Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. по делу № А31-2212/2008-20

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2008 года.
Арбитражный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Мофа Виталия Дмитриевича,
лицо, ведущее протокол: помощник судьи Бабинцева Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Костромского областного отделения общероссийской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов, г. Кострома,
к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области Министерства финансов РФ,
к Костромской области в лице департамента финансов администрации Костромской области,
при участии 3-их лиц: комитет социальной защиты населения по городскому округу город Кострома, МУП "ИРКЦ по ОКП", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме,
о взыскании убытков,
при участии в заседании: представители истца Матчанова Ю.В. (доверенность от 9 января 2008 года), Романова И.А. (доверенность от 1 сентября 2008 года), Пиляр Е.Б. (доверенность от 13 августа 2008 года), представитель казначейства Козина И.В. (доверенность от 10 января 2008 года), представитель департамента финансов Романов В.И. (доверенность от 4 июня 2008 года), представитель комитета соц. защиты Митенева Ю.А. (доверенность от 28 июля 2008 года), представитель РКЦ Камодина Е.Н. (доверенность от 1 сентября 2008 года),

установил:

Костромское областное отделение общероссийской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации и Костромской области убытков, образовавшихся в результате отсутствия достаточного финансирования льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных истцом в течение 2006 года проживающим на территории города Костромы гражданам во исполнение Федерального закона РФ "О ветеранах", Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Костромской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области", постановления губернатора Костромской области "О мерах социальной поддержке многодетных семей в Костромской области".
Уточнив исковые требования, истец просит суд взыскать с Российской Федерации за счет казны 699 868 рублей 26 коп., с Костромской области за счет казны 227 058 рублей 98 коп.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Ответчики требования истца не признали, заявили возражения.
Третьи лица представили суду пояснения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Истец в течение 2006 года поставлял тепловую энергию собственного производства для отопления и горячего водоснабжения ряда многоквартирных домов г. Костромы.
Поставка тепловой энергии осуществлялась истцом на основании заключенных с Администрацией г. Костромы договоров № 35 от 1 ноября 2004 года, № 36 от 1 ноября 2004 года, № 36 от 26 февраля 2006 года, № 37 от 26 февраля 2006 года, № 38 от 26 февраля 2006 года.
Оплата поставляемой тепловой энергии осуществлялась на основании заключенного с муниципальным унитарным предприятием "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" договора на расчетно-кассовое обслуживание от 1 ноября 2004 года путем перечисления истцу поступивших от граждан коммунальных платежей.
Во исполнение Федерального закона РФ "О ветеранах", Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Костромской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области", постановления губернатора Костромской области "О мерах социальной поддержке многодетных семей в Костромской области" муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" снижало гражданам, имеющим право на получение льготы, размер коммунальной платы на установленную указанными нормативными актами величину.
Компенсация понесенных в связи с предоставлением льгот расходов осуществлялась посредством перечисления истцу комитетом социальной защиты населения по городскому округу город Кострома бюджетных средств.
При определении размера компенсационных выплат комитет социальной защиты населения по городскому округу город Кострома уменьшал его на 18%, предполагая наличие налога на добавленную стоимость в стоимости поставленной истцом тепловой энергии.
Суду истец пояснил, что за его счет предоставлены льготы по оплате тепловой энергии гражданам во исполнение Федерального закона РФ "О ветеранах" и Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 8 573 741 рубля 38 коп., Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 7 265 882 рублей 52 коп., а также Федерального закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 74 911 рублей 26 коп., Закона Костромской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области" в сумме 2 846 956 рублей 82 коп., постановления губернатора Костромской области "О мерах социальной поддержке многодетных семей в Костромской области" в сумме 44 428 рублей 01 коп.
Также истец пояснил, что расходы по предоставлению льгот возмещены ему не в полном размере: льготы, предоставленные во исполнение Федерального закона РФ "О ветеранах" и Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не возмещены в сумме 687 801 рубля 43 коп.; Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в сумме 12 066 рублей 84 коп.; Федерального закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" - в сумме 6 268 рублей 73 коп.; Закона Костромской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области" - в сумме 217 284 рублей 15 коп.; постановления губернатора Костромской области "О мерах социальной поддержке многодетных семей в Костромской области" - в сумме 3 506 рублей 10 коп.
МУП "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей", комитет социальной защиты населения по городскому округу город Кострома подтвердили расчеты истца, суду пояснили, что указанные суммы не возмещены истцу в связи с исключением из расходов на возмещение льгот налога на добавленную стоимость.
Суду ответчики пояснили, что истец необоснованно требует возмещения убытков в связи с тем, что истцу в полном объеме компенсированы расходы по предоставлению льгот, при этом предмет иска составляет сумма налога на добавленную стоимость, необоснованно требуемая истцом к возмещению.
Истец суду пояснил, что, являясь общественной организацией инвалидов, он освобожден от начисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров собственного производства, в том числе, самостоятельно выработанной тепловой энергии.
Представители Инспекции ФНС РФ по г. Костроме подтвердили обоснованность данного утверждения истца, в связи с чем суду пояснили, что при совершении указанных хозяйственных операций налог на добавленную стоимость истцом не исчисляется и не уплачивается в силу предоставленной законом истцу льготы.
На основании анализа установленных фактических обстоятельств, норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, необходимости их удовлетворения в связи со следующим.
Обоснованность предоставления за счет истца льгот по оплате коммунальных услуг, их общий размер не ставятся под сомнение участвующими в деле лицами и не оспариваются.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Вместе с тем судом установлено, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, возмещены ему не в полном объеме.
При определении суммы денежных средств, подлежащей выплате истцу, из общей стоимости предоставленных за счет истца льгот вычтены 18%, которые, по мнению ответчиков, а также МУП "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" и комитета социальной защиты населения по городскому округу город Кострома, являются налогом на добавленную стоимость.
Указанная позиция ответчиков и третьих лиц ошибочна.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, среди прочих, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость предусмотрен в статьях 153- 162 Налогового кодекса РФ.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов.
В связи с этим хозяйственные операции истца по реализации собственными силами произведенной тепловой энергии не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, т.е. при совершении данных операций указанный налог истцом не исчисляется и не уплачивается.
Ссылка ответчиков на постановления Главы города Костромы № 915 от 25 марта 2005 года "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением на территории г. Костромы" и № 388 от 20 февраля 2006 года "Об установлении размеров платы за жилое помещение, платы за коммунальные услуги и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории города Костромы" необоснованна.
Согласно приложениям № 2 к указанным постановлениям размер платы за коммунальные услуги установлен, в том числе, с учетом налога на добавленную стоимость для поставщиков, являющихся плательщиками данного налога.
Таким образом, отсутствие у истца статуса плательщика налога на добавленную стоимость не влияет на размер платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказанные гражданам.
В силу изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о причинении истцу убытков в результате необоснованного уменьшения на предполагаемую сумму налога на добавленную стоимость размера подлежащих выплате истцу денежных средств.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Костромского областного отделения общероссийской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов в счет возмещения убытков 699868 рублей 26 коп.
Взыскать с Костромской области в лице департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области в пользу Костромского областного отделения общероссийской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов в счет возмещения убытков 227058 рублей 98 коп.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 13498 рублей 68 коп. государственной пошлины.
Взыскать с Костромской области в лице департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области в доход федерального бюджета 6041 рубль 18 коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней со дня вступления решения в законную силу при отсутствии у суда сведений о добровольной уплате государственной пошлины в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Костромской области в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
В.Д.МОФА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru