Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ САРАКТАШСКОГО РАЙОНА
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
второго созыва
внеочередное двенадцатое заседание

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2006 г. № 110

О совершенствовании долговой политики муниципального
образования Саракташский район

В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 05.09.2006 № 297-п "О совершенствовании долговой политики Оренбургской области" и в целях совершенствования системы управления муниципальным долгом муниципального образования Саракташский район Оренбургской области Совет депутатов района
РЕШИЛ:

1. Утвердить:
1.1. Положение о совершенствовании системы управления муниципальным внутренним долгом муниципального образования Саракташский район Оренбургской области согласно приложению 1.
1.2. Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению 2.
1.3. Методику анализа и оценки рисков по привлечению Администрацией Саракташского района заемных средств согласно приложению 3.
1.4. Методику оценки финансового состояния гарантополучателя согласно приложению 4.
1.5. Методику численной оценки рисков, исходя из финансового состояния хозяйствующих субъектов, согласно приложению 5.

2. Установить, что финансовый отдел администрации Саракташского района является уполномоченным органом Администрации района, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлено право:
2.1. Осуществлять муниципальные внутренние заимствования в форме кредитных соглашений и договоров, а также заключать договоры и соглашения о получении муниципальным образованием Саракташский район бюджетных кредитов из областного бюджета.
2.2. Заключать соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств муниципального образования Саракташский район прошлых лет.
2.3. Заключать договоры о предоставлении муниципальных гарантий муниципального образования Саракташский район.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджетной, налоговой и финансовой политике, собственности и экономическим вопросам, торговле и быту (Тазетдинов В.Г.)

4. Решение подлежит опубликованию в районной газете "Пульс дня" и вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава
Саракташского района
Оренбургской области
Б.Н.ЖАНБАЕВ





Приложение № 1
к решению
Совета депутатов
Саракташского района
Оренбургской области
от 14 ноября 2006 г. № 110

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАКТАШСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях мобилизации финансовых ресурсов для социально-экономического развития Саракташского района, создания благоприятных условий для развития экономики района и привлечения инвестиций, а также совершенствования финансовой и бюджетной политики муниципального образования Саракташский район.

1. Цели и задачи долговой политики

1.1. Основными целями долговой политики муниципального образования Саракташский район являются управление муниципальным внутренним долгом муниципального образования Саракташский район, удовлетворяющее потребности бюджета района в финансировании при недостаточности собственных поступлений; обеспечение исполнения обязательств муниципального образования Саракташский район по возврату долга в полном объеме; оптимизация стоимости обслуживания муниципального долга и снижение степени риска.
1.2. Основными задачами долговой политики администрации Саракташского района являются:
определение порядка использования заемных средств;
деятельность по привлечению заемных средств;
анализ долговой нагрузки районного бюджета;
организация учета текущих долговых обязательств, позволяющего обеспечить полноту информации о размере муниципального внутреннего долга района, единообразие и преемственность долговых обязательств района;
своевременность погашения долговых обязательств.
1.3. Для реализации поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:
совершенствование процесса управления муниципальным внутренним долгом муниципального образования;
ведение системы учета и регистрации долговых обязательств района;
утверждение в районном бюджете на очередной финансовый год расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств, недопущение секвестрования этих расходов;
ориентация целей привлечения заемных средств на финансирование капитальных расходов и бюджетных инвестиций;
введение практики принятия решений по привлечению средств на рефинансирование долга, учитывающей изменение структуры рисков и долговой нагрузки;
обеспечение информационной прозрачности районного бюджета, систематическое проведение оценки кредитоспособности района, присвоение и публикация соответствующих кредитных рейтингов.

2. Принятие решений по привлечению заемных средств

2.1. Привлечение заемных ресурсов администрацией района производится в целях социально-экономического развития муниципального образования Саракташский район.
2.2. Решение о привлечении средств принимается на основе:
соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
оценки кредитоспособности района; оценки изменения долга и анализа рисков.
2.3. При намерении привлечения средств на внутреннем рынке используется оценка кредитоспособности муниципального образования Саракташский район, проводимая органами исполнительной власти района с привлечением при необходимости независимых экспертов.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности, оценки изменения долга и анализа изменения рисков определяются форма и параметры предстоящего заимствования, делаются выводы и вносятся предложения.
2.4. При принятии решения о привлечении средств на рефинансирование долга проводятся оценка изменения долга и анализ изменения рисков.
Основными факторами, влияющими на объем государственного долга, являются:
снижение ставки кредитования, по которой привлекаются средства;
увеличение срока, в течение которого обязательства могут быть погашены (в случае если выбираемая ставка дисконтирования выше ставки, по которой привлекаются средства).
Привлечение новых заемных средств не должно создавать пиковых выплат в консолидированном графике обслуживания и погашения долга.
2.5. Анализ изменения рисков осуществляется в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
2.6. Привлечение средств должно соответствовать следующим требованиям:
не ухудшать структуру рисков относительно исходного состояния;
минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств района.
2.7. Для принятия рекомендаций по привлечению средств создана комиссия по бюджетной, налоговой и финансовой политике, собственности и экономическим вопросам, торговле и быту.

3. Управление муниципальным внутренним долгом

3.1. Процесс управления муниципальным внутренним долгом района включает в себя следующие основные этапы:
учет и регистрация долговых обязательств района;
анализ и оценка текущего состояния рисков;
управление рисками.
3.2. Для учета и регистрации долговых обязательств района финансовый отдел администрации района ведет государственную долговую книгу муниципального образования Саракташский район.
3.3. Анализ и оценка текущего состояния рисков и управление ими осуществляются в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.





Приложение № 2
к решению
Совета депутатов
Саракташского района
Оренбургской области
от 14 ноября 2006 г. № 110

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ
НОВЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Общие положения

1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности районного бюджета.
1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств проводится раз в год при формировании проекта районного бюджета на очередной финансовый год.
Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.
1.3. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства района. Интервал расчета платежеспособности районного бюджета разбивается на годовые периоды.
1.4. В Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов районного бюджета;
рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств района. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.

2. Порядок расчета объема возможного
привлечения новых долговых обязательств

2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:
а) ограничений районного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности районного бюджета;
б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для администрации Саракташского района (далее - Администрация);
в) потребностей в заимствованиях, в том числе:
на инвестиционные расходы;
на рефинансирование действующих долговых обязательств.
2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности районного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности районного бюджета.
Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения.
2.3. Определение условий привлечения заимствований для Администрации проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории района;
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии государственных облигаций района определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Саракташского района.
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению к настоящей Методике.
Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется.
Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:
а) определение критических периодов.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;
б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;
в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;
в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.
Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Администрации.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но тем не менее удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Администрацией.
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов районного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов районного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами районного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в районный бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов районного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
2.9. Если возможности районного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей.
Если возможности районного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:
проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
выбор заемных финансовых инструментов.
Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок); условия погашения (в частности, возможность досрочного погашения); возможный объем заимствований.
Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований.

Критерии
оценки муниципального долга и государственных
заимствований Саракташского района

+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ №  ¦    Наименование    ¦  Диапазон   ¦    Статус    ¦Описание значения ¦
¦п/п ¦                    ¦ критических ¦   критерия   ¦   показателей    ¦
¦    ¦                    ¦  значений   ¦     (1 -     ¦                  ¦
¦    ¦                    ¦ показателей ¦обязательный, ¦                  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦     2 -      ¦                  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦рекомендуемый)¦                  ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 1  ¦         2          ¦      3      ¦      4       ¦        5         ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦     Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации     ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 1. ¦Отношение           ¦не более 100 ¦      1       ¦объем             ¦
¦    ¦накопленного объема ¦%            ¦              ¦муниципального    ¦
¦    ¦основного долга к   ¦             ¦              ¦долга             ¦
¦    ¦доходам районного   ¦             ¦              ¦Саракташского     ¦
¦    ¦бюджета за вычетом  ¦             ¦              ¦района не должен  ¦
¦    ¦финансовой помощи из¦             ¦              ¦превышать объем   ¦
¦    ¦областного бюджета  ¦             ¦              ¦доходов его       ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета без учета ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦финансовой помощи ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦из областного     ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета (ст. 107  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦Бюджетного кодекса¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦Российской        ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦Федерации (далее -¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦БК РФ))           ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 2. ¦Отношение объема    ¦не более 15 %¦      1       ¦предельный объем  ¦
¦    ¦расходов на         ¦             ¦              ¦расходов на       ¦
¦    ¦обслуживание        ¦             ¦              ¦обслуживание      ¦
¦    ¦муниципального долга¦             ¦              ¦муниципального    ¦
¦    ¦Саракташского района¦             ¦              ¦долга             ¦
¦    ¦к расходам районного¦             ¦              ¦Саракташского     ¦
¦    ¦бюджета             ¦             ¦              ¦района не должен  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦превышать 15      ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦процентов объема  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦расходов его      ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета (ст. 111  ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦БК РФ)            ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 3. ¦Отношение дефицита  ¦не более 15 %¦      1       ¦размер дефицита   ¦
¦    ¦районного бюджета к ¦             ¦              ¦районного бюджета ¦
¦    ¦его доходам за      ¦             ¦              ¦не может превышать¦
¦    ¦вычетом финансовой  ¦             ¦              ¦15 % объема его   ¦
¦    ¦помощи из областного¦             ¦              ¦доходов без учета ¦
¦    ¦бюджета             ¦             ¦              ¦финансовой помощи ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦из областного     ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета.          ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦Предельный размер ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦дефицита районного¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета может     ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦превышать это     ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦ограничение, но не¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦более чем на      ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦величину          ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦поступлений в его ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджет от продажи ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦имущества (ст. 92 ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦БК РФ)            ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 4. ¦Объем доходов       ¦больше или   ¦      1       ¦текущие расходы не¦
¦    ¦районного бюджета за¦равно нулю   ¦              ¦могут превышать   ¦
¦    ¦вычетом текущих     ¦рублей       ¦              ¦объем доходов     ¦
¦    ¦расходов бюджета    ¦             ¦              ¦районного бюджета ¦
¦    ¦(долговая емкость)  ¦             ¦              ¦(ст. 92 БК РФ)    ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦                 Показатели долговой нагрузки на бюджет                  ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 5. ¦Отношение выплат по ¦не более 15 %¦      2       ¦показывает процент¦
¦    ¦обслуживанию и      ¦             ¦              ¦доходов районного ¦
¦    ¦погашению долга за  ¦             ¦              ¦бюджета,          ¦
¦    ¦период к доходам    ¦             ¦              ¦отвлеченных на    ¦
¦    ¦районного бюджета   ¦             ¦              ¦погашение и       ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+обслуживание      ¦
¦ 6. ¦Отношение выплат по ¦не более 25 %¦      2       ¦долговых          ¦
¦    ¦обслуживанию и      ¦             ¦              ¦обязательств      ¦
¦    ¦погашению долга за  ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦период к доходам    ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦районного бюджета за¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦вычетом финансовой  ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦помощи из областного¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦бюджета             ¦             ¦              ¦                  ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 7. ¦Отношение           ¦не более 60 %¦      2       ¦ограничение на    ¦
¦    ¦накопленного объема ¦             ¦              ¦объем накопленного¦
¦    ¦основного долга к   ¦             ¦              ¦долга по отношению¦
¦    ¦доходам районного   ¦             ¦              ¦к собственным     ¦
¦    ¦бюджета             ¦             ¦              ¦доходам районного ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета           ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦                  Показатели краткосрочной ликвидности                   ¦
¦             и равномерности распределения долгового бремени             ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 8. ¦Удельный вес        ¦не более 30 %¦      2       ¦показывает долю   ¦
¦    ¦долговых            ¦             ¦              ¦краткосрочных     ¦
¦    ¦обязательств, срок  ¦             ¦              ¦обязательств в    ¦
¦    ¦погашения которых   ¦             ¦              ¦структуре долга   ¦
¦    ¦наступает в текущем ¦             ¦              ¦Саракташского     ¦
¦    ¦году, в объеме      ¦             ¦              ¦района и          ¦
¦    ¦долговых            ¦             ¦              ¦равномерность     ¦
¦    ¦обязательств, срок  ¦             ¦              ¦распределения     ¦
¦    ¦погашения которых   ¦             ¦              ¦долгового бремени ¦
¦    ¦наступает в течение ¦             ¦              ¦(выявляет "пики"  ¦
¦    ¦ближайших трех лет  ¦             ¦              ¦выплат по долговым¦
¦    ¦(при условии, что   ¦             ¦              ¦обязательствам)   ¦
¦    ¦значение долговой   ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦нагрузки (отношение ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦выплат по долговым  ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦обязательствам к    ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦доходам в текущем   ¦             ¦              ¦                  ¦
¦    ¦году) больше 8 %)   ¦             ¦              ¦                  ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+
¦ 9. ¦Отношение величины  ¦не более 35 %¦      2       ¦ограничение       ¦
¦    ¦муниципальных       ¦             ¦              ¦предоставления    ¦
¦    ¦гарантий района к   ¦             ¦              ¦муниципальных     ¦
¦    ¦расходам районного  ¦             ¦              ¦гарантий района по¦
¦    ¦бюджета             ¦             ¦              ¦отношению к       ¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦расходам районного¦
¦    ¦                    ¦             ¦              ¦бюджета           ¦
+----+--------------------+-------------+--------------+------------------+



]]>

Приложение № 3
к решению
Совета депутатов
Саракташского района
Оренбургской области
от 14 ноября 2006 г. № 110

МЕТОДИКА
АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИЕЙ
САРАКТАШСКОГО РАЙОНА ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

1. Под риском по привлечению Администрацией заемных средств понимается степень неопределенности будущих доходов. Риски классифицируются по источникам их возникновения:
кредитный риск - риск потерь из-за невыполнения районом обязательств по привлеченным ссудам и кредитам;
рыночный риск - риск неизвестности будущих доходов из-за изменения рыночных условий (процентных ставок). Риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении бюджета района или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок отражается на стоимости обслуживания долга по новым выпускам ценных бумаг при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;
валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях. Соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга района;
риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам района пролонгируется по высокой цене.
2. Для определения и оценки рисков по долговым обязательствам района осуществляются выявление и определение рисков, проводится их качественный и количественный анализ, определяются стоимость рисков и вероятность их наступления.
3. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом района, финансовым отделом администрации района проводится анализ долговых обязательств района с использованием следующих основных критериев:
а) наличие текущего или реструктуризированного просроченного прямого долга; текущих или реструктуризированных просроченных гарантий. Показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность района при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;
б) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения районом своих обязательств, поскольку бюджет района имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;
в) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики района;
г) долговая нагрузка на районный бюджет. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам районного бюджета;
д) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Значение показателя более 0,25 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;
е) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку области по инвестиционным заимствованиям;
ж) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на бюджет района в результате использования заемных средств. Позволяет оценить способность района выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0,3 свидетельствует о том, что у района недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году, и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;
з) доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий. Оценивает рациональность долговой политики района. Значение показателя, превышающее 0,5, свидетельствует об использовании районом бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики.
4. Принятие решений в области управления внутренним долгом производится с учетом возможных рисков, в зависимости от которых планируются действия, адекватные меры, направленные на сохранение (принятие) рисков, предотвращение (исключение) рисков, минимизацию рисков, и используются различные методы управления рисками.
5. Управление рисками - это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых снижение опасности ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.
Основными методами управления рисками являются:
реструктуризация задолженности;
передача рисков;
распределение рисков.
6. Реструктуризацией задолженности является прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг района, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для проведения реструктуризации задолженности оформляется соглашение между Администрацией района и кредитором.
Для достижения эффективности реструктуризации необходимо:
осуществление дисконтирования всей задолженности или, как минимум, суммы просроченного долга;
перевод валюты платежей по договорам (соглашениям) в национальную валюту должника или, как минимум, фиксирование ее по приемлемому курсу;
увеличение срока платежей до уровня, приемлемого для должника.
Важнейшим элементом долговой политики и управления кредитным риском является оптимальное распределение задолженности по срокам погашения. При этом необходимо достижение баланса между риском изменения курса национальной валюты и перспективами изменения налоговой политики.
7. Передача риска может производиться путем заключения договоров (соглашений), учитывающих вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов или процентных ставок и преследующих цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.
8. Под распределением риска подразумевается снижение риска путем частичной его передачи кредитору. Распределение риска используется для снижения валютного риска в виде специальных валютных оговорок, указанных в договоре (соглашении) или дополнительных соглашениях, в соответствии с которыми сумма платежа (или ее часть) не может быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки.
9. При управлении рисками может быть использован метод сбора, обработки, классификации, анализа и оформления различных видов финансовой информации, который направлен на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения.
10. При управлении рисками в сфере долговой политики может быть применен метод минимизации кредитного риска - привлечение дешевых ресурсов для обеспечения погашения сложившейся задолженности, то есть перекредитование в условиях дефицита денежных средств (выпуск облигаций), перевод валютной задолженности в рублевую.

Форма анализа рисков

+----------------------------------------------------+--------------------+
¦                     Индикаторы                     ¦   Рекомендуемое    ¦
¦                                                    ¦  значение целевой  ¦
¦                                                    ¦       модели       ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля просроченного прямого долга в структуре        ¦равна 0             ¦
¦долговой нагрузки                                   ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля просроченных гарантий в структуре долговой     ¦не более 0,1        ¦
¦нагрузки                                            ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля обслуживания по долговым обязательствам в      ¦менее 0,30          ¦
¦структуре долговой нагрузки                         ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля выплат по долгосрочным обязательствам в        ¦не более 0,80       ¦
¦структуре долговой нагрузки                         ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля выплат по краткосрочным обязательствам в       ¦не более 0,25       ¦
¦структуре долговой нагрузки                         ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Долговая нагрузка на районный бюджет                ¦не более 0,50       ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля основных составляющих прямого долга в его      ¦менее 0,80          ¦
¦структуре                                           ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля долговых обязательств, номинированных в        ¦менее 0,80          ¦
¦иностранной валюте, в структуре долговых            ¦                    ¦
¦обязательств                                        ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+
¦Доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия ¦не более 0,50       ¦
¦в общей сумме гарантий                              ¦                    ¦
+----------------------------------------------------+--------------------+





Приложение № 4
к решению
Совета депутатов
Саракташского района
Оренбургской области
от 14 ноября 2006 г. № 110

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГАРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ

1. Общие положения

1.1. Для оценки финансового состояния гарантополучателя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
форма № 1 (бухгалтерский баланс предприятия);
форма № 2 (отчет о прибылях и убытках);
дополнительная финансовая информация, предоставляемая гарантополучателем.

2. Коэффициенты ликвидности

2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) рассчитывается по следующей формуле:

          Деньги + Облигации
    К1 = --------------------,
         Крат, обязательства

где:
Деньги - денежные средства в кассе и на расчетном счете.
Облигации - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю.
Крат, обязательства - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса и доходов будущих периодов.
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства.
Показатель определяется по следующей формуле:

           Деб. задолж. + Крат. влож. + Деньги
    К2 = --------------------------------------,
                  Крат, обязательства

где:
Деб. задолж. - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года;
Крат. влож. - краткосрочные финансовые вложения;
Деньги - денежные средства;
Крат, обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) вычисляется по следующей формуле:

          Об. активы - Нелик. активы
    К3 = ---------------------------,
             Крат, обязательства

где:
Об. активы - оборотные активы предприятия;
Нелик. активы - неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
Крат, обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.

3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

3.1. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) определяется по следующей формуле:

           Собственный капитал
    К4 = -----------------------,
             Заемный капитал

где:
Собственный капитал - собственный капитал предприятия и резервы;
Заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств без учета доходов будущих периодов.

4. Показатель рентабельности

4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) отличается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:

          Прибыль от реализации
    К5 = -----------------------,
            Валовая прибыль

где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации продукции;
Валовая прибыль - валовая прибыль.
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:

          Прибыль от реализации
    К5 = -----------------------,
                Выручка

где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации;
Выручка - выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета косвенных налогов и сборов.

5. Построение оценки финансового состояния

5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий (Пороговые значения показателей и выбор категорий в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице № 1).

Таблица № 1

Пороговые значения
показателей и выбор категории
в зависимости от фактических значений показателей

+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦ Коэффициенты ¦  1 категория  ¦    2 категория     ¦     3 категория     ¦
¦              ¦   (хорошее    ¦(удовлетворительное ¦(неудовлетворительное¦
¦              ¦   значение    ¦значение показателя)¦значение показателя) ¦
¦              ¦  показателя)  ¦                    ¦                     ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К1            ¦более 0,2      ¦0,1 - 0,2           ¦менее 0,1            ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К2            ¦более 0,8      ¦0,5 - 0,8           ¦менее 0,5            ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К3            ¦более 2,0      ¦1,0 - 2,0           ¦менее 1,0            ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К4            ¦более 0,6      ¦0,4 - 0,6           ¦менее 0,4            ¦
¦предприятия   ¦               ¦                    ¦                     ¦
¦торговли      ¦               ¦                    ¦                     ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К4            ¦более 1,0      ¦0,7 - 1,0           ¦менее 0,7            ¦
¦предприятия   ¦               ¦                    ¦                     ¦
¦других        ¦               ¦                    ¦                     ¦
¦отраслей      ¦               ¦                    ¦                     ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+
¦К5            ¦более 0,15     ¦0 - 0,15            ¦менее 0 (нерентаб.)  ¦
+--------------+---------------+--------------------+---------------------+

5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки (S), которое вычисляется по следующей формуле:

S = (Вес 1 x Категория 1) + (Вес 2 x Категория 2) + (Вес 3 x Категория 3) +
+ (Вес 4 x Категория 4) + (Вес 5 x Категория 5),

где:
Вес i - вес показателя Ki в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4, 5. Значения весов представлены в таблице № 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Ki. Категория i = 1, 2 или 3.

Таблица № 2

Вес показателей,
используемых при расчете сводной оценки

+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦                      Показатель                       ¦ Вес показателя  ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦Коэффициент абсолютной ликвидности (К1)                ¦      0,11       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦Коэффициент быстрой ликвидности (К2)                   ¦      0,05       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦Коэффициент текущей ликвидности (К3)                   ¦      0,42       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦Соотношение собственных и заемных средств (К4)         ¦      0,21       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦Коэффициент рентабельности (К5)                        ¦      0,21       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+

5.4. На основе значения сводной оценки гарантополучатель относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.





Приложение № 5
к решению
Совета депутатов
Саракташского района
Оренбургской области
от 14 ноября 2006 г. № 110

МЕТОДИКА
ЧИСЛЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ, ИСХОДЯ ИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1. Настоящая методика предназначена для количественной оценки вероятности дефолта хозяйствующего субъекта по своим обязательствам, т.е. невозможности предприятием или организацией исполнять свои обязательства в срок и в полном объеме.
2. Количественное значение вероятности производится на основе данных годовой бухгалтерской отчетности предприятия или организации:
3. Количественная оценка рассчитывается в три этапа:
3.1. На первом этапе рассчитываются 6 следующих базовых показателей:

а1 = log(BanaHc),

где:
Баланс - итоговая величина годового баланса.

          Оборотные активы
    а2 = ------------------
               Баланс

          Финансовый результат + Проценты
    а3 = ---------------------------------,
                      Баланс

где:
Финансовый результат - прибыль (убыток) до налогообложения;
Проценты - величина процентов к уплате.

              Выручка
    а4 = ----------------,
              Баланс

где:
Выручка - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, очищенная от косвенных налогов, включая НДС, СНП, акцизы.

а5 = log(основные средства)

          Долгосрочные обязательства
    а6 = ----------------------------
                   Баланс

В тех случаях, когда соответствующий показатель пропущен в отчетности, однако может быть произведен его расчет, то необходимо проделать соответствующие вычисления. В случае если показатель не может быть рассчитан, то он принимается равным нулю.
3.2. На втором этапе на основе отношений базовых показателей рассчитывается интегральный показатель. Расчет производится по следующей формуле:

X = (0,34 x а1) + (1,81 x а2) + (2,51 x а3) + (0,49 x а4) + (0,65 x а5) + (0,46 x а6) -
- 12

3.3. На третьем этапе оценивается вероятность дефолта (Р).
Оценка производится по формуле:

              1
    Р = ------------ х 100 %
         1 + ехр(Х)

Полученная вероятность имеет значение от 0 до 100 процентов. Большее значение соответствует большей вероятности наступления дефолта предприятия или организации по своим обязательствам.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru