РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2007 г. № 142
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА
АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ГОРОДА
КОСТРОМЫ НА 2008-2011 ГОДЫ"
(в ред. решений Думы города Костромы
от 26.06.2008 № 105
, от 25.09.2008 № 149
, от 02.07.2009 № 51
)
В целях развития системы профилактики асоциального поведения подростков и молодежи, создания условий для формирования у молодежи навыков здорового образа жизни, в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разделом 4
Положения о прогнозировании, программе социально-экономического развития города Костромы и муниципальных целевых программах, утвержденного решением Думы города Костромы от 24 марта 2005 года № 11, руководствуясь статьями 25
и 46
Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Дума города Костромы решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Думы города Костромы
Ю.В.ЖУРИН
Глава города Костромы
И.В.ПЕРЕВЕРЗЕВА
Утверждена
решением
Думы города Костромы
от 29 ноября 2007 года № 142
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика
асоциального поведения подростков и молодежи
города Костромы на 2008-2011 годы"
(в ред. решений Думы города Костромы
от 26.06.2008 № 105
, от 25.09.2008 № 149
, от 02.07.2009 № 51
)
Раздел I
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦"Пропаганда здорового образа жизни и профилактика ¦
¦Программы ¦асоциального поведения подростков и молодежи города ¦
¦ ¦Костромы на 2008-2011 годы" (далее - Программа). ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об ¦
¦разработки ¦общих принципах организации местного самоуправления в ¦
¦Программы ¦Российской Федерации". ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация города Костромы. ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Координатор ¦Управление по делам физической культуры, спорта и работе с¦
¦Программы ¦молодежью Администрации города Костромы. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные ¦1) Управление по делам физической культуры, спорта и ¦
¦разработчики ¦ работе с молодежью Администрации города Костромы; ¦
¦Программы ¦2) Управление образования Администрации город Костромы; ¦
¦ ¦3) Управление по делам культуры, международных связей и ¦
¦ ¦ туризма Администрации города Костромы; ¦
¦ ¦4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации ¦
¦ ¦ города Костромы; ¦
¦ ¦5) Управление по связям с общественностью и средствами ¦
¦ ¦ массовой информации Администрации города Костромы. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Создание условий для снижения уровня асоциальных ¦
¦ ¦проявлений в молодежной среде и формирования у молодежи ¦
¦ ¦идеологии и норм активного и здорового образа жизни. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦1) повышение качества профилактики асоциального поведения ¦
¦ ¦ и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых ¦
¦ ¦ форм и методов работы в деятельность муниципальных ¦
¦ ¦ учреждений через организацию городских социально- ¦
¦ ¦ педагогических площадок; ¦
¦ ¦2) создание доступных и безопасных условий для активного ¦
¦ ¦ досуга и оздоровительно-спортивных занятий подростков, ¦
¦ ¦ молодежи, семей в районах города на базе городских ¦
¦ ¦ социально-досуговых площадок; ¦
¦ ¦3) подготовка и повышение уровня квалификации работников ¦
¦ ¦ муниципальных учреждений образования здравоохранения, ¦
¦ ¦ культуры, по работе с молодежью, спорта, по вопросам ¦
¦ ¦ профилактики асоциального поведения, профилактики ¦
¦ ¦ аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа ¦
¦ ¦ жизни; ¦
¦ ¦4) повышение роли общественных организаций, детских и ¦
¦ ¦ молодежных общественных объединений, родительской ¦
¦ ¦ общественности, объединений общественности по месту ¦
¦ ¦ жительства в профилактике асоциального поведения и ¦
¦ ¦ пропаганде здорового образа жизни; ¦
¦ ¦5) расширение участия волонтеров в мероприятиях ¦
¦ ¦ профилактики асоциального поведения и пропаганды ¦
¦ ¦ здорового образа жизни; ¦
¦ ¦6) формирование информационной компетентности молодежи по ¦
¦ ¦ вопросам здорового образа жизни, обеспечение доступной ¦
¦ ¦ и полной информации по вопросам профилактики ¦
¦ ¦ асоциального поведения молодежи; ¦
¦ ¦7) повышение роли средств массовой информации, ¦
¦ ¦ эффективности социальной рекламы в пропаганде здорового¦
¦ ¦ образа жизни, формировании негативного отношения к ¦
¦ ¦ асоциальному поведению, алкоголю, наркотикам; ¦
¦ ¦8) развитие материально-технической базы муниципальных ¦
¦ ¦ учреждений, осуществляющих профилактику асоциального ¦
¦ ¦ поведения и пропаганду здорового образа жизни; ¦
¦ ¦9) создание системы доступных социально-психологических, ¦
¦ ¦ педагогических, досуговых услуг для молодежи, в том ¦
¦ ¦ числе молодежи групп риска; ¦
¦ ¦10) организация и проведение городских соревнований, ¦
¦ ¦ конкурсов, праздников, направленных на пропаганду ¦
¦ ¦ здорового образа жизни, распространения лучшего опыта ¦
¦ ¦ профилактической работы; ¦
¦ ¦11) организация мониторинга по вопросам асоциальных ¦
¦ ¦ проявлений в молодежной среде, состояния ¦
¦ ¦ профилактической работы, деятельности неформальных ¦
¦ ¦ групп и объединений в молодежной среде. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2008-2011 годы. ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦1) создание и развитие городских социально-досуговых ¦
¦мероприятий ¦ площадок по профилактике асоциального поведения и ¦
¦ ¦ пропаганде здорового образа жизни; ¦
¦ ¦2) организация городских социально-педагогических площадок¦
¦ ¦ и мероприятий по профилактике асоциального поведения и ¦
¦ ¦ пропаганде здорового образа жизни; ¦
¦ ¦3) информационно-методическое обеспечение пропаганды ¦
¦ ¦ здорового образа жизни и профилактики асоциального ¦
¦ ¦ поведения молодежи; ¦
¦ ¦4) развитие общественных институтов профилактической ¦
¦ ¦ работы и взаимодействие с молодежными общественными ¦
¦ ¦ объединениями. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные ¦1) Управление по делам физической культуры, спорта и ¦
¦исполнители ¦ работе с молодежью Администрации города Костромы; ¦
¦мероприятий ¦2) Управление образования Администрации города Костромы; ¦
¦ ¦3) Управление по делам культуры, международных связей и ¦
¦ ¦ туризма Администрации города Костромы; ¦
¦ ¦4) Комитет по здравоохранению и фармации Администрации ¦
¦ ¦ города Костромы; ¦
¦ ¦5) Управление по связям с общественностью и средствами ¦
¦ ¦ массовой информации Администрации города Костромы; ¦
¦ ¦6) Административно-правовое управление Администрации ¦
¦ ¦ города Костромы; ¦
¦ ¦7) Финансово-казначейское управление Администрации города ¦
¦ ¦ Костромы. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦ Общий объем средств, предусмотренных на реализацию ¦
¦финансирования ¦Программы составляет 12260,0 тысяч рублей, в том числе: ¦
¦Программы ¦1) средства бюджета города Костромы - 11425,0 тысяч ¦
¦ ¦ рублей; ¦
¦ ¦2) внебюджетные источники финансирования - 835,0 тысяч ¦
¦ ¦ рублей. ¦
¦(в ред. решения
Думы города Костромы от 02.07.2009 № 51) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Система ¦Координатор Программы - Управление по делам физической ¦
¦организации ¦культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города¦
¦контроля за ¦Костромы. ¦
¦исполнением ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦ Оценка эффективности реализации Программы будет ¦
¦результаты ¦осуществляться на основе следующих индикаторов: ¦
¦реализации ¦ 1) стабилизация и сокращение количества правонарушений ¦
¦Программы и ¦среди молодежи и несовершеннолетних граждан; ¦
¦показатели ¦ 2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей ¦
¦социально- ¦на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций; ¦
¦экономической ¦ 3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, ¦
¦эффективности ¦здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе; ¦
¦ ¦ 4) востребованность городских социально-досуговых ¦
¦ ¦площадок, количество занимающихся на их базе подростков, ¦
¦ ¦молодежи, жителей города Костромы; ¦
¦ ¦ 5) увеличение количества мероприятий, проводимых по ¦
¦ ¦профилактической работе с молодежью. ¦
¦ ¦ Успешное выполнение мероприятий Программы позволит ¦
¦ ¦повысить эффективность профилактики асоциального поведения¦
¦ ¦молодежи, создать условия для формирования у молодежи ¦
¦ ¦идеологии и норм активного и здорового образа жизни. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Основными показателями эффективности Программы ¦
¦ ¦выступают: ¦
¦ ¦ 1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на¦
¦ ¦профилактическом и наркотическом учете на 5%, относительно¦
¦ ¦года, в котором принимается Программа; ¦
¦ ¦ 2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в ¦
¦ ¦микрорайонах города для занятий спортивной и ¦
¦ ¦оздоровительной деятельностью, организация системных ¦
¦ ¦ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и ¦
¦ ¦молодежи; ¦
¦ ¦ 3) дополнительное открытие секций и студий на базе ¦
¦ ¦муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и ¦
¦ ¦молодежи, в том числе не менее половины подростков групп ¦
¦ ¦риска; ¦
¦ ¦ 4) взаимодействие с молодежными общественными ¦
¦ ¦объединениями в профилактике асоциального поведения и ¦
¦ ¦пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не ¦
¦ ¦менее 15 совместных общественных проектов, охват ¦
¦ ¦деятельностью не менее 15% подростков и молодежи; ¦
¦ ¦ 5) привлечение к работе в волонтерских общественных ¦
¦ ¦объединениях, молодежных общественных объединениях ¦
¦ ¦социальной направленности не менее 150 молодых людей; ¦
¦ ¦ 6) повышение информационной компетентности подростков и ¦
¦ ¦молодежи по вопросам организации свободного времени, ¦
¦ ¦занятости, дополнительного образования, социальных услуг и¦
¦ ¦правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не ¦
¦ ¦менее 25% молодежи города; ¦
¦ ¦ 7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых ¦
¦ ¦соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не ¦
¦ ¦менее 5 тысяч подростков и молодежи; ¦
¦ ¦ 8) повышение уровня подготовки не менее 200 ¦
¦ ¦педагогических, медицинских, социальных работников ¦
¦ ¦муниципальных учреждений в сфере организации профилактики ¦
¦ ¦асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового ¦
¦ ¦образа жизни; ¦
¦ ¦ 9) увеличение числа молодежи, участвующей в проведении ¦
¦ ¦спортивно-оздоровительной работы через развитие популярных¦
¦ ¦среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание,¦
¦ ¦катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит- ¦
¦ ¦бол, восточные единоборства, участие в организованных ¦
¦ ¦соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее ¦
¦ ¦3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет; ¦
¦ ¦ 10) повышение эффективности социальной рекламы и ¦
¦ ¦информации по пропаганде здорового образа жизни; ¦
¦ ¦ 11) создание механизма мониторинга эффективности работы ¦
¦ ¦по профилактике асоциального поведения молодежи и ¦
¦ ¦пропаганде здорового образа жизни. ¦
+------------------+----------------------------------------------------------+
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Проблемы преодоления негативных проявлений в молодежной среде и формирования социально одобряемого поведения традиционно являются одной из главных задач социального воспитания подрастающего поколения. Решение их осуществляется в тесном межведомственном взаимодействии на федеральном, региональном, местном уровнях, взаимодействии с общественными организациями и объединениями. Основные направления работы по профилактике асоциального поведения подростков и молодежи отражены в нормативных правовых актах Российской Федерации.
2. Основы профилактической работы в отношении несовершеннолетних граждан определены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". На местном уровне данная деятельность осуществляется: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Костромы, в рамках переданных государственных полномочий, Управлением образования Администрации города Костромы и муниципальными образовательными учреждениями, Управлением по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью и учреждениями по работе с молодежью Администрации города Костромы, Комитетом по здравоохранению и фармации Администрации города Костромы и учреждениями здравоохранения, общественными объединениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(в ред. решения
Думы города Костромы от 26.06.2008 № 105)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Согласно данному Федеральному закону, деятельность всех вышеуказанных органов и объединений направлена на профилактику антиобщественных действий несовершеннолетних граждан, под которыми понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также, иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Основной категорией детей и молодежи, охваченных данной работой, являются несовершеннолетние, совершившие проступки и правонарушения, или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3. Важной сферой деятельности по профилактике асоциального поведения молодежи является работа по предотвращению распространения наркомании в молодежной среде. Резкое обострение в конце 90-х годов проблемы наркомании, в том числе среди молодежи, потребовало принятия нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном уровнях. В Костроме впервые такая программа была принята в 1999 году. Участниками Программы выступали структурные подразделения Администрации города Костромы, муниципальные учреждения, общественные объединения, заинтересованные областные и федеральные ведомства и организации.
В ходе реализации "Программы
комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Костроме на 2004-2006 годы" была сформирована система взаимодействия муниципальных ведомств и учреждений с правоохранительными органами, общественными организациями, проведено обучение специалистов, работающих в области профилактики, лечения и реабилитации, расширено волонтерское движение, открыт социально-адаптационный центр "Дар", продолжена работа по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений, принимавших участие в решении проблемы наркомании. Реализация мероприятий на муниципальном уровне происходила с учетом областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы". Новая областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2008-2012 годы" утверждена постановлением Костромской областной Думы от 27 сентября 2007 года № 2203. Развитие достигнутых положительных тенденций в профилактике наркомании, совершенствование системы взаимодействия с региональными и федеральными органами власти в профилактике наркомании требует продолжения данной работы на местном уровне.
4. Работа по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи может осуществляться на территории города Костромы в рамках решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 13, 17, 19, 20, 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), а именно: организация предоставления дополнительного образования детей, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
5. В последние годы одной из острых проблем, которая напрямую затрагивает молодежь, стал рост радикальных и экстремистских проявлений на основе расовой, национальной, религиозной, социальной розни. На федеральном уровне была принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", сегодня аналогичная целевая программа разрабатывается на областном уровне. Участие в профилактике терроризма и экстремистских проявлений в молодежной среде является неотъемлемой частью профилактики асоциального поведения молодежи и может осуществляться в рамках решения вопроса местного значения предусмотренного пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ.
6. Муниципальная целевая программа "Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения молодежи в городе Костроме на 2008-2011 годы" будет реализовываться в рамках полномочий органов местного самоуправления, сохраняет преемственность ранее проводимой работы, находится в общем правовом поле с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.
7. Для определения приоритетов профилактической работы с молодежью в рамках Программы важен анализ текущего состояния проявлений асоциального поведения молодежи, характер имеющихся форм работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактической работе.
На протяжении последних лет происходил рост подростковой и молодежной преступности. На территории города Костромы в 2005 году зарегистрировано 254 преступления, совершенных несовершеннолетними гражданами, в 2006 году - 272. В структуре преступности остается высоким уровень грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними гражданами, общее количество преступлений, совершенных в группах, возросло на 33,1%. Остается высоким уровень рецидивной преступности несовершеннолетних граждан.
Остается высоким процент преступлений, совершаемых подростками и молодежью в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Показатель наркотизации населения Костромской области с 2003 года увеличился более чем на 20% и составил в 2006 году 235 человек наркозависимых на 100 тысяч населения. 83% зарегистрированных потребителей наркотиков - жители города Костромы. В 2005 году на учете в наркологическом диспансере состояли 1321 человек, в 2006 году - 1369 человек. Приводя данные о количестве потребителей наркотиков, следует учитывать и латентный уровень наркотизации, который больше официального примерно в 6-7 раз. Также исследователями отмечается рост зависимостей молодежи от алкоголя, рост пивного алкоголизма. На сегодняшний день реальную опасность для молодежи представляет не только зависимость от употребления психоактивных веществ, но и иные виды зависимости (игровая, Интернет-зависимость).
8. Проблема употребления наркотиков тесно связана с распространением гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции и ряда других заболеваний. В 2006 году ВИЧ-инфицированными вследствие употребления наркотиков стали 38 костромичей. В связи с этим одной из задач формирования здорового образа жизни является распространение знаний о различных заболеваниях, в том числе заболеваниях, передающихся половым путем.
9. В последние годы заметное место среди асоциальных факторов поведения молодежи стали занимать проявления на почве расовой, национальной, религиозной, социальной розни. В городе Костроме, по данным правоохранительных органов, нет постоянно действующих молодежных групп экстремисткой направленности. В то же время, появляющиеся нацистские символы, факты избиения иностранных граждан, акты вандализма на мусульманском кладбище и другие факты указывают на необходимость проведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основой этой работы должна стать постоянная система мониторинга и работы с неформальными молодежными объединениями, субкультурными движениями.
10. Работа с подростками и молодежью города Костромы в области профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни реализуется недостаточно системно, в рамках отдельных планов работы и разовых мероприятий. Недостаточно плотно ведется работа с неформальным молодежным движением, не в полной мере используется потенциал общественных объединений и организаций. Развитие и расширение работы требует укрепления материально-технического, методического кадрового потенциала муниципальных учреждений. Существующая система работы с подростками и молодежью недостаточно ориентирована на молодежь в возрасте от 14 лет, недостаточно плотно охватывает категории молодежи, не обучающиеся в общеобразовательных учебных заведениях, а также молодежь группы риска.
Актуальность данных направлений профилактической работы подтверждается социологическим исследованием "Молодежь Костромы: психологическое состояние, ценностные ориентации, социальные проблемы", проведенным по заказу Управления по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы весной 2006 года. Участникам было предложено определить актуальные проблемы города Костромы. На первом месте у респондентов оказались проблемы, связанные с благоустройством, чистотой города, но также высокие проценты получили следующие проблемы: рост преступности (безопасность на улицах, хулиганство) - 14,7%; рост алкоголизма и наркомании - 10,3%; социальные проблемы (беспризорность, неблагополучные семьи) - 3,3%; необустроенность мест отдыха (детские площадки, парки) - 2,5%. Также опасение вызывает, что 10,4% молодых людей отчасти разделяют националистические идеи и убеждения, а еще 30,8% допускают высказывание таких идей. Среди молодежных неформальных групп города Костромы преобладают субкультуры музыкальной направленности (хип-хоп движение, рокеры, панки и т.д.), в то же время 15,2% опрошенных отметили заметную деятельность в городе Костроме движений скинхедов, фашистов, 12,7% - представителей нетрадиционных религиозных учений.
11. Программа направлена на профилактику следующих видов асоциального поведения:
1) девиантного поведения и правонарушений молодежи;
2) аддиктивного поведения молодежи, употребления психоактивных веществ;
3) проявлений экстремизма в молодежной среде.
12. Анализ исследований и опыт работы показывает, что наиболее критическим в плане возможности проявления асоциального поведения является возрастной период с 13-14 до 22-23 лет. Превентивная работа должна начинаться с 11-12 лет - вступление в младший подростковый возраст. Кризисный период, как правило, заканчивается к 23-25 годам с обретением молодым человеком профессионального, жизненного, семейного самоопределения. На данный возрастной период приходится не только изменение психофизиологических особенностей, но и социального положения индивида, что выражается в кризисах взросления. Также стоит отметить, что с достижением 18 лет, выходя из образовательных учреждений, многие молодые люди сталкиваются с необходимостью самостоятельно определять параметры своей жизни, занятости, при этом уже не могут в полной мере воспользоваться многими услугами муниципальных и государственных учреждений на бесплатной основе.
К основным категориям, на которые направлена система мероприятий Программы, относятся:
подростки и молодежь города Костромы в возрасте 11-22 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования, высших учебных заведениях, работающая молодежь, в том числе:
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к девиантному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, склонные к аддиктивному поведению;
молодые люди в возрасте 14-22 лет, участники неформальных молодежных объединений асоциальной и антисоциальной направленности, представители различных молодежных субкультур.
13. Основные термины и понятия, используемые в Программе:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов "Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года)".
Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе правовых, нравственных, социальных норм.
Неформальные объединения - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, не прошедшая институализацию и основанная на принципах самодеятельности.
Городская социально-досуговая площадка - это специально организованное пространство активного досуга и оздоровительной деятельности подростков и молодежи, обладающее необходимым оборудованием, инвентарем, подготовленными специалистами (спортзал, стадион, игровая площадка и т.д.).
Городская социально-педагогическая площадка - муниципальные учреждения культуры, образования, дополнительного образования, спорта и молодежи, организующие методическую, кадровую, организационную работу по разработке, апробации и внедрению в воспитательную практику различных форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы среди подростков и молодежи.
Раздел III
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Данная Программа является среднесрочной. Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
2. Приведенная в разделе втором
Программы характеристика сложившейся в городе Костроме ситуации позволяет определить основные направления деятельности органов местного самоуправления города Костромы в сфере пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения подростков и молодежи.
3. Основной целью Программы является создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у подростков и молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни.
4. Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
1) повышение качества профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов работы в деятельность муниципальных учреждений через организацию городских социально-педагогических площадок;
2) создание доступных и безопасных условий для активного отдыха и оздоровительно-спортивных занятий подростков, молодежи, семей в районах города на базе городских социально-досуговых площадок;
3) подготовка и повышение уровня квалификации работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, по работе с молодежью, по вопросам профилактики асоциального поведения, профилактики аддиктивного поведения и пропаганды здорового образа жизни;
4) повышение роли общественных организаций, детских и молодежных общественных объединений, родительской общественности, объединений общественности по месту жительства в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни;
]]>4. Организационное обеспечение Программы включает в себя:
1) определение уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы, осуществляющих предусмотренные Программой мероприятия;
2) составление подробной сметы расходов на каждое отдельное мероприятие, разработка плана его проведения;
3) размещение в необходимых случаях заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) привлечение по мере необходимости к участию в программе различных учреждений и организаций;
5) организация через средства массовой информации освещения проводимых программных мероприятий.
5. Центральными формами работы, направленными на достижение целей Программы, наряду с проведением различных мероприятий для подростков и молодежи, является создание и развитие специальных городских площадок по организации профилактической работы и пропаганде здорового образа жизни.
С целью активизации методической работы, осуществления системной подготовки специалистов муниципальных учреждений к профилактической работе с подростками и молодежью, апробирования и внедрения в практику воспитательной работы различных форм и методов работы по пропаганде здорового образа жизни в городе на базе муниципальных учреждений образования, культуры, молодежи и спорта создаются городские социально-педагогические площадки, которые являются центрами не только методической, но и организационной работы по реализации различных мероприятий Программы. Так, указанные площадки будут организованы при муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "Астра", муниципальных библиотеках № 5 и № 15, муниципальном учреждении Городской молодежный центр "Пале", муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Городская станция юных туристов.
Также будут созданы городские социально-досуговые площадки. Каждая из площадок представляет собой особое пространство активного досуга, возможности занятия спортивной, оздоровительной деятельностью для подростков, молодежи, жителей города. Все площадки имеют центральное учреждение и руководителя городской социально-досуговой площадки, усилиями которых обеспечиваются условия для доступного и безопасного досуга. Центральным элементом площадки выступает спортивный объект - стадион, игровая площадка, парк активного отдыха и другие объекты. Все городские социально-досуговые площадки создаются с учетом накопленных муниципальными учреждениями форм и методов профилактической работы, а также с учетом максимальной приближенности их к подросткам и молодежи по месту жительства.
Программа предусматривает средства на приобретение и установку спортивного и игрового оборудования, средства на содержание площадок, приобретение и обновление спортивного инвентаря, содержание ставок руководителя городской социально-досуговой площадки. При определении профиля каждой городской социально-досуговой площадки учитывалась как возможность развития наиболее массовых форм активного отдыха - спортивные командные игры, бег, лыжи и т.д., так и востребованные сегодня в молодежной среде - скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства. Ряд городских социально-досуговых площадок направлен на развитие форм семейного активного отдыха.
Для повышения доступности и популяризации среди подростков и молодежи массовых форм активного досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, в том числе скалолазания, стрит-бола, катания на роликах, скейтах, спортивных велосипедах, будет приобретен комплект мобильного спортивного оборудования, размещение которого предполагается на территории парка культуры и отдыха "Центральный" (по договору). Кроме того, данное оборудование будет устанавливаться для использования на территории созданных и функционирующих городских социально-досуговых площадок.
С целью обеспечения доступных социально-педагогических, правовых, психологических, информационных услуг из специалистов различных муниципальных учреждений будет сформирована специальная группа, которая будет вести консультационную работу непосредственно на базе городских социально-досуговых площадок.
Раздел VII
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Координатором Программы является Управление по делам физической культуры, спорта и работе с молодежью Администрации города Костромы. Координатор Программы осуществляет:
1) текущее управление и координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
2) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
3) контроль за выполнением мероприятий Программы и ведение отчетности;
4) ежегодное уточнение целевых показателей и механизма реализации Программы, затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;
5) обеспечение разработки, согласования, принятия необходимых муниципальных правовых актов;
6) подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
7) проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.
Раздел VIII
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
1) стабилизация и сокращение количества правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних граждан;
2) стабилизация и сокращение числа молодежи, состоящей на учете в медицинских учреждениях по вопросам аддикций;
3) рост числа молодых людей, вовлеченных в активные, здоровые формы досуга, в том числе на постоянной основе;
4) востребованность городских социально-досуговых площадок, количество занимающихся на их базе подростков, молодежи, жителей города Костромы;
5) увеличение количества мероприятий проводимых по профилактической работе с молодежью.
2. Качественные показатели эффективности будут выражены в изменениях отношения молодежи к возможным асоциальным проявлениям, повышении уровня информированности молодежи и ее социальной компетентности, росту готовности молодежи к участию в программах здорового образа жизни, общему снижению уровня проявлений асоциального поведения молодежи в городе Костроме.
Количественные показатели эффективности будут выражены в конкретном снижении количества молодежи с девиантным и аддиктивным поведением, росте количества молодежи, вовлеченной в профилактические мероприятия, деятельность объединений профилактической направленности, количество и процент охвата подростков и молодежи спортивно-оздоровительными мероприятиями.
3. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность профилактики асоциального поведения молодежи, создать условия для формирования у молодежи идеологии и норм активного и здорового образа жизни. Основными показателями эффективности Программы выступают:
1) снижение количества подростков и молодежи, стоящих на профилактическом и наркотическом учете на 15%, относительно года, в котором принимается Программа;
2) открытие 11 городских социально-досуговых площадок в микрорайонах города для занятий спортивной и оздоровительной деятельностью, организация системных ежегодных занятий на них не менее 14 тысяч подростков и молодежи;
3) дополнительное открытие секций и студий на базе муниципальных учреждений для не менее 120 подростков и молодежи, в том числе не менее половины подростков групп риска;
4) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни молодежи, реализация не менее 15 совместных общественных проектов, охват деятельностью не менее 15% подростков и молодежи;
5) привлечение к работе в волонтерских общественных объединениях, молодежных общественных объединениях социальной направленности не менее 150 молодых людей;
6) повышение информационной компетентности подростков и молодежи по вопросам организации свободного времени, занятости, дополнительного образования, социальных услуг и правовой грамотности, участие в мероприятиях Программы не менее 25% молодежи города;
7) проведение ежегодно не менее 10 городских массовых соревнований, фестивалей, конкурсов, с участием в них не менее 5 тысяч подростков и молодежи;
8) повышение уровня подготовки не менее 200 педагогических, медицинских, социальных работников муниципальных учреждений в сфере организации профилактики асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни;
9) увеличение числа молодежи, участвующей в спортивно-оздоровительной работе через развитие популярных среди молодежи направлений активного досуга: скалолазание, катание на скейтах, роликах, велосипедах, каякинг, стрит-бол, восточные единоборства, участие в организованных соревнованиях по данным видам спорта ежегодно не менее 3000 молодых людей в возрасте 14-22 лет;
10) повышение эффективности социальной рекламы и информации по пропаганде здорового образа жизни;
11) создание механизма мониторинга эффективности работы по профилактике асоциального поведения молодежи и пропаганде здорового образа жизни.