Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2008 г. по делу № А79-626/2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
НГОУ НПО "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб РОСТО", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Скворцова, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании решения налогового органа № 19-06/1298 от 31.10.2007 недействительным
при участии:
от заявителя - представителя Д. по доверенности от 01.02.2008,
от налогового органа - специалиста 1 разряда юридического отдела В. по доверенности от 09.01.2008 № 05-22/011, заместителя начальника юридического отдела Б. по доверенности от 15.01.2008 № 05-22/29.

установил:

негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб РОСТО" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения налогового органа от 31.10.2007 № 19-06/1298.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по существу суду пояснил, что решение налогового органа от 31.10.2007 № 19-06/1298 является недействительным по следующим основаниям.
Согласно государственному акту № ЧР-01-000219, выданного постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 02.08.1994 за № 704/1 заявитель получил в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 111,82 га (1118200 кв. м) для исполнения уставной деятельности - военно-патриотического воспитания молодежи.
Налогоплательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, в срок не позднее 1 марта того же года.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 19.02.2007 № 29 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году" предусматривалось доведение до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории города Чебоксары по состоянию на 1 января 2007 года путем издания специальной брошюры и размещения ее в библиотеках города Чебоксары, Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом, МУ "Земельное управление", в администрациях города и районов города Чебоксары, а также на официальном сайте администрации города Чебоксары (www.gcheb.cap.ru) не позднее 1 марта 2007 года.
Однако в брошюре "Кадастровая стоимость земельных участков на территории муниципального образования г. Чебоксары по состоянию на 1 января 2007 года" сведения о кадастровой стоимости участка выделенного учреждению не опубликованы, тем самым налогоплательщик не имел возможности исчислить земельный налог за полугодие 2007 года.
На основании изложенного просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители налогового органа заявленные требования не признали, по существу суду пояснили, что заявителем в нарушение статьи 397 Налогового кодекса РФ не исчислены и не перечислены суммы авансовых платежей по земельному налогу за полугодие 2007 года в размере 1785486 руб.
В соответствии со статьей 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность по уплате налогов установлена статьей 57 Конституции РФ и статьей 23 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из Государственного акта (№ ЧР-01-000219), выданного Чебоксарскому авиационному спортивному клубу им. А.В.Ляпидевского, следует, что постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 02.08.1994 № 704/1 земельный участок площадью 111,82 га предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для военно-патриотического воспитания молодежи.
Земельный участок, предоставленный заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для военно-патриотического воспитания молодежи, не относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, льготой заявитель не обладает, и, следовательно, участок признается объектом налогообложения по земельному налогу; ставка земельного налога составляет 0,5.
Считают, что налогоплательщик на момент представления уточненной налоговой декларации был извещен о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку письмом от 06.06.2007 № 039/з 1702 до налогоплательщика была доведена стоимость 1 кв. м земельного участка составляющая 1277 руб. 40 коп.
Кроме того указали, что в соответствии с пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже 1 раза в пять лет и не чаще 1 раза в три года.
Последняя кадастровая оценка земель Чувашской Республики утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45. Тем самым полагают, что были выполнены все условия для самостоятельного исчисления налогоплательщиком земельного налога. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В.Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивной технической организации" (НГОУ НПО "Чебоксарский АСК РОСТО"), г. Чебоксары зарегистрировано 07.04.2004 Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Чебоксары.
В соответствии с действующим законодательством учреждение является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, 26 июля 2007 года учреждение представило в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2007 года согласно которому сумма авансового платежа по налогу подлежащая уплате в бюджет составила 1785486 руб.
29 сентября 2007 года учреждение представило в налоговый орган уточненный расчет по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2006 года согласно которому сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет составила 0 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары провела камеральную налоговую проверку уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2006 года. Результаты проверки оформлены актом № 20-12/242/50/51 от 04.04.2007.
В ходе проверки установлено, что по расчету сумма налога к уплате в бюджет отсутствует.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции принято решение № 19-06/1298 от 31.10.2007 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, а также заявителю начислен к уплате земельный налог за полугодие 2007 года в размере 1785486 руб. и пени в сумме 50588 руб. 77 коп. по земельному налогу.
Не согласившись с решением налогового органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений статей 52 - 55 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.
Согласно статье 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
В пункте 4 статьи 12 Кодекса указано, что местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 2 статьи 53 Кодекса, а также статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса, введенной в действие Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ с 01.01.2005, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных названной главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Земельный налог на территории муниципального образования города Чебоксары установлен Решением Чебоксарского Собрания депутатов "Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" от 10.06.2004 № 1287 (с изменениями и дополнениями) в соответствии с требованиями статьи 387 Кодекса.
Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Кодекса, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.
В частности, из статьи 390 Кодекса следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также самостоятельно налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу (пункт 2 статьи 396 Кодекса). В силу пункта 6 этой статьи и пункта 3 статьи 398 Кодекса налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно же пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, для целей главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель обязал органы местного самоуправления довести до налогоплательщиков сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года за месяц до наступления срока уплаты первого авансового платежа за этот налоговый период.
В соответствии с вышеизложенными требованиями статьи 396 Кодекса и требованиями Земельного кодекса РФ главой администрации г. Чебоксары в 2006 г. и в 2007 г. изданы постановления № 18 от 02.02.2006 "О порядке доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков" и № 29 от 19.02.2007 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году".
Пунктом 2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 29 от 19.02.2007 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году" установлено доведение до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории города Чебоксары по состоянию на 1 января 2007 года путем издания специальной брошюры и размещения ее в библиотеках города Чебоксары, Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом, МУ "Земельное управление", в администрациях города и районов города Чебоксары, а также на официальном сайте администрации города Чебоксары (www.gcheb.cap.ru) не позднее 1 марта этого года.
В связи с изложенным с целью установления фактических обстоятельств по делу Арбитражный суд в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ истребовал из Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом брошюру "Кадастровая стоимость земельных участков на территории муниципального образования г. Чебоксары по состоянию на 1 января 2007 года".
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленную Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом брошюру суд установил, что в указанной брошюре отсутствует кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 06 03:0030.
Присвоение указанного учетного кадастрового номера в 2007 году земельному участку, расположенному по адресу: г. Чебоксары, пл. Скворцова, 1 "б", принадлежащему НОУ НПО "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб РОСТО" сторонами не оспаривается и подтверждается письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике (т. 3 л.д. 2) и выпиской из государственного земельного кадастра (т. 1 л.д. 50 - 51).
Иных публикаций кадастровой стоимости земельных участков находящихся на территории муниципального образования г. Чебоксары по состоянию на 1 января 2007 года администрацией города не осуществлялось. Постановлений устанавливающих иной порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков не издавалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии официального опубликования сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 06 03:0030 и недоведении органом местного самоуправления до НОУ НПО "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб РОСТО" сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.
В рассматриваемой ситуации установлены не все элементы налогообложения, а избранный администрацией г. Чебоксары порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков не реализован в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 06 03:0030, указанное не позволило учреждению определить налоговую базу в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391, и уплатить авансовые платежи в установленные сроки.
Суд не принимает довод налогового органа о том, что на момент представления деклараций налогоплательщику была известна кадастровая стоимость земельного участка, которая была доведена до него Горкомимуществом в ответе от 06.06.2007 на запрос учреждения, а также в выписке из государственного земельного кадастра по состоянию на 26.07.2007 исходя из следующего.
Из письма Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 06.06.2007 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 1277 руб. 40 коп. за 1 кв. м, в указанном письме не приводится кадастровой стоимости всего земельного участка, а также не указано по состоянию на какую дату приводится кадастровая стоимость одного квадратного метра. Суд не принимает довод налогового органа, что цена указана по состоянию на 01.01.2007, поскольку запрос был сделан в преддверии срока представления декларации за полугодие 2007 года. Данный довод является лишь домыслом налогового органа не подтвержденным документально. Следует отметить, что в июне 2007 года проводилась также выездная налоговая проверка налогоплательщика и камеральные проверки авансовых расчетов и деклараций по земельному налогу за 2006 год. В связи с чем можно предположить, что запрос был направлен в целях выяснения обстоятельств касающихся других налоговых периодов.
Отвечая на запрос учреждения Городской комитет по управлению имуществом не указывает по состоянию на какую дату им приводится кадастровая стоимость земли. В запросе учреждения так же не указано по состоянию на какое число ими запрашивается стоимость, в связи с чем суд считает, что данное письмо не может однозначно и безусловно свидетельствовать о том, что учреждению была известна кадастровая стоимость земли по состоянию на 01.01.2007.
Также следует отметить, что в выписке из государственного земельного кадастра представленной налогоплательщиком самостоятельно, указана иная кадастровая стоимость земли на один миллиард ниже ее фактической стоимости, 142838868 руб., в то время как налоговый орган установил стоимость в размере 1428388680 руб., указывая в судебном заседании на техническую ошибку допущенную при составлении плана земельного участка (т. 1 л.д. 50).
Как следует из оспариваемого решения налоговый орган произведя доначисление авансового платежа по земельному налогу за полугодие 2007 года руководствовался письмом от 26.10.2007 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике (т. 3 л.д. 2), в котором налоговому органу была сообщена кадастровая стоимость земельного участка НОУ НПО "Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В.Ляпидевского" РОСТО.
Учитывая установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, а именно неопубликование в установленном порядке кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа не было правовых оснований для доначисления учреждению земельного налога за рассматриваемый период исходя из данных предоставленных Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике.
Суд так же находит несостоятельным довод налогового органа о том, что в 2006 году была опубликована кадастровая стоимость земельного участка находящегося на праве постоянного бессрочного пользования у учреждения, в 2007 году кадастровая стоимость участка не изменилась в связи с чем не требовалось ее повторной публикации.
Неизменение кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Налоговым кодексом РФ не является условием, при котором изменяется порядок определения налоговой базы по налогу. Налоговым кодексом предусмотрено ежегодное доведение до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земли независимо от каких-либо произошедших изменений с земельным участком либо их отсутствием.
При этом не имеет значения по какой причине сведения в отношении земельного участка, находящегося в пользовании учреждения не были опубликованы в 2007 году, так как данное обстоятельство не может повлиять на рассмотрение дела по существу.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики № 19-06/1298 от 31.10.2007.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики в пользу федерального бюджета государственную пошлину.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru