Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПРИКАЗ
от 22 июля 2009 г. № 44-т

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 464 "Об утверждении Правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения", Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса" приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.

Руководитель службы
Р.П.МАКАРЕНКО





Приложение
к приказу службы
по тарифам ЯНАО
от 22.07.2009 № 44-т

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа подготовлены на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 464; Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 101 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", "Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", утвержденной Приказом Минрегиона России от 14.04.2008 № 48, в целях методического обеспечения и создания единого методологического подхода к формированию инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих соответствующие виды деятельности, регулируемые Службой по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа.
В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы, касающиеся порядка и условий разработки и утверждения инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, конкретизирующие и уточняющие требования федерального законодательства с учетом особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса, разрабатывающими инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса.

2. Основные понятия

2.1. Организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения электро-, тепло, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
2.2. Система коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
2.3. Объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - полигоны, мусоросжигающие заводы и другие объекты по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
2.4. Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства или модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышения качества оказываемых для потребителей услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
2.5. Техническое задание на разработку инвестиционной программы организации коммунального комплекса - распорядительный документ, утвержденный в установленном порядке, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса муниципального образования, определяющий цели, задачи и требования к программе.
2.6. Целевые индикаторы - характеристика состояния и развития систем коммунальной инфраструктуры, доступная для наблюдения и измерения, достижение которой обеспечивается за счет реализации инвестиционной программы.
2.7. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса - программа финансирования строительства или модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
2.8. Тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
2.9. Надбавка к тарифам на услуги организации коммунального комплекса - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса, используемая для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
2.10. Производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, включающая мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, капитальному ремонту, мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, повышению эффективности функционирования коммунального комплекса.
2.11. Мониторинг выполнения инвестиционной и производственной программ организации коммунального комплекса - периодический сбор и анализ информации о выполнении инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а также информации о состоянии и развитии системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
2.12. Доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом тарифов для потребителей и надбавок к тарифам для потребителей - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом тарифов для потребителей и надбавок к тарифам для потребителей.
2.13. Потребители услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и производственных нужд.
2.14. Мероприятия по строительству систем коммунальной инфраструктуры - мероприятия, направленные на возведение производственных или имущественных элементов систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
2.15. Модернизация объектов систем жизнеобеспечения - мероприятия, направленные на улучшение технических и экономических характеристик путем внесения частичных изменений и усовершенствований в их схемы и конструкции с целью увеличения мощности, производительности, повышения надежности и (или) другими новыми качествами.
2.16. Реконструкция объектов систем коммунальной инфраструктуры - внесение изменений в конструктивные элементы систем без изменения их технологических параметров (мощности, производительности и тому подобное) с целью повышения долговечности, экономичности, ремонтопригодности; улучшения условий обслуживания и безопасности, энерго-, ресурсосбережения.
2.17. Капитальный ремонт систем коммунальной инфраструктуры - комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полного или близкого к полному восстановлению производственных мощностей (включая замену и восстановление базовых элементов) без изменения технических и экономических показателей работы оборудования и сетей.

3. Основные требования к формированию
инвестиционных программ организаций коммунального комплекса

3.1. Принцип формирования инвестиционных программ многоотраслевых организаций коммунального комплекса.
Инвестиционные программы многоотраслевых организаций коммунального комплекса разрабатываются отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры:
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- водоснабжение;
- водоотведение и очистка сточных вод;
- объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
3.2. Основные разделы инвестиционной программы.
3.2.1. Цели и задачи инвестиционной программы.
Цели и задачи необходимо представлять в виде целевых индикаторов. Целевые индикаторы определяются органом местного самоуправления на момент разработки технического задания, а также за предыдущие три года. Индикаторы необходимо формировать таким образом, чтобы они отражали потребности муниципального образования в услугах организации коммунального комплекса, требуемый уровень качества и надежности работы систем коммунальной инфраструктуры при соразмерных затратах и экологических последствиях; соответствующие аспекты эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Целевые индикаторы группируются в следующие группы:
3.2.1.1. Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей услугами организации коммунального комплекса:
- аварийность систем коммунальной инфраструктуры, ед./км (отношение количества аварий на системах коммунальной инфраструктуры к протяженности сетей);
- перебои в снабжении потребителей, час/чел. (отношение суммы произведений продолжительности отключений и количества пострадавших потребителей от каждого из этих отключений к численности населения муниципального образования);
- продолжительность оказания услуг, час/день (отношение количества часов предоставления услуг к количеству дней в отчетном периоде);
- уровень потерь, % (отношение объема потерь к объему отпуска в сеть);
- коэффициент потерь, ед./км (отношение объема потерь к протяженности сети);
- индекс замены оборудования, % (отношение количества замененного оборудования к количеству установленного оборудования);
- износ систем коммунальной инфраструктуры, % (отношение фактического срока службы оборудования к сумме нормативного и возможного остаточного срока);
- удельный вес сетей, нуждающихся в замене, % (отношение протяженности сетей, нуждающихся в замене, к протяженности сети);
- резерв мощности, % (отношение подключенной нагрузки к установленной мощности).
Примечание: в данном пункте конкретизируется понятие "надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами) организации коммунального комплекса", используемое в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", путем указания конкретных целевых индикаторов.

3.2.1.2. Сбалансированность систем коммунальной инфраструктуры:
- уровень загрузки производственных мощностей, % (отношение фактической производительности оборудования к установленной);
- обеспеченность потребления товаров и услуг приборами учета, % (отношение объема товаров и услуг, реализованных по приборам учета, к общему объему реализации товаров и услуг).
Примечание: в данном пункте конкретизируется понятие "сбалансированность систем коммунальной инфраструктуры", используемое в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса"; путем указания конкретных целевых индикаторов.

3.2.1.3. Доступность услуг для потребителей (в том числе обеспечение новых потребителей услугами организации коммунального комплекса):
- доля потребителей в жилых домах, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре, % (отношение численности населения, получающего коммунальные услуги, к численности населения муниципального образования);
- доля расходов на оплату услуг в совокупном доходе населения, % (отношение среднемесячного платежа за коммунальные услуги к среднемесячным денежным доходам населения);
- индекс нового строительства, ед. (отношение протяженности построенных сетей к протяженности сетей);
- удельное потребление услуг населением, ед./чел. (отношение объема реализации товаров и услуг к численности населения, получающего услуги организации).
Примечание: в данном пункте конкретизируется понятие "доступность услуг для потребителей (в том числе обеспечение новых потребителей услугами организации коммунального комплекса)", используемое в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", путем указания конкретных целевых индикаторов.

3.2.1.4. Эффективность деятельности организации коммунального комплекса:
- рентабельность деятельности, % (отношение финансового результата до налогообложения к выручке);
- уровень сбора платежей, % (отношение объема средств, собранных за товары и услуги организаций коммунального комплекса, к объему начисленных средств);
- эффективность использования энергии (энергоемкость производства), кВтч/ед. (отношение расходов электрической энергии на производство/транспортировку воды к объему производства/транспортировки воды);
- эффективность использования персонала (трудоемкость производства), чел./км (отношение численности персонала к протяженности сетей); чел./ед. уст. мощности (отношение численности персонала к установленной мощности оборудования);
- производительность труда, ед./чел. (отношение объема реализации товаров и услуг к численности персонала);
- эффективность использования топливных ресурсов, кг у.т./ед. (удельный расход топлива на единицу производства услуг).
Примечание: в данном пункте конкретизируется понятие "эффективность деятельности организации коммунального комплекса", используемое в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", путем указания конкретных целевых индикаторов.


Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.2.15. Обеспечение инженерно-экологических требований:
- уровень выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- величина сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- величина площадей, занятых под размещение отходов;
- количество размещаемых отходов;
- уровень других видов вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Примечание: в данном пункте конкретизируется понятие "обеспечение инженерно-экологических требований", используемое в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", путем указания конкретных целевых индикаторов.

По каждому целевому индикатору, определенному в техническом задании на разработку инвестиционной программы, необходимо определить отклонение целевого значения от текущего значения. На основании определенного изменения значения показателя необходимо формулировать наименование, характеристику, объем и срок технического мероприятия по строительству или модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Дополнительной исходной информацией для разработки целевых индикаторов может быть информация, получаемая от потребителей услуг организаций коммунального комплекса посредством проведения запросов, а также посредством анализа жалоб и претензий, поступающих в адрес организаций коммунального комплекса, о соответствии количества и качества поставляемых услуг условиям договоров либо установленным требованиям (количества и качества услуг). Также исходной информацией для расчета целевых индикаторов является информация, отражающая:
- финансовое состояние организации коммунального комплекса (в том числе кредиторской и дебиторской задолженности, плановой и фактической выручке);
- показатели производственной программы организации коммунального комплекса;
- показатели, определенные в рамках проведения федерального государственного статистического наблюдения.
Основные требования при определении целевых индикаторов:
- однозначность - изменения целевых индикаторов должны однозначно характеризовать положительную или отрицательную динамику происходящих изменений состояния систем коммунальной инфраструктуры, а также не иметь различных толкований;
- измеримость - каждый целевой индикатор должен быть количественно измерен;
- доступность - органы местного самоуправления и организации коммунального комплекса должны иметь исходную информацию для расчета значений индикаторов, а методика проведения расчета значений индикаторов не должна быть связана с проведением дополнительных исследований и должна минимизировать затраты времени и ресурсов на расчет значений;
- достижимость - целевые значения индикаторов должны быть достижимы организацией коммунального комплекса в срок и на основании ресурсов, предусматриваемых разрабатываемой инвестиционной программой.
3.2.2. Анализ существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры.
Анализ необходимо проводить с целью выявления основных проблем в функционировании систем и объектов по индикаторам, определяемым органом местного самоуправления.
В целях определения обеспеченности потребителей услугами организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, а также соответствия производственных мощностей организации потребляемым объемам, в состав анализа необходимо включать определение уровня потребления услуг организаций коммунального комплекса. Уровень потребления определяется таким образом, чтобы он отражал среднее фактическое удельное потребление отдельными потребителями, сложившееся за последние три года.
3.2.3. План технических мероприятий.
Разработку мероприятий необходимо осуществлять с использованием показателей, являющихся характеристиками систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, изменение которых в наибольшей степени оказывает влияние на данный индикатор.
]]>
Мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, формируются таким образом, чтобы они обеспечивали достижение целевых индикаторов, определенных в техническом задании на разработку инвестиционной программы, исходя из существующих проблем и особенностей эксплуатации систем и объектов, определенных в программе комплексного развития или на этапе проведения анализа в рамках разработки инвестиционной программы.
План технических мероприятий необходимо формировать исходя из условий технического задания, направленных на строительство или модернизацию объектов систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
К мероприятиям по модернизации относятся мероприятия, направленные на улучшение технических и экономических характеристик:
- регулирование производственных мощностей в соответствии с потребностью в оказываемых услугах;
- сокращение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы оказанных услуг, осуществляемых посредством замены оборудования;
- улучшение условий труда производственного персонала;
- автоматизация и переход на дистанционное управление производственных процессов.
Для сетей тепло- и водоснабжения к мероприятиям по модернизации относится:
- снижение потерь коммунальных ресурсов путем применения прогрессивных технологий при прокладке сетей;
- увеличение пропускной способности сети.
Замена и капитальный ремонт объектов систем коммунальной инфраструктуры к мероприятиям по строительству и модернизации не относятся и не могут включаться в инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.
Мероприятия в инвестиционной программе необходимо формировать таким образом, чтобы они имели адресную и временную характеристику. По каждому мероприятию указывается адрес объекта, на котором оно будет реализовываться, и год, в котором планируется его реализация.
Мероприятия в инвестиционной программе должны быть расположены последовательно по годам реализации программы.
3.2.4. Объем финансовых потребностей.
Объем финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы определяется посредством суммирования финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия программы.
В финансовые потребности организации коммунального комплекса включается весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий инвестиционной программы:
- проектно-изыскательские работы;
- приобретение материалов и оборудования;
- строительно-монтажные работы;
- работы по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;
- пуско-наладочные работы;
- проведение регистрации объектов;
- расходы, не относимые на стоимость основных средств (аренда земли на срок строительства и тому подобное).
План привлечения и возврата заемных средств необходимо формировать таким образом, чтобы он обеспечивал полный возврат указанных средств за период действия инвестиционной программы. Финансовые средства, необходимые организации коммунального комплекса для осуществления платежей за пользование привлеченными средствами, учитываются при расчете надбавок к тарифам и тарифам на подключение.
Размер средств, необходимых для выплаты организацией коммунального комплекса дополнительных налоговых платежей, возникающих от увеличения выручки в связи с реализацией инвестиционной программы, включается в финансовые потребности.
3.2.5. Источники финансирования инвестиционных программ.
Источниками финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
1. средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Данный источник может использоваться только для финансирования мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, направленных на повышение качества производимых для потребителей оказываемых услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
В добавление к вышеперечисленному источником финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, является:
2. плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Данный источник может использоваться только для финансирования мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленных на подключение строящихся (реконструируемых) объектов.
3. к вышеперечисленным источникам финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, относятся:
- собственные средства организации коммунального комплекса (прибыль и амортизационные отчисления);
- бюджетные средства в виде бюджетных инвестиций;
- привлеченные (заемные) средства;
- средства внебюджетных фондов;
- прочие источники.
Бюджетные средства, как источник финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, должны составлять не менее 5 процентов от общей суммы финансовых потребностей и определяться с учетом доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса. В случае выявления недоступности для потребителей тарифов, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифов на подключение к коммунальной инфраструктуре, объем бюджетного инвестирования или сроки реализации инвестиционных и производственных программ должны быть увеличены.

4. Основные требования к формированию
производственных программ организаций
коммунального комплекса

4.1. Основные разделы производственной программы.
4.1.1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема.
Обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) производится с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период в соответствии с существующим законодательством.
Материалы предоставляются в соответствии с методическими рекомендациями по расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденными Службой по тарифам ЯНАО.
4.1.2. План мероприятий по повышению эффективности.
В план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса включается перечень мероприятий по реконструкции и модернизации - в случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы, систем коммунальной инфраструктуры, направленных на повышение надежности функционирования коммунального комплекса.
4.1.3. План мероприятий по энергосбережению.
В план включаются мероприятия направленные на снижение расходов топливно-энергетических ресурсов при производстве коммунальных ресурсов. Кроме того, в план рекомендуется включать иные мероприятия, направленные на повышение рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), сокращения потерь, совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса, которые приводят к снижению удельных затрат.
4.1.4. План мероприятий по капитальному ремонту.
В план мероприятий включаются объекты, в плановом порядке выводимые в капитальный ремонт, имеющие износ более 60%. К мероприятиям по капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры относится комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса производственных мощностей (сетей и (или) оборудования (включая замену или восстановление базовых элементов)).
Все мероприятия, указанные в п. 4.1.2 - 4.1.4, должны иметь индикаторы, достижение которых планируется при реализации каждого мероприятия программы, а также экономический эффект от внедрения каждого мероприятия. Экономический эффект определяется в количественном (стоимостном) и (или) качественном показателях. Качественные и количественные показатели должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Срок реализации мероприятий должен соответствовать сроку реализации производственной программы.
Подтверждающими документами, являющимися приложением к производственной программе, являются:
- дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения работ;
- сводный сметный расчет работ по капитальному ремонту и реконструкции, мероприятий по энергоресурсосбережению, утвержденный руководителем организации и согласованный с органом регулирования муниципального образования;
- пояснительная записка.
4.1.5. Объем финансовых потребностей.
Объем финансовых потребностей на реализацию производственной программы определяется посредством суммирования финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия программы.
В финансовые потребности организации коммунального комплекса включается весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий производственной программы:
- проектно-изыскательские работы;
- приобретение материалов и оборудования;
- строительно-монтажные работы;
- пуско-наладочные работы.
4.2. Показатели качества реализации производственных программ.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий рекомендуется определять в количественном (стоимостном) и качественном показателях.
Качественный показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять как соотношение величин показателей, характеризующих надежность снабжения потребителей товарами (услугами), доступность товаров и услуг для потребителей предоставления товаров и услуг организации коммунального комплекса, рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса.
4.2.1. К показателям, характеризующим надежность снабжения потребителей товарами (услугами), рекомендуется относить:
- уровень потерь в сетях;
- износ СКИ;
- аварийность СКИ;
- протяженность СКИ, нуждающихся в замене.
4.2.2. К показателям, характеризующим доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, рекомендуется относить:
- численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса;
- годовое количество часов предоставления услуг.
4.2.3. К показателям, характеризующим рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), рекомендуется относить:
- удельное ресурсопотребление;
- охват абонентов приборами учета.
4.2.4. К показателям, характеризующим совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса, рекомендуется относить:
- коэффициент использования установленной производственной мощности;
- коэффициент соотношения численности административно-управленческого персонала к численности рабочих.
4.2.5. Качественный показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять:
- на начало и конец регулируемого периода, если положительный эффект реализации производственной программы заключается в минимизации величины показателя (уровня потерь в сетях, износа систем коммунальной инфраструктуры, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и т.п.);
- на конец и начало регулируемого периода, если положительный эффект реализации мероприятий заключается в максимизации величины показателя (численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса, годовое количество часов предоставления услуг, охват абонентов приборами учета воды и т.п.).
4.2.6. Уровень потерь в сетях рекомендуется определять как отношение суммарного годового объема потерь в системе водоснабжения к суммарной протяженности водопроводных сетей.
4.2.7. Износ СКИ рекомендуется определять по данным бухгалтерского учета.
4.2.8. Аварийность СКИ рекомендуется определять как отношение суммарного годового количества аварий в СКИ к суммарной протяженности сетей.
4.2.9. Протяженность сетей, нуждающихся в замене, рекомендуется определять по данным технических осмотров.
4.2.10. Численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса, рекомендуется определять исходя из числа граждан, проживающих (зарегистрированных) в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, оборудованных централизованными СКИ.
4.2.11. Годовое количество часов предоставления услуг рекомендуется определять исходя из числа дней и режима предоставления услуг в год.
4.2.12. Удельное ресурсопотребление рекомендуется определять как соотношение годового потребления ресурса к объему реализации товаров и услуг организации коммунального комплекса.
4.2.13. Охват абонентов приборами учета воды рекомендуется определять как соотношение числа абонентов, подключенных к централизованной СКИ и имеющих приборы учета, к общему числу абонентов, подключенных к централизованной СКИ.
4.2.14. Коэффициент использования установленной производственной мощности рекомендуется определять как соотношение среднесуточного объема производства товаров и услуг организации коммунального комплекса к установленной мощности используемого оборудования.
4.2.15. В качестве условия включения мероприятия в план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса рекомендуется определять наличие положительного эффекта от его реализации.
4.3. Финансирование производственных программ.
Источниками финансирования производственной программы организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
- средства ремонтного фонда, предусмотренные в тарифах;
- амортизационные отчисления:
- собственные средства собственника имущества, в том числе бюджетные средства (если имущество муниципальное или государственное);
- привлеченные средства (только для финансирования мероприятий по энергосбережению).

5. Порядок согласования инвестиционных
и производственных программ

5.1. Орган регулирования на основании предоставленных организацией коммунального комплекса проекта инвестиционной программы и обосновывающих материалов формирует заключение, в котором отражается:
- соответствие инвестиционной программы требованиям законодательства Российской Федерации;
- соответствие мероприятий инвестиционной программы целям, задачам и условиям технического задания на разработку инвестиционной программы;
- обоснованность расчета финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы в рамках мероприятий, указанных в данной программе;
- соответствие указанных мероприятий нормам, правилам и стандартам деятельности, установленным законодательством Российской Федерации, отраслевым нормам, правилам и стандартам, а также иным требованиям, установленным органом регулирования;
- соответствие рассчитанных организацией коммунального комплекса тарифов и надбавок финансовым потребностям, необходимым для реализации ее инвестиционной программы;
- анализ доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса с учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, в соответствии с Положением о системе критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным приказом Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2007 года № 3, и, при наличии, положением о системе критериев доступности для потребителей услуг организаций соответствующего муниципального образования.
При вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров (услуг) организации коммунального комплекса в Службу по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, не позднее 1 марта года, предшествующего году начала реализации проекта, направляются следующие документы:
- заявление на выдачу заключения по проекту инвестиционной программы;
- копия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, заверенная в установленном порядке;
- копия технического задания по разработке соответствующей инвестиционной программы организации коммунального комплекса, заверенная в установленном порядке;
- проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- заключение регулирующего органа муниципального образования на проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса о доступности для потребителей товаров (услуг) организации коммунального комплекса.
Вышеуказанные документы должны быть представлены также в электронном виде.
Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривает и дает заключение на инвестиционную программу в соответствии с регламентом, утвержденным Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.
После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и тарифа на подключение организации коммунального комплекса, орган регулирования муниципального образования в течение 10 календарных дней направляет в Службу по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа копию решения об утверждении инвестиционной программы организации коммунального комплекса, копию утвержденной программы организации коммунального комплекса и договор на реализацию инвестиционной программы.
5.2. Производственные программы утверждаются решением службы по тарифам ЯНАО, принимаемым Коллегией одновременно с установлением тарифов.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.4. Пересмотр инвестиционных и производственных программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом настоящих рекомендаций.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru