Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2007 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Н. о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с 01.09.1980 года по 30.11.1980 года, с 01.09.1981 года по 30.09.1981 года и с 01.11.1981 года по 31.12.1981 года, а также периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 01.04.1982 года по 31.01.1983 года и признании права на досрочное назначение пенсии
по кассационной жалобе УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области на решение Балашовского городского суда Саратовской области от 03.07.2007 года, которым требования Н удовлетворены,

установила:

Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (далее УПФ) об отмене решения комиссии при УПФ от 27.02.06 г. № 171, о включении в стаж педагогической работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в должности старшей пионервожатой в средней школе с 01.09.80 г. по 31.01.83 г., о понуждении УПФ РФ назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.01 г. № 173-ФЗ с 16.11.05 г.
Решением Балашовского городского суда Саратовской области от 27.07.2006 года УПФ обязано включить в стаж педагогической работы Н. периоды ее работы с 01.12.80 г. по 31.12.1980 г., с 01.01.1981 г. по 31.08.1981 г., с 01.10.1981 г. по 31.10.1981 г., с 01.01.1982 г. по 31.03.1982 г., когда она замещала должности учителя и воспитателя, в остальной части в удовлетворении требований Н. было отказано.
Постановлением Президиума Саратовского областного суда от 09.04.2007 года решение Балашовского городского суда Саратовской области от 27.07.2006 года было отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы истицы в должности старшей пионервожатой и назначении досрочной пенсии по старости с 16.11.2005 года и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
18.06.2007 года Н. уточнила исковые требования и просила обязать УПФ включить в педагогический стаж периоды ее работы с 01.09.1980 года по 30.11.1980 года, с 01.09.1981 года по 30.09.1981 года и с 01.11.1981 года по 31.12.1981 года в должности старшей пионервожатой Соцземледельской средней школы, а также период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 01.04.1982 года по 31.01.1983 года и признать право на досрочное назначение пенсии по старости с 16.11.2005 года.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 г. № 1397, которое суд положил в основу своего решения, не может быть применено при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения, так как оно не действовало на дату введения нового правового регулирования и утратило свою силу в полном объеме с 01.10.93 г. Суд неправомерно включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период отпуска по уходу за ребенком и периоды работы в должности старшей пионервожатой.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, приведение обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц прав, приобретенное ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемое ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1) 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддерживания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соотвествии со статьями 27,28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соотвествии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о включении периодов работы истицы с 01.09.1980 года по 30.11.1980 года, с 01.09.1981 года по 30.09.1981 года и с 01.11.1981 года по 31.12.1981 года в должности старшей пионервожатой Соцземледельской средней школы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обоснованы и правомерны.
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) - ст. 167 КЗОТ РСФСР, ст. 256 ТК РФ. Однако изменение положения о зачете в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, произведено Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25.09.92 г., поэтому эти периоды до 06.10.92 г. (т.е. до вступления в действие вышеуказанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии (разъяснение Министерства труда РФ, утвержденное постановлением Министерства труда РФ от 22.05.96 г. № 29).
Факт работы истицы в учреждении, дающем право на досрочное назначение пенсии, в судебном заседании был установлен на основе исследованных доказательств и сторонами не оспаривался.
Следовательно, на момент обращения истицы в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у Н. имелось более 25 лет стажа педагогической деятельности, поэтому суд правомерно обязал УПФ РФ назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения истицы в УПФ за назначением пенсии, то есть с 16.11.05 г.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на законе и доказательствах.
Доводы кассационной жалобы являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Поэтому судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Балашовского городского суда Саратовской области от 03.07.2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru