ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 17 апреля 2009 г. № 7-5-79-2009
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.2009 № 199-пП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА РАСХОДОВАНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2009 ГОДУ"
В Правительство
Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Постановления
Правительства Пензенской области от 19.03.2009 № 199-пП "Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Пензенской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году".
В ходе проверки установлено, что содержание данного Постановления
не в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства и правовой определенности.
Так, согласно пункту 14
утвержденного Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Пензенской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году, (далее - Порядок) финансовая помощь - это денежные средства, выделяемые центрами занятости гражданам, в установленном порядке признанным безработными (далее по тексту - граждане), на организацию и развитие предпринимательской деятельности по определенным направлениям, в том числе на оплату паевого взноса в уставной капитал учреждаемого кооператива.
В то же время частью 2 статьи 9 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с последующими изменениями) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников.
Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива. Паевой фонд кооператива определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение первого года деятельности кооператива (ч. 3 ст. 10 указанного Закона).
Частью 1 статьи 109 ГК РФ имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрен паевой фонд кооператива, а не уставной капитал.
Пунктом 17
Порядка предусмотрено, что по представлению гражданами в центр занятости документов, подтверждающих государственную регистрацию, центры занятости производят перечисление финансовой помощи на организацию и развитие предпринимательской деятельности в течение семи банковских дней на расчетный счет учреждаемого кооператива.
Однако в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (с последующими изменениями) "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 2.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И (с последующими изменениями) расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Пунктом 4.1 данной Инструкции предусмотрено, что для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица.
Таким образом, расчетные счета могут быть открыты только созданным юридическим лицам, а не учреждаемым. Более того, взаимоотношения клиента и банка строятся на договорной основе и предполагают наличие добровольного волеизъявления клиента на открытие и перечисление денежных средств на расчетный счет. С учетом изложенного требуют корректировки вышеуказанные нормы пункта 17
Порядка.
Порядком также предусмотрено возмещение затрат образовательным учреждениям, в которых осуществляется опережающее профессиональное обучение (п. 6)
. При этом пунктом 7
Порядка предусмотрено, что в возмещение затрат на опережающее профессиональное обучение включаются затраты, в том числе на оплату за медицинское освидетельствование при направлении на опережающее профессиональное обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования.
Программой
Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году", утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 12.01.2009 № 1-пП (с последующими изменениями), предусмотрен конкурсный отбор образовательных учреждений в рамках Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При этом приложением № 1
к Программе определены: численность работников, планируемых на опережающее профессиональное обучение, и основные профессии опережающего профессионального обучения. При заключении государственного контракта будут определены: цена контракта, то есть стоимость предоставления услуг по переобучению, численность работников, планируемых на опережающее профессиональное обучение, и основные профессии опережающего профессионального обучения.
То есть направление на опережающее обучение дает не образовательное учреждение, а центры занятости. При направлении же на медицинское освидетельствование работников образовательным учреждением после заключения государственного контракта не исключена вероятность непрохождения данного освидетельствования работником, в связи с чем государственный контракт в данной части может быть не исполнен.
Таким образом, поскольку направление на опережающее обучение должен давать центр занятости, а оплата за медицинское освидетельствование не относится к расходным обязательствам образовательного учреждения, соответственно, в возмещение затрат образовательным учреждениям на опережающее профессиональное обучение не должны включаться затраты на оплату за медицинское освидетельствование при направлении на опережающее профессиональное обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 20
Порядка ответственность за нецелевое использование выделенных финансовых средств возлагается на гражданина, получившего указанные финансовые средства.
В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В данном случае гражданин не является субъектом, на которого федеральным законодательством возложена ответственность за нецелевое использование финансовых средств.
Постановление
Правительства Пензенской области от 19.03.2009 № 199-пП также не отвечает принципу правовой определенности и требует внесения соответствующих изменений.
Так, пунктом 8
и 9
Порядка предусмотрено возмещение затрат работодателям, организующим общественные работы и стажировки, на выплату заработной платы с начислениями на выплаты по оплате труда участникам данных работ. При этом основанием возмещения соответствующих затрат является договор, заключенный между центром занятости, работодателем, участником вышеуказанных работ при предоставлении работодателями в центр занятости ряда перечисленных в Постановлении документов.
Однако реализация данного Порядка
возможна только в случае, если выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в противном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, пунктом 9
Порядка предусмотрено, что возмещение затрат на организацию общественных работ осуществляется при предоставлении работодателями в центр занятости ряда перечисленных документов, в том числе справки из налоговых органов об отсутствии кредиторской задолженности.
Данная форма также не отвечает определенности правового регулирования, поскольку из нее не ясно, в отношении каких налогов должна предоставляться информация и по состоянию на какую дату.
Пунктом 16
Порядка предусмотрено, что финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности назначается и предоставляется гражданам на основании:
а) заявления граждан о предоставлении финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности;
б) договора между центром занятости и гражданином, заключаемого в течение двух рабочих дней с момента подачи гражданином заявления (обязательным условием договора является определение общих направлений использования финансовой помощи);
в) технико-экономического обоснования проекта бизнес-плана, предоставленного гражданином в центр занятости;
г) свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, представленного гражданином центру занятости;
д) приказа по центру занятости о предоставлении финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности.
В данном случае необходимо учесть, что при отсутствии конкретных требований к проектам бизнес-плана, предоставляемым гражданином в центр занятости, основанием для предоставления финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с действующим Порядком будет являться формальное предоставление перечисленных документов, что создает предпосылки для злоупотребления своим правом на предоставление финансовой помощи со стороны безработных граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в Постановление
Правительства Пензенской области от 19.03.2009 № 199-пП "Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Пензенской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году", приведя его в соответствие с федеральным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ