Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область

О применении документа см. примечание в

Справке
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2007 г. № 142

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА
АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ГОРОДА
КОСТРОМЫ НА 2008-2011 ГОДЫ"

(в ред. решений Думы города Костромы
от 26.06.2008 № 105, от 25.09.2008 № 149, от 02.07.2009 № 51)

В целях развития системы профилактики асоциального поведения подростков и молодежи, создания условий для формирования у молодежи навыков здорового образа жизни, в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разделом 4 Положения о прогнозировании, программе социально-экономического развития города Костромы и муниципальных целевых программах, утвержденного решением Думы города Костромы от 24 марта 2005 года № 11, руководствуясь статьями 25 и 46 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Дума города Костромы решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Думы города Костромы
Ю.В.ЖУРИН

Глава города Костромы
И.В.ПЕРЕВЕРЗЕВА





Утверждена
решением
Думы города Костромы
от 29 ноября 2007 года № 142

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика
асоциального поведения подростков и молодежи
города Костромы на 2008-2011 годы"

(в ред. решений Думы города Костромы
от 26.06.2008 № 105, от 25.09.2008 № 149, от 02.07.2009 № 51)

Раздел I

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование      ¦"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика         ¦
¦Программы         ¦асоциального поведения подростков и молодежи города       ¦
¦                  ¦Костромы на 2008-2011 годы" (далее - Программа).          ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основание для     ¦Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об     ¦
¦разработки        ¦общих принципах организации местного самоуправления в     ¦
¦Программы         ¦Российской Федерации".                                    ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Заказчик          ¦Администрация города Костромы.                            ¦
¦Программы         ¦                                                          ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Координатор       ¦Управление по делам физической культуры, спорта и работе с¦
¦Программы         ¦молодежью Администрации города Костромы.                  ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные          ¦1) Управление по делам физической культуры, спорта и      ¦
¦разработчики      ¦   работе с молодежью Администрации города Костромы;      ¦
¦Программы         ¦2) Управление образования Администрации город Костромы;   ¦
¦                  ¦3) Управление по делам культуры, международных связей и   ¦
¦                  ¦   туризма Администрации города Костромы;                 ¦
¦                  ¦4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации    ¦
¦                  ¦   города Костромы;                                       ¦
¦                  ¦5) Управление по связям с общественностью и средствами    ¦
¦                  ¦   массовой информации Администрации города Костромы.     ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Цели Программы    ¦Создание условий для снижения уровня асоциальных          ¦
¦                  ¦проявлений в молодежной среде и формирования у молодежи   ¦
¦                  ¦идеологии и норм активного и здорового образа жизни.      ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы  ¦1) повышение качества профилактики асоциального поведения ¦
¦                  ¦   и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых   ¦
¦                  ¦   форм и методов работы в деятельность муниципальных     ¦
¦                  ¦   учреждений через организацию городских социально-      ¦
¦                  ¦   педагогических площадок;                               ¦
¦                  ¦2) создание доступных и безопасных условий для активного  ¦
¦                  ¦   досуга и оздоровительно-спортивных занятий подростков, ¦
¦                  ¦   молодежи, семей в районах города на базе городских     ¦
¦                  ¦   социально-досуговых площадок;                          ¦
¦                  ¦3) подготовка и повышение уровня квалификации работников  ¦
¦                  ¦   муниципальных учреждений образования здравоохранения,  ¦
¦                  ¦   культуры, по работе с молодежью, спорта, по вопросам   ¦
¦                  ¦   профилактики асоциального поведения, профилактики      ¦
¦                  ¦   аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа   ¦
¦                  ¦   жизни;                                                 ¦
¦                  ¦4) повышение роли общественных организаций, детских и     ¦
¦                  ¦   молодежных общественных объединений, родительской      ¦
¦                  ¦   общественности, объединений общественности по месту    ¦
¦                  ¦   жительства в профилактике асоциального поведения и     ¦
¦                  ¦   пропаганде здорового образа жизни;                     ¦
¦                  ¦5) расширение участия волонтеров в мероприятиях           ¦
¦                  ¦   профилактики асоциального поведения и пропаганды       ¦
¦                  ¦   здорового образа жизни;                                ¦
¦                  ¦6) формирование информационной компетентности молодежи по ¦
¦                  ¦   вопросам здорового образа жизни, обеспечение доступной ¦
¦                  ¦   и полной информации по вопросам профилактики           ¦
¦                  ¦   асоциального поведения молодежи;                       ¦
¦                  ¦7) повышение роли средств массовой информации,            ¦
¦                  ¦   эффективности социальной рекламы в пропаганде здорового¦
¦                  ¦   образа жизни, формировании негативного отношения к     ¦
¦                  ¦   асоциальному поведению, алкоголю, наркотикам;          ¦
¦                  ¦8) развитие материально-технической базы муниципальных    ¦
¦                  ¦   учреждений, осуществляющих профилактику асоциального   ¦
¦                  ¦   поведения и пропаганду здорового образа жизни;         ¦
¦                  ¦9) создание системы доступных социально-психологических,  ¦
¦                  ¦   педагогических, досуговых услуг для молодежи, в том    ¦
¦                  ¦   числе молодежи групп риска;                            ¦
¦                  ¦10) организация и проведение городских соревнований,      ¦
¦                  ¦   конкурсов, праздников, направленных на пропаганду      ¦
¦                  ¦   здорового образа жизни, распространения лучшего опыта  ¦
¦                  ¦   профилактической работы;                               ¦
¦                  ¦11) организация мониторинга по вопросам асоциальных       ¦
¦                  ¦   проявлений в молодежной среде, состояния               ¦
¦                  ¦   профилактической работы, деятельности неформальных     ¦
¦                  ¦   групп и объединений в молодежной среде.                ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации  ¦2008-2011 годы.                                           ¦
¦Программы         ¦                                                          ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦1) создание и развитие городских социально-досуговых      ¦
¦мероприятий       ¦   площадок по профилактике асоциального поведения и      ¦
¦                  ¦   пропаганде здорового образа жизни;                     ¦
¦                  ¦2) организация городских социально-педагогических площадок¦
¦                  ¦   и мероприятий по профилактике асоциального поведения и ¦
¦                  ¦   пропаганде здорового образа жизни;                     ¦
¦                  ¦3) информационно-методическое обеспечение пропаганды      ¦
¦                  ¦   здорового образа жизни и профилактики асоциального     ¦
¦                  ¦   поведения молодежи;                                    ¦
¦                  ¦4) развитие общественных институтов профилактической      ¦
¦                  ¦   работы и взаимодействие с молодежными общественными    ¦
¦                  ¦   объединениями.                                         ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные          ¦1) Управление по делам физической культуры, спорта и      ¦
¦исполнители       ¦   работе с молодежью Администрации города Костромы;      ¦
¦мероприятий       ¦2) Управление образования Администрации города Костромы;  ¦
¦                  ¦3) Управление по делам культуры, международных связей и   ¦
¦                  ¦   туризма Администрации города Костромы;                 ¦
¦                  ¦4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации    ¦
¦                  ¦   города Костромы;                                       ¦
¦                  ¦5) Управление по связям с общественностью и средствами    ¦
¦                  ¦   массовой информации Администрации города Костромы;     ¦
¦                  ¦6) Административно-правовое управление Администрации      ¦
¦                  ¦   города Костромы;                                       ¦
¦                  ¦7) Финансово-казначейское управление Администрации города ¦
¦                  ¦   Костромы.                                              ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦  Общий объем средств, предусмотренных на реализацию      ¦
¦финансирования    ¦Программы составляет 12260,0 тысяч рублей, в том числе:   ¦
¦Программы         ¦1) средства бюджета города Костромы - 11425,0 тысяч       ¦
¦                  ¦   рублей;                                                ¦
¦                  ¦2) внебюджетные источники финансирования - 835,0 тысяч    ¦
¦                  ¦   рублей.                                                ¦
¦(в ред. решения Думы города Костромы от 02.07.2009 № 51)                     ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                            ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Система           ¦Координатор Программы - Управление по делам физической    ¦
¦организации       ¦культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города¦
¦контроля за       ¦Костромы.                                                 ¦
¦исполнением       ¦                                                          ¦
¦Программы         ¦                                                          ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦  Оценка эффективности реализации Программы будет         ¦
¦результаты        ¦осуществляться на основе следующих индикаторов:           ¦
¦реализации        ¦  1) стабилизация и сокращение количества правонарушений  ¦
¦Программы и       ¦среди молодежи и несовершеннолетних граждан;              ¦
¦показатели        ¦  2) стабилизация и сокращение числа  молодежи, состоящей ¦
¦социально-        ¦на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций;  ¦
¦экономической     ¦  3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные,    ¦
¦эффективности     ¦здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе;  ¦
¦                  ¦  4) востребованность городских социально-досуговых       ¦
¦                  ¦площадок, количество занимающихся на их базе подростков,  ¦
¦                  ¦молодежи, жителей города Костромы;                        ¦
¦                  ¦  5) увеличение количества мероприятий, проводимых по     ¦
¦                  ¦профилактической работе с молодежью.                      ¦
¦                  ¦  Успешное выполнение мероприятий Программы позволит      ¦
¦                  ¦повысить эффективность профилактики асоциального поведения¦
¦                  ¦молодежи, создать условия для формирования у молодежи     ¦
¦                  ¦идеологии и норм активного и здорового образа жизни.      ¦
¦                  ¦                                                          ¦
¦                  ¦  Основными показателями эффективности Программы          ¦
¦                  ¦выступают:                                                ¦
¦                  ¦  1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на¦
¦                  ¦профилактическом и наркотическом учете на 5%, относительно¦
¦                  ¦года, в котором принимается Программа;                    ¦
¦                  ¦  2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в ¦
¦                  ¦микрорайонах города для занятий спортивной и              ¦
¦                  ¦оздоровительной деятельностью, организация системных      ¦
¦                  ¦ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и   ¦
¦                  ¦молодежи;                                                 ¦
¦                  ¦  3) дополнительное открытие секций и студий на базе      ¦
¦                  ¦муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и    ¦
¦                  ¦молодежи, в том числе не менее половины подростков групп  ¦
¦                  ¦риска;                                                    ¦
¦                  ¦  4) взаимодействие с молодежными общественными           ¦
¦                  ¦объединениями в профилактике асоциального поведения и     ¦
¦                  ¦пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не ¦
¦                  ¦менее 15 совместных общественных проектов, охват          ¦
¦                  ¦деятельностью не менее 15% подростков и молодежи;         ¦
¦                  ¦  5) привлечение к работе в волонтерских общественных     ¦
¦                  ¦объединениях, молодежных общественных объединениях        ¦
¦                  ¦социальной направленности не менее 150 молодых людей;     ¦
¦                  ¦  6) повышение информационной компетентности подростков и ¦
¦                  ¦молодежи по вопросам организации свободного времени,      ¦
¦                  ¦занятости, дополнительного образования, социальных услуг и¦
¦                  ¦правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не ¦
¦                  ¦менее 25% молодежи города;                                ¦
¦                  ¦  7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых   ¦
¦                  ¦соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не  ¦
¦                  ¦менее 5 тысяч подростков и молодежи;                      ¦
¦                  ¦  8) повышение уровня подготовки не менее 200             ¦
¦                  ¦педагогических, медицинских, социальных работников        ¦
¦                  ¦муниципальных учреждений в сфере организации профилактики ¦
¦                  ¦асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового    ¦
¦                  ¦образа жизни;                                             ¦
¦                  ¦  9) увеличение числа молодежи, участвующей в проведении  ¦
¦                  ¦спортивно-оздоровительной работы через развитие популярных¦
¦                  ¦среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание,¦
¦                  ¦катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит- ¦
¦                  ¦бол, восточные единоборства, участие в организованных     ¦
¦                  ¦соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее    ¦
¦                  ¦3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет;                  ¦
¦                  ¦  10) повышение эффективности социальной рекламы и        ¦
¦                  ¦информации по пропаганде здорового образа жизни;          ¦
¦                  ¦  11) создание механизма мониторинга эффективности работы ¦
¦                  ¦по профилактике асоциального поведения молодежи и         ¦
¦                  ¦пропаганде здорового образа жизни.                        ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+

Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Проблемы преодоления негативных проявлений в молодежной среде и формирования социально одобряемого поведения традиционно являются одной из главных задач социального воспитания подрастающего поколения. Решение их осуществляется в тесном межведомственном взаимодействии на федеральном, региональном, местном уровнях, взаимодействии с общественными организациями и объединениями. Основные направления работы по профилактике асоциального поведения подростков и молодежи отражены в нормативных правовых актах Российской Федерации.
2. Основы профилактической работы в отношении несовершеннолетних граждан определены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". На местном уровне данная деятельность осуществляется: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Костромы, в рамках переданных государственных полномочий, Управлением образования Администрации города Костромы и муниципальными образовательными учреждениями, Управлением по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью и учреждениями по работе с молодежью Администрации города Костромы, Комитетом по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы и учреждениями здравоохранения, общественными объединениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(в ред. решения Думы города Костромы от 26.06.2008 № 105)
(см. текст в предыдущей редакции)
Согласно данному Федеральному закону, деятельность всех вышеуказанных органов и объединений направлена на профилактику антиобщественных действий несовершеннолетних граждан, под которыми понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также, иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Основной категорией детей и молодежи, охваченных данной работой, являются несовершеннолетние, совершившие проступки и правонарушения, или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3. Важной сферой деятельности по профилактике асоциального поведения молодежи является работа по предотвращению распространения наркомании в молодежной среде. Резкое обострение в конце 90-х годов проблемы наркомании, в том числе среди молодежи, потребовало принятия нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном уровнях. В Костроме впервые такая программа была принята в 1999 году. Участниками Программы выступали структурные подразделения Администрации города Костромы, муниципальные учреждения, общественные объединения, заинтересованные областные и федеральные ведомства и организации.
В ходе реализации "Программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Костроме на 2004-2006 годы" была сформирована система взаимодействия муниципальных ведомств и учреждений с правоохранительными органами, общественными организациями, проведено обучение специалистов, работающих в области профилактики, лечения и реабилитации, расширено волонтерское движение, открыт социально-адаптационный центр "Дар", продолжена работа по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений, принимавших участие в решении проблемы наркомании. Реализация мероприятий на муниципальном уровне происходила с учетом областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы". Новая областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2008-2012 годы" утверждена постановлением Костромской областной Думы от 27 сентября 2007 года № 2203. Развитие достигнутых положительных тенденций в профилактике наркомании, совершенствование системы взаимодействия с региональными и федеральными органами власти в профилактике наркомании требует продолжения данной работы на местном уровне.
4. Работа по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи может осуществляться на территории города Костромы в рамках решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 13, 17, 19, 20, 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), а именно: организация предоставления дополнительного образования детей, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
5. В последние годы одной из острых проблем, которая напрямую затрагивает молодежь, стал рост радикальных и экстремистских проявлений на основе расовой, национальной, религиозной, социальной розни. На федеральном уровне была принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", сегодня аналогичная целевая программа разрабатывается на областном уровне. Участие в профилактике терроризма и экстремистских проявлений в молодежной среде является неотъемлемой частью профилактики асоциального поведения молодежи и может осуществляться в рамках решения вопроса местного значения предусмотренного пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ.
6. Муниципальная целевая программа "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения молодежи в городе Костроме на 2008-2011 годы" будет реализовываться в рамках полномочий органов местного самоуправления, сохраняет преемственность ранее проводимой работы, находится в общем правовом поле с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.
7. Для определения приоритетов профилактической работы с молодежью в рамках Программы важен анализ текущего состояния проявлений асоциального поведения молодежи, характер имеющихся форм работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактической работе.
На протяжении последних лет происходил рост подростковой и молодежной преступности. На территории города Костромы в 2005 году зарегистрировано 254 преступления, совершенных несовершеннолетними гражданами, в 2006 году - 272. В структуре преступности остается высоким уровень грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними гражданами, общее количество преступлений, совершенных в группах, возросло на 33,1%. Остается высоким уровень рецидивной преступности несовершеннолетних граждан.
Остается высоким процент преступлений, совершаемых подростками и молодежью в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Показатель наркотизации населения Костромской области с 2003 года увеличился более чем на 20% и составил в 2006 году 235 человек наркозависимых на 100 тысяч населения. 83% зарегистрированных потребителей наркотиков - жители города Костромы. В 2005 году на учете в наркологическом диспансере состояли 1321 человек, в 2006 году - 1369 человек. Приводя данные о количестве потребителей наркотиков, следует учитывать и латентный уровень наркотизации, который больше официального примерно в 6-7 раз. Также исследователями отмечается рост зависимостей молодежи от алкоголя, рост пивного алкоголизма. На сегодняшний день реальную опасность для молодежи представляет не только зависимость от употребления психоактивных веществ, но и иные виды зависимости (игровая, Интернет-зависимость).
8. Проблема употребления наркотиков тесно связана с распространением гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции и ряда других заболеваний. В 2006 году ВИЧ-инфицированными вследствие употребления наркотиков стали 38 костромичей. В связи с этим одной из задач формирования здорового образа жизни является распространение знаний о различных заболеваниях, в том числе заболеваниях, передающихся половым путем.
9. В последние годы заметное место среди асоциальных факторов поведения молодежи стали занимать проявления на почве расовой, национальной, религиозной, социальной розни. В городе Костроме, по данным правоохранительных органов, нет постоянно действующих молодежных групп экстремисткой направленности. В то же время, появляющиеся нацистские символы, факты избиения иностранных граждан, акты вандализма на мусульманском кладбище и другие факты указывают на необходимость проведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основой этой работы должна стать постоянная система мониторинга и работы с неформальными молодежными объединениями, субкультурными движениями.
10. Работа с подростками и молодежью города Костромы в области профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни реализуется недостаточно системно, в рамках отдельных планов работы и разовых мероприятий. Недостаточно плотно ведется работа с неформальным молодежным движением, не в полной мере используется потенциал общественных объединений и организаций. Развитие и расширение работы требует укрепления материально-технического, методического кадрового потенциала муниципальных учреждений. Существующая система работы с подростками и молодежью недостаточно ориентирована на молодежь в возрасте от 14 лет, недостаточно плотно охватывает категории молодежи, не обучающиеся в общеобразовательных учебных заведениях, а также молодежь группы риска.
Актуальность данных направлений профилактической работы подтверждается социологическим исследованием "Молодежь Костромы: психологическое состояние, ценностные ориентации, социальные проблемы", проведенным по заказу Управления по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы весной 2006 года. Участникам было предложено определить актуальные проблемы города Костромы. На первом месте у респондентов оказались проблемы, связанные с благоустройством, чистотой города, но также высокие проценты получили следующие проблемы: рост преступности (безопасность на улицах, хулиганство) - 14,7%; рост алкоголизма и наркомании - 10,3%; социальные проблемы (беспризорность, неблагополучные семьи) - 3,3%; необустроенность мест отдыха (детские площадки, парки) - 2,5%. Также опасение вызывает, что 10,4% молодых людей отчасти разделяют националистические идеи и убеждения, а еще 30,8% допускают высказывание таких идей. Среди молодежных неформальных групп города Костромы преобладают субкультуры музыкальной направленности (хип-хоп движение, рокеры, панки и т.д.), в то же время 15,2% опрошенных отметили заметную деятельность в городе Костроме движений скинхедов, фашистов, 12,7% - представителей нетрадиционных религиозных учений.
11. Программа направлена на профилактику следующих видов асоциального поведения:
1) девиантного поведения и правонарушений молодежи;
2) аддиктивного поведения молодежи, употребления психоактивных веществ;
3) проявлений экстремизма в молодежной среде.
12. Анализ исследований и опыт работы показывает, что наиболее критическим в плане возможности проявления асоциального поведения является возрастной период с 13-14 до 22-23 лет. Превентивная работа должна начинаться с 11-12 лет - вступление в младший подростковый возраст. Кризисный период, как правило, заканчивается к 23-25 годам с обретением молодым человеком профессионального, жизненного, семейного самоопределения. На данный возрастной период приходится не только изменение психофизиологических особенностей, но и социального положения индивида, что выражается в кризисах взросления. Также стоит отметить, что с достижением 18 лет, выходя из образовательных учреждений, многие молодые люди сталкиваются с необходимостью самостоятельно определять параметры своей жизни, занятости, при этом уже не могут в полной мере воспользоваться многими услугами муниципальных и государственных учреждений на бесплатной основе.
К основным категориям, на которые направлена система мероприятий Программы, относятся:
подростки и молодежь города Костромы в возрасте 11-22 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования, высших учебных заведениях, работающая молодежь, в том числе:
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к девиантному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к аддиктивному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, участники неформальных молодежных объединений асоциальной и антисоциальной направленности, представители различных молодежных субкультур.
13. Основные термины и понятия, используемые в Программе:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов "Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)".
Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе правовых, нравственных, социальных норм.
Неформальные объединения - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, не прошедшая институализацию и основанная на принципах самодеятельности.
Городская социально-досуговая площадка - это специально организованное пространство активного досуга и оздоровительной деятельности подростков и молодежи, обладающее необходимым оборудованием, инвентарем, подготовленными специалистами (спортзал, стадион, игровая площадка и т.д.).
Городская социально-педагогическая площадка - муниципальные учреждения культуры, образования, дополнительного образования, спорта и молодежи, организующие методическую, кадровую, организационную работу по разработке, апробации и внедрению в воспитательную практику различных форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы среди подростков и молодежи.

Раздел III

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Данная Программа является среднесрочной. Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
2. Приведенная в разделе втором Программы характеристика сложившейся в городе Костроме ситуации позволяет определить основные направления деятельности органов местного самоуправления города Костромы в сфере пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения подростков и молодежи.
3. Основной целью Программы является создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у подростков и молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни.
4. Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
1) повышение качества профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов работы в деятельность муниципальных учреждений через организацию городских социально-педагогических площадок;
2) создание доступных и безопасных условий для активного отдыха и оздоровительно-спортивных занятий подростков, молодежи, семей в районах города на базе городских социально-досуговых площадок;
3) подготовка и повышение уровня квалификации работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, по работе с молодежью, по вопросам профилактики асоциального поведения, профилактики аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа жизни;
4) повышение роли общественных организаций, детских и молодежных общественных объединений, родительской общественности, объединений общественности по месту жительства в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни;

]]>
4. Организационное обеспечение Программы включает в себя:
1) определение уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы, осуществляющих предусмотренные Программой мероприятия;
2) составление подробной сметы расходов на каждое отдельное мероприятие, разработка плана его проведения;
3) размещение в необходимых случаях заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) привлечение по мере необходимости к участию в программе различных учреждений и организаций;
5) организация через средства массовой информации освещения проводимых программных мероприятий.
5. Центральными формами работы, направленными на достижение целей Программы, наряду с проведением различных мероприятий для подростков и молодежи, является создание и развитие специальных городских площадок по организации профилактической работы и пропаганде здорового образа жизни.
С целью активизации методической работы, осуществления системной подготовки специалистов муниципальных учреждений к профилактической работе с подростками и молодежью, апробирования и внедрения в практику воспитательной работы различных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни в городе на базе муниципальных учреждений образования, культуры, молодежи и спорта создаются городские социально-педагогические площадки, которые являются центрами не только методической, но и организационной работы по реализации различных мероприятий Программы. Так, указанные площадки будут организованы при муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "Астра", муниципальных библиотеках № 5 и № 15, муниципальном учреждении Городской молодежный центр "Пале", муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Городская станция юных туристов.
Также будут созданы городские социально-досуговые площадки. Каждая из площадок представляет собой особое пространство активного досуга, возможности занятия спортивной, оздоровительной деятельностью для подростков, молодежи, жителей города. Все площадки имеют центральное учреждение и руководителя городской социально-досуговой площадки, усилиями которых обеспечиваются условия для доступного и безопасного досуга. Центральным элементом площадки выступает спортивный объект - стадион, игровая площадка, парк активного отдыха и другие объекты. Все городские социально-досуговые площадки создаются с учетом накопленных муниципальными учреждениями форм и методов профилактической работы, а также с учетом максимальной приближенности их к подросткам и молодежи по месту жительства.
Программа предусматривает средства на приобретение и установку спортивного и игрового оборудования, средства на содержание площадок, приобретение и обновление спортивного инвентаря, содержание ставок руководителя городской социально-досуговой площадки. При определении профиля каждой городской социально-досуговой площадки учитывалась как возможность развития наиболее массовых форм активного отдыха - спортивные командные игры, бег, лыжи и т.д., так и востребованные сегодня в молодежной среде - скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства. Ряд городских социально-досуговых площадок направлен на развитие форм семейного активного отдыха.
Для повышения доступности и популяризации среди подростков и молодежи массовых форм активного досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, в том числе скалолазания, стрит-бола, катания на роликах, скейтах, спортивных велосипедах, будет приобретен комплект мобильного спортивного оборудования, размещение которого предполагается на территории парка культуры и отдыха "Центральный" (по договору). Кроме того, данное оборудование будет устанавливаться для использования на территории созданных и функционирующих городских социально-досуговых площадок.
С целью обеспечения доступных социально-педагогических, правовых, психологических, информационных услуг из специалистов различных муниципальных учреждений будет сформирована специальная группа, которая будет вести консультационную работу непосредственно на базе городских социально-досуговых площадок.

Раздел VII

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Координатором Программы является Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы. Координатор Программы осуществляет:
1) текущее управление и координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
2) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
3) контроль за выполнением мероприятий Программы и ведение отчетности;
4) ежегодное уточнение целевых показателей и механизма реализации Программы, затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;
5) обеспечение разработки, согласования, принятия необходимых муниципальных правовых актов;
6) подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
7) проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.

Раздел VIII

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) стабилизация и сокращение количества правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних граждан;
2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций;
3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе;
4) востребованность городских социально-досуговых площадок, количество занимающихся на их базе подростков, молодежи, жителей города Костромы;
5) увеличение количества мероприятий проводимых по профилактической работе с молодежью.
2. Качественные показатели эффективности будут выражены в изменениях отношения молодежи к возможным асоциальным проявлениям, повышении уровня информированности молодежи и ее социальной компетентности, росту готовности молодежи к участию в программах здорового образа жизни, общему снижению уровня проявлений асоциального поведения молодежи в городе Костроме.
Количественные показатели эффективности будут выражены в конкретном снижении количества молодежи с девиантным и аддиктивным поведением, росте количества молодежи, вовлеченной в профилактические мероприятия, деятельность объединений профилактической направленности, количество и процент охвата подростков и молодежи спортивно-оздоровительными мероприятиями.
3. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность профилактики асоциального поведения молодежи, создать условия для формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни. Основными показателями эффективности Программы выступают:
1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на профилактическом и наркотическом учете на 15%, относительно года, в котором принимается Программа;
2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в микрорайонах города для занятий спортивной и оздоровительной деятельностью, организация системных ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и молодежи;
3) дополнительное открытие секций и студий на базе муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и молодежи, в том числе не менее половины подростков групп риска;
4) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не менее 15 совместных общественных проектов, охват деятельностью не менее 15% подростков и молодежи;
5) привлечение к работе в волонтерских общественных объединениях, молодежных общественных объединениях социальной направленности не менее 150 молодых людей;
6) повышение информационной компетентности подростков и молодежи по вопросам организации свободного времени, занятости, дополнительного образования, социальных услуг и правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не менее 25% молодежи города;
7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не менее 5 тысяч подростков и молодежи;
8) повышение уровня подготовки не менее 200 педагогических, медицинских, социальных работников муниципальных учреждений в сфере организации профилактики асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни;
9) увеличение числа молодежи, участвующей в спортивно-оздоровительной работе через развитие популярных среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства, участие в организованных соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее 3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет;
10) повышение эффективности социальной рекламы и информации по пропаганде здорового образа жизни;
11) создание механизма мониторинга эффективности работы по профилактике асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru