ГЛАВА САРАКТАШСКОГО РАЙОНА
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2007 г. № 2006-р
Об открытии коррекционных групп на базе МДОУ № 9
п. Саракташ, об утверждении Положения
о коррекционно-развивающих группах
1. В целях оказания коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и реализации Программы развития образования Саракташского района на 2007 - 2010 гг. открыть в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 9 "Буратино" 2 коррекционно-развивающие группы для детей с проблемами в развитии в пределах выделенных ассигнований.
2. Утвердить Положение
о коррекционно-развивающих группах МДОУ.
3. Заведующей МДОУ № 9 Давыдовой Н.И. принять необходимые меры для открытия коррекционно-развивающих групп.
Глава
Саракташского района
Оренбургской области
Б.Н.ЖАНБАЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ
о коррекционно-развивающей группе МДОУ
Положение о коррекционно-развивающей группе (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ РФ "Об образовании" 1996, с изменениями, Конвенцией ООН о правах ребенка, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение регулирует порядок открытия, функционирования и ликвидации коррекционно-развивающих групп.
2. Группы могут открываться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (далее - учреждение образования), для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ, нуждающимся в коррекционной помощи.
3. В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для детей:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психофизического развития (ЗПР);
с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени);
с другими особенностями психофизического развития.
4. Основной целью деятельности данных групп является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ, нуждаются в коррекционно-развивающей помощи специалистов.
5. Главными задачами групп являются:
осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного образования;
повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Глава 2. ОТКРЫТИЕ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ГРУПП
6. Основанием для открытия или ликвидации групп является решение местных исполнительных и распорядительных органов, в распоряжении которых находятся учреждения образования, по представлению районного (городского) отдела образования при наличии необходимого контингента детей для формирования не менее 2 групп, квалифицированных специалистов, имеющих высшее дефектологическое образование, необходимой материально-технической базы для проведения коррекционно-педагогической работы.
7. В группу принимаются дети дошкольного возраста с 4 до 7 лет после проведения психолого-педагогического обследования специалистами районной ПМПК и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи.
8. При комплектовании групп необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения развития и по возможности возраст и группу, в которой воспитываются дети.
9. В группы в первую очередь принимаются дети, находящиеся в учреждении образования, открывшем пункт, нарушения психофизического развития которых препятствуют их успешному обучению.
В группы для проведения коррекционно-развивающих занятий могут зачисляться дети, которые находятся в близлежащих учреждениях образования, и дети, не охваченные дошкольным образованием.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
11. Прием детей в группу осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыта группа, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, заверенным заведующей ПМПК.
12. Наполняемость групп детей с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями психического развития (ЗПР), интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени), с другими особенностями психофизического развития - 10 - 12 человек.
13. Комплектование групп МДОУ осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
14. Выпуск детей из группы может проводиться на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного заведующей ПМПК, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ПМПК.
15. Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях группы к 7 годам, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГРУППАХ
16. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений развития, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития.
17. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития (далее - занятия) в основном проводятся в период с 16 сентября по 20 мая.
18. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения:
с группой - от 25 до 45 минут;
с подгруппой - от 20 до 35 минут;
индивидуальных - от 15 до 40 минут.
19. Периодичность посещения занятий детьми - 2 - 4 раза в неделю.
20. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы.
21. В расписании занятий специалистов может предусматриваться 1 час в неделю для проведения консультирования законных представителей детей, педагогов учреждения образования, на базе которого работают группы, и детей, не посещающих занятия в группе.
22. Содержание занятий с детьми в группе определяется перспективными планами работы (на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются специалистами и воспитателем в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы. Занятия проводятся на том языке, на котором организуется обучение и воспитание в учреждении образования.
23. На пункте должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также выполняться требования санитарных правил.
Глава 4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ГРУПП. ОБОРУДОВАНИЕ
24. На пункте должна быть следующая документация:
список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный зав. ПМПК, и (или) заключение ПМПК;
карты психолого-педагогического обследования ребенка (индивидуальные или общие);
расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы;
перспективные планы работы;
ежедневные рабочие планы;
рабочие тетради детей дошкольного возраста (срок хранения - на протяжении нахождения детей в группе, но не менее чем один учебный год);
список детей, которые исправили нарушения развития, утвержденный зав. ПМПК, и (или) заключение ПМПК;
картотека оборудования и наглядных пособий;
журнал
учета обследованных детей по форме согласно приложению 2;
журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется специалистами аналогично страницам классного журнала);
журнал
учета проведенных консультаций по форме согласно приложению 3;
анализ работы за учебный год.
Руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами.
25. Оборудование пункта осуществляется в соответствии с примерным перечнем
оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи согласно приложению 4.
Глава 5. КАДРЫ. РУКОВОДСТВО ГРУППАМИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ
26. Коррекционно-развивающую работу с детьми в группе проводят учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, имеющие высшее педагогическое образование и соответствующую квалификацию (учитель-логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
27. Учитель-дефектолог:
проводит фронтальное и индивидуальное обследование вновь поступивших в учреждение образования детей с целью выявления у них нарушений развития;
направляет вновь выявленных детей на углубленное психолого-педагогическое обследование с целью уточнения психолого-педагогического диагноза и зачисления их на занятия;
выявляет причины отставания в освоении образовательных программ и определяет оптимальные пути оказания индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи с целью устранения или ослабления имеющихся у детей нарушений развития, препятствующих успешному освоению учебных программ;
организует работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), на развитие коммуникативной деятельности;
осуществляет индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
способствует созданию коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка, что требует координации работы в учреждении образования администрации, педагогов (в том числе учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального), законных представителей детей;
использует в своей работе коррекционные технологии, разнообразные методы, приемы и средства обучения;
проводит занятия в игровой и занимательной форме;
несет ответственность за правильную организацию и содержание работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей;
участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыты группы, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
проводит работу по пополнению группы учебной литературой, раздаточными материалами;
осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
консультирует педагогов учреждения образования, на базе которого открыты группы, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в группу, детей, не зачисленных на занятия в группу, но нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке;
соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку;
выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.
28. Учитель-дефектолог повышает свою квалификацию и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников.
29. Непосредственное руководство работой группы осуществляет руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы.
30. Руководитель учреждения образования, на базе которого открыты группы:
осуществляет подбор кадров с учетом предъявляемых к учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу-психологу, воспитателю коррекционной группы квалификационных требований, определяет их педагогическую нагрузку;
организует связь с ПМПК, другими учреждениями, обеспечивающими получение специального образования;
осуществляет контроль за ходом и результатами коррекционно-развивающей работы;
создает необходимые условия для работы учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
организует повышение квалификации специалистов;
организует в установленном порядке проведение аттестации;
отвечает за обеспечение пункта необходимым современным оборудованием для организации коррекционно-педагогической работы.
31. Финансирование деятельности пункта проводится за счет средств бюджета в соответствии с законодательством.
32. Оплата труда специалистов осуществляется в соответствии с ЕТС.
33. Количество штатных единиц учителей-дефектологов (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, учитель-дефектолог) определяется руководителем учреждения образования, на базе которого открыты группы, в пределах выделенных средств.
Примерное штатное расписание
коррекционно-развивающих групп МДОУ
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ Должность ¦ Кол-во единиц ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦педагог-психолог ¦ 0,5 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦учитель-логопед ¦ 1 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦учитель-дефектолог ¦ 0,5 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦воспитатель ¦ 1,5 на одну группу ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦мед. сестра ¦ 0,25 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦инструктор физ. воспитания ¦ 0,25 ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
Приложение 1
к Положению
о коррекционно-развивающей группе
Показания
к приему детей в коррекционно-развивающую группу
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ № ¦ Группы детей ¦ Показания к приему ¦ Показания к приему в ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ исключительных случаях ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 1 ¦Группы для детей¦1. Фонетические ¦1. Алалия ¦
¦ ¦с нарушениями ¦нарушения речи ¦2. Общее недоразвитие ¦
¦ ¦речи ¦(дислалия, дизартрия, ¦речи, осложненное ¦
¦ ¦ ¦ринолалия) ¦дизартрией ¦
¦ ¦ ¦2. ¦3. Общее недоразвитие ¦
¦ ¦ ¦Фонетико-фонематические ¦речи, осложненное ¦
¦ ¦ ¦нарушения речи (дислалия,¦ринолалией ¦
¦ ¦ ¦дизартрия, ринолалия) ¦4. Общее недоразвитие ¦
¦ ¦ ¦3. Нерезко выраженное ¦речи ¦
¦ ¦ ¦общее недоразвитие речи ¦5. Афазия ¦
¦ ¦ ¦4. Нарушения чтения и ¦ ¦
¦ ¦ ¦письма (дислексия, ¦ ¦
¦ ¦ ¦дисграфия), ¦ ¦
¦ ¦ ¦обусловленные ¦ ¦
¦ ¦ ¦фонетико-фонематическим ¦ ¦
¦ ¦ ¦недоразвитием речи ¦ ¦
¦ ¦ ¦5. Нарушения чтения и ¦ ¦
¦ ¦ ¦письма (дислексия, ¦ ¦
¦ ¦ ¦дисграфия), ¦ ¦
¦ ¦ ¦обусловленные нерезко ¦ ¦
¦ ¦ ¦выраженным общим ¦ ¦
¦ ¦ ¦недоразвитием речи ¦ ¦
¦ ¦ ¦6. Нарушения ¦ ¦
¦ ¦ ¦темпоритмической стороны ¦ ¦
¦ ¦ ¦речи (тахилалия, ¦ ¦
¦ ¦ ¦брадилалия, заикание) ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 2 ¦Группы для детей¦Нарушения психического ¦Нарушения психического ¦
¦ ¦с трудностями в ¦развития, обусловленные ¦развития, обусловленные ¦
¦ ¦обучении ¦задержкой или ¦задержкой или ¦
¦ ¦ ¦расстройством ¦расстройством ¦
¦ ¦ ¦психического развития: ¦психического развития: ¦
¦ ¦ ¦1. Смешанное ¦1. Расстройство развития ¦
¦ ¦ ¦расстройство учебных ¦учебных навыков (ЗПР ¦
¦ ¦ ¦навыков (ЗПР ¦конституционального ¦
¦ ¦ ¦психогенного ¦происхождения) ¦
¦ ¦ ¦происхождения) ¦2. Смешанные ¦
¦ ¦ ¦2. Другие общие ¦специфические ¦
¦ ¦ ¦расстройства развития ¦расстройства психического ¦
¦ ¦ ¦(ЗПР соматогенного ¦развития (ЗПР ¦
¦ ¦ ¦происхождения) ¦церебрально- ¦
¦ ¦ ¦ ¦органического ¦
¦ ¦ ¦ ¦происхождения) ¦
¦ ¦ ¦ ¦3. Детский аутизм по типу ¦
¦ ¦ ¦ ¦общего нарушения развития ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 3 ¦Группы для детей¦1. Потеря слуха в ¦Потеря слуха свыше 55 дБ, ¦
¦ ¦с нарушением ¦пределах 25 - 40 дБ (без ¦грубое недоразвитие речи ¦
¦ ¦слуха ¦слухового аппарата) ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. Потеря слуха в ¦ ¦
¦ ¦ ¦пределах 41 - 55 дБ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦хорошо развитая речь ¦ ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 4 ¦Группы для детей¦Острота зрения от 0,2 до ¦Острота зрения от 0 до ¦
¦ ¦с нарушениями ¦0,4 с коррекцией на ¦0,2 с коррекцией на лучше ¦
¦ ¦зрения ¦лучше видящий глаз ¦видящий глаз ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
¦ 5 ¦Группы для детей¦ ¦Интеллектуальная ¦
¦ ¦с ¦ ¦недостаточность ¦
¦ ¦интеллектуальной¦ ¦(умственная отсталость ¦
¦ ¦недостаточностью¦ ¦легкой степени) ¦
+---+----------------+-------------------------+--------------------------+
Приложение 2
к Положению
о коррекционно-развивающей группе
Форма
ЖУРНАЛ
учета обследованных детей
+---+-----+----------+------------+-----------------+---------------------+
¦ № ¦Класс¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Результаты ¦ Для детей, ¦
¦п/п¦ ¦ имя, ¦обследования¦ психолого- ¦ зачисленных на ¦
¦ ¦ ¦ отчество ¦ ¦ педагогического ¦ занятия в пункте ¦
¦ ¦ ¦ ребенка ¦ ¦ обследования +----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дата ¦ дата ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачисления¦ выпуска ¦
+---+-----+----------+------------+-----------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+-----+----------+------------+-----------------+----------+----------+
Приложение 3
к Положению
о коррекционно-развивающей группе
Форма
ЖУРНАЛ
учета проведенных консультаций
+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+
¦ № ¦ Дата проведения ¦ Тема ¦ С кем проведена ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ консультации ¦ ¦ консультация ¦ ¦
+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------+--------+-----------------------+---------------+
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи
1. Общий для всех групп детей:
1.1. классная доска
1.2. шкафы для книг
1.3. стол канцелярский
1.4. стул
1.5. комплект "парта-стул" (6 - 8 шт.)
1.6. компьютеры
1.7. программные компьютерные комплексы ("Видимая речь", "Коммуникация" и др.)
1.8. видеомагнитофон
1.9. магнитофон
1.10. диктофон
1.11. диапроектор с дистанционным управлением
1.12. графопроектор
1.13. конструкторы
1.14. развивающие и дидактические игры, игрушки
1.15. песочные часы
1.16. секундомер
1.17. метроном
1.18. наборы разноцветных карандашей (фломастеров), 8 шт.
1.19. методические и учебные пособия
1.20. дидактический раздаточный материал
1.21. наглядные пособия для выполнения логических упражнений
1.22. материал для развития восприятия, внимания, памяти и мышления и т.д.
2. Для детей с нарушениями зрения:
2.1. набор луп, телескопических очков
2.2. приборы для исправления косоглазия и развития пространственного зрения
2.3. настольные лампы
2.4. приборы для письма по Брайлю
2.5. приспособления для обучения чтению и письму по Брайлю
3. Для детей с нарушением слуха:
3.1. звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
3.2. настенное зеркало (50 x 100)
3.3. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12)
3.4. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
3.5. наглядный материал по обследованию и развитию речи
4. Для детей с нарушениями речи:
4.1. настенное зеркало (50 x 100)
4.2. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12), 8 шт.
4.3. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
4.4. наглядный материал по обследованию и развитию речи