Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область

Документ изменен - см.

список

изменяющих документов


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. № 332

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области
от 07.07.2009 № 797)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением администрации области от 19.03.2007 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области (в редакции от 30.12.2008) администрация области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. и применяется в части, не противоречащей закону Тамбовской области о бюджете на соответствующий финансовый год и последующий плановый период.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.М.Перепечина.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 27.03.2009 № 332

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области
от 07.07.2009 № 797)

Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Тамбовской области
на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа)

+------------------------------+------------------------------------------+
¦Наименование Программы        ¦Экология и природные ресурсы Тамбовской   ¦
¦                              ¦области на 2009 - 2012 годы               ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Заказчик-координатор Программы¦Управление по охране окружающей среды и   ¦
¦                              ¦природопользованию области                ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Заказчики Программы           ¦Управление по охране окружающей среды и   ¦
¦                              ¦природопользованию области;               ¦
¦                              ¦управление лесами области                 ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Разработчики Программы        ¦Управление по охране окружающей среды и   ¦
¦                              ¦природопользованию области;               ¦
¦                              ¦управление лесами области                 ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы       ¦Цель Программы - сбалансированное развитие¦
¦                              ¦природно-сырьевой базы для удовлетворения ¦
¦                              ¦потребностей населения и экономики        ¦
¦                              ¦Тамбовской области в                      ¦
¦                              ¦топливно-энергетических, минеральных,     ¦
¦                              ¦водных, лесных и водных биологических     ¦
¦                              ¦ресурсах, обеспечение конституционных прав¦
¦                              ¦граждан на благоприятную окружающую среду.¦
¦                              ¦Основные задачи:                          ¦
¦                              ¦обеспечение потребностей экономики области¦
¦                              ¦в различных видах природных ресурсов на   ¦
¦                              ¦принципах их комплексного и рационального ¦
¦                              ¦использования;                            ¦
¦                              ¦осуществление мер по охране и             ¦
¦                              ¦воспроизводству природных ресурсов как    ¦
¦                              ¦компонентов окружающей природной среды;   ¦
¦                              ¦стабилизация и улучшение экологической    ¦
¦                              ¦обстановки в городах и районах области с  ¦
¦                              ¦наиболее высоким уровнем                  ¦
¦                              ¦загрязнения окружающей среды;             ¦
¦                              ¦предотвращение деградации и сохранение    ¦
¦                              ¦природных комплексов;                     ¦
¦                              ¦развитие сети особо охраняемых природных  ¦
¦                              ¦территорий и территорий с уникальными     ¦
¦                              ¦природными ресурсами и условиями,         ¦
¦                              ¦сохранение биоразнообразия;               ¦
¦                              ¦формирование государственной системы      ¦
¦                              ¦комплексного мониторинга состояния        ¦
¦                              ¦природных ресурсов и окружающей природной ¦
¦                              ¦среды;                                    ¦
¦                              ¦научное и технико-технологическое         ¦
¦                              ¦обеспечение развития природно-ресурсного  ¦
¦                              ¦потенциала и системы охраны окружающей    ¦
¦                              ¦среды;                                    ¦
¦                              ¦формирование нормативно-правовых и        ¦
¦                              ¦экономических механизмов государственного ¦
¦                              ¦регулирования в сфере изучения,           ¦
¦                              ¦воспроизводства, использования природных  ¦
¦                              ¦ресурсов и охраны окружающей среды        ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации      ¦2009 - 2012 годы                          ¦
¦Программы                     ¦1-й этап: - реализация мероприятий        ¦
¦                              ¦Программы (2009 г. - 3 кв. 2012 г.).      ¦
¦                              ¦2-й этап: - оценка эффективности          ¦
¦                              ¦последствий реализации Программы и        ¦
¦                              ¦планирование последующих мер (3 - 4 кв.   ¦
¦                              ¦2012 г.)                                  ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм Программы¦"Регулирование качества окружающей        ¦
¦                              ¦среды";                                   ¦
¦                              ¦"Поддержка особо охраняемых природных     ¦
¦                              ¦территорий";                              ¦
¦                              ¦"Сохранение редких и исчезающих видов     ¦
¦                              ¦животных и растений";                     ¦
¦                              ¦"Экологическое воспитание и образование"; ¦
¦                              ¦"Водные ресурсы и водные объекты";        ¦
¦                              ¦"Минерально-сырьевые ресурсы";            ¦
¦                              ¦"Леса"                                    ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные  результаты¦В области охраны окружающей природной     ¦
¦реализации Программы          ¦среды:                                    ¦
¦                              ¦снижение объемов выбросов вредных веществ ¦
¦                              ¦в атмосферный воздух на 15 процентов;     ¦
¦                              ¦сокращение объема сброса в водные объекты ¦
¦                              ¦недостаточно очищенных сточных вод на 6,72¦
¦                              ¦млн.м3;                                   ¦
¦                              ¦сокращение сброса загрязняющих веществ на ¦
¦                              ¦30 процентов;                             ¦
¦                              ¦уменьшение удельного водопотребления на   ¦
¦                              ¦производственные нужды на 10 процентов,   ¦
¦                              ¦повышение уровня оборотного водоснабжения ¦
¦                              ¦в промышленности до 85 процентов;         ¦
¦                              ¦создание системы государственного         ¦
¦                              ¦регулирования обращения с отходами        ¦
¦                              ¦производства и потребления, ввод в        ¦
¦                              ¦эксплуатацию опытно-промышленных установок¦
¦                              ¦по переработке и обезвреживанию различного¦
¦                              ¦вида отходов мощностью около 500 тыс. тонн¦
¦                              ¦в год;                                    ¦
¦                              ¦обеспечение переработки и безопасного     ¦
¦                              ¦хранения 80 процентов токсичных отходов и ¦
¦                              ¦50 процентов бытовых отходов;             ¦
¦                              ¦развитие системы комплексного мониторинга ¦
¦                              ¦состояния окружающей природной среды;     ¦
¦                              ¦развитие системы особо охраняемых         ¦
¦                              ¦природных территорий (ООПТ), увеличение   ¦
¦                              ¦площади ООПТ до 2 процентов в общей       ¦
¦                              ¦структуре земель области;                 ¦
¦                              ¦обеспечение охраны биологического и       ¦
¦                              ¦ландшафтного разнообразия, сохранение     ¦
¦                              ¦редких и исчезающих видов животных и      ¦
¦                              ¦растений;                                 ¦
¦                              ¦формирование системы непрерывного         ¦
¦                              ¦экологического образования, послевузовской¦
¦                              ¦переподготовки специалистов, повышение    ¦
¦                              ¦экологической культуры населения;         ¦
¦                              ¦предотвращенный экологический ущерб - 1463¦
¦                              ¦млн. рублей;                              ¦
¦                              ¦в области обеспечения экономики области   ¦
¦                              ¦основными видами природных ресурсов:      ¦
¦                              ¦по минерально-сырьевым ресурсам:          ¦
¦                              ¦увеличение балансовых запасов минерального¦
¦                              ¦сырья более чем на 100 млн. тонн;         ¦
¦                              ¦по лесным ресурсам:                       ¦
¦                              ¦лесовосстановление на площади 3508 га;    ¦
¦                              ¦создание защитных насаждений на площади   ¦
¦                              ¦145 га;                                   ¦
¦                              ¦улучшение санитарного состояния лесов на  ¦
¦                              ¦площади - 4,68 тыс.га;                    ¦
¦                              ¦уменьшение опасности лесных пожаров;      ¦
¦                              ¦по водным ресурсам:                       ¦
¦                              ¦повышение водообеспеченности населения и  ¦
¦                              ¦отраслей экономики на 10 процентов за счет¦
¦                              ¦проведения водохозяйственных мероприятий; ¦
¦                              ¦предотвращение развития водной эрозии,    ¦
¦                              ¦оползней и разрушения берегов водных      ¦
¦                              ¦объектов в бассейнах рек Волги и Дона;    ¦
¦                              ¦предотвращение затопления и подтопления   ¦
¦                              ¦территорий при паводках и наводнениях в   ¦
¦                              ¦бассейнах рек Волги и Дона.               ¦
¦                              ¦Предотвращенный ущерб составит 262,8 млн. ¦
¦                              ¦рублей;                                   ¦
¦                              ¦повышение уровня безопасности при         ¦
¦                              ¦эксплуатации гидротехнических сооружений. ¦
¦                              ¦Предотвращенный ущерб - 323,2 млн. рублей ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Объемы и источники            ¦Общий объем финансирования на 2009 - 2012 ¦
¦финансирования Программы      ¦гг. - 1992,3442 млн. рублей.              ¦
¦                              ¦Источники финансирования:                 ¦
¦                              ¦средства федерального бюджета -           ¦
¦                              ¦621,0952 млн. рублей (31,2 процента);     ¦
¦                              ¦средства областного бюджета - 164,076 млн.¦
¦                              ¦рублей (8,2 процента);                    ¦
¦                              ¦средства муниципальных бюджетов - 27,72   ¦
¦                              ¦млн. рублей (1,4 процента);               ¦
¦                              ¦внебюджетные источники - 1179,453         ¦
¦                              ¦млн. рублей (59,2 процента).              ¦
¦                              ¦Затраты по подпрограммам:                 ¦
¦                              ¦"Регулирование качества окружающей        ¦
¦                              ¦среды: Охрана атмосферного воздуха. Охрана¦
¦                              ¦водных ресурсов. Охрана земельных         ¦
¦                              ¦ресурсов" - 1222,37 млн. рублей (61,4     ¦
¦                              ¦процента);                                ¦
¦                              ¦"Поддержка особо охраняемых природных     ¦
¦                              ¦территорий" - 4,0 млн. рублей (0,2        ¦
¦                              ¦процента);                                ¦
¦                              ¦"Сохранение редких и исчезающих видов     ¦
¦                              ¦животных и растений" - 4,0 млн. рублей    ¦
¦                              ¦(0,2 процента);                           ¦
¦                              ¦"Экологическое воспитание и образование" -¦
¦                              ¦7,5 млн. рублей (0,4 процента);           ¦
¦                              ¦"Водные ресурсы и водные объекты" -       ¦
¦                              ¦358,144 млн. рублей (20 процентов);       ¦
¦                              ¦"Минерально-сырьевые ресурсы" - 141,1405  ¦
¦                              ¦млн. рублей (7,1 процента);               ¦
¦                              ¦"Леса" - 253,5977 млн. рублей (12,7       ¦
¦                              ¦процента)                                 ¦
+------------------------------+------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения
программно-целевыми методами

Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Тамбовской области как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики области и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ресурсов области, а также состоянием экологической обстановки на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Основными экологическими проблемами на территории области являются:
загрязнение водных ресурсов;
загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от автотранспорта и промышленных предприятий;
состояние деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе токсичными;
загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами.
Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. В целом по области эффективность работы очистных сооружений в 2007 году составляла 40 - 90 процентов по причине использования устаревших технологий и неудовлетворительного производственного контроля.
Другим негативным фактором воздействия на поверхностные водные объекты является неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, большая часть которых находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии, является объектами повышенной опасности.
Загрязнение подземных вод начинается в первую очередь с источников их питания, а именно - поверхностных вод, значительную долю в загрязнении которых имеют атмосферные осадки и ливневой сток, а также верховодка. Все они и служат основными "поставщиками" загрязняющих веществ.
Потенциальными очагами являются загрязненные почвы, сточные воды, различные аварийные сбросы и выбросы в атмосферу и пр.
Обследование выявленных и потенциальных источников и очагов загрязнения подземных вод производится с целью оценки возможного изменения качества подземных вод в процессе их эксплуатации вследствие техногенного воздействия.
На территории Тамбовской области расположено свыше 40 наиболее крупных промышленных объектов. Среди них преобладают предприятия химической отрасли, ремонтные заводы, заводы строительных материалов, пищевой промышленности и прочие.
В целях организации работ по улучшению санитарного состояния водоемов наиболее приоритетные мероприятия включены в долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009 - 2012 годы", которой предусматриваются меры по проектированию, строительству новых и реконструкции действующих сооружений по очистке сточных вод, расчистке русел рек.
Масса загрязняющих веществ, выбрасываемая стационарными источниками загрязнения, по Тамбовской области за 2007 г. составила 22632,76 тонн, выбросы в атмосферу метана при проведении плановых ремонтных работ на газопроводах составили 26321,97 тонн, выбросы в атмосферу от всех видов передвижных источников загрязнения атмосферы составили 118840,701 тонн/год, в том числе от автотранспорта 118814,748 тонн/год, что составляет 70,8 процента от общего объема выбросов в атмосферу (в 2006 году - 73,9 процента).
Увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливает интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения.
Большую угрозу состоянию окружающей среды представляют свалки промышленных и бытовых отходов, подавляющее число которых не отвечает санитарным нормам. В сельских населенных пунктах централизованный сбор и вывоз твердых бытовых отходов не организован. Особенно негативное влияние на окружающую среду оказывают пестициды и другие минеральные удобрения, пришедшие в негодность.
Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.
Рост промышленного производства в Тамбовской области может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы области для удовлетворения растущих потребностей экономики, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы. На решение указанных проблем должна быть направлена долгосрочная целевая программа "Экология и природные ресурсы Тамбовской области". Мероприятия Программы находят свое место в социально-экономическом развитии области, основных направлениях бюджетной и налоговой политики области.
В соответствии с Постановлением администрации области от 03.08.2007 № 867 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года" для решения комплекса экологических проблем меры государственной поддержки в области охраны окружающей среды будут развиваться по следующим направлениям:
завершение проектирования и строительство полигонов для размещения твердых бытовых отходов в городах и районах области;
реализация проекта "Внедрение технологий по утилизации строительных отходов и рекультивации загрязненных ими земель" в Уваровском районе;
проведение работ, обеспечивающих локализацию и ликвидацию источников загрязнения водных объектов;
разработка проектов и осуществление реконструкции очистных сооружений биологической очистки сточных вод в ряде районов области;
проведение мероприятий по созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения (биологических заказников);
проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.
Приоритетным направлением в области организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий является сохранение и восстановление природных систем и объектов, а также создание новых особо охраняемых природных территорий регионального значения. Особо охраняемые природные территории областного значения составляют 3 государственных природных заказника и 97 памятников природы, которым отводится функциональная роль средообразования и средостабилизации. Осуществление государственного управления и государственного контроля направлено на обеспечение режима особой охраны заказников и памятников природы регионального значения.
Рациональное использование биоресурсов и сохранение среды их обитания является первостепенной задачей для их устойчивого существования и воспроизводства.
Отсутствие долгосрочной стратегии сохранения естественных природных комплексов обусловливает техногенное разрушение природных объектов, перспективных под организацию особо охраняемых природных территорий.
В этой связи разрешение проблемы сохранения уникальных природных комплексов и объектов требует целенаправленного комплексного подхода.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий Тамбовской области в конечном итоге должно быть нацелено на формирование системы особо охраняемых природных территорий, под которой следует понимать совокупность экологически и функционально взаимосвязанных ООПТ, способной обеспечить сохранение экологического равновесия на уровне, дающем максимальный эколого-социально-экономический эффект. При этом необходимо обеспечить достаточную представленность как уникальных, так и типичных для области природных комплексов и объектов, отражающих все видовое, биоценотическое и ландшафтное разнообразие.
Реализация мероприятий Программы позволит сохранять в естественном состоянии памятники природы, контролировать численность редких видов животных, растений и грибов.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, выделен новый экологический стандарт - развитие особо охраняемых природных территорий.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для сбалансированного развития природно-сырьевой базы с целью удовлетворения потребностей населения и экономики Тамбовской области в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению экологической обстановки в области доказал свою эффективность при реализации мероприятий региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2003 - 2010 годы".
Значимость Программы в ее экологической эффективности и социальной направленности. Она решает наиболее важные вопросы, направленные на создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, сохранение генетического фонда и возможности для здоровой и комфортной жизни будущих поколений тамбовчан.
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, прекращении сброса в водные объекты загрязненных сточных вод, уменьшении сброса загрязняющих веществ, стабилизации объема забора свежей воды на достигнутом уровне, создании системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, обеспечении переработки и безопасного хранения токсичных промышленных отходов.
Все это обеспечивается за счет проведения многочисленных природоохранных мероприятий.
В рамках реализации Программы планируется проведение мероприятий по утилизации отходов строительства и внедрение эффективных технологий по переработке отходов животноводческих комплексов, природоохранных профилактических мероприятий на предприятиях области, мероприятий по контролю за состоянием окружающей среды, участие в инвестиционных проектах по выращиванию качественной сельскохозяйственной продукции и обеспечению здорового питания и здоровой среды обитания, признанных администрацией области приоритетными для дальнейшего социально-экономического развития области.
Реализация Программы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных, наиболее значимых направлениях развития природно-ресурсного потенциала области, стабилизировать и улучшить экологическую обстановку в области.

2. Основные цели и задачи

Основной целью Программы является сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей населения и экономики Тамбовской области в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
На достижение этой цели направлено решение следующих основных задач:
обеспечение потребностей населения и экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;
осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;
стабилизация и улучшение экологической обстановки в городах и районах области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;
предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;
развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия;
формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;
научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей среды;
формирование нормативных правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на период 2009 - 2012 гг.
1-й этап - реализация мероприятий Программы (2009 г. - 3 кв. 2012 г.).
2-й этап - оценка эффективности последствий реализации Программы и планирование последующих мер (3 - 4 кв. 2012 г.).

3. Система мероприятий

Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.
Основными критериями при формировании мероприятий являлись:
максимизация показателей, характеризующих здоровье населения;
минимизация экономического ущерба от загрязнения окружающей среды или издержек на осуществление мероприятий;
максимизация эффекта от реализации мероприятий по охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия.
Система программных мероприятий разработана по следующим подпрограммам:
"Регулирование качества окружающей среды" (приложение № 1);
"Поддержка особо охраняемых природных территорий" (приложение № 2);
"Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" (приложение № 3);
"Экологическое воспитание и образование" (приложение № 4);
"Водные ресурсы и водные объекты" (приложение № 5);
"Минерально-сырьевые ресурсы" (приложение № 6);
"Леса" (приложение № 7).

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, а также средств бюджетов муниципальных образований. Программой предусматривается выделение субсидий органам местного самоуправления на выполнение природоохранных мероприятий в порядке долевого софинансирования и при условии разработки органами местного самоуправления собственных экологических программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов. На выполнение мероприятий Программы будут привлекаться также внебюджетные средства.
На финансирование программных мероприятий Программы из областного бюджета предполагается направлять поступающие природно-ресурсные платежи и платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Предоставление и расходование субсидий бюджетам муниципальных образований в рамках финансирования мероприятий Программы производится в порядке согласно приложению № 9.
Ресурсное обеспечение Программы приведено в таблице:

Ресурсное обеспечение долгосрочной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Тамбовской области
на 2009 - 2012 годы"

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области
от 07.07.2009 № 797)
(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица

тыс.руб.
+---------------------+---------------+-----------------------------------+
¦     Источники и     ¦     Объем     ¦       В том числе по годам:       ¦
¦     направления     ¦финансирования,+--------+--------+--------+--------+
¦   финансирования    ¦     всего     ¦  2009  ¦  2010  ¦  2011  ¦  2012  ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦          1          ¦       2       ¦   3    ¦   4    ¦   5    ¦   6    ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего по Программе   ¦   2003344,2   ¦406406,5¦476908,6¦554356,3¦565672,8¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦в том числе:         ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦федеральный бюджет   ¦   621095,2    ¦130204,5¦164178,6¦171590,1¦ 155122 ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦областной бюджет     ¦    175076     ¦ 29000  ¦ 41600  ¦50484,2 ¦53991,8 ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦бюджет муниципального¦     27720     ¦  8167  ¦  5010  ¦  6709  ¦  7834  ¦
¦образования          ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетные         ¦    1179453    ¦ 239035 ¦ 266120 ¦ 325573 ¦ 348725 ¦
¦источники            ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦в том числе по       ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦подпрограммам:       ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Регулирование        ¦    1233370    ¦ 248457 ¦ 273485 ¦ 339294 ¦ 372134 ¦
¦качества окружающей  ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦среды                ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦областной бюджет     ¦     99880     ¦ 20920  ¦ 24600  ¦ 26360  ¦ 28000  ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦бюджет муниципального¦     27020     ¦  8017  ¦  4860  ¦  6509  ¦  7634  ¦
¦образования          ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦внебюджетные         ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦источники            ¦    1106470    ¦ 219520 ¦ 244025 ¦ 306425 ¦ 336500 ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Поддержка особо      ¦     4000      ¦  200   ¦  1000  ¦  1300  ¦  1500  ¦
¦охраняемых природных ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦территорий           ¦               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦областной бюджет     ¦     4000      ¦  200   ¦  1000  ¦  1300  ¦  1500  ¦
+---------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+

]]>

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) и определяет механизм предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на выполнение мероприятий Программы.
2. Размеры субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы утверждаются законами области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Администрации муниципальных образований области обеспечивают направление из средств бюджетов муниципальных образований долевое финансирование мероприятий Программы в размере не менее 10 процентов их стоимости.
3. Управление по охране окружающей среды и природопользованию области (далее - Управление) осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы и доведению бюджетных данных до получателей средств - администраций муниципальных образований области.
4. Субсидии предоставляются ежемесячно в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Субсидии бюджетам муниципальных образований из бюджета области предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении аналогичных целевых программ, реализуемых за счет бюджетов муниципальных образований области. Субсидии предоставляются социально значимым, приоритетным мероприятиям Программы, направленным на обеспечение экологической безопасности:
сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
повышение экологичности выпускаемой продукции.
5. Для предоставления субсидии на проведение мероприятий Программы получателю субсидий необходимы следующие документы:
соглашение с главным распорядителем субсидий о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии, в котором указываются объемы и стоимость подлежащих выполнению работ (услуг), размер и порядок финансирования, ответственность сторон по обеспечению выполнения обязательств;
проектно-сметная документация с положительными заключениями государственной экспертизы;
копии нормативных правовых актов органа местного самоуправления об утверждении аналогичных целевых программ.
6. Управление ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (за IV квартал - до 25 декабря отчетного года), представляет в финансовое управление области отчеты по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Администрации муниципальных образований представляют Управлению отчеты по вышеуказанной форме до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (за IV квартал - до 20 декабря отчетного года).
7. Финансовое управление области формирует и представляет в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области расходные расписания для зачисления средств областного бюджета на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств.
8. Управление не позднее двух рабочих дней после получения выписки из лицевого счета главного распорядителя средств представляет в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области расходные расписания для зачисления средств на лицевой счет получателя.
Управление представляет заявки на кассовый расход на перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований со своего лицевого счета на счет по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства по Тамбовской области, № 40101810000000010005, открытый Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области.
9. Финансовые органы администраций муниципальных районов и городских округов после получения выписки о зачислении субсидий представляют в отделения Управления Федерального казначейства по Тамбовской области расходные расписания для зачисления бюджетных данных на лицевые счета получателей средств в соответствии со сводной бюджетной росписью местных бюджетов.
10. Администрации муниципальных образований при оплате денежных обязательств представляют в отделения Управления Федерального казначейства по Тамбовской области вместе с заявками на кассовый расход соответствующие документы для подтверждения расходов (муниципальные контракты, акты о приемке выполненных работ - форма № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат - форма № КС-3).
11. Администрации муниципальных образований области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определяют исполнителей по выполнению работ и заключают по результатам конкурсов и (или) аукционов муниципальные контракты на выполнение мероприятий (работ) Программы.
12. В случае уменьшения объема средств, направляемых из бюджета муниципального образования на финансирование мероприятий Программы, Управление вправе приостановить предоставление субсидий бюджету муниципального образования до устранения нарушений по выполнению обязательств по условиям софинансирования.
13. Субсидии, перечисляемые администрациям муниципальных образований области на реализацию мероприятий Программы, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
14. Ответственность за нецелевое использование субсидий и соблюдение бюджетного законодательства несут администрации муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
15. В случае использования средств областного бюджета не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
16. Управление имеет право использовать средства, предусмотренные на текущий год, на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет, подлежащим оплате за счет средств областного бюджета.
17. Контроль за целевым использованием указанных в пункте 1 настоящего Порядка субсидий осуществляют Управление и органы государственной власти Тамбовской области, на которые возложены функции финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.





Приложение
к Порядку предоставления и расходования субсидий
бюджетам муниципальных образований в рамках финансирования
мероприятий долгосрочной целевой программы "Экология и
природные ресурсы Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"

                                          ОТЧЕТ
      об оплаченных из средств областного бюджета субсидиях бюджетам
    муниципальных образований на финансирование мероприятий долгосрочной
     целевой программы "Экология и природные ресурсы Тамбовской области
                                 на 2009 - 2012 годы"
                    за _____________________ 200__ года
                               (квартал)
___________________________________________________________________________
              (наименование муниципального образования)

+------------+-----------------+-----------------+--------------------------+-----------------+------------+-----------------+
¦Наименование¦Лимиты бюджетных ¦      Объем      ¦ Фактический объем работ  ¦                 ¦Кредиторская¦     Остаток     ¦
¦ расходов,  ¦  обязательств   ¦ финансирования  ¦         на конец         ¦ Кассовый расход ¦   задол-   ¦неиспользованного¦
¦наименование¦  на 200__ год   ¦    расходов     ¦    отчетного периода     ¦                 ¦  женность  ¦     объема      ¦
¦ подрядных  ¦                 ¦   нарастающим   ¦                          ¦                 ¦  на конец  ¦ финансирования  ¦
¦организаций,¦                 ¦     итогом      ¦                          ¦                 ¦ отчетного  ¦   расходов по   ¦
¦ в т.ч. по  ¦                 ¦  с начала года  ¦                          ¦                 ¦  периода   ¦ состоянию на 01 ¦
¦  объектам  ¦                 ¦                 ¦                          ¦                 ¦            ¦ ________ 200 _г.¦
¦            +--------+--------+--------+--------+------------+-------------+--------+--------+------+-----+--------+--------+
¦            ¦субсидии¦средства¦субсидии¦средства¦  субсидии  ¦  средства   ¦субсидии¦средства¦  с   ¦теку-¦субсидии¦средства¦
¦            ¦   из   ¦муници- ¦   из   ¦муници- ¦     из     ¦муниципальных¦   из   ¦муници- ¦начала¦ щий ¦   из   ¦муници- ¦
¦            ¦област- ¦пальных ¦област- ¦пальных ¦ областного ¦ образований ¦област- ¦пальных ¦ года ¦месяц¦област- ¦пальных ¦
¦            ¦  ного  ¦образо- ¦  ного  ¦образо- ¦  бюджета   ¦             ¦  ного  ¦образо- ¦      ¦     ¦  ного  ¦образо- ¦
¦            ¦бюджета ¦ ваний  ¦бюджета ¦ ваний  +------+-----+------+------+бюджета ¦ ваний  ¦      ¦     ¦бюджета ¦ ваний  ¦
¦            ¦        ¦        ¦        ¦        ¦  с   ¦теку-¦  с   ¦теку- ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
¦            ¦        ¦        ¦        ¦        ¦начала¦ щий ¦начала¦ щий  ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
¦            ¦        ¦        ¦        ¦        ¦ года ¦месяц¦ года ¦месяц ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
+------------+--------+--------+--------+--------+------+-----+------+------+--------+--------+------+-----+--------+--------+
¦     1      ¦   2    ¦   3    ¦   4    ¦   5    ¦  6   ¦  7  ¦  8   ¦  9   ¦   10   ¦   11   ¦  12  ¦ 13  ¦   14   ¦   15   ¦
+------------+--------+--------+--------+--------+------+-----+------+------+--------+--------+------+-----+--------+--------+
¦Всего:      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦      ¦     ¦      ¦      ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
+------------+--------+--------+--------+--------+------+-----+------+------+--------+--------+------+-----+--------+--------+
¦в том числе:¦        ¦        ¦        ¦        ¦      ¦     ¦      ¦      ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
+------------+--------+--------+--------+--------+------+-----+------+------+--------+--------+------+-----+--------+--------+
¦            ¦        ¦        ¦        ¦        ¦      ¦     ¦      ¦      ¦        ¦        ¦      ¦     ¦        ¦        ¦
+------------+--------+--------+--------+--------+------+-----+------+------+--------+--------+------+-----+--------+--------+

    Руководитель ____________________(ФИО)     ____________________________
                                                          (подпись)
    Главный бухгалтер _______________(ФИО)     ____________________________
                                                          (подпись)
    Исполнитель_____________________(ФИО)    телефон ______________________

Примечания: 1. Представление в управление по охране окружающей среды и природопользованию области сведений о расходовании субсидий, направленных на финансирование мероприятий Программы, осуществляется за I квартал отчетного года до 5 апреля, за II квартал - до 5 июля отчетного года, за III квартал - до 5 октября отчетного года, за IV квартал - до 20 декабря отчетного года.
2. Представление в финансовое управление области сведений о расходовании субсидий, направленных на финансирование мероприятий Программы, осуществляется за I квартал отчетного года до 15 апреля, за II квартал - до 15 июля отчетного года, за III квартал - до 15 октября отчетного года, за IV квартал - до 25 декабря отчетного года.





Приложение 10
к долгосрочной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"

ПОРЯДОК
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) и определяет механизм предоставления субсидии из областного бюджета (возмещение затрат) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на выполнение мероприятий Программы.
2. Реализация Программы осуществляется в соответствии с объемами финансирования, ежегодно утверждаемыми законами об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Решение о целесообразности предоставления субсидий (далее - субсидии) из областного бюджета по конкретным мероприятиям (проектам), включенным в Программу, а также о ее размере рассматривается межведомственным Советом при главе администрации области по экологической безопасности и рациональному природопользованию и утверждается главой администрации области.
При этом субсидии предоставляются социально значимым, приоритетным мероприятиям Программы и направленным на обеспечение экологической безопасности:
сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
повышение экологичности выпускаемой продукции.
4. Управление по охране окружающей среды и природопользованию области (далее - Управление) осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета и их предоставления организациям любой организационно-правовой формы собственности на осуществление мероприятий, проводимых в рамках Программы, в установленном законодательством порядке.
5. Финансовое управление области формирует и представляет в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области расходные расписания для зачисления средств областного бюджета на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств.
6. Для предоставления субсидии на проведение мероприятий Программы получателю субсидий необходимы следующие документы:
утвержденное решение межведомственного Совета при главе администрации области по экологической безопасности и рациональному природопользованию в целях возмещения затрат на мероприятия Программы о предоставлении субсидии из областного бюджета;
договор с Управлением о предоставлении из областного бюджета субсидии на проведение мероприятий, включенных в Программу, в котором указываются объемы и стоимость подлежащих выполнению работ (услуг), календарный план выполнения работ, размер и порядок финансирования, ответственность сторон по обеспечению выполнения обязательств;
проектно-сметная документация с положительными заключениями государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной экспертизы.
Оформленные в установленной форме следующие документы: справка о стоимости выполненных работ (форма КС-3), акт выполненных работ (форма КС-2), счета-фактуры, накладные.
7. Управление распределяет доведенные объемы финансирования, готовит платежные документы на перечисление денежных средств получателям субсидий через лицевой счет, открываемый в установленном порядке в соответствующих органах федерального казначейства, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя работ.
8. Субсидии носят строго целевой характер.
9. Управление для контроля за целевым использованием средств областного бюджета ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в финансовое управление области отчет о расходовании субсидий по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
10. Управление имеет право использовать средства, предусмотренные на текущий год, на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет, подлежащим оплате за счет средств областного бюджета.
11. Контроль за целевым использованием субсидии в целях возмещения затрат осуществляют Управление и органы государственной власти Тамбовской области, на которые возложены функции финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.





Приложение
к Порядку предоставления субсидий юридическим
лицам, индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям товаров, работ,
услуг из областного бюджета для реализации
мероприятий долгосрочной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Тамбовской области
на 2009 - 2012 годы"

ОТЧЕТ
о расходовании субсидий, предоставленных управлению
по охране окружающей среды и природопользованию области
по состоянию на _______________________ 200 года

+-----------------+---------------+-------------+-------------+-----------+
¦  Наименование   ¦ Наименование  ¦Предусмотрено¦ Фактически  ¦ Кассовые  ¦
¦  предприятий и  ¦мероприятий по ¦по Программе ¦предоставлено¦ расходы,  ¦
¦  организаций,   ¦охране природы,¦на очередной ¦ получателям ¦  тыс.руб. ¦
¦   получателей   ¦ проводимых в  ¦ финансовый  ¦  субсидий,  ¦           ¦
¦    субсидий     ¦    рамках     ¦     год     ¦  тыс.руб.   ¦           ¦
¦                 ¦   Программы   ¦             ¦             ¦           ¦
+-----------------+---------------+-------------+-------------+-----------+
¦        1        ¦       2       ¦      3      ¦      4      ¦     5     ¦
+-----------------+---------------+-------------+-------------+-----------+
¦                 ¦               ¦             ¦             ¦           ¦
+-----------------+---------------+-------------+-------------+-----------+
¦                 ¦               ¦             ¦             ¦           ¦
+-----------------+---------------+-------------+-------------+-----------+

Примечание: Представление в финансовое управление области сведений о расходовании субсидий, направленных на финансирование мероприятий по охране природы, проводимых в рамках Программы, осуществляется за 1 квартал отчетного года до 15 апреля, за 2 квартал - до 15 июля отчетного года, за 3 квартал - до 15 октября отчетного года, за 4 квартал - до 25 декабря отчетного года.

    Начальник управления по охране окружающей
    среды и природопользованию области              ________________ Ф.И.О.
                                                        (подпись)

    Главный бухгалтер                               ________________ Ф.И.О.
                                                        (подпись)

   Исполнитель _____________________ (ФИО)          телефон _______________



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru