Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. № 06-11/20-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П.Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В.Базарова, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело № 06-11/20-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом с ограниченной ответственностью "Частная клиника № 1" (далее - ООО "Частная клиника № 1"), в рекламно-информационном издании "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 1 февраль - март, 2009 (издатель - общество с ограниченной ответственностью "Команда"), в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Частная клиника № 1" (место нахождения: ул. Пушкина, 16, 1, г. Томск, 634003, ОГРН 1047000278742, ИНН 7017106030) Пырескина Лия Владимировна, представитель по доверенности от 20.05.2009;
- ООО "Команда" (место нахождения: пр. Мира, 13/2, г. Томск, 634057, ОГРН 1057002668282, ИНН 7017133139) Жилина Ольга Владимировна, представитель по доверенности от 28.05.2009, установила:
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
В рекламно-информационном издании "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 1 февраль - март, 2009 на странице 127 размещена информация следующего содержания: "Первая частная клиника" АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: - Прием специалистов в клинике и на дому: терапевт, невролог, уролог, гинеколог, гастроэнтеролог, эндокринолог, ЛОР, кардиолог, офтальмолог, рефлексотерапевт, психотерапевт, хирург, травматолог, сосудистый хирург. - УЗИ и лабораторные исследования в клинике и на дому. Массаж, физиотерапия. ХИРУРГИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР: - Общая хирургия, - Травматология, ортопедия, - Оперативная гинекология, - Оперативная урология, Амбулаторная хирургия малые операции, перевязки. ВРАЧЕБНАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ: - Терапевтическая и хирургическая косметология лица и тела, - Реабилитация после пластических операций, - Программы ухода и коррекции фигуры. Программы индивидуального и корпоративного обслуживания. Лицензия № 70-01-000049 от 10.03.2005 Томск, ул. Пушкина, 16...".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно Отраслевому классификатору "Простые медицинские услуги" 91500.09.0001-2001, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113, медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
ООО "Частная клиника № 1" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия на право осуществления медицинской деятельности. В приложении к лицензии № 1 от 10.03.2005 в номенклатуре работ и услуг указаны, в том числе амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, медицинский массаж, ультразвуковая диагностика, хирургия, гинекология, урология, терапевтическая и хирургическая косметология. В приложении к лицензии № 2 от 08.09.2005 в номенклатуре работ и услуг указана в том числе физиотерапия. В приложении к лицензии № 3 от 10.11.2005 в номенклатуре работ и услуг указаны в том числе травматология и ортопедия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" утвержден перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно данному приложению, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по: акушерству и гинекологии, урологии, косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), медицинскому массажу, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, хирургии.
Следовательно, рекламируемые виды услуг являются медицинскими.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассматриваемая реклама медицинских услуг и методов лечения, предоставляемых ООО "Частная клиника № 1" в соответствии с выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития лицензией № 70-01-000049, размещена без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, также в рекламе отсутствует указание о необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На рассмотрении дела представитель ООО "Частная клиника № 1" Пырескина Л.В. сообщила, что между ООО "Частная клиника № 1" и ООО "Команда" заключен договор возмездного оказания услуг № 22/09 от 01.10.2008. На основании данного договора ООО "Команда" обязуется оказать услуги по производству и размещению рекламно-информационной продукции в собственных рекламно-информационных ресурсах, в том числе издании "Деловой вестник Бизнес Club`s". Для определения подробного описания и стоимости работ заключено дополнительное соглашение, из которого следует, что ООО "Частная клиника № 1" поручает, а ООО "Команда" обязуется оказать услугу по размещению в издании "Деловой вестник Бизнес Club`s" рекламного модуля и статьи в октябре 2008 г., ноябре 2008 г., декабре 2008 г. В рамках указанных договорных отношений между ООО "Частная клиника № 1" и ООО "Команда" услуга по размещению рассматриваемого рекламного объявления отсутствует. Размещенный в издании "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 1 февраль - март, 2009 на странице 127 рекламный модуль ООО "Частная клиника № 1" не согласовывался и не оплачивался. Также представитель клиники сообщила, что ранее при размещении рекламы общества требования Федерального закона "О рекламе" были соблюдены, что подтверждается копиями страниц издания "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 9(36) октябрь - ноябрь 2008 г., № 10(37) ноябрь - декабрь, 2008 г.
Представитель ООО "Команда" Жилина О.В. факт нарушения рекламного законодательства признала, пояснила, что рассматриваемая реклама клиники была размещена в издании № 1(38) февраль - март, 2009, так как в декабре журнал не издавался, следовательно, опубликование рекламы, предусмотренное дополнительным соглашением к договору № 22/09 от 01.10.2008, не было осуществлено. Размещение рекламы клиники в журнале "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 1 февраль - март, 2009 было произведено в целях исполнения договорных отношений с ООО "Частная клиника № 1". Также Жилина О.В. сообщила, что причиной возникновения нарушения явился человеческий фактор (в иных рекламных модулях, размещенных в рассматриваемом номере издания "Деловой вестник Бизнес Club`s", содержащих рекламу медицинских услуг, предупреждения, предусмотренные ФЗ "О рекламе", присутствуют).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рассматриваемую рекламу медицинских услуг ООО "Частная клиника № 1", размещенную в журнале "Деловой вестник Бизнес Club`s", ненадлежащей, так как в ней допущены нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе". Комиссия определила в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара, либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе"), ООО "Частная клиника № 1"; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе"), ООО "Команда" на основании договора № 22/09 от 01.10.2008.
Реклама медицинских услуг, оказываемых ООО "Частная клиника № 1", в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" должна сопровождаться предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Однако подобное предупреждение в рекламе отсутствует.
В соответствии пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламно-информационном издании "Деловой вестник Бизнес Club`s" № 1 февраль - март, 2009 на странице 127, "Первой частной клиники", поскольку в ней нарушены ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Частная клиника № 1" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать ООО "Команда" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 2 июня 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.П.ФОМИНЫХ
Н.В.БАЗАРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru