Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 30 июля 2009 г. № 393/478-03

О РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРИМОРСКОМ
КРАЕ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 ГОДА

По итогам мониторинга развития социального партнерства на территориальном уровне по состоянию на конец первого полугодия 2009 года в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, действовало (по оценке) 2787 коллективных договоров, которые распространялись на 59,0% работающих по полному кругу организаций края (против 64,4% на начало 2009 года). Динамика колдоговорного процесса показывает, что по сравнению с началом отчетного года количество действующих коллективных договоров снизилась на 3,5 процентных пункта. В течение первого полугодия 2009 года было заключено новых и пролонгировано 425 коллективных договоров.
Основными факторами, сдерживающими развития колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений, являются отсутствие инициативы в организациях, как со стороны работодателей, так и со стороны работников; нежелание многих работодателей брать на себя дополнительные обязательства; социальная пассивность работников, отсутствие во многих организациях представительных органов работников.
Не заключаются коллективные договоры на большинстве предприятий малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей, не имеющих постоянного штата работников, объясняющих свою позицию нестабильностью положения в рыночной экономике. Из-за проблем с трудоустройством работники открыто не предъявляют претензии работодателям.
Например, в Партизанском городском округе около 60% предприятий, осуществляющих деятельность на территории городского округа, это предприятия малого бизнеса с численностью работающих от 5 до 30 человек, в которых профсоюзные организации не создаются, коллективные договоры не заключаются; аналогичная ситуация сложилась на территории Чугуевского муниципального района, где осуществляют деятельность около 300 малочисленных хозяйствующих субъектов, в которых отсутствуют представительные органы работников.
В ряде организаций Дальнереченского муниципального района по истечении срока действия новые коллективные договоры не заключаются. При этом работодатели ссылаются на неясность обстановки в условиях проявления финансового кризиса.
Причиной снижения количества действующих коллективных договоров в организациях Спасского городского округа указывается ликвидация ряда предприятий.
В соответствии с полученной информацией в настоящее время перестали заключаться коллективные договоры в организациях, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, относящихся к ОАО "Российские железные дороги" и ФГУП "Почта России". На работников данных организаций распространяется действие коллективных договоров, заключенных в вышестоящих организациях.
По итогам 1 полугодия 2009 года, ссылаясь на отсутствие полномочий органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне, в управление по труду Приморского края не представлена информация о развитии территориальной системы социального партнерства администрацией городского округа ЗАТО город Фокино и Тернейского муниципального района.
В то же время успешно решаются вопросы колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений в Арсеньевском. Артемовском. Дальнереченском. Находкинском, Уссурийском городском округе, городском округе Спасск-Дальний. Дальнереченском. Лазовском муниципальном районе, где систематически контролируются сроки действия коллективных договоров, сторонам социального партнерства направляются письма с предложением инициировать коллективные переговоры по заключению либо пролонгации коллективных договоров на очередной период, а охват колдоговорным регулированием превышает среднекраевой уровень.
Согласно проведенному мониторингу, по состоянию на конец первого полугодия 2009 года в крае действовало 49 соглашений различного уровня, в т.ч. 16 территориальных трехсторонних соглашений, устанавливающих общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования, подготовлено 5 проектов территориальных трехсторонних соглашений (Арсеньевский городской округ, Кировский, Лазовский, Пограничный. Октябрьский муниципальные районы) и проект территориального отраслевого соглашения между администрацией Надеждинского муниципального района, районной профсоюзной организацией работников образования, отдельными профсоюзными организациями учреждений образования и детских садов.
Впервые в 2009 году заключено территориальное трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, работодателями и администрацией Дальнереченского муниципального района.
В рамках территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений активно ведется социальный диалог между профсоюзами, работодателями и администрацией муниципальных образований Арсеньевский, Артемовский, Владивостокский. Находкинский городской округ, городской округ Спасский Дальний. Уссурийский городской округ, где осуществляется постоянная работа по совершенствованию партнерских отношений в сфере социально-трудовых отношений.
Так, с целью создания профсоюзных организаций в Уссурийском городском округе подписано обращение администрации Уссурийского городского округа и координационного Совета Уссурийского городского округа общественной организации "Федерация профсоюзов Приморского края" к руководителям организаций всех форм собственности о создании профсоюзных организаций и их поддержке.
Ведущая роль в развитии социального партнерства в этих муниципальных образованиях принадлежит территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений.
Комиссиями рассматриваются наиболее важные для социально-экономического развития территорий вопросы:
- разработки и реализации территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений и приоритетных национальных проектов, реформы ЖКХ;
- повышения и своевременности выплаты заработной платы;
- о ситуации на рынке труда и уровне безработицы;
- вопросы обеспечения занятости, сохранения и создания эффективных рабочих мест (в т.ч. организации общественных работ для лиц. испытывающих трудности в поиске работы);
- вопросы временной занятости школьников в летний период и организации их отдыха;
- вопросы обеспечения безопасных условий труда и прохождения бесплатного медицинского обследования работающего населения;
- состояния производственного травматизма, проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В первом полугодии 2009 года на заседаниях территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены также:
- обращение Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к руководителям организаций всех форм собственности, органам местного самоуправления по вопросу расширения представительства работодателей в составе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на муниципальном и краевом уровне;
- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 апреля 2009 года по взаимодействию работников и работодателей в условиях экономического кризиса.
В то же время, согласно информации администрации Партизанского городского округа, в округе не наблюдается активной позиции профсоюзов и работодателей по взаимодействию с администрацией городского округа, в т.ч. при решении вопросов повышения заработной платы, проведения политики по охране труда на предприятиях, участия в общественной жизни города.
В соответствии со ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления в течение отчетного периода осуществлялась обязательная уведомительная регистрации заключенных коллективных договоров, в процессе которой выявлялись условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, и иными нормативно-правовыми актами.
Особое внимание уделялось соблюдению норм трудового законодательства по оплате труда работников, в т.ч. по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации; по оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
Наряду с положительными примерами нельзя не отметить, что серьезной проблемой для развития социального партнерства в Приморском крае стала реформа органов местного самоуправления. В результате в ряде муниципальных образований края целенаправленная работа по формированию территориальной системы социального партнерства сводится лишь к уведомительной регистрации коллективных договоров или вообще приостановлена.
Так, согласно информации администрации Лесозаводского городского округа на заседании территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в первом полугодии 2009 года был рассмотрен только один вопрос - об обращении Приморской краевой трехсторонней комиссии о расширения стороны социального партнерства, представляющей работодателей, на протяжении ряда лет отсутствует информация о реализации на территории городского округа условий территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2006 - 2009 годы.
В Ханкайском и Хорольском муниципальном районе прекращена работа действовавших ранее территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, по истечении срока действия не заключаются новые территориальные трехсторонние соглашения. Социальное партнерство - это механизм цивилизованного сотрудничества и выработки совместных решений по актуальным проблемам. Дальнейшее его развитие и конечные результаты в значительной степени зависят от продуманной организаторской и методической работы органов местного самоуправления, призванных вести многоплановую организаторскую и разъяснительную работу в этом направлении.
В связи с этим стороны краевого трехстороннего Соглашения между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2008 - 2010 годы взяли на себя совместные обязательства обеспечить дальнейшее развитие территориальной системы социального партнерства па уровне муниципальных образований края.
С этой целью запланировано ежегодное проведение межрайонных семинаров-совещаний на тему: "О задачах по формированию в Приморском крае территориальной системы социального партнерства".
Запланированный в 2009 году семинар-совещание на указанную тему состоялся в городе Находка 19 июня 2009 года.
В работе семинара приняли участие 71 представитель от 13 городских округов и муниципальных районов края (представители от работодателей, профсоюзных организаций, органов местного самоуправления, управления по труду Приморского края, Государственной инспекции труда в Приморском крае, управления государственной службы занятости населения Приморского края, члены Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Для участников семинара - совещания были подготовлены выступления:
- "Задачи профессиональных союзов по развитию и совершенствованию системы социального партнерства";
- "О ситуации на рынке труда Приморского края";
- "Об исполнении на территории Приморского края сторонами социального партнерства, работодателями и работниками, основных принципов социального партнерства";
- "Досудебное рассмотрение коллективных трудовых споров";
- "Роль заработной платы в повышении уровня и качества жизни граждан, преодолении бедности".
Также участники семинара-совещания были ознакомлены с опытом работы Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и с информацией о проекте "Декларирование деятельности организаций по реализации трудовых прав работников", реализуемого Приморской краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
Несмотря на существующие социально-экономические сложности, проводимая социальными партнерами работа, в т.ч. по реализации заключенных территориальных трехсторонних соглашений, позволяет существенно снижать уровень социальной напряженности, обеспечить опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен, более полное и рациональное использование рабочей силы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru