МЭР ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. № 338-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон Российской Федерации № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" имеет дату 24.07.2007, а не 24.07.2008.
В целях создания условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства, развитию сельскохозяйственного производства на территории Шелеховского района, руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2008 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением мэра Шелеховского муниципального района от 24.11.2008 № 923-п "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Шелеховского района", ст.ст. 30
, 31
Устава Шелеховского района, постановляю:
1. Утвердить долгосрочную муниципальную целевую программу
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Шелеховском районе на 2009 - 2012 годы".
2. Финансирование муниципальной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Шелеховском районе на 2009 - 2012 годы" осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете района на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Ю.А.СЮСИН
Утверждена
постановлением
мэра Шелеховского
муниципального района
от 6 апреля 2009 года
№ 338-п
ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Развитие малого и среднего предпринимательства в¦
¦программы ¦Шелеховском районе на 2009 - 2012 годы ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии¦
¦разработки ¦малого и среднего предпринимательства в Российской¦
¦программы ¦Федерации" ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление по экономике, отдел по развитию¦
¦разработчики ¦потребительского рынка администрации Шелеховского¦
¦программы ¦муниципального района ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Куратор и ¦Куратор программы - отдел по развитию потребительского¦
¦исполнители ¦рынка администрации Шелеховского муниципального района.¦
¦программы ¦Исполнители - Управление по экономике, отдел по развитию¦
¦ ¦потребительского рынка администрации Шелеховского¦
¦ ¦муниципального района, АНО "ШАРБ" (по согласованию), ООО¦
¦ ¦"Опора России" (по согласованию) ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Цель программы¦Улучшение условий для развития малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства в Шелеховском районе ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦1. Совершенствование правовых, экономических и¦
¦программы ¦организационных условий для развития малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦2. Организация эффективного взаимодействия с¦
¦ ¦организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого¦
¦ ¦и среднего предпринимательства, и создание условий для их¦
¦ ¦дальнейшего развития. ¦
¦ ¦3. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения¦
¦ ¦квалификации кадров для субъектов малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦4. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и¦
¦ ¦кадрового состава субъектов малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦5. Совершенствование системы получения субъектами малого и¦
¦ ¦среднего предпринимательства организационной,¦
¦ ¦методической, консультационной и информационной поддержки¦
¦ ¦по широкому спектру вопросов ведения бизнеса. ¦
¦ ¦6. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех¦
¦ ¦уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к¦
¦ ¦решению вопросов социально-экономического развития¦
¦ ¦Шелеховского района. ¦
¦ ¦7. Содействие дальнейшему укреплению социального статуса,¦
¦ ¦повышению имиджа предпринимательства ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2009 - 2012 годы, без подразделения на этапы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общий объем финансирования составит 795,0 тыс. рублей: ¦
¦источники ¦2010 г. - 265,0 тыс. руб.; ¦
¦финансирования¦2011 г. - 265,0 тыс. руб.; ¦
¦программы ¦2012 г. - 265,0 тыс. руб. ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Методы ¦1. Анализ финансовых, экономических, социальных и иных¦
¦реализации ¦показателей развития малого и среднего предпринимательства¦
¦программы ¦и эффективности применения мер по его развитию, прогноз¦
¦ ¦развития малого и среднего предпринимательства. ¦
¦ ¦2. Формирование и развитие организаций, образующих¦
¦ ¦инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦1. Сохранение количества малых и средних предприятий на¦
¦результаты ¦10000 жителей на уровне 53. ¦
¦реализации ¦2. Сохранение доли среднесписочной численности работников¦
¦программы ¦(без внешних совместителей) малых предприятий в¦
¦ ¦среднесписочной численности работников (без внешних¦
¦ ¦совместителей) всех предприятий и организаций на уровне¦
¦ ¦10,4%. ¦
¦ ¦3. Увеличение удельного веса выручки (нетто) от продажи¦
¦ ¦товаров, продукции, работ, услуг малыми и средними¦
¦ ¦предприятиями в выручке от продажи товаров, продукции,¦
¦ ¦работ, услуг в целом по району до 2% ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Система ¦Куратор программы - отдел по развитию потребительского¦
¦организации ¦рынка администрации Шелеховского муниципального района¦
¦контроля за ¦осуществляет непосредственный контроль за реализацией¦
¦исполнением ¦программы и несет ответственность за эффективность и¦
¦программы ¦результативность выполнения программы ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Развитие экономики предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.
Малое и среднее предпринимательство - с одной стороны, специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой, - сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации. Малое и среднее предпринимательство - наиболее мобильный сектор экономики, т.к. может мгновенно реагировать на изменение экономических условий и конъюнктуры рынка, в то же время малое предпринимательство в Шелеховском районе ориентировано в большей мере на внутреннее потребление, поэтому прослеживается прямая зависимость его от благосостояния населения территории.
Существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и районных властей по защите экономических прав предпринимателей.
"Именно малый бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста. В целом - оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Все это сейчас нам крайне необходимо. Поддержка малого и среднего предпринимательства - это как раз зона прямой ответственности регионов и муниципалитетов. Необходимо обеспечить на местах безусловную реализацию федеральных законов. И в первую очередь - завершить формирование перечней помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые будут предоставляться в аренду малому и среднему бизнесу. Причем условия аренды должны быть стабильными и необременительными, что позволит предпринимателям планировать свою деятельность на длительную перспективу", - считает премьер-министр В.В.Путин.
Основными целями государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства являются:
- создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса;
- ускоренное развитие данного предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды;
- увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года предусматривается:
- формирование комфортных условий для ведения бизнеса, содействие развитию конкуренции, устранение излишних административных барьеров, обеспечение защиты прав собственности и контрактных обязательств;
- формирование условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни сельского населения, улучшения демографической ситуации в сельской местности, а также поддержания экономической активности на сельских территориях.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон Российской Федерации № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" имеет дату 24.07.2007, а не 24.07.2008.
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2008 "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию. Они также должны осуществлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, оказывать содействие деятельности некоммерческих организаций (в том числе и их структурных подразделений), которые выражают интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, образовывать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.
Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса определены исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Шелеховского района, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Программе социально-экономического развития Шелеховского района на период до 2012 года.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Шелеховском районе за 2005 - 2008 годы, можно оценить по показателям, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
На территории Шелеховского района зарегистрировано в 2005 году - 237, в 2006 году - 251 малое предприятие, в 2007 году - 314, в 2008 году - 335. Количество малых предприятий на 10000 населения составляет 53.
Число малых предприятий в Шелеховском районе
Рисунок не приводится.
Вновь создаваемые предприятия в подавляющем большинстве ориентированы на торгово-коммерческую деятельность и сферу услуг. Вследствие чего потребительский рынок в Шелеховском районе удовлетворяет потребностям жителей в товарах и услугах различной направленности.
Число малых и средних предприятий
по видам экономической деятельности
Рисунок не приводится.
Среднемесячная заработная плата в 2006 году составляла 5013,7 рубля, в 2007 году увеличилась на 36,85% и отмечается на уровне 6861,47 рубля. По итогам 2008 года оплата труда работникам предприятий малого и среднего предпринимательства прогнозируется на уровне 9675,97 рубля, рост составит 41%.
Удельный вес выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг малыми и средними предприятиями в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по району составляет 1%.
В сфере развития малого предпринимательства в Шелеховском районе активно действует АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса" (далее - Агентство), которое аттестовано как инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса Иркутской области. Агентство оказывает консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Осуществляет деятельность местное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Основная цель деятельности "Опоры России" - содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.
Успешное развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
Положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Несмотря на то что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты, в основном, для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес, в основном, ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что, в свою очередь, заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров.
В-четвертых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:
- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
- предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в Шелеховском районе.
Задачи:
1. Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
2. Организация эффективного взаимодействия с организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, и создание условий для их дальнейшего развития.
3. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса.
6. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Шелеховского района.
7. Содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства.
Необходимость разработки программы и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлена рядом объективных факторов:
1) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
2) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей.
Особенно в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса при реализации программы могут возникнуть определенные трудности:
Таблица 1
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ Возможные риски ¦ Способы минимизации ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Изменения федерального и областного¦Мониторинг планируемых изменений и¦
¦законодательства в части вопросов¦минимизация последствий в период¦
¦государственной поддержки малого и¦подготовки проектов правовых актов ¦
¦среднего предпринимательства ¦ ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Потеря актуальности мероприятий ¦Анализ эффективности мероприятий¦
¦ ¦программы. Перераспределение средств¦
¦ ¦внутри разделов программы ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Сомнения со стороны предпринимателей¦Повышение открытости за счет¦
¦в полезности и доступности¦постоянного информирования субъектов¦
¦мероприятий программы ¦малого и среднего¦
¦ ¦предпринимательства об¦
¦ ¦осуществляемых предприятиях с¦
¦ ¦использованием разнообразных каналов¦
¦ ¦коммуникаций передачи информации.¦
¦ ¦Пропаганда успешных проектов и¦
¦ ¦начинаний ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2009 - 2012 годы
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Таблица 2
(тыс. руб.)
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Мероприятия ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦ 2012 год ¦ Итого ¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦Формирование и развитие¦ 40,0¦ 40,0¦ 40,0¦ 120,0¦
¦организаций, образующих¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфраструктуру поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦субъектов малого и среднего¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦Информационная поддержка¦ 125,0¦ 125,0¦ 125,0¦ 125,0¦
¦субъектов малого и среднего¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦Консультационная поддержка¦ 60,0¦ 60,0¦ 60,0¦ 180,0¦
¦субъектов малого и среднего¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦Поддержка субъектов малого и¦ 40,0¦ 40,0¦ 40,0¦ 120,0¦
¦среднего предпринимательства¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в области подготовки,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦переподготовки и повышения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
¦Итого: ¦ 265,0¦ 265,0¦ 265,0¦ 795,0¦
+----------------------------+----------+----------+----------+-----------+
Все мероприятия и объем финансирования корректируются в соответствии с бюджетом Шелеховского района и комплексным планом работы администрации Шелеховского муниципального района на 2009 - 2012 годы.
V. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Решение поставленных в программе задач с учетом сложившейся положительной динамики развития малого предпринимательства района предполагается решать через следующие механизмы:
1. Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства.
2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Реализация программы осуществляется посредством взаимодействия органов местного самоуправления Шелеховского района и органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и ассоциаций малого и среднего предпринимательства, высших и средних учебных заведений, ОГУ "Центр занятости населения г. Шелехова".
Перечень
программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации программы, представлен в таблице 3.
Для обеспечения мониторинга реализации программы муниципальный заказчик программы - отдел по развитию потребительского рынка администрации Шелеховского муниципального района ежегодно в установленном порядке подготавливает и представляет отчет о ходе ее реализации.
Таблица 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
+---+-------------------------------------+----------+-------+-------+-----------------------+-----------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Сроки ¦Объем ¦Объем ¦ В том числе по срокам ¦ Исполнители ¦
¦п/п¦ программных ¦исполнения¦финан- ¦финан- +-----+-----+-----+-----+ программных ¦
¦ ¦ мероприятий ¦ ¦сиро- ¦сиро- ¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦ мероприятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания ¦вания -¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦по ¦всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦источ- ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦никам ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------+-------+-------+-----+-----+-----+-----+-----------------+
¦ I. Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития ¦
¦ малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер ¦
¦ по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства ¦
+---+-------------------------------------+----------+-------+-------+-----------------------+-----------------+
¦1. ¦Мониторинг деятельности субъектов¦2 раза в ¦- ¦ - ¦Не требует средств ¦Отдел по развитию¦
¦ ¦малого и среднего предпринимательства¦год ¦ ¦ ¦ ¦потребительского ¦
]]>- увеличение удельного веса выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг малыми и средними предприятиями в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по району на уровне 2%.
Достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства позволят получить качественные социальные результаты:
- гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий;
- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Таблица 4
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
¦ Показатели ¦Ед. изм. ¦ Базовое ¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦
¦ ¦ ¦значение -¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ 2008 год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
¦1. Число субъектов малого¦единиц на¦ 53 ¦ 53 ¦ 53 ¦ 53 ¦ 53 ¦
¦предпринимательства ¦10 тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
¦1.1. Темп роста к уровню 2008¦% ¦ 100 ¦100 ¦101,8¦101,8¦101,8¦
¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
¦2. Удельный вес выручки¦% ¦ 1 ¦ 1,2¦ 1,5¦ 1,8¦ 2 ¦
¦(нетто) от продажи товаров,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции, работ, услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦малыми и средними¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиями в выручке от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продажи товаров, продукции,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работ, услуг в целом по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦району ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
¦3. Доля среднесписочной¦% ¦ 10,4¦ 10,4¦ 10,4¦ 10,4¦ 10,4¦
¦численности работников (без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внешних совместителей) малых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий в среднесписочной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦численности работников (без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внешних совместителей) всех¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий и организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+---------+----------+-----+-----+-----+-----+
VII. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Текущее управление программой и контроль за выполнением осуществляет администрация Шелеховского муниципального района. Куратор программы - отдел по развитию потребительского рынка администрации Шелеховского муниципального района осуществляет непосредственный контроль за реализацией программы и несет ответственность за эффективность и результативность выполнения программы.
Отдел по развитию потребительского рынка администрации Шелеховского муниципального района ежеквартально представляет мэру Шелеховского муниципального района отчет о реализации программы.
Исполнители программы:
- взаимодействуют с заинтересованными органами исполнительной власти Иркутской области;
- готовят предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
- представляют заявки на финансирование программы;
- уточняют затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации программы;
- разрабатывают и вносят в установленном порядке проекты правовых актов Шелеховского района, необходимых для выполнения программы;
- подготавливают проекты соглашений (договоров) с областными органами исполнительной власти, организациями для подписания от имени Шелеховского района по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств областного бюджета.
Администрация Шелеховского муниципального района информирует Думу Шелеховского муниципального района о ходе выполнения программы раз в год по истечении финансового года в составе отчетности об исполнении бюджета.
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Сохранение числа малых и средних предприятий.
2. Сохранение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве по отношению к общему числу занятых в экономике района. Вовлечение населения в социальную и экономическую активность.
3. Сохранение общего вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом выпуске продукции, работ и услуг района.
4. Повышение конкурентоспособности продукции малых и средних предприятий.
5. Повышение качества сервиса, оказываемого субъектами предпринимательской деятельности населению района, расширение наименований услуг.
Список используемых сокращений
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦СМП ¦Субъект малого предпринимательства ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦СМиСП ¦Субъект малого и среднего предпринимательства ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦АНО "ШАРБ" ¦Автономная некоммерческая организация "Шелеховское¦
¦ ¦агентство развития бизнеса" ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦ОГУ "ЦЗН г. ¦Областное государственное учреждение "Центр занятости¦
¦Шелехова" ¦населения г. Шелехова" ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦ООО "Опора ¦Общероссийская общественная организация малого и¦
¦России" ¦среднего предпринимательства "Опора России" ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦СМИ ¦Средства массовой информации ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦МБ ¦Местный бюджет ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Координационный ¦Координационный совет по малому предпринимательству при¦
¦совет ¦мэре Шелеховского района ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
Начальник управления по экономике
Ю.С.МАТВЕЕВА