УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
<ИНФОРМАЦИЯ>
от 30 июля 2009 г. № 393/478-03
О РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРИМОРСКОМ
КРАЕ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009 ГОДА
По итогам мониторинга развития социального партнерства на территориальном уровне по состоянию на конец первого полугодия 2009 года в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, действовало (по оценке) 2787 коллективных договоров, которые распространялись на 59,0% работающих по полному кругу организаций края (против 64,4% на начало 2009 года). Динамика колдоговорного процесса показывает, что по сравнению с началом отчетного года количество действующих коллективных договоров снизилась на 3,5 процентных пункта. В течение первого полугодия 2009 года было заключено новых и пролонгировано 425 коллективных договоров.
Основными факторами, сдерживающими развития колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений, являются отсутствие инициативы в организациях, как со стороны работодателей, так и со стороны работников; нежелание многих работодателей брать на себя дополнительные обязательства; социальная пассивность работников, отсутствие во многих организациях представительных органов работников.
Не заключаются коллективные договоры на большинстве предприятий малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей, не имеющих постоянного штата работников, объясняющих свою позицию нестабильностью положения в рыночной экономике. Из-за проблем с трудоустройством работники открыто не предъявляют претензии работодателям.
Например, в Партизанском городском округе около 60% предприятий, осуществляющих деятельность на территории городского округа, это предприятия малого бизнеса с численностью работающих от 5 до 30 человек, в которых профсоюзные организации не создаются, коллективные договоры не заключаются; аналогичная ситуация сложилась на территории Чугуевского муниципального района, где осуществляют деятельность около 300 малочисленных хозяйствующих субъектов, в которых отсутствуют представительные органы работников.
В ряде организаций Дальнереченского муниципального района по истечении срока действия новые коллективные договоры не заключаются. При этом работодатели ссылаются на неясность обстановки в условиях проявления финансового кризиса.
Причиной снижения количества действующих коллективных договоров в организациях Спасского городского округа указывается ликвидация ряда предприятий.
В соответствии с полученной информацией в настоящее время перестали заключаться коллективные договоры в организациях, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, относящихся к ОАО "Российские железные дороги" и ФГУП "Почта России". На работников данных организаций распространяется действие коллективных договоров, заключенных в вышестоящих организациях.
По итогам 1 полугодия 2009 года, ссылаясь на отсутствие полномочий органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне, в управление по труду Приморского края не представлена информация о развитии территориальной системы социального партнерства администрацией городского округа ЗАТО город Фокино и Тернейского муниципального района.
В то же время успешно решаются вопросы колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений в Арсеньевском. Артемовском. Дальнереченском. Находкинском, Уссурийском городском округе, городском округе Спасск-Дальний. Дальнереченском. Лазовском муниципальном районе, где систематически контролируются сроки действия коллективных договоров, сторонам социального партнерства направляются письма с предложением инициировать коллективные переговоры по заключению либо пролонгации коллективных договоров на очередной период, а охват колдоговорным регулированием превышает среднекраевой уровень.
Согласно проведенному мониторингу, по состоянию на конец первого полугодия 2009 года в крае действовало 49 соглашений различного уровня, в т.ч. 16 территориальных трехсторонних соглашений, устанавливающих общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования, подготовлено 5 проектов территориальных трехсторонних соглашений (Арсеньевский городской округ, Кировский, Лазовский, Пограничный. Октябрьский муниципальные районы) и проект территориального отраслевого соглашения между администрацией Надеждинского муниципального района, районной профсоюзной организацией работников образования, отдельными профсоюзными организациями учреждений образования и детских садов.
Впервые в 2009 году заключено территориальное трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, работодателями и администрацией Дальнереченского муниципального района.
В рамках территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений активно ведется социальный диалог между профсоюзами, работодателями и администрацией муниципальных образований Арсеньевский, Артемовский, Владивостокский. Находкинский городской округ, городской округ Спасский Дальний. Уссурийский городской округ, где осуществляется постоянная работа по совершенствованию партнерских отношений в сфере социально-трудовых отношений.
Так, с целью создания профсоюзных организаций в Уссурийском городском округе подписано обращение администрации Уссурийского городского округа и координационного Совета Уссурийского городского округа общественной организации "Федерация профсоюзов Приморского края" к руководителям организаций всех форм собственности о создании профсоюзных организаций и их поддержке.
Ведущая роль в развитии социального партнерства в этих муниципальных образованиях принадлежит территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений.
Комиссиями рассматриваются наиболее важные для социально-экономического развития территорий вопросы:
- разработки и реализации территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений и приоритетных национальных проектов, реформы ЖКХ;
- повышения и своевременности выплаты заработной платы;
- о ситуации на рынке труда и уровне безработицы;
- вопросы обеспечения занятости, сохранения и создания эффективных рабочих мест (в т.ч. организации общественных работ для лиц. испытывающих трудности в поиске работы);
- вопросы временной занятости школьников в летний период и организации их отдыха;
- вопросы обеспечения безопасных условий труда и прохождения бесплатного медицинского обследования работающего населения;
- состояния производственного травматизма, проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В первом полугодии 2009 года на заседаниях территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены также:
- обращение Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к руководителям организаций всех форм собственности, органам местного самоуправления по вопросу расширения представительства работодателей в составе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на муниципальном и краевом уровне;
- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 апреля 2009 года по взаимодействию работников и работодателей в условиях экономического кризиса.
В то же время, согласно информации администрации Партизанского городского округа, в округе не наблюдается активной позиции профсоюзов и работодателей по взаимодействию с администрацией городского округа, в т.ч. при решении вопросов повышения заработной платы, проведения политики по охране труда на предприятиях, участия в общественной жизни города.
В соответствии со ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления в течение отчетного периода осуществлялась обязательная уведомительная регистрации заключенных коллективных договоров, в процессе которой выявлялись условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, и иными нормативно-правовыми актами.
Особое внимание уделялось соблюдению норм трудового законодательства по оплате труда работников, в т.ч. по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации; по оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
Наряду с положительными примерами нельзя не отметить, что серьезной проблемой для развития социального партнерства в Приморском крае стала реформа органов местного самоуправления. В результате в ряде муниципальных образований края целенаправленная работа по формированию территориальной системы социального партнерства сводится лишь к уведомительной регистрации коллективных договоров или вообще приостановлена.
Так, согласно информации администрации Лесозаводского городского округа на заседании территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в первом полугодии 2009 года был рассмотрен только один вопрос - об обращении Приморской краевой трехсторонней комиссии о расширения стороны социального партнерства, представляющей работодателей, на протяжении ряда лет отсутствует информация о реализации на территории городского округа условий территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2006 - 2009 годы.
В Ханкайском и Хорольском муниципальном районе прекращена работа действовавших ранее территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, по истечении срока действия не заключаются новые территориальные трехсторонние соглашения. Социальное партнерство - это механизм цивилизованного сотрудничества и выработки совместных решений по актуальным проблемам. Дальнейшее его развитие и конечные результаты в значительной степени зависят от продуманной организаторской и методической работы органов местного самоуправления, призванных вести многоплановую организаторскую и разъяснительную работу в этом направлении.
В связи с этим стороны краевого трехстороннего Соглашения между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2008 - 2010 годы взяли на себя совместные обязательства обеспечить дальнейшее развитие территориальной системы социального партнерства па уровне муниципальных образований края.
С этой целью запланировано ежегодное проведение межрайонных семинаров-совещаний на тему: "О задачах по формированию в Приморском крае территориальной системы социального партнерства".
Запланированный в 2009 году семинар-совещание на указанную тему состоялся в городе Находка 19 июня 2009 года.
В работе семинара приняли участие 71 представитель от 13 городских округов и муниципальных районов края (представители от работодателей, профсоюзных организаций, органов местного самоуправления, управления по труду Приморского края, Государственной инспекции труда в Приморском крае, управления государственной службы занятости населения Приморского края, члены Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Для участников семинара - совещания были подготовлены выступления:
- "Задачи профессиональных союзов по развитию и совершенствованию системы социального партнерства";
- "О ситуации на рынке труда Приморского края";
- "Об исполнении на территории Приморского края сторонами социального партнерства, работодателями и работниками, основных принципов социального партнерства";
- "Досудебное рассмотрение коллективных трудовых споров";
- "Роль заработной платы в повышении уровня и качества жизни граждан, преодолении бедности".
Также участники семинара-совещания были ознакомлены с опытом работы Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и с информацией о проекте "Декларирование деятельности организаций по реализации трудовых прав работников", реализуемого Приморской краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
Несмотря на существующие социально-экономические сложности, проводимая социальными партнерами работа, в т.ч. по реализации заключенных территориальных трехсторонних соглашений, позволяет существенно снижать уровень социальной напряженности, обеспечить опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен, более полное и рациональное использование рабочей силы.