ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. № 7-5-94-2009
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКУПКЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
И.о. Министра здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
Никишину А.В.
Прокуратурой области по результатам рассмотрения обращения директора филиала ОАО "Волгоградский кислородный завод" в г. Энгельсе по вопросу неправомерных действий ГУЗ "Областной онкологический диспансер" и ООО "ТехГазСервис" при исполнении государственного контракта от 15.01.2009 № 1139-к на поставку жидкого кислорода был выявлен ряд нарушений.
Так, Управлением по организации государственных закупок Пензенской области на официальном сайте в сети Интернет 19.12.2008 размещено извещение о проведении запроса котировок № 1139-к на поставку жидкого кислорода для нужд ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
Согласно извещению товар должен соответствовать ГОСТу, ТУ и подтверждаться документами согласно действующему законодательству при поставке. Предоставление каких-либо документов, подтверждающих качество товара, в момент проведения процедуры размещения заказов предусмотрено не было.
Вышеизложенное соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Так, в соответствии со ст. 10 Закона о размещении заказов - размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Требование о соответствии участников размещения заказов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе о наличии лицензий) к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на основании ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов возможно только при размещении заказа путем проведения торгов.
Процедура размещения заказа путем запроса котировок регламентирована главой 4 Закона о размещении заказов. При этом статей 44 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать котировочная заявка. Требование о представлении в составе заявки лицензии от участников размещения заказа вышеуказанной статьей не предусмотрено.
По результатам процедуры размещения заказов победителем признано ООО "ТехГазСервис", предложившее наименьшую цену государственного товара. В дальнейшем между ГУЗ "Областной онкологический диспансер" и ООО "ТехГазСервис" 15.01.2009 заключен государственный контракт № 1139-к на поставку жидкого кислорода в количестве 40 тонн на сумму 476000,20 коп.
При этом, пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно государственному контракту от 15.01.2009 № 1139-к поставке подлежит кислород жидкий. Однако, ГОСТом 6331-78 "Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия" кислород жидкий классифицируется на технический и медицинский.
По информации, представленной государственным заказчиком - ГУЗ "Областной онкологический диспансер", поставке подлежал кислород жидкий медицинский, однако, ни в поданной в уполномоченный орган заявке, ни в государственном контракте указанное отражено не было, что является недопустимым, так как фактически свидетельствует о недостижении сторонами соглашения о существенных условиях государственного контракта и может привести к поставке товара ненадлежащего качества, например, кислорода жидкого технического, в котором у лечебного учреждения отсутствует какая-либо необходимость.
Кроме того, в нарушение ч. 7.1 ст. 47 Закона о размещении заказов государственный контракт был заключен ранее минимального срока, установленного законом.
Более того, ряд нарушений допущен ГУЗ "Областной онкологический диспансер" при исполнении вышеуказанного государственного контракта.
Так, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и др.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия.
Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 № 64 кислород газообразный и жидкий медицинский подлежит обязательной сертификации.
Исходя из изложенного, документом, подтверждающим соответствие поставляемого ООО "ТехГазСервис" кислорода, может являться только сертификат соответствия.
Согласно извещению о запросе котировок от 19.12.2008 № 1139-к, а также п. 1.2 государственного контракта от 15.01.2009 № 1139-к качество поставляемого товара должно подтверждаться документами согласно действующему законодательству при поставке.
Вместе с тем, как установлено проверкой, указанный сертификат ни при одной поставке жидкого кислорода предъявлен не был, при этом были предоставлены лишь паспорта на кислород жидкий медицинский ГОСТ 6331-78, заверенные ООО "ТехГазСервис", которые в силу федерального законодательства не являются документами, подтверждающими соответствие поставляемого товара стандартам и условиям договора.
Указанные нарушения допущены непосредственно должностными лицами заказчика - ГУЗ "Областной онкологический диспансер" по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, а также отсутствия должного контроля за их деятельностью со стороны руководства, что может привести к оказанию некачественной медицинской помощи.
Более того, по результатам проверки установлено, что ООО "ТехГазСервис" осуществляет деятельность без соответствующей лицензии.
Так, согласно ГОСТу 6331-78 "Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия" кислород жидкий классифицируется на технический и медицинский. В соответствии с указанным ГОСТом кислород жидкий технический применяется после его газификации для газопламенной обработки металлов и других технических изделий, а кислород жидкий медицинский применяется после его газификации для дыхания и лечебных целей. При этом, кислород жидкий медицинский отличается от технического более высокой степенью концентрации и почти полным отсутствием инородных примесей.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 25.04.1986 № 590 "О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований" онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной, городской, межрайонный) является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим поликлинической и стационарной специализированной медицинской помощью население.
Согласно представленной ГУЗ "Областной онкологический диспансер" информации по государственному контракту от 15.01.2009 № 1139-к учреждением здравоохранения закупался жидкий кислород только для медицинских целей, а, соответственно, жидкий кислород медицинский.
Факт поставки в лечебное учреждение именно кислорода жидкого медицинского подтверждается также паспортами, предъявляемыми ООО "ТехГазСервис" непосредственно при поставке в ГУЗ "Областной онкологический диспансер".
В соответствии с действующим законодательством кислород жидкий медицинский является разновидностью медицинского газа и соответственно относится к лекарственным средствам и зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.
Статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Общественные отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат согласно статье 5 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственному регулированию, в том числе путем лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит производство лекарственных средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" производство лекарственных средств осуществляется организациями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. Более того частью 3 указанной статьи прямо предусмотрен запрет производства лекарственных средств без лицензии на производство лекарственных средств.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство медицинских газов подлежит лицензированию на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств. Организации, которые не являются производителями медицинских газов, но осуществляют их поставку в медицинские учреждения, должны иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.
Проверкой установлено, что ООО "ТехГазСервис" является непосредственно производителем медицинских газов, осуществляет его поставку в ГУЗ "Областной онкологический диспансер", а также по договорам с ОАО "Фармация", ФГУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" в г. Пензе, и ряд других муниципальных и государственных лечебных учреждений области, однако не имеет ни лицензии на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств, ни на фармацевтическую деятельность.
В связи с изложенным, качество продукции, поставляемой ООО "ТехГазСервис" и ее безопасность в предусмотренном законом порядке не подтверждена, что может привести к оказанию некачественной медицинской помощи и, как следствие, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
При этом, п. 2.1.7.1
Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 № 160-пП, к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития области отнесена защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Решить вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде в прокуратуру области в месячный срок.
Заместитель прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ