Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2009 г. № 33

О ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Хабаровского муниципального района, реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края решило:
1. Принять Стратегию социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Администрации Хабаровского муниципального района, ее органам и структурным подразделениям обеспечить реализацию Стратегии.
3. Опубликовать настоящее решение в "Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края"
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава района
В.А.Алешко





УТВЕРЖДЕНА
Решением
Собрания депутатов Хабаровского
муниципального района
от 21 июля 2009 г. № 33

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА

Введение

Стратегия социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района (далее - район) в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности. Настоящий документ призван создать понимание связи между настоящим и будущим, обеспечить интеграцию главных целей и задач развития, их согласование с интересами местного самоуправления района, входящими в его состав поселений и стратегическими интересами Хабаровского края.
В Стратегии района определены следующие базовые установки:
актуализация управления территорией как источником ресурсов, развитие видов деятельности, опирающихся на ресурсный потенциал района на основе диверсификации экономики, развитие предпринимательской способности, расширение возможностей для формирования доходов, обеспечение устойчивого и стабильного развития территорий в условиях изменений внешних экономических и политических факторов;
организация межмуниципального сотрудничества с поселениями, расположенными в границах района, создания межмуниципальной инфраструктуры, решения вопросов социальной сферы, повышение социальной и экономической защищенности населения, обеспечение доступности и необходимого качества социальных благ для населения района;
создание благоприятных условий для интеграции различных субъектов экономики района, совместного использования ресурсов района, объединения капиталов, осуществления экономической деятельности, снятие барьеров, качественное повышение эффективности и результативности муниципального управления.
Стратегия социально-экономического развития района разработана на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края, регулирующих разработку и реализацию программ, использование природно-ресурсного потенциала, развития социальной инфраструктуры, муниципального сектора экономики. При подготовке Стратегии учтены муниципальные правовые акты, принятые представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, программы, доклады о результатах и основных направлениях социально-экономического развития.
Стратегия определяет общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории района для органов местного самоуправления, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.

Сценарий развития района

Ожидания по развитию района основываются на прогнозах, сделанных в условиях финансового мирового кризиса и с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, крае, районе. Для оценки возможных вариантов социально-экономического развития района рассматривается сценарий с периодом выхода из кризиса и возобновлением динамичного роста экономики в 2011 - 2012 годах.
Сценарий предполагает, что развитие района будет в определенной степени зависеть от динамики развития экономики края и страны в целом, последствий мирового финансового кризиса, мировых цен на нефть, политики государства в области налогообложения, таможенных пошлин, темпов роста доходов населения при одновременном росте цен и риске инфляции, уровня развития человеческого капитала как основного фактора развития территории и благополучия населения, институциональных условий ведения предпринимательской деятельности, способности государственного и муниципального управления собирать налоги и распределять между уровнями бюджета.
При разработке сценария в качестве основных стратегических преимуществ района рассматриваются:
- выгодное транспортно-географическое положение, которое определяет роль района, как транзитного прилегающего к краевому центру;
- значительные рекреационные возможности, наличие значительного свободного экологически чистого пространства, размещения на территории района зон для развития отдыха и туризма;
- природно-ресурсный потенциал района, имеющий необходимые предпосылками для его эффективного использования и как основа хозяйственной деятельности, экономического роста и увеличения привлекательности района;
- земельные ресурсы, создающие потенциал для развития интеграции, возможность вовлечения их в финансово-хозяйственных процесс, развития промысловой деятельности;
- многоотраслевая экономика, образовавшиеся новые экономические структуры, ориентированные на рыночный спрос и возможности по их модернизации и расширения;
- положительные демографические тенденции последних лет;
- достаточно высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;
- относительно высокий уровень занятости населения;
- близость сосредоточенных в городе Хабаровске учреждений высшего образования, культуры, науки;
- необходимые и достаточные условия для межмуниципального сотрудничества, развития межмуниципального сектора экономики, экономической интеграции; заинтересованность органов местного самоуправления района в формировании благоприятного инвестиционного климата.
В качестве основных стратегических проблем выступают:
- зависимость экономики района в целом и каждого предприятия района в отдельности от последствий финансового мирового кризиса;
- зависимость финансового положения от финансовой политики края и государства;
- низкий уровень диверсификации экономики района;
- недостаточный уровень активности инвестиционной деятельности;
- дефицит бюджета района;
- морально и материально устаревшие инженерные и коммунальные сети поселений района, высокая доля ветхого жилья, недостаточное благоустройство поселений района, как следствие отвлечение большого объема бюджетных средств на решение задач и проблем, которые не дают необходимой конкурентной отдачи и не способствуют развитию потенциала района;
- высокие коммунально-энергетические тарифы;
- существенная зависимость качества жизни в городском и сельских поселениях от уровня финансирования текущей деятельности учреждений бюджетной сферы;
- недостаточная развитость транспортной инфраструктуры;
- отдаленность северных территорий района и низкая их обеспеченность транспортной и коммунальной инфраструктурой;
- низкая конкурентоспособность;
- расположение на территории района больших территорий сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда, ограничивающих развитие жилищного строительства и иных промышленных видов деятельности.
С учетом реально сложившейся экономической ситуации и прогнозах сценарий социально-экономического развития района разделен на две составляющие части: сценарий стабилизации, предусматривающий удержание экономической ситуации в условиях кризиса на приемлемом уровне, и сценарий развития, рассматриваемый как успешный выход из кризиса с дальнейшим развитием экономической и социальной сферы района.

Сценарий стабилизации представляет собой наименее успешный вариант эволюции, при котором на фоне трудностей мировой и национальной экономики развитие края, и в частности, района примет в целом скачкообразный, конъюнктурный характер. Это может в худшем случае повлечь низкие темпы роста экономики, уменьшение вложений в инфраструктуру, снижение уровня благосостояния предприятий района, сохранение социальных диспропорций. В лучшем случае - доходы предприятий будут удерживаться на приемлемом уровне за счет развития местных рынков и роста внутрирегионального оборота, но серьезного улучшения жизни не произойдет.
В случае ожидаемого в 2009 году значительного спада ВВП России, более глубокого по сравнению с первоначальными прогнозами, перспективы восстановления положительного роста в 2010 году остаются неопределенными. Ожидается высокий уровень числа безработных, медленно снижающаяся инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
Вместе с тем, провозглашаемая бюджетная политика государства ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период и не рассматривается в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
В случае развития событий по пессимистичному варианту в период 2009 - 2010 годов в районе ожидается спад объемов производства и реализации товаров, работ, услуг крупных и средних предприятий района, преодоление которого возможно лишь в 2011 году. Прогнозируется сокращение минимум на 6 процентов (200 человек) работающих на данных предприятиях, восстановление численности можно будет ожидать лишь к 2014 году.
Возможно снижение в период 2009 - 2010 годов сводного фонда оплаты труда вышеуказанных предприятий, замедление темпов роста номинально начисленной заработной платы, ее отставание от уровня инфляции, что в свою очередь приведет к снижению реально располагаемых доходов граждан.
Вместе с тем, даже при этом варианте, если возобновление динамичного роста экономики все-таки произойдет в 2011 году, после преодоления кризиса объемы производства и реализации продукции, выполненных работ и услуг, крупных и средних предприятий района в стоимостном выражении в 2020 году могут возрасти по отношению к 2009 году более чем в полтора раза, что обеспечит рост численности работающих на тринадцать процентов и рост заработной платы на 53 процента.
Стратегический выбор в рамках данного сценария заключается в стабилизации доходов населения на приемлемом уровне, распространении предпринимательства и создание системы всемерного содействия развитию малого бизнеса, опоры на доходное использование личных подсобных хозяйств.
На муниципальном уровне необходима оптимизация расходов и направление финансовых средств на первоочередные задачи.
Главная программа действий - это сочетание политики содействия занятости, развития предпринимательства с обеспечением комфортности жизнедеятельности, использование местной ресурсной базы и внутреннее инвестирование при разумном вовлечении внешних инвестиций.
Продолжительность сценария стабилизации не предусматривается далее 2012 года.

Сценарий развития предполагает развитие района как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной муниципальной экономикой посредством создания стабильных институтов местного самоуправления и инфраструктуры для эффективного использования ресурсов территории в интересах населения, использования потенциала района, а также формирование новой системы ценностей населения, которая была бы направлена на развитие района и поддержание различных социальных ролей, стремление к оседлости поколений, поддержку поколений и осознание достоинств комфортной жизни как доступной всем жителям поселений.
Сценарий развития основывается на предположении, что общее экономическое развитие страны, края и района позволит, начиная, по крайней мере, с 2012 года существенно увеличить доходы населения до уровня, обеспечивающего не просто качественное потребление товаров и услуг, но возможность инвестирования в место проживания и будущее семьи.
Сценарий развития предполагает, что муниципальный район создаст систему необходимых и достаточных условий для развития территорий района, привлечения бизнеса и инвестиций, увеличение привлекательности района, эффективного использования ресурсов, создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности, создания благоприятных условий, социальной защищенности и повышения качества жизни населения, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основные показатели развития района на период до 2020 года отражены в прилагаемых таблицах № 1 и № 2, которые являются соответственно пессимистическим и оптимистическим прогнозами.
Главные направления деятельности муниципального управления в рамках данного сценария следующие:
1. Эффективная экономика:
обеспечение эффективного расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества, создание базы для расширения собственного доходного потенциала; совершенствование муниципального контроля (подтверждение достижения эффекта, рассчитываемого при принятии решения о расходовании средств);
создание условий для организации отдыха и туризма на территории района, включая строительство комплексов и инфраструктуры, обустройства придорожного пространства, создание спортивно-развлекательных центров, сохранение историко-культурных ценностей, вовлечения жителей района в предпринимательство в сфере туристического сервиса и привлечение действующего бизнеса в развитие потенциальных территорий;
создание условий, обеспечивающих высокую занятость и как следствие рост доходов населения, развитие внутренних рынков и создания новых производств, прежде всего, на базе местных ресурсов, стратегического партнерства с муниципальными образованиями, организациями, населением;
поддержка реального сектора экономики и финансовой системы;
содействие формированию и становлению малого и среднего бизнеса;
способствование закреплению и расширению конкурентных преимуществ района;
снижение административных барьеров для бизнеса.
2. Социальная защищенность населения:
создание условий для обеспечения населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства (согласно федеральной концепции средний уровень обеспеченности жильем должен достигнуть к 2020 году около 30 кв. м на человека, или около 100 кв. м на среднестатистическую семью);
создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, и качества социальной среды, в том числе за счет доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, доступа к культурным благам и обеспечение экологической безопасности, необходимого уровня обеспеченности жильем (согласно федеральной концепции, расходы на образование должны увеличиться к 2020 году как минимум на 35 процентов, минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам, рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента).
Сопутствующей задачей стоит повышение конкурентоспособности кадров во всех отраслях в целях повышения производительности труда, в том числе за счет обеспечения доступности и увеличения качества образования, здравоохранения, отдыха и рекреации. Введение политики формирования кадрового резерва для всех сфер экономики района, создание условий гарантии рабочих мест для выпускников учебных заведений и неконкурентоспособных лиц, развитие системы дополнительного образования.
Необходимым условием достижения поставленных целей являются вопросы эффективного управления имуществом и обеспечения доходности. В течение ближайших двух-трех лет должны быть решены все вопросы формирования права муниципальной собственности, налажена система сбора местных налогов (создана способность максимально собирать налоги), отработана система по сохранению, улучшению и оптимальному использованию муниципального имущества.
Опорой данного сценария являются новые технологии во всех возможных сферах хозяйственной деятельности, касается ли это использования леса, сельского хозяйства или производства коммунальных услуг, потребления личных услуг или создания благоприятной среды жизнедеятельности. Реализация данного сценария возможна в условиях наращивания энергоресурсов. Основой поступательного развития должен стать внутренний спрос, максимально эффективное задействование собственных ресурсов района.
Сценарий развития является наиболее привлекательным с точки зрения повышения качества жизни населения и обеспечения поступательного развития экономики территории. Начало его реализации стратегически не должно уходить за горизонт 2012 года.

Долгосрочные приоритетные направления и цели их реализации

Ведущая деятельности местной власти в долгосрочном развитии района - это создание институциональных и инфраструктурных условий для эффективного использования природных и других ресурсов территории в интересах населения городского и сельских поселений через интеграцию с поселениями и частным бизнесом, организацию взаимодействия и координацию муниципального управления поселениями, входящими в состав муниципального района.
Главная задача управления муниципальным районом заключается в обеспечение условий для формирования экономической самодостаточности поселений, входящих в состав района, социальной защищенности населения, повышение привлекательности района, эффективного использования его ресурсов и территорий, развития малого и среднего бизнеса, увеличения комфортности проживания путем использования политических и финансовых возможностей и законных полномочий власти муниципального района.
Месторасположение района, имеющийся ресурсный потенциал и анализ уровня его социально-экономического развития определяют главную стратегическую цель и основные стратегические направления развития района на период до 2020 года:
Главная стратегическая цель развития района - стабильное социально-экономическое развитие района в целях повышение уровня и улучшение качества жизни каждого жителя района.
Стратегические направления развития района:
1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района.
2. Укрепление имиджа района, как территории, привлекательной для инвесторов, проживания и отдыха.
3. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности.
Одной из основных составляющих первого стратегического направления развития района является развитие индустрии отдыха, оздоровления и туризма:
- обеспечение эффективного использования и вовлечение в экономику района имеющихся природно-рекреационных ресурсов;
- создание условий для развития внутреннего и внешнего туризма;
- развитие материальной базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства туристических объектов;
- создание с помощью туризма, в том числе делового, инвестиционно-привлекательного имиджа района, позиционирование района на российском и зарубежном уровне;
- вхождение района в туристическую сеть края;
- развитие предпринимательства в сфере туризма, в том числе малого и среднего бизнеса;
- развитие гостиничного бизнеса;
- создание туристско-рекреационных зон и зон отдыха;
- расширение возможностей для населения района в организации отдыха, в том числе семейного;
- создание новых источников доходов и обеспечение занятости населения;
- создание туристско-рекреационного кластера.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание на территории района новой высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли экономики, обеспечивающей дополнительные доходы бюджету, занятость населения и предоставляющей широкие возможности для организованного отдыха жителей района.
Второе направление стратегического развития невозможно без развития и увеличения объемов жилищного строительства с одновременным обеспечением необходимого уровня инфраструктуры района:
- оказание содействия в повышении темпов малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация объектов коммунального назначения, в том числе за счет эксплуатирующих организаций;
- ускорение темпов газификации, водоснабжения, энергоснабжения и благоустройства населенных пунктов.
Конечная цель - обеспеченности населения доступным и комфортным жильем.
Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности базируется на следующих задачах:
- обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;
- развитие современной сети здравоохранения с повышенным качеством медицинских услуг, снижение уровня заболеваемости населения;
- развитие дошкольной и школьной образовательной сети, обеспечивающей воспитание всесторонне развитого человека;
- развитие сети учреждений культуры, библиотек, физкультурно-оздоровительных объектов, максимально доступных населению по месту жительства, создание условий для здорового образа жизни;
- повышение духовно-нравственного потенциала населения, создание условий и обеспечение приоритетного развития нравственного воспитания, массовое приобщение населения к культурным и духовным ценностям;
- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;
- создание эффективной системы противодействия преступности и обеспечение общественной безопасности населения;
- обеспечение максимальной занятости населения, особенно женщин и молодежи;
- создание условий для опережающего роста доходов населения в сравнении с ростом прожиточного минимума;
- обеспечение экологической безопасности и здоровой окружающей среды.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание комфортной среды проживания населения, обеспечивающей достойный образ жизни и активное долголетие.
Реализация изложенных направлений позволит мобилизовать потенциал Хабаровского муниципального района как:
- уникального уголка Хабаровского края с историческим прошлым, благоприятной экологической средой, имеющей все условия для создания высокоэффективной инфраструктуры отдыха и туризма. Привлечение отдыхающих и туристов обеспечит значительное поступление дополнительных финансовых средств, увеличит товарооборот и платные услуги, даст развитие населенным пунктам, частично решит проблему занятости как населения;
- района, имеющего развитую жилищную застройку, сеть социальных объектов, обусловленную социально-демографическим составом населения, и инженерную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям. Жилищное строительство, наличие социальных объектов, реконструкция инженерных коммуникаций, газификация района позволят обеспечить качественную и надежную структуру жизнеобеспечения населения, оптимизировать расходы местного бюджета;
- центра высокоразвитого сельскохозяйственного производства, преимущественно молочно-мясного и яичного направления с собственной кормовой базой и переработкой сельскохозяйственной продукции, обеспечивающей внутренние потребности в качественных продуктах питания, занятость сельского населения и повышение его уровня жизни;
- территории, обладающей определенным промышленным сектором, имеющей собственные сырьевые ресурсы: лес, полезные ископаемые, что способствует устойчивому их закреплению в структуре экономики района.

Составляющие стратегических направлений района

1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района

1.1. Развитие туризма и использование рекреационного потенциала района
Развитие туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики играет важную роль в развитии района. Повышая привлекательность территорий, привлекая инвестиции и создавая дополнительную доходную базу, туризм и отдых выполняет социальную функцию, способствующую повышению уровня жизни населения, совершенствованию системы образования и медицинского обслуживания, сохранению и развитию культурного потенциала.
Данная отрасль экономики только начинает свое развитие. В районе в настоящее время уже осуществляют свою деятельность ряд организаций, которые представляют оздоровительные, экскурсионные и развлекательные услуги. В разработке находятся несколько проектов по формированию туристско-рекреационных зон, организаций мест активного отдыха, создание оздоровительных комплексов.
Территория района богата красивыми лесными массивами, реками и озерами, чистым воздухом и располагает для проведения организованного и цивилизованного отдыха, как жителей района, так и жителей города Хабаровска, Хабаровского края, иностранных граждан.
Для достижения поставленных задач в области развития туризма, оздоровления и отдыха на территории района утверждена Концепция развития рынка туристско-рекреационных услуг в районе на 2008 - 2014 годы, целью которой является создание и развитие современного, эффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики, направленной на увеличение доходной части бюджета и повышение социального уровня района.
Перспективными направлениями развития данной отрасли являются развитие зон активного зимнего и летнего отдыха, организация водного отдыха, организация парковых зон, организация пейнтбола, картинг-центров, велотрасс, трасс для квадроциклов, развитие агротуризма.
Наиболее значимыми планируемыми проектами в данной отрасли являются:
- создание рекреационно-развлекательной зоны на острове Большой Уссурийский;
- строительство туристического комплекса "Воронеж" на базе п/л "Чайка" в комплексе с горнолыжной трассой (ООО "ТК "Воронеж");
- создание центра "Мотель" в селе Тополево (ООО "Восточный транзит");
- организация базы отдыха в районе села Воронежское-1 (ООО "Вемос-С");
- развитие туристической базы отдыха в селе Сикачи-Алян" (ООО "Восток")
- организация пляжа площадью 500 кв. метров (ЗАО "Дальрэо").
- организация Хабаровским краевым благотворительным фондом культуры Музея "Русская деревня".
- использование территорий села Благодатное в качестве организации активного отдыха населения, в том числе пейнтбольных площадок;
- создание центра культурно-познавательного туризма на базе культурно-выставочного центра в селе Черная речка.

1.2. Развитие сельскохозяйственного производства
Хабаровский муниципальный район по-прежнему, один из главных производителей сельскохозяйственной продукции в крае. Из года в год, начиная с 2000 года, улучшают свои производственные показатели КГУСП "Заря", ОАО СК "Агроэнерго", ОАО "ППЗ Хабаровский". Предприятия развиваются, на них вводятся и реконструируются производственные помещения, обновляется стадо, внедряются новые технологии, в том числе зарубежные.
Созданы и успешно функционируют новые сельхозпредприятия, в том числе ООО "Даниловка", ООО "Восточное", ООО СХП "Дружба". Производство яйца сельхозпредприятиями района увеличилось с 127 миллионов штук в 2000 году до 192 миллионов - в 2008 году, производство мяса с 6062 до 7797 тонн.
Главная задача на планируемый период - содействие переходу сельского хозяйства к устойчивому режиму развития.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли являются:
- строительство 2-х свинарников, реконструкция 6-ти свинарников и 2-х птичников, ежегодная реновация основных средств (ОАО СК "Агроэнерго");
- строительство родильного отделения, реконструкция двух коровников, реконструкция мелиоративной системы на острове Большой Уссурийский (КГУСП "Заря");
- реконструкция цехов содержания родительского стада и содержания промышленного стада (ОАО "ППЗ "Хабаровский");
- реконструкция свино- и птицетоварных комплексов, создание молочно-товарного комплекса (филиал "Рощино" ФГУСП "Поляное").
- строительство сельскохозяйственных рынков в селах Мирное и Краснореченское.
Задачи муниципального управления состоят в следующем:
- развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса района для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства и продуктах питания населения района и близлежащих территорий, организация межмуниципальных розничных рынков, способствующих внутреннему сбыту собственной продукции сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств;
- привлечение в сельскохозяйственную отрасль района крупных компаний и крупных инвесторов; развитие малых форм хозяйствования, развитие потребительской кооперации.

1.3. Развитие промышленности строительных материалов
Развитием промышленных отраслей экономики достигается цель рационального размещения производительных сил и оптимального использования территориальных, сырьевых, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, создание значительного количества новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Рассматриваемыми в области разработки и добычи общераспространенные полезных ископаемых на территории района являются:
- поиск и разведка новых месторождений, в частности залежей русловых и пойменных песков мелких и тонких с линзами песчано-гравийного материала на правобережье реки Амура на отрезке от села Виноградовки до села Свечино и Петропавловского озера, на Левобережье Хохлацкой протоки от села Заозерного до села Малышево;
- освоение песчано-гравийных месторождений Ситинского, Осиновского и Краснореченского, проявления Князе-Волконского, Благодатненского.
Перспективными представляются площади, свободные от сельхозугодий застройки в пригороде Хабаровска, ограниченная с запада р. Амур, с севера - пойменными отложениями р. Амур, с востока - р. Сита и с юга - Хехцирским заповедником. В пределах этой площади, за исключением отдельных высот, повсеместно развиты глины и суглинки мощностью до 20 м. Все разведанные месторождения - Федоровское, Березовские 1 и 2, Хабаровское-2, Хабаровское-8, Краснореченское-1, Ракитненское расположены на этой территории.
Сергеевское и Корсаковское месторождения тугоплавких глин для производства канализационных труб, половой плитки, черепицы, возможно, и лицевого кирпича заслуживают дополнительного изучения как сырье для производства лицевого кирпича и облицовочной плитки.
На территории района имеются уже как открытые линии по производству кирпича (с. Виноградовка), так и находящиеся на стадии строительства (с. Ильинка), которые являются перспективными в своем развитии.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли является ожидаемый в период 2011 - 2014 годов запуск кирпичного завода ЗАО "Стандарт", разработка в 2009 - 2012 годах ситинского месторождения песчано-гравийного материала (участок недр № 1) филиалом "Спецдорстрой № 2" ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и в 2009 - 2010 годах карьеров по добычи сланца и песка ЗАО "Дальрэо".

1.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в структуре экономики района, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.
Представители малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в районе осуществляют свою деятельность в большинстве отраслей экономики.
Оценочно среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, зарегистрированных в районе, составляет около 15 тысяч человек.
Число индивидуальных предпринимателей в районе выросло к 2006 году более чем на 466 человек (или около 24%) и составило к концу 2008 года 1843 человека. По структуре 68 процентов индивидуальных предпринимателей занято в оптовой и розничной торговле.
Общую численность работающих в малом и среднем бизнесе можно оценить почти в 17 тысяч человек, что составляет более 47 процентов от численности работающих в районе, и 36 процентов от экономически активного населения.
Объем оборота произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями составил, без учета объема розничной торговли и предприятий ЖКХ почти 450 миллионов рублей. Малыми предприятиями обеспечивается подавляющий объем розничного товарооборота. В сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства лишь три муниципальных предприятия из 39 действующих организаций, занятых в этой сфере.
Наиболее приоритетными направлениями развития частной инициативы и предпринимательства такие направления, как развитие туризма и отдыха, развитие малоэтажного комплексного жилищного строительства, освоение общераспространенных полезных ископаемых, производство строительных материалов, переработка древесины и сельхозпродукции, создание розничных рынков и реализация транзитного потенциала района через развитие придорожно-сервисного сектора.

]]>
5. Анастасьевское, Князе-Волконское, Малышевское, Елабужское, Петропавловское сельские поселения, сельские поселения "Село Сикачи-Алян" и "Село Челны".
Данная зона имеет ярко выраженные перспективы по развитию туристско-рекреационного потенциала: Петроглифы, "Утиный дом", Петропавловское озеро, реки и обводненные карьеры, наличие гостиничной инфраструктуры. Экологически чистая зона позволяющая создавать лечебно-оздоровительные центры, в частности санатория-профилактория лечебного голодания "Лесная поляна".
Имеются возможности по жилищному строительству.

6. Куканское, Побединское, Наумовское, Улика-Национальное сельские поселения и сельское поселение "Село Новокуровка".
Помимо развития лесозаготовительной отрасли данные территории имеют важное значение для формирования и дальнейшего использования охотничьих и рыболовных угодий, объектов экстремального туризма (реки, озера, пещеры). Развитие этнотуризма с использованием традиционных видов деятельности (сбор меда, традиционные бани).
Имеются перспективы по жилищному строительству для людей с доходами, желающих иметь недвижимость в экологически чистых местах.

Заключение

Для реализации Стратегии социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года необходима разработка программных документов, конкретизирующих и регулирующих оперативные цели и тактические задачи органов местного самоуправления района, которые могут выражаться в целевых муниципальных программах.
Стратегия развития - это основа плана социально-экономического развития района, составляющего тактику действий района в достижении поставленных стратегических целей.
Стратегия не является раз и навсегда заданным документом на 10 лет. Она должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешнего контекста развития России, Дальневосточного региона, Хабаровского края и района. Стратегическая концепция должна совершенствоваться исходя из складывающейся ситуации, изменения законодательства, политики и конъюнктуры экономики.

Председатель Собрания депутатов
Н.М.Горбачев





Приложение 1
к Стратегии
социально-экономического развития
Хабаровского муниципального
района до 2020 года

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В 2009 - 2020 ГОДАХ
(СЦЕНАРИЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ))

+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦показатели на конец¦  ед.  ¦  2008   ¦  %%  ¦ 2009 ожид.¦  %%  ¦   2010    ¦  %%  ¦   2011    ¦  %%  ¦   2012    ¦  %%  ¦   2015    ¦  %%  ¦   2020    ¦  %%  ¦
¦       года        ¦ изм.  ¦         ¦2008 к¦           ¦2009 к¦           ¦2010 к¦           ¦2011 к¦           ¦2012 к¦           ¦2015 к¦           ¦2020 к¦
¦                   ¦       ¦         ¦ 2007 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2008 ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦тыс.   ¦     93,9¦ 101,3¦      94,2 ¦100,3 ¦      94,4 ¦ 100,3¦      94,7 ¦ 100,6¦      95,0 ¦ 100,9¦      95,8 ¦ 101,7¦      97,2 ¦ 103,2¦
¦постоянного        ¦человек¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦населения          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦муниципального     ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района             ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦тыс.   ¦     47,3¦ 102,2¦      46,8 ¦ 98,9 ¦      46,8 ¦  99,0¦      46,9 ¦  99,2¦      47,0 ¦  99,4¦      47,4 ¦ 100,2¦      47,6 ¦ 100,6¦
¦занятого в         ¦человек¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦экономике населения¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Индекс производства¦тыс.   ¦3010018,0¦ 117,0¦ 2865007,0 ¦ 95,2 ¦ 2968945,0 ¦  98,6¦ 3283290,0 ¦ 109,1¦ 3491494,0 ¦ 116,0¦ 4082029,0 ¦ 135,6¦ 4849144,0 ¦ 161,1¦
¦продукции, объема  ¦руб. %%¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выполненных работ и¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦услуг,             ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимыми¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиями      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района в отраслевом¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦разрезе, в         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦стоимостном        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выражении          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦немуниципального   ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли)          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Индекс объема      ¦тыс.   ¦3337438,0¦ 114,3¦ 3078846,0 ¦ 92,3 ¦ 3119811,0 ¦  93,5¦ 3486450,0 ¦ 104,5¦ 3797134,0 ¦ 113,8¦ 4258135,0 ¦ 127,6¦ 5044176,0 ¦ 151,1¦
¦реализации         ¦руб./%%¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦продукции          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимыми¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиями      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района в           ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦стоимостном        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выражении по видам ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦немуниципального   ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли)          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦человек¦   3786,0¦  95,5¦    3565,0 ¦ 94,2 ¦    3591,0 ¦  94,8¦    3640,0 ¦  96,1¦    3670,0 ¦  96,9¦    3925,0 ¦ 103,7¦    4084,0 ¦ 107,9¦
¦работающих на      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимых ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятий района ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(немуниципального  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли))         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Номинально         ¦рублей ¦  13353,0¦ 121,3¦   14121,0 ¦105,8 ¦   14420,0 ¦ 108,0¦   15754,0 ¦ 118,0¦   16799,0 ¦ 125,8¦   19087,0 ¦ 142,9¦   21675,0 ¦ 162,3¦
¦начисленная        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦среднемесячная     ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦заработная плата на¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимых ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиях района¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(немуниципального  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли))         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+





Приложение 2
к Стратегии
социально-экономического развития
Хабаровского муниципального
района до 2020 года

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В 2009 - 2020 ГОДАХ ПРОГНОЗ
(СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ (ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ))

+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦показатели на конец¦  ед.  ¦  2008   ¦  %%  ¦ 2009 ожид.¦  %%  ¦   2010    ¦  %%  ¦   2011    ¦  %%  ¦   2012    ¦  %%  ¦   2015    ¦  %%  ¦   2020    ¦  %%  ¦
¦       года        ¦ изм.  ¦         ¦2008 к¦           ¦2009 к¦           ¦2010 к¦           ¦2011 к¦           ¦2012 к¦           ¦2015 к¦           ¦2020 к¦
¦                   ¦       ¦         ¦ 2007 ¦           ¦ 2008 ¦           ¦ 2009 ¦           ¦ 2009 ¦           ¦ 2009 ¦           ¦ 2009 ¦           ¦ 2009 ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦тыс.   ¦     93,9¦101,29¦     94,172¦100,29¦     94,444¦100,29¦     94,716¦100,58¦     94,988¦100,87¦     95,804¦101,73¦     97,164¦103,18¦
¦постоянного        ¦человек¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦населения          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦муниципального     ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района             ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦тыс.   ¦     47,3¦102,16¦     47,4  ¦100,21¦     47,47 ¦100,15¦     47,83 ¦100,91¦     48,19 ¦101,67¦     48,9  ¦103,16¦     49,8  ¦105,06¦
¦занятого в         ¦человек¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦экономике населения¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Индекс производства¦тыс.   ¦3010018  ¦117,04¦3090558    ¦102,68¦3194854    ¦103,37¦3438811    ¦111,27¦3732694    ¦120,78¦4107929    ¦132,92¦4875544    ¦157,76¦
¦продукции, объема  ¦руб. %%¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выполненных работ и¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦услуг,             ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимыми¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиями      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района в отраслевом¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦разрезе, в         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦стоимостном        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выражении          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦немуниципального   ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли)          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Индекс объема      ¦тыс.   ¦3337438  ¦114,27¦3221063    ¦ 96,51¦3323556    ¦103,18¦3570787    ¦110,86¦3873021    ¦120,24¦4284035    ¦133,00¦5070576    ¦157,42¦
¦реализации         ¦руб./%%¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦продукции          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимыми¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиями      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦района в           ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦стоимостном        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦выражении по видам ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦немуниципального   ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли)          ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Численность        ¦человек¦   3786  ¦ 95,49¦   3881    ¦102,51¦   3880    ¦ 99,97¦   3911    ¦100,77¦   3931    ¦101,29¦   4004    ¦103,17¦   4163    ¦107,27¦
¦работающих на      ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимых ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятий района ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(немуниципального  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли))         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+
¦Номинально         ¦рублей ¦  13353  ¦121,34¦  14477    ¦108,42¦  15108,712¦104,36¦  16270    ¦112,38¦  17521    ¦121,02¦  19751,326¦136,42¦  22759,267¦157,20¦
¦начисленная        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦среднемесячная     ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦заработная плата на¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦социально значимых ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦предприятиях района¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(немуниципального  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦сектора экономики  ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦(кроме ЖКХ,        ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
¦торговли))         ¦       ¦         ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦           ¦      ¦
+-------------------+-------+---------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+-----------+------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru