Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОКЛАД
от 7 апреля 2009 года

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2008 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы страна могла жить,
нужно, чтобы жили права.
(Дж. Локк) <*>
--------------------------------
<*> Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, основатель идеологии либерализма.

Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными и публичными (государственными) интересами. Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства.
2008 год был насыщен событиями и знаменательными датами, играющими важную роль в современной российской действительности, а также в жизни всего мирового, в том числе правозащитного сообщества.
2 марта 2008 года народ избрал нового Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, который в своем первом ежегодном Послании Федеральному Собранию четко обозначил приоритетность прав и свобод человека в реализации всей государственной политики.
10 декабря 2008 года весь мир отметил шестидесятую годовщину Всеобщей Декларации прав человека.
12 декабря 2008 года Российская Федерация справила 15-летний юбилей новой Конституции.
Отстаивание прав человека - абсолютный приоритет для любого политика, присягнувшего гуманизму. Отвержение этих прав - индикатор политического мракобесия. Жизнь показывает, что проблемы прав человека будут всегда и везде. Говоря сегодня о соблюдении прав человека, мы не можем быть в стороне от глобального финансово-экономического кризиса и его возможных негативных последствий. Многие эксперты обоснованно полагают, что этот кризис будет способствовать обострению всех конфликтов, росту преступности и других негативных явлений социальной жизни.
Кроме того, сегодня все с большей остротой встает проблема стремления людей к удовлетворению сугубо материальных потребностей, стремления к легкой наживе за счет или в ущерб других, что, в свою очередь, ведет к социальной деградации, апатии, вражде даже между членами семьи.
В этих сложных условиях нам необходимо сконцентрировать все внимание и приложить все усилия на отстаивание общечеловеческих, личностных моральных ценностей и устоев. Ведь именно во многом от того, насколько морально и духовно развито общество, зависит его материальное и правовое благополучие.
17 апреля 2008 года на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - РС(Я)) я вступила в конституционную должность Уполномоченного по правам человека в РС(Я) на второй срок полномочий. В настоящем, шестом, Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2008 году концентрируется внимание на тех основных проблемах и тенденциях в сфере защиты прав человека и гражданина, которые были в обращениях, выступлениях и практике правозащитников, содержатся факты и рекомендации по защите и восстановлению прав граждан.
Целью публичного освещения является привлечение постоянного внимания органов всех ветвей власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, всех должностных лиц, а также широкой общественности республики к насущным проблемам соблюдения конституционных прав, свобод и достоинства личности для последующего принятия необходимых мер.
В соответствии со ст. 30 закона "Об Уполномоченном по правам человека в РС(Я)" настоящий Доклад направлен в государственные органы, в СМИ.

Раздел I. СТАТИСТИКА И ОБЩИЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ

Статистика, строгая муза,
Ты реешь над каждой судьбой.
Никто для тебя не обуза,
Никто не обижен тобой.
(В. Шефнер) <*>
--------------------------------
<*> Вадим Шефнер (1915 - 2002) - современный русский поэт и писатель.

Принято на личном приеме 278 обращений граждан, из них коллективных - 7 заявлений (376 граждан).

+---------------------------------------------------+----------+
¦Категория тематики обращения                       ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦жилищное право                                     ¦    74    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦гражданское право                                  ¦    42    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦информация и информатизация                        ¦    40    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦трудовое право                                     ¦    33    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦социальные права                                   ¦    23    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦другое                                             ¦    19    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦конституционное право                              ¦    17    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦уголовное право                                    ¦    13    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦исполнительное производство                        ¦     9    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦здравоохранение, физкультура и спорт, туризм       ¦     2    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦исполнение наказаний                               ¦     2    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦семейное право                                     ¦     2    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦административное право                             ¦     1    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦хозяйственная и финансовая деятельность            ¦     1    ¦
+---------------------------------------------------+----------+

+---------------------------------------------------+----------+
¦Вид действия, нарушившего право                    ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦другое                                             ¦    82    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦оставление без ответа                              ¦    65    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦вынесение решения, нарушившего право               ¦    53    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦бездействие                                        ¦    48    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦неправомерный отказ от надлежащих действий         ¦    12    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦неприменение конкретных норм, устанавливающих право¦     9    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦превышение полномочий                              ¦     5    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦возложение неправомерных обязанностей              ¦     2    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦препятствование законным действиям гражданина      ¦     2    ¦
+---------------------------------------------------+----------+

+---------------------------------------------------+----------+
¦Категория нарушенного права                        ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦экономические и социальные права                   ¦   157    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦гражданские (личные) права                         ¦    69    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦иные права и свободы                               ¦    50    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦политические права                                 ¦    11    ¦
+---------------------------------------------------+----------+

+---------------------------------------------------+----------+
¦Итоги рассмотрения обращения                       ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Консультация                                       ¦   170    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Удовлетворено                                      ¦    66    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Консультация по итогам проверки                    ¦    30    ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Удовлетворено частично                             ¦    12    ¦
+---------------------------------------------------+----------+

Таким образом, по результатам личного приема полностью либо частично восстановлено право по 78 обращениям, удовлетворены оказанием содействия и правовой помощи по 200 обращениям.
Например, 31.10.2008 на прием об оказании содействия по исполнению судебного решения о выплате сумм в возмещение вреда обратилась гр. Б. На обращение Уполномоченного по правам человека в адрес Правительства РФ в защиту имущественных и социальных прав гр. Б. из Министерства финансов 19.01.2009 поступил ответ за исх. № 08-04-14/3236 от 24.12.2008 о том, что соответствующий порядок исполнения требований об уплате капитализированных платежей в РФ не определен. Проект постановления Правительства РФ об органе, который должен будет осуществлять исполнение требований о выплате капитализированных повременных платежей, перешедших к РФ, разрабатывается. Таким образом, правозащитный орган субъекта РФ не только установил нарушение прав и внес предложение о создании механизма защиты прав потерпевшей от несчастного случая на производстве в соответствии со ст. 135 п. 1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но и поставил на контроль самое могущественное финансовое ведомство страны не только в интересах заявительницы, но и всех россиян, попавших в аналогичное положение.
На прием обратилась гр. С. (вх. 3199-УП от 15.07.2008) о невыплате заработной платы индивидуальным предпринимателем С. После личных переговоров с предпринимателем работница получила расчет.
Состоялся прием гр. П. (вх. 3113-УП от 13.03.2008) об оказании содействия по передаче в собственность земельного участка. Уполномоченным по правам человека было установлено нарушение земельных прав гражданки городским округом "Город Якутск", оказана помощь по восстановлению нарушенных прав на предоставление земельного участка в собственность. 22.01.2009 Якутский городской суд вынес судебное решение в пользу гр. П.

Статистика за 2008 г.

+------------------------------------------+-------+
¦        Всего поступило обращений         ¦ 1 742 ¦
+------------------------------------------+-------+
¦в т. ч. через аппарат                     ¦   820 ¦
+------------------------------------------+-------+
¦в т. ч. через общественных представителей ¦   922 ¦
+------------------------------------------+-------+

+---+------------------------------+----------+
¦   ¦  Муниципальное образование   ¦Количество¦
+---+------------------------------+----------+
¦1. ¦Якутск                        ¦   567    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦2. ¦Верхоянский                   ¦   182    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦3. ¦Верхнеколымский               ¦   128    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦4. ¦Хангаласский                  ¦   113    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦5. ¦Мирнинский                    ¦    79    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦6. ¦Эвено-Бытантайский            ¦    71    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦7. ¦Нюрбинский                    ¦    62    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦8. ¦Усть-Янский                   ¦    62    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦9. ¦Среднеколымский               ¦    61    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦10.¦Оймяконский                   ¦    53    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦11.¦Томпонский                    ¦    49    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦12.¦Абыйский                      ¦    31    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦13.¦Олекминский                   ¦    30    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦14.¦Усть-Майский                  ¦    28    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦15.¦Намский                       ¦    26    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦16.¦Ленский                       ¦    22    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦17.¦Нерюнгринский                 ¦    20    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦18.¦Анабарский                    ¦    19    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦19.¦Нижнеколымский                ¦    15    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦20.¦Амгинский                     ¦    13    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦21.¦Момский                       ¦    10    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦22.¦Алданский                     ¦     8    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦23.¦Вилюйский                     ¦     8    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦24.¦Мегино-Кангаласский           ¦     8    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦25.¦Таттинский                    ¦     7    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦26.¦Сунтарский                    ¦     6    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦27.¦Аллаиховский                  ¦     5    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦28.¦Кобяйский                     ¦     5    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦29.¦Булунский                     ¦     3    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦30.¦Верхневилюйский               ¦     2    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦31.¦Горный                        ¦     2    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦32.¦Чурапчинский                  ¦     2    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦33.¦Усть-Алданский                ¦     1    ¦
+---+------------------------------+----------+
¦   ¦Жиганский, Оленекский         ¦     0    ¦
+---+------------------------------+----------+

+---+------------------------------+----------+
¦   ¦          Субъект РФ          ¦Количество¦
+---+------------------------------+----------+
¦1. ¦Республика Саха (Якутия)      ¦  1 698   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦2. ¦Ростовская область            ¦      4   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦3. ¦Еврейская автономная область  ¦      4   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦4. ¦Краснодарский край            ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦5. ¦Брянская область              ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦6. ¦Владимирская область          ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦7. ¦Иркутская область             ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦8. ¦Красноярский край             ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦9. ¦Республика Карелия            ¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦10.¦Чувашская Республика - Чувашия¦      3   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦11.¦Вологодская область           ¦      2   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦12.¦Калужская область             ¦      2   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦13.¦Москва-город                  ¦      2   ¦
+---+------------------------------+----------+
¦14.¦Хабаровский край              ¦      2   ¦

]]>
В прошедшем году Уполномоченным по правам человека активизирована просветительская работа посредством использования ресурсов сети "Интернет". 21 ноября 2008 г. в республиканской национальной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась презентация нового неофициального сайта Уполномоченного по правам человека (www.ombusakha.ru), который значительно расширяет доступ общественности к информации о деятельности государственного правозащитника.
Таким образом, в 2008 г. Уполномоченным по правам человека в РС(Я) проведена разнообразная работа по правовому просвещению. Однако сумму правовых знаний, которые дает людям государственный правозащитный орган, конечно, нельзя пока признать достаточной.
Поэтому, как не раз уже было отмечено, необходимо создать в нашей республике комплексную систему правового просвещения, которая позволила бы охватить весь спектр правовых знаний с целью повышения правовой и политической культуры всего населения. Наконец, подготовлен проект Концепции повышения правовой культуры населения РС(Я) и проект Плана основных мероприятий к указанной Концепции.

Раздел VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АППАРАТА
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РС(Я)

То, что никогда не хватает денег -
это и есть их власть.
(Л. Сухоруков) <*>
--------------------------------
<*> Леонид Сухоруков - советский и украинский писатель, мастер афоризма.

На основании закона "Об Уполномоченном по правам человека в РС(Я)" содержание аппарата производится за счет средств бюджета республики. Постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 г. № 219 "О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" с изм. от 14 июня 2007 г. № 251 ежегодно устанавливаются нормативы расходов на содержание только на количество численности аппарата, т.е. на 7 единиц, без учета специфики правозащитной деятельности. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека действует Экспертный Совет, в составе которого произведены изменения. В связи с повторным вступлением в конституционную должность переназначены общественные представители Уполномоченного по правам человека в РС(Я) в улусах и городах, которые работают без возмещения понесенных ими затрат, ведут приемы граждан на местах и работают по обращениям граждан безвозмездно.
Ежегодно Уполномоченный по правам человека проводит два республиканских семинара-совещания с участием федеральных и республиканских органов власти, правоохранительных и судебных органов, научных и учебных заведений, общественных организаций, общественных представителей Уполномоченного по правам человека в улусах и городах, общественных экспертов. Уже проведено 11 республиканских мероприятий, в основном, без выделения дополнительных ассигнований.
С 1 января 2008 г. оплата труда сотрудникам аппарата должна была осуществляться в соответствии с Законом РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III.

Но Закон № 1003-III в части определения оплаты труда государственным служащим аппарата противоречил ст. 3 Закона РС(Я) от 11.10.2006 385-З № 783-III "О Реестре государственных должностей РС(Я) и должностей государственной гражданской службы РС(Я)", где должности государственной гражданской службы РС(Я) классифицированы по органам государственной власти РС(Я) по категориям и группам должностей.
В соответствии с Законом № 1003-III должностные оклады руководителя аппарата и специалиста-эксперта аппарата были занижены по статусу, а руководителя отдела, старшего референта и главного специалиста вообще не определены, что противоречило ст. 2 самого Закона в части установления должностных окладов только Законом, а также дало подзаконным актом устанавливать оклады. Так, на основании письма Министерства труда и социального развития РС(Я) от 13.12.2007 № 12-09-428 сотрудников аппарата предлагалось приравнять к служащим иных органов исполнительной власти до внесения соответствующих изменений в Закон № 1003-III.
На основании письма Уполномоченного по правам человека № 24-УП(с) от 06.02.2008 руководителю Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства РС(Я) А.К. Павловой "О внесении изменений в Закон РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)" в части приведения в соответствие и повышения размеров должностных окладов государственным гражданским служащим аппарата Уполномоченного по правам человека в РС(Я) - руководителя аппарата и специалиста-эксперта, а также установления должностных окладов руководителя отдела, старшего референта и главного специалиста в соответствии с Законом РС(Я) от 11.10.2006 385-З № 783-III "О Реестре государственных должностей РС(Я) и должностей государственной гражданской службы РС(Я)" было внесено частичное изменение и дополнение в Закон РС(Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)".
Вышеизложенное еще раз дает повод для широкого обсуждения парламентом вопроса о роли и месте института Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти республики. В аппарате должны работать высококвалифицированные специалисты, о дополнительных должностях помощника и эксперта говорится в каждом ежегодном Докладе.
За 2003 - 2008 г.г. материальная база государственного органа "Уполномоченный по правам человека в РС(Я) и его аппарат" создана до уровня современных требований деятельности нового правозащитного государственного органа в республике. Сотрудники аппарата имеют кабинеты, обставленные мебельными гарнитурами, комплектами компьютерной множительной техники, созданы условия личного приема граждан каждым сотрудником. Проведена и действует внутренняя компьютерная информационная сеть для работы с программой "Унифицированная база данных обращений". Каждый сотрудник имеет доступ в сеть "Интернет", к информационной компьютерной сети Администрации Президента и Правительства РС(Я), исполнительной власти республики, проведены и действуют сетевые правовые программы "КонсультантПлюс", "Гарант", создан библиотечный фонд с подпиской ежегодных периодических правовых изданий, журналов и газет. Учет ведется по программе "1С Бухгалтерия" и "Зарплата". Для ведения учета и отчетности предусмотрена единица заместителя начальника отдела, на которую возложены хозяйственное обеспечение: заключение договоров, выписка счетов-фактур, доставка канцелярских товаров, помощь в проведении ремонта кабинетов, хозяйственно-финансовая работа по проведению республиканских семинаров-совещаний, сопровождение полиграфических услуг, подготовка материалов семинара, изготовление рекламных информационных продуктов, обеспечение авиабилетами, транспортных услуг, размещение в гостиницу, питания и т.д., а также обеспечение командировок. Ввиду нормирования содержания аппарата создаются финансовые трудности, связанные с недостатком средств на издание ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я). Новый правозащитный государственный орган должен был периодически издавать Информационные Вестники, специальные брошюры, но из-за финансовой необеспеченности нет возможности издавать. Аппарат не имеет автотранспорта, персональная автомашина Уполномоченного по правам человека подлежит списанию в связи с физическим износом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в условиях кризисных проявлений в финансово-экономической сфере, необходимо все с большей ответственностью подходить к решению задач по недопущению нарушений прав граждан в сфере трудовых отношений, социальной защиты, собственности. Для стабилизации социально-экономической ситуации в республике нужно приостановить процесс оптимизации учреждений бюджетной сферы, сокращение штата и численности работников.
Нельзя отступаться и от тех приоритетных принципов, вокруг которых строится современная социально-политическая система нашего общества, поскольку дальнейшая реализация национальных проектов, безусловно, будет являться одним из действенных механизмов поддержания социальной и экономической стабильности.
Идет Год молодежи, необходимо усилить контроль за соблюдением прав молодых людей; продолжить реализацию государственных социальных и инвестиционных программ по обеспечению молодых семей доступным жильем.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления при формировании бюджетов предусматривать выделение денежных средств на финансирование мероприятий социальной направленности; проводить систематический анализ содержания поступающих от граждан обращений для успешной реализации задач, возложенных на органы власти.
Активная жизненная позиция каждого, кто может и должен позаботиться об улучшении своей жизни и жизни своих близких, способна без больших потерь не только пережить это время, но и выйти с приобретениями.
Таким образом, впереди предстоит долгая и кропотливая работа по дальнейшему налаживанию связей и отношений, восстановлению сотрудничества по защите конституционных и гражданских прав жителей республики.
Только совместными усилиями мы сможем обеспечить надежную защиту прав человека и добиться торжества законности и порядка на территории нашей республики.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Саха (Якутия)
Ф.Н.ЗАХАРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru