Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. № 7-5-61-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Руководителю Управления
Министерства юстиции РФ
по Пензенской области
Зелепукину М.Ю.

Прокуратурой Пензенской области во исполнение решения оперативного совещания прокуратуры области от 21.01.2009 "Об итогах работы прокуратуры области в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму за 2008 и задачах на текущий год в свете решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 09.12.2008 "О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и мерах по его усилению" проведена проверка в Управлении Министерства юстиции РФ по Пензенской области на предмет исполнения должностными лицами Управления законодательства о противодействии экстремистской деятельности.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, переданы Министерству юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, п. 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
На территории Пензенской области вышеуказанные функции осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 25 июля 2008 года № 151, основными задачами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту являются в том числе осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью.
Управление по субъекту осуществляет в том числе следующие полномочия:
рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
выдает свидетельства о государственной регистрации и иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;
по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, составляет протоколы об административных правонарушениях, принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;
обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Проведенной проверкой установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области не должным образом реализуются предоставленные ему полномочия.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подп. а п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В ходе проведения Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области проверки местной мусульманской религиозной организации махаля № 52 (с. Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области) было установлено, что предусмотренная п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обязанность по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОР0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, указанной организацией не соблюдается. Вместе с тем, по результатам проверки в адрес имам-мухтасиба местной мусульманской религиозной организации махаля № 52 было вынесено лишь предупреждение об устранении нарушений. Вопрос об обращении в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации не решался, хотя основания для этого имелись.
Аналогичное нарушение было выявлено также при проведении проверки религиозной организации "Церковь христиан веры евангельской "Святый город" г. Кузнецка Пензенской области, однако вопрос об обращении в суд с заявлением о ликвидации данной религиозной организации также не решался.
В соответствии с требованиями абзацев 4 и 8 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 29 указанного Закона предусмотрено, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, в силу абз. 2 ч. 1 ст. 44 указанного Закона одним из оснований ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В ходе проведения Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области проверок Общественной организации "Общество чувашской культуры" Неверкинского района Пензенской области, Городской общественной организации "Пензенский научный центр академии информациологии" было установлено, что последними не исполняется обязанность, предусмотренная абзацами 4 и 8 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", однако должностные лица Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области ограничились лишь вынесением руководителям данных общественных организаций предупреждений об устранении нарушений законодательства об общественных объединениях, тогда как имелись основания для обращения в суд с заявлениями о признании их прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц.
Имеются случаи, когда при наличии оснований Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области вообще не решается вопрос о принятии каких-либо мер (вынесение письменного предупреждения, обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации) в отношении проверяемых некоммерческих организаций.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" принят 26.09.1997, а не 26.09.2007.

К примеру, при проведении проверки местной православной религиозной организации Епархиального Троице-Сканова женского монастыря было установлено, что в 2007 году Монастырем не исполнена обязанность, возложенная на религиозные организации п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.2007 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по ежегодному информированию Управления как регистрирующего органа о продолжении деятельности Организации в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Также установлено нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Однако, указанные нарушения остались без должного внимания Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области, какие-либо меры реагирования в отношении религиозной организации приняты не были.
Подобный поход к осуществлению возложенных на Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций является недопустимым, свидетельствует о формальном отношении должностных лиц Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области к выполнению возложенных на них обязанностей, дает основание виновным лицам уйти от ответственности, что создает предпосылки для допущения ими подобных нарушений в дальнейшем.
В силу требований ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Только добросовестное выполнение должностными лицами Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области своих полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций может способствовать наиболее эффективному осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, уполномоченный орган вправе в отношении нее вынести ей письменное предупреждение. При этом, срок устранения нарушения, указанный в предупреждении, должен составлять не менее месяца.
Вместе тем, в отдельных случаях срок для устранения нарушения, установленный должностными лицами Управления в предупреждении, составляет менее месяца.
Так, по результатам проверки религиозной организации "Церковь христиан веры евангельской "Святый город" г. Кузнецка Пензенской области, в отношении последней 29.12.2008 было вынесено предупреждение об устранении нарушений законодательства о религиозных объединениях с указанием срока для устранения нарушений до 24.01.2008, что составляет менее месяца.
Допускаются должностными лицами Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области в своей деятельности и нарушения требований административного законодательства.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, при составлении ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области Лазаревой Н.В. в отношении религиозной организации "Церковь христиан веры евангельской "Святый город" г. Кузнецка Пензенской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ вышеуказанные требования КоАП РФ выполнены не были, что явилось основанием возвращения и.о. мирового судьи судебного участка № 4 г. Кузнецка Пензенской области дела об административном правонарушении в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области.
Так, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о юридическом лице, совершившем правонарушение, о разъяснении его законному представителю предусмотренных КоАП РФ прав и обязанностей, объяснения либо замечания на протокол законного представителя юридического лица, сведения о вручении либо направлении копии протокола юридическому лицу, в отношении которого он составлен.
Кроме того, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие религиозной организации "Церковь христиан веры евангельской "Святый город" г. Кузнецка Пензенской области, сведения о надлежащем извещении юридического лица о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении в административном материале отсутствуют.
Указанные нарушения административного законодательства свидетельствуют о некачественной подготовке административных материалов, что в дальнейшем дает возможность виновными лицами уйти от предусмотренной законом ответственности.
Как было указано выше, Управлению Министерства юстиции РФ по Пензенской области предоставлены также полномочия по регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Аналогичное требование предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".
Вместе с тем, в регистрационных делах вновь зарегистрированных общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций отсутствуют документы, свидетельствующие о выдаче им свидетельств о государственной регистрации, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о соблюдении должностными лицами Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области обязанности по выдаче таких свидетельств, а также о соблюдении сроков их выдачи.
Допущенные должностными лицами Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области нарушения законодательства РФ стали возможными вследствие незнания норм действующего федерального законодательства, неправильного его применения в практической деятельности и свидетельствуют о необходимости повышения требовательности к работе подчиненных сотрудников со стороны руководящего состава Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области и в течение месяца принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Управления Министерства РФ по Пензенской области к дисциплинарной ответственности.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом срок.
О дне и времени рассмотрения настоящего представления уведомить прокуратуру области.

Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
Н.Е.КАНЦЕРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru