16.04.1998 в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего полного (общего) образования. На основании постановления главы администрации Липецкого муниципального района № 979 от 13.08.2008 созданы группы полного пребывания детей дошкольного возраста от 4,5 до 7 лет с целью обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей.
1.2. Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией, законодательством РФ, "Типовым положением об общеобразовательном учреждении", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении", Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О некоммерческих организациях", решениями органов управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, настоящим Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
1.3. Учредителем образовательного учреждения является администрация Липецкого муниципального района Липецкой области (далее - "Учредитель").
1.4. Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, обладает обособленным имуществом. Образовательное учреждение как юридическое лицо вправе иметь лицевой и другие счета в финансовых органах, учреждениях банков и органах казначейства, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Образовательное учреждение имеет печать с изображением герба Российской Федерации установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
1.5. Отношения между образовательным учреждением и Учредителем определяются договором между ними, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения образовательного учреждения с воспитанниками, обучающимися и их родителями (законными представителями) регулируются настоящим Уставом.
1.6. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку учебно-образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.
1.7. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
1.8. Общеобразовательное учреждение проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
1.9. Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за образовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдения санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников и обучающихся.
Образовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
1.10. Организация питания в образовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на образовательное учреждение. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся и воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи.
1.11. В образовательном учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
1.12. Образовательное учреждение может вступать в педагогические, научные и иные российские и международные объединения, принимать участие в работе конгрессов, конференций и т.д.
1.13. Место нахождения образовательного учреждения.
Юридический адрес: 398533, Липецкая область, Липецкий район, село Сырское, улица Ленина, дом 7.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Основными задачами образовательного учреждения является создание условий:
а) гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся;
б) обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
в) для формирования у обучающихся современного уровня знаний;
г) для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
д) для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
е) для осознанного выбора профессии;
ж) для взаимодействия с семьей для обеспечения полного развития ребенка.
2.2. Для реализации основных задач образовательное учреждение имеет право:
а) самостоятельно выбирать программу дошкольного образования из комплекса вариативных программ, разрабатывать, принимать и реализовывать общие образовательные программы с учетом требований государственных образовательных стандартов;
б) самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
в) выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;
г) выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
д) привлекать дополнительные финансовые источники, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан.

3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
3.2. Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с выбранными и утвержденными программами дошкольного воспитания и обучения и уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Группы полного пребывания детей дошкольного возраста функционируют в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.2.1. Контингент воспитанников групп полного пребывания детей дошкольного возраста формируется в соответствии с их возрастом. Количество групп определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
В образовательном учреждении функционируют 2 группы полного пребывания детей дошкольного возраста: средняя от 4,5 до 5,5 и старшая (подготовительная) от 5,5 до 7 лет.
3.2.2. Задачами дошкольного образования являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.2.3. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
3.2.4. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3.2.5. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
3.3. Содержание дошкольного образования в образовательном учреждении определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми на основе комплекса вариативных программ, рекомендованных Министерством образования и науки, с учетом требований государственных образовательных стандартов.
Содержание общего образования в образовательном учреждении определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.4. Для осуществления образовательного процесса образовательное учреждение разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план создается образовательным учреждением самостоятельно на основе государственного базисного учебного плана. Учебные нагрузки учащихся определяются на основе рекомендаций органов здравоохранения.
Образовательная программа состоит из основного (базового) и дополнительного компонентов образования.
3.5. Обучение и воспитание в образовательном учреждении ведется на русском языке.
3.6. Военная подготовка в образовательном учреждении может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
3.7. Промежуточная аттестация обучающихся в 2 - 8, 10-х классов является обязательной формой контроля и диагностики уровня знаний обучающихся.
Педагогический совет образовательного учреждения имеет право на принятие решения о промежуточной аттестации учащихся и проведении переводных экзаменов в 3 - 8 и 10-х классах. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждаются решением педагогического совета образовательного учреждения и доводятся до сведения учащихся и их родителей (законных представителей).
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: собеседование, тестирование, защита рефератов, творческих работ, зачеты, итоговые опросы, переводные экзамены (устные и письменные), письменные итоговые контрольные работы и т.д.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, решением педагогического совета учреждения переводятся в следующий класс. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучающимся в этом классе, годовые отметки "5" награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
3.8. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) образования, не освоившие образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.10. Образовательное учреждение оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
3.11. Порядок организации получения образования в семье определяется примерным Положением о получении образования в семье, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
3.12. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется локальным актом образовательного учреждения - Положением о получении общего образования в форме экстерната.
3.13. Образовательное учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
3.14. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, решением педагогического совета Учреждения переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Учреждение обязуется создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.15. Текущий контроль успеваемости обучающихся в образовательном учреждении осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл - один, максимальный балл - пять) или в форме зачетов в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.
Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающихся.
Промежуточные итоговые оценки в баллах и зачеты выставляются за четверть, полугодие. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки и зачеты.
3.16. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.
Выпускникам образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.
Выпускники образовательного учреждения, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.
Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучающимся в этом классе четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
3.17. Учебный год в образовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели. Учреждение работает в режиме шестидневной недели для учащихся 2 - 11 классов, пятидневной недели для 1 класса.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 18.02 по 24.02.
Продолжительность учебных периодов и каникул следующая:
1 четверть (начиная с первого рабочего дня сентября) - девять учебных недель. Осенние каникулы - 8 дней.
2 четверть - 7 учебных недель. Зимние каникулы - 14 дней.
3 четверть - 10 учебных недель. Весенние каникулы - 8 дней.
4 четверть - 8 учебных недель.
Практика (1 ступень - нет, 5 - 7 классы - 10 дней, 8 класс - 10 дней, 10 класс - 20 дней) или иная трудовая деятельность в период летних каникул и в свободное от учебы время осуществляется на договорной основе в соответствии с потребностями в регионе.
3.18. В образовательном учреждении устанавливается следующий режим:
а) в группах полного пребывания детей дошкольного возраста пятидневная рабочая неделя, с 07.00 до 19.00, с выходными днями в субботу и воскресенье;
б) в 1 - 4 классах устанавливается пятидневная рабочая неделя, в 5 - 11 классах - шестидневная. Начало уроков в 1 смене - 8 час. 00 мин.; во 2 смене - 13 час. 30 мин., продолжительность урока 45 мин., для учащихся 1 класса - 35 минут, в субботу - 40 минут; перемены после 2-го и 3-го уроков по 20 минут, а остальные по 10 минут, динамическая пауза в 1 классе - 40 минут;
в) при наличии в образовательном учреждении двухсменных занятий во 2 смене не могут обучаться в случае необходимости учащиеся 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов.
3.19. Наполняемость в группах полного пребывания детей дошкольного возраста - до 15 воспитанников.
Количество классов в образовательном учреждении определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса. Наполняемость классов устанавливается в количестве 25 обучающихся.
3.20. При проведении занятий по иностранному языку в 4 - 11 классах и трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы при наполняемости 20 человек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении иностранного языка.
3.21. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
3.22. Образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными стандартами.
3.23. Доход от указанной деятельности образовательного учреждения используется данным учреждением в соответствии с уставными целями.
3.24. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителями в бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителей в суде.
3.25. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:
а) невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения;
б) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;
в) жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
г) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Участниками образовательного процесса в образовательном учреждении являются обучающиеся, их родители (законные представители), учителя и все другие работники образовательного учреждения.
4.2. В группы полного пребывания детей дошкольного возраста принимаются дети, достигшие возраста от 4,5 до 7 лет, на основании медицинского заключения.
В 1 класс школы принимаются все дети, достигшие возраста 6,5 лет и не имеющие медицинских противопоказаний.
4.3. Зачисление воспитанника и учащегося в образовательное учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в образовательное учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:
- заявление на имя руководителя образовательного учреждения;
- копия "Свидетельства о рождении" (заверяется директором образовательного учреждения);
- медицинская карта ребенка, в которой имеется заключение медиков о возможности обучения в массовой школе;
- справка о месте проживания ребенка.
При зачислении ребенка в группу полного пребывания детей дошкольного возраста между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) заключается договор.
4.4. Прием обучающихся во 2 - 9, 11 классы осуществляется при предоставлении следующих документов:
- заявление на имя директора Учреждения;
- дневник с оценками, заверенный печатью школы, или выписка оценок по всем предметам, заверенная печатью школы (при переходе в течение учебного года);
- личное дело ученика;
- медицинская карта ученика;
- справка о месте проживания ребенка.
4.5. Для поступления в 10 класс учащихся, обучавшихся в данной школе, необходимы следующие документы:
- заявление на имя руководителя образовательного учреждения;
- аттестат об окончании 9-ти классов.
Для учащихся, пришедших из других школ, добавляются:
- личное дело ученика;
- медицинская карта;
- справка о месте проживания ребенка.
4.6. Образовательное учреждение обязано обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и локальными актами, отражающими их права и обязанности.
4.7. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.
4.8. Воспитанники групп полного пребывания детей дошкольного возраста могут быть отчислены из образовательного учреждения:
а) по заявлению родителей (законных представителей);
б) по медицинскому заключению о состоянии здоровья ребенка, препятствующему его пребыванию в образовательном учреждении;
в) при невыполнении родителями условий договора, заключенного между учреждением и родителями (законными представителями).
Родители за 7 дней до отчисления ребенка письменно уведомляются об этом. Они имеют право обжаловать это решение Учредителю в месячный срок с момента получения письменного уведомления.
По решению Совета образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "...если меры воспитательного характера не дали результата...".

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано информировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и отдел образования администрации района.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с отделом образования администрации района и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
Решение Совета Учреждения об исключении оформляется приказом директора образовательного учреждения.
4.9. Учащимся образовательного учреждения запрещается:
а) приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
б) использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
4.10. Другие обязанности обучающихся определяются приказами директора образовательного учреждения и, прежде всего, приказом "По охране труда".
4.11. Родители (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы обучения и образовательные учреждения;
б) защищать законные права и интересы ребенка.
Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением к директору образовательного учреждения, который обязан в установленный законом срок (в течение 30 дней со дня регистрации обращения) дать письменный ответ.
Родители имеют право подать заявление о несогласии с выставленной оценкой не позднее чем через три дня после выставления оценки обучающемуся.

]]>
В случае конфликта между родителем и учителем по поводу объективности выставленной оценки приказом директора создается независимая комиссия специалистов-предметников (лучше с привлечением методиста), которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку;
в) присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
г) участвовать в управлении образовательным учреждением, т.е. избирать и быть избранным в Совет Учреждения, принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях;
д) при обучении ребенка в семье - на любом этапе обучения продолжить его образование в образовательном учреждении;
е) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося:
- посещать уроки в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора образовательного учреждения и согласия учителя, ведущего урок;
- с оценками успеваемости учащегося родителя знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;
ж) знакомиться с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
з) посещать образовательное учреждение и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока, с воспитателями групп полного пребывания детей дошкольного возраста после окончания их работы в группе;
и) вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития образовательного учреждения;
к) принимать решение о необходимости охраны образовательного учреждения и вносить добровольные взносы на ее содержание;
л) требовать безусловного выполнения договора между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением;
м) досрочно расторгнуть родительский договор.
4.12. Родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:
а) оказание содействия в воспитании и развитии своих детей и получение ими основного общего образования;
б) ликвидацию обучающими академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс "условно";
в) выполнение Устава образовательного учреждения;
г) посещение проводимых образовательным учреждением родительских собраний;
д) бережное отношение обучающегося к государственной собственности;
е) своевременную уплату средств за содержание ребенка в образовательном учреждении;
ж) своевременное уведомление образовательного учреждения о болезни ребенка или его отсутствии.
4.13. Педагогические работники принимаются на работу в образовательное учреждение в соответствии со статьями 331, 65 Трудового кодекса РФ, а также со статьями Типового положения об общеобразовательном учреждении.
Для них обязательны следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании (диплом);
- медицинские документы в соответствии с действующим законодательством.
4.14. При приеме на работу администрация образовательного учреждения знакомит принимаемого на работу учителя под расписку со следующими документами:
- Коллективным договором;
- Уставом образовательного учреждения;
- Правилами внутреннего распорядка;
- Должностными инструкциями;
- приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности;
- локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.
4.15. Педагогические работники обязаны:
а) иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
б) выполнять Устав образовательного учреждения и Правила внутреннего трудового распорядка;
в) поддерживать дисциплину в образовательном учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается;
г) принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
д) проходить периодически по приказу руководителя образовательного учреждения бесплатные медицинские обследования и курсовую переподготовку.
4.16. Педагогические работники имеют право на:
а) участие в управлении образовательным учреждением:
- работать в педагогическом совете;
- избирать и быть избранным в Совет Учреждения;
- обсуждать и принимать "Правила внутреннего трудового распорядка";
- обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
б) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
в) свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся;
г) повышение своей квалификации;
д) аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;
е) сокращенную (не более 36 часов) рабочую неделю, получение пенсии по выслуге лет, длительный, до 1 года, отпуск через каждые 10 лет непрерывной работы учителем;
ж) социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также дополнительные льготы, устанавливаемые Учредителем;
з) проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава образовательного учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана объекту жалобы.
4.17. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
4.18. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
4.19. Трудовые отношения с работниками образовательного учреждения, помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренного статьями Трудового кодекса РФ, могут быть прерваны по Дополнительному основанию прекращения трудового договора с педагогическим работником по ст. 336 Трудового кодекса РФ:
а) повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
б) применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося.
4.20. Обучающиеся в образовательном учреждении имеют право на:
а) получение бесплатного общего (начального общего, основного общего, среднего (полного, общего) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
г) бесплатное пользование библиотечным фондом;
д) участие в управлении образовательным учреждением, право избирать и быть избранными в Совет Учреждения (учащиеся 9 - 11 классов);
е) уважение человеческого достоинства, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
ж) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
з) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
и) добровольное вступление в любые общественные организации;
к) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия Учреждения;
л) защиту от применения методов физического и психического насилия;
м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
4.21. Обучающиеся в образовательном учреждении обязаны:
а) выполнять Устав образовательного учреждения;
б) добросовестно учиться;
в) бережно относиться к имуществу образовательного учреждения;
г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
д) выполнять требования работников образовательного учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции.
4.22. Отношение ребенка и воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, индивидуального подхода к нему.
4.23. Права ребенка гарантируются конвенцией ООН "О правах ребенка", законодательством Российской Федерации, родительским договором.

5. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

5.1. Права Учредителя:
а) образовательное учреждение создается Учредителем по собственной инициативе;
б) Учредитель закрепляет за образовательным учреждением объекты собственности. Объекты собственности находятся в оперативном управлении образовательного учреждения.
в) отношения между Учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) Учредитель утверждает Устав образовательного учреждения;
д) Учредитель получает отчет от образовательного учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
е) руководителя (директора) образовательного учреждения назначает начальник отдела образования администрации Липецкого района по согласованию с Учредителем;
ж) Учредитель имеет право контроля за образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения.
5.2. Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" и "Типовым положением об общеобразовательном учреждении" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органами самоуправления учреждения являются: Совет Учреждения, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, родительский комитет, которые действуют в соответствии с локальными актами-положениями об этих органах самоуправления.
5.3. Коллектив составляют все работники образовательного учреждения. Полномочия трудового коллектива образовательного учреждения осуществляются общим собранием членов коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников образовательного учреждения.
5.4. Общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения имеет право:
а) обсуждать "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и другие локальные акты, принимать "Устав образовательного учреждения" и вносить в него изменения и дополнения по согласованию с Учредителем;
б) обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива образовательного учреждения и принимать решение о вынесении общественного порицания в случае виновности;
в) избирать представителей в Совет Учреждения из числа сотрудников.
5.5. В образовательном учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, объединения учащихся, структура. Порядок формирования, компетенция, наименование определяются соответвующими локальными актами.
5.6. Непосредственное руководство образовательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
5.6.1. Директор образовательного учреждения имеет право на:
а) представление образовательного учреждения во всех инстанциях;
б) распоряжение имуществом и материальными ценностями;
в) прием на работу, увольнение и перевод сотрудников с одной должности на другую в соответствии со статьями Трудового кодекса РФ;
г) утверждение штатного расписания в пределах выделенного фонда заработной платы;
д) установление заработной платы работникам образовательного учреждения, в том числе компенсационных и стимулирующих выплат, в соответствии с коллективным договором, Положением "Об оплате труда работников МОУ СОШ с. Сырское", федеральными законами, иными правовыми актами Липецкой области и Липецкого муниципального района;
е) утверждение графиков работ и расписаний учебных занятий;
ж) издание приказов, инструкций и локальных актов, обязательных для выполнения всеми работниками образовательного учреждения и учащимися;
з) распределение совместно с профсоюзным комитетом учебной нагрузки;
и) контроль совместно со своими заместителями по учебной и воспитательной работе за деятельностью учителей и воспитателей, в том числе путем посещения уроков, всех других видов занятий и воспитательных мероприятий;
к) назначение председателей методических комиссий по предметам, классных руководителей, секретаря педагогического совета;
л) решение других вопросов текущей деятельности, не отнесенных к компетенции Совета Учреждения и Учредителя.
5.6.2. Директор образовательного учреждения имеет право приостанавливать решения Совета Учреждения в случае, если они противоречат действующему законодательству.
5.6.3. Директор образовательного учреждения является председателем педагогического совета учреждения.
5.6.4. Директор образовательного учреждения несет полную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внешкольных мероприятий: за работу образовательного учреждения в соответствии со ст. 32, 51 Закона РФ "Об образовании", а также требованиями "Тарифно-квалификационных характеристик" и должностных инструкций.
5.6.5. Директору образовательного учреждения совмещать должность с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательного учреждения не разрешается.
Должностные обязанности руководителя образовательного учреждения, его филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
5.7. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

6. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6.1. Деятельность образовательного учреждения финансируется Учредителем в соответствии с договором между ними. По договору с Учредителем образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования.
6.2. Финансирование образовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаются одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и являются минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
6.3. Образовательное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
6.4. Образовательное учреждение вправе с согласия Учредителя использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода.
6.5. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.
6.6. Образовательному учреждению запрещается совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению.
6.7. Образовательное учреждение устанавливает работникам заработную плату, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, в соответствии с коллективным договором, Положением "Об оплате труда работников МОУ МОШ с. Сырское", порядок и размеры их премирования.
6.8. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
6.9. Образовательное учреждение и закрепленные за ним на правах оперативного управления объекты, имущество и средства приватизации не подлежат.
6.10. Учредитель закрепляет за образовательным учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество согласно акту приема-передачи между Учреждением и комитетом экономики, имущественных и земельных отношений администрации района.
6.11. Имущество образовательного учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Образовательное учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством РФ.
6.12. Образовательное учреждение не вправе самостоятельно сдавать в аренду, передавать во временное пользование закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество.
6.13. При осуществлении оперативного управления имуществом образовательное учреждение обязано:
а) эффективно использовать закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество;
б) обеспечивать сохранность и использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества строго по целевому назначению;
в) не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на праве оперативного управления имущества: это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации;
г) осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за образовательным учреждением имущества;
д) осуществлять восстановление изнашиваемой части имущества, передаваемого в оперативное управление. При этом имущество, вновь приобретенное взамен списанного (в том числе в связи с износом), включается в состав имущества, передаваемого в оперативное управление. Списанное имущество (в том числе в связи с износом) исключается из состава имущества, переданного в оперативное управление, на основании акта списания.
6.14. Расходы на текущий и капитальный ремонт имущества образовательного учреждения несет Учредитель.
6.15. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
6.16. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
а) торговля покупными товарами, оборудованием;
б) оказание посреднических услуг;
в) долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
г) приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
д) ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
6.17. Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

7. ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу.
7.2. Образовательное учреждение имеет право принимать и издавать следующие локальные акты:
- Положение о Совете Учреждения;
- Положение о педагогическом совете;
- Положение о родительском комитете;
- Договор образовательного учреждения с Учредителем;
- Правила поведения обучающихся;
- Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- Положение об установлении надбавок и доплат работникам образовательного учреждения;
- Трудовой договор (контракт) с работниками;
- Положение о комиссии по аттестации педагогических работников;
- Положение о методическом объединении учителей и воспитателей образовательного учреждения;
- Положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии;
- Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- Положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов;
- Положение о формах получения образования в образовательном учреждении;
- Положение об объединениях обучающихся;
- Положение об учебном кабинете;
- инструкции по охране труда;
- решения педагогических советов;
- приказы директора образовательного учреждения;
- Положение о приеме обучающегося в образовательное учреждение;
- Положение о школьной предметной олимпиаде, о конкурсах, смотрах;
- Положение о поощрениях и взысканиях обучающихся;
- должностные инструкции;
- Положение о реферате;
- Положение о единых требованиях к ведению дневников обучающихся;
- Положение о школьной библиотеке;
- Положение о порядке создания, обновления и использования учебного библиотечного фонда школы;
- договор с родителями;
- Положение "Об оплате труда работников МОУ СОШ с. Сырское";
- Методические рекомендации по оплате труда работников МОУ СОШ с. Сырское Липецкого района Липецкой области;
- Положение о группе полного дня детей дошкольного возраста;
- Положение о получении общего образования в форме экстерната МОУ СОШ с. Сырское;
- Положение о совете обучающихся;
- Положение о должностном (внутришкольном) контроле;
- Положение о порядке утверждения и хранения экзаменационных материалов.

8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

8.1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации муниципального образовательного учреждения устанавливается органом местного самоуправления.
8.2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
8.3. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
- в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном органом местного самоуправления;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
8.4. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru