Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. № 7-5-94-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКУПКЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

И.о. Министра здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
Никишину А.В.

Прокуратурой области по результатам рассмотрения обращения директора филиала ОАО "Волгоградский кислородный завод" в г. Энгельсе по вопросу неправомерных действий ГУЗ "Областной онкологический диспансер" и ООО "ТехГазСервис" при исполнении государственного контракта от 15.01.2009 № 1139-к на поставку жидкого кислорода был выявлен ряд нарушений.
Так, Управлением по организации государственных закупок Пензенской области на официальном сайте в сети Интернет 19.12.2008 размещено извещение о проведении запроса котировок № 1139-к на поставку жидкого кислорода для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
Согласно извещению товар должен соответствовать ГОСТу, ТУ и подтверждаться документами согласно действующему законодательству при поставке. Предоставление каких-либо документов, подтверждающих качество товара, в момент проведения процедуры размещения заказов предусмотрено не было.
Вышеизложенное соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Так, в соответствии со ст. 10 Закона о размещении заказов - размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Требование о соответствии участников размещения заказов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе о наличии лицензий) к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на основании ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов возможно только при размещении заказа путем проведения торгов.
Процедура размещения заказа путем запроса котировок регламентирована главой 4 Закона о размещении заказов. При этом статей 44 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать котировочная заявка. Требование о представлении в составе заявки лицензии от участников размещения заказа вышеуказанной статьей не предусмотрено.
По результатам процедуры размещения заказов победителем признано ООО "ТехГазСервис", предложившее наименьшую цену государственного товара. В дальнейшем между ГУЗ "Областной онкологический диспансер" и ООО "ТехГазСервис" 15.01.2009 заключен государственный контракт № 1139-к на поставку жидкого кислорода в количестве 40 тонн на сумму 476000,20 коп.
При этом, пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно государственному контракту от 15.01.2009 № 1139-к поставке подлежит кислород жидкий. Однако, ГОСТом 6331-78 "Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия" кислород жидкий классифицируется на технический и медицинский.
По информации, представленной государственным заказчиком - ГУЗ "Областной онкологический диспансер", поставке подлежал кислород жидкий медицинский, однако, ни в поданной в уполномоченный орган заявке, ни в государственном контракте указанное отражено не было, что является недопустимым, так как фактически свидетельствует о недостижении сторонами соглашения о существенных условиях государственного контракта и может привести к поставке товара ненадлежащего качества, например, кислорода жидкого технического, в котором у лечебного учреждения отсутствует какая-либо необходимость.
Кроме того, в нарушение ч. 7.1 ст. 47 Закона о размещении заказов государственный контракт был заключен ранее минимального срока, установленного законом.
Более того, ряд нарушений допущен ГУЗ "Областной онкологический диспансер" при исполнении вышеуказанного государственного контракта.
Так, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и др.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия.
Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 № 64 кислород газообразный и жидкий медицинский подлежит обязательной сертификации.
Исходя из изложенного, документом, подтверждающим соответствие поставляемого ООО "ТехГазСервис" кислорода, может являться только сертификат соответствия.
Согласно извещению о запросе котировок от 19.12.2008 № 1139-к, а также п. 1.2 государственного контракта от 15.01.2009 № 1139-к качество поставляемого товара должно подтверждаться документами согласно действующему законодательству при поставке.
Вместе с тем, как установлено проверкой, указанный сертификат ни при одной поставке жидкого кислорода предъявлен не был, при этом были предоставлены лишь паспорта на кислород жидкий медицинский ГОСТ 6331-78, заверенные ООО "ТехГазСервис", которые в силу федерального законодательства не являются документами, подтверждающими соответствие поставляемого товара стандартам и условиям договора.
Указанные нарушения допущены непосредственно должностными лицами заказчика - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, а также отсутствия должного контроля за их деятельностью со стороны руководства, что может привести к оказанию некачественной медицинской помощи.
Более того, по результатам проверки установлено, что ООО "ТехГазСервис" осуществляет деятельность без соответствующей лицензии.
Так, согласно ГОСТу 6331-78 "Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия" кислород жидкий классифицируется на технический и медицинский. В соответствии с указанным ГОСТом кислород жидкий технический применяется после его газификации для газопламенной обработки металлов и других технических изделий, а кислород жидкий медицинский применяется после его газификации для дыхания и лечебных целей. При этом, кислород жидкий медицинский отличается от технического более высокой степенью концентрации и почти полным отсутствием инородных примесей.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 25.04.1986 № 590 "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований" онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной, городской, межрайонный) является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим поликлинической и стационарной специализированной медицинской помощью население.
Согласно представленной ГУЗ "Областной онкологический диспансер" информации по государственному контракту от 15.01.2009 № 1139-к учреждением здравоохранения закупался жидкий кислород только для медицинских целей, а, соответственно, жидкий кислород медицинский.
Факт поставки в лечебное учреждение именно кислорода жидкого медицинского подтверждается также паспортами, предъявляемыми ООО "ТехГазСервис" непосредственно при поставке в ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
В соответствии с действующим законодательством кислород жидкий медицинский является разновидностью медицинского газа и соответственно относится к лекарственным средствам и зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.
Статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Общественные отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат согласно статье 5 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственному регулированию, в том числе путем лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит производство лекарственных средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" производство лекарственных средств осуществляется организациями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. Более того частью 3 указанной статьи прямо предусмотрен запрет производства лекарственных средств без лицензии на производство лекарственных средств.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство медицинских газов подлежит лицензированию на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств. Организации, которые не являются производителями медицинских газов, но осуществляют их поставку в медицинские учреждения, должны иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.
Проверкой установлено, что ООО "ТехГазСервис" является непосредственно производителем медицинских газов, осуществляет его поставку в ГУЗ "Областной онкологический диспансер", а также по договорам с ОАО "Фармация", ФГУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" в г. Пензе, и ряд других муниципальных и государственных лечебных учреждений области, однако не имеет ни лицензии на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств, ни на фармацевтическую деятельность.
В связи с изложенным, качество продукции, поставляемой ООО "ТехГазСервис" и ее безопасность в предусмотренном законом порядке не подтверждена, что может привести к оказанию некачественной медицинской помощи и, как следствие, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
При этом, п. 2.1.7.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 № 160-пП, к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития области отнесена защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Решить вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде в прокуратуру области в месячный срок.

Заместитель прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru