Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ГЛАВА САРАКТАШСКОГО РАЙОНА
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2007 г. № 2006-р

Об открытии коррекционных групп на базе МДОУ № 9
п. Саракташ, об утверждении Положения
о коррекционно-развивающих группах

1. В целях оказания коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и реализации Программы развития образования Саракташского района на 2007 - 2010 гг. открыть в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 9 "Буратино" 2 коррекционно-развивающие группы для детей с проблемами в развитии в пределах выделенных ассигнований.

2. Утвердить Положение о коррекционно-развивающих группах МДОУ.

3. Заведующей МДОУ № 9 Давыдовой Н.И. принять необходимые меры для открытия коррекционно-развивающих групп.

Глава
Саракташского района
Оренбургской области
Б.Н.ЖАНБАЕВ





ПОЛОЖЕНИЕ
о коррекционно-развивающей группе МДОУ

Положение о коррекционно-развивающей группе (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ РФ "Об образовании" 1996, с изменениями, Конвенцией ООН о правах ребенка, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение регулирует порядок открытия, функционирования и ликвидации коррекционно-развивающих групп.
2. Группы могут открываться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (далее - учреждение образования), для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ, нуждающимся в коррекционной помощи.
3. В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для детей:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психофизического развития (ЗПР);
с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени);
с другими особенностями психофизического развития.
4. Основной целью деятельности данных групп является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ, нуждаются в коррекционно-развивающей помощи специалистов.
5. Главными задачами групп являются:
осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного образования;
повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Глава 2. ОТКРЫТИЕ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ГРУПП

6. Основанием для открытия или ликвидации групп является решение местных исполнительных и распорядительных органов, в распоряжении которых находятся учреждения образования, по представлению районного (городского) отдела образования при наличии необходимого контингента детей для формирования не менее 2 групп, квалифицированных специалистов, имеющих высшее дефектологическое образование, необходимой материально-технической базы для проведения коррекционно-педагогической работы.
7. В группу принимаются дети дошкольного возраста с 4 до 7 лет после проведения психолого-педагогического обследования специалистами районной ПМПК и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи.
8. При комплектовании групп необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения развития и по возможности возраст и группу, в которой воспитываются дети.
9. В группы в первую очередь принимаются дети, находящиеся в учреждении образования, открывшем пункт, нарушения психофизического развития которых препятствуют их успешному обучению.
В группы для проведения коррекционно-развивающих занятий могут зачисляться дети, которые находятся в близлежащих учреждениях образования, и дети, не охваченные дошкольным образованием.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

11. Прием детей в группу осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыта группа, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, заверенным заведующей ПМПК.
12. Наполняемость групп детей с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями психического развития (ЗПР), интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени), с другими особенностями психофизического развития - 10 - 12 человек.
13. Комплектование групп МДОУ осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
14. Выпуск детей из группы может проводиться на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного заведующей ПМПК, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ПМПК.
15. Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях группы к 7 годам, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГРУППАХ

16. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений развития, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития.
17. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития (далее - занятия) в основном проводятся в период с 16 сентября по 20 мая.
18. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения:
с группой - от 25 до 45 минут;
с подгруппой - от 20 до 35 минут;
индивидуальных - от 15 до 40 минут.
19. Периодичность посещения занятий детьми - 2 - 4 раза в неделю.
20. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы.
21. В расписании занятий специалистов может предусматриваться 1 час в неделю для проведения консультирования законных представителей детей, педагогов учреждения образования, на базе которого работают группы, и детей, не посещающих занятия в группе.
22. Содержание занятий с детьми в группе определяется перспективными планами работы (на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются специалистами и воспитателем в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы. Занятия проводятся на том языке, на котором организуется обучение и воспитание в учреждении образования.
23. На пункте должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также выполняться требования санитарных правил.

Глава 4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ГРУПП. ОБОРУДОВАНИЕ

24. На пункте должна быть следующая документация:
список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный зав. ПМПК, и (или) заключение ПМПК;
карты психолого-педагогического обследования ребенка (индивидуальные или общие);
расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы;
перспективные планы работы;
ежедневные рабочие планы;
рабочие тетради детей дошкольного возраста (срок хранения - на протяжении нахождения детей в группе, но не менее чем один учебный год);
список детей, которые исправили нарушения развития, утвержденный зав. ПМПК, и (или) заключение ПМПК;
картотека оборудования и наглядных пособий;
журнал учета обследованных детей по форме согласно приложению 2;
журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется специалистами аналогично страницам классного журнала);
журнал учета проведенных консультаций по форме согласно приложению 3;
анализ работы за учебный год.
Руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами.
25. Оборудование пункта осуществляется в соответствии с примерным перечнем оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи согласно приложению 4.

Глава 5. КАДРЫ. РУКОВОДСТВО ГРУППАМИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ

26. Коррекционно-развивающую работу с детьми в группе проводят учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, имеющие высшее педагогическое образование и соответствующую квалификацию (учитель-логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
27. Учитель-дефектолог:
проводит фронтальное и индивидуальное обследование вновь поступивших в учреждение образования детей с целью выявления у них нарушений развития;
направляет вновь выявленных детей на углубленное психолого-педагогическое обследование с целью уточнения психолого-педагогического диагноза и зачисления их на занятия;
выявляет причины отставания в освоении образовательных программ и определяет оптимальные пути оказания индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи с целью устранения или ослабления имеющихся у детей нарушений развития, препятствующих успешному освоению учебных программ;
организует работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), на развитие коммуникативной деятельности;
осуществляет индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
способствует созданию коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка, что требует координации работы в учреждении образования администрации, педагогов (в том числе учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального), законных представителей детей;
использует в своей работе коррекционные технологии, разнообразные методы, приемы и средства обучения;
проводит занятия в игровой и занимательной форме;
несет ответственность за правильную организацию и содержание работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей;
участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыты группы, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
проводит работу по пополнению группы учебной литературой, раздаточными материалами;
осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
консультирует педагогов учреждения образования, на базе которого открыты группы, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в группу, детей, не зачисленных на занятия в группу, но нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке;
соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку;
выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.
28. Учитель-дефектолог повышает свою квалификацию и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников.
29. Непосредственное руководство работой группы осуществляет руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы.
30. Руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы:
осуществляет подбор кадров с учетом предъявляемых к учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу-психологу, воспитателю коррекционной группы квалификационных требований, определяет их педагогическую нагрузку;
организует связь с ПМПК, другими учреждениями, обеспечивающими получение специального образования;
осуществляет контроль за ходом и результатами коррекционно-развивающей работы;
создает необходимые условия для работы учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
организует повышение квалификации специалистов;
организует в установленном порядке проведение аттестации;
отвечает за обеспечение пункта необходимым современным оборудованием для организации коррекционно-педагогической работы.
31. Финансирование деятельности пункта проводится за счет средств бюджета в соответствии с законодательством.
32. Оплата труда специалистов осуществляется в соответствии с ЕТС.
33. Количество штатных единиц учителей-дефектологов (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, учитель-дефектолог) определяется руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы, в пределах выделенных средств.

Примерное штатное расписание
коррекционно-развивающих групп МДОУ

+------------------------------------+------------------------------------+
¦             Должность              ¦           Кол-во единиц            ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦педагог-психолог                    ¦                0,5                 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦учитель-логопед                     ¦                 1                  ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦учитель-дефектолог                  ¦                0,5                 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦воспитатель                         ¦         1,5 на одну группу         ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦мед. сестра                         ¦                0,25                ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦инструктор физ. воспитания          ¦                0,25                ¦
+------------------------------------+------------------------------------+





Приложение 1
к Положению
о коррекционно-развивающей группе

Показания
к приему детей в коррекционно-развивающую группу

+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ № ¦  Группы детей  ¦   Показания к приему    ¦   Показания к приему в   ¦
¦п/п¦                ¦                         ¦  исключительных случаях  ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 1 ¦       2        ¦            3            ¦            4             ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 1 ¦Группы для детей¦1. Фонетические          ¦1. Алалия                 ¦
¦   ¦с нарушениями   ¦нарушения речи           ¦2. Общее недоразвитие     ¦
¦   ¦речи            ¦(дислалия, дизартрия,    ¦речи, осложненное         ¦
¦   ¦                ¦ринолалия)               ¦дизартрией                ¦
¦   ¦                ¦2.                       ¦3. Общее недоразвитие     ¦
¦   ¦                ¦Фонетико-фонематические  ¦речи, осложненное         ¦
¦   ¦                ¦нарушения речи (дислалия,¦ринолалией                ¦
¦   ¦                ¦дизартрия, ринолалия)    ¦4. Общее недоразвитие     ¦
¦   ¦                ¦3. Нерезко выраженное    ¦речи                      ¦
¦   ¦                ¦общее недоразвитие речи  ¦5. Афазия                 ¦
¦   ¦                ¦4. Нарушения чтения и    ¦                          ¦
¦   ¦                ¦письма (дислексия,       ¦                          ¦
¦   ¦                ¦дисграфия),              ¦                          ¦
¦   ¦                ¦обусловленные            ¦                          ¦
¦   ¦                ¦фонетико-фонематическим  ¦                          ¦
¦   ¦                ¦недоразвитием речи       ¦                          ¦
¦   ¦                ¦5. Нарушения чтения и    ¦                          ¦
¦   ¦                ¦письма (дислексия,       ¦                          ¦
¦   ¦                ¦дисграфия),              ¦                          ¦
¦   ¦                ¦обусловленные нерезко    ¦                          ¦
¦   ¦                ¦выраженным общим         ¦                          ¦
¦   ¦                ¦недоразвитием речи       ¦                          ¦
¦   ¦                ¦6. Нарушения             ¦                          ¦
¦   ¦                ¦темпоритмической стороны ¦                          ¦
¦   ¦                ¦речи (тахилалия,         ¦                          ¦
¦   ¦                ¦брадилалия, заикание)    ¦                          ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 2 ¦Группы для детей¦Нарушения психического   ¦Нарушения психического    ¦
¦   ¦с трудностями в ¦развития, обусловленные  ¦развития, обусловленные   ¦
¦   ¦обучении        ¦задержкой или            ¦задержкой или             ¦
¦   ¦                ¦расстройством            ¦расстройством             ¦
¦   ¦                ¦психического развития:   ¦психического развития:    ¦
¦   ¦                ¦1. Смешанное             ¦1. Расстройство развития  ¦
¦   ¦                ¦расстройство учебных     ¦учебных навыков (ЗПР      ¦
¦   ¦                ¦навыков (ЗПР             ¦конституционального       ¦
¦   ¦                ¦психогенного             ¦происхождения)            ¦
¦   ¦                ¦происхождения)           ¦2. Смешанные              ¦
¦   ¦                ¦2. Другие общие          ¦специфические             ¦
¦   ¦                ¦расстройства развития    ¦расстройства психического ¦
¦   ¦                ¦(ЗПР соматогенного       ¦развития (ЗПР             ¦
¦   ¦                ¦происхождения)           ¦церебрально-              ¦
¦   ¦                ¦                         ¦органического             ¦
¦   ¦                ¦                         ¦происхождения)            ¦
¦   ¦                ¦                         ¦3. Детский аутизм по типу ¦
¦   ¦                ¦                         ¦общего нарушения развития ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 3 ¦Группы для детей¦1. Потеря слуха в        ¦Потеря слуха свыше 55 дБ, ¦
¦   ¦с нарушением    ¦пределах 25 - 40 дБ (без ¦грубое недоразвитие речи  ¦
¦   ¦слуха           ¦слухового аппарата)      ¦                          ¦
¦   ¦                ¦2. Потеря слуха в        ¦                          ¦
¦   ¦                ¦пределах 41 - 55 дБ,     ¦                          ¦
¦   ¦                ¦хорошо развитая речь     ¦                          ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 4 ¦Группы для детей¦Острота зрения от 0,2 до ¦Острота зрения от 0 до    ¦
¦   ¦с нарушениями   ¦0,4 с коррекцией на      ¦0,2 с коррекцией на лучше ¦
¦   ¦зрения          ¦лучше видящий глаз       ¦видящий глаз              ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 5 ¦Группы для детей¦                         ¦Интеллектуальная          ¦
¦   ¦с               ¦                         ¦недостаточность           ¦
¦   ¦интеллектуальной¦                         ¦(умственная отсталость    ¦
¦   ¦недостаточностью¦                         ¦легкой степени)           ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+





Приложение 2
к Положению
о коррекционно-развивающей группе

Форма

ЖУРНАЛ
учета обследованных детей

+---+-----+----------+------------+-----------------+---------------------+
¦ № ¦Класс¦ Фамилия, ¦    Дата    ¦   Результаты    ¦     Для детей,      ¦
¦п/п¦     ¦   имя,   ¦обследования¦   психолого-    ¦   зачисленных на    ¦
¦   ¦     ¦ отчество ¦            ¦ педагогического ¦  занятия в пункте   ¦
¦   ¦     ¦ ребенка  ¦            ¦  обследования   +----------+----------+
¦   ¦     ¦          ¦            ¦                 ¦   дата   ¦   дата   ¦
¦   ¦     ¦          ¦            ¦                 ¦зачисления¦ выпуска  ¦
+---+-----+----------+------------+-----------------+----------+----------+
¦ 1 ¦  2  ¦    3     ¦     4      ¦        5        ¦    6     ¦    7     ¦
+---+-----+----------+------------+-----------------+----------+----------+





Приложение 3
к Положению
о коррекционно-развивающей группе

Форма

ЖУРНАЛ
учета проведенных консультаций

+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+
¦ № ¦  Дата проведения   ¦  Тема  ¦    С кем проведена    ¦  Примечание   ¦
¦п/п¦    консультации    ¦        ¦     консультация      ¦               ¦
+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+
¦ 1 ¦         2          ¦   3    ¦           4           ¦       5       ¦
+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+





ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи

1. Общий для всех групп детей:
1.1. классная доска
1.2. шкафы для книг
1.3. стол канцелярский
1.4. стул
1.5. комплект "парта-стул" (6 - 8 шт.)
1.6. компьютеры
1.7. программные компьютерные комплексы ("Видимая речь", "Коммуникация" и др.)
1.8. видеомагнитофон
1.9. магнитофон
1.10. диктофон
1.11. диапроектор с дистанционным управлением
1.12. графопроектор
1.13. конструкторы
1.14. развивающие и дидактические игры, игрушки
1.15. песочные часы
1.16. секундомер
1.17. метроном
1.18. наборы разноцветных карандашей (фломастеров), 8 шт.
1.19. методические и учебные пособия
1.20. дидактический раздаточный материал
1.21. наглядные пособия для выполнения логических упражнений
1.22. материал для развития восприятия, внимания, памяти и мышления и т.д.

2. Для детей с нарушениями зрения:
2.1. набор луп, телескопических очков
2.2. приборы для исправления косоглазия и развития пространственного зрения
2.3. настольные лампы
2.4. приборы для письма по Брайлю
2.5. приспособления для обучения чтению и письму по Брайлю

3. Для детей с нарушением слуха:
3.1. звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
3.2. настенное зеркало (50 x 100)
3.3. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12)
3.4. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
3.5. наглядный материал по обследованию и развитию речи

4. Для детей с нарушениями речи:
4.1. настенное зеркало (50 x 100)
4.2. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12), 8 шт.
4.3. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
4.4. наглядный материал по обследованию и развитию речи



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru