Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. № 174

О ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2009 - 2012 ГОДЫ

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области
от 08.06.2009 № 665, от 04.08.2009 № 912)

В целях поддержки и дальнейшего эффективного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, имеющей существенное значение для социально-экономического развития региона, администрация области постановляет:
1. Утвердить Программу создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2012 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я.Дубовика.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Приложение
Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 24.02.2009 № 174

ПРОГРАММА
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области
от 08.06.2009 № 665, от 04.08.2009 № 912)

Паспорт Программы

+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование Программы¦Программа создания и развития системы             ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов ¦
¦                      ¦Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (далее -   ¦
¦                      ¦Программа)                                        ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основание для         ¦Постановление Правительства Российской Федерации  ¦
¦разработки            ¦от 31.12.2008 № 1096 "Об утверждении правил       ¦
¦Программы             ¦распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах¦
¦                      ¦из федерального бюджета бюджетам субъектов        ¦
¦                      ¦Российской Федерации субсидий на поддержку        ¦
¦                      ¦экономически значимых региональных программ       ¦
¦                      ¦развития сельского хозяйства субъектов Российской ¦
¦                      ¦Федерации";                                       ¦
¦                      ¦Постановление Правительства Российской Федерации  ¦
¦                      ¦от 14.07.2007 № 446 "О Государственной программе  ¦
¦                      ¦развития сельского хозяйства и регулирования      ¦
¦                      ¦рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и    ¦
¦                      ¦продовольствия на 2008 - 2012 годы"               ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы    ¦Управление сельского хозяйства области            ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основной разработчик  ¦Управление сельского хозяйства области            ¦
¦Программы             ¦                                                  ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Цели Программы        ¦Создание и развитие многоуровневой системы        ¦
¦                      ¦сельскохозяйственной потребительской кооперации   ¦
¦                      ¦Тамбовской области;                               ¦
¦                      ¦оптимизация условий кредитования малых форм       ¦
¦                      ¦хозяйствования на селе;                           ¦
¦                      ¦увеличение объемов производства и реализации      ¦
¦                      ¦продукции, работ, услуг, повышение уровня доходов ¦
¦                      ¦населения                                         ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные задачи       ¦Создание и совершенствование методов и механизмов ¦
¦Программы             ¦управления многоуровневой системой                ¦
¦                      ¦сельскохозяйственной потребительской кооперации в ¦
¦                      ¦Тамбовской области;                               ¦
¦                      ¦создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих¦
¦                      ¦и обслуживающих кооперативов, включая кредитные,  ¦
¦                      ¦различных уровней, активизация деятельности       ¦
¦                      ¦существующих, объединение их в кооперативы второго¦
¦                      ¦и последующего уровней;                           ¦
¦                      ¦увеличение удельного веса работающих кооперативов;¦
¦                      ¦укрепление материально-технической базы           ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов,¦
¦                      ¦включая кредитные кооперативы;                    ¦
¦                      ¦подготовка и переобучение специалистов и          ¦
¦                      ¦руководителей сельскохозяйственных потребительских¦
¦                      ¦кооперативов;                                     ¦
¦                      ¦повышение уровня занятости сельского населения на ¦
¦                      ¦основе сохранения существующих и создания новых   ¦
¦                      ¦рабочих мест                                      ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Участники Программы   ¦Управление сельского хозяйства области;           ¦
¦                      ¦управление по развитию перерабатывающей           ¦
¦                      ¦промышленности области;                           ¦
¦                      ¦управление по развитию промышленности и           ¦
¦                      ¦предпринимательства области;                      ¦
¦                      ¦Тамбовский региональный филиал открытого          ¦
¦                      ¦акционерного общества "Россельхозбанк";           ¦
¦                      ¦сельскохозяйственные потребительские кооперативы, ¦
¦                      ¦в том числе кредитные, всех уровней               ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные мероприятия  ¦Реализация комплекса мер, направленных на         ¦
¦Программы             ¦достижение поставленной цели:                     ¦
¦                      ¦совершенствование нормативного и правового        ¦
¦                      ¦обеспечения деятельности сельскохозяйственных     ¦
¦                      ¦потребительских кооперативов;                     ¦
¦                      ¦развитие системы финансово-кредитной поддержки    ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов;¦
¦                      ¦развитие инфраструктуры по продвижению            ¦
¦                      ¦сельскохозяйственной продукции на местный         ¦
¦                      ¦региональный и межрегиональный рынок;             ¦
¦                      ¦улучшение информационно-консультационного         ¦
¦                      ¦обслуживания и научного обеспечения деятельности  ¦
¦                      ¦кооперативов;                                     ¦
¦                      ¦поддержка при создании и организации деятельности ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов ¦
¦                      ¦различных уровней;                                ¦
¦                      ¦совершенствование механизмов предоставления       ¦
¦                      ¦государственного и муниципального имущества, в    ¦
¦                      ¦т.ч. земель, для развития малых форм              ¦
¦                      ¦хозяйствования и сельскохозяйственных             ¦
¦                      ¦потребительских кооперативов, включая формирование¦
¦                      ¦областного и муниципальных залоговых фондов;      ¦
¦                      ¦укрепление и развитие системы подготовки и        ¦
¦                      ¦переподготовки кадров для сельскохозяйственных    ¦
¦                      ¦потребительских кооперативов;                     ¦
¦                      ¦мониторинг хода выполнения и достижения           ¦
¦                      ¦результатов выполнения Программы                  ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы         ¦2009 - 2012 годы                                  ¦
¦реализации Программы  ¦                                                  ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Исполнители           ¦Управление сельского хозяйства области;           ¦
¦Программы             ¦управление по развитию перерабатывающей           ¦
¦                      ¦промышленности области;                           ¦
¦                      ¦управление по развитию промышленности и           ¦
¦                      ¦предпринимательства области                       ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Объемы и источники    ¦Объем финансирования на реализацию Программы на   ¦
¦финансирования        ¦период 2009 - 2012 годов составляет в ценах       ¦
¦                      ¦соответствующих лет 329,2 млн. рублей, в том      ¦
¦                      ¦числе:                                            ¦
¦                      ¦за счет областного бюджета 79,2 млн. рублей, из   ¦
¦                      ¦них по годам:                                     ¦
¦                      ¦2009 г. - 7,9 млн. рублей;                        ¦
¦                      ¦2010 г. - 23,5 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦2011 г. - 23,8 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦2012 г. - 24,0 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦за счет внебюджетных источников (кредиты банков) -¦
¦                      ¦250,0 млн. рублей, в том числе по годам:          ¦
¦                      ¦2009 г. - 70,0 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦2010 г. - 70,0 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦2011 г. - 60,0 млн. рублей;                       ¦
¦                      ¦2012 г. - 50,0 млн. рублей                        ¦
¦(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 04.08.2009     ¦
¦№ 912)                                                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы и  ¦Показатели Программы:                             ¦
¦показатели Программы  ¦увеличение удельного веса работающих              ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов ¦
¦                      ¦с 62,3 процента в 2008 году (базовом) до 78       ¦
¦                      ¦процентов в 2012 году (год окончания Программы) от¦
¦                      ¦числа зарегистрированных;                         ¦
¦                      ¦увеличение удельного веса сельскохозяйственных    ¦
¦                      ¦потребительских кооперативов, объединенных в      ¦
¦                      ¦областную систему (кооперативы второго и          ¦
¦                      ¦последующего уровней), с 22,9 процента в 2008 году¦
¦                      ¦(базовом) до 40,0 процентов в 2012 году (год      ¦
¦                      ¦окончания Программы) от числа зарегистрированных; ¦
¦                      ¦увеличение выручки от реализации продукции (работ,¦
¦                      ¦услуг, включая проценты к получению по кредитным  ¦
¦                      ¦кооперативам) в расчете на один работающий        ¦
¦                      ¦сельскохозяйственный потребительский кооператив   ¦
¦                      ¦первого уровня на 20,5 процента в 2012 году (год  ¦
¦                      ¦окончания Программы) по сравнению с               ¦
¦                      ¦2008 годом (базовым) и второго уровня до 8 млн.   ¦
¦                      ¦рублей в 2012 году (год окончания Программы);     ¦
¦                      ¦увеличение численности среднегодовых работников в ¦
¦                      ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативах ¦
¦                      ¦с 198 человек в 2008 году (базовом) до 380 человек¦
¦                      ¦в 2012 году (год окончания Программы);            ¦
¦                      ¦увеличение охвата кооперативными отношениями      ¦
¦                      ¦сельского населения (соотношение числа членов     ¦
¦                      ¦кооперативов к числу сельского населения в        ¦
¦                      ¦регионе) с 0,6 процента в 2008 году (базовом) до  ¦
¦                      ¦2,1 процента в 2012 году (год окончания Программы)¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты  ¦Количество сельскохозяйственных потребительских   ¦
¦реализации            ¦кооперативов, объединенных в областную систему,   ¦
¦Программы             ¦возрастет с 14 в 2008 году (базовом) до 34 в 2012 ¦
¦                      ¦году (год окончания Программы);                   ¦
¦                      ¦будет создано 182 новых рабочих места в сельской  ¦
¦                      ¦местности;                                        ¦
¦                      ¦объем выручки от реализации продукции (работ,     ¦
¦                      ¦услуг) в сельскохозяйственных потребительских     ¦
¦                      ¦кооперативах первого уровня возрастет с 82000 тыс.¦
¦                      ¦руб. в 2008 году (базовом) до 171600 тыс.руб. в   ¦
¦                      ¦2012 году (год окончания Программы) и второго     ¦
¦                      ¦уровня возрастет с 0 руб. в 2008 году (базовом) до¦
¦                      ¦16000 тыс.руб. в 2012 году (год окончания         ¦
¦                      ¦Программы);                                       ¦
¦                      ¦объем реализации сельхозпродукции, произведенной  ¦
¦                      ¦крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и         ¦
¦                      ¦хозяйствами населения, повысится на 15,8 процента ¦
¦                      ¦к базовому периоду                                ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Система управления и  ¦Управление за ходом реализации Программы:         ¦
¦контроля              ¦управление сельского хозяйства области;           ¦
¦                      ¦управление по развитию перерабатывающей           ¦
¦                      ¦промышленности области;                           ¦
¦                      ¦управление по развитию промышленности и           ¦
¦                      ¦предпринимательства области.                      ¦
¦                      ¦Контроль за ходом реализации:                     ¦
¦                      ¦управление экономической политики администрации   ¦
¦                      ¦области                                           ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Основной проблемой, решаемой с помощью Программы, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услуг по переработке продукции, обработке земельных участков, услуг кредитования и т.д.
Малым формам хозяйствования отводится большая роль в решении основных социально-экономических задач области. Сельское население составляет 42,3 процента от общего населения области. Структуру малых форм хозяйствования составляют крестьянские (фермерские) хозяйства, которых насчитывается около 2800 с общей земельной площадью более 430 тыс. гектаров, личные подсобные хозяйства - около 260 тысяч с общей земельной площадью более 100 тыс. гектаров и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которых в настоящее время зарегистрировано 65. Доля малых форм хозяйствования на селе в производстве сельхозпродукции по итогам 2008 года составляет 40,5 процента от общего объема произведенной в области продукции. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства произвели 79,4 процента молока, 89,9 процента мяса, 99,8 процента картофеля, 94,5 процента овощей, зерна 22,1 процента, сахарной свеклы 14,0 процентов, подсолнечника 28,7 процента.
Продукция малых форм хозяйствования реализуется по различным каналам: молоко, мясо, яйцо - на рынках и направляется на перерабатывающие предприятия, продукция растениеводства - также на рынках, направляется в заготовительные и коммерческие структуры. В основном продукция реализуется на региональном рынке.
В области созданы различные предприятия и организации по оказанию потребительских услуг малым формам хозяйствования. Коммерческие организации по обеспечению горюче-смазочными материалами, запасными частями, минеральными удобрениями и средствами защиты растений. Однако расценки за услуги этих структур очень высокие, в то же время закупочные цены на произведенную продукцию, как правило, невысоки, что отрицательно сказывается на экономической эффективности работы малых форм хозяйствования.
В последнее время в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", федеральной и областной программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства стали создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы. По состоянию на 01.02.2009 зарегистрировано 65 кооперативов, из них 21 кредитный, 36 снабженческо-сбытовых, 4 перерабатывающих, 4 обслуживающих. Во всех кооперативах насчитывается 843 пайщика, из них 232 - крестьянские (фермерские) хозяйства, 391 - граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, 182 - предприниматели, 22 - сельхозпредприятия и другие. Паевые фонды в кооперативах составляют 14,0 млн. рублей. Основные средства в сумме 50,0 млн. рублей. Основные услуги: снабжение материальными ресурсами, закупка и сбыт продукции, ее переработка, обработка земли, уборка урожая, кредитование. В настоящее время охват кооперативными отношениями сельского населения области невысок. Реализация Программы позволит увеличить участие фермеров, граждан - владельцев личных подворий в создании и деятельности кооперативов.
Спрос на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов достаточно высок, особенно требуется расширение заготовительных и сбытовых услуг, а также услуг по обеспечению материально-техническими ресурсами. Конкурентами потребительской кооперации являются индивидуальные предприниматели и "теневые" коммерсанты, ведущие закупку мяса и другой продукции.
На развитие кооперации существенное влияние оказывают такие факторы, как недостаток залоговой базы для получения кредитов у большинства субъектов малых форм хозяйствования, различные трудности по обработке почвы, посеву, уходу за посевами, уборке урожая, хранению и реализации продукции. В условиях диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, высоких тарифов на услуги коммерческих структур, нехватки техники, оборотных средств крестьяне вынуждены кооперироваться. В настоящее время 14 кооперативов первого уровня объединились в кооперативы второго уровня, один из которых кредитный. Его членами являются 9 кредитных кооперативов. Второй - сбытовой, состоящий из 5 членов - снабженческо-сбытовых кооперативов. Однако в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе имеются существенные проблемы: сложно получить кредиты на развитие из-за недостатка залоговых средств, гарантий и поручительств; отсутствие стабильных каналов по сбыту продукции; недостаточная государственная поддержка; слабая инициатива сельских жителей и недостаток средств на формирование паевых фондов, регистрацию кооперативов, оплату взносов при вступлении в ревизионные союзы и др.
Настоящая Программа позволит снять отмеченные проблемы, для чего определяет основные меры государственной поддержки, стимулирования объединения сельхозтоваропроизводителей в кооперативы и развития в области системы многоуровневой сельскохозяйственной потребительской кооперации.

2. Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются создание многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Тамбовской области, оптимизация условий кредитования малых форм хозяйствования на селе, увеличение объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, повышение уровня доходов населения.
Основными задачами, решение которых необходимо для достижения намеченных целей, являются:
создание и совершенствование методов и механизмов управления многоуровневой системой сельскохозяйственной потребительской кооперации в Тамбовской области;
создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, активизация деятельности существующих, объединение их в кооперативы второго и последующего уровней;
увеличение удельного веса работающих кооперативов;
укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные кооперативы;
подготовка и переобучение специалистов и руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Достижению поставленных целей также будет способствовать решение следующих задач:
повышение технической оснащенности малых форм хозяйствования с использованием государственной поддержки, различных лизинговых схем и привлечением инвестиций;
создание благоприятных условий для увеличения поголовья животных, и в первую очередь коров, в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;
обеспечение условий по заготовке и поставке кормов сельскохозяйственными предприятиями для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
выработка мер по приоритетному предоставлению земельных участков вновь образуемым крестьянским (фермерским) хозяйствам;
стимулирование увеличения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, посредством проведения ежегодного областного конкурса "Лучшее личное подсобное хозяйство Тамбовской области";
доведение до малых форм хозяйствования информации о государственных и муниципальных закупках области (открытых конкурсах, аукционах и запросах котировок).

3. Целевые индикаторы Программы

Целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 1.

Таблица 1

+------------------------------------+--------+---------------------------+
¦             Показатели             ¦2008 г. ¦ Годы реализации Программы ¦
¦                                    ¦ (база) +------+------+------+------+
¦                                    ¦        ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦                 1                  ¦   2    ¦  3   ¦  4   ¦  5   ¦  6   ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦1. Количество сельскохозяйственных  ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦потребительских кооперативов, всего,¦      61¦    70¦    77¦    81¦    85¦
¦в том числе в разбивке по видам     ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦кооперативов, ед.:                  ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦1.1. перерабатывающие               ¦       4¦     5¦     6¦     6¦     7¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦1.2. снабженческие                  ¦      36¦    42¦    47¦    51¦    54¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦1.3. кредитные                      ¦      21¦    23¦    24¦    24¦    24¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦2. Удельный вес работающих          ¦    62,3¦  67,1¦  70,1¦  71,6¦  72,9¦
¦сельскохозяйственных потребительских¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦кооперативов, всего,                ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в том числе в разбивке по видам     ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦кооперативов, процентов:            ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦2.1. перерабатывающие               ¦      75¦  80,0¦  83,3¦  83,3¦  85,7¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦2.2. снабженческие                  ¦    66,7¦  71,4¦  74,5¦  76,4¦  77,8¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦2.3. кредитные                      ¦    52,4¦  56,5¦  58,3¦  58,3¦  58,3¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦3. Доля сельскохозяйственных        ¦    22,9¦  25,7¦  31,2¦  35,8¦  40,0¦
¦потребительских кооперативов,       ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦объединенных в региональные системы ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(кооперативы второго и последующего ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦уровней), всего, в том числе в      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦разбивке по видам кооперативов,     ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦процентов:                          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦3.1. перерабатывающие               ¦       -¦     -¦     -¦     -¦     -¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦3.2. снабженческие                  ¦    13,9¦  16,7¦  25,5¦  33,3¦  40,7¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦3.3. кредитные                      ¦    42,9¦  47,8¦  50,0¦  50,0¦  50,0¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦4. Выручка от реализации продукции  ¦    82,0¦ 110,4¦ 139,2¦ 157,5¦ 171,6¦
¦(работ, услуг, включая проценты к   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦получению по кредитным кооперативам)¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦по кооперативам первого уровня, млн.¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦руб.                                ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦5. Выручка от реализации продукции  ¦  2157,9¦2300,0¦2400,0¦2500,0¦2600,0¦
¦(работ, услуг, включая проценты к   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦получению по кредитным кооперативам)¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в расчете на один работающий        ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦сельскохозяйственный потребительский¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦кооператив первого уровня, тыс.руб. ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦6. Выручка от реализации продукции  ¦       -¦  10,0¦  12,0¦  14,0¦  16,0¦
¦(работ, услуг, включая проценты к   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦получению по кредитным кооперативам)¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦по кооперативам второго уровня,     ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦млн.руб.                            ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦7. Выручка от реализации продукции  ¦       -¦   5,0¦   6,0¦   7,0¦   8,0¦
¦(работ, услуг, включая проценты к   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦получению по кредитным кооперативам)¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в расчете на один работающий        ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦сельскохозяйственный потребительский¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦кооператив второго уровня, тыс.руб. ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦8. Численность среднегодовых        ¦     198¦   230¦   290¦   340¦   380¦
¦работников в сельскохозяйственных   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦потребительских кооперативах, чел.  ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+
¦9. Охват кооперативными отношениями ¦     0,6¦  0,95¦   1,3¦   1,7¦   2,1¦
¦сельского населения (соотношение    ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦числа членов кооперативов к числу   ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦сельского населения в регионе),     ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦процентов                           ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------------+--------+------+------+------+------+

К 2012 году планируется увеличить число сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 24, что составляет 40 процентов к 2008 году, и довести их количество до 85. При этом будет происходить поступательное увеличение удельного веса работающих кооперативов. Так, в последний год реализации Программы удельный вес будет доведен до 78 процентов, против 62,3 процента в 2008 году.
Основополагающим принципом решения проблем функционирования малых форм хозяйствования станет объединение их в кооперативы первого уровня и, в свою очередь, выстраивание многоуровневой системы потребительской кооперации.
Выручка от реализации продукции, работ и услуг возрастет более чем в 2 раза и составит 171,6 млн. рублей. Увеличится число рабочих мест в кооперативах на 91 процент, число сельского населения, охваченного кооперативными отношениями, увеличится более чем на 7 тысяч человек.

4. Перечень и описание программных мероприятий

В целях реализации Программы, решения задач и достижения целей по созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов предполагается выполнение следующих программных мероприятий:

4.1. Совершенствование нормативного и правового обеспечения
деятельности сельскохозяйственных потребительских
кооперативов

Программа реализуется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Законом Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением кредитных) освобождены от налогообложения.
В целях создания благоприятных условий для развития региональной системы потребительской кооперации предполагается подготовить проект постановления администрации области по внесению изменений в регламент предоставления поручительств Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области в части установления наиболее приемлемых условий для сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Прохождение проектов по инстанциям и доведение принятых документов до заинтересованных лиц осуществляет управление сельского хозяйства Тамбовской области.

4.2. Развитие финансово-кредитной поддержки
сельскохозяйственных потребительских кооперативов

]]>
¦      ¦предпринимательства      ¦             ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
¦      ¦Тамбовской области",     ¦             ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
¦      ¦млн. рублей              ¦             ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+------+-------------------------+-------------+------+------+-----+------+

Ресурсное обеспечение, требуемое на реализацию Программы, составляет 79,2 млн. рублей средства областного бюджета и 250 млн. рублей - внебюджетные источники. Кроме того, для получения кредитов предполагается предоставление поручительства Тамбовского областного унитарного предприятия "Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области" и объектов областного залогового фонда и муниципальных залоговых фондов на сумму около 200 млн. рублей ежегодно.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 04.08.2009 № 912)
(см. текст в предыдущей редакции)
При нехватке бюджетного финансирования приоритетными мероприятиями Программы целесообразно считать следующие:
субсидирование части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам по строительству инженерных сетей и обустройству для размещения модульных молокоприемных пунктов и охладителей молока;
субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами модульных молокоприемных пунктов, модулей по переработке молока, техники и оборудования для охлаждения и очистки молока, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;
субсидирование части затрат на закупку сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

7. Описание системы управления реализацией Программы

7.1. Организационно-экономические и финансовые
механизмы управления Программой

Управление Программой для достижения намеченных целей и решения поставленных задач основано на использовании программно-целевого метода, а также организационно-экономических и финансовых механизмов, направленных на реализацию системы скоординированных по средствам, ресурсам и инструментам мероприятий, в результате чего обеспечивается достижение ожидаемых конечных результатов Программы и важнейших целевых показателей.
Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства органов исполнительной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению ее реализацией будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов.

7.1.1. Организационно-экономические механизмы
управления реализацией Программы

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области (Постановление администрации области от 19.03.2007 № 269 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области") заказчиком и разработчиком Программы является управление сельского хозяйства области. Исполнители программных мероприятий - управление сельского хозяйства области, управление по развитию перерабатывающей промышленности области и управление по развитию промышленности и предпринимательства области.
Исполнители основных мероприятий:
несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, достижение ожидаемых конечных результатов и целевых показателей, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяют формы и методы управления реализацией Программы;
направляют в управление экономической политики администрации области информацию о ходе реализации программных мероприятий и финансировании Программы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет управление сельского хозяйства области.
К числу основных задач, возлагаемых на исполнителей Программы, относятся:
подготовка, согласование, актуализация нормативных правовых актов, методических документов по реализации Программы;
содействие реализации мероприятий Программы, контроль их исполнения;
анализ и оценка результатов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов области;
участие в уточнении целевых индикаторов Программы;
подготовка предложений по совершенствованию механизмов реализации Программы и др.

7.1.2. Финансовый механизм управления Программой

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым администрацией области.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств по мере необходимости уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Заказчик Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств из дополнительных источников финансирования, на конечные результаты Программы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения по дальнейшей реализации и финансированию Программы или об их прекращении, уточнению предоставляемых льгот или применению санкций к участникам реализации Программы.
Осуществление контроля за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, будет осуществляться в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

7.2. Риски реализации Программы

Решение проблем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации возможно исключительно путем использования программно-целевого метода управления. Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, возможно, обеспечит положительный эффект, который, однако, будет кратковременным, нестабильным, не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.
Возможны следующие непрограммные варианты решения проблем сельскохозяйственной потребительской кооперации, сопряженные с определенными рисками:
последовательное, невзаимосвязанное решение основных проблем (может привести к ухудшению ситуации вследствие их тесной сопряженности);
полное государственное бюджетное обеспечение (нецелесообразно в силу ресурсных ограничений региональной экономики).
По предварительной оценке, минимальное ресурсное обеспечение, требуемое из областного бюджета на реализацию Программы, составляет 79,2 млн.руб. В случае сокращения размера финансирования Программы из областного бюджета прогнозируются значительные экономические потери и негативные социальные последствия, невыполнение основных задач Программы.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 04.08.2009 № 912)
(см. текст в предыдущей редакции)
При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой (недостаточная координация действий субъектов управления, диспропорции в ресурсной поддержке мероприятий, их неоправданное дублирование, снижение эффективности использования средств);
с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы.
Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и невыполнения намеченных целевых показателей. В совокупности это свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого метода по сравнению с остальными.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru