УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ДОКЛАД
от 7 апреля 2009 года
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2008 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы страна могла жить,
нужно, чтобы жили права.
(Дж. Локк) <*>
--------------------------------
<*> Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, основатель идеологии либерализма.
Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными и публичными (государственными) интересами. Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства.
2008 год был насыщен событиями и знаменательными датами, играющими важную роль в современной российской действительности, а также в жизни всего мирового, в том числе правозащитного сообщества.
2 марта 2008 года народ избрал нового Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, который в своем первом ежегодном Послании Федеральному Собранию четко обозначил приоритетность прав и свобод человека в реализации всей государственной политики.
10 декабря 2008 года весь мир отметил шестидесятую годовщину Всеобщей Декларации прав человека.
12 декабря 2008 года Российская Федерация справила 15-летний юбилей новой Конституции.
Отстаивание прав человека - абсолютный приоритет для любого политика, присягнувшего гуманизму. Отвержение этих прав - индикатор политического мракобесия. Жизнь показывает, что проблемы прав человека будут всегда и везде. Говоря сегодня о соблюдении прав человека, мы не можем быть в стороне от глобального финансово-экономического кризиса и его возможных негативных последствий. Многие эксперты обоснованно полагают, что этот кризис будет способствовать обострению всех конфликтов, росту преступности и других негативных явлений социальной жизни.
Кроме того, сегодня все с большей остротой встает проблема стремления людей к удовлетворению сугубо материальных потребностей, стремления к легкой наживе за счет или в ущерб других, что, в свою очередь, ведет к социальной деградации, апатии, вражде даже между членами семьи.
В этих сложных условиях нам необходимо сконцентрировать все внимание и приложить все усилия на отстаивание общечеловеческих, личностных моральных ценностей и устоев. Ведь именно во многом от того, насколько морально и духовно развито общество, зависит его материальное и правовое благополучие.
17 апреля 2008 года на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - РС(Я)) я вступила в конституционную должность Уполномоченного по правам человека в РС(Я) на второй срок полномочий. В настоящем, шестом, Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2008 году концентрируется внимание на тех основных проблемах и тенденциях в сфере защиты прав человека и гражданина, которые были в обращениях, выступлениях и практике правозащитников, содержатся факты и рекомендации по защите и восстановлению прав граждан.
Целью публичного освещения является привлечение постоянного внимания органов всех ветвей власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, всех должностных лиц, а также широкой общественности республики к насущным проблемам соблюдения конституционных прав, свобод и достоинства личности для последующего принятия необходимых мер.
В соответствии со ст. 30
закона "Об Уполномоченном по правам человека в РС(Я)" настоящий Доклад направлен в государственные органы, в СМИ.
Раздел I. СТАТИСТИКА И ОБЩИЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ
Статистика, строгая муза,
Ты реешь над каждой судьбой.
Никто для тебя не обуза,
Никто не обижен тобой.
(В. Шефнер) <*>
--------------------------------
<*> Вадим Шефнер (1915 - 2002) - современный русский поэт и писатель.
Принято на личном приеме 278 обращений граждан, из них коллективных - 7 заявлений (376 граждан).
+---------------------------------------------------+----------+
¦Категория тематики обращения ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦жилищное право ¦ 74 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦гражданское право ¦ 42 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦информация и информатизация ¦ 40 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦трудовое право ¦ 33 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦социальные права ¦ 23 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦другое ¦ 19 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦конституционное право ¦ 17 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦уголовное право ¦ 13 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦исполнительное производство ¦ 9 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦здравоохранение, физкультура и спорт, туризм ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦исполнение наказаний ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦семейное право ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦административное право ¦ 1 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦хозяйственная и финансовая деятельность ¦ 1 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
+---------------------------------------------------+----------+
¦Вид действия, нарушившего право ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦другое ¦ 82 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦оставление без ответа ¦ 65 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦вынесение решения, нарушившего право ¦ 53 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦бездействие ¦ 48 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦неправомерный отказ от надлежащих действий ¦ 12 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦неприменение конкретных норм, устанавливающих право¦ 9 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦превышение полномочий ¦ 5 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦возложение неправомерных обязанностей ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦препятствование законным действиям гражданина ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
+---------------------------------------------------+----------+
¦Категория нарушенного права ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦экономические и социальные права ¦ 157 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦гражданские (личные) права ¦ 69 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦иные права и свободы ¦ 50 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦политические права ¦ 11 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
+---------------------------------------------------+----------+
¦Итоги рассмотрения обращения ¦количество¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Консультация ¦ 170 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Удовлетворено ¦ 66 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Консультация по итогам проверки ¦ 30 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
¦Удовлетворено частично ¦ 12 ¦
+---------------------------------------------------+----------+
Таким образом, по результатам личного приема полностью либо частично восстановлено право по 78 обращениям, удовлетворены оказанием содействия и правовой помощи по 200 обращениям.
Например, 31.10.2008 на прием об оказании содействия по исполнению судебного решения о выплате сумм в возмещение вреда обратилась гр. Б. На обращение Уполномоченного по правам человека в адрес Правительства РФ в защиту имущественных и социальных прав гр. Б. из Министерства финансов 19.01.2009 поступил ответ за исх. № 08-04-14/3236 от 24.12.2008 о том, что соответствующий порядок исполнения требований об уплате капитализированных платежей в РФ не определен. Проект постановления Правительства РФ об органе, который должен будет осуществлять исполнение требований о выплате капитализированных повременных платежей, перешедших к РФ, разрабатывается. Таким образом, правозащитный орган субъекта РФ не только установил нарушение прав и внес предложение о создании механизма защиты прав потерпевшей от несчастного случая на производстве в соответствии со ст. 135 п. 1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но и поставил на контроль самое могущественное финансовое ведомство страны не только в интересах заявительницы, но и всех россиян, попавших в аналогичное положение.
На прием обратилась гр. С. (вх. 3199-УП от 15.07.2008) о невыплате заработной платы индивидуальным предпринимателем С. После личных переговоров с предпринимателем работница получила расчет.
Состоялся прием гр. П. (вх. 3113-УП от 13.03.2008) об оказании содействия по передаче в собственность земельного участка. Уполномоченным по правам человека было установлено нарушение земельных прав гражданки городским округом "Город Якутск", оказана помощь по восстановлению нарушенных прав на предоставление земельного участка в собственность. 22.01.2009 Якутский городской суд вынес судебное решение в пользу гр. П.
Статистика за 2008 г.
+------------------------------------------+-------+
¦ Всего поступило обращений ¦ 1 742 ¦
+------------------------------------------+-------+
¦в т. ч. через аппарат ¦ 820 ¦
+------------------------------------------+-------+
¦в т. ч. через общественных представителей ¦ 922 ¦
+------------------------------------------+-------+
+---+------------------------------+----------+
¦ ¦ Муниципальное образование ¦Количество¦
+---+------------------------------+----------+
¦1. ¦Якутск ¦ 567 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦2. ¦Верхоянский ¦ 182 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦3. ¦Верхнеколымский ¦ 128 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦4. ¦Хангаласский ¦ 113 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦5. ¦Мирнинский ¦ 79 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦6. ¦Эвено-Бытантайский ¦ 71 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦7. ¦Нюрбинский ¦ 62 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦8. ¦Усть-Янский ¦ 62 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦9. ¦Среднеколымский ¦ 61 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦10.¦Оймяконский ¦ 53 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦11.¦Томпонский ¦ 49 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦12.¦Абыйский ¦ 31 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦13.¦Олекминский ¦ 30 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦14.¦Усть-Майский ¦ 28 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦15.¦Намский ¦ 26 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦16.¦Ленский ¦ 22 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦17.¦Нерюнгринский ¦ 20 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦18.¦Анабарский ¦ 19 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦19.¦Нижнеколымский ¦ 15 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦20.¦Амгинский ¦ 13 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦21.¦Момский ¦ 10 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦22.¦Алданский ¦ 8 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦23.¦Вилюйский ¦ 8 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦24.¦Мегино-Кангаласский ¦ 8 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦25.¦Таттинский ¦ 7 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦26.¦Сунтарский ¦ 6 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦27.¦Аллаиховский ¦ 5 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦28.¦Кобяйский ¦ 5 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦29.¦Булунский ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦30.¦Верхневилюйский ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦31.¦Горный ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦32.¦Чурапчинский ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦33.¦Усть-Алданский ¦ 1 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦ ¦Жиганский, Оленекский ¦ 0 ¦
+---+------------------------------+----------+
+---+------------------------------+----------+
¦ ¦ Субъект РФ ¦Количество¦
+---+------------------------------+----------+
¦1. ¦Республика Саха (Якутия) ¦ 1 698 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦2. ¦Ростовская область ¦ 4 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦3. ¦Еврейская автономная область ¦ 4 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦4. ¦Краснодарский край ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦5. ¦Брянская область ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦6. ¦Владимирская область ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦7. ¦Иркутская область ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦8. ¦Красноярский край ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦9. ¦Республика Карелия ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦10.¦Чувашская Республика - Чувашия¦ 3 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦11.¦Вологодская область ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦12.¦Калужская область ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦13.¦Москва-город ¦ 2 ¦
+---+------------------------------+----------+
¦14.¦Хабаровский край ¦ 2 ¦
]]>В прошедшем году Уполномоченным по правам человека активизирована просветительская работа посредством использования ресурсов сети "Интернет". 21 ноября 2008 г. в республиканской национальной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась презентация нового неофициального сайта Уполномоченного по правам человека (www.ombusakha.ru), который значительно расширяет доступ общественности к информации о деятельности государственного правозащитника.
Таким образом, в 2008 г. Уполномоченным по правам человека в РС(Я) проведена разнообразная работа по правовому просвещению. Однако сумму правовых знаний, которые дает людям государственный правозащитный орган, конечно, нельзя пока признать достаточной.
Поэтому, как не раз уже было отмечено, необходимо создать в нашей республике комплексную систему правового просвещения, которая позволила бы охватить весь спектр правовых знаний с целью повышения правовой и политической культуры всего населения. Наконец, подготовлен проект Концепции повышения правовой культуры населения РС(Я) и проект Плана основных мероприятий к указанной Концепции.
Раздел VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АППАРАТА
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РС(Я)
То, что никогда не хватает денег -
это и есть их власть.
(Л. Сухоруков) <*>
--------------------------------
<*> Леонид Сухоруков - советский и украинский писатель, мастер афоризма.
На основании закона
"Об Уполномоченном по правам человека в РС(Я)" содержание аппарата производится за счет средств бюджета республики. Постановлением
Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 г. № 219 "О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" с изм. от 14 июня 2007 г. № 251 ежегодно устанавливаются нормативы расходов на содержание только на количество численности аппарата, т.е. на 7 единиц, без учета специфики правозащитной деятельности. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека действует Экспертный Совет, в составе которого произведены изменения. В связи с повторным вступлением в конституционную должность переназначены общественные представители Уполномоченного по правам человека в РС(Я) в улусах и городах, которые работают без возмещения понесенных ими затрат, ведут приемы граждан на местах и работают по обращениям граждан безвозмездно.
Ежегодно Уполномоченный по правам человека проводит два республиканских семинара-совещания с участием федеральных и республиканских органов власти, правоохранительных и судебных органов, научных и учебных заведений, общественных организаций, общественных представителей Уполномоченного по правам человека в улусах и городах, общественных экспертов. Уже проведено 11 республиканских мероприятий, в основном, без выделения дополнительных ассигнований.
С 1 января 2008 г. оплата труда сотрудникам аппарата должна была осуществляться в соответствии с Законом
РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III.
Но Закон
№ 1003-III в части определения оплаты труда государственным служащим аппарата противоречил ст. 3
Закона РС(Я) от 11.10.2006 385-З № 783-III "О Реестре государственных должностей РС(Я) и должностей государственной гражданской службы РС(Я)", где должности государственной гражданской службы РС(Я) классифицированы по органам государственной власти РС(Я) по категориям и группам должностей.
В соответствии с Законом
№ 1003-III должностные оклады руководителя аппарата и специалиста-эксперта аппарата были занижены по статусу, а руководителя отдела, старшего референта и главного специалиста вообще не определены, что противоречило ст. 2
самого Закона в части установления должностных окладов только Законом
, а также дало подзаконным актом устанавливать оклады. Так, на основании письма Министерства труда и социального развития РС(Я) от 13.12.2007 № 12-09-428 сотрудников аппарата предлагалось приравнять к служащим иных органов исполнительной власти до внесения соответствующих изменений в Закон
№ 1003-III.
На основании письма Уполномоченного по правам человека № 24-УП(с) от 06.02.2008 руководителю Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства РС(Я) А.К. Павловой "О внесении изменений в Закон
РС(Я) от 12.07.2007 494-З № 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)" в части приведения в соответствие и повышения размеров должностных окладов государственным гражданским служащим аппарата Уполномоченного по правам человека в РС(Я) - руководителя аппарата и специалиста-эксперта, а также установления должностных окладов руководителя отдела, старшего референта и главного специалиста в соответствии с Законом
РС(Я) от 11.10.2006 385-З № 783-III "О Реестре государственных должностей РС(Я) и должностей государственной гражданской службы РС(Я)" было внесено частичное изменение и дополнение в Закон
РС(Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих РС(Я)".
Вышеизложенное еще раз дает повод для широкого обсуждения парламентом вопроса о роли и месте института Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти республики. В аппарате должны работать высококвалифицированные специалисты, о дополнительных должностях помощника и эксперта говорится в каждом ежегодном Докладе.
За 2003 - 2008 г.г. материальная база государственного органа "Уполномоченный по правам человека в РС(Я) и его аппарат" создана до уровня современных требований деятельности нового правозащитного государственного органа в республике. Сотрудники аппарата имеют кабинеты, обставленные мебельными гарнитурами, комплектами компьютерной множительной техники, созданы условия личного приема граждан каждым сотрудником. Проведена и действует внутренняя компьютерная информационная сеть для работы с программой "Унифицированная база данных обращений". Каждый сотрудник имеет доступ в сеть "Интернет", к информационной компьютерной сети Администрации Президента и Правительства РС(Я), исполнительной власти республики, проведены и действуют сетевые правовые программы "КонсультантПлюс", "Гарант", создан библиотечный фонд с подпиской ежегодных периодических правовых изданий, журналов и газет. Учет ведется по программе "1С Бухгалтерия" и "Зарплата". Для ведения учета и отчетности предусмотрена единица заместителя начальника отдела, на которую возложены хозяйственное обеспечение: заключение договоров, выписка счетов-фактур, доставка канцелярских товаров, помощь в проведении ремонта кабинетов, хозяйственно-финансовая работа по проведению республиканских семинаров-совещаний, сопровождение полиграфических услуг, подготовка материалов семинара, изготовление рекламных информационных продуктов, обеспечение авиабилетами, транспортных услуг, размещение в гостиницу, питания и т.д., а также обеспечение командировок. Ввиду нормирования содержания аппарата создаются финансовые трудности, связанные с недостатком средств на издание ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я). Новый правозащитный государственный орган должен был периодически издавать Информационные Вестники, специальные брошюры, но из-за финансовой необеспеченности нет возможности издавать. Аппарат не имеет автотранспорта, персональная автомашина Уполномоченного по правам человека подлежит списанию в связи с физическим износом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, в условиях кризисных проявлений в финансово-экономической сфере, необходимо все с большей ответственностью подходить к решению задач по недопущению нарушений прав граждан в сфере трудовых отношений, социальной защиты, собственности. Для стабилизации социально-экономической ситуации в республике нужно приостановить процесс оптимизации учреждений бюджетной сферы, сокращение штата и численности работников.
Нельзя отступаться и от тех приоритетных принципов, вокруг которых строится современная социально-политическая система нашего общества, поскольку дальнейшая реализация национальных проектов, безусловно, будет являться одним из действенных механизмов поддержания социальной и экономической стабильности.
Идет Год молодежи, необходимо усилить контроль за соблюдением прав молодых людей; продолжить реализацию государственных социальных и инвестиционных программ по обеспечению молодых семей доступным жильем.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления при формировании бюджетов предусматривать выделение денежных средств на финансирование мероприятий социальной направленности; проводить систематический анализ содержания поступающих от граждан обращений для успешной реализации задач, возложенных на органы власти.
Активная жизненная позиция каждого, кто может и должен позаботиться об улучшении своей жизни и жизни своих близких, способна без больших потерь не только пережить это время, но и выйти с приобретениями.
Таким образом, впереди предстоит долгая и кропотливая работа по дальнейшему налаживанию связей и отношений, восстановлению сотрудничества по защите конституционных и гражданских прав жителей республики.
Только совместными усилиями мы сможем обеспечить надежную защиту прав человека и добиться торжества законности и порядка на территории нашей республики.
Уполномоченный по правам человека
в Республике Саха (Якутия)
Ф.Н.ЗАХАРОВА