Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УСМАНСКОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. № 616

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ
МЕР УСМАНСКОГО РАЙОНА НА 2009 ГОД

В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-экономической стабильности в районе в условиях негативного воздействия мирового экономического кризиса постановляю:
1. Утвердить Программу антикризисных мер Усманского района на 2009 год.
2. Контроль за исполнением Программы антикризисных мер Усманского района на 2009 год возложить на первого заместителя, заместителей главы по принадлежности.

Глава администрации района
В.М.МАЗО





Приложение
к постановлению
главы администрации района
от 24 июня 2009 г. № 616

ПРОГРАММА
АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР УСМАНСКОГО РАЙОНА НА 2009 ГОД

1. Приоритеты Программы антикризисных мер

Современный экономический кризис носит глобальный системный характер. Кризисные явления затронули и экономику Липецкой области в целом, в том числе и Усманского района.
Основной проблемой экономики района является недостаточная конкурентоспособность предприятий и организаций.
Дефицит оборотных средств, низкая доступность кредитов, стагнация внутреннего спроса еще более усугубляют ситуацию. В 2009 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 85%.
В условиях кризиса обострились проблемы в агропромышленном комплексе.
Сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством, снижает мотивацию производства, особенно в животноводческой отрасли, приводит к уменьшению доходности сельхозтоваропроизводителей. Серьезное давление на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья оказывает демпинговая продукция импортного производства, провоцируя снижение закупочных цен, рентабельности производства, сокращение рынков сбыта на продукцию местных товаропроизводителей.
Недостаток правовых мер по справедливому распределению доходов на пути от производителей сельскохозяйственного сырья к потребителям продовольствия привел к дисбалансу интересов по всей товаропроводящей цепи, недостаточному росту потребления населением основных продуктов питания.
Медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, дороговизна и сложность процедур землеустроительных работ делают невозможным использование земли как предмета залога, приводят к ограничению возможности привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов, текущей деятельности.
Следствием этого станет замедление темпов роста аграрной экономики. В 2009 году производство продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне прошлого года. Индекс цен составит 109%.
Серьезной проблемой является недостаточная развитость финансового сектора.
На экономический кризис банковский сектор отреагировал ужесточением кредитной политики - требований к заемщикам, залогу, увеличением процентных ставок по выдаваемым кредитам. Кредитные организации установили жесткие лимиты по выдаваемой сумме кредита, увеличили срок рассмотрения заявок, практически отказались от долгосрочных кредитов.
В районе реализуются мероприятия, софинансируемые из местных, областного и федерального бюджетов.
Основными целями принимаемых в районе антикризисных мер являются:
- поддержание сбалансированности местных бюджетов с целью исполнения обязательств, в первую очередь по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы;
- содействие занятости населения;
- сохранение и создание рабочих мест.
В районе создана антикризисная комиссия, проводятся заседания по вопросам, связанным с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, стабильного функционирования экономики.
В целях смягчения негативного воздействия кризиса на экономику района администрация района в дальнейшем продолжит использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
В кризисных условиях предполагается осуществлять деятельность, исходя из следующих приоритетов:
1. Обязательства органов местного самоуправления перед населением будут выполняться в полном объеме. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных услуг. Будут проводиться мероприятия, направленные на снижение социальной напряженности на рынке труда, противодействие росту безработицы, реализацию Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения Усманского района на 2009 год.
2. Промышленный и сельскохозяйственный потенциал района должен быть сохранен и усилен. В целях решения наиболее острых проблем, вызванных кризисом, необходимо в полной мере воспользоваться государственной поддержкой в рамках областных и районных программ, Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего бизнеса.
3. В условиях кризиса будут сохранены стратегические приоритеты развития района, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Усманского района на период до 2020 года. Будут поддержаны инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.
4. Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, сохранение и усиление потенциала роста, внедрение инновационных технологий в животноводстве, культуре земледелия.
Основой посткризисного восстановления агропромышленного комплекса и последующего поступательного развития будет увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, снижение зависимости от ввозной продукции, в том числе импортной, доведение фактического потребления продуктов питания до рекомендуемых медицинских норм.
Основное направление будет ориентировано на подотрасли, обеспечивающие высокий уровень рентабельности и быструю отдачу от внедряемых инновационно-инвестиционных решений: в растениеводстве - внедрение в производство и выход на рынок с относительно новыми для района сельскохозяйственными культурами (рапс, кукуруза на зерно, картофель, овощные культуры); в животноводстве - реализация крупных инновационно-инвестиционных проектов, созданных на основе передовых технологий.
Аграрная политика будет направлена на развитие малых форм хозяйствования на селе, совершенствование системы финансово-кредитной поддержки, микрофинансирование, улучшение их информационно-консультационного обслуживания и правового обеспечения, совершенствование механизмов использования муниципальных залоговых фондов для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
5. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос (инвестиции за счет средств областного и местных бюджетов, закупки для муниципальных нужд), а по мере стабилизации ситуации - частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства).
6. Будут усилены меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как одного из основных факторов стабилизации ситуации на рынке труда и стимулирования внутреннего спроса.

2. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение
с антикризисными мерами

Экономические проблемы, возникшие в условиях кризиса, не отменяют стратегические приоритеты социально-экономического развития района, которые определены Стратегией социально-экономического развития Усманского района на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Усманского района на 2009 - 2012 годы.
В 2009 году будет последовательно проводиться политика, направленная на обеспечение занятости населения, повышение уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами комплексного социально-экономического развития.
Антикризисные меры будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать дальнейшее прогрессивное развитие экономики и социальной сферы.
К важнейшим направлениям экономической и социальной политики на 2009 год относятся:
- устойчивое и динамичное развитие человеческого капитала: повышение эффективности системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, улучшение жилищных условий. Именно эти секторы должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре;
- усиление внутреннего спроса в целях обеспечения экономического роста;
- повышение инновационной активности в экономике, создание и развитие конкурентоспособных производств, стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности;
- приоритетное развитие конкурентоспособных инвестиционных проектов в свиноводстве, молочном и мясном скотоводстве, птицеводстве, направленное на развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, расширение внутреннего спроса и импортозамещение;
- развитие инфраструктуры: транспортной, коммунальной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики;
- обеспечение сбалансированности бюджетной системы района. Предстоит осуществить комплекс мер по реформированию муниципальных финансов, нацеленных на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов;
- смягчение дифференциации внутрирайонного развития за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых поселений;
- последовательная политика социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьба с бедностью, формирование и реализация эффективной политики занятости;
- развитие учреждений здравоохранения с целью недопущения ухудшения показателей здоровья населения и снижения доступности качественной медицинской помощи. Полное обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Все вышеперечисленные приоритеты также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы.

3. Обеспечение гарантий медицинской помощи

В целях недопущения в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения получит дальнейшее развитие на территории района национальный проект "Здоровье", основной акцент которого будет направлен на формирование здорового образа жизни. Активная его пропаганда позволит нивелировать негативные социальные явления, возникшие в условиях экономического кризиса.
Реализуются меры, направленные на дальнейшее повышение эффективности профилактических мероприятий в рамках реализации распоряжения администрации области от 08.12.2008 № 519-р "О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни".
Для снижения неэффективных расходов в здравоохранении проводится оптимизация сети медицинских учреждений.
Будет реализовываться поэтапный переход от бюджетно-страховой модели финансирования к преимущественно одноканальной, когда большая часть ресурсов поступает в нее по одному каналу - системе обязательного медицинского страхования.
В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи. Значительный практический интерес представляет расширение участия частного капитала в организации офисов частнопрактикующих врачей, а также привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.
Кроме того, планируется развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с питанием пациентов, прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хозяйства лечебно-профилактических учреждений. Это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой стороны - стимулировать развитие малых частных предприятий.
Одним из приоритетов бюджетной политики района является обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью.
Средства фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год утверждены по доходам и по расходам в сумме 87,2 млн. руб.
В 2009 году территориальной программой обязательного медицинского страхования в расчете на 1 человека предусмотрен более высокий подушевой норматив (3129 руб.), чем фактически сложившийся в 2008 году (2959 руб.).

4. Повышение эффективности системы образования

Приоритетными направлениями работы в условиях кризиса будут являться:
1. Реструктуризация сети образовательных учреждений, создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения района вне зависимости от места жительства и доходов.
2. Удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного и дополнительного образования.
3. Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования.
4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования спортивно-оздоровительной работы в учреждениях образования.
5. Повышение эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе образования.
Для повышения эффективности системы образования на территории района продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование".

5. Усиление социальной защиты населения

Меры социальной поддержки населения, оказываемые до начала кризиса, в 2009 году будут не только сохранены, но и усилены с учетом инфляции.
Увеличен размер адресной помощи с 200 до 300 руб. в месяц в расчете на одного человека и ежемесячного пособия на ребенка со 100 до 150 руб. Усилены меры социальной защиты малоимущих слоев населения по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Субсидирование граждан осуществляется в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Величина нормативной площади жилого помещения при федеральном стандарте социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилья на 1 гражданина в Липецкой области составляет 18, 22, 33, 42 кв. м в зависимости от состава семьи и места проживания, а для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитии и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимаемой ими общей площади жилья, но не менее соответствующего регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.
Для дополнительной целевой помощи населению при расчете жилищно-коммунальных субсидий при федеральном стандарте максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% применяется региональный стандарт на уровне 10%, 15% и 22% в зависимости от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума.
В 2009 году на оплату предоставляемых гражданам района жилищно-коммунальных услуг предусмотрены субсидии в сумме 35 млн. руб. Отдельным категориям граждан установлена мера социальной поддержки в виде льготной оплаты содержания жилых помещений и коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления.
Всего на мероприятия по социальной защите населения в 2009 году планируется направить 131,5 млн. руб.
С 1 января 2009 года осуществлен переход на новые системы оплаты труда, фонд оплаты труда для всех бюджетных учреждений увеличен на 7,5%.

6. Поддержка сферы занятости


В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "...в районе применяются меры по снижению напряженности на рынке труда.".

В режиме немедленного реагирования в районе принимаются меры по снижению.
Первостепенная задача органов местного самоуправления района в условиях кризиса - не допустить увеличения напряженности на рынке труда, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, обеспечить полноценное соблюдение трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников. Организован и проводится еженедельный мониторинг ситуации с занятостью населения, выплатами по заработной плате, мониторинг численности безработных граждан.
Важнейшим направлением антикризисной политики является реализация мероприятий по содействию занятости населения.
В рамках Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения района на 2009 год предусматривается:
- опережающее обучение и трудоустройство 51 работника организаций, находящихся под риском увольнения. Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий;
- создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 232 незанятых граждан.
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 2326,8 тыс. руб., в том числе:
- субсидии из федерального бюджета - 1034,3 тыс. руб.;
- средства областного бюджета - 709,5 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов - 100 тыс. руб.;
- внебюджетные источники - 1483 тыс. руб.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения.
Продолжится работа по информированию работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения и о ситуации на рынке труда. Организована работа консультационного пункта и телефонов "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала. Обновление банка вакансий осуществляется еженедельно.
В 2009 году за счет открытия новых производств и модернизации существующих предполагается создание 403 рабочих мест. Всего на постоянную и временные работы может быть трудоустроено 635 человек.

]]>
В качестве поддержки безработных граждан будет осуществляться предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности и самозанятости граждан.

7. Сохранение и развитие промышленного потенциала

Администрация района будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на предприятиях с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного производственного потенциала. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность и производительность труда, осуществляющие реконструкцию и модернизацию производств, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на государственную поддержку Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
Поддержка предприятий будет осуществляться при условии взятия ими на себя ряда обязательств: по повышению производственной эффективности, обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, безусловному выполнению требований Трудового кодекса в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников.
В целях повышения доступности банковских ресурсов в качестве мер государственной поддержки определено предоставление активов, находящихся в распоряжении залогового фонда Усманского района, в обеспечение исполнения обязательств по кредитам, привлекаемым организациями в условиях кризиса.
Решением сессии Совета депутатов Усманского района от 26.12.2008 № 8/95 утвержден перечень объектов залогового фонда на сумму 39,6 млн. руб.
В целях стимулирования предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инноваций в производство, включая мероприятия по повышению энергоэффективности, техническое перевооружение, внедрение, сертификацию менеджмента качества, реализацию планов реформирования и финансового оздоровления, на территории области действует целевая комплексная Программа "Развитие промышленности Липецкой области на 2009 - 2011 годы".
Будет осуществляться работа по реализации мер, утвержденных распоряжением администрации области от 02.03.2009 № 91-р "О реализации плана мероприятий по продвижению продукции липецких предприятий на внешние рынки в 2009 - 2010 гг.", по продвижению продукции товаропроизводителей района на внешний рынок, стимулирования экспортной деятельности.

8. Развитие инвестиционного потенциала

В 2009 году планируется инвестировать в экономику района за счет всех источников финансирования более 300 млн. руб.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории области, в рамках Закона Липецкой области от 25.02.1997 № 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", предусмотрена государственная поддержка в виде льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций, государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений.
За счет средств областного фонда софинансирования расходов продолжится капитальный ремонт и строительство объектов муниципальной собственности, благоустройство территорий муниципальных образований.

9. Развитие агропромышленного комплекса

Основные приоритеты аграрной политики района определены областной целевой Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2012 годы, охватывающей производственную и социальную сферы села.
Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финансирования с достижением результатов будут направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, снижение импортозависимости.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса будет сохранена по всем предусмотренным направлениям. Будут субсидироваться:
- племенное животноводство, элитное семеноводство, приобретение комбикормов, минеральных удобрений и средств защиты растений, затраты на закладку многолетних насаждений, гидромелиоративные мероприятия;
- затраты на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями АПК в российских кредитных организациях;
- затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- затраты на благоустройство и создание энергетической инфраструктуры на мясомолочных комплексах, проведение ремонтно-восстановительных работ для ввода в эксплуатацию используемых прудовых площадей, приобретение и установку оборудования для капельного орошения интенсивных садов.
В 2009 году для всех сельхозтоваропроизводителей сохранена нулевая ставка по налогу на прибыль, имущество.
Основное внимание будет направлено на развитие молочного и мясного скотоводства, создание семейных молочных ферм. Приоритетным станет завершение строительства и реконструкции свинокомплексов ООО "Юкон", ООО "Национальный проект", реализация новых инвестиционных проектов.
В целях обеспеченности населения района овощами закрытого грунта в несезонный период и замещения импорта овощной продукции будет осуществляться поддержка развития тепличных хозяйств.
Повышенное внимание будет уделяться развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, что позволит создать условия для увеличения доходов личных домохозяйств, снижения социальной напряженности на селе.

10. Жилищное строительство и жилищно-коммунальный комплекс

В Липецкой области принимается ряд мер по снижению влияния кризиса на строительную отрасль и прежде всего на жилищное строительство.
Социальной поддержкой и поддержкой жилищного строительства станет обеспечение жильем в 2009 году льготных категорий граждан (ветеранов и инвалидов) области. В целях поддержки ипотечных заемщиков гражданам предоставлено право по использованию материнского капитала на погашение ипотечных кредитов. Для поддержки ипотечного жилищного кредитования предусматривается выкуп закладных у банков и реструктуризация ипотечной задолженности неплатежеспособных заемщиков.
Налоговый вычет на приобретение жилья увеличен в 2 раза - до 2 млн. руб. Граждане района могут воспользоваться государственной поддержкой в рамках областных целевых программ: "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Свой дом", "Ипотечное жилищное кредитование", "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы".
Предприятия-застройщики всех форм собственности имеют право на выплату субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство жилья и на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в рамках областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Липецкой области на 2009 - 2013 годы".
Кроме того, предполагается разработка и реализация дополнительных мер по поддержке жилищного строительства, в том числе в рамках следующих направлений:
обеспечение строительства в 2009 году 27,0 тыс. кв. м жилья, в том числе домов усадебного типа путем использования современных энергоэффективных и недорогих технологий;
организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам;
финансирование инвестиционных проектов по развитию муниципальной инфраструктуры.
Важной антикризисной мерой по поддержке строительной и жилищно-коммунальной отраслей является участие в адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовых средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В пределах выделенного лимита из Фонда содействия реформированию ЖКХ району в 2009 году выделено почти 50 млн. рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и около 35 млн. рублей на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
Для создания условий развития территорий, жилищного строительства, строительства социальной и инженерной инфраструктуры в условиях кризиса на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования на софинансирование расходов в областном бюджете предусмотрены средства в сумме 19,9 млн. руб. Важной антикризисной мерой станет вовлечение в оборот для строительства несформированных земельных участков.
Планируется безвозмездная разработка типовых правил землепользования и застройки сельских поселений района, что даст возможность подготовить схемы зонирования и разрешения на строительство на отдельных частях территорий сельских поселений. Тем самым будут созданы необходимые условия освоения десятков земельных участков, исключенных из земель сельхозназначения.
Важнейшим направлением в жилищно-коммунальной сфере станет энергоэффективность. Работу по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере планируется осуществлять в рамках областной адресной программы "Поэтапный переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета", утвержденной постановлением администрации области от 06.04.2009 № 93.

11. Развитие транспортного комплекса

Политика в сфере транспортного комплекса направлена на обеспечение безопасного, устойчивого функционирования и развития транспорта, доступности транспортных услуг для бизнеса и населения.
В 2009 году планируется ремонт внутри помещения автостанции, оборудование навесами посадочных площадок, приобретение за счет средств районного бюджета единиц пассажирского автотранспорта.

12. Торговля и бытовое обслуживание

В целях сдерживания роста потребительских цен и обеспечения условий для формирования устойчивой конкурентной среды на продовольственных рынках направлен комплекс мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках Липецкой области на 2008 - 2010 годы, утвержденный постановлением администрации области от 03.10.2008 № 261 "Об утверждении комплекса мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках Липецкой области на 2008 - 2010 годы".
В районе принята целевая муниципальная программа, предусматривающая финансирование мероприятий по поддержке торгового и бытового обслуживания сельского населения. Реализация мероприятий программы будет осуществляться на условиях софинансирования из областного бюджета и бюджета района в размере 10% от затрат.
Для увеличения доли в розничной торговле продукции местных товаропроизводителей будет реализован комплекс мероприятий, направленных на:
- смягчение условий по вхождению местных товаропроизводителей в федеральные и региональные торговые сети;
- создание альтернативной торговли (в т.ч. предприятий малого формата и мелкорозничной сети) и активизацию ярмарочной деятельности;
- содействие товаропроизводителям в разработке и внедрении системы добровольной сертификации и утверждении знака "Липецкое качество".
В целях оказания поддержки социально незащищенной части населения области, создания эффективного механизма, обеспечивающего оптимизацию уровня цен на основные продукты питания, будет продолжена работа по созданию социальных магазинов.
Особое внимание будет уделяться развитию заготовительной деятельности и первичной переработке сельскохозяйственной продукции.

13. Развитие малого и среднего предпринимательства

Одним из ключевых направлений антикризисных мероприятий, реализуемых в районе, является усиление мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году объемы финансирования целевой "Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) из областного бюджета увеличены на 1383 тыс. руб. и составляют в общей сумме 2583 тыс. руб.
Субсидии будут предоставляться начинающим молодым предпринимателям на открытие собственного дела, на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом, а также на предоставление субсидии некоммерческой организации "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" в 2009 году на предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках областной Программы поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется финансирование из областного бюджета господдержки в виде субсидий начинающим молодым предпринимателям на возмещение затрат по организации и развитию собственного дела, осуществляемого по приоритетным для области видам деятельности, в размере не более 200 тыс. руб.
В целях оптимизации процедур получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства действует заявительный принцип оказания господдержки, пакет необходимых документов минимизирован. В районе успешно действует центр поддержки малого бизнеса "Старт", в задачи которого входит разработка бизнес-планов, оказание содействия в оформлении документов на получение государственной поддержки.
Принят Закон Липецкой области от 01.12.2008 № 198-ОЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Липецкой области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", в рамках которого предусмотрена реализация права преимущественного выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества, установлена площадь арендуемого имущества при его выкупе - до 1000 кв. м, срок рассрочки платежа - от 1 года до 7 лет.
В районе утвержден перечень муниципального имущества для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целях снижения налоговой нагрузки на бизнес принят Закон Липецкой области от 24.12.2008 № 233-ОЗ "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения", в соответствии с которым на 10 процентных пунктов (с 15% до 5%) уменьшена налоговая ставка по объекту налогообложения "доходы минус расходы" организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате в 2009 году предприниматели области получат поддержку в виде снижения налогового бремени.
Будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
В 2009 году требование об обязательной квоте (от 10% до 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию, производимую субъектами малого предпринимательства.

14. Повышение устойчивости финансовой системы

Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на районном уровне, являются:
- поддержание сбалансированности бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплата первоочередных расходов;
- содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.
Важная роль в условиях кризиса принадлежит бюджетной политике. Бюджет района в 2009 году имеет ярко выраженный антикризисный характер. Главным приоритетом в работе по преодолению последствий кризиса будет выполнение всех публичных социальных обязательств органов власти перед населением района. Бюджет района имеет четкую социальную направленность.
Установлен перечень расходов районного бюджета на 2009 год, подлежащих финансированию в первоочередном порядке.
Будет продолжена работа по оптимизации сети бюджетных учреждений.
Продолжится работа по внедрению новых моделей эффективного управления расходами, направленных на получение конечного результата.
Будет усилена работа по повышению собираемости налогов.

15. Реализация мероприятий административной реформы

В области осуществляется реализация мероприятий административной реформы, определенных областной целевой программой "Административная реформа в Липецкой области (2009 - 2010 годы)".
В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов особое внимание будет уделено повышению качества и оперативности предоставления социальных услуг, планируется открытие "единого консультационного пункта" по информированию населения о государственных и муниципальных услугах.
В систему муниципального управления внедряются современные методы и механизмы управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений.

16. Развитие эффективных механизмов взаимодействия органов
местного самоуправления района, населения и структур
гражданского общества

В условиях экономического кризиса крайне важной представляется организация на муниципальном уровне системы взаимодействия власти, населения и структур гражданского общества.
Основные цели развития гражданского общества в районе - создание условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества, обеспечение эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии района.
Для достижения поставленной цели необходимо продолжить решение следующих приоритетных задач:
- вовлечение населения в активную общественно полезную деятельность через общественные и некоммерческие организации;
- создание многоканальной системы обмена информацией между властью и институтами гражданского общества;
- обеспечение межконфессиональной и межнациональной стабильности.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:
- разработку новых форм и механизмов поддержки социально значимых инициатив общественных объединений и некоммерческих организаций района;
- оказание всестороннего содействия по участию социально значимых проектов общественных объединений и некоммерческих организаций района в конкурсах на получение областных и федеральных средств;
- развитие системы доступа общественных объединений и некоммерческих организаций к средствам массовой информации;
- организацию и проведение в районе встреч представителей органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, населения по обсуждению Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и региональных и муниципальных антикризисных мер.

17. Взаимодействие органов местного самоуправления
с органами государственной власти области

Осуществляется региональная организационно-методическая и финансовая поддержка органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 36 Закона Липецкой области от 09.10.2007 № 94-ОЗ "О бюджетном процессе Липецкой области" в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления в областном бюджете предусмотрены субсидии местным бюджетам из фонда софинансирования расходов. По каждому виду субсидии администрацией области принят нормативный правовой акт, определяющий условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для выделения указанных субсидий и их распределения между муниципальными образованиями области.
В целях выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований для осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, установленных 131-ФЗ, в областном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в областных фондах финансовой поддержки муниципальных образований области, таких как:
- фонд финансовой поддержки муниципальных районов;
- фонд финансовой поддержки поселений;
- фонд на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, в целях заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогооблагаемой доходной базы, часть дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов заменена дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
Для оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления из областного бюджета в реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадров, предоставляются субсидии из фонда софинансирования расходов на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров муниципальных служащих.
В целях повышения эффективности деятельности выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих широко практикуются совместные выездные приемы граждан, заседания коллегиальных органов, выступления в средствах массовой информации.
Органам местного самоуправления оказывается содействие в работе по освоению и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, реализуется постановление администрации области от 26.06.2008 № 151 "Об утверждении Положения о субсидиях бюджетам сельских поселений Липецкой области на приобретение услуг информационно-правовых систем". Повышение уровня информатизации муниципальных образований способствует улучшению их взаимодействия с органами исполнительной власти области в процессе реализации антикризисных мер, а проведение совместных мероприятий в формате видеоконференц-связи - сокращению бюджетных расходов на организационно-технические мероприятия по их проведению.
Предполагается предоставление из областного бюджета субсидий на внедрение сетевого программного обеспечения по электронному ведению похозяйственного учета в поселениях области.
На преодоление территориальной дифференциации за счет ускорения развития слаборазвитых территорий поселений направлена система стратегического управления. В районе утвержден Стратегический план социально-экономического развития Усманского муниципального района на период до 2020 года. До конца года планируется принятие стратегических планов во всех крупных поселениях района.
Органы местного самоуправления в процессе взаимоувязки планов антикризисных мер областного и муниципального уровней нацелены на дальнейшую оптимизацию организационных структур муниципального управления, которая позволит обеспечить существенное сокращение бюджетных расходов на содержание аппарата, повысить эффективность деятельности администраций муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
В этих же целях, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", в 2009 году подготовлен доклад главы администрации Усманского района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Усманского муниципального района за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Важной антикризисной мерой остается мониторинг в целях улучшения деятельности органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения через самообложение граждан, возрождение практики проведения субботников по благоустройству территорий, улучшение трудового воспитания школьников и молодежи.
Эффективная реализация антикризисных мер, усиление их воздействия на экономику района возможны только при обеспечении максимальной ответственности органов местного самоуправления по всем действиям и принимаемым решениям, чтобы не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru