Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5 июня 2009 г. № 607н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2009 Г. № 5-Д "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ КОМИТЕТОМ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОВЕРОК, ОФОРМЛЕНИЯ
ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ
ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 14 АПРЕЛЯ 2009 Г. № 63/1-Д)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 151 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2009 г. № 5-д "Об утверждении Порядка проведения Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проверок, оформления их результатов и выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населения при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Волгоградской области в части переданных полномочий Российской Федерации" (в редакции от 14 апреля 2009 г. № 63/1-д) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Приказа Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 14 апреля 2009 г. № 63/1-д "О внесении изменений в Приказ Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2009 г. № 5-д "Об утверждении Порядка проведения Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проверок, оформления их результатов и выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населения при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Волгоградской области в части переданных полномочий Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждается Порядок проведения Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проверок, оформления их результатов и выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населения при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Волгоградской области в части переданных полномочий Российской Федерации (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, направленные на обеспечение осуществления государственного контроля в сфере занятости на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2008 № 287-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 09.02.2009 № 4-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 28.04.2009 № 60-ФЗ);
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.12.2008 № 1671 "Об утверждении Положения о Комитете по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области".
Частями 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на защиту от безработицы.
Согласно пунктам "б", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацам 4 и 14 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением.
Абзацем 6 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление контроля за:
- обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
- регистрацией инвалидов в качестве безработных.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Следовательно, настоящий ведомственный нормативный правовой акт издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет по труду и занятости населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.12.2008 № 1671, установлено, что Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере содействия занятости населения и социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда и его охраны, государственной экспертизы условий труда, альтернативной гражданской службы.
В соответствии с абзацем 18 пункта 3.5 указанного Положения председатель Комитета издает приказы, распоряжения, утверждает правила, инструкции, положения, организует контроль за их исполнением, подписывает служебную и финансовую документацию.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
31 марта 2009 г. прокуратурой Волгоградской области принесен протест на Приказ Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2009 г. № 5-д, отдельные пункты которого противоречат федеральному законодательству в части установления положений, регламентирующих приостановление проведения проверки при наличии обстоятельств, делающих невозможным ее проведение; проведение встречных проверок, необходимых для проверки соблюдения объектами проверки обязательных требований, установленных законодательством о занятости населения; введение процедуры составления промежуточного акта проверки.
Приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 14.04.2009 № 63/1-д, вносящим изменения в базовый нормативный правовой акт, выявленные несоответствия федеральному законодательству устранены в полном объеме.
Однако при проведении юридической экспертизы исследуемого нормативного правового акта в его тексте выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 1 Приказа утверждена форма акта о результатах проверки при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения согласно приложению № 2.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Утвержденная исследуемым Приказом форма акта о результатах проверки при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения не соответствует типовой форме, установленной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иной формы акта проверки, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 1.2 Порядка проведения Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проверок, оформления их результатов и выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населения при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Волгоградской области в части переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного рассматриваемым Приказом, содержится ссылка на Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Вместе с тем указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Таким образом, наличие ссылки в Приказе на недействующий нормативный правовой акт необоснованно.
Текст исследуемого ведомственного нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 4 марта 2009 г. № 39.
Приказ Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 14 апреля 2009 г. № 63/1-д, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, на момент проведения юридической экспертизы не опубликован.
Следует обратить внимание, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 28.04.2009 № 60-ФЗ) вступил в силу с 01.05.2009, однако ряд положений указанного нормативного правового акта в части, регламентирующей вид, предмет, основания и срок проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отдельных сферах отношений, в том числе трудовой сфере, вступают в силу с 01.01.2010.
Таким образом, с 01.01.2010 отдельные положения исследуемого Приказа (подпункт 1 пункта 1.5, пункт 2.4, пункт 3.5, пункт 3.9, пункт 3.12, пункт 5.2) вступят в противоречие с федеральным законодательством.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 2 февраля 2009 г. № 5-д "Об утверждении Порядка проведения Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области проверок, оформления их результатов и выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства о занятости населения при осуществлении государственного контроля в области содействия занятости населения на территории Волгоградской области в части переданных полномочий Российской Федерации" (в редакции от 14 апреля 2009 г. № 63/1-д) не соответствует в части действующему федеральному законодательству.
Предлагаем привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством и устранить выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Руководитель Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru