Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. по делу № А47-435/2008АК-26

ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

(Извлечение)

установил:

ОАО "Сельский дом" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением от 25.01.2008 года № 110 к ИФНС России по Ленинскому району города Оренбурга (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.01.2008 года № 20-20/01369 в части доначисления налога на прибыль в сумме 6974986 рублей, единого социального налога в сумме 121516 рублей, начисления пеней в общей сумме 1896161 рубль и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 502026 рублей.
Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Заявитель на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменно уточнил заявленные требования: просит суд признать решение налогового органа № 20-20/01369 от 16.01.2008 года недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 6970582 рубля, единого социального налога в сумме 121516 рублей, начисления пени за неуплату данных налогов в соответствующих суммах и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 501144 рублей 80 копеек.
Уточнение заявленных требований судом принято на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку обществом за 2004 - 2005 годы не исчислен и не уплачен в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 6970581 рубль в результате занижения налогооблагаемой прибыли за счет занижения внереализационных доходов на сумму начисленных процентов за пользование товарным кредитом; обществом в налоговую базу для исчисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год не включены суммы, выплаченные физическим лицам по договорам гражданско-правового характера за выполненные работы.
При разрешении спора по существу в открытом судебном заседании судом установлено следующее.
Налоговым органом в период с 16.07.2007 года по 14.09.2007 года проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
По итогам проверки 14.11.2007 года налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки общества № 20-20/3913 дсп, на основании которого заместителем начальника налогового органа 16.01.2008 года вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения № 20-20/01369. Данным решением обществу доначислен налог на прибыль организаций, единый социальный налог; на неуплаченные суммы налогов начислены пени; общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль за 2005 год.
Частично не согласившись с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 20-20/01369, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Налогоплательщик считает, что доначисление налога на прибыль в сумме 6970582 рубля противоречит действующему налоговому законодательству, поскольку рассматривать начисленные, но неполученные обществом проценты за пользование займами в рамках исполнения областной целевой программы, являющиеся бюджетными средствами, как доход общества в целях налогообложения прибыли, как внереализационный доход согласно п. 6 ст. 250 НК РФ, неправомерно. При доначислении единого социального налога в сумме 121516 рублей налоговым органом не было учтено то, что вознаграждение по договорам гражданско-правового характера в сумме 384545 рублей уплачивалось за счет чистой прибыли предприятия из средств фонда развития предприятия (счет 84.2), то есть указанная сумма не была учтена налогоплательщиком в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки обществу доначислен налог на прибыль за 2004 год в сумме 4464857 рублей в связи с занижением налоговой базы на 18669324 рублей, за 2005 год - в сумме 2505724 рублей в результате установления занижения налогооблагаемой прибыли на 10440517 рублей. За неуплату налога на прибыль за 2005 год общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 501144 рублей 80 копеек.
По мнению налогового органа, общество с 01.04.2004 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2005 года по 31.05.2005 года в нарушение п. 6 ст. 250 НК РФ не включило в доходы от внереализационных операций проценты, начисленные по договорам льготных ипотечных кредитов и товарных займов, предоставляемых обществом для строительства и приобретения жилья в сельской местности, в соответствии с областной целевой программой "Развитие жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2003 - 2005 годах" в сумме 18669324 рублей за 2004 год и в сумме 10440517 рублей - за 2005 год.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом допущена арифметическая ошибка при исчислении налога на прибыль за 2004 год: с налоговой базы в сумме 18669324 рублей налог на прибыль по ставке 24 % должен составлять 4480638 рублей, а не 4464587 рублей. Однако в результате допущения данной ошибки права заявителя не были нарушены, поскольку налог в оспариваемом решении исчислен в меньшей сумме.
Общество указывает на то, что названная программа "Развитие жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2003 - 2005 годах" подлежит финансированию за счет средств областного бюджета, то есть налогоплательщик самостоятельно не осуществляет финансирование программы, при этом средства от возврата займов, включая начисленные и полученные проценты за пользование заемными средствами, являются бюджетными, поэтому подлежат ежемесячному перечислению в бюджет области.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
При этом под доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса (ст. 41 НК РФ).
Статьей 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ, согласно которой внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.
В частности, названной нормой к внереализационным доходам налогоплательщика отнесены доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (п. 6 ст. 250 НК РФ).
Постановлением Администрации Оренбургской области № 96-п от 26.05.2003 года одобрена областная целевая программа "Развитие жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2003 - 2005 годах" (далее - Программа). Программа включена в перечень областных программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета (п. 5 Постановления Администрации Оренбургской области № 96-п от 26.05.2003 года).
Целью Программы является дальнейшее развитие жилищного строительства, совершенствование организационных, правовых и финансовых механизмов обеспечения граждан доступным жильем с учетом комплексного развития территории области. Одним из основных исполнителей - операторов Программы, является общество (п. IV Программы).
Из материалов дела следует, что в целях реализации Программы 29.03.2004 года Администрацией Оренбургской области с обществом было заключено соглашение № 81-с о порядке финансирования ОАО "Сельский дом" - исполнителя областной программы "Развитие жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2003 - 2005 годах".
Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2 данного соглашения общество принимает на себя обязательства направлять средства областного бюджета в размере до 110000000 рублей на выдачу товарных займов заемщикам для строительства жилья в сельской местности, а денежные средства, поступающие от возврата товарных займов, включая полученные проценты за пользование заемными средствами, - на финансирование областной программы, поскольку эти средства являются бюджетными за минусом вознаграждения общества и расходов (п. 3.1 соглашения).
Размер вознаграждения, выплачиваемого Администрацией Оренбургской области обществу, в соответствии с п. 5.1 соглашения не превышает 4 % (с учетом НДС) от суммы обслуживаемых займов согласно смете, ежегодно утверждаемой Советом директоров.
Законом Оренбургской области от 14.09.2004 года № 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" утверждена областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года". Целями и задачами данной программы являются повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; стабилизация сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
В целях реализации названного Закона Оренбургской области от 14.09.2004 года № 1446/240-III-ОЗ Администрацией Оренбургской области 02.06.2005 года было издано Постановление № 146-п "Об утверждении порядка предоставления и использования средств областного бюджета на возвратной основе для строительства жилья в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Пунктом 2 данного Постановления уполномоченной организацией по выполнению функций по реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" в части строительства жилья в сельской местности определено Государственное учреждение жилищного, коммунального и социального строительства по Оренбургской области.
На основании данного Постановления Государственное учреждение жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области 02.06.2005 года заключило с обществом агентский договор № 42, согласно п. 2.1.1 которого общество (агент по договору) обязуется использовать предоставляемые принципалом денежные средства, выделяемые из областного бюджета на реализацию Программы, на выдачу займов застройщикам на оплату строительных материалов, работ и услуг, необходимых застройщику для строительства и ввода жилья в эксплуатацию в сельской местности.
Пунктом 3.3 названного договора закреплено, что денежные средства, поступившие агенту от застройщиков в погашение займа, процентов за пользование им, а также неустойки, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляются агентом в доход областного бюджета.
03.06.2005 года сторонами было подписано дополнительное соглашение к агентскому договору № 42, согласно которому условия данного договора распространяются на отношения сторон в период с 08.01.2005 года до 02.06.2005 года.
Налоговый орган указывает на текстуальное расхождение последнего пункта дополнительного соглашения, представленного обществом, с последним пунктом дополнительного соглашения, представленного его контрагентом в ходе проведения проверки. Однако данное текстуальное расхождение незначительно и не является существенным, поскольку пункты тождественны по своему содержанию.
В соответствии с п. 3.4 агентского договора № 42 за выполнение поручения по договору принципал ежемесячно выплачивает агенту вознаграждение в размере 2,6 % от общего объема средств как размещенных, так и погашенных застройщиками в отчетном периоде.
Только сумму получаемого вознаграждения согласно названным договорам общество включало в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2004 - 2005 годы. Однако налоговый орган считает, что по смыслу п. 6 ст. 250 НК РФ вся сумма полученных процентов по договорам займа является внереализационным доходом общества, и подлежит обложению налогом на прибыль.
Исходя из комплексного анализа ст.ст. 41, 247, 250 НК РФ, проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль только в том случае, если их непосредственным получателем является налогоплательщик, чьей собственностью являются данные проценты. При наличии у него обязанности передать сумму процентов иному лицу, данная сумма не может быть оценена как доход налогоплательщика, поскольку не является его экономической выгодой по смыслу вышеприведенных норм НК РФ.
Статьей 36 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 31.12.2003 года № 731/99-III-ОЗ установлено, что средства, поступающие от заемщиков в счет погашения кредита и займа, а также плата за пользование ими, перечисляются ОАО "Сельский дом" на счет областного бюджета ежемесячно и вновь направляются на реализацию областной целевой программы "Развитие жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2003 - 2005 годах".
Статьей 24 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2005 год" от 31.12.2004 года № 1747/278-III-ОЗ также установлено, что средства, предоставленные из областного бюджета на возвратной и возмездной (или безвозмездной) основе (включая плату за семена, отпущенные из областного фонда семян сельскохозяйственных растений, средства на обеспечение агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой и оборудованием на основе договоров финансовой аренды (лизинга), на формирование регионального продовольственного фонда, инвестиционные кредиты, ипотечные жилищные кредиты и займы, поступающие от заемщиков), а также плата за пользование ими вносятся в областной бюджет.
Таким образом, денежные средства, поступающие от возврата товарных займов, включая полученные проценты за пользование заемными средствами, являются бюджетными за минусом вознаграждения общества и расходов, как и определено соглашением № 81-с от 29.03.2004 года и агентским договором № 42 02.06.2005 года.
В соответствии со ст. 290 Бюджетного кодекса РФ невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
В то же время ст. 239 Бюджетного кодекса РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в случаях и порядке, предусмотренных гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Факт осуществления ежемесячного возврата займа и процентов от заемщиков подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (актами сверки расчетов и отчетами возврата) и не отрицается налоговым органом.
В ходе проверки не было установлено фактов нецелевого использования полученных процентов за пользование товарными и денежными кредитами, последствия которых предусмотрены бюджетным законодательством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган неправомерно исчислил налог на прибыль общества с сумм полученных по договорам займа процентов, посчитав их внереализационными доходами общества, поскольку данные денежные средства являются бюджетными, и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщика согласно приведенным нормам налогового законодательства.
При таких обстоятельствах требования общества о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль за 2004 - 2005 годы в сумме 6970582 рублей подлежат удовлетворению. Соответственно, подлежат удовлетворению требования в части признания неправомерным начисления пени на указанную сумму налога и применения налоговых санкций за неуплату налога на прибыль за 2005 год в сумме 501144 рублей 80 копеек.
Налогоплательщик оспаривает доначисление единого социального налога за 2004 год в сумме 121516 рублей.
Доначисление ЕСН в указанной сумме произведено налоговым органом на том основании, что налогоплательщиком в нарушение требований п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ не включены в налоговую базу по ЕСН суммы вознаграждений, выплаченных физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (подряда) за выполненные работы в сумме 384545 рублей.
Общество в обоснование своих требований указывает на то, что налоговый орган не учел, что указанное вознаграждение по договорам гражданско-правового характера уплачивалось за счет чистой прибыли предприятия из средств фонда развития предприятия (счет 84.2), то есть указанные суммы не были учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. Сам факт выплаты вознаграждений за 2004 год в сумме 384545 рублей налогоплательщик не отрицает.
Суд считает, что заявленные требования в этой части удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
По смыслу п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты, произведенные в пользу физических лиц в оплату выполненных работ (оказанных услуг).
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Выплаты, произведенные обществом физическим лицам по гражданско-правовым договорам пунктом 21 статьи 255 НК РФ отнесены к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а именно: к расходам на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
Общество вместо уменьшения на сумму этих расходов налоговой базы по налогу на прибыль уменьшило на их сумму налоговую базу по единому социальному налогу, полагая, что пункт 3 статьи 236 НК РФ предоставляет ему право такого выбора.
Однако как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 Информационного письма от 14.03.2006 года № 106, при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 236 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат.
Норма, установленная пунктом 3 статьи 236 НК РФ, имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
Таким образом, налогоплательщик должен был учесть выплаченные по гражданско-правовым договорам вознаграждения в составе расходов, увеличив на эту же сумму налогооблагаемую базу по ЕСН.
На основании изложенного суд считает, что налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки общества правомерно доначислен единый социальный налог за 2004 год в сумме 121516 рублей. Следовательно, требования общества в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в части.
Поскольку заявителем при подаче искового заявления платежным поручением № 47 от 24.01.2008 года была уплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления арбитражным судом в сумме 2000 рублей; платежным поручением № 49 от 24.01.2008 года была уплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер по данному делу в сумме 1000 рублей, то государственная пошлина в сумме 2500 рублей подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 333.37 НК РФ и с учетом п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 года № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Заявленные ОАО "Сельский дом" требования удовлетворить частично. Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга № 20-20/01369 от 16.01.2008 года недействительным в части: пп. 3.1 по налогу на прибыль в сумме 6970582 рублей; п. 2 в части пеней, начисленных на сумму налога на прибыль в размере 6970582 рублей; п. 1 по налоговым санкциям по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 501144 рублей 80 копеек.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Сельский дом".
3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (460051, г. Оренбург, пр. Гагарина, 27/1) в пользу ОАО "Сельский дом" (460024, г. Оренбург, ул. Туркестанская, 5, к. 307, ИНН 5610061613) расходы по государственной пошлине в сумме 2500 рублей.
5. Обеспечительные меры отменить со дня вступления решения суда в законную силу.
Исполнительный лист выдать ОАО "Сельский дом" (г. Оренбург) в порядке, предусмотренном ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru