Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2009 г. № 02-10/32-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Берницкой А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии Губы В.И., представителей Россвязькомнадзора по Томской области Старостина Н.С. по доверенности от 25.03.2009 № 2, ОАО "Сибирьтелеком" Жулановой Е.В. по доверенности от 21.01.2009 № 18, Тарасовой М.А. по доверенности от 29.12.2008 № 22, рассмотрев дело № 02-10/32-09 о нарушении ОАО "Сибирьтелеком" (630099, г. Новосибирск, ул. М.Горького, д. 53) ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", установила:
В Томское УФАС поступило заявление от Губы В.И. о том, что в январе 2009 года абонентом ОАО "Сибирьтелеком" Кургановой Г.И. не была произведена оплата за услугу проводного вещания (радиоточку) по причине резкого повышения тарифа на данную услугу. В то же время услуги телефонной связи, предоставленные ОАО "Сибирьтелеком", Кургановой Г.И. были оплачены в полном объеме, тем не менее 21.01.2009 ОАО "Сибирьтелеком" телефон Кургановой Г.И. был отключен. Заявитель считает, что действия ОАО "Сибирьтелеком" нарушают требования ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В момент заключения вышеуказанного договора действовали Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1238. Согласно п. 1 настоящие Правила содержат положения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг проводного вещания и распространяются на оказание услуг на сетях проводного вещания общего пользования, ведомственных сетях проводного вещания, имеющих выход на сети проводного вещания общего пользования, а также на выделенных сетях проводного вещания непроизводственного назначения. В соответствии с п. 28 Правил при нарушении абонентом правил эксплуатации сети проводного вещания, использовании неисправных абонентских устройств, а также при несвоевременной оплате услуг проводного вещания исполнитель имеет право приостановить доступ абонента к услугам проводного вещания (приостановить исполнение договора об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) до устранения недостатков с возмещением абонентом потерь доходов исполнителя и компенсацией убытков, причиненных исполнителю из-за повреждений. При этом договор с абонентом не расторгается, а лишь производится отключение абонентского устройства от сети проводного вещания до устранения указанных обстоятельств.
После устранения обстоятельств, которые повлекли временное отключение абонентского устройства, производится его включение. При этом плата за включение не взимается.
ОАО "Сибирьтелеком" приказом № 8 от 24.01.2003 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по услугам городской и междугородной телефонной связи в географических границах Томской области с долей более 65%.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Сибирьтелеком", применяя условия договора об оказании услуг телефонной связи от 29.03.2002 и отключив абонента Курганову Г.И. от предоставления услуг городской и междугородной телефонной связи, мотивируя это неоплатой абонентом за радиоточку, совершило действия, в которых усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии заявитель пояснил, что согласно п. 122 Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", оператор связи не вправе приостанавливать оказание абоненту услуг телефонной связи в случае неоплаты абонентом услуг, оказанных с использованием телефонной связи, но не являющихся услугами телефонной связи. Однако ОАО "Сибирьтелеком" в нарушение указанного Постановления, несмотря на произведенную оплату за услуги телефонной связи, произвело приостановление услуг телефонной связи за неуплату за пользование радиоточкой, не являющейся услугой телефонной связи. Кроме того, согласно п. 5.4 договора, заключенного ОАО "Сибирьтелеком" с Кургановой Г.И., установлена дата срока оплаты за услуги телефонной связи - 22 числа месяца, следующего за расчетным. Однако отключение телефона было произведено 19.01.2009, т.е. ранее установленного срока для проведения оплаты за услуги телефонной связи. Кроме того, в п. 1.4 вышеуказанного договора отсутствует указание о том, услуги какого радио (проводное, беспроводное) предоставляются ОАО "Томсктелеком", отсутствуют условия оказания услуг радио. Заявитель просит выдать руководителю ОАО "Сибирьтелеком" предписание об устранении нарушений федерального законодательства и привлечь ОАО "Сибирьтелеком" к административной ответственности.
В заседании Комиссии представитель Управления Россвязькомнадзора по Томской области пояснил, что статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 "О связи" установлено, что услуга связи оказывается операторами связи пользователям на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. В соответствии с п. 3 указанного Закона и п. 118 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ "О связи", указанными Правилами и договором, в том числе нарушение сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора). В иных случаях оператор связи не вправе приостановить оказание услуг телефонной связи.
В заседании Комиссии представитель ОАО "Сибирьтелеком" пояснил, что 07.02.2000 между ОАО "Сибирьтелеком" и гр. Кургановой Г.И. был заключен договор, который 29.03.2002 был перезаключен в связи с изменением номера телефона. Предметом договора от 29.03.2002 являются предоставление доступа телефонной сети и пользование телефонной связью с оказанием местного, междугородного, международного соединения, услуг радио и телеграфной связи. В соответствии с п. 17 Правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 и действовавших на момент заключения с Кургановой Г.И. договора, договор на оказание услуг проводного вещания считается заключенным с момента получения абонентом согласия исполнителя на заключение договора. Учитывая, что действовавшее на тот период времени законодательство не требовало обязательного заключения отдельного договора на оказание услуг проводного радио, закрепленное в предмете договора оказание услуг радио не противоречило требованиям законодательства. Более того, абонент оплачивал их в полном объеме на основании единого счета. На основании изложенного, по мнению представителя ОАО "Сибирьтелеком", договор на оказание услуг проводного радио был заключен надлежащим образом. Согласно п. 14 Правил оказания услуг проводного радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 № 353, действующих в настоящее время, договор заключается в письменной форме либо путем осуществления конклюдентных действий. При этом в последнем случае договор считается заключенным с даты внесения абонентом платы за предоставление оператором связи доступа к сети проводного вещания. За весь период действия договора абонент не оспаривал их положения, требований о заключении отдельного договора на оказание услуг радиовещания не заявлял. За декабрь 2008 года Кургановой Г.И. были произведены следующие начисления:
- пользование абонентской радиоточкой - 60,00 руб.,
- предоставление в пользование абонентской линии с индивидуальной схемой - 125,00 руб.,
- предоставление местных телефонных соединений (тарифный план "Безлимитный") - 211,00 руб.,
- внутризоновое соединение на абонента сети подвижной связи - 1,50 руб.
Итого за декабрь 2008 года начислено 397,50 руб., из которых абонентом оплачено 337,00 руб. Недоплата составила 60,50 руб. При этом ОАО "Сибирьтелеком" получило единый платеж в счет оплаты всех оказанных абоненту услуг. Какого-либо заявления об адресном назначении платежа от Кургановой Г.И. не поступало. Каких либо требований о разделении выставленного абоненту единого счета и выделения из него в отдельный счет начислений, в частности за услуги радио, Кургановой Г.И. также не заявлялось. В связи с отсутствием информации от абонента о назначении частичной оплаты ОАО "Сибирьтелеком" распределило единовременно поступивший платеж пропорционально задолженности по всем оказанным услугам, предусмотренным в договоре и изложенным в счете. Таким образом, недоплата по лицевому счету Кургановой Г.И. образовалась за услуги телефонной связи. С учетом изложенного, ввиду нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", п. 118 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, и в соответствии с условиями договора от 29.03.2002, доступ к услугам связи с телефона 40-32-11 (Кургановой Г.И.) был приостановлен. Доступ к услугам связи с телефона 40-32-11 возобновлен с 06.02.2009 в связи с изменением состояния лицевого счета № 130715 после перерасчета в сторону уменьшения за услуги проводного вещания за декабрь и январь месяцы в соответствии с приказом ОАО "Сибирьтелеком" от 03.02.2009 № 64. В соответствии с заявлением абонента оказание ему услуг проводного радиовещания прекращено с 26.01.2009. По мнению представителя ОАО "Сибирьтелеком", оператором связи не допущено каких-либо ограничений либо ущемлений прав и законных интересов абонента, в связи с чем в действиях ОАО "Сибирьтелеком" признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующее: между ОАО "Томсктелеком" (Оператор связи) и Кургановой Г.И. (Абонент) заключен типовой договор об оказании услуг телефонной связи от 29.03.2002. В соответствии с уставом ОАО "Сибирьтелеком", зарегистрированным ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска 11.07.2008, ОАО "Томсктелеком" присоединено к ОАО "Сибирьтелеком", которое является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО "Томсктелеком". Предметом вышеуказанного договора являются предоставление доступа телефонной сети и пользование телефонной связью с оказанием следующих услуг телефонной связи:
1) автоматическое местное соединение,
2) междугородное соединение (автоматическое или с помощью телефониста),
3) международное соединение (автоматическое или с помощью телефониста),
4) услуги радио,
5) услуги телеграфной связи.
Согласно п. 5,4 договора от 29.03.2002, абонентская плата за пользование местной телефонной связью вносится не позднее 22 числа месяца, следующего за расчетным.
Оплата за услуги связи - телефон и Интернет в размере 337,00 рублей, согласно квитанции № 1224847070, была произведена 19.01.2009.
На запрос Томского УФАС от 13.02.2009 (исх. № ТБ/485) о предоставлении нормативно-правового обоснования отключения 21.01.2009 телефона Кургановой Г.И. ОАО "Сибирьтелеком" письмом от 19.02.2009 (исх. № 13-02-10/683) сообщает, что приостановление доступа к услугам связи с телефона № 40-32-11 произведено на основании пункта 3 статьи 44 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ, пункта 118 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, и в соответствии с условиями заключенного договора от 07.02.2000 (лицевой счет № 130715) по причине неполной оплаты счета за услуги связи, оказанные в декабре 2008 года. Недоплата составила 60,50 рублей. Доступ к услугам связи с телефона № 40-32-11 возобновлен с 06.02.2009 в связи с изменением состояния лицевого счета № 130715 после перерасчета в сторону уменьшения начислений за услуги связи проводного вещания за декабрь и январь месяцы.
ОАО "Сибирьтелеком" (исх. № 13-02-11/326 от 29.01.2009) сообщает, что, действительно, приостановление доступа с телефона № 40-32-11 к услугам телефонной связи произведено 21 января 2009 года по причине неполной оплаты счета за услуги связи, оказанные в декабре 2008 года.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО "Сибирьтелеком", приостановив 21.01.2009 доступ к услугам телефонной связи абонента Кургановой Г.И. (№ телефона 40-32-11), нарушило условия договора от 29.03.2002, согласно которому абонентская плата за пользование местной телефонной связью вносится не позднее 22 числа месяца, следующего за расчетным, тем самым ущемило интересы абонента Кургановой Г.И.
В то же время довод заявителя о том, что оператор связи не вправе приостанавливать оказание абоненту услуг телефонной связи в случае неоплаты абонентом услуг, оказанных с использованием телефонной связи, но не являющихся услугами телефонной связи, Комиссией не может быть принят, так как оказание услуг проводного радио происходит не с использованием телефонной связи.
Согласно аналитическому отчету по результатам определения положения ОАО "Сибирьтелеком" на рынке предоставления услуг телефонной связи от 25.03.2009, исследование конкурентной среды проводилось за период 2008 года.
Телефонная связь является видом электросвязи, которая определена в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" как любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Ростехрегулирования № 329-ст издан 22.11.2007, а не 27.11.2007.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.11.2007 № 329-ст, услуги телефонной связи принадлежат к группе 64.20 "Услуги электросвязи". В то же время в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 услуги электросвязи отнесены к виду экономической деятельности 64.20 "Деятельность в области электросвязи". Оказание услуг фиксированной (проводной) телефонной связи представляет собой доступ к телефонной сети, предоставляемый оператором связи абонентам, и включает выделение свободной емкости на телефонной станции оператора связи и подключение к ней посредством абонентских линий оконечного оборудования абонента.
Деятельность в области предоставления услуг общедоступной электросвязи (в том числе телефонной) в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Следовательно, предоставление доступа к телефонной связи также относится к сфере деятельности естественной монополии и заменителей не имеет.
Таким образом, товаром на исследуемом рынке является предоставление доступа к телефонной сети связи общего пользования.
Географические границы товарного рынка определяются экономической возможностью потребителя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствием этой возможности за ее пределами.
Географические границы исследуемого рынка услуг телефонной связи определяются протяженностью сетей связи общего пользования ОАО "Сибирьтелеком", поскольку возможность пользования соответствующими услугами тесно связана с объектами недвижимости, в которых расположены квартиры абонентов ОАО "Сибирьтелеком".
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" определено, что сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.
Другими словами, потребитель, проживающий, например, в многоквартирном доме, может пользоваться услугами телефонной связи только того оператора связи, к чьим сетям имеется технологическая возможность подключения и экономическая целесообразность. Услугами других операторов потребитель воспользоваться не в состоянии, если не поменяет место жительства.
Таким образом, географические границы рынка услуг телефонной связи, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком" для населения г. Томска, определены протяженностью сетей связи общего пользования, принадлежащих ОАО "Сибирьтелеком" на праве собственности, праве аренды и ином праве на территории города Томска.
На исследуемом рынке услуг телефонной связи в границах сетей связи общего пользования, принадлежащих ОАО "Сибирьтелеком" на территории г. Томска, действует один хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (ИНН 5407127828, расположенный по адресу: 630009, г. Новосибирск, ул. М.Горького, 53).
Потребителями указанных услуг являются население и юридические лица, проживающие и осуществляющие свою деятельность на территории города Томска, которые имеют подключение к телефонной сети общего пользования, принадлежащей ОАО "Сибирьтелеком" на праве собственности, праве аренды и ином праве.
В 2008 году коэффициент рыночной концентрации (CR3) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг телефонной связи в границах сетей связи общего пользования, принадлежащих ОАО "Сибирьтелеком" на территории г. Томска, равен 100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил 10000. Данные показатели связаны с тем, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим данный вид деятельности в границах сетей связи общего пользования, принадлежащих ОАО "Сибирьтелеком" на праве собственности, праве аренды и ином праве, является ОАО "Сибирьтелеком".
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости, а также открытость товарного рынка.
Основными барьерами для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов являются следующие ограничения.
Во-первых, для входа на исследуемый рынок необходимо осуществить крупные первоначальные вложения в основные средства, которые имеют продолжительный срок окупаемости. Так, в частности, стоимость основных средств ОАО "Сибирьтелеком", по данным бухгалтерского баланса на 30.06.2008, составляет 25805439 тыс. рублей, а капитальные вложения, то есть инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты, за тот же период составляют 1222253 тыс. рублей.
Более того, барьером является и длительность периода времени, требуемого для организации производства рассматриваемого товара, в результате чего уже действующий на рынке хозяйствующий субъект будет иметь возможность длительное время оказывать существенное воздействие на рынок.
Во-вторых, хозяйствующие субъекты, входящие на рассматриваемый товарный рынок, могут столкнуться с высокими издержками получения доступа к необходимым техническим ресурсам и правам интеллектуальной собственности, расходами на рекламу своих услуг. И действительно, давно действующие на рынке хозяйствующие субъекты (ОАО "Сибирьтелеком", например, начинает свою историю с 1919 года) уже имеют значительный опыт и собственные технические разработки, продуманную маркетинговую политику и ориентацию на современные услуги (сотовая связь, широкополосный доступ в Интернет и др.), сложившиеся хозяйственные связи, устоявшуюся репутацию, что обеспечивает таким компаниям высокую эффективность и устойчивое развитие.
В-третьих, новые хозяйствующие субъекты будут значительно ограничены в доступе к ресурсам, в данном случае - к потенциальным абонентам, желающим иметь доступ к телефонной сети связи общего пользования, поскольку уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты и имеющие разветвленную сеть, обеспечивающую этот самый доступ, имеют более выгодные технические возможности в решении подобных задач. Другими словами, источником конкурентного преимущества таких компаний является обширная база абонентов фиксированной телефонной связи и развитая сетевая инфраструктура.
Наконец, ценовое регулирование органами исполнительной власти, например Федеральной службы по тарифам, осуществляемое посредством определения (установления) тарифов на каждый год. Данное регулирование не дает возможность новым хозяйствующим субъектам в случае изменения рыночной конъюнктуры переложить часть затрат на потребителей путем повышения цен. У существующих на рынке хозяйствующих субъектов и в данном случае есть конкурентное преимущество в виде запаса прочности, например в форме нераспределенной прибыли.
К административным барьерам можно отнести необходимость получения лицензии на осуществление деятельности в области электросвязи.
Таким образом, перечисленные экономические и административные барьеры на рассматриваемом товарном рынке в краткосрочной перспективе преодолеть довольно сложно, а расходы на вхождение являются высокими и экономически не обоснованными.
Анализ рынка предоставления услуг телефонной связи в границах сетей связи общего пользования, принадлежащих ОАО "Сибирьтелеком" на праве собственности, праве аренды и ином праве на территории города Томска, показал, что данный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации. Для потребителей анализируемого товара взаимозаменяемые товары отсутствуют. Рынок монополизирован.
Кроме того, на товарном рынке существенно ограничена возможность входа на него других хозяйствующих субъектов из-за наличия труднопреодолимых барьеров. В результате чего преобладает доля (100%) единственного хозяйствующего субъекта, осуществляющего данный вид деятельности, - ОАО "Сибирьтелеком". Данное обстоятельство свидетельствует в пользу того, что ОАО "Сибирьтелеком" обладает на рассматриваемом товарном рынке значительным рыночным потенциалом, который, в свою очередь, определяет наличие возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность в области предоставления услуг общедоступной электросвязи относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, на основании анализа вышеуказанного товарного рынка можно сделать следующий вывод: открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг телефонной связи в географических границах сетей связи общего пользования, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды и ином праве на территории города Томска. Следовательно, оно имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Представителями ОАО "Сибирьтелеком" в ходе рассмотрения дела положение общества на рынке услуг по передаче электроэнергии не опровергалось.
Из указанного следует, что ОАО "Сибирьтелеком", занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг телефонной связи, приостановив 21.01.2009 доступ к услугам телефонной связи абонента Кургановой Г.И., нарушив тем самым условия договора от 29.03.2002, согласно которому абонентская плата за пользование местной телефонной связью вносится не позднее 22 числа месяца, следующего за расчетным, нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В то же время согласно письму ОАО "Сибирьтелеком" от 19.02.2009 исх. № 13-02-10/683 6 февраля 2009 года доступ к услугам связи с телефона № 40-32-11 возобновлен.
Заслушав пояснения заявителя, представителей Управления Россвязькомнадзора по Томской области, ОАО "Сибирьтелеком" и рассмотрев материалы дела о нарушении ОАО "Сибирьтелеком" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", руководствуясь ст. 41 указанного Закона, Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Сибирьтелеком" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в результате приостановления доступа к услугам связи с телефона 40-32-11, принадлежащего Кургановой Г.И. на основании договора от 29.03.2002, заключенного с ОАО "Томсктелеком".
2. Оснований для выдачи предписания нет, так как доступ к услугам связи с телефона № 40-32-11 возобновлен.
3. Передать материалы дела специалисту управления для решения вопроса о привлечении ОАО "Сибирьтелеком" к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
А.А.БЕРНИЦКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru