Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2009 г. по делу № 53-Г09-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Холомеевой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора Прокуратуры Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 10 февраля 2009 года, которым отказано в удовлетворении требования прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 2.1 Положения о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи государственным гражданским служащим в Правительстве Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 23 октября 2008 года № 148-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Красноярского края С., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 2.1 Положения о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи государственным гражданским служащим в Правительстве Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 23 октября 2008 года № 148-п, полагая, что он противоречит Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По мнению прокурора, формулировка абзаца 4 пункта 2.1 Положения исключает выплату государственным служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий как в период отстранения от занимаемой должности в связи с урегулированием конфликта интересов или проведением служебной проверки, так и за весь предшествующий период работы, в частности, по итогам работы за год, тем самым ограничивается гарантированное федеральным законодательством право государственных служащих края на получение в указанных случаях денежного содержания в полном объеме.
Решением Красноярского краевого суда от 10 февраля 2009 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда и вынесении по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
23 октября 2008 года принято Постановление Правительства Красноярского края № 148-п, которым утверждено Положение о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи государственным гражданским служащим в Правительстве Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения премирование гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения работ и функций, возложенных на соответствующее структурное подразделение аппарата Правительства Красноярского края, в профессиональном и компетентном исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, в целях усиления мотивации для повышения эффективности и качества деятельности гражданских служащих, достижения конкретных результатов, за исключением ряда случаев, в числе которых отстранение гражданского служащего от должности (абзац 4 пункта 2.1 Положения).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает случаи, когда гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на время отстранения от замещаемой должности. В частности, согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с частью 7 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Разрешая требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что абзац 4 пункта 2.1 Положения, исключая премирование гражданских служащих в случае отстранения от должности, в том числе, если отстранение связано с необходимостью урегулирования конфликта интересов или проведения служебной проверки, не противоречит Федеральному закону № 79-ФЗ. В обоснование своего вывода суд сослался на статью 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статью 59 Федерального закона № 79-ФЗ, указав, что при урегулировании конфликта интересов и при проведении служебной проверки выясняются обстоятельства, которые могут повлиять на решение вопроса о премировании государственного гражданского служащего. Предусмотренные частью 2 статьи 32 и частью 7 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ случаи сохранения за гражданским служащим денежного содержания, с точки зрения суда, следует понимать с учетом того, что Федеральный закон № 79-ФЗ не содержит норм, предусматривающих порядок выплаты премий. Пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривает, что порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Согласиться с выводами суда не представляется возможным, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Как уже указывалось, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает случаи, когда гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. Это случаи отстранения от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов (часть 2 статьи 32) и в период проведения служебной проверки (часть 7 статьи 59).
Оспариваемый абзац 4 пункта 2.1 Положения не предполагает премирования гражданских служащих в случае отстранения от должности без каких-либо исключений, что противоречит Федеральному закону № 79-ФЗ. Согласно части 4 статьи 32 названного Федерального закона в период отстранения от замещаемой должности гражданской службы денежное содержание гражданскому служащему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    Порядок  исчисления  денежного  содержания  гражданского  служащего  на
период урегулирования конфликта интересов  при  отстранении  от  замещаемой
должности гражданской  службы и на  период  проведения  служебной  проверки
                    1
определен статьей 14 Закона Красноярского  края  от  20  декабря 2005  года
№ 17-4314  "Об  особенностях   организации   и   правового    регулирования
государственной гражданской службы Красноярского края".
    В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 1, пунктом 2,  пунктом  4
         1
статьи 14 названного Закона на период урегулирования конфликта интересов  и
на   период   проведения   служебной   проверки   гражданскому    служащему
сохраняется денежное содержание  за  весь  соответствующий  период  как  за
фактически отработанное время.  Сохраняемое  денежное содержание состоит из
оклада   денежного  содержания  и  дополнительных  выплат,  предусмотренных
подпунктами  "а"  -  "г"  пункта 2 настоящей статьи (ежемесячная надбавка к
должностному  окладу  за  выслугу  лет  на  гражданской службе, ежемесячная
надбавка к должностному окладу за особые условия труда гражданской  службы,
ежемесячная   процентная  надбавка  к  должностному  окладу  за  работу  со
сведениями,  составляющими  государственную  тайну,  ежемесячное   денежное
поощрение), установленных гражданскому служащему на день  начала  указанных
периодов. В приведенном перечне  отсутствуют  премии  за  выполнение  особо
важных и сложных заданий.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Закона Красноярского края № 17-4314 гражданскому служащему на период урегулирования конфликта интересов к на период проведения служебной проверки не выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, но таковые премии должны выплачиваться до начала соответствующих периодов.
Неопределенность формулировки абзаца 4 пункта 2.1 оспариваемого Положения допускает, как правильно указано в кассационном представлении прокурора, расширительное толкование названной нормы, позволяющее не выплачивать гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предшествующий отстранению от должности отработанный период, в частности по итогам работы за год. Выплата таковой премии предусмотрена частью 1 статьи 8 Закона Красноярского края от 9 июня 2005 года № 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что суд не вправе устранять неопределенность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, путем обязания органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 25).
Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 10 февраля 2008 года отменить и принять новое решение, которым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 4 пункта 2.1 Положения о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи государственным гражданским служащим в Правительстве Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 23 октября 2008 года № 148-п.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru