Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2009 года

(извлечение)

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Мокроусов С.В. - заместитель руководителя Территориального управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/12-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей:
заявителя - Булгакова Алексея Константиновича (паспорт),
представителя ООО СК "Цюрих. Ритейл" Рябова Сергея Ивановича (доверенность № 2953 от 05.06.2009),

установила:

17.03.2009 в Пензенское УФАС России поступило заявление от гр-на Булгакова А.К., в котором сообщается, что он заключил договор добровольного страхования транспортного средства № 0224981 от 27.05.2008 в Пензенском филиале ООО СК "Цюрих. Ритейл". При выборе страховой компании решающую роль сыграли декларируемые преимущества страхования КАСКО в ООО СК "Цюрих. Ритейл". Они декларировались страховым агентом в устной форме, находились на рекламных листовках и на интернет-страницах сайта компании. Одно из них гласило: "Все выплаты по небольшим повреждениям: разбитым стеклам, фарам, фонарям, зеркалам - производятся без справок из ГАИ; по другому ущербу, не превышающему 3% от страховой суммы, указанной в полисе, выплаты производятся без справок из ГАИ один раз за время страхования (если сумма не превышает 500 долларов)".
Когда произошел такой страховой случай, гр-н Булгаков без обращения в ГИБДД заявил о нем в страховую компанию. Страховая компания отказала в выплате с тем основанием, что согласно пункту правил 8.2.1.2 она по своему желанию может решать: выплачивать возмещение или нет.
Заявитель приложил к заявлению:
- рекламу, размещенную 16.03.2009 на интернет-странице сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл" следующего содержания: "Возмещение ущерба без справок из ГИБДД или ОВД: при повреждении фар, зеркал, стекол - без ограничения в течение года, при незначительном кузовном повреждении (до 3% от стоимости ТС) - один раз в год";
- страховой полис;
- акт экспертизы;
- правила страхования;
- переписку с филиалом ООО СК "Цюрих. Ритейл" в г. Пензе.
На запрос Пензенского УФАС России филиал ООО СК "Цюрих. Ритейл" в г. Пензе (письмо исх. 289 от 07.04.2009) представил измененную рекламу: "В случае, если размер ущерба не превышает 3% от страховой суммы по риску "Ущерб", но не более суммы, эквивалентной 500 долларам США по курсу ЦБ РФ на дату страхового события, то Страховщик вправе осуществить страховую выплату один раз за время действия договора без подтверждения компетентных органов" - и сообщил, что рекламодателем является ООО СК "Цюрих. Ритейл" (г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7, корп. 11).
На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ФАС России (письмо № АЦ/13666 от 08.05.2009) наделил полномочиями Пензенское УФАС России на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО СК "Цюрих. Ритейл" (г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7, корп. 11).
На рассмотрении дела гр-н Булгаков А.К. заявил что, у страховой компании имеются разночтения между Правилами добровольного комплексного страхования транспортных средств и рекламой, размещенной на интернет-страницах сайта компании. В правилах говорится: "...страховщик вправе осуществлять выплату...", а в рекламе: "...выплаты производятся...". Страховая компания трактует Правила, как выплату возмещения по своему желанию, а не договорную обязанность. Переписка со страховой компанией ясности не внесла, так как СК "Цюрих. Ритейл" ссылалась на налоговые риски, якобы возникающие у компании, а не отвечала по существу вопроса, поставленного в заявлении гр-ном Булгаковым А.К.
Заявитель считает, что раз по утвержденным Правилам страхования компания вправе не производить выплату, значит, в рекламу включена недостоверная информация.
Представитель ООО СК "Цюрих. Ритейл" Рябов С.И. на рассмотрении дела сообщил, что во избежание в будущем недоразумений в части применения вышеупомянутых пунктов Правил добровольного комплексного страхования ООО СК "Цюрих. Ритейл" устранило разночтение в информации, размещенной на сайте 16.03.2009 ООО СК "Цюрих. Ритейл".
Также указал, что на основной странице официального сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл" размещена информация о том, что "В случае, если размер ущерба не превышает 3% от страховой суммы по риску "Ущерб", но не более суммы, эквивалентной 500 долларам США по курсу ЦБ РФ на дату страхового события, то Страховщик вправе осуществить страховую выплату один раз за время действия Договора без подтверждения компетентных органов". На других страницах сайта информация о выплате при размере ущерба, не превышающем 3% от страховой суммы по риску "Ущерб", была предоставлена неполностью, так как выход на дополнительную страницу всегда осуществляется через главную страницу сайта.
Вышеуказанная информация полностью соответствует пункту 8.2.1.2 Правил добровольного комплексного страхования транспортных средств ООО СК "Цюрих. Ритейл" от 3 декабря 2007 года. При заключении договора страхования перед его подписанием страхователи знакомятся с Правилами страхования, которые являются неотъемлемой частью договора страхования.
При этом даже после заключения договора страхования при наступлении страхового случая и перед подачей заявления о выплате страхового возмещения страхователи знакомятся с условиями выплаты возмещения, отраженными в Правилах страхования, как документами, обязательными для исполнения сторонами условий договора страхования, а не сокращенной интерпретацией размещенной на сайте ООО СК "Цюрих. Ритейл" информацией.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений Комиссией Управления рассмотрение дела № 3-01/12-2009 было отложено до 10.07.2009.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - ФЗ "О рекламе") рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО СК "Цюрих. Ритейл" (письмо филиала ООО СК "Цюрих. Ритейл" в г. Пензе исх. 289 от 07.04.2009).
Реклама, размещенная 16.03.2009 на интернет-странице сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл", была следующего содержания: "Возмещение ущерба без справок из ГИБДД или ОВД: при повреждении фар, зеркал, стекол - без ограничения в течение года, при незначительном кузовном повреждении (до 3% от стоимости ТС) - один раз в год".
Филиал ООО СК "Цюрих. Ритейл" в г. Пензе представил в Пензенское УФАС России измененную рекламу: "В случае, если размер ущерба не превышает 3% от страховой суммы по риску "Ущерб", но не более суммы, эквивалентной 500 долларам США по курсу ЦБ РФ на дату страхового события, то Страховщик вправе осуществить страховую выплату один раз за время действия Договора без подтверждения компетентных органов".
Вместе с тем, пункт 8.2.1.2 Правил добровольного комплексного страхования транспортных средств, утвержденных ООО СК "Цюрих. Ритейл" гласит: обеспечить документальное оформление страхового случая: немедленно заявить о случившемся в соответствующие компетентные органы (ГИБДД, милиция, органы пожарной охраны и т.п.). При повреждении наружных осветительных приборов, стекол и зеркал документального оформления не требуется. Если размер ущерба не превышает 3% от страховой суммы по риску "Ущерб", но не более суммы, эквивалентной 500 долларам США по курсу ЦБ РФ на дату страхового события, то Страховщик вправе осуществить страховую выплату один раз за время действия Договора без подтверждения компетентных органов. Договором страхования может быть предусмотрен иной размер ущерба, при котором Страховщик вправе осуществить страховую выплату без подтверждения компетентных органов.
Кроме того, ООО СК "Цюрих. Ритейл" сообщило, что во избежание в будущем недоразумений в части применения вышеупомянутых пунктов Правил добровольного комплексного страхования ООО СК "Цюрих. Ритейл" устранило разночтение в информации, размещенной 16.03.2009 на сайте ООО СК "Цюрих. Ритейл" (письмо исх. № 9872 от 05.06.2009).
Таким образом, информация, размещенная 16.03.2009 на интернет-странице сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл", и пункт 8.2.1.2 Правил добровольного комплексного страхования транспортных средств, утвержденных ООО СК "Цюрих. Ритейл", имели разночтения.
Комиссия считает, что размещенная 16.03.2009 на интернет-странице сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл" реклама содержит недостоверную информацию о том, что потребитель при страховом случае может воспользоваться: "возмещение ущерба без справок из ГИБДД или ОВД: при повреждении фар, зеркал, стекол - без ограничения в течение года, при незначительном кузовном повреждении (до 3% от стоимости ТС) - один раз в год".
Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО СК "Цюрих. Ритейл" нарушило требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе, несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу: "Возмещение ущерба без справок из ГИБДД или ОВД: при повреждении фар, зеркал, стекол - без ограничения в течение года, при незначительном кузовном повреждении (до 3% от стоимости ТС) - один раз в год", размещенную 16.03.2009 на интернет-странице сайта ООО СК "Цюрих. Ритейл", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что ООО СК "Цюрих. Ритейл" устранило разночтение в информации, размещенной 16.03.2009 на сайте ООО СК "Цюрих. Ритейл", с пунктом 8.2.1.2 Правил добровольного комплексного страхования транспортных средств, утвержденных ООО СК "Цюрих. Ритейл", предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.В.МОКРОУСОВ

Члены Комиссии:
В.А.ВОЛОДИН
М.В.КУЗЬМИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru