Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. № 10-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА В.В.КРИВОЧКИНА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОДПУНКТОМ 3 ПУНКТА
1 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29 НОЯБРЯ 2002
ГОДА № 24-ЗРТ "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 21 ИЮЛЯ 2008 ГОДА)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
заслушав заключение судьи А.Л.Васина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение поступившего обращения,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин В.В.Кривочкин с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции от 21 июля 2008 года). Согласно оспариваемой норме освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на участников, инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80, 91 кВт).
Заявитель считает оспариваемую норму не соответствующей Конституции Республики Татарстан, поскольку она не предусматривает распространение указанной налоговой льготы на военнослужащих, получивших увечья при исполнении обязанностей военной службы и приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны. Он является инвалидом III группы вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, и относится к военнослужащим, на которых в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции) распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны (инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий).
В обоснование своей позиции гражданин В.В.Кривочкин указывает, что согласно части восьмой статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Заявитель также указывает, что Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" в его редакции, действовавшей до 1 января 2005 года (до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), было установлено, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот, в том числе и по налогообложению, в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13). При этом данный Закон прямо предусматривал в качестве мер социальной защиты предоставление льготного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (статьи 14 и 15).
На основании изложенного гражданин В.В.Кривочкин просит признать подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции от 21 июля 2008 года) не соответствующим статьям 22, 28 (части 1 и 2) и 29 Конституции Республики Татарстан, согласно которым граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; в Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод устанавливается законами.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 28 апреля 2009 года) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула). Статьей 14 данного Федерального закона предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, к которым согласно его статье 4 относятся инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.
Меры социальной поддержки инвалидов войны, установленные указанным Федеральным законом, представляют собой исчерпывающий перечень различных видов социального обеспечения, в том числе и льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 14). При этом льготы по налогам, включая льготы по транспортному налогу, указанным перечнем не предусмотрены. Из этого следует, что меры социальной поддержки инвалидов войны, определенные названным Федеральным законом, не включают в себя льготы по налогам и сборам, установленные на основании частей первой и третьей статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе льготу по транспортному налогу, закрепленную оспариваемой нормой Закона Республики Татарстан "О транспортном налоге".
На этом основании доводы заявителя о признании его права на льготу по транспортному налогу в связи с распространением на него мер социальной поддержки инвалидов войны (инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) являются необоснованными.
Положения части восьмой статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, на которые ссылается заявитель В.В.Кривочкин, относятся к другой категории лиц, получающих социальное обеспечение, - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, реализуя предусмотренные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, вправе устанавливать - в зависимости от особенностей государственной службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой различными категориями государственных служащих, - различные условия предоставления конкретных мер социальной защиты; сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу приведенной им правовой позиции, имеющей общее значение для характеристики отношений, возникающих в сфере социальной защиты различных категорий государственных служащих, определение круга лиц, на которых распространяются меры социальной защиты, предоставляемые инвалидам войны, относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя. Установление федеральным законодателем единых правил пенсионного обеспечения не предполагает его обязанность осуществлять единообразное правовое регулирование и в других сферах, в том числе при определении права на получение мер социальной поддержки (Определения от 17 октября 2006 года № 390-О, от 17 октября 2006 года № 398-О и от 12 ноября 2008 года № 1051-О-О).
Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" ранее уже оспаривались в Конституционном суде Республики Татарстан по жалобе гражданина А.А.Абсатарова, по результатам рассмотрения которого было принято Постановление от 28 мая 2008 года № 30-П. В рамках предмета рассмотрения по данному делу Конституционный суд Республики Татарстан признал оспариваемую норму соответствующей Конституции Республики Татарстан. Согласно изложенной в указанном Постановлении правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан определение круга лиц, на которых распространяются льготы по транспортному налогу в Республике Татарстан, относится к дискреционным полномочиям республиканского законодателя.
Требуя признать подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции от 21 июля 2008 года) не соответствующим Конституции Республики Татарстан, заявитель фактически ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о расширении круга лиц, на которых должно распространяться действие оспариваемой нормы. Однако разрешение этого вопроса, как предполагающее внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство, не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Следовательно, оспариваемая заявителем норма сама по себе с учетом правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан, выраженной в Постановлении от 28 мая 2008 года № 30-П, не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан. По смыслу пункта 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", согласно которому основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Татарстан оспариваемая заявителем норма, отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 3 части первой статьи 46 и частью пятой статьи 66 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.В.Кривочкина на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции от 21 июля 2008 года) ввиду отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии данной нормы Закона Конституции Республики Татарстан и поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В силу статьи 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru