19 декабря 2006 года | N 211-ЗО |
ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
14 декабря 2006 года
(в ред. Закона
Ульяновской области
от 03.06.2009 № 69-ЗО,
(с изм., внесенными Законами Ульяновской области
от 05.09.2007 № 126-ЗО
, от 02.12.2008 № 204-ЗО
(ред. 03.03.2009))
Утвердить областную целевую программу
"Развитие машиностроения и металлообработки в Ульяновской области на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Ульяновск
19 декабря 2006 года
№ 211-ЗО
Утверждена
Законом
Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Развитие
машиностроения и металлообработки
в Ульяновской области на
2007 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. Закона
Ульяновской области
от 03.06.2009 № 69-ЗО)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - областная целевая программа "Развитие машиностроения и
Программы металлообработки в Ульяновской области на 2007 -
2010 годы" (далее - Программа).
Основание - Закон
Ульяновской области от 09.11.2004 № 073-ЗО "О
разработки промышленной политике в Ульяновской области",
Программы Закон
Ульяновской области от 29.11.2005 № 134-ЗО "Об
утверждении Концепции развития промышленности
Ульяновской области на 2006 - 2010 годы",
распоряжение Губернатора Ульяновской области от
27.02.2006 № 110-р "О разработке программы развития
предприятий машиностроения Ульяновской области на 2007 -
2010 годы".
Цель - обеспечение устойчивого развития машиностроения и
Программы металлообработки в Ульяновской области на основе
повышения конкурентоспособности производств путем
сертификации систем менеджмента качества в соответствии
с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14000,
активизации инвестиционной и инновационной деятельности
организаций, развития кадрового потенциала и реализации
мер государственной поддержки в данной отрасли
промышленности.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Основные - создание условий и системы технического перевооружения
задачи предприятий отрасли, стимулирование внедрения новых
Программы технологий и освоения выпуска новой продукции;
обеспечение производительной занятости в отрасли,
развитие кадрового потенциала предприятий;
содействие повышению качества и конкурентоспособности
продукции, продвижению продукции предприятий
машиностроения и металлообработки на российский и мировые
рынки;
активизация инвестиционной и инновационной
деятельности предприятий отрасли, совершенствование форм
и методов государственной поддержки предприятий
машиностроения и металлообработки с учетом вступления
России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО);
создание условий для эффективного использования
промышленными предприятиями энергосберегающих техники и
технологии;
совершенствование механизмов взаимодействия предприятий
отрасли с органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти Ульяновской
области, органами местного самоуправления в Ульяновской
области, потенциальными инвесторами и потребителями
продукции.
Государственный - Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск
заказчик пл. Ленина, д. 1.
Программы
Руководитель - заместитель Председателя Правительства Ульяновской
Программы области.
Головной - департамент промышленности аппарата Правительства
разработчик Ульяновской области, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 1,
Программы директор департамента промышленности аппарата
Правительства Ульяновской области.
Ответственные - Министерство финансов Ульяновской области;
Исполнители - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
Программы области;
- Министерство образования Ульяновской области;
- Департамент труда и занятости населения Ульяновской
области;
- центр по профориентированию;
- организации машиностроения и металлообработки, высшие
Учебные заведения в Ульяновской области;
- иные лица, определяемые в соответствии с
Законодательством о размещении заказов на выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Этапы и сроки - 1-й этап - 2007 - 2008 гг.
реализации Реализация проекта по повышению конкурентоспособности
Программы организаций путем сертификации систем менеджмента
качества на основе международных стандартов серии ИСО
9000 и ИСО 14000. Создание условий для создания новых
производств в машиностроении и металлообработке в
Ульяновской области. Создание условий для технического
перевооружения организаций. Совершенствование
законодательства Ульяновской области в сфере
инвестиционной и инновационной деятельности с учетом
вступления России в ВТО. Адаптация организаций к работе в
условиях членства России в ВТО.
2-й этап - 2009 - 2010 гг.
Продолжение реализации проектов по техническому
перевооружению и повышению конкурентоспособности
машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов.
Реализация мер по развитию системы подготовки кадров,
совершенствование системы управления охраной труда.
Развитие эффективных механизмов взаимодействия с
потенциальными инвесторами и потребителями продукции.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Мероприятия - мероприятия, направленные на создание условий для
Программы технического перевооружения и внедрения новых технологий;
финансово-экономические мероприятия;
организационно-структурные мероприятия;
мероприятия по созданию и функционированию отраслевой
системы управления охраной труда;
мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров.
Объемы - всего - 18118,4 млн. рублей.
финансирования Финансирование на 2007 год:
Программы с средства федерального бюджета (финансирование проекта
указанием на ЗАО "Авиастар-СП" - ориентировочно) - 1040
источников и млн. рублей;
сроков внебюджетные средства - 3903,8 млн. рублей.
Финансирование на 2008 год:
средства федерального бюджета (финансирование проекта
на ЗАО "Авиастар-СП" - ориентировочно) - 520 млн.
рублей;
средства областного бюджета Ульяновской области - 35 млн.
рублей;
внебюджетные средства - 6542,38 млн. рублей.
Финансирование на 2009 год:
средства областного бюджета Ульяновской области - 50 млн.
рублей;
внебюджетные средства - 4361,79 млн. рублей.
Финансирование на 2010 год:
средства областного бюджета Ульяновской области - 50 млн.
рублей.
внебюджетные средства - 1615,43 млн. рублей.
Ожидаемые - увеличение выпуска основных видов продукции
конечные машиностроения и металлообработки в Ульяновской области в
результаты 1,32 раза;
реализации увеличение суммы полученной чистой прибыли организациями
Программы отрасли в 1,3 раза, рентабельности - с 5,7 процента до 9
процентов;
увеличение поступлений в бюджетную систему Российской
Федерации, в том числе в областной бюджет Ульяновской
области в 1,26 раза;
сохранение до 9 тысяч рабочих мест и создание до 7,5
тысяч рабочих мест;
активизация инновационной и инвестиционной деятельности в
Ульяновской области;
создание условий адаптации субъектов промышленной
деятельности условиям, которые сложатся после вступления
России в ВТО.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Показатели оценки - объем выпуска основных видов продукции машиностроения
эффективности и металлообработки;
мероприятий размер чистой прибыли организаций;
Программы размер налоговых поступлений в бюджет;
количество сохраненных и созданных рабочих мест;
отдача на каждый вложенный бюджетный рубль.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Система - заместитель Председателя Правительства Ульяновской
организации области;
контроля Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,
исполнения пл. Ленина, д. 1, телефон 41-21-24.
Программы
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Аутсорсинг - организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса организации.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Конкурентоспособная продукция - продукция, отвечающая определенным потребностям, сфере применения и назначения, удовлетворяющая требованиям потребителя, соответствующая стандартам и техническим условиям, отвечающая действующему законодательству и другим нормативным требованиям (по экологии, безопасности, экономии энергии и материалов и др.), предлагаемая потребителю по конкурентной цене, обуславливающая получение прибыли.
Ресурсный центр профессионального образования - образовательное учреждение, имеющее современную материально-техническую базу, которая может использоваться другими образовательными учреждениями в целях подготовки высококвалифицированных кадров для организаций машиностроения и металлообработки в Ульяновской области.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Специализированные центры - субъекты промышленной деятельности, осуществляющие предоставление услуг по аутсорсингу.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Структурный сдвиг - изменение структуры промышленного производства посредством изменения удельного веса отраслей промышленности в течение определенного промежутка времени.
Трудовые пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии, при которой предоставляется возможность опробовать себя в качестве работника непосредственно на рабочем месте.
Чистые виды деятельности - суммарный показатель определенного вида деятельности всех отчитывающихся организаций.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Введение
Областная целевая программа "Развитие машиностроения и металлообработки в Ульяновской области на 2007 - 2010 годы" разработана в целях реализации Закона
Ульяновской области от 09.11.2004 № 073-ЗО "О промышленной политике в Ульяновской области", Закона
Ульяновской области от 05.05.2005 № 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы", Закона
Ульяновской области от 29.11.2005 № 134-ЗО "Об утверждении Концепции развития промышленности Ульяновской области на 2006 - 2010 годы".
Программа содержит четкую характеристику проблем развития отрасли, включая их количественную оценку, и систему программных мероприятий по их решению в целях повышения конкурентоспособности, обеспечения устойчивого развития машиностроения и металлообработки в Ульяновской области, активизации инвестиционной и инновационной деятельности организаций, развития кадрового потенциала и реализации мер государственной поддержки в данной отрасли промышленности.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
2.2.1. Роль машиностроения и металлообработки
в социально-экономическом развитии Ульяновской области
Наибольшую долю в экономике Ульяновской области занимает промышленность. Более 25 процентов занятого населения трудится в субъектах промышленной деятельности. Объем промышленного производства в 2005 году составил 69220,2 млн. рублей, в том числе машиностроение и металлообработка - 35842,4 млн. рублей, или 51,8 процента в общем объеме промышленного производства.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Объем выпуска конкурентоспособной продукции крупными организациями машиностроения и металлообработки в Ульяновской области в 2004 году составил 20102,86 млн. рублей, а в 2005 году 22569,35 млн. рублей. Критерием определения конкурентоспособности выпускаемой продукции принимается наличие у организации сертификата системы менеджмента качества.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Отрасль машиностроения и металлообработки - основная отрасль промышленности Ульяновской области, представленная авиастроением, приборостроением, станкостроением, автомобилестроением.
В 2005 году удалось изменить отрицательную тенденцию снижения темпов роста промышленности. Так, индекс промышленного производства по итогам 2004 года составил 96,6 процента, в 2005 году - 106,8 процента. Следовательно, по итогам 2005 года уровень промышленного производства всего на 3,2 процента превысил уровень 2003 года. Темпы роста намного ниже, чем по России в целом.
Отрасль машиностроения и металлообработки показала следующие темпы роста:
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 276,5 процента;
производство машин и оборудования - 97,9 процента;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 83,7 процента;
производство транспортных средств и оборудования - 103,2 процента.
Значительный рост достигнут только в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, однако данный вид деятельности занимает в объеме обрабатывающих производств - 5,4 процента.
На три остальных вида деятельности приходится 58,4 процента от всего объема обрабатывающих производств.
Всего в области в 2005 году произведено 69290 автомобилей, что на 2589 больше, чем в 2004 году. Произведено 29285 легковых автомобилей, 20092 автобуса, 19913 грузовых автомобилей. Выпущено 69772 автомобильных двигателя, 63 металлорежущих станка, 3 самолета, нефтегазоперерабатывающего оборудования и центробежных насосов на сумму 481,7 млн. рублей, 124 крана на автомобильном ходу.
Чистая прибыль организаций машиностроения и металлообработки по итогам 2005 года составила 703,26 млн. рублей.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Негативно складывается ситуация по численности работников, занятых в отрасли. По итогам 2005 года этот показатель равен 81,8 тыс. человек, а в 2006 году ожидаемая численность 79,4 тыс. человек.
Ситуация по 2006 году показала значительную зависимость экономики области от таких промышленных гигантов, как ОАО "Ульяновский автомобильный завод" и ЗАО "Авиастар-СП". Остановка автомобильного завода в летний период повлекла за собой приостановку производства в организациях-смежниках, таких, как ОАО "Ульяновский моторный завод", ОАО "Автодеталь-Сервис" и многих других.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
По доле машиностроения в общем объеме промышленного производства Ульяновская область входит в первую десятку среди субъектов Российской Федерации. В целях повышения конкурентоспособности машиностроения и металлообработки намечается сосредоточить усилия на решении следующих основных проблем.
2.2.2. Основные проблемы отрасли
Существует целый ряд проблем, которые оказывают значительное влияние на ситуацию в отрасли и конкурентоспособность организаций:
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) малая доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Основными факторами, сдерживающими осуществление организациями области инновационной деятельности, на протяжении последних лет являются недостаток собственных средств организаций и высокая стоимость нововведений. Результаты исследования выявили общую для отраслей промышленности тенденцию снижения затрат организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2) износ основных средств машиностроения и металлообработки.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Значительная часть основных средств организаций машиностроения и металлообработки морально устарела, физически изношена и достигла критического возраста. Наиболее высокой степени износа подвержены сооружения, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь. Данные, представленные организациями области, приведены в следующей таблице:
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Степень износа основных фондов предприятий, % │
│ организаций ├───────────┬───────────┬───────────┬────────────┬───────────┤
│ │ здания │сооружения │машины и │транспортные│ прочие │
│ │ │ │оборудова- │ средства │ виды │
│ │ │ │ние │ │ │
│(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО) │ │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Контактор" │ 27,0 │ 46,0 │ 50,0 │ 54,0 │ 73,0 │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Димитровград-│ 29,0 │ 47,0 │ 60,0 │ 68,0 │ 50,0 │
│ский автоагрегатный│ │ │ │ │ │
│завод" │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Ульяновский│ 39,0 │ 71,0 │ 83,0 │ 97,0 │ 90,0 │
│завод тяжелых и│ │ │ │ │ │
│уникальных станков"│ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Димитровград-│ 35,0 │ 57,0 │ 51,0 │ 69,0 │ 53,0 │
│химмаш" │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Гидроаппарат" │ 48,0 │ 66,0 │ 80,0 │ 87,0 │ 74,0 │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Ульяновский│ 31,0 │ 78,0 │ 93,0 │ 57,0 │ 79,0 │
│механический завод"│ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Комета" │ 27,0 │ 30,0 │ 94,0 │ 69,0 │ - │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Ульяновское│ 29,0 │ - │ 57,0 │ 63,0 │ 38,0 │
│конструкторское │ │ │ │ │ │
│бюро приборостро-│ │ │ │ │ │
│ения" │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ОАО "Завод "Искра" │ 40,0 │ 70,0 │ 78,0 │ 65,0 │ 50,0 │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ГП "Ульяновский│ 14,0 │ 19,0 │ 59,0 │ 100,0 │ 62,0 │
│центр микроэлектро-│ │ │ │ │ │
│ники" │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ЗАО "Фрест" │ 35,0 │ - │ 40,0 │ 30,0 │ - │
└───────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────────┴───────────┘
3) неполная загрузка основных производственных мощностей.
Уровень загрузки производственных мощностей организаций машиностроения и металлообработки составляет около 70 процентов. Наличие у организаций незагруженных производственных мощностей приводит к увеличению издержек производства, не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на продукцию.
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Наличие имеющихся производственных мощностей не означает существование возможностей для значительного увеличения объемов производства, поскольку большая часть производственных мощностей не может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, наличия устаревших технологий, высокого уровня износа.
ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ КРУПНЕЙШИХ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТРАСЛИ
(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│ Наименование организации │ Загрузка мощностей, % │
│(в ред. Закона
Ульяновской области от 03.06.2009 № 69-ЗО) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Открытое акционерное общество "Ульянов-│ 68,0 │
│ский автомобильный завод" │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Закрытое акционерное общество│ 19,6 │
│"Авиастар-СП" │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Открытое акционерное общество "Димит-│ 96,0 │
│ровградский автоагрегатный завод" │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Открытое акционерное общество "Ульянов-│ 45,0 │
│ский моторный завод" │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Открытое акционерное общество "Автоде-│ 51,0 │
│таль-Сервис" │ │
├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Открытое акционерное общество "Утес" │ 88,6 │
]]>