Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2008 г. по делу № А46-15089/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1363/2008)
инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2008 по делу № А46-15089/2007 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бергера Евгения Александровича
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
о признании недействительным решения № 09-28/7036 от 17.09.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Василишин Р.В. (удостоверение УР № 340324 действительно до 31.12.2009, доверенность № 293 от 21.02.2008 сроком на 3 года); Винс А.В. (удостоверение УР № 338640 действительно до 31.12.2009, доверенность № 16803 от 25.09.2007 сроком на 3 года);
от индивидуального предпринимателя Бергера Евгения Александровича - Селиверстов В.П. (паспорт 5203 660910 от 28.10.2003, доверенность № 1304 от 07.04.2006 сроком действия 3 года);

установил:

индивидуальный предприниматель Бергер Евгений Александрович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - ИФНС по ЛАО, налоговый орган) от 17.09.2007 года № 09-28/7036 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде доначисления суммы налога на игорный бизнес за апрель 2007 года в сумме 130 500 рублей, взыскания штрафа в размере 26 100 рублей и пени в размере 5 179 рублей 40 копеек.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях предпринимателя по неоднократной госрегистрации отсутствует злоупотребление правом, так как материалами дела доказано, что впервые предприниматель регистрировался для осуществления торгово-закупочной деятельности, второй раз - для осуществления игорного бизнеса. Что, по мнению суда, в силу положений статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ, позволяет предпринимателю в течение первых четырех лет своей деятельности исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес в том порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
По мнению налогового органа у заявителя отсутствуют основания к использованию льготы установленной статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ, поскольку льготный четырехлетний период деятельности следует исчислять не с даты выдачи предпринимателю лицензии на право осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, а с момента государственной регистрации Бергера Е.А. в качестве предпринимателя впервые, т.е. с 25.11.1996 года. Согласно тексту жалобы повторная регистрация Бергера Е.А. и дальнейшее осуществление деятельности (свыше четырех лет) не дают ему права пользоваться указанной льготой.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу инспекции заявитель указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и просит оставить его без изменения, а жалобу налогового органа без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
В ходе проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки было обнаружено неверное применение предпринимателем Бергером Е.А. ставки налога на игорный бизнес, что повлекло неполную уплату налога за апрель 2007 года.
По выявленному факту ИФНС по ЛАО принято решение от 17.09.2007 года № 09-28/7036 о привлечении предпринимателя Бергера Е.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Бергеру Е.А. доначислена сумма налога на игорный бизнес за апрель 2007 года в сумме 130 500 рублей, взыскан штраф в размере 26 100 рублей и пеня в размере 5 179 рублей 40 копеек.
Правовая позиция налогового органа, изложенная в оспоренном решении, заключается в следующем.
Согласно свидетельства о государственной регистрации от 25.11.1996 года № 15456 серия СВ, Бергер Евгений Александрович зарегистрирован в качестве предпринимателя для осуществления торгово-закупочной деятельности. Данный вид предпринимательской деятельности заявителя прекращен 23.09.1999 года.
Новая предпринимательская деятельность начата на основании свидетельства № 001575102 от 24.06.2004 года. 23 августа 2004 года предпринимателю Бергеру Е.А. выдана лицензия № 005267 на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
По мнению налогового органа, налог на игорный бизнес за июнь 2007 года по игровым автоматам должен исчисляться по ставке 7 500 рублей за каждый игровой автомат в соответствии с Законом Омской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" № 700-ОЗ от 28.11.2005 года, поскольку получение второго свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, не дает ему права пользоваться льготой, предусмотренной Федеральным законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
Предприниматель Бергер Е.А., полагая, что означенное ненормативный правовой акт инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и интересы обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения № 09-28/7036 от 17.09.2007.
Решением от 04.02.2008 по делу № А46-15089/2008 Арбитражный суд Омской области требования заявителя удовлетворил.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений, благотворительных и иных фондов) не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает, в частности, в остальных (ранее не названных) отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
Пункт 1 статьи 9 указанного Закона (в редакции действовавшей на момент регистрации предпринимателя - 24.06.2004) было предусмотрено: если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, в том числе, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ.
Исходя из положений статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, к которым относится, в том числе, налоговая ставка.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком налог на игорный бизнес за апрель 2007 года был исчислен по каждому игровому автомату по ставке 3000 руб., установленной Законом Омской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" от 15.09.1998 года № 153-ОЗ и действовавшей на момент его регистрации.
В соответствии со статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на игорный бизнес являются, в частности, игровые автоматы. Согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Статья 369 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет право установления налоговой ставки субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Законом Омской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" № 700-ОЗ от 28.11.2005 года, ставка налога на игорный бизнес была увеличена, по сравнению с той, которая действовала на дату регистрации предпринимателя, и составила 7 500 рублей.
Следовательно, Бергер Е.А., являясь субъектом малого предпринимательства, зарегистрированный до принятия Закона Омской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" № 700-ОЗ от 28.11.2005 года обоснованно мог применять ранее действующие ставки налогообложения в размере 3000 руб. при условии, что у него в период действия этого закона не истекли четыре года с момента их государственной регистрации.
Судом отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что положения п. 1 ст. 9 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" распространяются на физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей впервые, и первые четыре года их деятельности предусматривает сохранение прежнего порядка налогообложения.
Исходя из буквального толкования части 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ, сохранение прежнего порядка налогообложения предусматривается первые четыре года деятельности субъектов малого предпринимательства. Означенная норма не дифференцирует возможность применения льготного налогообложения от количества фактов регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела свидетельством о государственной регистрации от 25.11.1996 года № 15456 серия СВ заявитель зарегистрирован в качестве предпринимателя для осуществления торгово-закупочной деятельности. Данный вид предпринимательской деятельности заявителя прекращен 23.09.1999 года.
Новая предпринимательская деятельность начата на основании свидетельства № 001575102 от 24.06.2004, а 23.08.2004 предпринимателю Бергеру Е.А. выдана лицензия № 005267 на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Таким образом, получив право на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений в 2004 году, предприниматель в силу означенной нормы приобрел также и право в течение четырех лет с момента регистрации данного вида деятельности исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес в порядке, который действовал на момент его государственной регистрации с целью занятия деятельностью по организации содержанию тотализаторов и игорных заведений, в связи с чем не представляется возможным говорить о повторном применении льготного режима.
Необходимо отметить, что налоговым органом недосказан факт злоупотребления налогоплательщиком правом, предоставленным п. 1 ст. 9 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995. Как было указано выше, впервые Бергер Е.А. регистрировался для осуществления торгово-закупочной деятельности, второй раз - для осуществления игорного бизнеса. Иного из материалов дела не следует и налоговым органом не опровергается то обстоятельство, что в период ведения торгово-закупочной деятельности предприниматель осуществлял деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. Что свидетельствует о добросовестных намерениях предпринимателя не направленных на искусственное продление срока льготного налогообложения налогом на игорный бизнес.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерной оценке представленных материалов судом первой инстанции, законности вынесенного им решения, следовательно, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Большинство доводов апелляционной жалобы аналогичны возражениям налогового органа, изложенным в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции и отклонены судом в оспариваемом решении. В целом доводы подателя жалобы сформулированы без учета выводов суда относительно обстоятельств дела.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2008 по делу № А46-15089/2007 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.Сидоренко

Судьи
Н.А.Шиндлер
О.Ю.Рыжиков



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru