21 апреля 2008 года | N 122-р |
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
НА 2009-2012 ГОДЫ"
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009
№ 160-р
)
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста на 2009-2012 годы".
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Определить государственным заказчиком - координатором республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста на 2009-2012 годы" Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - Программа).
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета 19564,7 тысяч рублей.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия и общественными объединениями инвалидов, ветеранов разработать проект Программы и представить в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В. СЕНГЛЕЕВ
21 апреля 2008 года
№ 122-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 21 апреля 2008 г. № 122-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА 2009-2012 ГОДЫ"
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009
№ 160-р
)
I. Обоснование соответствия проблемы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Республики Калмыкия
В Республике Калмыкия, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается рост численности инвалидов старше 18 лет. На 1 января 2008 года общая численность инвалидов в республике составила 21688 человек, в том числе 2201 детей-инвалидов, 150 инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (в 2000 году - 15496 чел., в том числе детей-инвалидов 3100, инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы- 135).
Свыше 60% инвалидов имеют 1 и 2 группу инвалидности, подавляющая часть инвалидов страдает тяжелыми нарушениями здоровья, приводящими к утрате трудоспособности и ограничению самообслуживания.
Отмечается тенденция к увеличению инвалидов общего заболевания.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями, отсутствием в республике реабилитационных учреждений для инвалидов из числа взрослого населения. Так, если уровень детской инвалидности с 2003 года имеет тенденцию к снижению (2003 г. - 2794, 2004 г. - 2604, 2005 г. - 2428, 2006 г. - 2252, 2007 г. -2201), то численность инвалидов старше 18 лет с 2003 г. увеличилась в 1.4 раза или на 5910 человек (таблица № 1
).
Таблица № 1
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ
┌──────┬────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Год │ Количество │ в том числе: │
│ │ инвалидов ├──────────────┬────────────┬─────────────────┬─────────────┤
│ │ Всего │ Количество │ Рост (+) │ Количество │ Рост (+) │
│ │ │ инвалидов │снижение(-) │детей- инвалидов │снижение(-) │
│ │ │старше 18 лет │ │ до 18 лет │ │
├──────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────────┼─────────────┤
│2003 │ 16371 │ 13577 │ +496 │ 2794 │ -193 │
├──────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────────┼─────────────┤
│2004 │ 20634 │ 18030 │ +4453 │ 2604 │ -190 │
├──────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────────┼─────────────┤
│2005 │ 21424 │ 18996 │ +966 │ 2428 │ -176 │
├──────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────────┼─────────────┤
│2006 │ 20857 │ 18605 │ -391 │ 2252 │ -176 │
├──────┼────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────────┼─────────────┤
│2007 │ 21688 │ 19487 │ +882 │ 2201 │ -51 │
└──────┴────────────┴──────────────┴────────────┴─────────────────┴─────────────┘
В ходе реализации республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 октября 2002 года № 301, проведены мероприятия по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, техническими средствами реабилитации, проведению спортивно-досуговых мероприятий с инвалидами по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, Мэрией г. Элиста предприняты меры по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, приобретены два автобуса с низким уровнем пола для перевозки инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. За период действия программы специальными транспортными средствами обеспечены 799 инвалидов на общую сумму 61.7 млн. руб., в т.ч. за счет средств республиканского бюджета - 222 инвалида (13,0 млн. руб.), инвалидными кресло - колясками- 703 инвалида на 4,6 млн.руб., в том числе 404 чел. на 2,2 млн.руб. за счет средств республиканского бюджета.
На реализацию мероприятий по социальной поддержке инвалидов Республиканской целевой программой предусматривалось выделение из республиканского бюджета 44,8 млн.руб., из средств местного бюджета 5,9 млн.руб. Однако, из-за дефицита бюджетных средств Программа реализована далеко не в полном объеме (в 2003 году - на 9,8%, в 2004 г. - 60%, в 2005 г. -27%), что не позволило решать проблемы реабилитации и социальной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Фактический процент исполнения составил 38,8% (республиканский бюджет), 27,1%(местный бюджет). Показатели финансирования программы отражены в таблице № 2
Объекты социальной инфраструктуры в районах республики в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов, не все инвалиды, ставшие в очередь до 1 января 2005 года, обеспечены специальными транспортными средствами, сохраняется очередность инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. Отсутствие реабилитационных учреждений на территории Республики Калмыкия негативно сказывается на показателях инвалидности взрослого населения.
Таблица № 2
┌─────────┬────────┬────────┬─────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ │Предус- │ Факти- │ │ В том числе по годам: │
│ │мотрено │ чески │ ├────────────────┬───────────────┬───────────────┤
│Наимено- │ на │ профи- │ % │ 2003 │ 2004 │ 2005 │
│ вание │ период │ нанси- │ исп ├────────┬───────┼────────┬──────┼───────┬───────┤
│ бюджета │реализа-│ ровано │ │ Преду- │ Факти-│ Преду- │Факти │ Преду-│ Факти-│
│ │ ции │ │ │смотрено│ чески │смотрено│-чески│смотре-│ чески │
│ │програм-│ │ │по прог-│профи- │по прог-│профи-│ но по │ профи-│
│ │ мы │ │ │ рамме │нанси- │ рамме │нанси-│ прог- │ нанси-│
│ │ │ │ │ │ровано │ │ровано│ рамме │ровано │
├─────────┼────────┼────────┼─────┼────────┼───────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│Всего, │ 55,5 │ 19,0 │34,2 │ 16,3 │ 1,6 │ 20,2 │ 12,2 │ 19,0 │ 5,2 │
│в т.ч.: │ │ │ │ │(9,8%) │ │(60%) │ │ (27%) │
├─────────┼────────┼────────┼─────┼────────┼───────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│федер. │ 4,8 │ 0 │ 0 │ 1,4 │ 0 │ 1,6 │ 0 │ 1,8 │ 0 │
│бюджет │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────┼────────┼────────┼─────┼────────┼───────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│респуб. │ 44,8 │ 17,4 │38,8 │ 13,7 │ 1,6 │ 16,6 │ 10,6 │ 14,5 │ 5,2 │
│бюджет │ │ │ │ │(11,7% │ │(64%) │ │(35,8% │
│ │ │ │ │ │ ) │ │ │ │ ) │
├─────────┼────────┼────────┼─────┼────────┼───────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│мест. │ 5,9 │ 1,6 │27,1 │ 1,2 │ 0 │ 2,0 │ 1,6 │ 2,7 │ 0 │
│бюджет │ │ │ │ │ │ │(80%) │ │ │
└─────────┴────────┴────────┴─────┴────────┴───────┴────────┴──────┴───────┴───────┘
Социально-демографические характеристики процесса старения населения в Республике Калмыкия претерпели определенные изменения.
На 1 января 2008 г. численность пенсионеров по старости в республике составила 43114 человек, в течение 5 лет (с 2003 по 2008 год) их число увеличилось на 755 человек или на 0,5% (таблица № 3
).
Таблица № 3
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ ПО СТАРОСТИ
┌────────────────┬─────────────────┬────────────────┬─────────────────────────┐
│ годы │ Количество │ Рост (+) │ Удельный вес │
│ │ пенсионеров │ Снижение (-) │ пенсионеров по старости │
│ │ по старости │ │ от общей численности │
│ │ (чел.) │ │ населения (%) │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2003 │ 42359 │ - 2365 │ 14,5 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2004 │ 40793 │ - 1566 │ 14,0 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2005 │ 40220 │ - 573 │ 13,9 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2006 │ 40060 │ - 160 │ 13,8 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2007 │ 43114 │ +3054 │ 15,0 │
└────────────────┴─────────────────┴────────────────┴─────────────────────────┘
Согласно статистическим данным с 1995 года наблюдается процесс демографического старения населения республики, число пенсионеров по старости составило 22424 чел. или 7% от общего числа жителей (316633 чел.), в 2001 году их доля составляла 8% (25834 чел.), в 2007 году 15% (43114 чел.). Старение населения сильно выражено в сельской местности - 9%, среди жителей города - 7%. Причина такого явления - миграция людей трудоспособного возраста в поисках работы из сел в города. Таким образом, удельный вес сельских жителей старших возрастов повышается.
Анализ статистических данных пенсионеров по старости, находящихся в трудной жизненной ситуации, показывает, что в среднем их количество составляет 11428 человек или 29%, и в основном к ним относятся одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды.
Несмотря на достигнутые ранее позитивные результаты, приведшие к стабилизации, развитию и укреплению системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная значимость проблем в республике остается.
В связи с процессом демографического старения населения республики увеличивается количество граждан старшего поколения, нуждающихся в адресной социальной поддержке, в получении социально-медицинского обслуживания на дому, возрастает необходимость расширения службы социальной помощи, введения новых форм и видов социального обслуживания, укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Республиканская целевая программа "Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста" на 2009-2012 годы (далее Программа) направлена на решение задач по повышению:
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
уровня социальной защищенности инвалидов и пожилых людей и усиления адресности социальной помощи:
Сфера социального обслуживания населения нуждается в структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, одиноких (одиноко проживающих) пожилых граждан, нуждающихся в особой заботе государства, в реализации комплекса мер по обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемых услуг.
Для улучшения качества и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, расширения перечня предоставляемых социальных услуг (основных и дополнительных) в нестационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов планируется ввести новые формы социального обслуживания.
Калмыцким отделением общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" запланированы мероприятия по оказанию адресной материальной помощи малообеспеченной категории пожилых людей и инвалидов, обучению социальных и медицинских работников центров социального обслуживания основам ухода в домашних условиях за счет внебюджетных средств.
II. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с государственной поддержкой граждан пожилого возраста и инвалидов, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
формированием эффективной комплексной системы государственной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включающей в себя адресную социальную помощь, социальное обслуживание, создание оптимальной среды для их жизнедеятельности и условий для улучшения положения пожилых граждан и инвалидов, на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности;
масштабностью, сложностью и многообразием проблем социальной поддержки граждан пожилого возраста, реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему инвестиционных проектов;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации федеральной и республиканской целевых программ по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания развитой системы комплексной социальной поддержки граждан старшего поколения и инвалидов.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Отсутствие программно-целевого метода как инструмента государственного и муниципального управления в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов не позволяет осуществлять координацию управления и оценку результатов деятельности органов социальной защиты по следующим основным направлениям:
восстановительным медицинским мероприятиям, реконструктивной хирургии, протезированию и ортезированию, санаторно-курортному лечению;
профессиональной ориентации, обучению и образованию, содействию в трудоустройстве, производственной адаптации;
социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической и социокультурной реабилитации, социально-бытовой адаптации;
улучшение показателей по социальной поддержке пожилых людей и инвалидов и сохранению их активной жизнедеятельности (усиление адресности социальной помощи), развитие сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с введением дополнительных социальных услуг, укрепление их материально-технической базы;
физкультурно-оздоровительных мероприятий, спорта.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к основным направлениям реабилитации инвалидов отнесены:
предоставление инвалидам технических средств реабилитации,
создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Около 70% одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов в настоящее время не обращаются за социальными услугами и не обслуживаются Центрами социального обслуживания. В то же время наблюдается рост данной категории граждан, поступающих в стационарные учреждения социального обслуживания - ежегодно на 3%, большая часть из которых по состоянию здоровья нуждается в постоянной посторонней помощи.
В случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без использования программно-целевого метода, по прогнозным оценкам, произойдет снижение показателей:
реабилитации инвалидов, что приведет к уменьшению количества реабилитированных инвалидов и увеличению количества инвалидов в республике на 1,5-2,0 тыс. чел. ежегодно;
по социальной поддержке пожилых людей и сохранению их активной жизнедеятельности.
IV. Возможные пути (способы) решения проблемы
на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов,
преимуществ и рисков
Вариантов оптимального решения проблемы реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в социальной практике не отмечено.
В настоящей Концепции рассматриваются 3 возможных варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2009-2012 годах.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы (числовые значения отражены в приложении № 1
):
удельный вес реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в учреждениях медико-социальной экспертизы;
количество реабилитированных инвалидов;
количество частично реабилитированных инвалидов;
удельный вес инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обслуживаемых граждан;
число положительных откликов инвалидов и граждан пожилого возраста о качестве государственных услуг при проведении анкетирования (в соотношении к общему количеству граждан, получивших государственную услугу);
квотирование рабочих мест для инвалидов - численность трудоустроенных инвалидов;
удельный вес инвалидов, имеющих судебные решения и обеспеченных специальными транспортными средствами (за счет средств республиканского и федерального бюджетов) от общего числа инвалидов, состоящих в очереди;
удельный вес инвалидов обеспеченных техническими средствами реабилитации (за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов) от общего числа инвалидов, состоящих в очереди;
динамика численности инвалидов, в том числе:
- старше 18 лет;
- детей - инвалидов до 18 лет;
повышение уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры;
удельный вес льгот, предоставляемых в денежной форме (монетизация), в общем объеме мер социальной поддержки;
удельный вес граждан фактически пользующихся льготами от общего количества граждан, имеющих условия для получения льготы;
удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги учреждений социального обслуживания, от общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов в.т.ч.:
удельный вес пенсионеров, охваченных социальным обслуживанием на дому (включая социально-медицинское);
удельный вес пенсионеров, охваченных социальным обслуживанием в полустационарных условиях (отделение дневного пребывания);
удельный вес пенсионеров, охваченных стационарным обслуживанием в домах-интернатах;
удельный вес пенсионеров, охваченных срочным социальным обслуживанием;
доля расходов, выделенных на основе нормативов затрат на предоставление социальных услуг в общих расходах на отрасль;
доля внебюджетных средств на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения;
отношение обслуженных лиц стационарными учреждениями к обслуженным отделениями социального обслуживания на дому;
охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами социального обслуживания на дому в расчете на 10 000 пенсионеров;
удельный вес лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;
финансовые затраты на оказание мер государственной поддержки граждан старшего поколения.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть:
а) внешние: ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Калмыкия (в том числе ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция), несовершенство законодательной базы, возникновение крупных техногенных аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в проведении медико-социальной экспертизы и реабилитационных услугах, уменьшение количества учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан старшего поколения и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, уменьшение объема финансирования программных мероприятий;
б) внутренние: риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, не совершенство законодательной базы; конкретные процессы внутри органа исполнительной власти и (или) подведомственного учреждения: недостаточный профессионализм ответственных сотрудников, неполное и несвоевременное финансирование, некачественное планирование поступлений доходных источников и источников покрытия дефицита бюджета; нецелевое использование бюджетных средств; некачественная организация и реализация внутреннего аудита; риски, связанные с недостаточным уровнем самоконтроля за поведением гражданина.
Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50% до 80% заявленного объема финансирования).
Сокращение объемов финансирования Программы из республиканского бюджета приведет к невозможности:
реализации части мероприятий Программы по решению проблем инвалидов и граждан пожилого возраста;
сокращения реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов;
формирования в полном объеме доступной для инвалидов и граждан пожилого возраста среды жизнедеятельности;
создания и открытия реабилитационных учреждений для инвалидов;
осуществления мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при втором варианте финансирования приведены в приложении № 2
.
Создание условий для снижения показателей инвалидности будут замедлены, что повлечет уменьшение количества инвалидов, получающих реабилитационные услуги. Этот вариант предусматривает основные направления решения вопросов по улучшению положения инвалидов. В случае уменьшения объема финансирования средства республиканского бюджета будут направлены на реализацию следующих приоритетных мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей:
обеспечение эффективной адаптации и реабилитации инвалидов;
восстановление личностного и социального статуса инвалидов.
Третий вариант предусматривает финансирование Программы в объеме менее 30% запрашиваемой суммы, что минимизирует эффективность реализации Программы. Данный вариант исключает возможность создания центра реабилитации инвалидов, ставит под сомнение развитие сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и оказание мер государственной поддержки общественным объединениям инвалидов, гражданам пожилого возраста.
При таком варианте необходимо сосредоточить финансирование на наиболее результативных, но в то же время менее затратных мероприятиях, что скажется на уменьшении количества граждан, получающих реабилитационные услуги, меры социальной поддержки.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при третьем варианте финансирования приведены в приложении № 3
.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Решение проблем, связанных с оказанием мер государственной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе создание в Республике Калмыкия разветвленной системы социального обслуживания и комплексной реабилитации инвалидов, - процесс, который может занять несколько десятилетий.
Основным объективным показателем поэтапного решения указанных проблем является увеличение количества инвалидов, которым в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удалось полностью или частично преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности.
Применение программно-целевого метода в виде республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста на 2009-2012 годы" даст возможность в течение ближайших 4 лет увеличить показатель интеграции инвалидов в общество до 5 процентов, улучшить показатели по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, повышению уровня и качества их жизни.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, прежде всего по ежегодному показателю, характеризующему соотношение количества реабилитированных инвалидов и количества лиц, прошедших переосвидетельствование, который планируется довести к 2012 году до 6,5 процентов (2006 год - 4 процента), что составит примерно 650 человек в год, охват мерами государственной поддержки граждан старшего поколения - по ежегодному показателю, характеризующему соотношение их количества, от общего числа пенсионеров и финансовых затрат на эти цели.
VII. Предложения по участию органов исполнительной власти
Республики Калмыкия, ответственных за формирование и
реализацию целевой программы
Реализация мероприятий Программы планируется с участием органов исполнительной власти Республики Калмыкия.
В число исполнительных органов власти Республики Калмыкия, ответственных за формирование и реализацию Программы, предполагается включить органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия в развитии государственной службы реабилитации инвалидов, учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов, предоставлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, в.т.ч. социального обслуживания, спортивно - досуговых мероприятий, обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, их обучении и занятости.
VIII. Предложения по государственным заказчикам и
разработчикам целевой программы
Функции государственного заказчика - координатора Программы предполагается возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
Государственные заказчики Программы - Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.
IX. Предложения по объемам и источникам
финансирования целевой программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета - 19564,7 тыс. рублей, за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субвенций - 360,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 336,0 тыс. рублей.
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы приведены в приложении № 5.
Приложение 5 в информационный банк не включено.
X. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации целевой программы
(Раздел X в ред. распоряжения Правительства РК
от 11.06.2009 № 160-р
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2009-2012 годы. Финансирование Программы планируется осуществлять (таблица № 4):
Таблица 4
┌────────────────────────────────┬────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ │ На период │ В том числе: │
│ │ реализации ├───────────┬───────────┬───────────┬──────────┤
│ │ │ 2009 год │ 2010 год │ 2011 год │ 2012 год │
├────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│Прочие расходы, всего, │ 20260,7 │ 3495,0 │ 5389,7 │ 5688,0 │ 5688,0 │
│в том числе: │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│Республиканский бюджет │ 19564,7 │ 3231,0 │ 5125,7 │ 5604,0 │ 5604,0 │
├────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│Федеральный бюджет (субвенции) │ 360,0 │ 180,0 │ 180,0 │ 0,0 │ 0,0 │
├────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│Внебюджетные источники │ 336,0 │ 84,0 │ 84,0 │ 84,0 │ 84,0 │
└────────────────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴──────────┘
В течение 2009-2012 годов за счет средств республиканского бюджета (19564,7 тыс. руб.) планируются следующие мероприятия:
по прочим расходам:
Капитальный ремонт и оснащение помещений для размещения Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов (старше 18 лет) на 20 мест в г. Элиста - 8,0 млн. рублей.
Развитие сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 955,0 тыс. рублей, в том числе:
введение дополнительно 15 штатных единиц для создания отделения милосердия в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 50 коек - 370,0 тыс. рублей;
введение дополнительно 25 штатных единиц для создания отделения милосердия в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 25 коек -185,0 тыс. рублей;
введение дополнительно 15 штатных единиц для создания отделения милосердия в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Сарпинский психоневрологический дом-интернат" на 50 коек - 400,0 тыс. рублей.
Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 3006,0 тыс. рублей.
Развитие государственной службы реабилитации инвалидов - 105,0 тыс. рублей, в том числе:
оснащение кабинета психотерапевтической реабилитации инвалидов в республиканском госпитале ветеранов войны - 55,0 тыс. рублей;
проведение "Дня больного диабетом" с участием лекторов ведущих клиник Южного федерального округа и эндокринологов Республики Калмыкия - 50,0 тыс. рублей.
Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры - 2193,0 тыс. рублей, в том числе:
обеспечение сурдоперевода при работе с инвалидами с нарушением слуха (2 чел.) - 824,0 тыс. рублей;
организация сурдоперевода телевизионных программ - 905,0 тыс. рублей;
оснащение республиканской специализированной библиотеки для слепых специальной литературой, оборудования для инвалидов по зрению на магнитных кассетах и с рельефно-точечным шрифтом Брайля - 120,0 тыс. рублей;
организация социальной реабилитации поздно ослепших инвалидов в Центре реабилитации в г. Волоколамске - 344,0 тыс. рублей.
Обеспечение занятости и обучения инвалидов - 765,0 тыс. рублей, в том числе:
организация создания новых рабочих мест для инвалидов по зрению 1, 2 группы (2, 3 степень ограничения трудоспособности) - 750,0 тыс. рублей;
проведение мониторинга реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования - 15,0 тыс. рублей.
Государственная поддержка общественных организаций инвалидов, ветеранов, (в т.ч. развитие производственных предприятий) - 2080,0 тыс. рублей (на конкурсной основе).
Культурно-массовые, спортивные мероприятия - 2460,7 тыс. рублей, в том числе:
проведение Международного дня пожилых людей - 265,0 тыс. рублей;
проведение фестиваля художественного творчества инвалидов - 200,0 тыс. рублей;
организация спортивных и досуговых мероприятий для инвалидов -500,0 тыс. рублей;
]]>│пребывания); │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 1,69 │ 1,66 │ 1,67 │ 1,7 │ 1,8 │
│стационарным обслуживанием в домах- │ │ │ │ │ │ │
│интернатах; │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 6,5 │ 6,38 │ 6,4 │ 6,51 │ 7,35 │
│срочным социальным обслуживанием; │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Доля расходов, выделенных на основе │ % │ 70,0 │ 72,8 │ 74,6 │ 76,8 │ 80,0 │
│нормативов затрат на предоставление │ │ │ │ │ │ │
│социальных услуг в общих расходах на │ │ │ │ │ │ │
│отрасль │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Доля внебюджетных средств на материально-│ % │ 50,0 │ 51,0 │ 51,5 │ 51,8 │ 52,0 │
│техническое обеспечение деятельности │ │ │ │ │ │ │
│учреждений социального обслуживания │ │ │ │ │ │ │
│населения │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Отношение обслуженных стационарными │ % │ 20,5 │ 20,4 │ 20,5 │ 20,5 │ 20,5 │
│учреждениями к обслуженным отделениями │ │ │ 5 │ │ │ │
│социального обслуживания на дому │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Охват граждан пожилого возраста всеми │в коли- │ 623 │ 622 │ 623 │ 629 │ 630 │
│видами социального обслуживания на дому │ честве │ │ │ │ │ │
│в расчете на 10 000 пенсионеров │человек │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес лиц, нуждающихся в социаль- │ % │ 0,8 │ 0,81 │ 0,8 │ 0,7 │ 0,6 │
│ном обслуживании │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴───────┴────────┴──────┴───────┘
Приложение № 4
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. распоряжения Правительства РК от 11.06.2009
№ 160-р
)
┌─────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬───────────────────────────────┐
│ │ │ │ Динамика по годам │
│ │ Ед. │2008 год │ реализации Программы │
│ Показатели │ изм. │ (отчет) ├───────┬────────┬──────┬───────┤
│ │ │ │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
│ │ │ │ год │ год │ год │ год │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес реабилитированных инвалидов │ % │ 6,2 │ 6,2 │ 6,3 │ 6,4 │ 6,5 │
│в общей численности инвалидов, ежегодно │ │ │ │ │ │ │
│переосвидетельствуемых в бюро медико- │ │ │ │ │ │ │
│социальной экспертизы │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Количество реабилитированных инвалидов │тыс.чел.│ 0,58 │ 0,61 │ 0,65 │ 0,68 │ 0,7 │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Количество частично реабилитированных │тыс.чел.│ 0,7 │ 0,8 │ 0,9 │ 1,0 │ 1,1 │
│инвалидов │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес инвалидов, получивших услуги│ % │ 30,0 │ 32,0 │ 34,0 │ 36,0 │ 38,0 │
│учреждений социального обслуживания, от │ │ │ │ │ │ │
│общего числа обслуживаемых граждан │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Число положительных откликов инвалидов и │ % │ 70,0 │ 75,0 │ 80,0 │ 85,0 │ 90,0 │
│граждан пожилого возраста о качестве │ │ │ │ │ │ │
│государственных услуг при проведении │ │ │ │ │ │ │
│анкетирования (в соотношении к общему │ │ │ │ │ │ │
│количеству граждан, получивших │ │ │ │ │ │ │
│государственную услугу); │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Численность трудоустроенных инвалидов │ чел. │ 700 │ 750 │ 800 │ 850 │ 900 │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Динамика численности инвалидов, в том │тыс.чел.│ 21,6 │ 21,4 │ 20,6 │ 19,3 │ 18,5 │
│числе: │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│старше 18 лет │ │ 19,5 │ 19,3 │ 18,6 │ 17,5 │ 16,9 │
│ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│детей-инвалидов до 18 лет │ │ 2,13 │ 2,1 │ 2,0 │ 1,8 │ 1,6 │
│ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Повышение уровня доступности для │ % │ 20,0 │ 30,0 │ 40,0 │ 50,0 │ 60,0 │
│инвалидов объектов социальной │ │ │ │ │ │ │
│инфраструктуры │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес граждан пожилого возраста и │ % │ 17,6 │ 17,7 │ 18,8 │ 19,0 │ 19,5 │
│инвалидов, получающих социальные услуги │ │ │ │ │ │ │
│учреждений социального обслуживания, от │ │ │ │ │ │ │
│общей численности граждан пожилого │ │ │ │ │ │ │
│возраста и инвалидов, в.т.ч.: │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 8,3 │ 8,4 │ 8,5 │ 8,8 │ 9,0 │
│социальным обслуживанием на дому (включая│ │ │ │ │ │ │
│социально-медицинское); │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 1,08 │ 1,09 │ 1,1 │ 1,15 │ 1,2 │
│социальное обслуживание в полустационар- │ │ │ │ │ │ │
│ных условиях (отделение дневного │ │ │ │ │ │ │
│пребывания); │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 1,69 │ 1,7 │ 1,71 │ 1,85 │ 1,9 │
│стационарным обслуживанием в домах- │ │ │ │ │ │ │
│интернатах; │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│удельный вес пенсионеров, охваченных │ % │ 6,5 │ 6,6 │ 7,0 │ 7,2 │ 7,35 │
│срочным социальным обслуживанием │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Доля расходов, выделенных на основе │ % │ 70,0 │ 72,8 │ 74,6 │ 76,8 │ 80,0 │
│нормативов затрат на предоставление │ │ │ │ │ │ │
│социальных услуг в общих расходах на │ │ │ │ │ │ │
│отрасль │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Доля внебюджетных средств на материально-│ % │ 50,0 │ 51,0 │ 51,5 │ 51,8 │ 52,0 │
│техническое обеспечение деятельности │ │ │ │ │ │ │
│учреждений социального обслуживания │ │ │ │ │ │ │
│населения │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Отношение обслуженных стационарными │ % │ 20,5 │ 20,5 │ 20,5 │ 21,0 │ 21,7 │
│учреждениями к обслуженным отделениями │ │ │ │ │ │ │
│социального обслуживания на дому │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Охват граждан пожилого возраста всеми │человек │ 623 │ 629 │ 630 │ 632 │ 635 │
│видами социального обслуживания на дому в│ │ │ │ │ │ │
│расчете на 10 000 пенсионеров │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼───────┼────────┼──────┼───────┤
│Удельный вес лиц, нуждающихся в социаль- │ % │ 0,8 │ 0,7 │ 0,6 │ 0,5 │ 0,4 │
│ном обслуживании │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴───────┴────────┴──────┴───────┘