Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. № 031-10-818/9

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ В ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА

Руководствуясь Федеральным законом "О персональных данных", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781, Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687, Порядком проведения классификации информационных систем персональных данных, утвержденным совместным Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 № 55/86/20, п. 4 Рекомендаций по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных заместителем директора ФСТЭК России от 15.02.2008, ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска:

1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных администрации г. Иркутска (Приложение № 1).

2. Вице-мэру - председателю комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска Хиценко Н.С., первому заместителю мэра - председателю комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска Зюбр Г.Д., заместителю мэра - руководителю аппарата администрации г. Иркутска Войцехович Е.Е., заместителю мэра - председателю комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Харитонову Е.А., заместителю мэра - председателю комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска Вобликовой В.Ф., заместителю мэра - председателю комитета по потребительскому рынку администрации г. Иркутска Третьякову А.А., заместителю мэра - председателю комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска Танкичевой А.В., заместителю мэра - председателю комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска Воронцову Ю.В., заместителю мэра - председателю комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска Алферьевскому А.М., заместителю мэра - председателю комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска Коноваленко В.А., заместителю мэра - председателю комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска Гришаку Д.В., начальнику управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска Терпуговой Е.А., начальнику управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации г. Иркутска Семенову Е.Ю.:
2.1. Ознакомить работников с настоящим распоряжением.
2.2. При обработке персональных данных в информационных системах персональных данных руководствоваться настоящим распоряжением.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне администрации г. Иркутска В.И.Терновского.

Мэр города Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к распоряжению
администрации города Иркутска
от 30 июля 2009 года
№ 031-10-818/9

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ
В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА

1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

1.1. Автоматизированная информационная система (АС) - система, состоящая из работников и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
1.2. Безопасность персональных данных - состояние защищенности персональных данных, характеризуемое способностью пользователей, технических средств и информационных технологий обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
1.3. Блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи.
1.4. Вирус (компьютерный, программный) - исполняемый программный код или интерпретируемый набор инструкций, обладающий свойствами несанкционированного распространения и самовоспроизведения. Созданные дубликаты компьютерного вируса не всегда совпадают с оригиналом, но сохраняют способность к дальнейшему распространению и самовоспроизведению.
1.5. Вредоносная программа (ВП) - программа, предназначенная для осуществления несанкционированного доступа и (или) воздействия на персональные данные или ресурсы информационной системы персональных данных.
1.6. Доступ к персональным данным - возможность получения персональных данных и их использования.
1.7. Защита от несанкционированного доступа - предотвращение или существенное затруднение несанкционированного доступа.
1.8. Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
1.9. Идентификация - присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.
1.10. Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
1.11. Информационная система персональных данных (ИСПДн) - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
1.12. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
1.13. Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.14. Контролируемая зона (КЗ) - пространство (территория, здание, часть здания, помещение), в котором исключено неконтролируемое пребывание посторонних лиц, а также транспортных, технических и иных материальных средств.
1.15. Межсетевой экран - локальное (однокомпонентное) или функционально-распределенное программное (программно-аппаратное) средство (комплекс), реализующее контроль за информацией, поступающей в информационную систему персональных данных и (или) выходящей из информационной системы.
1.16. Недекларированные возможности (НДВ) - функциональные возможности средств вычислительной техники, не описанные или не соответствующие описанным в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации.
1.17. Несанкционированный доступ к персональным данным (несанкционированные действия), (НСД) - доступ к персональным данным или действия с персональными данными, нарушающие правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых информационными системами персональных данных.
1.18. Обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
1.19. Объект доступа - единица информационного ресурса автоматизированной системы, доступ к которой регламентируется правилами разграничения доступа.
1.20. Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
1.21. Перехват (информации) - неправомерное получение информации с использованием технического средства, осуществляющего обнаружение, прием и обработку информативных сигналов.
1.22. Персональные данные (ПДн) - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
1.23. Побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) - электромагнитные излучения технических средств обработки защищаемой информации, возникающие как побочное явление и вызванные электрическими сигналами, действующими в их электрических и магнитных цепях, а также электромагнитные наводки этих сигналов на токопроводящие линии, конструкции и цепи питания.
1.24. Пользователь ИСПДн - лицо, участвующее в функционировании ИСПДн или использующее результаты ее функционирования.
1.25. Правила разграничения доступа - совокупность правил, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа.
1.26. Программная закладка - код программы, преднамеренно внесенный в программу с целью осуществить утечку, изменить, блокировать, уничтожить персональные данные или уничтожить и модифицировать программное обеспечение информационной системы персональных данных и (или) блокировать аппаратные средства.
1.27. Программное (программно-математическое) воздействие (ПМВ) - несанкционированное воздействие на ресурсы автоматизированной информационной системы, осуществляемое с использованием вредоносных программ.
1.28. Ресурс информационной системы персональных данных - именованный элемент системного, прикладного или аппаратного обеспечения функционирования информационной системы персональных данных.
1.29. Средства вычислительной техники (СВТ) - совокупность программных и технических элементов систем обработки персональных данных, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем.
1.30. Санкционированный доступ к персональным данным - доступ к персональным данным, не нарушающий правила разграничения доступа.
1.31. Система защиты персональных данных (СЗПДн) - комплекс организационных мер и программно-технических (в том числе криптографических) средств обеспечения безопасности ПДн в ИСПДн.
1.32. Субъект доступа - лицо или процесс, действия которого регламентируются правилами разграничения доступа.
1.33. Технический канал утечки информации - совокупность носителя персональных данных (средства обработки), физической среды распространения информативного сигнала и средств, которыми добывается информация, содержащая персональные данные.
1.34. Технические средства информационной системы персональных данных (ТС) - средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы и сети, средства и системы передачи, приема и обработки ПДн (средства и системы звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки речевой, графической, видео- и буквенно-цифровой информации), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации.
1.35. Угрозы безопасности персональных данных - совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных.
1.36. Уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
1.37. Утечка (защищаемой) информации, содержащей персональные данные, по техническим каналам - неконтролируемое распространение персональных данных от носителя персональных данных через физическую среду до технического средства, осуществляющего перехват информации, содержащей персональные данные.
1.38. Целостность информации, содержащей персональные данные, - способность средства вычислительной техники или информационной системы персональных данных обеспечивать неизменность информации, содержащей персональные данные, в условиях случайного и/или преднамеренного искажения (разрушения).

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Положение о порядке организации и проведения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных администрации г. Иркутска (далее - положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральным законом "О персональных данных", Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781, Порядком проведения классификации информационных систем персональных данных, утвержденным совместным Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 № 55/86/20, и определяет содержание и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн администрации г. Иркутска, представляющих собой совокупность ПДн, содержащихся в базах данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких ПДн с использованием средств автоматизации.
2.2. Под техническими средствами, позволяющими осуществлять обработку ПДн, понимаются средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы и сети, средства и системы передачи, приема и обработки ПДн (средства и системы звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки речевой, графической, видео- и буквенно-цифровой информации), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации, применяемые в ИСПДн.
2.3. Безопасность ПДн при их обработке в ИСПДн достигается путем исключения НСД, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение ПДн, а также иные несанкционированные действия.
2.4. При обработке ПДн в ИСПДн должно быть обеспечено:
- проведение мероприятий, направленных на предотвращение НСД к ПДн и (или) передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
- своевременное обнаружение фактов НСД к ПДн;
- недопущение воздействия на технические средства автоматизированной обработки ПДн, в результате которого может быть нарушено их функционирование;
- возможность незамедлительного восстановления ПДн, модифицированных или уничтоженных вследствие НСД к ним;
- постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности ПДн.
2.5. Безопасность ПДн при их обработке в ИСПДн обеспечивается с помощью СЗПДн, включающей организационные меры и средства защиты информации (в том числе шифровальные (криптографические) средства, средства предотвращения НСД, утечки информации, содержащей ПДн, по техническим каналам, программно-технических воздействий на технические средства обработки ПДн), а также используемые в ИСПДн информационные технологии. Для обеспечения безопасности ПДн при обработке в ИСПДн осуществляется защита речевой информации и информации, обрабатываемой техническими средствами, а также информации, представленной в виде информативных электрических сигналов, физических полей, носителей на бумажной, магнитной, магнитно-оптической и иной основе.
2.6. Методы и способы защиты ПДн в ИСПДн устанавливаются ФСТЭК России и ФСБ России в пределах их полномочий.
2.7. Достаточность принятых мер по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн оценивается при проведении государственного контроля и надзора.
2.8. Мероприятия по обеспечению безопасности ПДн формулируются в зависимости от класса ИСПДн с учетом возможного возникновения угроз безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства.
2.9. Мероприятия по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн включают в себя:
- классификацию ИСПДн;
- определение угроз безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн;
- разработку на их основе частной модели угроз применительно к конкретной ИСПДн;
- разработку на основе частной модели угроз СЗПДн, обеспечивающей нейтрализацию предполагаемых угроз с использованием методов и способов защиты ПДн, предусмотренных для соответствующего класса ИСПДн;
- проверку готовности средств защиты ПДн к использованию с составлением заключений о возможности их эксплуатации;
- установку и ввод в эксплуатацию средств защиты ПДн в соответствии с эксплуатационной и технической документацией;
- обучение лиц, использующих средства защиты ПДн, применяемые в ИСПДн, правилам работы с ними;
- учет применяемых средств защиты ПДн, эксплуатационной и технической документации к ним, носителей ПДн;
- учет лиц, допущенных к работе с ПДн в ИСПДн;
- контроль за соблюдением условий использования средств защиты ПДн, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;
- разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей ПДн, использования средств защиты ПДн, которые могут привести к нарушению конфиденциальности ПДн или другим нарушениям, приводящим к снижению уровня защищенности ПДн, разработка и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений;
- описание СЗПДн.
2.10. Размещение ИСПДн, специальное оборудование и охрана помещений, в которых ведется работа с ПДн, организация режима обеспечения безопасности в этих помещениях должны обеспечивать сохранность носителей ПДн и средств защиты ПДн, а также исключать возможность неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях посторонних лиц.
2.11. Лица, доступ которым к ПДн, обрабатываемым в ИСПДн, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим ПДн на основании распоряжения администрации г. Иркутска.
2.12. Запросы пользователей ИСПДн на получение ПДн, включая лиц, указанных в п. 2.11 настоящего положения, а также факты предоставления ПДн по этим запросам должны регистрироваться автоматизированными средствами ИСПДн в электронном журнале обращений. Содержание электронного журнала обращений периодически проверяется администраторами ИСПДн, а в случае необходимости может быть проверено работниками сектора защиты информации отдела мобилизационной подготовки управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне администрации г. Иркутска (далее - сектор защиты информации).
2.13. При обнаружении работниками сектора защиты информации нарушений в порядке обработки и защиты ПДн ставится в известность начальник управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне администрации г. Иркутска (далее - управление по МП и ГО).
2.14. Мэр г. Иркутска по представлению начальника управления по МП и ГО имеет право незамедлительно приостанавливать обработку ПДн в данной ИСПДн до выявления причин нарушений и устранения этих причин.
2.15. Финансирование мероприятий по защите ПДн осуществляется из бюджета г. Иркутска.
2.16. Настоящее положение не распространяется на ИСПДн, обрабатывающие ПДн, отнесенные в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, а также информационные системы, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом (конфиденциальную), не содержащую ПДн.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

3.1. Классификация ИСПДн в администрации г. Иркутска осуществляется с учетом категорий и объема накапливаемых, обрабатываемых и распределяемых с их использованием ПДн с целью установления методов и способов защиты, необходимых для обеспечения безопасности ПДн.
3.2. Классификация ИСПДн проводится на этапе их создания или в ходе их эксплуатации (для ранее введенных в эксплуатацию и (или) модернизируемых информационных систем).
3.3. Состав, функциональное содержание методов и средств защиты зависит от вида и степени ущерба, возникающего вследствие реализации выявленных угроз безопасности ПДн. При этом ущерб возникает за счет неправомерного или случайного уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения ПДн или от иных неправомерных действий с ними. В зависимости от объекта, причинение ущерба которому вызывается неправомерными действиями с ПДн, рассматриваются два вида ущерба: непосредственный и опосредованный.
3.3.1. Непосредственный ущерб связан с причинением физического, материального, финансового или морального вреда непосредственно субъекту ПДн. Он возникает за счет незаконного использования (в том числе распространения) ПДн или за счет несанкционированной модификации этих данных и может проявляться в виде:
- незапланированных и (или) непроизводительных финансовых или материальных затрат субъекта;
- потери субъектом свободы действий вследствие шантажа и угроз, осуществляемых с использованием ПДн;
- нарушения конституционных прав субъекта вследствие вмешательства в его личную жизнь путем осуществления контактов с ним по различным поводам без его на то желания (например - рассылка персонифицированных рекламных предложений и т.п.).
3.3.2. Опосредованный ущерб связан с причинением вреда обществу и (или) государству вследствие нарушения нормальной деятельности экономических, политических, военных, медицинских, правоохранительных, социальных, кредитно-финансовых и иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций различных форм собственности за счет неправомерных действий с ПДн.
3.4. Классификация ИСПДн проводится комиссией, назначаемой распоряжением администрации г. Иркутска, в соответствии с Порядком проведения классификации информационных систем персональных данных, утвержденным Приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20, и иными руководящими документами по защите ПДн.
3.5. В состав такой комиссии в обязательном порядке входят работники сектора защиты информации, работники департамента информатизации аппарата администрации г. Иркутска (далее - департамент информатизации), а также должностные лица, на которые возложены обязанности определять право доступа к информационным системам персональных данных в администрации г. Иркутска.
3.6. Проведение классификации ИСПДн включает в себя следующие этапы:
- сбор и анализ исходных данных по ИСПДн;
- присвоение ИСПДн соответствующего класса и его документальное оформление.
3.7. При проведении классификации ИСПДн комиссией учитываются следующие исходные данные:
- категория обрабатываемых ПДн в ИСПДн;
- объем обрабатываемых ПДн (количество субъектов ПДн, ПДн которых обрабатываются в ИСПДн);
- заданные характеристики безопасности ПДн, обрабатываемых в ИСПДн;
- структура ИСПДн;
- наличие подключений ИСПДн к сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена;
- режим обработки ПДн;
- режим разграничения прав доступа к ИСПДн;
- местонахождение технических средств ИСПДн.
3.8. Исходные данные, указанные в п. 3.7 настоящего положения, представляются комиссии департаментом информатизации.
3.9. В случае выделения в составе ИСПДн подсистем, каждая из которых является ИСПДн, ИСПДн в целом присваивается класс, соответствующий наиболее высокому классу входящих в нее подсистем.
3.10. Результаты классификации ИСПДн оформляются муниципальными актами, подписанными членами комиссии, и утверждаются мэром г. Иркутска.
3.11. Класс ИСПДн может быть пересмотрен:
- на основе проведенных сектором защиты информации анализа и оценки угроз безопасности ПДн с учетом особенностей и (или) изменений конкретной ИСПДн;
- по результатам мероприятий по контролю и надзору уполномоченными органами за выполнением требований по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Под организацией обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн понимается формирование и реализация совокупности согласованных по целям, задачам, месту и времени организационных и технических мероприятий между структурными подразделениями администрации г. Иркутска, направленных на минимизацию ущерба от возможной реализации угроз безопасности ПДн.
4.2. Разработка мероприятий по организации и обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн администрации г. Иркутска осуществляется сектором защиты информации.
4.3. Технические и программные средства, используемые для обработки ПДн в ИСПДн, должны удовлетворять установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям, обеспечивающим защиту ПДн.
4.4. Средства защиты ПДн, применяемые в ИСПДн, должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями по безопасности ПДн.
4.5. Порядок организации и обеспечения безопасности ПДн в ИСПДн администрации г. Иркутска включает в себя:
4.5.1. Оценку обстановки.
Оценка обстановки проводится работниками сектора защиты информации и определяет возможные способы обеспечения безопасности ПДн. Она основывается на результатах комплексного обследования ИСПДн, по представленным департаментом информатизации данным об ИСПДн, в ходе которого, прежде всего, проводится категорирование ПДн по важности.
При оценке обстановки определяется необходимость обеспечения безопасности ПДн от угроз:
- уничтожения, хищения аппаратных средств ИСПДн, носителей информации путем физического доступа к элементам ИСПДн;
- утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН);
- перехвата при передаче по проводным (кабельным) линиям связи;
- хищения, несанкционированной модификации или блокирования информации за счет НСД с применением программно-аппаратных и программных средств (в том числе ПМВ);
- воспрепятствования функционированию ИСПДн путем преднамеренного электромагнитного воздействия на ее элементы;
- непреднамеренных действий пользователей и нарушений безопасности функционирования ИСПДн и СЗПДн в ее составе из-за сбоев в программном обеспечении, а также от угроз неантропогенного (сбоев аппаратуры из-за ненадежности элементов, сбоев электропитания) и стихийного (ударов молний, пожаров, наводнений и т.п.) характера.
При оценке обстановки учитывается степень ущерба, который может быть причинен в случае неправомерного использования соответствующих ПДн.
4.5.2. Обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн и формулирование задач защиты ПДн проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.5.3. Разработку замысла обеспечения безопасности ПДн (осуществляется выбор основных способов защиты ПДн).
4.5.4. Выбор целесообразных способов (мер и средств) защиты ПДн в соответствии с задачами и замыслом защиты.
При выборе целесообразных способов обеспечения безопасности ПДн, обрабатываемых в ИСПДн, определяются организационные меры и технические (аппаратные, программные и программно-аппаратные) сертифицированные средства защиты.
В соответствии с выявленными сектором защиты информации угрозами безопасности ПДн осуществляется планирование и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн администрации г. Иркутска.
Модель угроз применительно к конкретной ИСПДн разрабатывается сектором защиты информации в соответствии с Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной заместителем директора ФСТЭК России от 14.02.2008, на основе Базовой модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной заместителем директора ФСТЭК России от 15.02.2008, по представленным департаментом информатизации необходимым техническим данным об ИСПДн.
4.5.5. Решение вопросов управления обеспечением безопасности ПДн в динамике изменения обстановки и контроля эффективности защиты. Предусматривает подготовку кадров, выделение необходимых финансовых и материальных средств, закупку и разработку программного и аппаратного обеспечения.
Контроль осуществляется в соответствии с разделом 8 настоящего положения и заключается в проверке сектором защиты информации выполнения требований нормативных документов по защите ПДн, а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер. Он может проводиться сектором защиты информации в определенной части или на договорной основе сторонними организациями, имеющими соответствующие лицензии на деятельность по технической защите информации.
4.5.6. Обеспечение реализации принятого замысла защиты ПДн.
4.5.7. Планирование мероприятий по защите ПДн. Осуществляется в соответствии с разделом 7 настоящего положения.
4.5.8. Организацию и проведение работ по созданию СЗПДн в рамках разработки (модернизации) ИСПДн, в том числе с привлечением специализированных сторонних лицензированных организаций, решение основных задач взаимодействия.
4.5.9. Разработку документов, регламентирующих вопросы организации обеспечения безопасности ПДн и эксплуатации СЗПДн в ИСПДн.
4.5.10. Развертывание и ввод в опытную эксплуатацию СЗПДн в ИСПДн.
4.5.11. Доработку СЗПДн по результатам опытной эксплуатации.
4.6. В целом обеспечение безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн достигается реализацией совокупности организационных и технических мер, причем в интересах обеспечения безопасности ПДн в обязательном порядке подлежат защите технические и программные средства, используемые при обработке ПДн, и носители информации. При организации и осуществлении защиты ПДн необходимо руководствоваться требованиями нормативных и методических документов по защите ПДн в автоматизированных системах, учитывая при этом, что ПДн отнесены к информации ограниченного доступа.
4.7. В связи с тем что ИСПДн по своим характеристикам и номенклатуре угроз безопасности ПДн близки к наиболее распространенным информационным системам, целесообразно при их защите максимально использовать традиционные подходы к технической защите информации.

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ В ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.1. В целях осуществления технического обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, в зависимости от класса ИСПДн в администрации г. Иркутска реализовываются следующие мероприятия:
- мероприятия по защите от НСД к ПДн при их обработке в ИСПДн;
- мероприятия по защите информации от утечки по техническим каналам.
5.2. Мероприятия по защите ПДн при их обработке в ИСПДн от НСД и неправомерных действий включают:
- управление доступом;
- регистрацию и учет;
- обеспечение целостности;
- контроль отсутствия НДВ;
- антивирусную защиту;
- обеспечение безопасного межсетевого взаимодействия ИСПДн;
- анализ защищенности;
- обнаружение вторжений.
5.2.1. Подсистему управления доступом, регистрации и учета необходимо реализовывать на базе программных средств блокирования несанкционированных действий, сигнализации и регистрации. Это специальные, не входящие в ядро какой-либо операционной системы программные и программно-аппаратные средства защиты самих операционных систем, электронных баз ПДн и прикладных программ. Они выполняют функции защиты самостоятельно или в комплексе с другими средствами защиты и направлены на исключение или затруднение выполнения опасных для ИСПДн действий пользователя или нарушителя. К ним относятся специальные утилиты и программные комплексы защиты, в которых реализуются функции диагностики, регистрации, уничтожения, сигнализации и имитации.

]]>
Начальник отдела мобилизационной
подготовки управления по мобилизационной
подготовке и гражданской обороне
администрации г. Иркутска
Б.В.КУРЧИНСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru