Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. по делу № А23-4014/08А-13-141

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 года.
Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального района "Тарусский район", г. Таруса Калужской области (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 17 313 160 руб. 34 коп., в том числе недоимки в размере 5 388 540 руб. и пени в размере 11 924 620 руб. 34 коп.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.
Калужским областным фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка своевременности и полноты перечисления администрацией муниципального района "Тарусский район" страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, результаты которой оформлены актом от 25.10.2001.
Проверкой установлено, что задолженность по платежам, образовавшаяся за проверяемый период с 01.01.1998 по 31.12.2000, составляет 9 597 898 руб. 34 коп., в том числе недоимка - 5 431 540 руб. и пени - 4 166 358 руб. 34 коп. (согласно расчету, представленному заявителем, сумма задолженности по состоянию на 30.09.2008 составляет 17 313 160 руб. 34 коп., в том числе недоимка в размере 5 388 540 руб. и пени в размере 11 924 620 руб. 34 коп.).
Администрации муниципального района "Тарусский район" предложено в срок до 05.11.2001 перечислить сумму недоимки и пеней в добровольном порядке на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Неуплата ответчиком задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 вышеназванного Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В указанном порядке на основании пункта 11 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации производится также взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 указанного Кодекса), данные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска, как указано в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фонд обратился в суд с настоящим заявлением за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, оно не может быть удовлетворено.
Учитывая, что пеня носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, суд считает, что срок на взыскание пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование истек одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 13571/03, постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2006 по делу № А23-1030/06А-18-96.
Также статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что на возникшие правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов и пеней не распространяется налоговое законодательство, является несостоятельным.
Не принимается судом довод фонда о том, что пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования распространяется только на страхователей работающего населения, поскольку данная норма указанного условия не содержит.
Таким образом, оценив все обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи, суд считает, что требования Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 169-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных Калужским областным фондом обязательного медицинского страхования требований о взыскании с администрации муниципального района "Тарусский район", г. Таруса Калужской области, задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 17 313 160 руб. 34 коп., в том числе недоимки в размере 5 388 540 руб. и пени в размере 11 924 620 руб. 34 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru