Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2009 г. № 02-10/43-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии заявителя Кремер Л.В., представителей от ООО "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" Купцова А.А. по доверенности от 16.12.2008 № 183, от ООО "Горсети" Черниковой О.И. по доверенности от 15.05.2008 № 45, от ООО "Компания "Каштачная" Смолонской О.В. по доверенности от 11.01.2009 б/N, рассмотрев дело № 02-10/43-09 о нарушении ООО "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" (634034, г. Томск, ул. Котовского, 19) ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", установила:
В Томское УФАС России поступило заявление от жильцов дома по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 18 о незаконном начислении ООО "Энергокомфорт. Сибирь" за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (далее - ОДН).
По мнению заявителя, прибор учета, по которому начисляется оплата за общедомовые нужды жителям по вышеуказанному адресу, нельзя признать прибором общедомового учета. При обращении к управляющей организации - ООО "Компания "Каштачная", обслуживающей дом, последняя рекомендовала все вопросы, связанные с расположением общедомового прибора учета и начислениями за ОДН, обращаться в ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
На заседании Комиссии Кремер Л.В. подтвердила заявленные требования о неправомерных действиях ООО "Энергокомфорт. Сибирь" по начислению оплаты жителям дома по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 18.
В заседании Комиссии представитель ООО "Энергокомфорт. Сибирь" пояснил, что между ООО "Энергокомфорт. Сибирь" и ООО "Компания "Каштачная" заключен договор энергоснабжения от 07.05.2008 № 1848, в соответствии с которым осуществляется энергоснабжение жилого дома по ул. ул. 5-й Армии, 18. К указанному договору 01.09.2008 стороны в порядке п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), заключили соглашение о порядке проведения взаиморасчетов. В соответствии с п. 136 Правил оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов. Согласно п. 88 Правил, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем. Актом разграничения балансовой принадлежности, составленным сетевой организацией ООО "Горсети" и потребителем в лице организации, обслуживающей многоквартирный дом (ООО "Компания "Каштачная"), определена граница балансовой принадлежности - на изоляторах, установленных на жилом доме по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 18. Законодатель предусмотрел случаи, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. В соответствии с п. 143 Правил в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. ООО "Энергокомфорт. Сибирь" произвело начисления за электрическую энергию, отпущенную в многоквартирный дом на основании показаний прибора учета, принятого в эксплуатацию сетевой организацией ООО "Горсети" и потребителем в лице организации, обслуживающей указанный дом, - ООО "Компания "Каштачная". По мнению представителя ООО "Энергокомфорт. Сибирь", своими действиями по начислению платы за потребленную жильцами энергию на общедомовые нужды общество не нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Представитель ООО "Компания "Каштачная" пояснила, что начисления оплаты за ОДН производятся по показаниям прибора учета электрической энергии, установленного на опоре № 14 от ТП-940-5. В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением № 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуги выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (пп. "а" п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Согласно договору № 110/08 от 05.03.2008 на управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Томск, ул. 5-й Армии, 18, прибор учета электрической энергии в состав общего имущества указанного дома не введен. Кроме того, данный прибор учета установлен за пределами внешней границы стены многоквартирного дома. Таким образом, прибор учета, по которому производится начисление платы за электрическую энергию жителям вышеуказанного дома, не может быть признан общедомовым. ООО "Компания "Каштачная" показания данного прибора учета не снимает и прибор не обслуживает. По мнению представителя ООО "Компания "Каштачная", начисление платы за электрическую энергию жителям дома по ул. 5-й Армии, 18 является незаконной.
Представитель ООО "Горсети" пояснила, что ООО "Горсети" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, ООО "Горсети" как организация, не осуществляющая деятельность по продаже другим лицам электрической энергии, не участвует в начислениях оплаты за потребленную электрическую энергию.
Материалы дела свидетельствуют о следующем:
Согласно аналитическому отчету по определению положения ООО "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии, исследование конкурентной среды проводилось за 2007 - 2008 гг. Электроэнергия является наиболее универсальным видом энергии и не имеет аналогов или заменителей, поэтому спрос на электроэнергию в меньшей степени, чем спрос на другие виды товаров, зависит от изменения цены на нее. Тарифы на электроэнергию регулируются региональными энергетическими комиссиями. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определяются как "купля-продажа (поставка) электрической энергии". Уведомлением РЭК по ТО от 13.10.2006 № 01-40-1673 ООО "Энергокомфорт" присвоен статус гарантирующего поставщика и определены границы зоны деятельности общества, равные границам балансовой принадлежности электрических сетей в административных границах г. Томска и Томского района, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ООО "Горсети".
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке представлен в таблице.

+---------------------+----------------+-----------------+----------------+
¦Хозяйствующий субъект¦  Объем рынка,  ¦Объем рынка, тыс.¦Доля на рынке, %¦
¦                     ¦   тыс. кВт.ч   ¦      руб.       ¦                ¦
+---------------------+----------------+-----------------+----------------+
¦ООО "Энергокомфорт"  ¦    826220,30   ¦   1391230,50    ¦      76,57     ¦
+---------------------+----------------+-----------------+----------------+
¦ОАО "ТЭСК"           ¦    252827,72   ¦    143186,46    ¦      23,43     ¦
+---------------------+----------------+-----------------+----------------+
¦Итого                ¦   1079048,02   ¦   1534416,96    ¦     100,00     ¦
+---------------------+----------------+-----------------+----------------+

Анализ розничного рынка купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах сетей, принадлежащих ООО "Горсети", показал, что данный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации, где функционируют два крупных субъекта: ООО "Энергокомфорт" и ОАО "ТЭСК".
В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства", если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов (ООО "Энергокомфорт"), то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
На основании анализа вышеуказанного товарного рынка можно сделать следующий вывод. Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Томская сбытовая компания" занимает на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей г. Томска и Томского района, которые находятся в собственности, в аренде или на иных законных основаниях у ООО "Горсети", доминирующее положение, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией установлено следующее: согласну акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон б/№ и без даты, подписанного ООО "Горсети" и ООО "Компания "Каштачная", во владении и обслуживании ООО "Компания "Каштачная" находятся ВРУ и внутренняя электропроводка жилого дома по адресу: ул. 5-й Армии, 18.
Актом от 02.09.2008 б/N, подписанным представителями ООО "Горсети", ООО "Энергокомфорт" и ООО "Компания "Каштачная", прибор электроучета по адресу: ул. 5-й Армии, 18, установленный на опоре 15 Вл-0,4 кВ от ТП 940-5, принят в эксплуатацию. В то же время, согласно договору № 110/08 от 05.03.2008 на управление указанным многоквартирным жилым домом, указанный прибор учета электрической энергии не введен в состав общего имущества указанного дома.
Из указанных актов следует, что прибор учета, по которому ООО "Энергокомфорт. Сибирь" производит начисления ОДН жильцам, находится не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, следовательно, его нельзя признать общедомовым прибором учета.
Однако законодательством предусмотрены случаи, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. В соответствии с п. 143 Правил в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
ООО "Энергокомфорт. Сибирь" произвело начисления за электрическую энергию, отпущенную в многоквартирный дом, на основании показаний прибора учета, принятого в эксплуатацию сетевой организацией ООО "Горсети", ООО "Энергокомфорт" и организацией, обслуживающей указанный дом, - ООО "Компания "Каштачная", с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.
Поскольку в настоящее время нет методики расчета величины нормативных потерь (пункт 143 Правил № 530), а при наличии потерь в электросети необходима корректировка количества энергии, Комиссия согласилась с позицией гарантирующего поставщика, так как она не противоречит положениям Правил № 530.
Между ООО "Энергокомфорт" (Гарантирующий поставщик) и ООО "Компания "Каштачная" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения от 07.05.2008 № 1848. К указанному договору 07.09.2008 сторонами подписано соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию, согласно которому ООО "Энергокомфорт" производит начисление жильцам за потребленную электроэнергию, осуществляет сбор денежных средств, производит перерасчет и т.д. Данное соглашение заключено в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, в котором сказано, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.
Исходя из указанного, Комиссия пришла к следующему выводу: прибор учета, установленный на опоре 15 Вл-0,4 кВ от ТП 940-5, нельзя признать общедомовым прибором учета. В то же время показания данного прибора с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, ООО "Энергокомфорт. Сибирь" правомерно применяет для начисления оплаты за потребленную жильцами электроэнергию на ОДН, руководствуясь п. 143 Правил функционирования розничных рынков... и соглашением от 07.09.2008.
Следовательно, ООО "Энергокомфорт. Сибирь" не совершало действий, ущемляющих интересы жильцов многоквартирного дома по адресу: ул. 5-й Армии, 18, а действовало с соблюдением требований Правил и договорных обязательств, поэтому его действия не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
Заслушав пояснения заявителя, представителей сторон и рассмотрев материалы дела о нарушении ООО "Энергокомфорт. Сибирь" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", руководствуясь ст.ст. 41 и 48 указанного Закона, Комиссия решила:
Производство по делу № 02-10/43-09, возбужденному в отношении ООО "Энергокомфорт. Сибирь", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
Л.М.РЫЖКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru