АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2008 г. № 291-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НА 2009 - 2015 ГОДЫ"
В соответствии с Постановлением
Администрации Тверской области от 04.03.2008 № 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (с изменениями, внесенными Постановлением Администрации Тверской области от 26.08.2008 № 243-па) Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу
Тверской области "Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы" (прилагается).
2. Определить:
2.1. администратором (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы
Тверской области "Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы" департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области;
2.2. администратором долгосрочной целевой программы
Тверской области департамент строительного комплекса Тверской области.
3. Департаменту жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области (Серковский Ю.В.):
3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы
Тверской области "Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы" в департамент финансов Тверской области (Зимонт Е.В.), департамент экономики Тверской области (Аристов С.А.), комитет внутренней политики Тверской области (Пызин В.А.) и контрольно-аналитический комитет Тверской области (Шеин А.В.);
3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы
Тверской области "Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы" в сети Интернет на официальном сайте департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области начиная с 2009 года.
4. Департаменту строительного комплекса Тверской области (Петров Л.В.) по результатам полугодия, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы
Тверской области "Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы" в департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Серковского Ю.В.
Отчет об исполнении Постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
6. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области.
Губернатор Тверской области
Д.В.ЗЕЛЕНИН
Приложение
Утверждена Постановлением
администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. № 291-па
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Обеспечение населения Тверской области качественной
питьевой водой на 2009 - 2015 годы"
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Обеспечение населения Тверской области качественной
питьевой водой на 2009 - 2015 годы"
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦"Обеспечение населения Тверской области¦
¦ ¦качественной питьевой водой на 2009 - 2015 годы"¦
¦ ¦(далее - ДЦП) ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Администратор ДЦП¦Департамент жилищно-коммунального и газового¦
¦(государственный ¦хозяйства Тверской области ¦
¦заказчик-координатор) ¦ ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Дата утверждения ДЦП ¦01.09.2008 ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Стратегические цели¦Стратегическая цель ДЦП - обеспечение населения¦
¦и/или тактические¦Тверской области питьевой водой, соответствующей¦
¦задачи ДЦП с указанием¦требованиям СанПиН № 2.1.4.1074-01 "Питьевая¦
¦ведомственной целевой¦вода. Гигиенические требования к качеству воды¦
¦программы (или¦централизованных систем питьевого водоснабжения.¦
¦ведомственных целевых¦Контроль качества" и СанПиН № 2.1.4.1175-02¦
¦программ), в рамках¦"Гигиенические требования к качеству воды¦
¦которой(ых) ¦нецентрализованного водоснабжения. Санитарная¦
¦планируется их¦охрана источников". ¦
¦достижение ¦Указанная цель достигается в рамках реализации¦
¦ ¦ведомственной целевой программы департамента¦
¦ ¦жилищно-коммунального и газового хозяйства¦
¦ ¦Тверской области и ведомственной целевой¦
¦ ¦программы департамента строительного комплекса¦
¦ ¦Тверской области ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ДЦП ¦2009 - 2015 годы ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты¦- повышение качества воды в системах¦
¦реализации ДЦП ¦централизованного водоснабжения городских округов¦
¦ ¦и городских поселений Тверской области; ¦
¦ ¦- сокращение потерь воды в системах¦
¦ ¦централизованного водоснабжения городских округов¦
¦ ¦и городских поселений до 13% ; ¦
¦ ¦- рост уровня удовлетворенности населения¦
¦ ¦качеством питьевой воды ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Общий объем финансирования ДЦП на 2009 - 2015¦
¦финансирования (в¦годы - 1474,26 млн. рублей, в том числе за счет¦
¦разрезе годов и кодов¦средств: ¦
¦разделов и подразделов¦федерального бюджета - 300 млн. рублей, ¦
¦классификации расходов¦областного бюджета - 270 млн. рублей, ¦
¦бюджета области) с¦местных бюджетов - 270 млн. рублей, ¦
¦указанием объемов¦внебюджетных источников - 634,26 млн. рублей, ¦
¦финансирования по¦2009 год - 406,22 млн. рублей, ¦
¦ведомственной целевой¦2010 год - 348,04 млн. рублей, ¦
¦программе ¦2012 год - 180 млн. рублей, ¦
¦ ¦2013 год - 180 млн. рублей, ¦
¦ ¦2014 год - 180 млн. рублей. ¦
¦ ¦Финансирование из областного бюджета Тверской¦
¦ ¦области осуществляется по следующим кодам¦
¦ ¦разделов классификации расходов областного¦
¦ ¦бюджета Тверской области: ППП - 122, РП - 1102,¦
¦ ¦КЦСР - 5228900, КВР - 010 ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные механизмы¦Софинансирование проектов строительства и¦
¦реализации ДЦП ¦модернизации объектов водоснабжения и¦
¦ ¦водоотведения, отобранных на конкурсной основе ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные механизмы¦Контроль за реализацией ДЦП осуществляется в¦
¦мониторинга реализации¦соответствии с Постановлением
Администрации¦
¦ДЦП ¦Тверской области от 04.03.2008 № 49-па "О Порядке¦
¦ ¦разработки, формирования и реализации долгосрочных¦
¦ ¦целевых программ Тверской области и проведения¦
¦ ¦оценки эффективности их реализации" (в редакции¦
¦ ¦Постановления Администрации Тверской области от¦
¦ ¦26.08.2008 № 243-па). ¦
¦ ¦Государственный заказчик - координатор ДЦП¦
¦ ¦организует работу государственного заказчика ДЦП и¦
¦ ¦исполнителей мероприятий ДЦП по подготовке¦
¦ ¦необходимых материалов для своевременного и¦
¦ ¦правильного составления отчетов. ¦
¦ ¦В течение всего периода реализации ДЦП¦
¦ ¦осуществляются полугодовой и годовой мониторинги¦
¦ ¦реализации ДЦП ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
I. Характеристика проблем
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Тверской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения. Качество водоснабжения является важной составляющей данной задачи и вместе с тем серьезной проблемой большинства городов, поселков и сельских населенных пунктов Тверской области, от решения которой во многом зависят сохранение здоровья, улучшение условий деятельности и повышение качества жизни населения Тверской области.
В настоящее время обеспеченность централизованным водоснабжением населения Тверской области составляет 64%, в т.ч. городского населения - 86%, сельского - 42%. Оставшаяся часть населения Тверской области получает питьевую воду из нецентрализованных источников. Доля городских округов и городских поселений, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, составляет 100%.
Вместе с тем дефицит питьевой воды отмечается в городах Ржев, Кашин, Белый, Красный Холм, Западная Двина, Торопец, Весьегонск, поселках Кесова Гора, Жарковский, Сонково, Фирово.
В целом для систем водоснабжения и систем водоотведения характерны высокий уровень износа и технологическая отсталость.
Из 2600 км водопроводных сетей на территории области в замене нуждаются около 40%, а в ряде городских округов и муниципальных районов - более 70% водопроводных сетей. Общий износ систем водоснабжения достиг в среднем по области более 60%, что обусловливает частые аварии на водопроводах и вторичное загрязнение водопроводной воды (процент неудовлетворительных проб, взятых у потребителей, превышает процент неудовлетворительных проб на водозаборных сооружениях). Срочной модернизации требуют сегодня около 30% мощностей водозаборных сооружений. Потери водопроводной воды за счет утечек и неучтенного расхода возрастают и только по официальным данным составляют более 13% от отпущенной в сети воды.
Наблюдается ухудшение качества воды по санитарно-химическим показателям из подземных водоисточников, доля которых составляет в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения 88,9%, около 40% проб воды не отвечают нормативам. В 1,5 - 2 раза выше этот показатель в Сандовском, Кимрском, Бежецком, Бологовском, Калининском, Максатихинском, Жарковском, Зубцовском, Удомельском и ряде других районов. В химическом составе подземных вод отмечаются высокая минерализация, общая жесткость, повышенное содержание общего железа, повышенное или пониженное содержание фтора, пониженное содержание йода. Между тем, в настоящее время станции обезжелезивания, обеззараживания из крупных городов имеются только в городах Тверь, Лихославль, Удомля и Бологое, которые к тому же нуждаются в реконструкции. Необходима реконструкция водозаборных сооружений и станций водоподготовки в городах Бежецке и Кашине.
Важной проблемой остается обеспечение должного состояния поверхностных источников воды, из которых осуществляется водоснабжение городов Ржев, Бежецк, Кимры, Кашин, поселков Сонково и Кесова Гора. Для обеспечения гарантированного качества воды в реках, снабжающих эти населенные пункты, необходима первоочередная реконструкция станций очистки стоков в них, а также в городах Бологое, Вышний Волочек, Конаково, Калязин, Торопец, Старица, Торжок, Красный Холм, поселке Фирово.
Из более чем 20 тысяч колодцев общего пользования на территории Тверской области на официальном учете состоит менее 6 тысяч, причем предусмотренная санитарными нормативами ежегодная дезинфекция проводится менее чем на 1% колодцев.
Серьезную опасность представляют собой бесхозяйные и недействующие скважины, через которые возможно заражение эксплуатируемых месторождений подземных вод, что делает актуальной задачу их тампонирования.
Проблемой является воспитание у населения рачительного отношения к питьевой воде.
В соответствии с действующим законодательством задача обеспечения населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения возложена на органы местного самоуправления, в собственности которых находится значительная часть объектов водоснабжения и водоотведения. Ввиду недостаточной инвестиционной привлекательности большинства систем водоснабжения и водоотведения для частных инвестиций основное финансирование работ по строительству новых и модернизации существующих объектов в настоящее время осуществляется за счет бюджетных средств. Однако ежегодная замена водопроводных сетей составляет менее 1% от их общей протяженности, что в 5 - 6 раз менее необходимых объемов. Материально-техническая база водопроводно-канализационного хозяйства крайне слаба. Практически на всех системах водоснабжения и водоотведения отсутствуют необходимая техническая документация в полном объеме, контрольно-измерительная аппаратура и т.д. Острой проблемой для большинства сельских и городских поселений, городских округов является отсутствие проектно-сметной документации на проведение работ по модернизации существующих систем водоснабжения и водоотведения.
По данным городских округов и муниципальных районов только для приведения в нормативное состояние ветхих водопроводных и канализационных сетей, оборудования очистных сооружений и насосных станций необходимо около 9,5 млрд. рублей. Крайне затратным является строительство новых сооружений. Например, стоимость строительства нового водозабора в городе Ржеве составляет около 1,2 млрд. рублей.
Собственные средства бюджетов подавляющего большинства муниципальных образований, финансовые возможности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства недостаточны для решения вышеперечисленных проблем.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а не на 2003 - 2010 годы.
На протяжении последних лет средства областного бюджета Тверской области направлялись в числе прочих на решение вопросов модернизации водопроводно-канализационного хозяйства муниципальных образований. Например, в 2007 году из бюджетных расходов на коммунальное строительство 56,4% были направлены на цели улучшения водоснабжения населения, в том числе все средства федерального бюджета, поступившие на финансирование подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2003 - 2010 годы. Федеральные средства были направлены на реконструкцию водозабора в городе Калязине, гидроузла с водозаборными сооружениями на реке Остречине в городе Бежецке, строительство водозабора в городе Ржеве. Кроме того, 28,9 млн. рублей было выделено из областного бюджета Тверской области на софинансирование работ в сельских поселениях по строительству и ремонту более одной тысячи общественных колодцев.
В 2008 году в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области на финансирование работ по строительству и реконструкции водозаборов, очистных сооружений, систем водоснабжения, проектно-изыскательских работ предусматриваются средства в объеме более 300 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 176,1 млн. рублей, за счет средств областного бюджета Тверской области из областного фонда софинансирования расходов в объеме более 90 млн. рублей, из них на оплату проектно-изыскательских работ около 46 млн. рублей.
Полномочия Тверской области как субъекта Российской Федерации позволяют и в дальнейшем стимулировать решение вопросов водоснабжения населения в рамках межбюджетных отношений. Однако выделявшихся до настоящего времени на эти цели бюджетных средств недостаточно. В этой связи возможно и необходимо привлечение более значительных ресурсов областного и федерального бюджетов, учитывая разработку в Правительстве Российской Федерации целевой программы "Чистая вода". Привлекаемые в сферу водоснабжения и водоотведения бюджетные средства позволят в числе прочих и повысить инвестиционную привлекательность проектов строительства и модернизации существующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства с целью привлечения средств внешних инвесторов. У большинства организаций водопроводно-канализационного хозяйства нет возможности самостоятельно осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов водоснабжения и водоотведения и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов. Вместе с тем, для снижения высоких инвестиционных рисков необходимо совершенствовать механизмы тарифообразования и взаимодействия всех участников инвестиционных процессов в отрасли коммунального хозяйства.
Все вышеуказанные проблемы могут быть разрешены только с применением программно-целевого метода.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
Стратегическая цель ДЦП - обеспечение населения Тверской области питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН № 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПиН № 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
Указанная цель достигается в рамках реализации ведомственной целевой программы департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области и ведомственной целевой программы департамента строительного комплекса Тверской области.
Кроме того, мероприятия по строительству систем водоснабжения на селе будут реализовываться через долгосрочную целевую программу Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009 - 2012 годы".
В ходе реализации мероприятий ДЦП будут решены следующие тактические задачи:
- повышение качества воды в системах централизованного водоснабжения городских округов и городских поселений Тверской области;
- формирование базы данных о состоянии систем водоснабжения и водоотведения на территории Тверской области и обеспеченности населения качественной водой;
- рост уровня удовлетворенности населения качеством питьевой воды.
III. Срок реализации ДЦП
ДЦП реализуется в 2009 - 2015 годах.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
ДЦП предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Тверской области и средств бюджетов муниципальных образований Тверской области.
Предполагается привлечение средств федерального бюджета (в 2009 - 2010 годах в рамках заключенного Администрацией Тверской области и Министерством регионального развития Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также после принятия в установленном порядке государственной целевой программы "Чистая вода") и внебюджетных источников финансирования.
Объем привлечения внебюджетных источников финансирования ограничивается объемами бюджетных средств, выделяемых на реализацию отдельных проектов в целях обеспечения привлекательных условий инвестирования для внешних инвесторов, отсутствием проектов строительства новых и модернизации существующих объектов водоснабжения и водоотведения, ограничениями роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию ДЦП за счет всех источников финансирования, составит 1474,26 млн. рублей и будет распределяться по источникам и годам реализации в соответствии со следующей таблицей:
млн. рублей
+-----------+------------+------------------------------------------------+
¦ Год ¦ Всего ¦ В том числе ¦
¦ ¦ +------------+-----------+----------+------------+
¦ ¦ ¦федеральный ¦ областной ¦ местные ¦внебюджетные¦
¦ ¦ ¦ бюджет <*>
¦ бюджет ¦ бюджеты ¦ источники ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Тверской ¦ ¦ <***>
¦
¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ <**>
¦ ¦ ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2009 - 2015¦ 1474,26 ¦ 300 ¦ 270 ¦ 270 ¦ 634,26 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦в том числе по годам ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2009 ¦ 406,22 ¦ 150 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 166,22 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2010 ¦ 348,04 ¦ 150 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 108,04 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2011 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2012 ¦ 180 ¦ 0 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 90 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2013 ¦ 180 ¦ 0 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 90 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2014 ¦ 180 ¦ 0 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 90 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
¦2015 ¦ 180 ¦ 0 ¦ 45 ¦ 45 ¦ 90 ¦
+-----------+------------+------------+-----------+----------+------------+
--------------------------------
<*> Указаны объемы финансирования из федерального бюджета в 2009 - 2010 годах строительства водозабора в городе Ржеве в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2008 № 689-р. В случае принятия на федеральном уровне нормативных актов, позволяющих обеспечить дополнительное софинансирование ДЦП из федерального бюджета (государственная программа "Чистая вода"), в текст ДЦП в части, касающейся набора программных мероприятий и ресурсного обеспечения, будут внесены соответствующие изменения.
<**> Объемы финансирования ДЦП в 2009 - 2011 годах указаны в соответствии с проектом областного бюджета Тверской области на 2009 - 2011 годы.
<***> Объем финансирования из внебюджетных источников принят исходя из следующих данных:
- в 2009 - 2010 годах продолжится строительство водозабора в городе Ржеве, объем финансирования из внебюджетных источников в указанных размерах предусмотрен в титульных списках стройки, подписанных Администрацией Тверской области и Министерством регионального развития Российской Федерации;
- в 2012 - 2015 годах размеры привлеченных внебюджетных средств приняты равными размерам бюджетного финансирования.
Средства федерального бюджета составят 20,4% средств ДЦП; областного бюджета Тверской области (270 млн. рублей) и средства бюджетов муниципальных образований Тверской области (270 млн. рублей) - по 18,4% от общего объема средств ДЦП, средства внебюджетных источников (634,26 млн. рублей) - 42,8% .
Плановые объемы финансирования ДЦП в 2009 - 2011 годах за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Тверской области приведены в следующей таблице:
млн. рублей
+---------------+---------------------+---------------------+---------------------+
¦ Глава, раздел,¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦
¦ подраздел +--------+------+-----+--------+------+-----+--------+------+-----+
¦ классификации ¦област- ¦феде- ¦итого¦област- ¦феде- ¦итого¦област- ¦феде- ¦итого¦
¦ расходов ¦ной ¦раль- ¦ ¦ной ¦раль- ¦ ¦ной ¦раль- ¦ ¦
¦ ¦бюджет ¦ный ¦ ¦бюджет ¦ный ¦ ¦бюджет ¦ный ¦ ¦
¦ ¦Тверской¦бюджет¦ ¦Тверской¦бюджет¦ ¦Тверской¦бюджет¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦
+---------------+--------+------+-----+--------+------+-----+--------+------+-----+
¦ППП - 122, ¦ 45 ¦ 150 ¦ 195 ¦ 45 ¦ 150 ¦ 195 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦РП - 1102, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КЦСР - 5228900,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КВР - 010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
]]>